Что именно сообщил суд и в какой степени его выводы повлияют на нашу журналистскую деятельность?
Вопрос: 10 августа 2021 г., Конституционный суд (КС) рассмотрел вопрос о том, соответствует ли юридическое определение налоговой тайны духу Конституции или нет. Согласно закону, это словосочетание означает «любую информацию, которой располагают органы, обладающие полномочиями по налоговому управлению, включая информацию о налогоплательщике, которая представляет собой коммерческую тайну, за исключением информации о нарушениях налогового законодательства».
В реальности, определение налоговой тайны настолько расплывчато и неоднозначно, что позволяет государственным органам легко и в любое время отказывать представителям СМИ в предоставлении запрашиваемой информации. Так как подобные данные принадлежат налогоплательщикам и являются общественным достоянием, то доступ к ним должен ограничиваться исключительно на основании четких и убедительных аргументов.
В своем решении КС проанализировал, насколько «верным» является ограничение доступа к информации с точки зрения положения Налогового кодекса, рассмотрев три аспекта:
- если ограничение доступа к информации «предусмотрено законом»;
- преследует ли оно законную цель;
- существует ли надлежащее равновесие между ограничением права на доступ к информации и необходимостью защиты налоговой тайны.
Применительно к первым двум аспектам КС установил, что вмешательство в право на доступ к информации предусмотрено законом и преследует законную цель. При анализе справедливого равновесия между принципами конкурентности, у КС имелись определенные замечания. Суд утверждал, что Государственная налоговая служба (ГНС) рассматривает любую имеющуюся у нее информацию как налоговую тайну. Вместе с этим, эта категория не включает в себя некоторые из этих данных и они не должны быть исключены из сферы общественных интересов. Более того, может существовать информация, которая, являясь государственной тайной, тем не менее должна быть раскрыта, поскольку общественный интерес в этой информации преобладает над необходимостью защиты конфиденциальности данных.
Суд отметил, ответственные служащие налоговых органов и судьи обязаны проанализировать обстоятельства каждого дела и определить, входят ли запрашиваемые журналистами данные в категорию налоговой тайны и/или преобладает ли общественный интерес в знании соответствующей информации.
Другими словами, после публикации этого постановления поставщики информации будут не вправе просто ссылаться на «налоговую тайну», используя её как предлог для всех отказов, касающихся журналистов. До недавнего времени любая информация, принадлежащая налоговым органам, оставалась для СМИ неприкосновенной и во всех случаях рассматривалась как конфиденциальные налоговые данные.
Отныне и чиновникам, и судьям, сталкивающимся с подобными дела, придется освоить технику поддержания равновесия между правом на доступ к информации и необходимостью защиты конфиденциальности налоговых данных.
Рубрика «Юрист прессы» была создана Центром независимой журналистики, с целью поддержать деятельность журналистов и средств массовой информации, предоставляя им правовые решения, адаптированные к каждому конкретному случаю.
Ответы, которые были даны в рамках этой рубрики ранее, Вы можете найти здесь.