
            

 

  

  

  

  

  

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мониторинг СМИ в ходе избирательной кампании к 

досрочным парламентским выборам 11 июля 2021 года 

 

Отчет № 4 

25 июня – 1 июля 2021 года 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данный отчет составлен при финансовой поддержке Бюро 

Посольства Нидерландов в Молдове. 

 

 



            

Общая информация 

 

Цель и задачи проекта: Мониторинг и информирование общественности о 

деятельности средств массовой информации в ходе избирательной кампании и о доступе 

конкурентов на выборах к СМИ. Задача мониторинга – провести анализ журналистских 

тенденций, которые могут повлиять на работу СМИ и поставить под угрозу их 

способность предоставлять общественности достоверную, беспристрастную и 

плюралистическую информацию. 

 

Период мониторинга: 1 июня – 10 июля 2021 года 

 

Критерии отбора средств массовой информации для мониторинга: 

• Аудитория / воздействие: национальное, региональное 

• Тип СМИ: аудиовизуальные 

• Форма собственности: государственная, частная 

• Язык вещания: румынский, русский 

 

Список СМИ, охваченных мониторингом: 

 

Moldova 1 (19:00) – государственный телеканал, национальное покрытие, вещает на 

румынском и русском; 

Prime TV (21:00) – частный телеканал, национальное покрытие, вещает на 

румынском и русском; 

Primul în Moldova (18:00) – частный телеканал, национальное покрытие, вещает на 

румынском и русском; 

Publika TV (онлайн-версия) – частный телеканал, национальное покрытие, вещает на 

румынском и русском; 

Jurnal TV (19:00) – частный телеканал, региональное покрытие, вещает на румынском 

и русском; 

NTV Moldova (19:00) – частный телеканал, региональное покрытие, вещает на 

румынском и русском; 

RTR Moldova (20:00) – частный телеканал, региональное покрытие, вещает на 

румынском и русском; 

TV 8 (19:00) – частный телеканал, региональное покрытие, вещает на румынском и 

русском; 

Pro TV (20:00) – частный телеканал, региональное покрытие, вещает на румынском; 

TV6 (19:00) – частный телеканал, региональное покрытие, вещает на румынском и 

русском. 

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 

ЦПА – центральная публичная администрация 

МПА – местная публичная администрация 

АОР – Альянс за объединение румын 

ЦИК – Центральная избирательная комиссия 

ИБКС – Избирательный блок коммунистов и социалистов 

ИБРУ – Избирательный блок «Ренато Усатый» 



            

ПКД-ГК – Партия коллективного действия – Гражданский конгресс 

ПСЕД – Партия «Строим Европу дома» 

ПДС – Партия «Действие и солидарность» 

ПРОМ – Партия развития и объединения Молдовы 

ПДД – Партия «Демократия – дома» 

ДПМ – Демократическая партия Молдовы 

ПЗС – Партия Закона и справедливости 

ПП NOI – Политическая партия NOI 

ППДП – Партия «Платформа Достоинство и правда» 

ППСН – Политическая партия «Сила народа» 

ПППП – Политическая партия «Партия за перемены» 

ПП «Шор» – Политическая партия «Шор» 

ПНЕ – Партия национального единства 

ЭПЗ – Экологическая партия зеленых 

ДПСН – Движение профессионалов «Speranţa-Надежда» 

 

2. Методология  

 

Был проведен мониторинг всего содержимого главных ежедневных выпусков новостей 

на каждом телеканале и были проанализированы материалы, имеющие прямое или 

косвенное отношение к выборам. Материалы были подвергнуты оценке с точки зрения 

содержания и контекста, чтобы определить, ставят ли их авторы в выгодное или 

невыгодное положение отдельные партии/другие политические формирования. 

Материалы были также проанализированы в соответствии со следующими критериями 

объективного освещения: 

 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность. Согласно 

Кодексу об аудиовизуальных медиауслугах (КоАМ), в силу основного права на 

информирование поставщики медиауслуг должны соблюдать следующие требования: a) 

обеспечение четкого различия между фактами и мнениями; b) информирование о факте 

или событии должно быть достоверным, а информация должна проверяться и 

представляться беспристрастно и добросовестно (ст. 13 (1)). В то же время, согласно 

нормам деонтологии, новости должны быть беспристрастными и объективными и не 

должны поддерживать отдельные партии/группы или отдельных людей в ущерб другим. 

Наличие дискриминационных элементов в репортажах и новостях свидетельствует о 

том, что действительность представлена с точки зрения журналиста. Фильтрация 

новостей и минимальный анализ истории и контекста также говорят о защите интересов 

отдельных субъектов, а не общественности в целом. А ст. 69 (5) Кодекса о выборах 

предусматривает, что средства массовой информации не должны проявлять 

привилегированное отношение к конкурентам на выборах в силу их социального статуса 

и/или должностей, занимаемых их кандидатами. 



            

 

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников. Чтобы быть 

корректными и сбалансированными, материалы должны представлять все 

задействованные стороны, особенно когда речь идет о конфликтных ситуациях, и 

проявлять равное отношение к оппонентам. Также, СМИ должны обеспечивать доступ к 

различным взглядам, чтобы помочь аудитории прийти к собственному мнению о 

событиях. КоАМ гласит, что в новостных аудиовизуальных программах, где точность и 

достоверность информации являются основополагающими критериями, сведения 

должны поступать из проверенных источников, быть документально подтвержденными 

фактами, обеспечивать правдивую и беспристрастную подачу событий и 

сбалансированно отражать различные мнения (ст. 13 (4)).  

 

Языковой стиль и видеоряд 

Намеренное использование преувеличений и предосудительных выражений, таких как 

ругательства или ярлыки в адрес определенных лиц или организаций, а также обработка 

изображений таким образом, чтобы представить определенных персонажей в 

отрицательном свете, вызывают серьезные сомнения относительно соблюдения 

этических и профессиональных стандартов. Поведение журналистов выглядит 

неэтичным и тогда, когда изображения не соответствуют действительности, когда они 

подделаны, или когда новости сопровождают кадрами, не имеющими отношения к 

тексту. КоАМ запрещает транслировать репортажи, в отношении которых имеются 

основания полагать, что они пропагандируют, разжигают, популяризируют или 

оправдывают расовую ненависть, ксенофобию, антисемитизм или другие формы 

ненависти, основанные на нетерпимости или дискриминации по признаку пола, расы, 

национальности, религии, ограничения возможностей или сексуальной ориентации (ст. 

11 (2)). 

 

3. Данные мониторинга 

 

 Moldova 1  

 

Освещение избирательной кампании 

В период с 25 июня по 1 июля 2021 года общественный телеканал уделил особое 

внимание освещению избирательной кампании. В семи выпусках новостей, Moldova 1 

передал всего 58 материалов, имевших прямое и косвенное отношение к выборам, 

общим объемом 3488 секунд (0,96 часов). В них освещались в основном предвыборные 

заявления конкурентов на выборах, а также деятельность ЦИК/избирательный процесс, 

результаты соцопросов, отчеты гражданского общества о ходе избирательной кампании 

и т.д. Некоторые материалы были основаны на дебатах, организованных на Moldova 1. 

В центре внимания 46 материалов были конкуренты на выборах. Чаще всего (30 раз) речь 

шла об их предвыборных приоритетах и обещаниях, а в 12 случаях освещались 

обвинения одних кандидатов против других. Новости о предвыборных задачах были 

одинакового формата – объемом около одной минуты, ограничиваясь представлением 

заявлений кандидатов. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность  



            

Из 58 материалов, имевших прямое или косвенное отношение к выборам, 50 были 

объективными и беспристрастными, без явных нарушений деонтологических норм или 

закона. В остальных 8 случаях был замечен тенденциозный подход, выраженный в 

выборе тем/информации для включения в новости. Например, 29 июня Moldova 1 

сообщил об отчете о мониторинге ЦНЖ, из которого была извлечена только 

информация, представляющая телеканал в положительном свете, игнорируя данные, 

указывающие на то, что телеканал ставил в слегка благоприятное положение ИБКС. 25 

июня Moldova 1 передал сюжет, основанный на передаче «Президент Игорь Додон 

отвечает» из социальных сетей, в которой политик говорил на разные темы, в том числе 

о предвыборных взглядах блока. Телеканал выбрал только фрагменты, в которых Игорь 

Додон делает предсказания о том, что произойдет, если к власти придут партии правого 

толка: НДС увеличится на 2%, и соответственно, по цепочке, вырастут цены. В другом 

сюжете, 28 июня, Игорь Додон заявил, что если на выборах победят партии правого 

толка, увеличится цена на газ, потому что эти партии против России, т.е. контракт с 

«Газпром» не будет заключен. С той же точки зрения сделан и материал от 29 июня с 

конференции ИБКС, в котором один из представителей блока говорил, помимо прочего, 

о мерах, которые будут предприняты, чтобы остановить рост цен, но телеканал выбрал 

только обвинения против Президентуры, о том, что хаос и рост цен начались после 

смены президента. 

Тон представления большинства конкурентов на выборах был нейтральным, за 

исключением ИБКС, по отношению к которому тон был положительным в шести 

случаях, и ПДС – отрицательный тон в одном случае. Тон представления президента 

Майи Санду был отрицательным и нейтральным в равной степени (по три раза). 

Остальные конкуренты на выборах были представлены нейтрально. 

В отчетный период телеканал сообщил о результатах двух соцопросов о предпочтениях 

избирателей, которые были представлены в соответствии с Положением об освещении 

избирательной кампании к досрочным парламентским выборам от 11 июля 2021 года 

средствами массовой информации Республики Молдова1. 

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников   

В отчетный период, для документирования 58 проанализированных материалов 

телеканал воспользовался 101 источником, которые не были разнообразными. Чаще 

всего цитировались/упоминались конкуренты на выборах, представители ЦИК и 

гражданского общества. 

Из 23 конкурентов, зарегистрированных для участия в выборах, Moldova 1 предоставил 

эфирное время 18-ти. Чаще всего в новостях говорилось о представителях ИБКС, 

которые цитировались 10 раз и упоминались 5 раз, в некоторые дни в двух или трех 

материалах. За ними следовала ПДС, которую цитировали 6 раз и упоминали 3 раза. 

 

 

 
1 Положение об освещении избирательной кампании к досрочным парламентским выборам от 11 июля 2021 года средствами 

массовой информации Республики Молдова: Поставщики медиауслуг вправе сообщать о результатах опросов общественного 

мнения на предвыборную тематику не позднее 5 дней до дня выборов, только если они сопровождаются следующей информацией: 

название организации, которая проводила опрос; дата или период времени проведения опроса и примененный метод; размер 
выборки и максимальная погрешность; заказчик опроса и источник финансирования; доказательство извещения ЦИК о 

проведении опроса на предвыборную тематику в соответствии со ст. 70 ч. (10) Кодекса о выборах. В случае экзит-поллов, 

должно быть представлено решение ЦИК об их проведении. 

 



            

Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений / Топ-10 

Цитируемые/упоминаемые 

субъекты 
Частота 

Продолжительность 

прямых и 

косвенных 

появлений на 

экране, секунды 

ИБКС 15 497 

ПДС 9 293 

АОР 4 274 

ППДП 7 233 

ПРОМ 4 186 

ИБРУ 5 113 

ПППП 2 70 

ПП «Шор» 3 60 

ПКД-ГК 2 60 

ПРМ 1 60 

 

Телеканал также цитировал/упоминал ПЗС (2 раза, 57 секунд), ПНЕ (1 раз, 57 секунд), 

ДПМ (2 раза, 55 секунд), ДПСН (2 раза, 52 секунды), ЭПЗ, ПДД и ПП Noi – по 2 раза и 

50 секунд каждая. Независимый кандидат Вячеслав Валько упоминался один раз. О 

президенте Майе Санду речь шла в 6 материалах, чаще всего о конфликтных ситуациях, 

и чаще всего ее упоминали (4 раза), чем цитировали.  

Из всех новостей на тему выборов, 10 были о конфликтных ситуациях, и в них, как 

правило, был обеспечен явный или кажущийся баланс мнений. В трех случаях, 

обвинения со стороны ИБКС в адрес ПДС и Майи Санду были частично 

сбалансированными, а в двух других материалах были включены только предположения 

Игоря Додона по поводу намерения партий правого толка уничтожить нечто хорошее, 

если придут к власти. В двух новостях телеканал сообщил о конференции кандидата 

ИБКС Богдана Цырдя, на которой политик выступил с обвинениями в адрес президента 

Майи Санду и ПДС – что они участвовали в краже миллиарда (30 июня), не 

предотвратили в свое время приватизацию государственного имущества (25 июня). 

Также была показана новость, в которой представитель ИБКС Петр Бурдужа обвинил 

Президентуру в росте цен (29 июня). Во всех случаях телеканал сообщал, что 

представитель президента Майи Санду отказалась комментировать заявления 

кандидатов, а представители ПДС дали ответ. Несбалансированными или частично 

сбалансированными были и два материала, в которых представители ПДС обвинили 

Игоря Додона в том, что он не вмешался, чтобы предотвратить приватизацию гостиницы 

«Кодру», когда был министром экономики (28 июня), а также обвинили ИБКС в 

запугивании молодежного крыла ПДС, подав на него в суд (29 июня), где было сказано, 

что вторая сторона либо не ответила на телефонный звонок, либо отказалась 

комментировать заявления. 

С гендерной точки зрения, соотношение источников было явно не в пользу женщин, 

которых цитировали 17 раз (24%), тогда как мужчин цитировали/упоминали 52 раза. 

Языковой стиль и видеоряд  

В выпусках новостей на Moldova 1 в отчетный период не было замечено высказываний, 

дискриминирующих или очерняющих конкурентов на выборах. Ярлыки не 

использовались, а изображения не подвергались технической манипуляции. 



            

 

 Jurnal TV 

Освещение избирательной кампании 

В период мониторинга, телеканал Jurnal TV передал пять главных выпусков новостей, в 

которые вошла 21 новость, прямо или косвенно касавшаяся выборов, общим объемом 

2746 секунд (0,7 часов). Журналисты телеканала освещали предвыборную деятельность 

конкурентов на выборах в пяти подробных новостных сюжетах (по одном в каждом 

выпуске), которые вошли в рубрику «Досрочные парламентские выборы 2021». Вне этой 

рубрики были показаны новости о текущей деятельности ЦИК, о финансовых отчетах 

конкурентов на выборах, о результатах соцопроса, опубликованного в этот период, о 

судебных спорах, в которых фигурируют конкуренты на выборах, о деле избирательных 

участков, которые должны быть открыты за рубежом для досрочных парламентских 

выборов, и т.д. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность  

В этот отчетный период Jurnal TV освещал деятельность конкурентов на выборах в 

целом корректно. Телеканал не ставил кандидатов в явно благоприятное или 

неблагоприятное положение. В проанализированных новостях журналисты в основном 

не смешивали факты с мнениями, проявляя нейтральное и беспристрастное отношение к 

темам, касающимся выборов. Все пять главных выпусков новостей включали по одному 

материалу под названием «Выборы 2021: предвыборные события». В этих новостях 

освещались предвыборные события за день, с представлением нескольких конкурентов 

в одном сюжете, предоставляя им почти равное эфирное время, за несколькими 

исключениями. В конце каждого материала уточнялось, что другие конкуренты не 

организовывали публичных предвыборных мероприятий в тот день. 

Один сюжет, показанный вне рубрики, посвященной выборам, был тенденциозным по 

отношению к независимому кандидату Вячеславу Валько, сообщая о том, что ЦИК 

утвердил решение о назначении бизнесмена Вячеслава Платона доверительным лицом, 

который будет представлять этого конкурента. Jurnal TV назвал Вячеслава Платона 

«скандальным бизнесменом» и представил Вячеслава Валько как человека, который стал 

известным во время Владимира Плахотнюка, в июне 2019 года, когда он участвовал в 

протесте ДПМ против коалиции ACUM-ПСРМ. Jurnal TV показал независимого 

кандидата в архивных записях, рядом с бывшими членами ДПМ, выступающим с 

речами, восхваляя эту партию и ее бывшего лидера Владимира Плахотнюка. 

1 июля Jurnal TV сообщил о результатах нового соцопроса, упомянув политические 

формирования, которые попали бы в Парламент, «если бы в воскресенье состоялись 

парламентские выборы». Материал был составлен в соответствии с Положением об 

освещении избирательной кампании к досрочным парламентским выборам от 11 июля 

2021 года средствами массовой информации Республики Молдова. 

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников 

В 21 проанализированном новостном сюжете Jurnal TV процитировал или упомянул 61 

источник. Чаще всего прямо или косвенно цитировались конкуренты на выборах с 

мероприятий, пресс-конференций, публикаций в социальных сетях и т.д. 

С точки зрения предоставленного эфирного времени, у ППДП было 175 секунд, и за ней 

следовали ПДС с 162 секундами и ИБКС с 112 секундами. У независимого кандидата 



            

Вячеслава Валько было 85 секунд эфирного времени, в одном сюжете – о решении ЦИК 

предоставить Вячеславу Платону право представлять Вячеслава Валько в этой 

избирательной кампании. В эти 85 секунд вошел фрагмент архивной речи независимого 

кандидата, а также прямые и косвенные цитаты Вячеслава Платона. 

Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений / Топ-10 

Цитируемые/упоминаемые 

субъекты 
Частота 

Продолжительность 

прямых и 

косвенных 

появлений на 

экране, секунды 

ППДП 7 175 

ПДС 8 162 

ИБКС 8 112 

В. Валько 2 85 

АОР 3 67 

ПНЕ 2 67 

ПРОМ 3 66 

ИБРУ 5 64 

ПСЕД 3 57 

ДПМ 7 56 

 

У ПП «Шор» было четыре появления и 42 секунды, ПРМ – одно появление и 42 секунды, 

ЭПЗ – одно появление и 39 секунд. В проанализированных новостях также упоминались 

следующие конкуренты на выборах, без предоставления им эфирного времени – ПНИВ 

(2), ПДД (1), ПППТ (1). 

Из всех новостей, переданных и проанализированных в рамках этого мониторинга, в 9 

освещались конфликтные ситуации. Jurnal TV обеспечил сбалансированность 

источников или сообщил о шагах, предпринятых для обеспечения сбалансированности. 

В отчетный период, Jurnal TV не обеспечил в проанализированных новостях гендерного 

баланса источников/действующих лиц. Телеканал процитировал/упомянул 51 мужчину 

и 10 женщин (16%). 

Языковой стиль и видеоряд 

Языковой стиль и видеоряд в проанализированных новостях Jurnal TV в этот период в 

целом соответствовали деонтологическим нормам, за исключением одного случая 25 

июня, когда телеканал применил ярлык в отношении Вячеслава Платона, назвав его 

«скандальным бизнесменом». 

 

 NTV Moldova 

Освещение избирательной кампании 

В период мониторинга, телеканал NTV Moldova передал 37 материалов, имеющих 

прямое и косвенное отношение к выборам, общим объемом 6237 секунд (1,7 часов). В 

основном освещались такие темы как решения ЦИК о подготовке к выборам 11 июля, 

предвыборная деятельность конкурентов, обвинения одних политических 



            

формирований против других. Кроме того, телеканал передал три материала с уличными 

опросами граждан, в которых были представлены мнения людей по вопросам, прямо или 

косвенно касающимся избирательной кампании. Вне рубрики «Выборы 2021» были 

представлены материалы о событиях из регионов Молдовы и из Кишинева. В 

значительной части материалов, касавшихся выборов, речь шла о президенте Майе 

Санду. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

Более половины новостей на тему выборов (19 из 37) были представлены тенденциозно, 

нарушая положения Кодекса об аудиовизуальных медиауслугах, Кодекса о выборах и 

Деонтологического кодекса журналиста Молдовы. Пристрастное отношение проявилось 

как в выборе тем, так и в подходе к освещению фактов и событий. В каждом из пяти 

выпусков новостей было от двух до четырех материалов с участием представителей 

ИБКС, и в большинстве случаев они были представлены положительно. С другой 

стороны, президент Майя Санду и ПДС были представлены в 13 материалах, имевших 

прямое или косвенное отношение к выборам, а подход к их освещению был в основном 

отрицательным. Новости о действиях других политических формирований, 

участвующих в выборах, обычно были нейтральными. 

В материалах, в которых речь шла о представителях ИБКС, они чаще всего были 

представлены в положительном свете, а другие конкуренты – в отрицательном. 

Например, в материале о марафоне вакцинации препаратом Sputnik V (28 июня), где 

опрошенные граждане говорили, что решили вакцинироваться именно этим препаратом, 

потому что он «самый эффективный» и «они ему доверяют», Игорь Додон заявил, что 

он «работает над тем, чтобы привезти достаточно вакцин для всех желающих». 

Также 28 июня депутаты-социалисты были представлены как сторонники «закона о том, 

чтобы как минимум половина продукции в торговых сетях была отечественного 

производства, – документ, который Майя Санду отказывается промульгировать», а 

также как «авторы законодательной инициативы о снижении пенсионного возраста». 

Обвинительные материалы были тенденциозными, чаще всего с целью представить в 

отрицательном свете президента Майю Санду. Например, в одном из материалов 25 

июня трижды было сказано, что «Правительство ЛДПМ, в которое входила и Майя 

Санду, в период 2012-2013 годов предприняло несколько попыток уничтожить 

медицинскую систему страны». Это заявление сделал депутат ПСРМ Богдан Цырдя, 

который «представил несколько решений, принятых в то время, направленных на 

ликвидацию десятков больниц и продажу за ничтожную цену гектаров земли, 

принадлежащих этим учреждениям». Другие мнения в новости представлены не были. 

30 июня депутат-социалист Богдан Цырдя вновь обвинил президента Майю Санду в том, 

что «в качестве министра в правительствах Альянса за европейскую интеграцию она 

содействовала краже миллиарда». Тенденциозно была представлена и новость 28 июня, 

в которой репортер сказал, что «с ноября по нынешнее время, в Молдове стремительно 

росли цены», а также цитировался депутат ПСРМ Петр Бурдужа, представитель ИБКС, 

по словам которого рост цен произошел «после смены президента страны». 

Также тенденциозной была другая новость 28 июня, в которой, в контексте информации 

о предоставлении Японией безвозвратного гранта в размере 19 млн долларов, репортер 

сказал, что власти подготовили проект по развитию водоснабжения и канализации в 

Молдове, но «деньги не были получены из-за президента Майи Санду, которая 

отказалась промульгировать законопроект, позволяющий министрам в отставке 

подписывать соглашения о внешнем финансировании. По этой причине десятки тысяч 

людей остаются без доступа к питьевой воде». 1 июля Майя Санду вновь была 



            

персонажем тенденциозной новости в контексте протеста, организованного фермерами 

перед зданием Президентуры, в которой репортер сообщил, что, по словам людей, 

«диалог с Россией охладился после того, как страну возглавила Майя Санду». 25 июня 

лидер ИБКС Игорь Додон выступил с заявлениями о внесении поправок в Конституцию, 

уточнив, что «все крупные кризисы в современной истории Молдовы были 

спровоцированы конфликтом между президентом и Парламентом. Касательно АОР: 

посмотрите на их провокации. Они делают их специально, чтобы дестабилизировать 

ситуацию. Я знаю, что АОР продвигает повестку дня пропрезидентской партии (…). 

Эти партии, которые хотят ликвидации страны, должны быть запрещены». В 

материал не были включены другие мнения. 

Смешивание фактов с мнениями было замечено в двух новостях 28 и 30 июня. В новости 

28 июня репортер заявил, что «один депутат из Бухареста вмешивается в 

избирательную кампанию в Молдове в пользу АОР, который выступает за ликвидацию 

Молдовы как государства», однако без указания источника этой цитаты. В тексте 

новости репортер упомянул о том, что «люди были привезены АОР (…)», намекая, что 

протестующие не могут добровольно поддерживать политическую партию, а их 

вынуждают посещать предвыборные мероприятия АОР. В сюжете 30 июня, также 

смешивая факты с мнениями, NTV Moldova заявил, что один из приоритетов ИБКС 

заключается в том, чтобы «закон, обязывающий крупные торговые сети размещать на 

своих полках как минимум 50% отечественной продукции», вернулся в Парламент, и что 

эту инициативу «поддерживают люди». Репортер также сказал, что «в прошлом году 

закон, согласно которому как минимум 50% овощей и фруктов должны попасть на 

полки магазинов, был изменен в Парламенте по инициативе лидера ПСРМ Игоря 

Додона», однако «как только Майя Санду стала президентом, она отказалась 

промульгировать этот документ, отдавая приоритет иностранной продукции». 

Репортер также уточнил, что «ранее Майя Санду блокировала и другие инициативы, 

которые преследовали цель предоставления льгот отечественным производителям, а 

ряд экспертов расценили это как защиту интересов крупных международных 

компаний». 

В отчетный период NTV Moldova передал также три пристрастные новости на основании 

мнений граждан по вопросам, прямо или косвенно касающимся выборов. Так, 25 июня 

телеканал представил мнения граждан из фалештского района по поводу первых шести 

месяцев деятельности президента, о которой во вступлении было сказано, что она 

«только раздавала обещания, чтобы добиться доверия», и что «люди разочарованы и 

говорят, что не ощутили никакой поддержки от главы государства». Кроме того, 

ведущий сказал, цитируя мнения людей, что «даже минимальная пенсия им не 

гарантирована», «на работу в Президентуру приняли людей с сомнительной 

репутацией», «она посетила больше иностранных столиц, чем местных сел», 

«вспомнила о селах только в связи с выборами и посещает села только чтобы 

поддержать определенных кандидатов». Все мнения граждан в данном материале 

формируют общее отрицательное мнение о первых шести месяцах пребывания Майи 

Санду на посту президента. 

29 июня NTV Moldova передал еще один материал с уличным опросом людей, в который 

были включены положительные мнения граждан по поводу «инициативы ИБКС 

инвестировать в развитие провинции, возобновляя программу “Молдавское село”», 

которая «обрадовала людей». NTV Moldova не уточнил, в каких населенных пунктах 

проводился опрос и на какие вопросы отвечали люди. Граждан попросили также 

высказаться по поводу информации, опубликованной на Telegraph.md, согласно которой 

«в день выборов за ними будет вестись слежка». Во вступлении, ведущий сообщил, что 



            

«граждане возмущены решением властей следить за ними в день парламентских 

выборов. (…) Они критикуют отсутствие реакции со стороны президента Майи 

Санду». Все включенные в материал мнения были отрицательными по отношению к 

главе государства. 

Ни в одном из трех подобных материалов на NTV Moldova не было сказано, что опрос 

не отражает общественное мнение и не имеет значения опроса, как того требует Кодекс 

об аудиовизуальных медиауслугах (КоАМУ) в ст. 13 (11), создавая впечатление, что речь 

идет о национальных опросах и об обобщенных мнениях на уровне всей страны. 

Тон представления большинства кандидатов на выборах был нейтральным. 

Исключением был ИБКС, в отношении которого тон был положительным в 10 случаях, 

а также ПДС, которая была персонажем двух отрицательных материалов. В то же время, 

ПДС была поставлена в неблагоприятное положение большим количеством 

отрицательных новостей в отношении президента Майи Санду – всего девяти. 

NTV Moldova освещал результаты соцопроса (30 июня), который показал наиболее 

активных политиков и политических формирований. В данном материале были 

соблюдены требования Положения об освещении избирательной кампании к досрочным 

парламентским выборам от 11 июля 2021 года средствами массовой информации 

Республики Молдова. 

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников 

Для подготовки 37 новостей, имеющих прямое и косвенное отношение к выборам, был 

задействован 131 источник. Чаще всего цитировались конкуренты на выборах и 

граждане. Кроме того, в новостях упоминались/цитировались учреждения, такие как 

ЦИК, Правительство, Президентура, НКСС, АГУ. 

По частоте и объему появлений на экране, у ИБКС было больше всего 

появлений/упоминаний и объема прямых выступлений (14 появлений и 1448 секунд), и 

за ним следовали ПППП, ЭПЗ, АОР, ППДП, ПЗС, ППСН, и ПДС. 

Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений 

Цитируемые/упоминаемые 

субъекты 
Частота 

Продолжительность 

прямых и 

косвенных 

появлений на 

экране, секунды 

ИБКС 14 1448 

ПППП 2 169 

ЭПЗ 2 155 

АОР 4 138 

ДПМ 3 111 

ППДП 3 95 

ПЗС 1 85 

ППСН 1 70 

ПДС 4 64 

  

Помимо этого, ИБРУ и ПП «Шор» упоминались три раза, а ПДД – один раз. Президент 

Майя Санду упоминалась 9 раз и у нее было 3 прямых выступления объемом 89 секунд. 



            

Из 14 новостей о конфликтных ситуациях, 10 были несбалансированными или частично 

сбалансированными с точки зрения источников. В большинстве случаев телеканал не 

принял мер, чтобы сбалансировать новости, а упоминал, что соответствующая сторона 

не ответила на телефонный звонок или отказалась комментировать. В то же время, в 

четырех новостях NTV Moldova не сообщал о попытках узнать мнение соответствующих 

лиц. 

С точки зрения гендерного баланса, в отчетный период мужчины цитировались 63 раза, 

а женщины – 52 раза (45%). 

Языковой стиль и видеоряд 

В новостях на тему выборов NTV Moldova не пользовался дискриминирующими 

выражениями в адрес конкурентов. Видеоряд в новостях в целом соответствовал 

этическим и профессиональным нормам. В одной новости 1 июля, о протестующих 

перед Президентурой, в кадре был заметен микрофон телеканала Primul în Moldova. 

 

 Prime TV 

Освещение избирательной кампании 

В течение четвертой недели мониторинга, на Prime TV было проанализировано четыре 

выпуска новостей на румынском языке в 21:00 и один на русском в 18:00 (28 июня). 

Телеканал осветил избирательную кампанию в 34 новостных сюжетах, а материалы, 

непосредственно касавшиеся выборов, вошли в рубрику «Выборы 2021». Общий объем 

новостей составил 3559 секунд (1 час). Телеканал сконцентрировался на предвыборных 

обязательствах формирований, участвующих в выборах, на обвинениях одних 

кандидатов против других, на процессе подготовки к выборам (печать бюллетеней для 

голосования, выделение необходимых средств, количество избирательных участков за 

рубежом), на слушании Вячеслава Платона в Парламентской комиссии по 

расследованию дела «Ландромата». Кроме того, Prime TV подробно освещал протест 

АОР перед Службой информации и безопасности (СИБ) и обвинения в ее адрес, и 

передал несколько репортажей о проектах по развитию инфраструктуры в оргеевском 

районе. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность  

Prime TV нейтрально осветил действия большинства конкурентов на досрочных 

парламентских выборах, за исключением ПП «Шор» и ИБКС, которые были 

представлены в благоприятном свете, и АОР, события и заявления которого освещались 

исключительно в новостях о конфликтных ситуациях. 

В выпусках 25, 29 и 30 июня телеканал передал три тенденциозных репортажа о проектах 

по развитию инфраструктуры в оргеевском районе, в которые были включены кадры от 

Оргеевского районного совета (в том числе с интервьюированными источниками), с 

указанием источника. В первом сообщалось о строительстве «стратегической дороги» 

между селами Суслень и Жора-де-Мижлок. В нем цитировался председатель района 

Дину Цуркану и несколько жителей, которые хвалили проект, и материал сопровождался 

звуковой дорожкой. Во втором репортаже сообщалось, со смешиванием фактов с 

мнениями, о том, что «летние каникулы будут более веселыми для сотен детей из 

четырех сел в оргеевском районе, после того, как в их селах было завершено 

благоустройство современных детских площадок». Журналисты уточнили, что проект 

реализует Оргеевский районный совет, и что процитированный примар был избран от 



            

ПП «Шор». И в этот раз цитировался Дину Цуркану, представитель ПП «Шор». В 

третьем материале, под заголовком «Современные улицы», освещался ремонт трех дорог 

в Оргееве «после того, как многие годы они были в плачевном состоянии». И в этот раз 

было сказано, что примар был избран от ПП «Шор», а программу модернизации 

дорожной инфраструктуры инициировал Оргеевский районный совет и Примэрия 

Оргеева. «За последние шесть лет, инвестиции в модернизацию дорожной 

инфраструктуры увеличились как минимум в четыре раза», - заключили журналисты 

Prime TV. 

Prime TV сообщил в трех новостях и о предвыборных обещаниях ПП «Шор» из 

выступления лидера партии, Илана Шора, в одной передаче и из брифингов, 

организованных им в Интернете. 

ИБКС был поставлен в благоприятное положение в нескольких новостях, в которых 

журналисты представили мнение Игоря Додона или ПСРМ по поводу некоторых 

событий. 25 июня телеканал сообщил, что Игорь Додон обвиняет АОР в намерении 

«дестабилизировать ситуацию в стране действиями, произошедшими в последние дни 

в Рыбнице и Варнице», утверждая, что одной из главных задач ИБКС является запрет в 

Конституции партий, покушающихся на целостность страны. Только в конце было 

сказано, что инцидент в Варнице обсуждался в рамках Объединенной контрольной 

комиссии, но без достижения консенсуса. 1 июля телеканал сообщил, что «требование 

министра сельского хозяйства Иона Пержу о предоставлении Правительством 246 млн 

леев фермерам поддерживают социалисты. (…) Социалисты утверждают, что 

забота о людях страны должна быть приоритетом для любого правительства». В 

период мониторинга Prime TV не передавал новостей, представляющих мнения других 

конкурентов на выборах по поводу этих двух тем. Игорь Додон фигурировал и в двух 

новостях о визите мирового чемпиона по шахматам Анатолия Карпова, приглашенного 

в Молдову по инициативе политика. В одной из них он упомянул, что в нашей стране 

может быть открыта шахматная школа, которая будет носить имя шахматиста. 

Об АОР речь шла в материалах об обвинениях Игоря Додона в связи с инцидентами в 

Рыбнице и Варнице, а также в трех новостях о протесте этого формирования перед СИБ, 

обвиняемую в том, что она стала «политической дубинкой» для выведения Альянса из 

предвыборной гонки, и этим выполняются приказы президента Майи Санду. 30 июля, в 

материале объемом более семи минут, сообщалось, что протестующие ночевали перед 

зданием СИБ, в палатках, и затем переместили протест к Президентуре. Были повторены 

обвинения против этих двух учреждений. На следующий день телеканал цитировал 

мнение Иона Кику (ПРОМ), который возмущался этим протестом. 

Результаты соцопроса о партиях, которые попали бы в Парламент, Prime TV представил 

1 июля. Материал соответствовал всем требованиям Положения об освещении 

избирательной кампании к досрочным парламентским выборам от 11 июля 2021 года 

средствами массовой информации Республики Молдова. Журналисты сообщили о 

названии организации, проводившей опрос, о времени его проведения, о размере 

выборки и максимальной погрешности, о источнике финансирования и т.д. 

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников 

Prime TV в своих новостях упоминал или цитировал 97 источников – представителей 

конкурентов на выборах, ЦИК, Правительства, СИБ, правоохранительных органов, 

Президентуры, граждан и т.д. 

Телеканал предоставил доступ к новостям девяти кандидатам из 23 участвующих в 

выборах. У АОР было больше всего эфирного времени для выступлений (247 секунд), и 



            

за ним на небольшом расстоянии следовали ПП «Шор», ИБКС и ППДП. Объем 

появления ПДС составил 141 секунду. Объем упоминаний или выступлений ПРОМ, 

ИБРУ и ПСЕД составил менее 100 секунд, а ПДД была упомянута в одной новости. 

Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений  

Цитируемые/упоминаемые 

субъекты 
Частота 

Продолжительность 

прямых и 

косвенных 

появлений на 

экране, секунды 

АОР 4 247 

ПП «Шор» 8 243 

ИБКС 11 236 

ППДП 5 203 

ПДС 7 141 

ПРОМ 2 95 

ИБРУ 2 86 

ПСЕД 1 20 

ПДД 1 0 

 

Президентура и/или глава государства Майи Санду цитировались или упоминались 

шесть раз, общим объемом выступлений 98 секунд. В пяти случаях это были новости, 

непосредственно касавшиеся избирательной кампании, в которых высказывались 

обвинения против президента. 

Новости, представлявшие обязательства разных кандидатов, были короткими, 

основанными на одном источнике, и не сопровождались информацией о контексте. Из 

34 проанализированных новостей, 11 были о конфликтных ситуациях, и все были 

сбалансированными, а усилия, предпринятые журналистами для обеспечения права на 

ответ обвиняемым, были очевидными. 

В материалах телеканала цитировались и упоминались больше мужчины, чем женщины, 

в соотношении 48 к 23 (32%). 

Языковой стиль и видеоряд  

В большинстве материалов Prime TV лексика была адекватной и не дискриминирующей. 

В одном случае, в выпуске новостей на русском языке, журналисты применили в 

отношении Вячеслава Платона ярлык «скандальный бизнесмен». В материале 25 июня о 

мнении Майи Санду по поводу количества избирательных участков в диаспоре, 

телеканал включил архивные кадры с длинными очередями на президентских выборах в 

2020 году, без указания их источника. Кроме того, несколько раз в руке у репортера был 

микрофон с логотипом телеканала Publika TV, однако источник записи не был указан 

надлежащим образом. 

 

 Primul în Moldova 

Освещение избирательной кампании 



            

В период мониторинга, телеканал Primul în Moldova активно освещал избирательную 

кампанию. В пяти проанализированных выпусках новостей было 37 материалов, прямо 

или косвенно касавшихся выборов, объемом 5482 секунды или 1,5 часов. Из 37 

материалов, 30 вошли в рубрику «Выборы 2021». Остальные семь материалов были 

показаны вне этой рубрики. 

Материалы описывали приоритеты ИБКС, которые будут реализованы после выборов, 

предсказывали ухудшение социально-экономической ситуации в Молдове в случае, если 

силы правого толка попадут в Парламент, подробно сообщили о решениях, 

предлагаемых ИБКС для реформирования разных секторов. В части новостей речь шла 

о деятельности членов ИБКС вне кампании. В других материалах освещались 

предвыборные события других кандидатов, сообщалось об избирательном процессе и о 

деятельности президента Майи Санду. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность  

Из 37 проанализированных новостей, 15 были тенденциозными, что свидетельствует о 

склонности телеканала представлять отдельных конкурентов в благоприятном или 

неблагоприятном свете. Отсутствие беспристрастности и объективности было явным в 

отборе и освещении тем в рамках данного мониторинга. Во всех выпусках новостей были 

материалы о достижениях и обязательствах ИБКС и об обвинениях в адрес ПДС и 

президента Майи Санду, что говорит о намерении телеканала представить ИБКС в 

положительном контексте и дискредитировать ПДС и Майю Санду. 

Например, 25 июня была показана новость, в которой «Игорь Додон предупреждает о 

крахе в случае, если правые силы придут к власти», потому что будут продвигаться 

«антисоциальные проекты», а единственное решение для прекращения этих «псевдо-

реформ» – победа ИБКС в выборах. По словам Игоря Додона, «это реально, согласно 

еженедельным измерениям», которые показывают, что «ситуация развивается довольно 

интересно, впечатляюще (…). Могу сказать, что показатели правых падают, а левых – 

растут (…)». В информации о контексте, репортер не упомянул результаты ни одного 

соцопроса. Драматическая ситуация, в которой окажутся граждане, если «силы правого 

толка одержат победу на выборах через две недели», была подробно представлена в 

одном из материалов 28 июня: рост цен, увеличение пенсионного возраста, ликвидация 

небольших сел и районов, задолженность государства перед внешними партнерами. В 

материале также было сказано, что Майя Санду отказывается подписывать 

законопроекты, поддерживающие отечественных производителей, а ИБКС «готов 

составить Правительство, которое быстро решит проблемы людей и страны». 

Другие примеры тенденциозных материалов, касавшихся президентуры: новость о 

стремительном росте цен на все категории продуктов сразу после президентских 

выборов в 2020 году и об обязательстве ИБКС, заявленном Петром Бурдужа, 

«прекратить эти безобразия», потому что «президент сделала это только чтобы 

удовлетворить свое тщеславие и получить несколько дополнительных мандатов в 

Парламенте», а «страна сегодня нуждается в стабильности» (30 июня); новость о 

протесте фермеров у Президентуры, «недовольных тем, что власти нашли деньги на 

организацию выборов, но не на предоставление субсидий», и что «Майя Санду ничего не 

предприняла, чтобы вновь войти на российский рынок». Эту новость дополнило 

примечание, что «глава государства не промульгировала закон, обязывающий торговые 

сети обеспечить 50% полок в магазинах отечественными товарами», а также голоса 

граждан, осуждающих неэффективное использование резервного фонда, 

предназначенного для чрезвычайных ситуаций, а не для выборов – «(…) пожилые 

жалуются на потери из-за града, (…) а мы виновато улыбаемся, что хотим досрочных 



            

выборов» (1 июля). В другом материале сообщалось, что Молдова рискует оказаться 

неспособной выдавать паспорта своим гражданам из-за двух советников президента, 

оказывающих давление на Агентство государственных услуг (1 июля). 

В период мониторинга телеканал также показал два обширных материала о прошлой 

деятельности президента Молдовы и некоторых членов ПДС. В одном речь шла о 

попытках бывшего правительства ЛДПМ, «в которое входила и Майя Санду», 

уничтожить систему здравоохранения, а точнее, закрыть четыре больницы в стране. В 

материале было сказано, что только протесты ПСРМ спасли те больницы, а в конце 

кандидат ИБКС Богдан Цырдя предупредил: «Не забывайте, каждый день над вами, 

врачами, педагогами, висит дамоклов меч – вы рискуете быть уволенными, 

оптимизированными, остаться без работы. Майя Санду – представитель Всемирного 

банка, транснациональной олигархии. Она всегда будет делать то, что скажут эти 

структуры, и никогда не будет прислушиваться к тяготам простых врачей и 

педагогов» (25 июня). 

Во втором материале Богдан Цырдя обвинил лидеров ПДС в том, что они «соучастники 

финансово-банковского мошенничества» (Игорь Гросу, Дмитрий Алайба). В материале 

присутствовала информация о контексте и упоминание, что Майя Санду отклонила 

закон, принятый Парламентом по предложению ПСРМ, который снимал «с плеч 

граждан» бремя возврата украденного миллиарда (30 июня). 

Primul în Moldova также выпустил два материала (28 и 30 июня) об успешных проектах, 

реализованных в нескольких населенных пунктах благодаря сотрудничеству между 

примарами, баллотировавшимися по спискам ПСРМ (Владислав Злой, село Дондюшень, 

Дмитрий Икизли, село Конгазчик, АТО Гагаузия), и центральными властями. Материалы 

сопровождались хвалебными мнениями местных жителей, выразивших надежду на то, 

что аналогичные проекты будут осуществляться и дальше. 

В период мониторинга была заметна ангажированность телеканала Primul în Moldova в 

пользу ИБКС, который был главным персонажем в 12 новостях, из которых в пяти были 

подробно представлены предвыборные приоритеты и обязательства этого кандидата. В 

трех других материалах представители ИБКС выступали с обвинениями против ПДС и 

президента Майи Санду. 

В девяти материалах из 12 тон представления ИБКС был явно положительным: его 

представители были представлены как конкуренты, обеспокоенные «хаосом в стране», 

осуждающие постоянный рост цен, поддерживающие фермеров, берущие 

ответственность за судьбу страны после выборов, оповещающие о злоупотреблениях, 

которые допускают «лидеры ПДС, в том числе Майя Санду», и заботящиеся о гражданах. 

Например, в новости о марафоне вакцинации (28 июня) Игорь Додон был представлен 

как политик, который отдает приоритет гражданам для вакцинации «долгожданным 

препаратом» и уже начал необходимые действия для того, чтобы привезти еще один 

миллион доз Sputnik V из России. 

ИБКС также был единственным конкурентом на выборах, в пользу которого было 

больше всего новостей исключительно о предвыборных приоритетах. 

К ПДС у телеканала было тенденциозное отношение, а в пяти материалах тон освещения 

этого конкурента был отрицательным: в отношении его представителей есть «сомнения 

по поводу честности», они «замешаны в банковском мошенничестве» и представляют 

«партию президента» и т.д. 

По отношению к президенту Майе Санду тон телеканала был отрицательным в 10 

материалах. Ее обвиняли во вмешательстве в избирательную кампанию и в 



            

судопроизводство, в подчинении СИБ, в участии в банковском мошенничестве, в 

равнодушии к проблемам граждан, пострадавших от стихийных бедствий («президент, 

который не может ничем нам помочь, ничто не входит в ее компетенцию» – 1 июля). 

Отрицательные акценты были замечены и в новости о кандидате ПДД, подготовленной 

после его участия в предвыборных дебатах, который был представлен как «кандидат с 

незадекларированными доходами» (1 июля). В другом материале с явно отрицательным 

отношением речь шла об АОР, который, согласно новости, нарушает законодательство 

о выборах, привлекая к кампании иностранных граждан (28 июня). 

Другие кандидаты в новостях на Primul în Moldova были представлены нейтрально. Так, 

Primul în Moldova нарушил положения Кодекса о выборах (ст. 69 (1)), согласно которым 

«Вещательные организации во всех своих программах (…) обязаны соблюдать принципы 

справедливости, ответственности, равновесия и непредвзятости в освещении 

выборов», а также положения Кодекса об аудиовизуальных медиауслугах (ст. 13 (6)), 

«обеспечение непредвзятости, взвешенности и поощрения свободного формирования 

мнений посредством представления основных противоположных точек зрения в период 

общественного обсуждения соответствующих вопросов». 

30 июня телеканал сообщил о результатах нового соцопроса. Материал соответствовал 

требованиям Положения об освещении избирательной кампании к досрочным 

парламентским выборам от 11 июля 2021 года средствами массовой информации 

Республики Молдова. 

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников 

Для документирования 37 новостей, Primul în Moldova воспользовался 103 источниками, 

в число которых вошли кандидаты, ЦИК, Президентура, представители 

государственных учреждений, а также граждане. 

С точки зрения появлений на экране, наибольшее присутствие было у представителей 

ИБКС, с 1008 секундами прямых и косвенных высказываний. За ним следовал АОР, 

объем появлений которого был почти в пять раз меньшим (206 секунд), и ПППП, со 140 

секундами для прямых и косвенных высказываний. 

Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений / Топ-10 

Цитируемые/упоминаемые 

субъекты 
Частота 

Продолжительность 

прямых и 

косвенных 

появлений на 

экране, секунды 

ИБКС 12 1008 

АОР 3 206 

ПППП 2 140 

ППДП 3 96 

ЭПЗ 2 87 

ПДС 7 70 

ПЗС 1 64 

ДПМ 1 52 

ПНЕ 1 50 

ППСН 1 42 

 



            

У ПДД было одно 38-секундное появление на экране. ИБРУ и ПП «Шор» были 

упомянуты по одному разу. Президент Майя Санду была упомянута 11 раз, с тремя 

прямыми выступлениями объемом 73 секунды (позаимствованные у других СМИ). 

Из 37 материалов, 11 были о конфликтных ситуациях, и 6 из них были 

несбалансированными. В 4 из этих новостей, с обвинениями против Президентуры и 

ПДС, не было упомянуто никаких усилий редакции для сбалансирования материалов с 

точки зрения цитируемых источников. 

В материале, в котором АОР обвиняли в привлечении в избирательную кампанию 

иностранных граждан, журналисты не сообщили, пытались ли они сбалансировать 

материал. Другой материал, в котором АОР обвиняет ПДС в том, что она пользуется 

поддержкой Президентуры, был частично несбалансированным. Было сказано, что в 

ПДС не ответили на телефонный звонок, а представители Президентуры сообщили, что 

не комментируют заявления, сделанные в ходе избирательной кампании. 

С точки зрения обеспечения гендерного равенства, мужчины в качестве источников / 

действующих лиц цитировались/упоминались 66 раз, а женщины – 21 раз (24%). 

Языковой стиль и видеоряд 

Языковой стиль и видеоряд в выпусках новостей на Primul în Moldova соответствовали 

нормам деонтологии, без нарушений и элементов дискриминации. В одном случае, 28 

июля, в новости о марафоне вакцинации, в кадре был виден микрофон телеканала NTV 

Moldova. 

 

 Pro TV  

Освещение избирательной кампании 

В период мониторинга, Pro TV Chișinău передал в семи главных ежедневных выпусках 

новостей 27 сюжетов, имевших прямое и косвенное отношение к выборам, общим 

объемом 3666 секунд (немногим более одного часа). Новости не были включены в 

специальную рубрику на тему выборов. В пяти из них освещалась текущая деятельность 

ЦИК, например, печать бюллетеней для голосования и подробности о запросе мобильной 

урны. В других речь шла об оспаривании в суде количества избирательных участков, 

которые будут открыты в диаспоре и в приднестровском регионе, об обвинениях 

конкурентов, о протестах и инцидентах с участием представителей разных 

формирований. Кроме того, в каждом выпуске новостей телеканал сообщал об 

организации дебатов Te votezi la Pro TV, с объявлением участников, а в выпусках 

новостей на следующий день были сюжеты о дебатах, прошедших накануне. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность  

Pro TV Chișinău нейтрально сообщал о ходе избирательной кампании, проявляя 

беспристрастное и сбалансированное отношение к конкурентам в большинстве 

проанализированных новостей. 26 июля телеканал передал новость о присутствии Игоря 

Додона на марафоне вакцинации во Дворце республики, с элементами легкой 

тенденциозности. В материале репортеры подчеркнули, что Игорь Додон прибыл туда 

«в разгаре избирательной кампании», стоял в очереди из сотен людей «без маски» и 

«ушел не вакцинированным». «Прошлым летом Додон вызвался быть первым 

гражданином, который вакцинируется препаратом Sputnik V. (…) Хотя у него нет 

никакой государственной должности, лидер ПСРМ заявил, что Молдова намеревалась 



            

приобрести до одного миллиона доз Sputnik V, которые могут прибыть в Кишинев в 

ближайшие недели», - отметила ведущая. 

1 июля была показана новость о соцопросе по поводу партий, которые могут попасть в 

Парламент. Материал не полностью соответствовал требованиям Положения об 

освещении избирательной кампании к досрочным парламентским выборам от 11 июля 

2021 года средствами массовой информации Республики Молдова. В нем сообщалось о 

названии организации, проводившей опрос, о времени его проведения, о размере 

выборки, максимальной погрешности, источнике финансирования. В материале не было 

сказано, была ли ЦИК извещена о проведении исследования, как того требует 

Положение. 

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников 

В проанализированных новостях было процитировано или упомянуто 88 источников, 

чаще всего формирований, участвующих в выборах, представителей ЦИК и судебной 

системы, граждан. 

В эту неделю мониторинга, телеканал предоставил доступ 15 конкурентам на выборах. 

Больше всего цитировали независимого кандидата Вячеслава Валько и его 

представителя Вячеслава Платона (175 секунд). Они присутствовали в двух новостях, в 

одной из которых подробно сообщалось о том, что В. Платон был назначен 

доверительным лицом В. Валько, с прямыми цитатами, объясняющими то, как они 

пришли к такому соглашению. 

Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений / Топ-10  

Цитируемые/упоминаемые 

субъекты 
Частота 

Продолжительность 

прямых и 

косвенных 

появлений на 

экране, секунды 

В. Валько 2 175 

АОР 5 106 

ИБКС 7 85 

ППДП 3 80 

ПРМ 2 76 

ПНИВ 2 58 

ПДД 3 55 

ПДС 4 51 

ППМ 2 51 

ПЗС 1 51 

 

Помимо кандидатов из таблицы, Pro TV цитировал в новостях ПНЕ, ЭПЗ, ПРОМ, ДПМ, 

ПП NOI. Следует отметить, что в новостях о дебатах, проводившихся на телеканале 

накануне, участникам было предоставлено почти равное эфирное время для 

выступлений. 

Шесть из 27 проанализированных новостей были о конфликтных ситуациях, и 

журналисты предоставили всем задействованным/обвиняемым лицам право на ответ. 

В отчетный период, была замечена несбалансированность с гендерной точки зрения: 

цитировались или упоминались 46 мужчин и 9 женщин (18%). 



            

Языковой стиль и видеоряд  

Языковой стиль и видеоряд в выпусках новостей на Pro TV Chișinău в целом 

соответствовали нормам деонтологии, без нарушений и элементов дискриминации, за 

исключением двух случаев, 25 июня и 1 июля, когда журналисты допустили наклеивание 

ярлыков. В первом материале говорилось о «скандальном бизнесмене Вячеславе 

Платоне», а во втором, основанном на дебатах, прошедших на телеканале накануне, 

ведущая применила в отношении бывшего лидера Демократической партии Влада 

Плахотнюка ярлык «беглый олигарх». 

 

Publika TV 

Освещение избирательной кампании 

В отчетный период телеканал Publika TV выпустил 34 материала, имевших прямое или 

косвенное отношение к выборам, общим объемом 3183 секунды или 0,8 часов. 

Репортеры сообщали о предвыборных приоритетах и обязательствах конкурентов, 

заявленных в рамках предвыборных мероприятий и не только, предоставили 

информацию от ЦИК по поводу подготовки к 11 июля, сообщали о расходах на 

кампанию, о конкурентах, участвующих в выборах, и т.д. В выпусках новостей также 

освещались конфликтные ситуации, в которых оказались некоторые конкуренты 

(инцидент в Бельцах с участием представителя ПСЕД, протесты АОР). Кроме того, 

Publika TV передал новость о результатах оного предвыборного соцопроса. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность  

Большинство материалов Publika TV, прямо или косвенно касавшихся выборов, были 

нейтральными и беспристрастными, без нарушений норм деонтологии и с отделением 

фактов от мнений. Определенное предпочтение было замечено в отношении ИБКС, 

ППДП и ПП «Шор», которые Publika TV ставил в благоприятное положение 

выбранными для освещения темами. Телеканал передал по три материала о 

предвыборных обещаниях и обязательствах этих трех конкурентов, тон которых был 

нейтральным и положительным. Эти формирования были также действующими лицами 

других материалов, имевших косвенное отношение к выборам. 

Положительный тон был замечен в новости о марафоне вакцинации, в котором принял 

участие один из лидеров ИБКС, Игорь Додон, о котором было сказано, что он отдает 

приоритет гражданам («Я стану в очередь. Пока вы все не пройдете, я не буду 

вакцинироваться») и может им помочь («(…) я продолжу просить партнеров из России, 

чтобы хватило всем. Речь идет об одном миллионе доз, которые я уже попросил 

закупить, и в бюджете есть деньги, а первые 200-300 тысяч должны прийти в 

ближайшие недели»). 

АОР был представлен только в новостях о конфликтных ситуациях (протесты у СИБ и 

Президентуры) или в контексте обвинений другого кандидата против него. 

Тон освещения других кандидатов на выборах был нейтральным. 

Publika TV передал новость о результатах одного предвыборного соцопроса. Материал 

соответствовал требованиям Положения об освещении избирательной кампании к 

досрочным парламентским выборам от 11 июля 2021 года средствами массовой 

информации Республики Молдова. 

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников 



            

Publika TV предоставил доступ к новостям менее чем половине конкурентов на выборах 

(9 из 23). Для документирования 34 новостей было задействовано 88 источников: 

кандидаты на выборах, ЦИК, представители государственных учреждений. 

С точки зрения предоставленного эфирного времени, наибольшее присутствие было у 

представителей ППДП, у которых был самый большой объем прямых и косвенных 

высказываний – 259 секунд. На втором месте был ИБКС с 196 секундами, за которым 

следовал ИБРУ с 134 секундами. 

Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений 

Цитируемые/упоминаемые 

субъекты 
Частота 

Продолжительность 

прямых и 

косвенных 

появлений на 

экране, секунды 

ППДП 8 259 

ИБКС 11 196 

ИБРУ 4 134 

ПДС 8 132 

ПП «Шор» 6 132 

АОР 5 122 

ПРОМ 2 104 

ПСЕД 2 42 

 

ДПМ была упомянута один раз. 

Из всех проанализированных новостей (34), 10 были о конфликтных ситуациях, одна из 

которых была несбалансированной с точки зрения процитированных источников. В этом 

материале речь шла о выводах кандидата ПРОМ Иона Кику в отношении АОР, в 

контексте протестов, организованных АОР у СИБ: «Любое действие, направленное 

против любого государства, является преступлением и должно быть наказано. 

Сепаратизм, унионизм аналогичны и направлены на разрушение государства». 

В остальных материалах такого рода репортеры обеспечили сбалансированность 

цитируемых источников. 

Телеканал обращался в основном к мужчинам (38), а женщины (11) присутствовали в 

меньшей степени (22%). 

Языковой стиль и видеоряд 

Языковой стиль и видеоряд в выпусках новостей на Publika TV соответствовали нормам 

деонтологии.  

 

RTR Moldova 

Освещение избирательной кампании 

В период с 25 июня по 1 июля 2021 года RTR Moldova передал 50 материалов на тему 

выборов в пяти выпусках новостей в 20:00, общим объемом 3190 секунд (0,88 часов). 

Большинство новостей (40) сообщали о предвыборных приоритетах и задачах 



            

конкурентов. В пяти (показанных вне рубрики, посвященной выборам) освещались 

действия местных властей в Оргееве, а еще в четырех сообщалось об избирательном 

процессе (печать бюллетеней для голосования, заседания ЦИК). В одной новости, 

имевшей косвенное отношение к выборам, речь шла о протесте фермеров перед 

Президентурой. Журналисты RTR Moldova не освещали конфликтные ситуации, за 

исключением репортажа о протесте, а концентрировались на цитировании 

предвыборных заявлений кандидатов. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

Большинство материалов RTR Moldova (45 из 50) были беспристрастными, с отделением 

фактов от мнений и без заметных нарушений Кодекса об аудиовизуальных медиауслугах 

или Деонтологического кодекса журналиста Республики Молдова. Телеканал проявил 

объективность ко всем освещаемым конкурентам, независимо от того, организовывали 

ли они предвыборные мероприятия. В новостях цитировались фрагменты публичных 

заявлений, сделанных на пресс-конференциях, публичных мероприятиях, в интервью 

для других СМИ или в Facebook. В некоторых случаях телеканал ссылался на 

предвыборные программы конкурентов или на информацию из их предвыборных 

роликов. 

В пяти материалах был замечен пристрастный подход к ПП «Шор». Это были репортажи 

из разных населенных пунктов оргеевского района, в которых представители местной 

администрации (члены ПП «Шор») говорили о достижениях и полученных успехах. 

Репортажи, по одному в день, были показаны вне рубрики, посвященной выборам, а 

изображение логотипа на микрофоне было скрыто. Все пять материалов были 

рекламного характера и хвалебными, представляя в положительном свете кандидатов от 

ПП «Шор». Тон представления других конкурентов на выборах был нейтральным. 

В отчетный период RTR Moldova не освещал результаты предвыборных соцопросов. 

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников 

Все 50 проанализированных новостей были подготовлены на основании 72 источников. 

Телеканал не обеспечил разнообразия источников, которыми в основном были 

конкуренты на выборах, ЦИК и граждане. 

Телеканал обеспечил доступ к новостям 19 из 23 кандидатов, участвующих в выборах. 

Больше всего появлений на экране и эфирного времени было у ПП «Шор», 

представители которой цитировались в 10 новостях, с самым большим объемом прямых 

и косвенных появлений. 

Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений / Топ-10 

Цитируемые/упоминаемые 

субъекты 
Частота 

Продолжительность 

прямых и 

косвенных 

появлений на 

экране, секунды 

ПП «Шор» 10 470 

ИБКС 5 297 

ИБРУ 5 271 

ПДС 3 221 

ПППТ 2 127 

ПРОМ 5 110 



            

ППДП 2 106 

ПЗС 2 100 

ДПМ 2 90 

ПКД-ГК 1 80 

 
Телеканал также цитировал по одному разу ППМ, ЭПЗ, АОР, ПНЕ, ПСЕД, ПРМ, ПППП, 

ПП NOI и независимого кандидата Вячеслава Валько. 

Из 50 новостей, только в одной речь шла о конфликтной ситуации: материал о протесте 

фермеров перед Президентурой, который был сбалансирован мнением представителей 

этого учреждения. 

Гендерное соотношение источников было явно в пользу мужчин: 52 против 13 женщин 

(20%). 

Языковой стиль и видеоряд 

Лексика на RTR Moldova в новостях об избирательном процессе и о кандидатах в 

депутаты Парламента Молдовы была нейтральной, информативной, без оценок и 

ярлыков. Приемов монтажа замечено не было.  

 

 TV 6 

Освещение избирательной кампании 

В период с 25 июня по 1 июля 2021 года, телеканал TV6 передал пять выпусков новостей 

Ora știrilor, в которые вошел 31 материал, имевший прямое или косвенное отношение к 

выборам, общим объемом 3793 секунд (немногим более одного часа). 21 материал вошел 

в рубрику «Выборы 2021», и 10 были показаны вне ее. Около половины этих новостей 

освещали деятельность представителей ПП «Шор» в рамках избирательной кампании и 

вне ее. TV6 также сообщал о текущей деятельности ЦИК, об обвинениях одних 

конкурентов в адрес других, о финансовых отчетах кандидатов, о деятельности 

президента Майи Санду и т.д. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность  

Вопреки положениям Кодекса об аудиовизуальных медиауслугах, Кодекса о выборах и 

Деонтологического кодекса журналиста Республики Молдова, 23 из 31 материала, 

проанализированного в рамках этого мониторинга, были тенденциозными. На TV6 

отсутствие беспристрастности и объективности проявилось в выборе тем и в подходе к 

их освещению. В 10 новостях факты не были отделены от мнений. 

Тенденциозность выражалась в основном в том, что журналисты телеканала вынесли на 

передний план достижения и обязательства представителей ПП «Шор». Например, в 

пяти из 21 материала в рубрике «Выборы 2021» освещались обязательства ПП «Шор», 

представленные ее лидером Иланом Шором, что создало для него образ конкурента, 

предлагающего решения: создание государственных заправок, революция в экономике, 

поддержка бизнеса, превращение Молдовы в «цветущий сад», наказание политиков, не 

выполняющих свои предвыборные обязательства, и т.д. Илан Шор появлялся в выпусках 

новостей TV6 каждый день и в явно положительном свете. В одной новости 28 июня, 

также в рубрике о выборах, представители ПП «Шор» были показаны на храмовом 

празднике села Похребень, где Илан Шор выступил с онлайн-поздравлением. В одном 

материале 1 июля TV6 цитировал другого представителя ПП «Шор», Дениса Уланова, 



            

который утверждает, что Прокуратура отказывается заслушать некоторых лиц по делу о 

краже миллиарда, не упомянув, что у этого кандидата статус обвиняемого по делу о 

банковском мошенничестве. 

В 11 материалах в рубрике «Выборы 2021» в период с 25 июня по 1 июля другие 

конкуренты были представлены в отрицательном контексте, со взаимными обвинениями 

или в конфликтных ситуациях. Например, представителей ПСЕД не пустили на 

футбольный матч в Бельцах потому, что на них были футболки с эмблемой партии, и 

дело дошло до потасовки (28 июня). В материале журналисты цитировали этих 

представителей партии, которые утверждали, что Ренато Усатый (ИБРУ) находится на 

матче, а у входа на стадион были размещены флаги ИБРУ. Также, ПСЕД обвинила ПДС 

в том, что та препятствовала проведению предвыборной встречи (29 июня), и в том, что 

один из ее сторонников повредил один предвыборный плакат (1 июля). По утверждениям 

ПСЕД, и один представитель ИБРУ украл у нее один предвыборный плакат (1 июля). 

В материалах о конфликтных ситуациях, которые в основном были тенденциозными, 

были представлены и другие конкуренты на выборах. Например, TV6 сообщил о том, 

что бизнесмен Вячеслав Платон был назначен доверенным лицом Вячеслава Валько, а 

В. Валько ранее обвинял В. Платона в участии в незаконных делах (25 июня); на Василия 

Костюк, лидера ПДД, напали в Унгенах (28 июня); на предвыборных дебатах произошел 

конфликт между одним представителем АОР и одним представителем ПДД, освещенный 

в материале под названием «Кто более румын, чем румын» (29 июня); АОР провел 

протест перед зданием СИБ (30 июня); представители ИБКС обвинили представителей 

ПДС и президента Майя Санду в том, что они участвовали в краже миллиарда (30 июня); 

ППДП провела протест у Апелляционной палаты Кишинева (1 июля); ЦИК обязана, по 

запросу ИБКС, проверить, занимается ли Майя Санду предвыборной агитацией в пользу 

ПДС (1 июля). 

Еще один тенденциозный материал вышел 1 июля, когда TV6 освещал финансовые 

отчеты конкурентов на выборах, поданные в ЦИК. Надпись на экране гласила 

«Миллионы потрачены на кампанию», а во вступлении было подчеркнуто, что ИБРУ 

«потратил почти девять миллионов леев». Представив ПДС как одно из формирований 

с миллионами расходов, в том же материале TV6 напомнил, что представители партии 

просят избирателей о поддержке, процитировав лидера партии Игоря Гросу, который 

сказал: «На данный момент в предвыборном фонде у нас осталось 8000 леев. Нам 

нужны пожертвования, чтобы продолжить кампанию». В том же контексте, телеканал 

сообщил, что ЦИК обнаружила 169 человек без доходов или с доходами меньше, чем 

пожертвования, сделанные в пользу кандидатов, и «больше всего от ПДС, всего 18». 

Вне рубрики «Выборы 2021», TV6 передал шесть одобрительных материалов о 

достижениях местных властей, аффилированных ПП «Шор»: открытие детских 

площадок в нескольких селах оргеевского района, ремонт дорог в сельской местности, 

тестирование машины специального назначения в Оргееве и т.д. Во всех этих новостях 

TV6 цитировал непосредственно представителей МПА. В большинстве этих новостей 

телеканал не отделил факты от мнений. Например, в новости об открытии детских 

площадок журналисты назвали проект «значительным». 

После показа материала о ремонте дорог в селе Табэра оргеевского района (28 июня), 

TV6 провел косвенное сравнение с Бельцами, где примаром является лидер ИБРУ Ренато 

Усатый. TV6 показал материал под названием «Бельцкие джунгли», и во вступлении 

журналисты подчеркнули: «Один из заброшенных парков в Бельцах выглядит как дикие 

джунгли». Хотя телеканал уточнил, что парк принадлежит Бельцкой и Фалештской 

епархии, в цитате одной гражданской активистки было оставлено упоминание, что 



            

примар – один из тех, кто ничего не предпринимает, причем право на ответ ему не было 

предоставлено. 

О деятельности Майи Санду на посту президента Молдовы речь шла в трех материалах 

о конфликтных ситуациях. Все три были тенденциозными, а глава государства была 

представлена в отрицательном свете: продвижение Штефана Цыбуляк на пост главы 

службы Высшего совета безопасности Аппарата президента, с надписью на экране 

«Человек Додона повышен по службе» (25 июня); обвинения Майи Санду во 

вмешательстве в судопроизводство со стороны трех ассоциаций из Румынии (30 июня); 

протест фермеров у здания Президентуры (1 июля). 

В отчетный период была явной ангажированность телеканала в пользу ПП «Шор», 

которая была действующим лицом в 13 тенденциозных материалах, из которых в 11 

представители ПП «Шор» были представлены в положительном свете. В то же время, 

было явным тенденциозное отношение к ПДС (пять новостей в отрицательном тоне) и к 

президенту Майе Санду (пять новостей в отрицательном тоне), а также к ИБРУ и его 

лидеру Ренато Усатому (четыре новости в отрицательном тоне). 

Таким образом, TV6 нарушил положения Кодекса о выборах (ст. 69 (1)), согласно 

которым «Вещательные организации во всех своих программах (…) обязаны соблюдать 

принципы справедливости, ответственности, равновесия и непредвзятости в 

освещении выборов», а также положения Кодекса об аудиовизуальных медиауслугах (ст. 

13 (6)), «обеспечение непредвзятости, взвешенности и поощрения свободного 

формирования мнений посредством представления основных противоположных точек 

зрения в период общественного обсуждения соответствующих вопросов» 

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников 

В период с 25 июня по 1 июля 2021 года, для документирования новостей TV6 

цитировал/упоминал в проанализированных материалах 101 источник, в основном 

конкурентов на выборах, местные власти, граждан, несовершеннолетних. 

У ПП «Шор» было больше всего эфирного времени – в десятки раз больше, чем у других 

конкурентов (594 секунды). Другие конкуренты упоминались по одному разу, когда TV6 

сообщал о финансовых отчетах конкурентов (ДПМ, ПРОМ, ПЗС, ПППТ, ПНЕ, ПКД-ГК, 

ДПСН, Вячеслав Валько). 

Президент Майя Санду упоминалась пять раз. В этом контексте, Сорина Штефырцэ, 

официальный представитель Президентуры, цитировалась дважды с косвенным 

высказыванием в 23 секунды. 

Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений 

Цитируемые/упоминаемые 

субъекты 
Частота 

Продолжительность 

прямых и 

косвенных 

появлений на 

экране, секунды 

ПП «Шор» 13 594 

АОР 4 101 

ИБКС 3 92 

ПДД 4 92 

ПСЕД 4 86 

ППДП 4 23 



            

ИБРУ 4 17 

ПДС 6 15 

 

В отчетный период TV6 передал 16 материалов о конфликтных ситуациях, из которых 

девять были несбалансированными. В семи речь шла о ПДС, Президентуре или ИБРУ. В 

некоторых несбалансированных материалах были замечены формальные попытки 

сбалансировать новости с точки зрения источников. 

Большинство проанализированных новостей были сделаны со ссылкой на один источник 

или на источники, выражавшие одну и ту же точку зрения, без дополнения их 

информацией о контексте. 

Так, TV6 нарушил ст. 13 (4) Кодекса об аудиовизуальных медиауслугах, согласно 

которой «В новостных аудиовизуальных программах, где точность и достоверность 

информации являются основополагающими критериями, сведения должны поступать 

из проверенных источников, быть документально подтвержденными фактами, 

обеспечивать правдивую и беспристрастную подачу событий и сбалансированно 

отражать различные мнения». 

В отчетный период TV6 не обеспечил гендерного баланса источников/действующих лиц 

в проанализированных новостях. Телеканал цитировал/упоминал 66 мужчин и 35 

женщин (34%). 

Языковой стиль и видеоряд  

Языковой стиль и видеоряд в проанализированных новостях на TV6 в отчетный период 

в большинстве случаев соответствовали нормам деонтологии.  

 

 TV8 

Освещение избирательной кампании 

В период с 25 июня по 1 июля 2021 года на телеканале TV8 вышло семь выпусков 

новостей, в которые было включено 24 материала, имевших прямое и косвенное 

отношение к выборам, общим объемом 3994 секунды (1,1 час). Новости, 

непосредственно касавшиеся выборов (20), вошли в рубрику «Выборы 2021». Телеканал 

сообщил о том, что ЦИК распорядилась о печати бюллетеней для голосования и 

запросила дополнительные финансовые средства для проведения выборов, осветил 

действия конкурентов на выборах, представил их заявления с предвыборных дебатов на 

TV8, проанализировал вместе с Ассоциацией Expert-Grup предвыборные программы 

политических формирований, участвующих в выборах, и выпустил крупный репортаж о 

том, что в Оргееве были запрещены предвыборные палатки. Кроме того, телеканал 

сообщил о результатах опроса мнений о предпочтениях избирателей перед выборами 11 

июля 2021 года. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность  

Материалы на тему выборов в целом освещались корректно и беспристрастно, с 

отделением фактов от мнений и без явного предпочтения каких-либо участников 

парламентских выборов. Новости, непосредственно касавшиеся выборов (20 из 24), были 

беспристрастными. В трех новостях были упомянуты все 23 конкурента, участвующих в 

выборах 11 июля, а на экране были показаны их предвыборные эмблемы. 



            

Тон представления большинства конкурентов был нейтральным, за исключением ИБКС, 

в отношении которого телеканал проявил легкую тенденциозность в трех новостях. 

Например, 25 июня TV8 показал материал, в котором сообщалось, что «в течение 

нескольких дней Игорь Додон дважды побывал в России», с уточнением, что «прошлой 

ночью политик вернулся из очередной командировки в Москву». Репортер также сказал, 

что «бывший глава государства, у которого в настоящее время нет никакой 

государственной должности, был замечен спешно выходившим из здания аэропорта 

через зону VIP». Во время показа новости, на экране была надпись «“Предвыборная” 

поездка в Москву?». Эту тему развили и в репортаже 26 июня, когда репортер спросил 

Игоря Додона на одном публичном мероприятии: «На какие деньги Вы ездили в Москву? 

Сейчас у Вас нет никакой должности». На ответ Игоря Додона, что он лидер ПСРМ и у 

него там есть зарплата, репортер спросил: «Ее достаточно, чтобы ездить в Москву 

так часто, как посчитаете нужным?». 

В другой новости, 29 июня, телеканал показал материал, в котором лидер ИБРУ Ренато 

Усатый представил видео, где «Игорь Додон тянет невод в Кондрице». В то время как 

Усатый утверждает, что «это случилось до ухода из Кондрицы после проигрыша на 

выборах», Игорь Додон говорит, что «это видео с 2017 года, когда он приказал очистить 

озеро и привезти другую рыбу». В завершение были показаны кадры, как в конце мандата 

Игоря Додона «роскошное хозяйство опустело, а в некоторых комнатах совсем не было 

мебели. Опустел и погреб, в котором оставшиеся консервы можно было по пальцам 

пересчитать». Тенденциозный подход телеканала наводит телезрителя на мысль о 

достоверности слов Усатого о том, что «Игорь Николаевич Додон, будучи хозяйственным 

человеком, (…) убрал всю рыбу из озера, чтобы ничего не осталось». 

TV8 представил в отчетный период и результаты одного предвыборного соцопроса (1 

июля), в соответствии с требованиями Положения об освещении избирательной 

кампании к досрочным парламентским выборам от 11 июля 2021 года средствами 

массовой информации Республики Молдова. Предпочтения избирателей были 

представлены нейтрально, без явного стремления поставить какого-либо конкурента в 

благоприятное или неблагоприятное положение. Кроме того, в этом материале 

присутствовали данные об организации, проводившей опрос, о времени его проведения, 

о размере выборки и погрешности, о том, кто его заказал, и на какие средства было 

проведено исследование. Телеканал также сообщил, что ЦИК уведомили о проведении 

соцопроса. 

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников 

В период мониторинга, TV8 упомянул/процитировал в 24 новостях на тему выборов 111 

источников. Чаще всего цитировались конкуренты на выборах, эксперты и граждане. 

Кроме того, в новостях упоминались учреждения, такие как ЦИК, СИБ, Правительство, 

ОБСЕ, АП и ВСП. 

С точки зрения объема появлений на экране, первые три места заняли ИБКС, ПНЕ и АОР 

(у которых было от 152 до 78 секунд эфирного времени), за которыми следовали ППДП, 

ПДД, ИБРУ, ПДС, ПНИВ, ПРОМ и ЭПЗ. 

Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений / Топ-10 

Цитируемые/упоминаемые 

субъекты 
Частота 

Продолжительность 

прямых и 

косвенных 

появлений на 

экране, секунды 



            

ИБКС 11 152 

ПНЕ 2 95 

АОР 6 78 

ППДП 4 73 

ПДД 3 70 

ИБРУ 3 55 

ПДС 7 54 

ПНИВ 1 40 

ПРОМ 3 31 

ЭПЗ 1 20 

  

Кроме того, ДПМ и ПП «Шор» упоминались три раза, а ПЗС, ПРМ и ПКД-ГК – один раз. 

Президентуру цитировали один раз с 20-секундным выступлением, а президент Майя 

Санду была упомянута дважды. 

Новости о конфликтных ситуациях (7 из 18) были сбалансированными, за исключением 

двух случаев. 28 июня на TV8 вышла новость о том, что «СИБ подтверждает, что 

Вячеслав Платон был бенефициаром фирмы, замешанной в краже миллиарда и в схеме 

Ландромат». Документ, подтверждающий это, был опубликован Ингой Григориу, 

председателем Парламентской комиссии по расследованию дела о «Ландромате», 

которая является членом ППДП. В завершение, репортер сказал, что «ни Платон, ни его 

адвокат пока не прокомментировали эту информацию», т.е. журналисты не попытались 

узнать их мнение, а ждали их реакции. В другом случае, сбалансированность источников 

была обеспечена частично. 1 июля, в контексте протеста, организованного перед 

Президентурой группой лиц против бездействия президента Майи Санду по отношению 

к фермерам, который предположительно был организован ПСРМ, репортер сказал, что 

«официальный представитель ПСРМ Кармена Стерпу не ответила на телефонный 

звонок и на сообщения», и не было предпринято попыток найти другие источники, чтобы 

сбалансировать новость. 

Касательно гендерного баланса, большинством процитированных/упомянутых 

источников были мужчины (55), а женщины цитировались 22 раза (28%). 

Языковой стиль и видеоряд  

В новостях об избирательной кампании, телеканал TV8 в целом применял нейтральную 

лексику. Видеоряд в отчетный период соответствовал деонтологическим и 

профессиональным нормам. 

 

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 

 

В период с 25 июня по 1 июля 2021 года в главных выпусках новостей на 10 телеканалах, 

в отношении которых проводится мониторинг, были замечены следующие тенденции 

освещения выборов: 

 

• Общественный телеканал Moldova 1 предоставил доступ к новостям большинству 

конкурентов на выборах, освещая их корректно и беспристрастно. Большинство 

конкурентов были представлены в основном нейтрально, за исключением ИБКС, 

к которому был замечен выборочный подход. Отношение к блоку было 

благоприятным, что проявилось в частоте и объеме его появлений на экране, а 



            

также в положительном тоне. ПДС была представлена преимущественно 

нейтрально, но также в неблагоприятном свете, посредством переноса образа в 

материалах на отрицательные темы о президенте Майе Санду, бывшем лидере 

ПДС. В проанализированных материалах факты были отделены от мнений, а 

языковой стиль и видеоряд были надлежащими. Плюрализм источников не был 

обеспечен, а с гендерной точки зрения баланс источников был нарушен в пользу 

мужчин. 

 

• NTV Moldova и Primul în Moldova предоставили эфирное время менее чем 

половине конкурентов на выборах. Эти телеканалы проявили тенденциозность и 

ангажированность в отношении ИБКС, который получил больше всего времени 

для выступлений, а тон его освещения был положительным и нейтральным. ПДС 

ставили в неблагоприятное положение, и в новостях ее чаще упоминали, чем 

цитировали, как и президента Майю Санду. Чаще всего, тон NTV Moldova и 

Primul în Moldova по отношению к ПДС был отрицательным. Более половины 

новостных сюжетов о конфликтных ситуациях были несбалансированными. С 

гендерной точки зрения, преимущество было у источников-мужчин. 

 

• Телеканалы Jurnal TV, Pro TV и TV8 освещали избирательную кампанию в целом 

корректно и беспристрастно, не ставя отдельных конкурентов в благоприятное 

или неблагоприятное положение. Эти каналы предоставили доступ к новостям 

большинству кандидатов, проявляя к ним чаще всего нейтральное отношение. 

Большинство проанализированных новостей были непредвзятыми, факты в них 

были отделены от мнений, а в материалах о конфликтных ситуациях чаще всего 

была обеспечена сбалансированность источников. Проанализированные 

материалы были несбалансированными с гендерной точки зрения. 

 

• RTR Moldova освещал избирательную кампанию корректно и беспристрастно, 

предоставив доступ к новостям большинству конкурентов. Большинство 

материалов были объективными и непредвзятыми, факты были отделены от 

мнений, а языковой стиль и видеоряд были нейтральными. Тон освещения 

конкурентов на выборах был нейтральным по отношению к большинству из них, 

за исключением ПП «Шор», которая была поставлена в благоприятное положение 

количеством появлений на экране, объемом предоставленного эфирного времени 

и положительным тоном. Телеканал не обеспечил разнообразия источников и их 

гендерного равенства. 

 

• Prime TV и Publika TV предоставили доступ к новостям менее чем половине 

конкурентов на выборах, проявив к большинству из них нейтральное, 

беспристрастное отношение. С точки зрения эфирного времени, выделенного для 

выступлений, отбора тем для освещения и подхода, эти телеканалы отдали 

приоритет ПП «Шор» и ИБКС, которые в нескольких случаях были представлены 

в положительном свете. На Publika TV, в выборе тем ощущалось также некоторое 

предпочтение ППДП. Данные телеканалы обеспечили всем обвиняемым право на 

ответ. Большинство новостей были подготовлены на основании одного 

источника. Телеканалы не обеспечили гендерного баланса 

источников/действующих лиц. 

 

• TV6 предоставил доступ к новостям менее чем половине конкурентов на выборах. 

Данный телеканал оказывал явное предпочтение ПП «Шор», как частотой и 



            

объемом предоставленного эфирного времени, так и положительным тоном. В 

нескольких новостях телеканал проявил отрицательное отношение к ПДС и 

президенту Майе Санду, а также к ИБРУ. Некоторые из этих материалов были 

несбалансированными. Источники были недостаточно разнообразными, а 

некоторые новости о конфликтных ситуациях были несбалансированными или 

частично сбалансированными. Телеканал не обеспечил гендерного баланса, 

склоняя его в сторону мужчин. 

 

Рекомендации: 

 

• Вещателям следует использовать отчеты о мониторинге как инструменты 

саморегулирования и устранить недостатки, чтобы их деятельность 

соответствовала законодательству и Деонтологическому кодексу журналиста. 

• Совету по телевидению и радио следует принять к сведению и использовать 

отчеты о мониторинге для оценки того, соблюдали ли телеканалы, в отношении 

которых проводился мониторинг, право на полное, объективное и достоверное 

информирование. 

• Совету по телевидению и радио следует разработать инструменты для 

вмешательства и применять их своевременно и эффективно в случае нарушений 

вещателями правовых норм при освещении избирательных кампаний, чтобы 

обеспечить адекватное информирование избирателей посредством 

аудиовизуальных программ. 

 


