
 

 

Доклад о ситуации в СМИ 
                            Республики Молдова в 2013 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кишинэу 2014



Центр независимой журналистики 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В докладе кратко изложены наиболее значимые события, характеризующие ситуацию в СМИ 

Республики Молдова в 2012 году. В доклад включена также глава о состоянии прессы в 

Приднестровье. Доклад доступен на румынском, английском и русском языках. Подготовлен 

Центром независимой журналистики (ЦНЖ) при финансовой поддержке Civil Rights 

Defenders, Швеция. Изложенные в докладе суждения принадлежат ЦНЖ, спонсоры не несут 

за них никакой ответственности. 



Центр независимой журналистики 

 

 

 

 

 

Содержание: 

 

I. Развитие событий и тенденции в молдавской прессе в 2013 году 

• Свобода прессы в Республике Молдова согласно международным докладам   

• Политическая обстановка   

• Медиарынок   

II. Общественное радио и телевидение   

•  Координационный совет по телевидению и радио   

• Национальная общественная компания «Телерадио-Молдова»   

• Общественная компания «Телерадио-Гагаузия»   

III. Свобода выражения и диффамация в 2013 году    

• Развитие законодательной базы 

• Судебные процессы против прессы    

• Случаи нарушения прав журналистов    

IV. Свобода прессы в Приднестровском регионе 

V. Выводы за 2013 год и прогноз на 2014 год  



Центр независимой журналистики 

2 

 

 

I. Развитие событий и тенденции в молдавской прессе в 2013 году 

 

• Свобода прессы в Республике Молдова согласно международным докладам 

 

Согласно признанным международным рейтингам, в 2013 году свобода прессы в Республике 

Молдова находилась примерно на том же уровне, что и в предыдущие годы. 

 

Так, в индексе, составленном организацией «Репортеры без границ», Республика Молдова 

занимает 56-е место из 180 стран, что на одну позицию ниже, чем в 2012 году. Эта позиция 

указывает на значительную степень плюрализма и относительно небольшую степень цензуры 

со стороны государства. Кроме того, в СМИ заметна резкая социальная поляризация, а 

журналисты зачастую подвергаются нападкам групп давления. Учитывая тот факт, что 

политическая ориентация частных СМИ, как правило, совпадает с политической ориентацией 

их владельцев, авторы рейтинга приходят к выводу о том, что соблюдение реальной 

независимости сотрудников СМИ все еще ограничено.
 1
 

 

В рейтинге, составленном организацией «Freedom House» также не замечено значительных 

изменений: по сравнению с 2012 годом Республика Молдова продвинулась лишь на два места 

вперед, заняв 112-е место из 197.
2
 Наша страна, набрав всего 53 балла, делит эту позицию с 

такими странами как Бангладеш, Колумбия, Кения, Ливан и Малави, и в то же время 

лидирует среди стран СНГ. 

 

Это обусловлено относительным статус-кво, сохранившимся в 2013 году во внутренней 

политике и в законодательстве в данной сфере. Положение СМИ подрывают все более частые 

случаи словесных нападок политиков на  журналистов. Это объясняется концентрацией 

собственности СМИ и медийной изоляцией некоторых представителей политики, которые 

подобным образом выражают свое несогласие, пытаясь повлиять на тематику публикаций в 

средствах массовой информации. 

 

• Политическая обстановка 

 

В 2013 году положение СМИ в Молдове не претерпело радикальных изменений по 

сравнению с предыдущим годом. Уровень свободы прессы остался неизменным, а по 

некоторым аспектам отмечался регресс. Обещания, данные летом 2009 года Альянсом за 

европейскую интеграцию, позднее ставшим Альянсом за европейскую интеграцию–2 (в 2011 

году) и Проевропейской коалицией (в 2013 году), не материализовались и в 2013 году. Таким 

образом, законодательство о СМИ не было приведено в соответствие с европейскими 

нормами; не был принят новый Кодекс телевидения и радио, и остался в силе Кодекс 

телевидения и радио от 2006 года, в котором с течением времени обнаруживается все больше 

недочетов; реформирование общественной компании «Телерадио-Молдова» (ТРМ) 

задерживается и т.д. 

 

                                                            
1
  http://rsf.org/index2014/en-eastern-europe.php 

2
  http://www.freedomhouse.org/sites/default/files/FOTP%202013%20Booklet%20Final%20Complete%20-%20Web.pdf 



Центр независимой журналистики 

3 

 

Считающийся поворотным в европейском продвижении Республики Молдова 2013 год был 

отмечен двумя важными событиями: это дело «Пэдуря Домняскэ», взволновавшее все 

общество и приведшее к изменениям на политической арене, и саммит в Вильнюсе, на 

котором Республика Молдова подписала Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом 

(ЕС). 

 

2013 год начался с медийного скандала, повлиявшего на ситуацию в среднесрочной 

перспективе. Лидер движения «Антимафия» Сергей Мокану впервые заявил на пресс-

конференции об убийстве на охоте в Пэдуря Домняскэ, в которой участвовали несколько 

высокопоставленных чиновников , членов Демократической и Либеральной партий, судьи, 

советники и генеральный прокурор РМ. Мокану утверждал, что убийство было совершено  

генеральным прокурором Валерием Зубко.
3
 Впоследствии смерть Сорина Пачу была 

подтверждена. Но подозреваемым в смерти бизнесмена был официально объявлен судья 

Георгий Крецу, заместитель председателя Апелляционного суда Кишинева, признавший 

свою вину и подавший в отставку 10 января.
4
 Спустя год после инцидента суд так и не вынес 

решения по данному делу. 

 

Дело «Пэдуря Домняскэ» спровоцировало разногласия и взаимные обвинения в коррупции 

среди членов Альянса за европейскую интеграцию–2 (АЕИ–2), которые достигли 

кульминации 13 февраля, когда премьер Влад Филат заявил о несостоятельности Соглашения 

о создании АЕИ–2.
5
 15 февраля голосами депутатов фракции либерал-демократов и фракции 

коммунистов была отменена должность первого заместителя председателя Парламента, 

которую занимал демократ Влад Плахотнюк. Впоследствии депутаты проголосовали и за его 

снятие с должности. 

 

5 марта 2013 года  правительству, возглавляемому Владимиром Филатом, был вынесен вотум 

недоверия, инициированный Партией коммунистов. За упразднение правительства 

проголосовали 54 депутата: 34 депутата Партии коммунистов (ПКРМ), 15 депутатов 

Демократической партии (ДПМ), три депутата Партии социалистов (ПСРМ) и два 

независимых депутата (Михай Годя и Сергей Сырбу). Против вотума недоверия 

проголосовали 31 депутат Либерально-демократической партии Молдовы (ЛДПМ) и три 

депутата из группы независимых депутатов во главе с Вадимом Мишиным. Фракция 

Либеральной партии (ЛП) в составе 12 депутатов не участвовала в голосовании. 

 

Политическая эпопея продолжилась, и 10 апреля президент Николай Тимофти назначил 

Влада Филата кандидатом на должность премьер-министра. Соответствующий указ был 

оспорен Либеральной партией в Конституционном суде, который 22 апреля признал его 

неконституционным. Суд мотивировал свое решение тем, что премьер-министр 

правительства, упраздненного в результате вотума недоверия за подозрения в коррупции, не 

может исполнять свой мандат.
6
 

 

                                                            
3
  http://jurnal.md/ro/news/mocanu-valeriu-zubco-a-ucis-un-om-iar-plahotniuc-i-filat-il-acopera-880835/ 

4
  http://inprofunzime.md/stiri/politic/gheorghe-cretu-banuit-de-moartea-lui-sorin-paciu-judecatorul-a-1.html 

5
  http://www.publika.md/pldm-iese-din-alianta-pentru-integrare-europeana--filat--vrem-un-nou-acord-aie_1257241.html 

6
  http://www.publika.md/curtea-constitutionala-a-decis-unanim--filat-nu-poate-fi-premier-desemnat_1363551.html 



Центр независимой журналистики 

4 

 

Отстранение от должностей продолжились: 25 апреля демократ Мариан Лупу был снят с 

поста председателя Парламента голосами 76-ти депутатов.
7
 В тот же день либерал-демократ 

Юрий Лянкэ был назначен временно исполняющим обязанности премьер-министра. 

 

Политический кризис завершился спустя почти четыре месяца, с созданием Проевропейской 

коалиции. Соглашение о создании Коалиции за проевропейское правление было подписано 

30 мая 2013 года председателем ЛДПМ Владимиром Филатом, председателем ДПМ 

Марианом Лупу и председателем парламентской фракции ЛП, лидером Совета 

реформирования ЛП Ионом Хадыркэ (вследствие распада фракции Либеральной партии). В 

тот же день, депутат ДПМ Игорь Корман был избран на должность председателя Парламента 

Республики Молдова.
8
 

 

Также 30 мая, голосами 58-ми депутатов было избрано новое правительство под 

руководством Юрия Лянкэ. В состав правительства Лянкэ вошли восемь министров от 

ЛДПМ, шесть министров от ДПМ и три министра от либерал-реформаторов.
9
 

 

Вторым знаменательным событием 2013 года стало подписание Республикой Молдова 

Соглашения об ассоциации с Европейским союзом на саммите Восточного партнерства в 

Вильнюсе, прошедшем 28–29 ноября.
10

 Соглашение об ассоциации Республики Молдова 

является реальным способом использования положительной динамики отношений с нашей 

страной посредством концентрации на поддержке основных реформ, экономическом 

восстановлении, правлении, секторе кооперации и либерализации торговли Республики 

Молдова с ЕС. 

 

На уровне внешней политики, для поддержания европейских устремлений Республики 

Молдова, нашу страну посетили различные европейские чиновники, такие как европейский 

комиссар по вопросам расширения и политики соседства Штефан Фюле, министр 

иностранных дел Великобритании Уильям Хейг, министр иностранных дел Польши Радослав 

Сикорски, министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт, глава европейской дипломатии 

Кэтрин Эштон, европейский комиссар по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер, 

председатель парламента Швеции Пер Вестерберг, государственный секретарь США Джон 

Керри.
11

 

 

На этом фоне отношения между СМИ и политиками регрессировали, о чем свидетельствует 

тот факт, что ряд журналистов и средств массовой информации подверглись словесным 

нападкам  со стороны высокопоставленных чиновников. 

 

• Медиарынок  

 

                                                            
7
  http://www.mediafax.ro/externe/marian-lupu-a-fost-demis-din-functia-de-presedinte-al-parlamentului-moldovean-10799395 

8
  http://www.trm.md/ro/politic/acordul-de-constituire-a-coalitiei-pro-europeana-facut-public/ 

9
  http://www.ziare.com/europa/moldova/r-moldova-are-un-nou-guvern-1238387 

10
  http://www.hotnews.ro/stiri-international-16095310-live-video-text-summitul-vilnius-ziua-republica-moldova-semneaza-acordul-asociere-

uniunea-europeana-vedeta-geopolitica-ucraina-ramine-mai-departe-rusia-dar-inca-mai-negociaza-bruxelles.htm 
11

  http://www.publika.md/retrospectiva-2013-moldova-a-trait-un-moment-istoric-cu-amenintari-din-est-si-vizite-de-rang-inalt-din-vest-

video_1762941.html 



Центр независимой журналистики 

5 

 

По данным Барометра общественного мнения Молдовы
12

, составленного Институтом 

общественных политик и обнародованного 22 ноября, основным источником информации 

для населения остается телевидение (87,3%), за которым следует Интернет (32,7%) и радио 

(31,6%). Газеты являются источником информации только для 12% населения, что помещает 

их на пятую позицию, за друзьями и соседями, также выступающими в качестве источников 

информации. 

 

Кроме того, телевидение является источником информации, которому население доверяет 

больше всего. Степень доверия к телевидению составляет 61,8%, и за ним следует Интернет – 

14,4%. Радио занимает третью позицию, с показателем 5,2%, а газеты (1,1%) – лишь седьмую 

позицию. С точки зрения телеканалов с наибольшей аудиторией, Барометр общественного 

места регистрирует такую ситуацию: «Prime TV» (51%), «Moldova 1» (43,9%), «Pro TV» 

(25,8%), «Jurnal TV» (18,9%), «Publika TV» (16,5%), «TV7» (11%), «2 Plus» (5,4%). 

Относительно доверия к объективности телеканалов при передаче политических новостей, 

респонденты указали следующие каналы: «Prime TV» (51,7%), «Moldova 1» (47%), «Pro TV» 

(39,1%), «Jurnal TV» (36,2%),  «Publika TV» (36,1%), «TV7» (22,7%), «2 Plus» (16,1%).
13

 

 

В 2013 году медиарынок продолжил расширение, включив новые телеканалы и 

периодические издания. 

 

По данным, представленным Координационным советом по телевидению и радио (КСТР), по 

состоянию на 1 января 2014 года в КСТР были зарегистрированы 238 лицензии на вещание и 

авторизации на ретрансляцию. Из них 65 – лицензии на телевизионное вещание, 56 – 

лицензии на радиовещание и 112 – авторизации на ретрансляцию.
14

 В 2013 году КСТР выдал 

13 лицензий на вещание без конкурса и девять авторизаций на ретрансляцию для 

продолжения деятельности семи студий кабельного телевидения на следующий срок и для 

двух новых студий. Далее, были отозваны три лицензии на вещание и девять авторизаций на 

ретрансляцию по инициативе обладателей данных документов, и одна авторизация была 

отозвана по причине отсутствия деятельности. В то же время КСТР провел два конкурса на 

использование свободных и освобожденных радиочастот и телеканалов, в которых 

участвовали 13 соискателей. По результатам конкурсов, радиостанции «Noroc», «Radio Plai», 

«Jurnal FM», «Publika FM» и телеканал «Publika TV» расширили свою сферу вещания. 

 

Кроме того,  КСТР выдал лицензию телеканалу с  экономико-финансовой тематикой передач 

– «Moldavian Business Channel», который поставил перед собой задачу стать важным 

источником информации в сфере экономики, но еще не приступил к работе. Был создан 

новый телеканал, «Moldova Sport», который будет предоставлять новости из мира спорта; он 

уже включен в пакеты некоторых поставщиков услуг. Для продвижения и развития культуры 

представителей болгарской национальности КСТР поддержал редакционный проект, 

предложенный компанией  «STATIS TV» SRL, и выдал лицензию на вещание музыкально-

развлекательному каналу «Zona M», поставившему перед собой задачу создания передач на 

болгарском языке. 

 

                                                            
12

  http://www.ipp.md/public/files/Barometru/BOP_11.2013_prima_parte_finale.pdf 
13

 Там же 
14

  http://cca.md/files/RAPORT%20CCA%202013.pdf 



Центр независимой журналистики 

6 

 

Также были выданы лицензии для двух телеканалов общего профиля – «Stil TV» и «TV 

Rain», а телеканал «A Film» пополнил ряды развлекательных каналов.
15

  

 

Согласно докладу Национального агентства по регулированию в области электронных 

коммуникаций и информационных технологий (НАРЭКИТ), абонентская база поставщиков 

услуг кабельного телевидения в 2013 году сократилась. За первые девять месяцев года общее 

число абонентов платных услуг телевидения уменьшилось по сравнению с итогами 2012 года 

на 1,8% (5,3 тысячи), составив 279,5 тысячи. Эта тенденция проявилась в результате перехода 

абонентов кабельного телевидения на другие платформы телевидения и радио, в частности, 

на широкополосный доступ в Интернет.
16

 В период, охваченный докладом, на рынке 

платного телевидения действовали 102 поставщика услуг. 

 

Что касается  печатных средств массовой информации, то, согласно Государственному 

регистру некоммерческих организаций Министерства юстиции
17

, в 2013 году было 

зарегистрировано 15 периодических изданий: 

1. Газета «MEYDAN», Комрат, 07.02.2013; 

2. «Grădina Mea», Кишинев, 23.04.2013; 

3. «CHIŞINĂU POST», Кишинев, 04.06.2013; 

4. «VOCEA AMERICII», Кишинев, 29.08.2013; 

5. «TIMPUL DE DUMINICĂ», Кишинев, 19.09.2013; 

6. «JURNAL INDEPENDENT», Кишинев, 21.10.2013; 

7. «BUCUREŞTI POST», Кишинев, 21.10.2013; 

8. «TIMPUL DE BUCUREŞTI», Кишинев, 21.10.2013; 

9. «Timpul de miercuri», Кишинев, 03.12.2013; 

10. «Timpul de sâmbătă», Кишинев, 03.12.2013; 

11. «Timpul de joi», Кишинев, 03.12.2013; 

12. «Timpul de vineri», Кишинев, 03.12.2013; 

13. «Timpul de marţi», Кишинев, 03.12.2013; 

14. «Timpul de luni», Кишинев, 03.12.2013; 

15. Информационный бюллетень ЛДПМ «STEJARUL» (Buletinul informativ al PLDM 

"STEJARUL"), Кишинев, 16.12.2013. 

 

Следует отметить, что двенадцать из вышеперечисленных изданий зарегистрированы по 

одному адресу – ул. А. Пушкина 22, Кишинев, а главным редактором является одно и то же  

лицо. 

 

Дело телеканала «NIT», который эксперты считают про-коммунистическим и лицензия 

которого была отозвана КСТР в апреле 2012 года, возвращается в поле зрения в 2013 году. 2 

мая Высшая судебная палата приняла  решение в пользу КСТР, удержав в силе предыдущее 

решение Апелляционного суда Кишинева, также в пользу КСТР.
18

 Представители «NIT» 

подали жалобу на Республику Молдова в ЕСПЧ в связи с этим делом. 

 

                                                            
15

  Там же 
16

  http://anrceti.md/news04122013 
17

  http://rson.justice.md/organizations?page=10&sort=desc&order=Tipul 
18

  http://unimedia.info/stiri/nit-a-pierdut-procesul-in-toate-instantele-r--moldova-60303.html 

http://rson.justice.md/organization/view/8953
http://rson.justice.md/organization/view/8953
http://unimedia.info/stiri/nit-a-pierdut-procesul-in-toate-instantele-r--moldova-60303.html


Центр независимой журналистики 

7 

 

Между тем, бывшая команда «NIT» перешла на другой канал, «Accent TV», который был 

продан бывшим владельцем Сергеем Пыргару российской компании «Волга-экспорт»
19

. 

Выпуски новостей уже выходят на румынском и русском языках, а депутат-коммунист 

Константин Старыш вновь ведет  передачу «Третий микрофон», которая выходила на «NIT». 

 

Как и в прошлые годы, в течение 2013 года журналисты переходили из  одного СМИ в 

другое. Так, бывший директор телеканала «TV7» Анатолий Голя вернулся в агентство 

«INFOTAG», акционером и основателем которого он является. Через день после сообщения 

об уходе Голи, и Виталий Кэлугэряну, политический журналист, ведущий передачи «Логика 

власти» на том же телеканале, сообщил о своем уходе,  на данный момент он работает на 

радиостанции «Radio Plai». Авторы передовиц Николае Негру и Петру Богату перешли из 

«Jurnal Trust Media» в «Ziarul Național». Ведущая специальных выпусков на «Jurnal TV» Рита 

Урсаловски перешла на «Publika TV», где она ведет передачу «Fabrika». Елена Робу-Попа, 

ведущая передачи «Moldova în direct» на государственном телеканале, перешла на портал 

«Unimedia», где ведет передачу «Alb&Negru». Ток-шоу «Moldova în direct» сейчас ведет 

бывшая журналистка «Radio Europa Liberă» Лилиана Барбэрошие. 

 

 

                                                            
19  http://www.kommersant.md/node/16705 



Центр независимой журналистики 

8 

 

II. Общественное радио и телевидение 

 

• Координационный совет по телевидению и радио 

 

Состав Координационного совета по телевидению и радио в 2013 году не претерпел никаких 

изменений. 

 

В 2013 году Координационный совет по телевидению и радио провел 31 открытое заседание 

и утвердил 223 решения.
20

 КСТР применил дисциплинарные санкции и вынес  за нарушение 

правил в сфере телевидения и радио 146 санкций, из которых 114 публичных 

предупреждений, 31 штраф и отзыв одной авторизации на ретрансляцию по причине 

отсутствия деятельности. 

 

Год начался с попыток решить конфликт, возникший на международном уровне между 

румынским телевидением «TVR» и КСТР. В 2008 году Румынское телевизионное общество 

(на сегодняшний день Румынское телевидение – TVR) подало жалобу в ЕСПЧ в связи с 

решением КСТР от 2007 года об отзыве лицензии на использование национальной частоты на 

территории РМ, предоставленной в 2006 году и действительной до 2011. 

 

В январе 2013 года стороны пришли к соглашению о мирном решении проблемы и сообщили 

об этом секретариату ЕСПЧ. Соглашение было подписано 12 сентября 2013 года. 

 

Для эффективного возвращения на медиапространство и с учетом  возместительного 

характера соглашения, власти РМ приняли на себя обязательство соблюдать гарантии, 

применимые непосредственно и исключительно к внутреннему праву и включающие: 

1. Защиту от отзыва первоначальной лицензии на период ее исходного срока действия, а 

также от прекращения вещания или вмешательства в содержание программ, 

передаваемых «TVR»; 

2. Гарантии защиты от одностороннего изменения содержания лицензии на вещание; 

3. Освобождение от оплаты взносов, комиссионных, других сборов за возвращение. 

 

15 октября 2013 года ЕСПЧ вынес решение в связи с жалобой № 36398/08 – Румынское 

телевизионное общество (на сегодняшний день Румынское телевидение – TVR) против 

Республики Молдова, признав действительным Соглашение о мирном решении проблемы и 

закрыв, таким образом, дело, находящееся на рассмотрении Суда. 

 

15 ноября КСТР проголосовал за ретрансляцию программ телеканала «TVR» на территории 

Республики Молдова, потребовал от всех операторов кабельного телевидения включить 

«TVR» в свои программные предложения и предоставил слот в экспериментальном 

мультиплексе на территории Кишинева. С внедрением цифрового телевидения, не позднее 17 

июня 2015 года, «TVR» должен получить бесплатно и безоговорочно национальную 

частоту.
21

 

 

                                                            
20  http://cca.md/reports/7 
21  http://www.radiochisinau.md/cca-a-votat-retransmiterea-tvr-ului-pe-teritoriul-republicii-moldova-10782 

http://www.radiochisinau.md/cca-a-votat-retransmiterea-tvr-ului-pe-teritoriul-republicii-moldova-10782


Центр независимой журналистики 

9 

 

В 2013 году КСТР фигурировал  в ряде судебных процессов, один из которых был громким. 

Речь идет о решении КСТР от 28 декабря 2012 года об охране лингвистического и культурно-

национального наследия,
22

 согласно которому до 1 апреля 2013 года вещательные 

организации Республики Молдова должны были обеспечить наличие местного продукта в 

объеме не менее 30%. Решение КСТР предусматривало следующие требования: 

 Как минимум половина таких программ должна передаваться в часы максимальной 

аудитории, на государственном языке. 

 Реклама, информационные материалы и телемагазины не включаются в расчет доли 

местных программ. 

 Если телеканал или радиостанция вещает круглосуточно, программы местного 

производства должны занимать около 8 часов в день. Из них 4 часа должны быть 

выделены для программ на государственном языке. На телевидении они должны 

транслироваться во временных интервалах 06.00–09.00 и 19.00–23.00, а на радио – 

06.0013.00 и 17.00–20.00.  

 

В случае несоблюдения решения КСТР предусматривалось применение постепенных 

санкций, начиная с публичного предупреждения, затем минимальный и максимальный 

штраф, запрет на трансляцию рекламы и, наконец, прекращение деятельности и отзыв 

лицензии на вещание. 

 

Позже, в начале мая, вследствие уведомления со стороны 13 вещательных организаций, по 

мнению которых КСТР превысил свои полномочия, Апелляционный суд Кишинева отменил 

действие решения КСТР.
23

 Однако 28 ноября Суд сектора Чентру вынес решение в пользу 

КСТР в споре с вещательными организациями.
24

 

 

25 июля Прокуратура по борьбе с коррупцией сообщила о завершении уголовного 

преследования по делу бывшего председателя КСТР Георгия Горинчоя и о направлении 

материалов дела в Суд сектора Чентру. Горинчой обвиняется в том, что в 2011 году он 

вымогал 110 тысяч леев у одного предпринимателя за то, чтобы не начинать проверку 

качества товаров и объема услуг, предоставленных в результате исполнения договора о 

закупках, подписанного с КСТР.
25

 Суд пока не вынес решения по делу о пассивной 

коррупции бывшего председателя КСТР. 

 

В начале августа КСТР разработал концептуальный проект, предлагающий введение 

дифференцированной оплаты за выдачу лицензий, в зависимости от охвата вещания. В 

настоящее время вещательные организации выплачивают единую сумму, в размере 2 500 

леев, независимо от покрытия, что КСТР считает несправедливым. Проект также 

предусматривает увеличение размера платы: 5 000 леев для местных вещательных 

организаций и 200 000 леев – для вещательных организаций с национальным покрытием. 

 

В течение года КСТР разослал письма о намерениях уполномоченным органам в сфере  

телевидения и радио из 13 стран (Италия, Франция, Греция, Кипр, Испания, Португалия, 

                                                            
22   http://www.trm.md/ro/social/de-astazi-radiodifuzorii-sunt-obligati-sa-difuzeze-opt-ore-pe-zi-programe-autohtone/ 
23

  http://point.md/ro/noutati/obschestvo/consiliul-coordonator-al-audiovizualului-forat-sa-nu-aplice-legea 
24  http://www.publika.md/cca-castiga-in-instanta-radiodifuzorii-vor-transmite-saptamanal-30-la-suta-de-produs-autohton-in-limba-

romana_1703291.html 
25 http://anticoruptie.md/stiri/fostul-presedinte-al-cca-gheorghe-gorincioi-va-fi-judecat-pentru-coruptie/ 

http://www.trm.md/ro/social/de-astazi-radiodifuzorii-sunt-obligati-sa-difuzeze-opt-ore-pe-zi-programe-autohtone/
http://point.md/ro/noutati/obschestvo/consiliul-coordonator-al-audiovizualului-forat-sa-nu-aplice-legea
http://anticoruptie.md/stiri/fostul-presedinte-al-cca-gheorghe-gorincioi-va-fi-judecat-pentru-coruptie/


Центр независимой журналистики 

10 

 

Турция, Израиль, Россия, Украина, Германия, Великобритания, Соединенные Штаты 

Америки и Канада), в которых проживает большое число молдаван, поскольку наши 

сограждане за границей желают больше доступа к телеканалам из Молдовы. Этой перепиской 

КСТР преследовал цель начала переговоров об обеспечении членов молдавской диаспоры 

услугами местного телевидения и радио. Проект предусматривает ретрансляцию местных 

телеканалов в вышеперечисленных странах и является дополнительным инструментом для 

информирования молдаван, находящихся за границей, о событиях, происходящих в стране.
26

 

5 ноября 2013 года был подписан Меморандум о сотрудничестве в области телевидения и 

радио между Координационным советом по телевидению и радио Республики Молдова и 

Управлением радио и телевидения Кипра. 

 

• Национальная общественная компания «Телерадио-Молдова» 

 

В 2013 году исполнилось 55 лет со дня основания Компании, и этот год ознаменовался 

многочисленными важными событиями для национального телевидения, которые привели и 

к положительным изменениям, и к уверенности в том, что реформы, начатые еще в 2011 году, 

затягиваются. 

 

9 сентября было объявлено о выходе из состава Наблюдательного совета одного члена – 

Виорики Мешинэ-Продан, решившей прекратить свое участие в данном органе по причине 

того, что она готовит свой фильм к премьере в ноябре и хочет сконцентрироваться на своей 

основной деятельности.
27

 
 

Спустя некоторое время , 19 сентября, Аурелия Перу-Бэлан, председатель Наблюдательного 

совета (НС) «Телерадио-Молдова» (ТРМ), сообщила Координационному совету по 

телевидению и радио о том, что 23 декабря 2013 года истекает мандат пяти членов НС: 

Аурелии Перу-Бэлан, Виорики Кучеряну, Раисы Лозински, Евгения Рыбки, Виталия Цапеша. 

Таким образом, в составе трех членов Наблюдательный совет не сможет исполнять 

полномочия, предусмотренные статьей 58 Кодекса телевидения и радио. 

 

24 октября КСТР объявил о конкурсе на занятие освобождающихся шести мест в НС 

(соответствующее решение опубликовано в «Monitorul Oficial» 15.11.2013
28

).  
 

Для участия в конкурсе на членство в НС подали заявки 24 человека.
29

 На открытом 

заседании 13 декабря члены КСТР подвели итоги конкурса. В результате обсуждений, члены 

КСТР поддержали следующих кандидатов: Иона Бундуки, Виталия Цапеша, Василия 

Кирилеску, Тудора Осояну, Николая Спэтару, Петру Маковея, Стелы Нистор, Лилиана 

Бобока, Александра Лянкэ, Людмилы Василаке, Лилии Гурез и Андрея Лукьянчука. Таким 

образом, в соответствии с положениями Кодекса о телевидении и радио, КСТР предложил  12 

кандидатур для представления Парламенту Республики Молдова с тем, чтобы тот выбрал 

шесть новых членов Наблюдательного совета компании «Телерадио-Молдова».
30

 
 

                                                            
26  http://www.moldova.org/moldovenii-din-diaspora-vor-mai-mult-acces-la-canalele-tv-autohtone-235517-rom/ 
27

  http://ziarulnational.md/consiliul-de-observatori-de-la-teleradio-moldova-a-ramas-fara-un-membru/ 
28  http://lex.justice.md/viewdoc.php?action=view&view=doc&id=350311&lang=1 
29  http://trm.md/ro/social/24-de-persoane-candideaza-la-functia-de-membru-al-consiliului-de-observatori/ 
30  http://cca.md/news/bilan-ul-concursului-de-suplinire-func-iilor-de-membru-al-co-al-ipna-compania-teleradio-moldova 

http://www.moldova.org/moldovenii-din-diaspora-vor-mai-mult-acces-la-canalele-tv-autohtone-235517-rom/
http://ziarulnational.md/consiliul-de-observatori-de-la-teleradio-moldova-a-ramas-fara-un-membru/
http://lex.justice.md/viewdoc.php?action=view&view=doc&id=350311&lang=1
http://trm.md/ro/social/24-de-persoane-candideaza-la-functia-de-membru-al-consiliului-de-observatori/
http://cca.md/news/bilan-ul-concursului-de-suplinire-func-iilor-de-membru-al-co-al-ipna-compania-teleradio-moldova


Центр независимой журналистики 

11 

 

В течение 2013 года продолжился так называемый конфликт между сотрудниками и 

руководством по поводу системы оплаты труда, начавшийся в июле 2012 года. Сотрудники 

ТРМ требовали соблюдения своих трудовых прав. Они обратились к профсоюзному совету 

компании с требованием отменить приказ об изменении индивидуального трудового 

договора с неопределенного срока на определенный.
31

 Национальная конфедерация 

профсоюзов Молдовы (НКПМ) добилась пересмотра трудовых договоров для сотрудников 

компании «Телерадио-Молдова» и их подписания на неограниченный срок. В мае 2013 года 

Государственной инспекции труда было предложено провести проверку, но та отказалась по 

причине того, что в компании уже была проведена проверка в ноябре 2012 года, а по закону 

проверка осуществляется не более одного раза в течение  календарного года. 

 

Согласно докладу организации «APEL», обнародованному 16 октября, внедрение новой 

системы оплаты труда в компании «Телерадио-Молдова» проходит тяжело, с ошибками в 

управлении и на фоне сопротивления части сотрудников. В данном документе говорится, что 

внутренние нормативные положения, касающиеся изменения системы оплаты труда в 

компании «Телерадио-Молдова», обеспечены в достаточной мере для продолжения реформы 

в данной области.
32

 

 

Авторы доклада, однако, отмечают, что три основных внутренних документа, 

обеспечивающие реформирование системы оплаты труда (Регламент системы оплаты труда, 

Регламент системы бонусов и Регламент оценки профессиональных достижений 

сотрудников), были утверждены и предложены к внедрению в разные периоды, в нарушение 

исходно предусмотренных сроков, и не  полностью соблюдались. 

 

В докладе сообщается, что некоторые формулировки в нормативных актах, касающихся 

внедрения новой системы оплаты труда, неточны, непоследовательны и неверны 

лингвистически. Следовательно, пересмотр внутренней нормативной базы должен касаться и 

лингвистического редактирования, с изменениями и/или дополнениями к положениям, 

которые могут быть неверно поняты или неоднозначно истолкованы.
33

 
 

Для общественного телеканала 2013 год ознаменовался также поиском нового директора 

Департамента новостей: конкурс на эту должность сопровождался обширными дебатами и 

жалобами. В феврале ведущий новостей Виталий Гуцу был избран на должность директора 

Департамента новостей и дебатов общественного телеканала. Кроме Гуцу, в конкурсную 

комиссию были поданы заявки еще шести кандидатов: Екатерины Стратан, Аркадия 

Герасима, Корнелии Стефоглу, Сергея Прапорщика, Андрея Ревенко и Виталия 

Кондрацкого.
34

 Впоследствии три участника – Корнелия Стефоглу, Екатерина Стратан и 

Виталий Кондрацкий – оспорили результаты конкурса в суде, сославшись на нарушения в 

организации конкурса. Суд сектора Чентру Кишинева в конце июля вынес постановление об 

отмене решения конкурсной комиссии и приказа президента компании «Телерадио-Молдова» 

о назначении Виталия Гуцу. Далее, в октябре, Апелляционный суд поддержал решение 

первой инстанции, отклонив жалобу, поданную юристами компании ТРМ.
35

 Окончательное 

                                                            
31

  http://sindicate.md/angajatii-de-la-teleradio-moldova-isi-revendica-drepturile/ 
32  http://apel.md/public/upload/md_Studiu_de_caz_nr.01_10.10.13.pdf 
33  http://apel.md/public/upload/md_APEL_comunicat_16oct2013.pdf 
34  http://media.hotnews.md/articles/view.hot?id=19184 
35

  http://ziarulnational.md/nici-curtea-de-apel-nu-recunoaste-alegerea-in-functie-a-actualului-sef-al-departamentului-stiri-de-la-moldova-1/ 

http://sindicate.md/angajatii-de-la-teleradio-moldova-isi-revendica-drepturile/
http://media.hotnews.md/articles/view.hot?id=19184
http://ziarulnational.md/nici-curtea-de-apel-nu-recunoaste-alegerea-in-functie-a-actualului-sef-al-departamentului-stiri-de-la-moldova-1/


Центр независимой журналистики 

12 

 

решение должна дать Высшая судебная палата. Виталий Гуцу продолжил свою деятельность 

на должности директора в течение всего года. 
 

Переход ТРМ на цифровое вещание – приоритет, обозначенный в Стратегии развития 

компании на 2010-2015 годы – также был одной из задач в 2013 году. Для завершения 

процесса перехода на цифровой формат, ТРМ необходим кредит в размере около пяти 

миллионов евро. В этой связи, руководство компании уже получило положительное 

заключение Наблюдательного совета и приступило к переговорам с Европейским банком 

реконструкции и развития (ЕБРР) о получении этих средств. ЕБРР может финансировать этот 

проект в случае получения государственных гарантий от Правительства. 
 

Следует отметить, что на встрече 2 октября премьер Юрий Лянкэ, представители 

Европейского вещательного союза (ЕВС) и руководство компании «Телерадио-Молдова» 

обсуждали предоставление возможной поддержки со стороны государства для перехода на 

цифровой формат. Так, поскольку в июле 2015 года европейские вещательные организации 

официально перейдут на систему цифрового вещания, то и компания ТРМ должна 

соответствовать данным требованиям. 

  

В настоящее время процесс перехода компании «Телерадио-Молдова» на цифровое вещание 

обеспечен в объеме 40% на телеканале «Молдова 1» и в объеме 60% на радиостанции «Радио 

Молдова».
36

 

 

В апреле сайт телеканала уже был доступен на английском и русском языках. Это было 

сделано для облегчения доступа граждан, находящихся за границей, к информации о 

Республике Молдова. На сайт www.trm.md ежемесячно заходит более 100 тысяч посетителей, 

из которых около 30 тысяч – из-за границы.
37

 

 

• Общественная компания «Телерадио-Гагаузия» 

 

21 января 2013 года Исполнительный комитет Гагаузии обсудил проект о внесении 

изменений в Закон о телевидении и радио, зарегистрированный осенью 2012 года в Народном 

собрании Гагаузии. Помимо прочих изменений, которые в основном направлены на 

предоставление Народному собранию функции контроля над региональными СМИ, 

законопроект предусматривает несколько поправок, касающихся Наблюдательного совета 

(НС) общественной компании «Телерадио-Гагаузия» (ТРГ). Таким образом, согласно 

законопроекту: члены НС ТРГ будут назначаться и увольняться большинством голосов 

Народного собрания; регламент организации и функционирования НС утверждается 

Народным собранием; НС снимает с должности президента ТРГ в случае, если тот нарушит 

законодательство, нанеся, таким образом, ущерб бюджету Гагаузии; Народное собрание 

утверждает заработную плату сотрудников ТРГ; президент ТРГ избирается на 4 года и несет 

«личную ответственность» перед НС; президенту ТРГ будет назначена ежемесячная 

заработная плата в размере 4 500 леев, а директорам радио и телевидения – по 4 000 леев, и 

это будет единственной формой вознаграждения за эти должности, и т.д.
38

 

                                                            
36  http://trm.md/ro/social/reformarea-trm-abordata-cu-premierul-iurie-leanca/ 
37  http://host-static-212-0-211-102.moldtelecom.md/en/social/din-15-aprilie-pagina-web-a-companiei-publice-teleradio-moldova-poate-fi-

accesata-si-in-versiunile-engleza-si-rusa/ 
38  http://www.gagauzia.md/public/files/protokol_2013/pr_1_2013.pdf 

http://www.trm.md/
http://host-static-212-0-211-102.moldtelecom.md/en/social/din-15-aprilie-pagina-web-a-companiei-publice-teleradio-moldova-poate-fi-accesata-si-in-versiunile-engleza-si-rusa/
http://host-static-212-0-211-102.moldtelecom.md/en/social/din-15-aprilie-pagina-web-a-companiei-publice-teleradio-moldova-poate-fi-accesata-si-in-versiunile-engleza-si-rusa/
http://www.gagauzia.md/public/files/protokol_2013/pr_1_2013.pdf


Центр независимой журналистики 

13 

 

 

В феврале 2013 года Народное собрание проголосовало за данный законопроект. Согласно 

региональному законодательству, для того, чтобы принятые изменения вступили в силу, их 

должен утвердить башкан Гагаузии, который отказался утвердить данный закон. Таким 

образом, законопроект был возвращен Народному собранию вместе с комментариями 

башкана для пересмотра и повторного утверждения. Народное собрание так и не вернулось к 

данному законопроекту. 

 

8 июля 2013 года Народное собрание Гагаузии приняло решение о расторжении договора с 

президентом компании «Телерадио-Гагаузия» Екатериной Жековой, мандат которой истек в 

октябре 2012 года, и назначило временно исполняющей обязанности президента Екатерину 

Терзи, которая также является членом Наблюдательного совета компании. Председатель 

Народного собрания Дмитрий Константинов сослался на то, что мандат Екатерины Жековой 

закончился, и поэтому компании нужен новый человек в руководстве.
39

  

 

Данные решения были жестко раскритикованы гражданским обществом и КСТР, а также 

башканом Гагаузии Михаилом Формузалом, который утверждает, что подобные решения 

противоречат национальному и региональному законодательству, регулирующему 

деятельность региональной общественной вещательной организации, чья редакционная и 

творческая независимость гарантируется законом, а назначение и увольнение руководства 

компании «Телерадио-Гагаузия» является исключительным полномочием Наблюдательного 

совета. Поскольку мандат президента компании истек, Наблюдательный совет должен был 

назначить открытый конкурс, согласно ст. 37 Закона Гагаузии о телевидении и радио, и 

Народное собрание обязано было обеспечить функционирование Наблюдательного совета 

путем назначения членов этого органа руководства компании. 

 

Согласно Кодексу телевидения и радио и Закону Гагаузии о телевидении и радио, функция 

назначения и увольнения президента компании лежит на Наблюдательном совете 

общественной вещательной организации. Местный законодательный орган уполномочен 

назначать членов Наблюдательного совета и обеспечивать его функциональность. Кроме 

того, член НС не может быть временно исполняющим обязанности президента компании, 

поскольку эти две должности несовместимы и находятся в конфликте интересов. 

 

Вследствие реакции гражданского общества, а также для соблюдения процессуальных норм, 

11 июля 2013 года Наблюдательный совет региональной вещательной организации 

«Телерадио-Гагаузия» снял Екатерину Жекову с должности президента ТРГ и назначил 

временно исполняющей обязанности президента Марию Парфенову. Таким образом, было 

отменено предыдущее решение депутатов Народного собрания региона о смене руководства 

компании. 

 

Позже Мария Парфенова подала заявление об увольнении по причине болезни. 

Наблюдательный совет компании «Телерадио-Гагаузия» назначил 25 июля временно 

исполняющим обязанности президента компании Степана Пирона, за кандидатуру которого 

проголосовало большинство. На этой должности он находился до 20 сентября 2013 года, 

когда в результате открытого конкурса была избрана Анна Харламенко, бывший 
                                                            
39

  http://trm.md/ro/regional/presedinta-companiei-teleradio-gagauzia-demisa-din-functie/ 

http://trm.md/ro/regional/presedinta-companiei-teleradio-gagauzia-demisa-din-functie/


Центр независимой журналистики 

14 

 

председатель Народного собрания. Мария Парфенова была назначена директором 

общественной радиостанции Гагаузии.
40

 

 

                                                            
40  http://ziarulnational.md/fostul-spicher-de-la-comrat-are-o-noua-functie/ 

http://ziarulnational.md/fostul-spicher-de-la-comrat-are-o-noua-functie/


Центр независимой журналистики 

15 

 

III. Свобода выражения и диффамация в 2013 году 

 

• Развитие законодательной базы 

 

В 2013 году изменения или дополнения в Кодекс телевидения и радио, в Закон о свободе 

выражения мнения и Закон о доступе к информации внесены не были. 

 

Постановлением Конституционного суда № 12 от 04.06.2013
41

 в связи с проверкой 

конституционности некоторых положений, касающихся запрета на коммунистическую 

символику и продвижение тоталитарных идеологий, был признан неконституционным 

параграф 4
1 

статьи 3 Закона о свободе выражения мнения, который гласил: «В соответствии с 

частью (3) запрещаются пропаганда и/или использование в политических целях символики 

тоталитарного коммунистического режима (серп и молот, любой носитель с такой 

символикой), а также пропаганда тоталитарных идеологий. Указанные действия 

наказываются в соответствии с действующим законодательством». Данный параграф был 

введен Законом № 192 от 12.07.2012 о внесении дополнений в некоторые законодательные 

акты, вступившим в силу 1 октября 2012 года. 

 

5 июля 2013 года вступил в силу Закон о защите детей от негативного влияния информации, 

принятый Парламентом 07.03.2013. Целью данного закона является установление критериев 

для определения общедоступной информации, оказывающей негативное влияние на детей, а 

также для определения способов ее распространения, прав, обязанностей и ответственности 

субъектов, готовящих и распространяющих подобную информацию, участников, 

журналистов и органов власти, контролирующих их деятельность.
42

 

 

Закон о свободе выражения мнения, принятый еще в 2010 году, запрещает цензуру в 

общественных СМИ, а намеренное незаконное препятствование деятельности СМИ влечет за 

собой уголовную ответственность. Хотя законопроект о свободе выражения мнения 

сопровождался проектом о внесении дополнений в Уголовный кодекс, последний был внесен 

отдельной законодательной инициативой, что привело к задержке его утверждения 

Парламентом. 

 

Лишь 21 марта 2013 года были приняты изменения к Уголовному кодексу, согласно которым 

воспрепятствование деятельности СМИ и случаи цензуры в общественных СМИ 

квалифицируются как уголовные правонарушения.
43

 Согласно ст. 180
1
, умышленное 

воспрепятствование деятельности СМИ или запугивание за критику наказываются штрафом в 

размере от 150 до 300 условных единиц с лишением или без лишения права занимать 

определенные государственные должности на срок до 2 лет. Кроме того, те же действия, 

совершенные с использованием служебного положения, наказываются штрафом в размере от 

300 до 500 условных единиц с лишением или без лишения права занимать определенные 

государственные должности на срок до 4 лет. Параграф 3 данной статьи предусматривает 

наказание лиц, применивших насилие по отношению к  журналистам или совершивших 

хищение либо порчу материалов или аппаратуры журналистов. Подобные действия 

                                                            
41

  http://lex.justice.md/md/349032/ 
42

  http://lex.justice.md/index.php?action=view&view=doc&lang=1&id=347276 
43

  http://lex.justice.md/md/347483/ 



Центр независимой журналистики 

16 

 

наказываются штрафом в размере до 1000 условных единиц с лишением или без лишения 

права занимать определенные государственные должности на срок до 5 лет. 

 

Ст. 180
2
 предусматривает наказание за применение цензуры в отношении журналистских 

материалов. Таким образом, необоснованное искажение журналистского материала или 

необоснованное запрещение распространять какую-либо информацию руководством 

публичного средства массовой информации наказываются штрафом в размере от 300 до 500 

условных единиц с лишением или без лишения права занимать определенные должности или 

заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет. Также, дача средству массовой 

информации или его работникам указаний относительно издательской деятельности со 

стороны государственного служащего или лица, исполняющего ответственную 

государственную должность, а также воспрепятствование любым иным способом 

тиражирования или распространения информации наказываются штрафом в размере до 1000 

условных единиц с лишением или без лишения права занимать определенные должности или 

заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет. 

 

12 июня группа депутатов либерально-демократической фракции зарегистрировала 

законопроект о внесении изменений и дополнений в Кодекс телевидения и радио
44

, который 

предусматривает создание эффективного механизма для применения законодательных 

положений, касающихся прозрачности структуры собственности СМИ и обеспечения 

доступа общественности к сведениям  о владельцах средств массовой информации. 

Законодательная инициатива предлагает новое понятие, «собственник-бенефициарий», 

определяемое следующим образом: «физическое лицо, которое, на основании закона и/или 

договора находится в одной или нескольких из следующих ситуаций: 

- получает или может получать любой вид доходов за счет деятельности вещательной 

организации или распространителя программ и не обязан передавать этот доход третьему 

лицу; 

- владеет прямо или косвенно, посредством аффилированных лиц, в соответствии с 

положениями статьи 6 Закона о рынке капитала, контролем над вещательной организацией 

или распространителем программ; 

- является членом руководящего органа юридического лица с некоммерческими целями или 

юридического лица, в котором ни одно физическое лицо не владеет долей участия, равной 

или большей контрольного пакета, и обладает правом отзывать, самостоятельно или вместе с 

другими членами, большинство членов совета, исполнительный орган или большинство 

членов исполнительного органа и/или ревизора или большинство членов ревизионной 

комиссии вещательной организации или распространителя программ». 

 

Внесением данных изменений преследуется также цель установления конкретных процедур 

участия вещательных организаций в конкурсе на получение лицензии на вещание. В этом 

смысле, информация участника в конкурсе лицензий должна быть опубликована на сайте 

КСТР в течение не более трех рабочих дней с момента подачи заявления. В свою очередь, 

члены КСТР могут потребовать дополнительную информацию о владельце и о его правовых 

взаимоотношениях с аффилированными лицами. В случае, если соискатель не представит в 

полном объеме информацию и документы, предусмотренные законодательством, КСТР 

может отклонить соответствующее предложение. Кроме того, частные вещательные 
                                                            
44

  http://www.parlament.md/ProcesulLegislativ/Proiectedeactelegislative/tabid/61/LegislativId/1794/language/ro-RO/Default.aspx 



Центр независимой журналистики 

17 

 

организации будут обязаны представлять ежегодно до 1 мая доклад о деятельности согласно 

образцу, утвержденному КСТР. 

 

Следует отметить, что поправки были разработаны Центром независимой журналистики в 

рамках проекта «Улучшение прозрачности структуры собственности СМИ в Республике 

Молдова», осуществляемого при финансовой поддержке организации «National Endowment 

for Democracy» (NED), с целью обеспечения плюрализма и во избежание концентрации СМИ 

в руках нескольких групп интересов. Данный проект был рассмотрен профильной 

парламентской комиссией и должен быть включен в повестку дня Парламента для 

обсуждения и утверждения. 

 

18 июня группа депутатов зарегистрировала законопроект о внесении изменений в ст. 25 

Закона о Правительстве, направленный на прекращение трансляции заседаний Правительства 

в режиме онлайн.
45

 По словам авторов законопроекта, законодательство предусматривает, 

что заседания Правительства являются открытыми, но закон не уточняет процедуры, 

обеспечивающие открытый характер заседаний. Таким образом, данный проект предназначен 

для уточнения порядка обеспечения открытого характера заседаний и круга лиц, которые 

могут в них участвовать. Гражданское общество, однако, не разделяет данное мнение, считая, 

что прекращение трансляций с заседаний Правительства в режиме онлайн отрицательно 

скажется на прозрачности процесса принятия решений. Неправительственные организации в 

области СМИ отреагировали на это совместной декларацией, в которой говорится о том, что 

трансляции с заседаний Правительства и Парламента в режиме онлайн стали действующей 

практикой обеспечения прозрачности процесса принятия решений, которую вещательные 

организации и все гражданское общество считают инструментом эффективного общения с 

гражданами. 

 

В связи с вышесказанным, подписавшиеся организации напомнили Правительству 

Республики Молдова об установленной законом обязанности обеспечения реальной 

прозрачности процесса принятия решений различными доступными средствами и 

потребовали обеспечение прямого и эффективного общения членов Кабинета министров с 

представителями СМИ.
46

 Данный законопроект был утвержден в первом чтении 18 октября. 

Для утверждения изменений, законопроект должен пройти голосование во втором чтении. 

 

15 ноября либерально-демократическая фракция зарегистрировала законопроект, 

предлагающий внесение изменений в ст. 21 и 38 Кодекса телевидения и радио. Цель данного 

законопроекта заключается в регулировании механизма информирования телезрителя о 

продолжительности рекламной паузы во время телевизионных программ. Таким образом, 

предлагается дополнить первый параграф ст. 21 Кодекса телевидения и радио следующим 

текстом: «Каждый перерыв в телевизионной программе на рекламу или телемагазин следует 

хронометрировать в убывающем порядке в правой нижней части экрана. Размеры хронометра 

должны составлять не менее 7% площади экрана. Хронометр должен быть белого 

непрозрачного цвета».
47

  

 

                                                            
45

  http://parlament.md/ProcesulLegislativ/Proiectedeactelegislative/tabid/61/LegislativId/1827/language/ro-RO/Default.aspx 
46

  http://media-azi.md/ro/ong-urile-de-media-cer-garantarea-asigur%C4%83rii-transparen%C8%9Bei-procesului-decizional 
47

  http://parlament.md/ProcesulLegislativ/Proiectedeactelegislative/tabid/61/LegislativId/2021/language/ro-RO/Default.aspx 



Центр независимой журналистики 

18 

 

27 ноября независимые депутаты во главе с Вадимом Мишиным зарегистрировали 

законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты, предлагавший 

внесение изменений в ст. 3 Закона о свободе выражения мнения. Авторы проекта предлагают 

запретить пропаганду и/или публичное использование фашистской, расистской или 

ксенофобской символики, а также пропаганду тоталитарных фашистских, расистских или 

ксенофобских идеологий и/или отрицание холокоста, а также наказание за данные действия в 

соответствии с действующим законодательством.
48

 Было также предложено внесение в 

Уголовный кодекс изменений, предусматривающих наказания за вышеуказанные действия. 

 

• Судебные процессы против прессы 

 

Как и прошлые годы, 2013 год был для некоторых средств массовой информации не слишком 

спокойным в связи с  судебными исками, поданными против них как физическими, так и 

юридическими лицами. На рассмотрении судебных инстанций находится большое 

количество дел против представителей СМИ. Однако информация о судебных 

разбирательствах с участием журналистов или средств массовой информации не очень 

доступна: не существует общей базы данных, и у каждой судебной инстанции есть своя база 

данных о рассмотренных делах, а механизм поиска сложен и неудобен в использовании. 

 

Одними из самых значительных дел против СМИ являются дела, в которых ЦНЖ 

предоставляет бесплатное представительство в суде. Так, в 2013 году ЦНЖ предоставил 

юридическую помощь в двух делах о диффамации, оба против газеты «Ziarul de Gardă», 

против которой за последние годы было возбуждено  не одно судебное расследование. 

 

Компания «Moldova Gaz» против «Ziarul de Gardă» (ZDG): В июне 2013 года 

государственная компания «Moldova-Gaz» подала в суд на ZDG в связи со статьей о 

покушении на убийство (взрыв бомбы) заместителя директора Агентства по регулированию в 

энергетике Николая Райляна. В статье говорится о связи между угрозами в адрес Н. Райляна 

и некой энергетической компанией, имеющей отношение к  «Moldova-Gaz». Кроме того, в 

статье упоминаются заявления Райляна о вмешательстве «Moldova-Gaz» во взрыв бомбы.  

 

Георгий Стрэйстяну против «Ziarul de Gardă» (ZDG): В июне 2013 года было 

пересмотрено дело по иску бывшего депутата Георгия Стрэйстяну. Стрэйстяну подал на ZDG 

в суд в 2011, требуя 210 000 леев в качестве возмещения морального ущерба и удаления 

статьи о его аресте за подозрение в причастности к краже и другим противозаконным 

действиям, опубликованной в 2005 году на сайте этого издания. Высшая судебная палата 

направила дело на пересмотр в первую инстанцию. На данный момент дело находится на 

рассмотрении суда Стрэшень. 

 

В число процессов против СМИ также входит дело Центра журналистских расследований. 

Тамара Плэмэдялэ, парламентский адвокат по защите прав ребенка, мандат которой истек в 

октябре 2013 года, подала иск против репортеров Центра журналистских расследований, 

требуя возмещения ущерба в размере 500 000 леев. Причину иска она указала в статье об 

одном усыновлении, опубликованной в газете «Adevărul». Дело рассматривает Суд сектора 

                                                            
48

  http://parlament.md/ProcesulLegislativ/Proiectedeactelegislative/tabid/61/LegislativId/2043/language/ro-RO/Default.aspx 



Центр независимой журналистики 

19 

 

Рышкань Кишинева. По запросу представителя Тамары Плэмэдялэ, рассмотрение дела 

откладывалось три раза.
49

 

 

Колме того, в суде рассматривается дело «Parmato Grup» SRL против «Ziarul de Gardă». В 

2012 году ZDG перепечатала пресс-релиз с сайта Министерства внутренних дел, в котором 

сообщалось о расследовании дела в связи с подозрениями на мошенничество при участии 

компании «Parmato Grup» SRL.
50

 Впоследствии кишиневская прокуратура вынесла 

постановление о прекращении уголовного преследования, а Министерство внутренних дел 

сняло данный пресс-релиз с сайта www.mai.gov.md без каких-либо объяснений по этому 

поводу. Летом 2013 года «Parmato Grup» подала в суд на «Ziarul de Gardă», требуя удаления 

информации о компании и комментариев посетителей сайта в связи с ее деятельностью. В 

настоящее время данное дело находится на рассмотрении в Суде сектора Чентру. 

 

• Случаи нарушения прав журналистов 

 

В 2013 году  были отмечены случаи нарушения прав журналистов, и, к сожалению, их было 

больше, чем в предыдущие годы. Большинство случаев связано с угрозами в адрес 

журналистов и с ограничением их доступа на мероприятия, представляющие интерес для 

общественности. 

 

28 февраля 2013 репортер и оператор телеканала «PRO TV» подверглись устным  и 

физическим нападкам при работе над материалом на тему, представляющую интерес для 

общественности, о доме одной из судей Апелляционного суда Кишинева. При попытке 

поговорить с владельцами дома муж судьи, адвокат по профессии, толкнул журналистку и 

угрожал ей, потребовав прекратить съемку, и ударив по камере.
51

 

 

Неправительственные организации в области СМИ отреагировали на этот случай 

декларацией.
52

 В декларации говорится, что задачей адвоката является продвижение и защита 

прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, и что Союзу адвокатов 

Молдовы следует принять к сведению это дело и принять меры в связи с неприемлемым 

поведением адвоката Морару. 

 

11 апреля 2013 года в статье под заголовком «Прокурор требует от репортера раскрыть свои 

источники» („Procurorul cere reporterului să-şi divulge sursele”), газета «Ziarul de Gardă» 

сообщила о том, что после опубликования журналистского расследования на тему 

незаконной продажи военной техники со склада Национальной армии представители 

кишиневской прокуратуры обратились к ее автору, Юрию Сэндуцэ, с требованием раскрыть 

источник информации.
53

 

 

                                                            
49

  http://adevarul.ro/moldova/actualitate/avocatacopilului-tamara-plamadeala-razboi-presa-1_52554234c7b855ff56197361/index.html 
50

  http://www.zdg.md/stiri/turism-cu-escrocherie-la-chisinau 
51

  http://protv.md/stiri/social/are-o-casa-de-milioane-insa-in-acte-locuinta-valoreaza-10-mii.html 
52

  http://www.media-azi.md/ro/noutate/ongurile-de-media-isi-exprima-ingrijorarea-legatura-cu-agresarea-echipei-pro-tv 
53

  http://www.zdg.md/editoriale/procurorul-cere-reporterului-sa-si-divulge-sursele  

http://www.mai.gov.md/


Центр независимой журналистики 

20 

 

Неправительственные организации в области СМИ направили временно исполняющему 

обязанности Генерального прокурора Андрею Пынтя обращение, потребовав предпринять 

соответствующие меры для исключения незаконного давления на представителей СМИ.
54

 

 

Автор передовиц Василий Нэстасе опубликовал публичное обращение, сообщая 

государственным органам и международным организациям о том, что ему угрожали смертью 

посредством СМС-сообщений. Позднее и Константин Кеяну сообщил прессе о получении 

подобного сообщения. В обоих случаях журналисты считают, что существует некая связь 

между угрозами и их профессиональной деятельностью. 

 

Неправительственные организации в сфере СМИ потребовали посредством декларации в 

адрес Министерства иностранных дел и Генеральной прокуратуры тщательно расследовать и 

обнародовать случаи, о которых сообщили журналисты Василе Нэстасе и Константин Кеяну, 

а при необходимости также предпринять необходимые меры для защиты их жизни и 

здоровья.
55

 

 

Генеральная прокуратура, Генеральный инспекторат полиции и Служба информации и 

безопасности сообщили о начале уголовного расследования этих случаев и о том, что 

сообщения были отправлены с одного номера мобильного телефона. Расследование не было 

завершено, поскольку виновный не был найден.
56

 

 

25 июля, на открытом заседании Наблюдательного совета общественной компании 

«Телерадио-Гагаузия» члены совета потребовали, чтобы журналисты новостного портала 

Gagauzinfo.MD покинули зал заседаний, мотивируя это тем, что «пресса мешает проведению 

заседания». Это требование, однако, не коснулось съемочной группы компании «Телерадио-

Гагаузия». Журналисты вышеуказанного портала настояли, чтобы в случае, если прессу 

просят удалиться из зала заседаний, это правило распространялось бы на всех представителей 

прессы, а не только на одно из СМИ. Вследствие этого, обе съемочные группы покинули зал 

заседаний, но спустя несколько минут прессу попросили вернуться, и заседание 

продолжилось в обычном режиме.
57

 

 

26 августа телеканал «Jurnal TV» сообщил о том, что примар села Чимишень Геннадий Рабей 

вместе со своими приближенными допустил  агрессивные действия в отношении съемочной 

группы телеканала, помешав  ей вести съемку на собрании, проходившем в здании местного 

Дома культуры. Также сообщалось, что спустя два дня он преследовал  журналистов на 

улицах Кишинева и пытался приблизиться к машине, в которой находилась съемочная группа 

«Jurnal TV», рискуя таким образом спровоцировать аварию. 

 

29 сентября 2013 года в Кишиневе, на пересечении улиц 31 Августа 1989 и Сфатул Цэрий,  

репортер портала «Deschide.md» Вадим Унгуряну подвергся агрессии со стороны владельца 

незаконно припаркованного автомобиля, которого тот фотографировал. По словам репортера, 

                                                            
54

  http://www.media-azi.md/ro/organiza%C8%9Biile-de-media-solicit%C4%83-pg-s%C4%83-se-ab%C8%9Bin%C4%83-de-la-presiuni-

%C3%AEn-ce-prive%C8%99te-divulgarea-surselor 
55

  http://media-azi.md/ro/ong-urile-de-media-solicit%C4%83-elucidarea-cazurilor-de-amenin%C8%9Bare-cu-moartea-jurnali%C8%99tilor 
56

  http://www.jurnal.md/ro/news/dosare-penale-in-cazul-amenin-arilor-1154177/ 
57

  http://gagauzinfo.md/index.php?newsid=8734 



Центр независимой журналистики 

21 

 

из его фотографий следует, что во время инцидента на месте присутствовал экипаж 

Генерального инспектората полиции, который, однако, не вмешался в происходящее. 

 

20 сентября 2013 года репортер Галина Бутенко от местной газеты «Glia Drochiană» 

сообщила, что ее настоятельно попросили покинуть зал, где происходила встреча 

председателя Парламента Игоря Кормана с представителями местных властей, 

предпринимателями, руководителями расформированных  государственных служб на местах, 

и т.д. Данное требование поступило от не представившегося лица, давшего понять, что 

представляет пресс-службу председателя Парламента.
58

 

 

Команда газеты «Ziarul de Gardă» опубликовала 17 октября 2013 года декларацию, 

информируя общественность о том, что в редакцию позвонил человек, представившийся 

Ренато Усатым, который оскорблял их и угрожал им по причине недовольства статьей, 

появившейся на сайте ZDG несколькими часами ранее, а также редакционной политикой 

газеты «Timpul». Кроме того, звонивший был недоволен и тем, что газета не публикует 

заявления, сделанные им в адрес некоторых политиков. 

 

24 ноября 2013 года, сыновья священника из Бульбоака напали на команду «Pro TV», 

которую вызвали местные жители. По словам жителей села, тот произносил ругательства 

прямо перед алтарем, а также ударил одну из присутствовавших женщин.
59

 

 

Молдавские чиновники также неоднократно проявляли устную агрессию в адрес прессы, 

подрывая ее роль в демократическом обществе. Лидерами в этом отношении являются Михай 

Гимпу и Владимир Воронин. 

 

28 января 2013 года Михай Гимпу, председатель Либеральной партии, заявил в программе 

«În PROfunzime», что «устал от этой купленной и перекупленной прессы». Затем 

последовали обвинения в адрес телеканала «Jurnal TV», который он считает виновным во 

всех своих неудач в политике, сказав, что «молдаване бедны именно из-за прессы». Далее, 28 

апреля в своем блоге он раскритиковал новостной портал «Unimedia», обвинив его в 

неверной перепечатке одного из его заявлений. На следующий день Михай Гимпу угрожал 

физической расправой одному из членов руководства «Unimedia» во время телефонного 

разговора и агрессивно требовал удалить статью.
60

 

 

Михай Гимпу пошел дальше, стремясь к привлечению журналистов к ответственности за 

намеренную клевету в адрес руководимого им формирования. На одной из пресс-

конференций он заявил, что «пресса должна нести уголовную ответственность». 

  

Лидер Партии коммунистов Владимир Воронин также допускал устную агрессию в адрес 

журналистов и прессы в целом. 10 июля он оскорбил журналистов, желавших взять у него 

интервью, обратившись к ним со следующими словами: «Когда вы уже займетесь делом и 

серьезно подготовитесь к своей профессии? Или тебе все равно. Ты или отправишься на 

                                                            
58

  http://gliadrochiana.info/index.php?option=com_content&view=article&id=648:2013-09-26-07-53-32&catid=31:noutati&Itemid=46 
59

  http://protv.md/stiri/social/a-tinut-slujba-beat-preotul-din-bulboaca-a-facut-o-din-nou-cum---220271.html 
60

  http://media-azi.md/ro/inamicul-al-presei/mihai-ghimpu-0 



Центр независимой журналистики 

22 

 

ферму коров доить, или будешь с микрофоном ходить. Или поедешь в Италию работать 

уборщицей где-нибудь».
61

 

 

22 октября Владимир Воронин отказался отвечать на вопросы журналистов о дальнейших 

действиях его партии, указав в качестве причины недоверие к средствам массовой 

информации, представляемых журналистами: «Я не уважаю каналы, которые вы 

представляете. Ваши каналы продажные. (…) Даже не раскрывайте рот до того, как я закончу 

предложение. Вы как дятлы».
62

 

 

На пресс-конференции 25 ноября 2013 года он открыто угрожал телеканалу «Publika TV»: 

«Мы заблокируем вас со всех сторон. У вас будут проблемы». 

 

Во время заседания Парламента Республики Молдова 21 ноября 2013 года депутат Партии 

коммунистов Юрий Мунтян нанес публичные оскорбления и угрозы репортеру телеканала 

«Publika TV» Думитрице Чувага, пригрозив ей тем, что она больше не будет работать в СМИ. 

Депутату не понравилось то, как телеканал представил его действия и поведение во время 

заседания.
63

 

 

Неправительственные организации в области СМИ выразили свое отношение, осудив 

поведение депутата Мунтяна и потребовав, чтобы тот принес свои извинения оскорбленной 

им журналистке.
64

 

 

Михай Поалелунжь, председатель Высшей судебной палаты, заявил 10 сентября в интервью 

для портала «Moldova Curată», что сделает «все возможное для продвижения идеи о 

восстановлении уголовной нормы за клевету в Уголовном кодексе Республики Молдова». 

Судья был недоволен тем, что в течение последнего года в прессе появилось много 

информации, которую он считает клеветой в свой адрес.
65

 

 

НПО в области СМИ осудили намерение председателя ВСП и опубликовали совместную 

декларацию, в которой критиковали его заявления. Они расценили заявления Поалелунжь как 

попытку оказать давление на журналистов, что может привести к ограничению свободы 

выражения. Представители гражданского общества указали, что международные стандарты 

склоняются к декриминализации клеветы.
66

 

Через неделю после заявления, сделанного в ходе интервью, Поалелунжь уточнил, что не 

намерен предпринимать каких-либо действий в этом отношении, сказав: «Я не буду 

предпринимать никакие действия. Я высказал свое мнение. Это было мнение, основанное на 

европейской практике».  

 

                                                            
61

  http://www.publika.md/video-voronin-ataca-jurnalistii--o-sa-te-duci-la-ferma-sa-mulgi-vaca--ori-in-italia-sa-lucrezi-

deridicatoare_1486961.html 
62

  http://unimedia.info/stiri/video-niste-ciocanitori--voronin-apostrofeaza-din-nou-jurnalistele-67257.html 
63

  http://www.publika.md/foto-video-reporter-publika-tv--amenintat-de-comunistul-iurie-muntean--voi-avea-grija-sa-nu-mai-lucrezi-in-

presa-locala_1691871.html 
64

  http://media-azi.md/ro/stiri/ong-urile-de-media-condamn%C4%83-comportamentul-huliganic-al-deputatului-iurie-muntean 
65

  http://www.moldovacurata.md/interview/interviu-csj-poalelungi 
66

  http://media-azi.md/ro/ong-urile-de-media-condamn%C4%83-inten%C8%9Bia-pre%C8%99edintelui-csj-privind-reincriminarea-

calomniei-0 



Центр независимой журналистики 

23 

 

IV. Свобода прессы в приднестровском регионе 

 

Средства массовой информации в приднестровском регионе в 2013 году 

 

Характеризуя состояние медиапространства приднестровского региона, отметим, что в 2013 

году наблюдалось  усиление давления со стороны де-факто главы региона и исполнительной 

власти на неподконтрольные им СМИ и Интернет-каналы общения. Свидетельством тому 

является снижение уровня свободы слова в регионе, сокращение числа негосударственных 

СМИ, отсутствие равного доступа к информации, а также усложнение работы журналистов, 

особенно зарубежных. 

 

 Нарушения прав средств массовой информации 

 

Ряд сайтов, неудобных для приднестровского руководства, был блокирован. Временная и 

постоянная блокировка сайтов на территории приднестровского региона началась с января 

2013. 

 

7 января для жителей региона стал недоступен информационный портал Андрея Сафонова, 

президента приднестровской Ассоциации независимых политологов. Автор и владелец 

ресурса, неоднократно критиковавший действия руководства региона, полагает, что это 

произошло по команде властей. Он призвал снять блокаду и начать диалог с 

«инакомыслящими». Через некоторое время информационный ресурс возобновил работу. 

 

8 мая в приднестровском регионе произошло скандальное закрытие 10 сайтов, в том числе и 

социальных дискуссионных площадок. Был перекрыт доступ к Интернет-страницам местной 

партии «Родина» (www.rodinapmr.ru), информационного агентства «Лента ПМР» 

(www.tiras.ru), РИА «Днестр» (www.dniester.ru). Были также заблокированы 

Приднестровский социальный форум (www.forum.pridnestrovie.com), Социально-

политический форум (www.forum.dnestra.com), Открытый форум (www.openpmr.info), Форум 

«Приднестровье и Россия» (www.pmr-rf.ru), Свободный форум (www.forum-pridnestrovie.ru), а 

также форумы www.nistru.net и www.forum-pmr.net.  

 

Позже для жителей региона стало недоступным еще одно информагентство – RPInform 

(www.rpinform.com), но через некоторое время, сменив название на TransDnestrInform 

(www.tdinform.com), оно возобновило работу. 

 

Официально власти отрицают свою причастность к блокированию Интернет-ресурсов на 

территории региона, однако владельцы некоторых из них в приватных беседах с различными 

экспертами в области СМИ признаются, что блокируют свои сайты по указанию местных 

спецслужб. 

 

Глава приднестровского Центра по защите прав человека, член Общественной палаты 

региона, владелец телерадиокомпании «Новая волна» Григорий Воловой призвал 

разблокировать дискуссионные социальные Интернет-площадки. «На данных ресурсах очень 

часто можно было услышать критику действий нынешней исполнительной власти 

Приднестровья», – заявил Воловой. «Нельзя не признать, что не всегда она была обоснованна 

http://www.rodinapmr.ru/
http://www.tiras.ru/
http://www.dniester.ru/
http://www.forum.pridnestrovie.com/
http://www.forum.dnestra.com/
http://www.openpmr.info/
http://www.pmr-rf.ru/
http://www.forum-pridnestrovie.ru/
http://www.nistru.net/
http://www.forum-pmr.net/
http://www.rpinform.com/
http://www.tdinform.com/


Центр независимой журналистики 

24 

 

и конструктивна. Однако это не должно быть основанием для закрытия доступа к этим 

сайтам. Особую тревогу также вызывает закрытие Приднестровского социального форума. 

Как журналист и правозащитник, считаю, что данные действия вредят имиджу 

Приднестровья и не могут считаться нормальными в демократическом, правовом 

государстве. В дискуссии побеждает тот, кто не силой, а словами и поступками доказывает 

свою правоту», добавил он. 

 

Лидер региона Евгений Шевчук никаких официальных заявлений на этот счет не сделал, а 

лишь прокомментировал ситуацию в социальной сети Fаcebook: «С осени прошлого года у 

нас нет уголовной ответственности за клевету. Тогда зачем анонимная мусорка! 

Регистрируйте СМИ, и вперёд!». Он подчеркнул, что на форумах «много заказного, хотя есть 

доля и полезного». Такой комментарий дает основания полагать, что все Интернет-ресурсы, 

включая иностранные, должны быть зарегистрированы как СМИ, что на данный момент не 

находит реального отражения в действующем законодательстве, регулирующем деятельность 

СМИ в регионе.  

 

Вследствие блокирования сайтов, 7 июля в центральном парке Тирасполя «Победа» прошел 

митинг в защиту свободы слова. Мероприятие собрало около ста человек, протестующих 

против блокирования Интернет-ресурсов. Выступавшие отмечали, что попрание свободы 

слова – не что иное, как прямое нарушение 27 статьи конституции региона и 19 статьи 

Всеобщей декларации прав человека. В результате была принята резолюция, в которой 

выражался протест против закрытия сайтов и предлагалось внести изменения в действующее 

законодательство, запрещающие блокировать ресурсы без решения суда.  

 

30 августа был зарегистрирован как СМИ дискуссионный форум «Диспут» (www.disput-

pmr.ru). Это – единственный подобный случай. По словам администратора форума Олега 

Басова, это частный проект, не связанный ни с властью, ни с оппозицией.  

 

26 декабря в ходе своей итоговой пресс-конференции глава региона Евгений Шевчук 

сообщил, что желает лично прийти «на чашечку чая» и «плотненько побеседовать» в 

приднестровский корпункт российского информационного агентства «Новый регион», 

работающего на территории левобережья в течение 8 лет. «Ну, если не я, то соответствующие 

компетентные службы придут», – заявил Шевчук. Следует напомнить, что в 2006 году 

именно с «легкой руки» тогдашнего спикера приднестровского парламента Евгения Шевчука 

этот информационный ресурс и начал свою работу в Тирасполе.  

 

27 декабря 2013 года в приднестровской редакции «Нового региона» уже работала 

прокуратура. А 31 января журналисты узнали, что им не продлили аккредитацию для работы 

в регионе, выдававшуюся сроком на 1 год. На сайте медиаресурса было сделано 

соответствующее заявление о том, что редакция прекращает свою работу из-за отсутствия 

аккредитации. Судя по комментариям пользователей, этот ресурс был одним из немногих, 

кто предлагал различную информацию на профессиональном уровне, беспристрастно и 

объективно. 

 

 

 

http://www.disput-pmr.ru/
http://www.disput-pmr.ru/


Центр независимой журналистики 

25 

 

• Нарушения законодательства 

 

В течение 2013 года шло планомерное, выходящее за рамки действующего законодательства  

переподчинение медиаресурсов, учредителями которых на паритетной основе являлись две 

ветви власти – законодательная (Верховный совет) и исполнительная (в лице лидера 

региона), новой команде лидера региона. Реагируя на ситуацию, Верховный совет на первом 

заседании весенней сессии решил направить де-факто главе региона Евгению 

Шевчуку депутатский запрос, в котором поднимается проблема доступа парламентариев к 

государственным СМИ. 

 

В документе говорится, что чиновники от СМИ под разными предлогами отказывают 

депутатам в возможности выступить в эфире телевидения или на страницах государственной 

газеты «Приднестровье», хотя такая возможность закреплена в законодательстве. Местные 

нормы права гласят, что народный избранник в соответствии с конституционным законом о 

статусе депутата имеет преимущественное право обращаться к гражданам через СМИ: ему 

предоставляется 300 газетных строк и 10 минут эфирного времени на телевидении в месяц. 

Депутат парламента Анатолий Дирун отметил, что ему было отказано пять раз – не были 

опубликованы четыре его статьи, направленные в газету, и был получен отказ в 

предоставлении возможности выступить на ТВ, мотивированный техническими причинами. 

Депутат предположил, что чиновники боятся транслировать альтернативную точку зрения, 

отличающуюся от мнения исполнительных органов власти. 

 

Аналогичная ситуация наблюдается и среди региональной прессы. Вопреки действующему 

закону, главный редактор дубоссарской газеты «Заря Приднестровья», учредителями которой 

являются городской и районный совет, государственная администрация и трудовой 

коллектив, был смещен главой исполнительной власти без решения сессии местных 

депутатов. Секретарь местного Совета народных депутатов Руслан Чебан пояснил, что речь 

идет о захвате средства массовой информации. «Новый руководитель сразу убрал из 

логотипа издания первого учредителя – Совет народных депутатов. Аннулирован 

редакционный совет газеты, существовавший с момента ее создания в 1990 году», – отметил 

он. Депутат Геннадий Козлов подтвердил, что его попытки опубликовать материалы, 

касающиеся депутатской деятельности, не увенчались успехом. Ему неоднократно 

отказывали. «Мотивировки абсолютно непонятные, –  сказал Козлов. – Мы не можем, таким 

образом, общаться со своими избирателями и поднимать животрепещущие вопросы. Даже в 

застойные советские времена в Дубоссарах никогда не было случая, чтобы первые секретари 

райкома компартии Молдавии пытались «порулить газетой»». 

 

• Изменения законодательства 

 

Государственная служба связи, информации и СМИ, сменившая руководство в 2013-м, годом 

ранее ратовала за внесение изменений в действующее законодательство о СМИ, подготовив 

соответствующий законопроект с поправками. Ознакомившись с документом, глава 

парламентского комитета по общественным объединениям, спорту, информационной и 

молодежной политике Вячеслав Тобух заявил, что автор инициативы – государственная 

служба –  не внесла в него оговоренные ранее изменения, которые были выработаны 

парламентариями и специалистами этой службы совместно. Поэтому комитет отклонил 



Центр независимой журналистики 

26 

 

принятие поправок в том виде, в котором они были представлены. «В части творческих 

возможностей и редакционной самостоятельности я всем хочу пожелать – не дай вам Бог  

когда-нибудь работать по такому закону, который был предложен на рассмотрение 

Верховного совета», – пояснил Тобух. 

 

Руководитель аффилированной с исполнительной властью организации «Союз журналистов 

Приднестровья» Наталья Воробьева, являющаяся штатным сотрудником министерства 

обороны,  ратовала за принятие законопроекта, ужесточающего работу редакций, но ситуация 

сложилась не в ее пользу.  

 

Уже в начале 2014 года Государственная служба связи, информации и СМИ в спешном 

порядке издала документ об изменении правил аккредитации иностранных журналистов на 

территории приднестровского региона. Согласно новым правилам, зарубежные СМИ, 

которые намерены  работать в регионе постоянно, должны открыть на его территории 

представительство в форме юридического лица, а это – дополнительные расходы, связанные 

с обслуживанием. Увеличился и список прилагаемых документов, к которому добавили 

обязательное наличие справки о составе сотрудников зарубежного представительства, 

оригинал свидетельства о государственной регистрации юридического лица, а также 

выписки, связанной с регистрацией прав на недвижимость. 

 

Кроме того, журналисты должны представить нотариально заверенный договор аренды 

помещения и справку от налоговых органов о том, как они отчисляют налоги. Ранее всего 

этого не требовалось, для годичной аккредитации достаточно было сведений о СМИ и о 

журналистах, аккредитуемых для работы на территории региона. 
 

Все это усложняет работу иностранной прессы в регионе. 

 

• Судебные процессы 

 

Громкую огласку получил процесс, который называют «Бергман против Сафонова», 

начавшийся в сентябре 2013 года. Бывший военный комендант Тирасполя, генерал-майор 

запаса российской армии, сотрудник администрации лидера региона Михаил Бергман подал в 

Тираспольский городской суд иск против политолога Андрея Сафонова, бывшего члена 

регионального правительства. Поводом к судебному разбирательству стала одна из статей 

политолога под названием «Почему власти ПМР не увольняют Бергмана?». Бергман 

расценил критические выступления Сафонова в его адрес как «не соответствующие 

действительности сведения, которые порочат его честь, достоинство и деловую репутацию». 

 

Истец заявил о причинённых ему «нравственных страданиях», которые «пагубно отразились 

на его здоровье и нанесли ему моральный вред». Он потребовал взыскать с ответчика 50 тыс. 

приднестровских рублей (около 4,5 тыс. долларов) и закрыть его сайт www.safonovpmr.com. 

Однако Сафонов утверждает, что все приводимые им в статье высказывания Бергмана – 

подлинные. Политолог пояснил, что в приднестровском регионе «заблокированы почти все  

оппозиционные сайты», а теперь руками Бергмана хотят заблокировать и его портал. 

 

http://www.safonovpmr.com/


Центр независимой журналистики 

27 

 

19 ноября судья  в отсутствие ответчика принял решение удовлетворить все требования 

истца. Сафонов с этим не согласился и оспорил решение суда в высшей инстанции, а также 

обратился с письмами по поводу своей судебной тяжбы с Бергманом к президенту 

России Владимиру Путину и вице-премьеру РФ Дмитрию Рогозину. Власти региона уволили 

Михаила Бергмана с государственной должности, а судебный процесс характеризуют как 

политический. 

 

• Тенденции в медиапространстве приднестровского региона 

 

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что давление властей на 

неподконтрольные СМИ усилится. Действующая команда лидера региона негласно объявила 

старт предвыборной парламентской кампании, включая различные механизмы влияния 

административного ресурса на всех уровнях, в том числе и в прессе. Небольшое число 

негосударственных СМИ, их зависимость от средств собственника и других инвестиций, а 

также от ограничительно-регулятивных государственных механизмов не позволяет им 

существенно расширить поле деятельности и укрепить потенциал.  

 

Незаконное блокирование Интернет-ресурсов не создает благоприятных предпосылок для 

возникновения новых СМИ, в том числе мультимедийных. Местные эксперты в области 

СМИ не исключают того, что независимые СМИ переместятся на электронные площадки 

социальных сетей, ощутимо трансформируясь.  

 

В то время, как во многих демократических странах идет разгосударствление и 

децентрализация СМИ, в приднестровском регионе наблюдается обратное. Укрепляются 

государственные СМИ, создаются новые провластные медиахолдинги. Частью одного из них, 

который не значится зарегистрированным на официальном сайте уполномоченного 

государственного органа  –  Государственной службы связи, является созданный в 2013 году 

сайт Лента ПМР (www.lentapmr.ru). 

 

В такой обстановке, во многом зависящей от непредсказуемых распоряжений властей, 

сложно прогнозировать развитие ситуации по позитивному сценарию. Однако с 

уверенностью можно утверждать, что за 2013 год ситуация со свободой слова в 

приднестровском регионе заметно ухудшилась. Можно предположить, что этот процесс 

продолжится и в 2014 году. 

 

http://www.lentapmr.ru/


Центр независимой журналистики 

28 

 

 

Выводы за 2013 год и прогноз на 2014 год 

 

Ион Бундукь, исполнительный директор Ассоциации электронной прессы: «В 2013 году 

местные СМИ в целом пользовались свободой, чего не мало, но и не достаточно. В 

законодательном плане, не были приняты законы и поправки, необходимые для устранения 

серьезных пробелов, особенно в отношении таких вопросов, как: противодействие 

монополизации СМИ и рынка рекламы; переход к наземному цифровому телевидению; 

освещение предвыборных кампаний. Год ознаменовался рисками для развития СМИ и для 

свободы выражения мнения: намерение восстановить уголовную ответственность за клевету; 

намерение непрозрачного регулирования Интернета; случаи запугивания журналистов, и т.п. 

В 2014 году мала вероятность того, что руководство страны сможет устранить недостатки в 

области средств массовой информации, регулярно отмечавшиеся в течение последних трех 

лет. Имеется в виду общая концепция развития СМИ, новое законодательство в области 

телевидения и радио и в сфере рекламы, и т.д. Несомненно, будут отмечаться случаи 

давления на СМИ, особенно телевидение, радио, и Интернет-СМИ, как случалось в каждый 

год выборов. Таким образом, появятся несколько полюсов идеологического влияния (по 

количеству сильных/богатых партий), а не надлежащего информирования избирателей, 

поскольку СМИ пока не достаточно способны противостоять политическому давлению.  

 

По причине отсутствия прецедентов назначения членов КСТР и НС в соответствии с 

действующим законодательством, а не по политическим критериям, в 2014 году также 

маловероятно изменение положения дел в этом отношении. Вероятно, будет утверждена 

программа перехода на наземное цифровое телевидение, но нет достаточно гарантий того, 

что сам переход пойдет на благо граждан.»  

 

Виталий Догару, журналист: «В 2013 году обозначились еще острее некоторые тенденции, 

представляющие опасность для СМИ, которые были отмечены в прошлые годы. Речь идет, 

во-первых, об участии в политической деятельности все большего числа СМИ, что привело к 

сокращению плюрализма мнений и более жесткому отбору тем для новостей. В прошлом 

году, на фоне политических кризисов, мы были свидетелями тщательной фильтрации 

появлений в печати и на телевидении, а так называемое перемирие между правящими силами 

зачастую ограничивает освещение некоторых вопросов, представляющих интерес для 

общественности с тем, чтобы не вредить имиджу партнеров по правительству. На данный 

момент нельзя говорить о цензуре в молдавских СМИ, но если политическая сфера 

продолжит распространять влияние на редакционную политику СМИ, боюсь, что доклад в 

следующем году будет более пессимистическим, чем в прошлые годы. А опасения, что 

именно так может случиться, усугубляются осознанием того, что мы вступили в год выборов, 

а также регрессом, отмеченным в редакционной независимости и в предложении рынка труда 

для журналистов.»     

 

Татьяна Пую, адвокат: «2013 год не был отмечен существенными изменениями в связи с 

применением Закона о свободе выражения мнения представителями органов правосудия и 

участниками судебных процессов. Приоритет был отдан демократическому принципу 

плюрализма мнений, в частности на телевидении и радио. Поправки, разработанные для 

улучшения прозрачности СМИ, стали прогрессом для Республики Молдова в контексте 



Центр независимой журналистики 

29 

 

соблюдения Рекомендации 1506 (2001) ПАСЕ: «важно (…) добиваться того, чтобы СМИ не 

использовались как средства обретения политической власти, особенно в странах, где при 

наличии смешанной частно-государственной системы политические движения, 

поддерживаемые частным сектором, получают после выборов контроль над всей 

информацией, особенно на радио и телевидении». 

 

С приближением парламентских выборов, мы станем свидетелями активного участия СМИ в 

выборах 2014, а сотрудники СМИ будут в основном отражать политические симпатии хозяев, 

что приведет к нарушению свободы выражения мнения. У нас сохранились пробелы с точки 

зрения усовершенствования законодательства о выборах в части освещения выборов в СМИ, 

а для такой инициативы необходима политическая воля.» 

 

Корнел Чуря, эксперт, Институт развития и социальных инициатив «Viitorul»: 

«Развитие СМИ в 2013 году ознаменовалось укреплением положения частных телеканалов, 

которые считались контролируемыми молдавскими «олигархами» – «Publika TV», «Jurnal 

TV», «TV 7», «Accent TV», снижением значимости газет и увеличением активности 

блоггеров, присутствие которых становится все более ощутимым в политических дискуссиях. 

Следует отметить, что политики зачастую предпочитают продвигать себя или бить по 

соперникам посредством этих блогов (например, распространение компромата о В. Стрельце, 

Ю. Чокане и т.д. или появление Ренато Усатого в публичном пространстве). Битва между 

«Jurnal TV» и одним из лидеров Демократической партии, Владом Плахотнюком, стала 

главной темой материалов о столкновениях в медиапространстве, что привело к деградации 

профессиональных стандартов журналистики «британского» типа. Этот агрессивный и 

тенденциозный стиль журналистики принял и «Accent TV», который пытается продвигать в 

публичном пространстве идею продолжающейся деградации правления в пользу ПКРМ. 

Учитывая, что упомянутые телеканалы представляют точку зрения оппозиции, 

сталкивающейся в плане политики с серьезными сложностями на грани дозволенного, можно 

считать такую деградацию стандартов риском, свойственным политической деятельности, 

полностью захватывающей СМИ. Таким образом, СМИ становятся основным рупором 

политики, а политика не может больше обходиться без аккомпанемента прессы. На 

общественном телевидении идет неясный процесс реформирования, который предполагает, с 

одной стороны, попытку охватить как можно более широкий спектр мнений, а с другой 

стороны, попытку предоставить трибуну, особенно во время выпусков новостей, тем, кто 

находится у власти. Таким образом, продолжается углубление различий между выпусками 

новостей и ток-шоу, заключающихся в том, что выпуски новостей нацелены на 

представление в выгодном свете определенных партий, а ток-шоу предназначены для 

увеличения рейтингов телеканалов.  

 

Все отмеченные тенденции укрепятся в 2014 году связи с предстоящими выборами. 

Молдавские СМИ сохранят плюралистический характер в форме плюрицентрической 

системы распространения информации, но каждое средство массовой информации будет 

становиться все более зависимым от идеологической ориентации своих владельцев, 

находящихся в состоянии политического противостояния с соперниками. В то же время, 

увеличивающиеся интересы владельцев-политиков обусловят сохранение приемлемого 

уровня зарплат в этой сфере.» 

 



Центр независимой журналистики 

30 

 

Василий Спиней, исполнительный директор центра «Access Info»: «Естественно, можно 

привести несколько примеров, указывающих на взросление местной прессы, можно назвать 

несколько имен профессионалов со стажем и представителей молодого поколения, которые 

пытаются называть вещи своими именами и затрагивают больные темы, но не считаю это 

своевременным, поскольку слабые показатели намного превышают число журналистских 

достижений. 

 

Как бы ни радовали нас в последнее время результаты опросов общественного мнения, 

местных и международных рейтингов по показателям независимости и свободы выражения в 

Республике Молдова, с точки зрения нейтральности, беспристрастности, непредвзятости 

наша пресса еще очень далека от стандартов устоявшихся демократических обществ. И здесь 

можно привести тысячи примеров, известных как среди профессионалов в данной области, 

так и среди продвинутых категорий широкой публики. 

 

Уже в течение более двух десятилетий, в большей или меньшей степени, в зависимости от 

зигзагов политической жизни, наши журналистские круги характеризуются отсутствием 

солидарности и разрозненностью по десяткам критериев, объективных и субъективных, 

реальных и надуманных, которые во время многих более или менее важных ситуаций 

руководствуются принципом «себе или никому». Поэтому, вместо того, чтобы объединиться 

против все более коварных попыток политиков манипулировать прессой и через нее – 

населением, различные СМИ ругаются между собой, поливают друг друга грязью, нередко 

таким образом играя на руку хозяевам, находящимся в тени, которые всегда выигрывают, 

оставляя проигравшей широкую публику. 

 

Как будет развиваться наша пресса в будущем? Выведем ответ на этот вопрос из ее 

поведения во время предвыборной кампании и роли, которую она предпочтет. Во всяком 

случае, ожидается вливание крупных средств во время предвыборной кампании, и соблазны 

могут оказаться сильнее важных норм профессиональной этики…» 

 

Вячеслав Перунов, издатель газеты «СП», Бельцы: «2014 год является выборным и 

предвыборным, учитывая, что в следующем году состоятся местные выборы, и это 

обстоятельство не может не отразиться на состоянии молдавских СМИ. Конечно, части газет, 

сайтов, радио и телеканалов выборы помогут подправить или улучшить своё материальное 

положение, но в целом может затормозить их развитие. Сравнительно безбедное 

существование в это время расслабит менеджеров изданий, которые не будут заниматься 

развитием своих рекламных отделов, развитием новых СМИ, повышением качества 

журналистики и т.д. 

 

Этот период будет характеризоваться появлением множества «однодневных» СМИ, которые 

будут позиционироваться, как независимые, но на самом деле защищать интересы той или 

иной политической силы. После выборов большинство этих изданий, имеются в виду газеты 

и сайты, закроется.  

 

Печатные СМИ, всё ещё издающиеся в некоторых районных центрах и городах за счёт 

местных бюджетов, к сожалению, продолжат своё существование и будут нещадно 

использоваться местной властью в предвыборных целях независимо от их политической 



Центр независимой журналистики 

31 

 

принадлежности. И это несмотря на то, что согласно закону о разгосударствлении, такие 

газеты должны были быть приватизированы или закрыты до февраля 2013 года. В 

предвыборный и выборный период компетентным органам некогда будет заниматься 

наведением порядка в этом направлении. Впрочем, многие из газет, приватизированные к 

этому времени и ставшие номинально независимыми, на самом деле стали карманными СМИ 

той или иной партии и до конца выборов ситуация с ними не изменится.  

 

Этот период будет также характеризироваться многочисленными нарушениями 

деонтологического и избирательного кодексов, вбросом оплаченного компромата в СМИ, 

публикацией диффамационных материалов и т.д. 

 

К сожалению, в этот период не будет принято никаких законов, облегчающих деятельность 

СМИ, а также закон о прозрачности их владельцев — представителям законодательной 

власти будет не только «некогда» довести это дело до конца, но и незачем, то есть невыгодно 

в то время, когда эти СМИ можно использовать в собственных политических целях.  

 

Вполне возможно, что будет отозвана лицензия или ограничено вещание ещё у одного 

коммунистического телеканала, «Accent-TV».  

 

В целом этот период ударит по уровню доверия к средствам массовой информации и вполне 

возможно, что Молдова может потерять несколько позиций в общей классификации, 

составленной организацией «Reporters sans frontiers» (Репортеры без границ).  

 

Всё же надеюсь, что руководители СМИ, заботящихся о своём будущем, используют 

заработанные в этот период средства на развитее своих информационных продуктов, на 

внедрение новых технологий, развитие новых СМИ, укрепление финансовой независимости 

и т.д.»  

 
 


