Вы здесь

Два разных решения СТР в отношении передачи «Vorbeste Moldova – Parinte te Iubesc» создают путаницу и могут быть по-разному истолкованы.

20 августа 2019
1800 просмотров
26 апреля Совет прессы (СП) выступил с публичным обращением к СТР, требуя наложить взыскание за правонарушения, совершенные телеканалом «Prime TV» в ходе своей передачи «Vorbeste Moldova – Parinte te Iubesc» о девочке-подростке, подвергшейся сексуальному насилию со стороны отчима. После того как в мае 2019 г. Совет по телевидению и радио (СТР) по собственной инициативе провёл мониторинг данной передачи, он не выявил в ней каких-либо нарушений. СТР пересмотрел своё решение и оштрафовал телеканал на 10 000 лей только после повторного обращения СП в августе. Тот факт что СТР пересмотрел решение, продюсер передачи истолковал как отсутствие профессионализма. На вопрос Media-azi.md, устранит ли телеканал нарушения, о которых сообщили СП и СТР, он заявил, что героиня материала – это не «ребенок-жертва сексуального насилия, а мать двоих детей, попавшая в сложную ситуацию». «В свою очередь, председатель Виорика Захария обращает внимание: «Деонтологические кодексы журналистов ряда стран, в том числе из Республики Молдова, гласят, что журналист не использует состояние шока или уязвимое положение человека при создании своих материалов. По нашему мнению, «Vorbeste Moldova», именно это и использует».

Два решения противоречат друг другу
Media-azi.md писал, что в мае члены СТР приняли к сведению мониторинг передачи, не зафиксировав нарушений, которые могли бы повлечь за собой определённые санкции. Тогда решение было принято 7 голосами «за» – Драгош Викол, Татьяна Бурага, Юлиан Рошка, Корнелиу Михалаке, Вероника Кожокару, Дорина Курник и Лидия Визиру.
В августе регламентирующий орган в области телевидения и радио пересмотрел своё решение, выступая за наложение в отношении телеканала штрафа в размере 10 000 лей. Тогда решение было принято 5 голосами «за», принадлежащими следующим членам СТР – Ольге Гуцуцуй, Драгошу Викол, Юлиану Рошка, Корнелиу Михалаке. «Против» проголосовали 2 человека – Вероника Кожокару и Дорина Курник. Член СТР Корнелиу Михалаче покинул заседание и не участвовал в процедуре голосования.
Члены СТР пересмотрели данный случай после повторного обращения СП, утверждавшего, что в своём решении, принятом в мае, члены СТР не обратили должного внимания на то, как действовали создатели передачи, и не учли высший интерес ребенка. По мнению СП, авторы передачи нарушили закон о защите детей от негативного влияния информации.

Авторы обращения отметили, что несмотря на то, что хотя имя девочки, подвергшейся насилию было изменено и её лицо было скрыто, её можно было узнать по голосу, а также благодаря присутствию в студии её родителей и бабушки, чьи лица не были защищены. Это также отметил Народный адвокат по правам ребенка Майя Бэнэреску. Кроме того, Народный адвокат сослался на акты ООН о правах ребенка, которые подчеркивают, что одной из концепций реализации высших интересов ребенка является «предотвращение виктимизации ребенка, пострадавшего в результате физического, психологического или сексуального насилия».

Аргументы СТР и то, как они толкуются продюсером телеканала
На просьбу Media-azi.md объяснить, почему Совет всё же изменил своё отношение к этой передаче, председатель СТР Драгош Викол рекомендовал нам связаться с членом СТР Юлианом Рошка, чтобы получить ответ от имени Совета. Рошка утверждает, что в апреле члены Совета рассмотрели этот вопрос по собственной инициативе и установили, что создатели передачи приняли меры по защите личности ребенка. Что касается нового решения, то Юлиан Рошка объяснил, что члены СТР приняли во внимание аргументы Народного адвоката о защите прав ребёнка, и было определена реконструкция факта насилия в отношении ребенка, представленная в негативном свете. Таким образом, апрельское решение было юридически переквалифицировано, с точки зрения соблюдения интересов ребенка, «поскольку все национальные нормативные акты о правах ребенка должны толковаться и применяться в соответствии с принципом соблюдения высших интересов ребенка», – уточнил Рошка.

Продюсер передачи Александр Дзечиш расценивает данное изменение отношения членов СТР как акт непрофессионализма и считает, что новое решение СТР будет в пользу конкурентов телеканала «PRIME TV»: «Совет (по телевидению и радио – прим. ред.) ничего не пересмотрел, а скорее всего принял решение в пользу наших конкурентов, которые пытаются вставлять палки в колёса и навредить созданию одного из самых популярных телешоу в стране. Это непрофессионально, когда ты с самого начала располагаешь одной и той же информацией и одними и теми же законами, но принимаешь разные решения, в особенности действуя организованно. Вот почему это решение лишено законности», – отметил Дзечиш.

Что говорит закон?
Необходимо отметить, что Закон о защите детей от негативного влияния информации запрещает распространение информации, содержащей любые признаки, которые могут привести к идентификации детей, вовлеченных в ситуации негативного характера (происшествия, преступления, сексуальное злоупотребление, физическое или психическое злоупотребление, семейные ссоры, самоубийства, употребление наркотиков, злоупотребление алкоголем и др.), в том числе в качестве пострадавших или свидетелей. Исключение составляют ситуации, в которых журналист действует, с согласия родителей (опекунов, попечителей), в высших интересах ребенка; реконструкции преступлений, злоупотреблений и других ситуаций негативного характера, в которых используются дети.

Устранит ли телеканал «PRIME» нарушения, обнаруженные СП и Народным адвокатом по правам ребёнка?
На наш вопрос, вмешается ли телеканал в формат этой передачи для того, чтобы устранить нарушения прав ребенка, о которых сообщили как Совет прессы, так и Народный адвокат по правам ребенка, продюсер передачи ответил: «Мы ценим озабоченность Совета прессы делами детей и улучшением качества молдавских СМИ. Но, в отличие от них, мы не сидим в офисах и не смотрим передачи по телевизору. Мы рассматриваем реальные проблемы реальных людей, которые нельзя обойти вниманием и которые не могут быть обобщены. Нет необходимости принуждать телеканалы «предотвращать создание подобных передач», которые, по их мнению, «способствуют не развитию общества, а его деградации». Мы считаем, что обсуждение актуальных проблем, на основании какого-либо феномена или отдельного случая, может помочь потенциальным жертвам и агрессорам не совершать аналогичных ошибок, а обществу и властям – предотвращать подобные случаи», – прокомментировал Александр Дзечиш.
Продюсер передачи видит ситуацию девочки-подростка, подвергшейся сексуальному насилию, под другим углом: «Прошу, не надо называть героиню передачи «ребёнком-жертвой сексуального насилия», она – мать двоих детей, оказавшаяся в сложной ситуации. И во время записи передачи, и сейчас мы продолжаем действовать в интересах нашей героини и её двух детей – за здоровье и благополучие которых она борется. Мы следим за её судьбой и знаем, что многое изменилось к лучшему. Цель общества – помочь ей в ситуации, которую уже нельзя изменить, чтобы то, что выпало на её долю, больше не повторилось», сказал нам Александр Дзечиш.

Председатель Совета прессы: «Мы продолжим настаивать на соблюдении этических норм и законодательства»
В ответ на сказанное Дзечишом, председатель СП Виорика Захария заявила, что члены Совета прессы также работают с «реальными проблемами людей». СП никого не просит рассматривать проблемы, но призывает их делать это профессионально. «Они не единственные, кто пишет о насилии и трагедиях. Все СМИ так поступают. Почему у специалистов нет таких значительных и таких частых претензий к другим телеканалам? Мне жаль, что продюсеры, на самом деле ищущие сенсаций, прикрываются фразой «Мы помогаем людям решать их проблемы». В действительности, проблемы этих людей только усугубляются. Приведите мне примеры из качественных зарубежных СМИ, где ведущий задает гостю такие вопросы, как: «Ты в 30 лет знаешь, какая у тебя группа инвалидности? Тебе разбили голову? И почему ты – инвалид? («Vorbeste Moldova», 29 марта 2019)... и это только один пример», прокомментировала Захария.

Председатель СП подчеркнула, что девять членов Совета продолжат настаивать на соблюдении этики и законодательства. «Я не думаю, что речь продюсера передачи была такой же, если находящиеся в студии были его родственниками или близкими, столкнувшимися с злоключениями или подвергшимися насилию. Различные специалисты – Народный адвокат по правам ребёнка, Национальный центр по предотвращению жестокого обращения с детьми, говорят им, что они нарушают права ребёнка. К сожалению, я никогда не замечала чтобы они выразили готовность проанализировать свой контент и признать, что они были неправы. Деонтологические кодексы журналистов ряда стран, в том числе из Республики Молдова гласят, что журналист не использует состояние шока или уязвимое положение человека при создании своих материалов. По нашему мнению, «Vorbeste Moldova», именно это и использует», – заявила Виорика Захария.