
            

 

  

  

  

  

  

  

 

 

 

 

 

 

 

Мониторинг СМИ в ходе избирательной кампании к 

досрочным парламентским выборам 11 июля 2021 года 

 

Отчет № 5 

2-10 июля   2021 года 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данный отчет составлен при финансовой поддержке Бюро 

Посольства Нидерландов в Молдове. 

 

 

 

 



            

Общая информация 
 

Цель и задачи проекта: Мониторинг и информирование общественности о 

деятельности средств массовой информации в ходе избирательной кампании и о доступе 

конкурентов на выборах к СМИ. Задача мониторинга – провести анализ журналистских 

тенденций, которые могут повлиять на работу СМИ и поставить под угрозу их 

способность предоставлять общественности достоверную, беспристрастную и 

плюралистическую информацию. 

 

Период мониторинга: 1 июня – 10 июля 2021 года 

 

Критерии отбора средств массовой информации для мониторинга: 

• Аудитория / воздействие: национальное, региональное 

• Тип СМИ: аудиовизуальные 

• Форма собственности: государственная, частная 

• Язык вещания: румынский, русский 

 

Список СМИ, охваченных мониторингом: 

 

Moldova 1 (19:00) – государственный телеканал, национальное покрытие, вещает на 

румынском и русском; 

Prime TV (21:00) – частный телеканал, национальное покрытие, вещает на 

румынском и русском; 

Primul în Moldova (18:00) – частный телеканал, национальное покрытие, вещает на 

румынском и русском; 

Publika TV (онлайн-версия) – частный телеканал, национальное покрытие, вещает на 

румынском и русском; 

Jurnal TV (19:00) – частный телеканал, региональное покрытие, вещает на румынском 

и русском; 

NTV Moldova (19:00) – частный телеканал, региональное покрытие, вещает на 

румынском и русском; 

RTR Moldova (20:00) – частный телеканал, региональное покрытие, вещает на 

румынском и русском; 

TV 8 (19:00) – частный телеканал, региональное покрытие, вещает на румынском и 

русском; 

Pro TV (20:00) – частный телеканал, региональное покрытие, вещает на румынском; 

TV6 (19:00) – частный телеканал, региональное покрытие, вещает на румынском и 

русском. 

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 

ЦПА – центральная публичная администрация 

МПА – местная публичная администрация 

АОР – Альянс за объединение румын 

ЦИК – Центральная избирательная комиссия 

ИБКС – Избирательный блок коммунистов и социалистов 

ИБРУ – Избирательный блок «Ренато Усатый» 



            

ПКД-ГК – Партия коллективного действия – Гражданский конгресс 

ПСЕД – Партия «Строим Европу дома» 

ПДС – Партия «Действие и солидарность» 

ПРОМ – Партия развития и объединения Молдовы 

ПДД – Партия «Демократия – дома» 

ДПМ – Демократическая партия Молдовы 

ПЗС – Партия Закона и справедливости 

ПП NOI – Политическая партия NOI 

ППДП – Партия «Платформа Достоинство и правда» 

ППСН – Политическая партия «Сила народа» 

ПППП – Политическая партия «Партия за перемены» 

ПП «Шор» – Политическая партия «Шор» 

ПНЕ – Партия национального единства 

ЭПЗ – Экологическая партия зеленых 

ДПСН – Движение профессионалов «Speranţa-Надежда» 

 

2. Методология  
 

Был проведен мониторинг всего содержимого главных ежедневных выпусков новостей 

на каждом телеканале и были проанализированы материалы, имеющие прямое или 

косвенное отношение к выборам. Материалы были подвергнуты оценке с точки зрения 

содержания и контекста, чтобы определить, ставят ли их авторы в выгодное или 

невыгодное положение отдельные партии/другие политические формирования. 

Материалы были также проанализированы в соответствии со следующими критериями 

объективного освещения: 

 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность. Согласно 

Кодексу об аудиовизуальных медиауслугах (КоАМ), в силу основного права на 

информирование поставщики медиауслуг должны соблюдать следующие требования: a) 

обеспечение четкого различия между фактами и мнениями; b) информирование о факте 

или событии должно быть достоверным, а информация должна проверяться и 

представляться беспристрастно и добросовестно (ст. 13 (1)). В то же время, согласно 

нормам деонтологии, новости должны быть беспристрастными и объективными и не 

должны поддерживать отдельные партии/группы или отдельных людей в ущерб другим. 

Наличие дискриминационных элементов в репортажах и новостях свидетельствует о 

том, что действительность представлена с точки зрения журналиста. Фильтрация 

новостей и минимальный анализ истории и контекста также говорят о защите интересов 

отдельных субъектов, а не общественности в целом. А ст. 69 (5) Кодекса о выборах 

предусматривает, что средства массовой информации не должны проявлять 

привилегированное отношение к конкурентам на выборах в силу их социального статуса 

и/или должностей, занимаемых их кандидатами. 



            

 

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников. Чтобы быть 

корректными и сбалансированными, материалы должны представлять все 

задействованные стороны, особенно когда речь идет о конфликтных ситуациях, и 

проявлять равное отношение к оппонентам. Также, СМИ должны обеспечивать доступ к 

различным взглядам, чтобы помочь аудитории прийти к собственному мнению о 

событиях. КоАМ гласит, что в новостных аудиовизуальных программах, где точность и 

достоверность информации являются основополагающими критериями, сведения 

должны поступать из проверенных источников, быть документально подтвержденными 

фактами, обеспечивать правдивую и беспристрастную подачу событий и 

сбалансированно отражать различные мнения (ст. 13 (4)).  

 

Языковой стиль и видеоряд 
Намеренное использование преувеличений и предосудительных выражений, таких как 

ругательства или ярлыки в адрес определенных лиц или организаций, а также обработка 

изображений таким образом, чтобы представить определенных персонажей в 

отрицательном свете, вызывают серьезные сомнения относительно соблюдения 

этических и профессиональных стандартов. Поведение журналистов выглядит 

неэтичным и тогда, когда изображения не соответствуют действительности, когда они 

подделаны, или когда новости сопровождают кадрами, не имеющими отношения к 

тексту. КоАМ запрещает транслировать репортажи, в отношении которых имеются 

основания полагать, что они пропагандируют, разжигают, популяризируют или 

оправдывают расовую ненависть, ксенофобию, антисемитизм или другие формы 

ненависти, основанные на нетерпимости или дискриминации по признаку пола, расы, 

национальности, религии, ограничения возможностей или сексуальной ориентации (ст. 

11 (2)). 

 

3. Данные мониторинга 

 

 Moldova 1  

 

Освещение избирательной кампании 

В период мониторинга телеканал Moldova 1 транслировал восемь ежедневных выпусков 

новостей Mesager, в которые вошло 73 новости на тему выборов. За исключением одного 

материала, имевшего косвенное отношение к выборам, остальные были показаны в 

рубрике «Досрочные парламентские выборы 2021», а общий объем всех 

соответствующих новостей составил 5431 секунду (1,5 часа). Общественный телеканал 

сконцентрировался на информировании о предвыборных приоритетах конкурентов, 

заявленных в ходе дебатов на Moldova 1, на акциях протеста или на встречах с 

избирателями. Около четверти новостей (18) касались обвинений одних формирований 

против других. Кроме того, журналисты сообщали об организации избирательного 

процесса (печать бюллетеней, выделение средств для проведения выборов, количество 

избирательных участков в приднестровском регионе), о результатах соцопросов, о 

выводах Ассоциации Promo-LEX о ходе избирательной кампании и т.д. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность  

В последнюю неделю избирательной кампании, Moldova 1 проявил нейтральное 

отношение к большинству конкурентов, за исключением представления в слегка 



            

благоприятном свете ИБКС и в неблагоприятном свете ПДС и президента Майи Санду 

посредством выбора тем и подхода. В то время как ИБКС был персонажем материалов о 

предвыборной деятельности и об обвинениях, с которыми выступали некоторые 

представители блока, ПДС и Президентура в основном были представлены в материалах, 

где им нужно было отвечать на обвинения, и в новостях о предвыборной деятельности. 

Помимо новостей о предвыборных обязательствах ИБКС, телеканал Moldova 1 сообщал 

об обвинениях некоторых депутатов ПСРМ в адрес членов ПДС или Президентуры: 

соучастие в банковском мошенничестве, скрытые интересы в тендере на поставку 

бланков биометрических паспортов, финансирование из-за рубежа или через фонды и 

организации. В одном случае журналисты отметили, что «противостояние между 

партиями продолжается». 5 июля телеканал передал новость о расследовании 

иностранного издания New Europe, согласно которому Запад инвестировал около 56 

миллионов евро для обеспечения победы ПДС на выборах. Редакция не предприняла 

усилий для проверки достоверности этой информации, а на следующий день, 6 июля, во 

вступлении к другому сюжету было сказано, что «Генеральная прокуратура возможно 

будет расследовать информацию из европейского издания New Europe», но со ссылкой 

не на официальные источники в прокуратуре, а на заявление социалиста Богдана Цырдя, 

прозвучавшее на брифинге, и с уточнением, что «соответствующие шаги предприняла 

ПСРМ, которая требует, чтобы ЦИК констатировал незаконное финансирование ПДС 

из-за рубежа». Комментария ЦИК или Генеральной прокуратуры не было. 

В выпуске 7 июля Moldova 1 сообщил об очередном брифинге социалиста Цырдя, на 

котором тот представил русскоязычный вариант своей книги о гражданском обществе в 

Молдове, где он пишет, что Майя Санду якобы использует «грязные деньги, отмытые 

через НПО». В другой новости в тот же день сообщалось о пресс-конференции группы 

педагогов, выступающих в поддержку ИБКС на выборах, которые «обеспокоены тем, 

что в стране придет новый этап закрытия школ и детских садов если ПДС придет к 

власти. Педагоги напомнили, что в период, когда Майя Санду возглавляла 

Министерство образования, было закрыто 119 школ». «За десять лет общее 

количество школьников и студентов сократилось на 10 000, а педагогов – более чем на 

11 000 человек», - было сказано во вступлении к сюжету. 9 июля, представляя 

информацию о том, что ЦИК оспорил решение о сокращении количества избирательных 

участков на левом берегу Днестра, Moldova 1 предпочел представить отдельно реакцию 

ИБКС, который протестовал перед Высшей судебной палатой. На канале было сказано, 

что «решение разожгло страсти в обществе», и были процитированы три критических 

высказывания сторонников ИБКС, а мнения трех других конкурентов на выборах на эту 

тему были включены в другой сюжет. 

Тон представления ИБКС был положительным в двух материалах из 20, а ПДС – 

отрицательным в 6 материалах из 16, а президент Майя Санду была персонажем трех 

отрицательных материалов. 

В период мониторинга телеканал сообщил о результатах трех соцопросов о 

предвыборных предпочтениях избирателей (один материал 2 июля и два других 5 июля). 

Все три материала соответствовали требованиям Положения об освещении 

избирательной кампании к досрочным парламентским выборам от 11 июля 2021 года 

средствами массовой информации Республики Молдова. 

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников  

Moldova 1 прямо и косвенно цитировал 166 источников в 73 сюжетах на тему данного 

мониторинга. Помимо конкурентов, участвующих в выборах, и представителей ЦИК, это 



            

были дипломаты, представители Правительства, неправительственных организаций и 

учреждений из сферы юстиции. 

Доступ к новостям был у 17 кандидатов из 23. По частоте прямых и косвенных цитат и 

их объема, лидировала ПДС, которая была представлена в 22 новостях общим объемом 

366 секунд. За ней на небольшом расстоянии следовал ИБКС, который присутствовал в 

20 новостях общим объемом 329 секунд. 

Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений / Топ-10 

Цитируемые/упоминаемы

е субъекты 
Частота 

Продолжительность 

прямых и косвенных 

появлений на экране, 

секунды 

ПДС 22 366 

ИБКС 20 329 

ПСЕД 5 179 

ППДП 3 147 

ДПМ 3 134 

ИБРУ 7 127 

АОР 6 127 

ПРМ 3 121 

ПНЕ 3 119 

В. Валько 4 111 

 

ПП «Шор» фигурировала в четырех новостях, в трех из которых (о соцопросах) была 

просто упомянута. Три раза цитировали ПДД, по два раза ПКД-ГК и ПРОМ, и по одному 

разу ДПСН, ПП NOI и ПНИВ. Представителей Президентуры и/или президента Майю 

Санду цитировали или упоминали в девяти новостях на тему выборов, общим объемом 

41 секунда, чаще всего с короткими реакциями на обвинения. 

Новости об обязательствах и обещаниях кандидатов, а также другие материалы на тему 

выборов, были короткими, основанными на одном источнике, без информации о 

контексте, а в некоторых случаях без уточнения того, где и когда были сделаны 

соответствующие заявления. 

Из всех проанализированных материалов, 18 были о конфликтных ситуациях, и два из 

них были частично сбалансированными. В материале об обвинениях Богдана Цырдя в 

адрес Майи Санду в связи с тем, что она «использовала грязные деньги, отмытые через 

НПО» (7 июля), ведущий уточнил во вступлении только то, что «Президентура сказала, 

что не комментирует заявления Цырдя», не предоставив подробностей о том, 

попытались ли журналисты обратиться к Президентуре за комментарием или 

кто/где/когда сказал, что не комментирует обвинения. В материале о конференции 

педагогов, где ПДС и Майю Санду обвинили в закрытии школ и детских садов, Moldova 

1 косвенно процитировал ПДС, которая «не комментирует предвыборные заявления 

конкурентов», а реакция Президентуры вообще отсутствовала. 

Moldova 1 цитировал в своих новостях почти в три раза больше мужчин, чем женщин – 

99 источников-мужчин против 34 источников-женщин (25%).  

Языковой стиль и видеоряд  



            

Общественный телеканал в период мониторинга не прибегал к монтажным трюкам, а 

использованная лексика соответствовала нормам деонтологии, без наклеивания ярлыков 

или элементов дискриминации. 

 

 Jurnal TV 

Освещение избирательной кампании 

Телеканал Jurnal TV передал всего 41 материал, прямо и косвенно касавшийся выборов, 

общим объемом 6202 секунд (1,7 часов). В них сообщалось о предвыборной 

деятельности конкурентов на выборах, о деятельности ЦИК/избирательных процессах, а 

также о столкновениях и об обвинениях одних кандидатов против других. Кроме того, 

на телеканале вышло несколько видеоматериалов, некоторые из неясных источников, 

которые представили некоторых конкурентов в отрицательном свете. Материалы о 

предвыборной кампании представляли краткую информацию, из первоисточника, о 

предвыборных приоритетах и задачах освещаемых кандидатов. Телеканал сообщал, что 

освещает заметные предвыборные мероприятия, организуемые ежедневно. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

Большая часть материалов (29) была беспристрастной и объективной, с разделением 

фактов от мнений. В то же время, было замечено 12 случаев с более или менее заметной 

тенденциозностью, а в четырех сюжетах факты не были отделены от мнений. Например, 

2 июля Jurnal TV транслировал новость из анонимных источников, в которой 

высказывались предположения о вмешательстве некоторых лиц из России в выборы 11 

июля. «Агитация накануне досрочных выборов 11 июля! Люди с обоих берегов Днестра, 

которые предположительно играют определенную роль в скрытой организации 

голосования жителей приднестровского региона, периодически ездят в Москву. 

Источники Jurnal TV сообщили, что последний такой визит завершился 1 июля», - 

утверждал телеканал, однако не включил других источников в подтверждение 

предположений анонимных источников. В тот же день был показан большой сюжет (6 

минут 20 секунд), основанный на анализе неправительственной организации WatchDog, 

согласно которой в выборы вмешиваются люди из преступного мира, поддерживая 

ИБКС. Под надписью «Преступники снова вмешиваются в выборы», на экране был текст 

«ИБКС поддерживают подозрительные люди из России», а в материале сообщалось о 

создании гражданской платформы в поддержку ИБКС и о связях ее учредителей с 

персонажами из преступного мира. В завершение репортер сказал, что «в последнее 

время в Кишинев прибывает все больше чрезвычайно подозрительных персонажей с 

преступным прошлым, которые либо оправданы молдавскими судами, либо приезжают 

сюда для поддержки определенных политических формирований», без ссылки на 

источники. 

В одном материале 7 июля не была соблюдена презумпция невиновности. На экране 

была надпись: «Игорь Додон стреляет в кабанов из-за ограды». «Игоря Додона, 

кандидата на выборах 11 июля, засняли, когда он стрелял из-за ограды в кабанов, 

закрытых в загоне», - говорилось во вступлении, без ссылки на источник записи. Хотя 

телеканал цитировал реплику ИБКС с других СМИ, о том, что это фейк, в надписи 

презумпция невиновности не была соблюдена. Факты не были отделены от мнений, и в 

тексте присутствовали утверждения без указания их авторства. 



            

Тенденциозной была и новость от 7 июля о проблемах депутата ПСРМ Аллы Долинца с 

Национальным органом по неподкупности. В материал были включены кадры с 

прошлогоднего онлайн-заседания, на которых она ела перед экраном. Включение в 

новости кадров и упоминаний, не имеющих отношения к делу, говорит о 

тенденциозности телеканала по отношению к данному персонажу. В другом сюжете, 8 

июля, было явным смешивание фактов с мнениями: «На парад – Да, на заседание – 

Нет!», - объявила ведущая во вступлении к новости о присутствии министра обороны 

Виктора Гайчук на одном праздничном мероприятии, хотя накануне он не принял 

участия в заседании Правительства по причинам, связанным со здоровьем. Телеканал 

сообщил: «Вчера в Facebook Министерство обороны опубликовало кадры с церемонии 

вручения свидетельств об окончании зарубежных высших военных учебных заведений, 

на которой присутствовал и Гайчук. Как нарочно, эта церемония прошла прямо перед 

заседанием Правительства», - воскликнул репортер, выразив свое отношение к 

действиям министра. 

8 июля Jurnal TV объявил, что «получил доступ к видео, на котором показан момент, 

когда бывший президент Игорь Додон впервые вошел в свой офис в восстановленной 

Президентуре. Восторженный, он позволил заснять себя Рите, которую спросил, 

хорошо ли он смотрится в кресле президента». На экране была надпись: «Додон в 

Президентуре: Хорошо смотрюсь?», а в тексте сообщалось, что «эти кадры были сняты 

19 декабря 2018 года женщиной по имени Рита, которая первая сопроводила его в новый 

кабинет. По данным некоторых источников, это была его советник на тот момент, 

Рита Маноле. Ранее ее имя фигурировало в журналистских расследованиях о ее 

имуществе и бизнесе, а еще она является одним из спонсоров ПСРМ». Телеканал показал 

и ее фотографию. Не был ясным информационный повод и необходимость передачи 

такого материала, который не имеет никакого значения для общественного интереса. 

Другой материал из неясных источников был основан на «пояснительной записке одного 

государственного учреждения», доступ к которой получил Jurnal TV, в которой 

говорилось о «предполагаемом мошенничестве с газом, в котором замешаны люди из 

окружения Игоря Додона, в том числе его брат Александр» (8 июля). 

Тон освещения большинства конкурентов был нейтральным, за исключением ИБКС, 

который в восьми случаях был представлен в отрицательном свете (38% из всех 

появлений на экране) и в 13 случаях – в нейтральном, а также ПСЕД, у которой было три 

появления в отрицательном свете (42%) и четыре в нейтральном. Тон освещения АОР и 

ПП «Шор» был отрицательными в одном случае. 

В отчетный период телеканал сообщил об одном соцопросе, с соблюдением требований 

Положения об освещении избирательной кампании к досрочным парламентским 

выборам от 11 июля 2021 года средствами массовой информации Республики Молдова. 

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников  

Для документирования 41 проанализированной новости было использовано 147 

источников, которые были разнообразными, т.е. плюрализм мнений был обеспечен. 

Чаще всего это были конкуренты на выборах, представители Правительства, ЦИК, 

местной администрации, прокуратуры, а также адвокаты и граждане. В отчетный период 

телеканал сообщал о 14 кандидатах, из которых шестеро цитировались только один раз. 

ИБКС был персонажем с самым большим количеством появлений/упоминаний и 

объемом прямых выступлений. За ним следовали ПДС, ПСЕД и АОР. 

Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений / Топ-10 



            

Цитируемые/упоминаемы

е субъекты 
Частота 

Продолжительность 

прямых и косвенных 

появлений на экране, 

секунды 

ИБКС 21 374 

ПДС 8 204 

ПСЕД 7 135 

АОР 7 133 

ПРМ 4 168 

ППДП 6 106 

ИБРУ 7 83 

ДПМ 1 42 

ПРОМ 1 38 

ПЗС 1 37 

 

Телеканал также освещал ПНЕ, ППСН и ПДД, представители которых цитировались по 

одному разу, и ПП «Шор», которая цитировалась один раз и была упомянута три раза. 

Из 17 новостей о конфликтных ситуациях, большинство (13) были сбалансированными, 

предоставив эфирное время обеим сторонам конфликта. В четырех других случаях 

телеканал не сбалансировал материалы. Одним из них был материал, косвенно 

касавшийся выборов, вышедший 7 июля, об аресте группы лиц, в том числе бизнесмена 

Дорина Дамира, за ряд преступлений, включая мошенничество против государства 

путем выплаты Дамиру зарплаты в государственной структуре, где он был официально 

трудоустроен, но по факту не работал. В конце было сказано, что это происходило в то 

время, когда Георгий Кавкалюк руководил Управлением спецопераций, однако мнение 

лидера ПСЕД по этому поводу отсутствовало. Следует отметить, что за несколько дней 

до этого Jurnal TV цитировал Кавкалюка, который утверждал, что не имеет отношения к 

этому делу. В других несбалансированных материалах речь шла о ИБКС (который якобы 

поддерживают преступники) и о группах, предположительно подготавливающих 

организованный подвоз на выборы избирателей из приднестровского региона, в которых 

было сказано, что один из соответствующих персонажей не ответил на телефонный 

звонок, чтобы прокомментировать. Остался несбалансированным и материал 8 июля о 

выходе из ПСРМ группы советников из Яловен. 

С точки зрения гендерного равенства, в отчетный период была замечена существенная 

разница между количеством мужчин и женщин, которых цитировали/упоминали: 

мужчин цитировали/упоминали 83 раза, а женщин – 26 раз (24%). 

Языковой стиль и видеоряд 

Языковой стиль и видеоряд на Jurnal TV чаще всего были адекватными, без нарушения 

норм деонтологии. В некоторых случаях применялись ярлыки, например, в новости от 7 

июля – скандальный бизнесмен Дорин Дамир, беглый олигарх Владимир Плахотнюк. В 

новости 7 июля с видео со стрельбой по животным, телеканал предупредил, что следуют 

шокирующие кадры, но повторно показал видео, на котором в кабана стреляют и он 

бьется в конвульсиях, что могло усилить отрицательное эмоциональное воздействие на 

телезрителей. 

 



            

 NTV Moldova 

Освещение избирательной кампании 

В отчетный период телеканал NTV Moldova активно освещал избирательную кампанию. 

В шести проанализированных выпусках новостей было показано 58 сюжетов, имевших 

прямое или косвенное отношение к выборам, общим объемом 8899 секунд или 2,4 часа. 

51 сюжет вошел в рубрику «Выборы 2021», и семь были показаны вне этой рубрики. 

В выпуски новостей были включены крупные материалы об обязательствах ИБКС и его 

предвыборной деятельности, о предложениях ИБКС по преодолению кризисной 

ситуации в стране, а также материалы с обвинениями других кандидатов. Другие 

материалы говорили о предвыборных приоритетах других конкурентов, предоставляли 

информацию об избирательном процессе и сообщали о предпочтениях избирателей 

перед выборами. Телеканал также передал подробный материал с объяснением разных 

моментов, касающихся процесса голосования. Некоторые материалы касались 

деятельности президента Майи Санду. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

Из 58 проанализированных новостей, 25 были тенденциозными, указывая на стремление 

телеканала ставить определенных конкурентов на выборах в благоприятное или 

неблагоприятное положение. Отсутствие беспристрастности и объективности было 

заметно в том, как были отобраны и представлены в новостях темы, касающиеся и не 

касающиеся выборов. Во всех выпусках новостей присутствовали материалы о 

предвыборной деятельности ИБКС и обвинения в адрес ПДС и президента Майи Санду, 

что говорит о намерении телеканала представить в положительном контексте ИБКС и 

дискредитировать ПДС и Майю Санду. Как правило, материалы о конфликтных 

ситуациях, касающиеся ПДС и Президентуры, помещались в начало всего выпуска 

новостей или предвыборной рубрики. 

В выпуске 5 июля был показан материал, цитирующий «европейскую публикацию» 

(NewEurope.eu), согласно которой «Запад потратил 56 миллионов евро на предвыборную 

деятельность ПДС», на «агитационные материалы, оплату экспертам и троллям, на 

медиа-холдинг, поддерживающий Майю Санду…». Репортеры не предоставили 

информацию об этой публикации или другие подробности, которые подтвердили бы 

надежность этого источника информации. Тема финансирования ПДС подробно 

освещалась и в другом материале (6 июля), в котором представители ИБКС 

предупреждают: «Наши граждане, которые ожидаются на парламентских выборах в 

следующее воскресенье, должны знать, что за манипулирование ими при помощи ПДС 

западные страны уже потратили десятки миллионов евро». Эта новость была 

сбалансирована, но говорит о тенденциозном подходе телеканала к этому конкуренту на 

выборах, поскольку выступление ПДС, когда кандидат ПДС Сергей Литвиненко 

объяснял источник пожертвований, было сокращено. В выпуске новостей 7 июля 

кандидат ИБКС Богдан Цырдя утверждал, что и кампания к президентским выборам в 

2020 году также финансировалась из-за рубежа, и «на предвыборный счет Майи Санду» 

были переведены «тысячи, тысячи, тысячи леев», «деньги, которые должны были 

пойти на пенсионеров, инвалидов, многодетных матерей», обвиняя ПДС в том, что «вы 

получаете деньги мешками, берете деньги мешками, и мы можем подтвердить это 

документами». 

Другие примеры тенденциозных и пристрастных материалов: новость о 

непосредственном участии и содействии кандидата ПДС Игоря Гроссу «краже 



            

миллиарда», который «спустя шесть лет после кражи имеет впечатляющее 

состояние», «он, укравший миллионы у людей и обязавший их выплатить 25 миллиардов 

леев за 25 лет, говорит о неподкупности, о хороших временах? И если это первый 

человек в списке ПДС, и он участвовал в краже миллиарда, что можно сказать об 

остальных? (…)» (2 июля); новость о предполагаемом давлении со стороны некоторых 

советников президента на руководство Агентства государственных услуг и 

«обоснованное подозрение в подготовке к мошенничеству в тендере на закупку бланков 

паспортов после парламентских выборов», о котором заявил кандидат ИБКС Никита 

Цуркан, отметивший, что ранее «подобная схема была устроена советником Вячеславом 

Негруца, когда тот был министром финансов в Правительстве Филата, а Майя Санду 

была его коллегой по партии…» (2 июля); материал о другом кандидате ПДС, Петре 

Фрунзе, которого обвинили в «физической агрессии и участии в подделке уголовного 

дела», с уточнением, что «жители села Пухой возмущены тем, что в депутаты 

стремятся люди, замешанные в недостойных делах», хотя в новости присутствовали 

только два высказывания двух жителей (7 июля); новость об обеспокоенности некоторых 

учителей тем, что они могут остаться без работы «в случае если ПДС будет продвигать 

политики, аналогичные политикам, реализованным Майей Санду в период, когда она 

занимала пост министра образования», когда было закрыто более сотни школ 

(«Скажите, пожалуйста, здравомыслящий человек с доброй душой мог бы закрыть 

школы-интернат для детей-сирот, мог бы оставить 5800 педагогов без работы? Для 

нас каждая школа ценна, и мы будет защищать их до конца», 7 июля). 

Смешивание фактов с мнениями было замечено в трех новостях. Например, новость о 

визите президента Майи Санду в город Чадыр-Лунга, показанная 2 июля. В начале 

материала было сказано, что «пресса нежелательна на встречах президента Майи 

Санду в районах», без указания источника этой цитаты. Материал сопровождался 

надписью на экране: «Майя Санду избегает прессу». Аналогичный пример – новость о 

«вмешательстве Румынии» в избирательную кампанию (8 июля). 

NTV Moldova также показал три материала (2, 5, 6 июля) об успешных проектах, 

завершенных в сельских населенных пунктах благодаря эффективному сотрудничеству 

между примарами, которые баллотировались по спискам ПСРМ (Михаил Андрух, село 

Брэтушень; Дмитрий Икизли, село Конгазчик, АТО Гагаузия; Владимир Присяжнюк, 

село Шофрынкань), и центральными властями. Все материалы сопровождались 

положительными мнениями местных жителей, которые довольны изменениями и 

надеются, что подобные инициативы продолжатся. 

В период мониторинга была замечена ангажированность NTV Moldova в пользу ИБКС, 

который был персонажем 30 новостей, из которых 21 была явно положительной. 

Представители ИБКС были представлены как конкуренты, которые защищают 

молдавское государство – «(…) страну, в которой ты родился, твою родину, ты обязан 

(…) любить»; борются за то, чтобы Парламент остался «на службе народа» – «(…) мы с 

вами должны объединиться, чтобы сделать все возможное для того, чтобы вывести 

предателей, продавшихся другим (…)» (5 июля); защищают Конституцию, «учитывая, 

что с 2013 года текст основного закона изменяли в зависимости от интересов властей, 

игнорируя национальные интересы»; способствуют межэтнической солидарности (6 

июля); открыты для дебатов с другими конкурентами на выборах, потому что у них есть 

основательная программа и профессиональная команда – «(…) мы, социалисты, 

представим платформу, которая докажет нашу способность развивать Молдову и без 

внешних долгов (…)» (7 июля); сообщают о злоупотреблениях ПДС и предупреждают 

население о том, что «партии правого толка хотят любой ценой дестабилизировать 

общественно-политическую ситуацию в стране (…)» (9 июля). 



            

По отношению к ПДС телеканал был тенденциозным, а тон освещения этого конкурента 

был отрицательным в 15 из 20 материалов. Его представители были кандидатами, 

которые «содействовали краже миллиарда» (2 июля); были бенефициарами 

«подозрительного финансирования» из-за рубежа (5, 7 июля); продвигали интересы, 

отличные от интересов государства (8 июля). В одном материале 9 июля, говоря о силах 

правого толка, кандидат ИБКС Игорь Додон сказал, что «(…) В прошлом году люди из 

окружения Гросу блокировали доступ, сделали их сепаратистами. (…) Именно такие 

персонажи и такие лидеры начали войну на Днестре (…). Голосование за партии правого 

толка означает начало войны на Днестре, я хочу, чтобы вы это понимали». 

По отношению к президенту Майе Санду тон телеканала был отрицательным в 17 

материалах из 20, касавшихся ее. Главу государства обвиняли в «похищении Чауса, 

чтобы помочь Зеленскому в политической борьбе на Украине», в продвижении внешних 

интересов, а не интересов страны, в безответственном отношении к гражданам в связи с 

инициированием досрочных выборов в разгаре кризиса в сфере экономики и 

здравоохранения – «что сделала Майя Санду со своими подругами, какой цирк они 

устроили в Парламенте с Натальей Гаврилицэ и с остальными, как издевались над 

мнением народа – так не поступают, так делают только злоумышленники (…)» (8 

июля). Кроме того, телеканал передал два материала с предположением, что ПДС и Майя 

Санду пользуются поддержкой коррумпированных бывших премьеров, не добившихся 

результатов. В первом говорилось о послании в поддержку и о призыве голосовать за 

ПДС, с которыми выступил лидер румынской Национальной либеральной партии 

Людовик Орбан, представленный как «сторонник Майи Санду из Румынии» и «политик, 

снятый с должности самым большим количеством голосов в истории Парламента 

Румынии (…)», которого часто «освистывали» граждане (8 июля).  Во втором материале 

речь шла о призыве Влада Филата, «первого премьер-министра Молдовы, 

приговоренного за коррупцию», голосовать за ПДС. В новости содержалась информация 

о прошлой деятельности Влада Филата, а репортер упомянул, что он был освобожден 

«спустя пять месяцев пребывания Майи Санду во главе страны». 

Отрицательный тон ощущался по отношению к АОР в трех новостях. Другие 

конкуренты, о которых говорилось в новостях на NTV Moldova, освещались нейтрально, 

с кратким представлением предвыборных приоритетов. 

NTV Moldova нарушил положения Кодекса о выборах (ст. 69 (1)), согласно которым 

«Вещательные организации во всех своих программах (…) обязаны соблюдать принципы 

справедливости, ответственности, равновесия и непредвзятости в освещении 

выборов», а также положения Кодекса об аудиовизуальных медиауслугах (ст. 13 (6)), 

«обеспечение непредвзятости, взвешенности и поощрения свободного формирования 

мнений посредством представления основных противоположных точек зрения в период 

общественного обсуждения соответствующих вопросов». 

2 и 5 июля телеканал передал две новости о результатах двух предвыборных соцопросов. 

Материалы соответствовали требованиям Положения об освещении избирательной 

кампании к досрочным парламентским выборам от 11 июля 2021 года средствами 

массовой информации Республики Молдова. 

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников  

Репортеры телеканала NTV Moldova обратились к 187 источникам для подготовки 58 

материалов, прямо и косвенно касавшихся выборов. Основными источниками были 

кандидаты на выборах, ЦИК, Президентура, представители государственных 

учреждений, эксперты и граждане. 



            

Телеканал сообщал о 17 кандидатах на выборах, из которых трое 

цитировались/упоминались. 

С точки зрения появлений на экране наиболее видимыми были представители ИБКС, с 

общим объемом прямых и косвенных выступлений 2452 секунды. За ними следовала 

ПСЕД, с объемом выступлений в 25 раз меньше (96 секунд) и ПРМ, с 92 секундами 

прямых и косвенных выступлений. 

Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений / Топ-10 

Цитируемые/упоминаемые 

субъекты 
Частота 

Продолжительность 

прямых и 

косвенных 

появлений на 

экране, секунды 

ИБКС 32 2452 

ПСЕД 3 96 

ПРМ 2 92 

АОР 3 88 

ДПМ 3 87 

ПППП 2 85 

ПНИВ 1 80 

ПДС 20 74 

ППДП 4 64 

ДПСН 1 56 

 

У ПЗС было одно появление в 45 секунд, у ПНЕ – 44 секунды, у независимого кандидата 

Вячеслава Валько – одно в 40 секунд, у ПДД – 22 секунды. 

ИБРУ и ПП «Шор» упоминались дважды, а ПРОМ – один раз. 

Президента Майю Санду цитировали/упоминали 20 раз, с тремя прямыми 

выступлениями на 64 секунды, одно из которых было позаимствовано у другого СМИ. 

Из 58 материалов, в 19 освещались конфликтные ситуации, и шесть из них были 

несбалансированными. 

В трех из этих новостей, с обвинениями против Президентуры (8 июля) и ПДС (2, 8 

июля), не было описано усилий редакции по обеспечению сбалансированности 

материалов с точки зрения цитируемых источников. 

В трех других новостях отсутствовало мнение СИБ, которая якобы знала о похищении 

судьи Чауса из Украины (5 июля), мнение Конституционного суда, которого ИБКС 

обвинил в изменении текста Конституции в зависимости от политиков (6 июля), и 

комментарий ЦИК по поводу вмешательства Румынии в избирательную кампанию (9 

июля). 

С точки зрения гендерного равенства, мужчины в качестве источников/действующих 

лиц цитировались/упоминались 92 раза, а женщины – 50 раз (35%). 

Языковой стиль и видеоряд 

Языковой стиль и видеоряд в выпусках новостей на NTV Moldova соответствовали 

нормам деонтологии. В пяти новостях в кадре был заметен микрофон телеканала Primul 

în Moldova.  



            

 

 Prime TV 

Освещение избирательной кампании 

В отчетный период на Prime TV мониторинг проводился в отношении шести выпусков 

новостей на румынском языке в 21:00 и одного на русском в 18:00, 2 июля. Телеканал 

освещал избирательную кампанию в 45 новостях, и все они вошли в рубрику «Выборы 

2021». Общий объем данных новостей составил 5049 секунд (1,4 часа). Телеканал 

сообщал о предвыборной деятельности конкурентов, о заявлениях и обязательствах 

представителей политических формирований, об обвинениях одних кандидатов против 

других, о выводах представителей гражданского общества по поводу проведения 

избирательной кампании. В то же время, Prime TV передал пять репортажей о проектах 

по развитию инфраструктуры, осуществленных в Оргеевском районе представителями 

ПП «Шор». Телеканал также осветил результаты двух соцопросов о формированиях, 

которые могут попасть в Парламент. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность  

Большинство новостей, переданных на Prime TV в отчетный период (39 из 45), были 

беспристрастными, с отделением фактов от мнений. Prime TV нейтрально освещал 

деятельность большинства конкурентов на досрочных парламентских выборах, которые 

были представлены на телеканале в этот период, за исключением ПП «Шор», которая 

была явно поставлена в благоприятное положение. 

Благоприятное отношение к ПП «Шор» выражалось в отборе тем и информации для 

материалов. В выпусках 5, 6, 7, 8 и 9 июля на Prime TV вышло пять тенденциозных 

репортажей о проектах по развитию инфраструктуры в Оргеевском районе, в которых 

непосредственно цитировали примара Оргеева Павла Вережану (в четырех сюжетах) и 

примара села Исакова Станислава Квасный (в одном сюжете), о которых на Prime TV 

было сказано в четырех материалах, что они были избраны «от Партии “Шор”». В трех 

материалах Prime TV уточнил, что использовал кадры, полученные у Районного совета 

Оргеева и Примэрии Оргеева, в том числе с интервьюированными людьми, с указанием 

источника or.md или orhei.md. Все четыре материала были хвалебными по отношению к 

местным властям. Например, Prime TV подчеркнул: «Примар муниципия Оргеев, Павел 

Вережану, избранный от Партии “Шор”, заявил, что ни пандемия, ни избирательная 

кампания не помешали местным властям завершить проекты по улучшению 

инфраструктуры в муниципии Оргеев» (7 июля). Материалы были дополнены голосами 

граждан, поддерживающих проекты, осуществляемые местными властями в Оргееве. 

Prime TV также передал новости об обращении лидера ПП «Шор» в суд с ходатайством 

отменить мандат на его арест, чтобы он мог вернуться в страну для участия в 

избирательной кампании (два сюжета), а также о решении суда отклонить его 

ходатайство (один сюжет). 

ИБКС также был поставлен в благоприятное положение тем, как были отобраны темы. 

Представители этого блока присутствовали в большем количестве новостей, чем другие 

конкуренты, высказывая мнения по поводу европейской интеграции Молдовы, 

обращаясь к гражданам из диаспоры, участвуя во встрече с послом США в Молдове 

Дереком Хоганом, приглашая ПДС на предвыборные дебаты, организуя демонстрации 

или протесты. В отчетный период Prime TV показал по одному интервью с лидерами 

ИБКС, Владимиром Ворониным и Игорем Додоном, а также с председателем ППДП 



            

Андреем Нэстасе. Все интервью были показаны в Prime Time – проекте выпуска новостей 

Primele Știri, в отношении которого проводился мониторинг. 

Эти два формирования также упоминались в двух материалах, в которых ПДС обвиняла 

ИБКС и ПП «Шор» в том, что они пытаются помешать процессу голосования в диаспоре 

(5 июля), а также обвиняла ИБКС в намерении подделать результаты выборов (6 июля). 

Тон Prime TV по отношению к ИБКС был нейтральным в 19 новостях и положительным 

в двух. По отношению к ПП «Шор» тон был нейтральным в 11 новостях и явно 

положительным в пяти. 

Тон освещения остальных конкурентов на выборах был нейтральным. По отношению к 

Президентуре или президенту Майе Санду тон был нейтральным в шести новостях и 

отрицательным в одной. 

5 июля Prime TV передал две новости о результатах двух соцопросов о партиях, которые 

могут попасть в Парламент. Данные материалы соответствовали всем требованиям 

Положения об освещении избирательной кампании к досрочным парламентским 

выборам от 11 июля 2021 года средствами массовой информации Республики Молдова. 

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников  

В 45 проанализированных новостях Prime TV цитировал/упоминал 170 

источников/действующих лиц: представителей конкурентов на выборах, ЦИК, 

Правительства, Президентуры, граждан, представителей гражданского общества и т.д. 

Телеканал цитировал/упоминал менее чем половину формирований, участвующих в 

досрочных парламентских выборах (11 из 23). ПП «Шор» и ИБКС получили больше 

всего эфирного времени – 570 и 526 секунд, соответственно. За ними следовала ПДС, с 

339 секундами. 

Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений / Топ-10  

Цитируемые/упоминаемые 

субъекты 
Частота 

Продолжительность 

прямых и 

косвенных 

появлений на 

экране, секунды 

ПП «Шор» 16 570 

ИБКС 21 526 

ПДС 13 339 

АОР 8 157 

ППДП 10 143 

ИБРУ 7 91 

ПППТ 2 70 

ПРОМ 1 45 

ДПМ 4 55 

ПСЕД 1 20 

 

ПДД была упомянута только один раз. 

Президентуру и/или президента Майю Санду цитировали/упоминали семь раз, с общим 

объемом выступлений 33 секунды: возложение цветов у памятника Штефана чел Маре; 

два соцопроса и три обвинительных заявления представителей ИБКС, согласно которым 



            

президент может использовать Конституционный суд, если не будет согласна с 

результатами выборов; в контексте решения Апелляционной палаты Кишинева об 

уменьшении количества избирательных участков на левом берегу Днестра; и в контексте 

нарушений, обнаруженных Ассоциацией Promo-LEX в рамках избирательной кампании. 

В половине (22) из 45 новостей освещались конфликтные ситуации. Сбалансированность 

источников не была обеспечена в двух из этих материалов, оба 9 июля, сообщавших о 

реакциях ИБКС после решения Апелляционной палаты Кишинева уменьшить 

количество избирательных участков на левом берегу Днестра. В новости о протесте 

ИБКС была освещена только одна точка зрения, представленная в речах представителей 

блока. В другой новости Prime TV цитировал кандидата ИБКС Влада Батрынчу, который 

также присутствовал на протесте, обвиняя Майю Санду в том, что она, по его словам, 

способствовала назначению временно исполняющей обязанности председателя 

Апелляционной палаты Кишинева Анны Панов, которая входила в коллегию судей, 

принявших решение о количестве избирательных участков в приднестровском регионе. 

Prime TV не обеспечил право на ответ главе государства. 

Новости, представлявшие обязательства разных кандидатов, были документированы из 

одного источника и не сопровождались информацией о контексте. 

Соотношение источников с гендерной точки зрения было в пользу мужчин: 84 против 35 

женщин (29%). 

Языковой стиль и видеоряд  

В отчетный период языковой стиль и видеоряд на Prime TV соответствовали нормам 

деонтологии. 

 

 Primul în Moldova 

Освещение избирательной кампании 

Телеканал Primul în Moldova передал в отчетный период 55 материалов, прямо и 

косвенно касавшихся выборов, общим объемом 7801 секунд (2,2 часа), большинство из 

которых вошли в рубрику, посвященную выборам. Чаще всего в данных материалах 

освещались такие темы как предвыборная деятельность некоторых конкурентов и 

обвинения одних кандидатов против других, результаты соцопросов о предпочтениях 

избирателей, информация об избирательном процессе, решение Апелляционной палаты 

Кишинева о сокращении количества избирательных участков для граждан из 

приднестровского региона и последовавшие протесты. Телеканал также передал 

материалы об успехах примаров ПСРМ в регионах, а также об обвинениях в адрес 

президента Майи Санду. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

Больше всего материалов (31) были тенденциозными, с явно пристрастным отбором тем 

для освещения и подходом. Телеканал выбирал в основном темы, касавшиеся 

предвыборных событий ИБКС, сообщая о достижениях представителей блока на 

национальном и местном уровне, о предвыборных приоритетах прекратить хаос и 

навести порядок в стране и о поддержке блока со стороны граждан, с включением 

объемных цитат последних. Материалы о примарах ПСРМ из регионов были сделаны по 

одному образцу: представление достижений примаров, включение мнений местных 

жителей и повторяющееся подчеркивание того, что это не было бы возможным без 



            

поддержки со стороны центральных властей. В других материалах с присутствием ИБКС 

говорилось об обвинениях в адрес других конкурентов на выборах и о мрачных 

прогнозах в случае, если ПДС победит на выборах, причем представители ИБКС часто 

были представлены в роли защитников юстиции, преподавателей и суверенитета страны. 

В то же время, большинство материалов, в которых речь шла о ПДС, АОР и президенте 

Майе Санду, содержали различные обвинения, и в новостях они больше упоминались, 

чем цитировались. Другие конкуренты на выборах (например, ПНЕ, ПППП, АОР) 

появлялись с цитатами только в новостях, в которых звучали обвинения в адрес ПДС, 

что свидетельствует о неблагоприятном отношении телеканала к этому конкуренту. 

Примерами тенденциозных материалов могут послужить новости о пресс-конференциях 

кандидата от ИБКС Богдана Цырдя, из которых были выбраны большие обвинительные 

цитаты в адрес ПДС, президента Майи Санду, гражданского общества (2, 7, 8 июля); 

новость, косвенно касавшаяся выборов, о том, что советники президента создают 

препятствия для печати паспортов (2 июля); обвинения со стороны лидера Партии 

перемен в адрес ПДС в связи с тем, что та якобы призывает отказаться от участия в 

выборах в ее пользу (2 июля). 5 июля, в новости о похищении украинского судьи Чауса, 

во вступлении была соблюдена презумпция невиновности, поскольку было сказано, что 

Майя Санду была предположительно замешана в этом деле, однако надпись на экране 

была утвердительной: «Похищение с ведома Президентуры». Это при том, что 

процитированный источник несколько раз повторил слово «предположительно». Другая 

новость, в которой цитировался европейский интернет-портал, по данным которого ПДС 

финансируют из-за рубежа через организации гражданского общества, сопровождалась 

утвердительной надписью: «ПДС финансируют из-за рубежа». Эту тему затрагивали и 

в другие дни. Тенденциозность была заметна в материале о соцопросе 5 июля, в котором 

телеканал сообщил, что два лидера ИБКС совместно набрали больше баллов, чем Майя 

Санду, а на передний план была вынесена информация о том, что респонденты считают, 

что на выборах победят силы левого толка, и подчеркивалось это как в начале сюжета, 

так и в конце. 7 июля телеканал сообщил о пресс-конференции группы людей из сферы 

образования, которые ожидают ужасных вещей, если ПДС придет к власти («закрытые 

школы, как в то время, когда Майя Санду была министром образования»), и хвалят 

бывшее социалистическое руководство страны, выражая надежду на победу ИБКС. 

Телеканал предоставил эфирное время для отрицательных комментариев в связи с 

решением ПДС покинуть предвыборные дебаты на общественном телевидении (8 июля). 

В другой новости 8 июля Богдан Цырдя говорил о финансировании ПДС в ходе прошлых 

кампаний, а надпись на экране говорила о «подозрительном финансировании в ходе 

избирательной кампании», создавая впечатление, что речь идет о текущей кампании, с 

явным намерением дезинформировать. 

Новость, в которой факты не были отделены от мнений, была показана 8 июля, сообщая 

о том, что ПДС отказывается участвовать в публичной дуэли с ИБКС. Репортер 

утверждал, обобщая, что избиратели также ждали этих дебатов, что «люди желают, 

чтобы партии, которые могут попасть в Парламент, работали вместе». Также 8 июля 

телеканал сообщил в надписи на экране, что «Румыния вмешивается в избирательную 

кампанию», хотя материал касается исключительно заявления Людовика Орбана, 

председателя румынской Национальной либеральной партии. В материале 

подчеркивалось, что такие ролики нарушают законодательство, однако без указания 

конкретных положений. Были включены мнения двух экспертов, которые также не 

цитировали никаких законодательных актов, а затем в течение двух минут 

представлялась информация, направленная на дискредитацию соответствующего 

персонажа – были отобраны кадры с румынских телеканалов, на которых политика 



            

освистывали румыны в то время, когда он был в руководстве страны. «Выгнанный из 

Правительства и освистанный на всех углах, Людовик Орбан выставляет себя лучшим 

другом Майи Санду и призывает молдаван голосовать», - сказал репортер, смешав 

факты с мнениями. В конце было сказано, что ЦИК не приняла к сведению это дело, 

причем репортер к ЦИК за мнением не обращался. 

Аналогично был сделан и материал 9 июля о призыве бывшего лидера ЛДПМ Влада 

Филата поддержать ПДС на этих выборах. Значительная часть материала была сделана 

таким образом, чтобы дискредитировать этого персонажа, и в нем также было замечено 

смешивание фактов с мнениями: «Выгнанный из Правительства за коррупцию, Влад 

Филат стал первым осужденным премьер-министром Молдовы». Репортер подчеркнул, 

что Филата освободили из тюрьмы в течение пяти месяцев после прихода Майи Санду к 

власти, намекая, что президент Молдовы была замешана в этом процессе. 

Тон освещения большинства кандидатов на выборах был нейтральным, за исключением 

ИБКС, в отношении которого тон был положительным 15 раз и нейтральным 11 раз, и 

ПДС, которая была персонажем 9 отрицательных материалов и 5 нейтральных. АОР был 

представлен 5 раз в отрицательном свете и 1 раз в нейтральном. Кроме того, ПДС 

поставили в неблагоприятное положение большим количеством отрицательных 

новостей в адрес президента Майи Санду, бывшего председателя ПДС – всего 11. 

Таким образом, Primul în Moldova нарушил положения Кодекса об аудиовизуальных 

медиауслугах, ст. 13 (1), а именно, что поставщики медиауслуг должны соблюдать 

следующие требования: a) обеспечение четкого различия между фактами и мнениями; 

b) информирование о факте или событии должно быть достоверным, а информация 

должна проверяться и представляться беспристрастно и добросовестно. 

Телеканал также передал два материала о результатах соцопросов, и в обоих случаях 

были соблюдены требования Положения об освещении избирательной кампании к 

досрочным парламентским выборам от 11 июля 2021 года средствами массовой 

информации Республики Молдова. 

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников  

В 55 проанализированных новостях цитировались/упоминались 154 источника, которые 

были относительно разнообразными. Чаще всего это были представители конкурентов 

на выборах, центральной и местной публичной администрации, ЦИК, граждане, 

дипломаты, эксперты, другие СМИ. За отчетный период выросло количество 

освещаемых конкурентов: телеканал сообщал о 17 конкурентах, из которых 15 

цитировал и двух только упоминал. 

ИБКС был персонажем с самым большим количеством появлений/упоминаний и самым 

большим объемом прямых высказываний. За ним следовали АОР, ПРМ и ППМ. ИБРУ и 

ПП «Шор» только упоминались по два раза, в новостях о соцопросах.  

Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений / Топ-10 

Цитируемые/упоминаемы

е субъекты 
Частота 

Продолжительность 

прямых и косвенных 

появлений на экране, 

секунды 

ИБКС 26 1558 

АОР 6 147 

ПРМ 2 129 



            

ППМ 1 120 

ППДП 3 114 

ДПМ 2 111 

ПППП 2 102 

ПНИВ 1 95 

ПЗС 1 68 

ПППТ 1 68 

 

Телеканал также цитировал/упоминал ПДС (14 раз, 66 секунд), ПСЕД (2 раза, 65 секунд), 

независимого кандидата Вячеслава Валько (1 раз, 66 секунд), ПНЕ (1 раз, 50 секунд) и 

ПДД (1 раз, 25 секунд). 

Президент Майя Санду была упомянута 10 раз и у нее было два прямых высказывания. 

Из 22 новостей о конфликтных ситуациях, 10 были несбалансированными или частично 

сбалансированными, без цитирования обеих сторон конфликта. Телеканал не приложил 

усилий, чтобы сбалансировать новости, чаще всего упоминая, что соответствующее лицо 

либо не ответило на звонок, либо отказалось комментировать, но доказательство таких 

усилий предоставлено не было. Например, были полностью несбалансированными 

новости о столкновениях перед офисом ПСРМ с участием АОР (7 июля), о провокациях 

со стороны АОР (8 июля). Частичная сбалансированность была обеспечена в новостях 

об обвинениях, высказанных Богданом Цырдя (2, 7 июля), о препятствиях, которые 

предположительно создают советники президента в процессе печати паспортов (2 июля), 

об обвинениях преподавателей в адрес ПДС и Майи Санду (7 июля). 

С точки зрения гендерного баланса, в отчетный период была замечена разница между 

количеством процитированных/упомянутых мужчин и женщин – 80 и 46 (36%), 

соответственно. 

Языковой стиль и видеоряд 

В новостях на тему выборов лексика была в целом адекватной и нейтральной. Не было 

замечено манипулирования изображениями или монтажных уловок. Тем не менее, в двух 

материалах телеканал сопроводил видеоряд резкой музыкой, повторив несколько раз 

видео с нападением одного протестующего на представителя полиции. Таким образом 

было усилено воздействие текста, в котором говорилось о нападении (5, 7 июля). 

 

 Pro TV  

Освещение избирательной кампании 

В период мониторинга Pro TV в семи ежедневных выпусках новостей показал 51 

новость, прямо и косвенно касавшуюся выборов, общим объемом 7158 секунд (1,9 

часов). Данные материалы не были включены в особую рубрику, посвященную 

досрочным парламентским выборам 2021 года. В проанализированных новостях 

освещалась предвыборная деятельность конкурентов, протесты, инциденты и 

конфликтные ситуации, затрагивающие некоторых кандидатов, обвинения 

представителей одних формирований против других, уголовные дела, касающиеся 

некоторых кандидатов, текущая деятельность ЦИК, ход избирательного процесса, 

решения судов относительно количества избирательных участков, которые должны быть 



            

открыты в приднестровском регионе. В пяти из семи выпусков новостей телеканал 

сообщал об организации предвыборных дебатов Te votezi la Pro TV, объявляя 

приглашенных участников, а также включал по одному материалу о том, как прошли 

дебаты накануне вечером. Pro TV также передал две новости о результатах соцопросов.  

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность  

41 материал из 51 проанализированного в отчетный период был беспристрастным, с 

отделением фактов от мнений. В 10 новостях из всех проанализированных была замечена 

тенденциозность, а в половине из них факты не были отделены от мнений. 

В последнюю неделю избирательной кампании Pro TV проявил тенденциозность по 

отношению к ИБКС, что выражалось в выборе тем/информации для новостей. 

Представители этого блока появлялись в основном в новостях о конфликтных ситуациях: 

протесты, обвинения в адрес других конкурентов и обвинения других конкурентов в 

адрес ИБКС, инциденты и столкновения, сомнения в неподкупности некоторых 

представителей ИБКС, журналистское расследование, по данным которого этот блок 

может подделать результаты выборов, и т.д. 

Тенденциозное отношение Pro TV к ИБКС было заметно, например, в материалах с 

протестов/манифестаций, организованных этим блоком. 4 июля, в материале о марше 

ИБКС «Мы любим Молдову!» и встречной манифестации, организованной АОР, Pro TV 

вынес на передний план столкновение между представителями АОР и полицией, за 

которым последовал комментарий репортера, где можно заметить смешивание фактов с 

мнениями: «Между тем, лидер социалистов, который шел с улыбкой на губах, выглядел 

гордым случившимся и пригрозил унионистам». Этот материал был также дополнен 

голосами пяти граждан, которым предшествовал обобщающий комментарий репортера: 

«(…) произносили яркие речи. Тем не менее, многие из присутствующих не знали, зачем 

пришли». В кадре было видно, что как минимум два человека не пожелали общаться с 

репортером Pro TV, а остальные дали ответы, которые не соответствуют утверждениям 

журналиста. 

9 июля, в материале о протесте ИБКС в связи с решением Апелляционного суда 

Кишинева уменьшить количество избирательных участков на левом берегу Днестра, 

журналист Pro TV сказала: «Большинство сторонников коммунистов и социалистов, 

присутствовавших на протесте, не могли ответить, зачем пришли и символы какой 

партии у них на футболках». В материал были включены мнения четырех граждан, а это 

число не представляет «большинство сторонников» ИБКС, и они не поддержали 

комментарий журналиста. 

Также в последнюю неделю избирательной кампании телеканал передал материалы, в 

которых ставилась под сомнение неподкупность представителей ИБКС, но которые не 

имели отношения к избирательной кампании и не подтверждались документально. В 

одном из таких материалов утверждалось, что «председатель территориальной 

организации ПСРМ во Флорештах отремонтировал дорогу до своих ворот, в то время 

как одна из главных улиц города осталась незавершенной» (7 июля). Материал был 

большей частью основан на заявлениях «возмущенных граждан», хотя кандидат ИБКС 

сказал, что оплатил работы «из собственного кошелька». Журналисты не предоставили 

доказательств ни для обвинений граждан, ни для утверждений представителя ПСРМ. 

8 июля, в материале об одном инциденте в Бельцах, где журналист портала Nord News 

не был допущен на встречу Игоря Додона с избирателями и потерпел грубое обращение 

со стороны представителей ИБКС, Pro TV включил неверную информацию о контексте: 

«Это не первый раз, когда представители ПСРМ грубо обращаются с журналистами. 



            

В прошлом году телохранители Додона грубо обошлись с репортером Pro TV на марше 

в центре столицы. (…) То же случилось и этой зимой на крещенской службе в Соборе 

(…)». Касательно обоих инцидентов, упомянутых в информации о контексте, Pro TV 

ранее сообщал, что с репортерами Pro TV грубо обходились агенты Службы 

государственной охраны, а не представители ПСРМ. 

Тенденциозное отношение было замечено и в материале об акции, организованной ПКД-

ГК (3 июля). Во вступлении журналисты Pro TV обобщили: «Тем не менее, многие 

участники не знали, зачем пришли на марш, а некоторые сказали нам, что их привезли 

организованно». Журналисты также подчеркнули, смешав факты с мнениями, что «эта 

акция вызвала недовольство водителей, которые минутами стояли в пробках, 

создавшихся из-за заблокированных улиц», «Юрий Мунтян выразил недовольство, когда 

мы спросили, сколько он потратил на организацию этой манифестации». Кроме того, 

они снимали скрытой камерой присутствующих музыкантов, чтобы узнать, заплатили ли 

им за участие в марше, а в конце материала сказали: «После завершения акции, 

манифестанты сели в маршрутки, которыми их организованно привезли, и уехали 

домой». 

В одном материале с подведением итогов избирательной кампании (9 июля) была 

замечена тенденциозность Pro TV по отношению к ИБКС, ПП «Шор» (лидера которого 

в семи материалах из 12 называли «беглым») и ИБРУ, из 11 упомянутых формирований. 

Телеканал подчеркнул: «Коммунисты и социалисты, лидеры которых годами унижали 

друг друга, но ударили по рукам ради выборов» (ИБКС); «Мероприятие по вступлению в 

кампанию блока Ренато Усатого планировалось грандиозным, с присутствием почти 

500 человек во Дворце Республики, но похоже, что речи были слишком длинными и люди 

заскучали» (ИБРУ), а за этим утверждением показали кадры с участниками мероприятия, 

которые смотрели в телефоны, добавив к ним музыкальное сопровождение; «Один перед 

экраном, беглый Илан Шор перечислил приоритеты своего формирования. Осужденный 

за мошенничество в БЕМ, он хочет возглавить Правительство» (ПП «Шор»). 

Тон освещения большинства конкурентов на выборах был нейтральным. Исключением 

был ИБКС, по отношению к которому тон был отрицательным в 8 случаях и 

нейтральным в 24 случаях, и ПКД-ГК – отрицательный тон в одном случае и 

нейтральный в другом. ПП «Шор» и ИБРУ представлялись в основном нейтрально, в 12 

и 11 случаях, соответственно. По отношению к ПП «Шор» тон был отрицательным в 

двух новостях, а по отношению к ИБРУ – в одной. Остальные конкуренты освещались 

нейтрально. 

5 июля Pro TV передал две новости о результатах двух соцопросов о возможном исходе 

досрочных выборов. Оба материала не полностью соответствовали требованиям 

Положения об освещении избирательной кампании к досрочным парламентским 

выборам от 11 июля 2021 года средствами массовой информации Республики Молдова. 

В материалах не было сказано, проинформировали ли ЦИК о проведении опросов, как 

того требует Положение. 

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников  

В 51 материале, переданном в отчетный период, Pro TV цитировал/упоминал 283 

источника, чаще всего формирования, участвующие в выборах, представителей ЦИК, 

граждан. 

В отчетный период телеканал предоставил доступ в своих материалах 21 конкуренту. 

Первым был ИБКС с 405 секундами, за которым следовала ПДС с 243 секундами и АОР 

с 165 секундами. 



            

Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений  

Цитируемые/упоминаемые 

субъекты 
Частота 

Продолжительность 

прямых и 

косвенных 

появлений на 

экране, секунды 

ИБКС 32 405 

ПДС 18 243 

АОР 15 165 

ППДП 11 129 

ИБРУ 11 77 

ПП «Шор» 12 76 

ПКД-ГК 2 59 

ПППТ 4 58 

ПНЕ 2 47 

ПСЕД 7 43 

ПДД 6 41 

 

Pro TV также цитировал/упоминал ПЗС – 32 секунды, ПРОМ – 30 секунд, ПНИВ – 29 

секунд, ЭПЗ – 28 секунд, ПП NOI – 27 секунд, ДПМ – 26 секунд, независимого кандидата 

Вячеслава Валько – 25 секунд, ДПСН – 24 секунды, ППМ – 23 секунды, ПРМ – 3 

секунды. 

Почти в половине (25) из 51 проанализированных новостей освещались конфликтные 

ситуации. В четырех из них не была обеспечена сбалансированность источников. 3 июля, 

в материале о частных переговорах Игоря Додона, одного из лидеров ИБКС, с Георгием 

Кавкалюком, председателем ПСЕД, позаимствованном у RISE Moldova, Виктория 

Крюкова, официальный представитель ПСЕД, назвала расследование RISE Moldova 

фейковой информацией, сфабрикованной Ренато Усатым, лидером ИБРУ. В ответ на это, 

журналисты ограничились словами: «Ренато Усатый пока не отреагировал». 

5 июля, в материале о возвращении Георгия Кавкалюка из Москвы после задержания, 

Pro TV сослался на власти Молдовы, которые назвали поездку лидера ПСЕД с двумя 

коллегами, одному из которых въезд в Россию запрещен, «провокацией». Pro TV не 

предоставил ПСЕД право на ответ. 

9 июля, в материале о протесте ИБКС после решения Апелляционной палаты Кишинева 

уменьшить количество избирательных участков на левом берегу Днестра, Игорь Додон 

назвал это решение «незаконным», а вся новость была основана на мнениях 

представителей ИБКС и голосах нескольких граждан, пришедших на манифестацию. 

Также 9 июля Pro TV сообщил, ссылаясь на Ингу Григориу, председателя 

Парламентской комиссии по расследованию дела так называемого российского 

ландромата (представитель ППДП), что Илан Шор, Владимир Плахотнюк и Вячеслав 

Платон были бенефициарами денег, полученных от банковского мошенничества. 

Телеканал непосредственно цитировал только Вячеслава Платона, и не сообщил, какие 

шаги были предприняты, чтобы обеспечить право на ответ Илану Шору и Владимиру 

Плахотнюку. 

В отчетный период Pro TV не обеспечил гендерного равенства: в новостях 

цитировались/упоминались 160 мужчин и 43 женщины (21%). 



            

Языковой стиль и видеоряд  

В большинстве материалов Pro TV, проанализированных в отчетный период, языковой 

стиль и видеоряд соответствовали нормам деонтологии, без нарушений и элементов 

дискриминации. В семи новостях 5, 7, 8 и 9 июля телеканал применил ярлыки в 

отношении Илана Шора, лидера ПП «Шор», назвав его «беглым». В одной новости (9 

июля) Вячеслава Платона назвали «скандальным бизнесменом». 

Во вступлении к материалу 4 июля о манифестации, организованной ИБКС, на которой 

произошло столкновение между АОР и полицией, Pro TV включил несколько кадров с 

акции, организованной ПКД-ГК днем ранее, где на переднем плане был Юрий Мунтян. 

 

Publika TV 

Освещение избирательной кампании 

В период со 2 по 10 июля телеканал Publika TV передал 41 материал на тему выборов, 

общим объемом 3690 секунд (1,02 часа). В этих материалах освещались в основном такие 

темы как предвыборная деятельность конкурентов, подготовка ЦИК к выборам, включая 

опубликование данных о кандидатах, решение Апелляционной палаты Кишинева об 

уменьшении количества избирательных участков на левом берегу Днестра и реакция 

участников выборов на это решение. Кроме того, в последние дни избирательной 

кампании телеканал передал материалы о конфликтных ситуациях с участием 

конкурентов. В период мониторинга Publika TV осветил и предвыборные предпочтения 

избирателей, представив результаты двух соцопросов. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

Материалы Publika TV, непосредственно касавшиеся выборов, были в целом 

объективными и беспристрастными, без заметных нарушений норм деонтологии. В 

материалах на тему выборов информация была представлена без предвзятости, 

смешивания фактов с мнениями или тенденциозного отношения к событиям. 

В период мониторинга было замечено предпочтение по отношению к ИБКС с точки 

зрения тем, выбранных для освещения. Этот конкурент получил эфирное время в 

четырех новостях для представления своих предвыборных задач в определенных 

областях и для освещения его предвыборной деятельности: «Владимир Воронин 

считает, что европейская интеграция должна быть включена в Конституцию» (2 

июля); «Лидер социалистов Игорь Додон обеспокоен тем, что в государственных 

структурах присутствуют иностранные агенты и предлагает внести изменения в 

законодательство, чтобы предотвратить их вмешательство во внутренние дела 

страны» (3 июля); «Лидеры Избирательного блока коммунистов и социалистов, 

Владимир Воронин и Игорь Додон, утверждают, что у них есть формула для вывода 

страны из кризиса. Они пообещали людям увеличение пенсий, рабочие места и 

стабильный уровень жизни. Такие заявления прозвучали в рамках марша, 

организованного в воскресенье под названием “Мы любим Молдову”, в котором приняли 

участие тысячи их сторонников из разных районов страны» (4 июля); «ИБКС 

разработал эффективный план для выведения страны из кризиса и готов принять 

руководство страной сразу после формирования нового Парламента» (8 июля). 

ИБКС был также персонажем материалов, в которых он требует, чтобы государственные 

учреждения приняли меры по некоторым вопросам, например, «ИБКС требует, чтобы 

Генеральная прокуратура и Центральная избирательная комиссия расследовали 



            

информацию, опубликованную в зарубежной прессе, о возможном зарубежном 

финансировании избирательной кампании партии “Действие и солидарность”» (6 

июля). В то же время, представители блока были упомянуты или процитированы в 

новостях об обвинениях в их адрес или в адрес других конкурентов. 

Тон освещения кандидатов на выборах был преимущественно нейтральным, за 

исключением ИБКС, который пользовался положительным контекстом, отношением и 

тоном, как посредством выбранных тем, так и большого количества появлений на экране 

и прямых и косвенных цитат (6 материалов). 

В отчетный период Publika TV сообщил о результатах двух соцопросов. Оба материала 

вышли 5 июля и соответствовали требованиям Положения об освещении избирательной 

кампании к досрочным парламентским выборам от 11 июля 2021 года средствами 

массовой информации Республики Молдова. 

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников  

Для документирования соответствующих 41 новостей, репортеры телеканала 

воспользовались 109 источниками, чаще всего упоминая или цитируя кандидатов и 

представителей ЦИК. Кроме того, в новостях упоминались такие учреждения как 

Апелляционная палата Кишинева, Высшая судебная палата, МИДЕИ, Правительство и 

некоторые подразделения полиции. 

Publika TV освещал предвыборную деятельность менее чем половины конкурентов (9 из 

23 цитировались и упоминались, а 2 были только упомянуты). 

С точки зрения частоты и контекста появлений на экране, наибольшее присутствие в 

новостях было у представителей ИБКС, у которых было 17 появлений и 525 секунд 

прямых и косвенных высказываний. За ним следовали ПДС (371 секунда высказываний) 

и ППДП (270 секунд прямых и косвенных высказываний). 

Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений 

Цитируемые/упоминаемые 

субъекты 
Частота 

Продолжительность 

прямых и 

косвенных 

появлений на 

экране, секунды 

ИБКС 17 525 

ПДС 12 371 

ППДП 9 270 

АОР 9 248 

ПП «Шор» 8 232 

ИБРУ 5 122 

ПСЕД 2 45 

ПКД-ГК 1 37 

ПНЕ 1 25 

 

ПДД и ДПМ были упомянуты дважды, а Президентура – один раз, с 5-секундной 

цитатой. 

Из всех проанализированных новостей (41), 12 были о конфликтных ситуациях, и одна 

из них была несбалансированной с точки зрения процитированных источников. 8 июля 

телеканал показал новость о «новом инциденте с участием членов Альянса за 



            

объединение румын у въезда в приднестровский регион. Их не пустили в Варницу, куда 

они ехали для предвыборной агитации, и в определенный момент страсти разгорелись. 

Члены АОР попытались задержать одного пограничника». На экране была надпись: 

«Новая потасовка на Днестре», а в новости не было других мнений по поводу этого 

инцидента. Другая новость в обвинительном тоне была частично несбалансированной. 

А именно, 2 июля Publika TV передал новость, в которой «Ренато Усатый обвиняет 

директора Института публичных политик Аркадия Барбэрошие в манипулировании 

данными соцопроса, который будет представлен в понедельник». Репортеры сообщили, 

что «Барбэрошие не смогли найти, чтобы получить комментарий». 6 июля телеканал 

передал и реакцию Аркадия Барбэрошие на обвинения Ренато Усатого.  

В остальных случаях репортеры обеспечили сбалансированность источников. 

В материалах о предвыборной деятельности цитировался в основном только один 

источник, как правило, первоисточники с мероприятий, за исключением материалов о 

конфликтных ситуациях, где источники обычно были сбалансированы. 

С точки зрения гендерного равенства, была замечена явная разница между количеством 

мужчин и женщин: в новостях цитировались 50 мужчин и 10 женщин (16%). 

Языковой стиль и видеоряд 

В период мониторинга языковой стиль и видеоряд телеканала соответствовали 

деонтологическим и профессиональным нормам. 

 

RTR Moldova 

Освещение избирательной кампании 

В период со 2 по 10 июля 2021 года телеканал RTR Moldova передал 69 материалов на 

тему выборов в шести выпусках новостей, общим объемом 4411 секунд (1,2 часа). 

Большинство новостей (57) освещали предвыборные приоритеты и задачи конкурентов, 

в семи речь шла о проектах по развитию инфраструктуры местных властей из 

Оргеевского района (они были показаны вне рубрики, посвященной выборам), и в пяти 

сообщалось о ходе избирательного процесса (выделение необходимых денег 

Правительством, печать бюллетеней, наблюдение за выборами иностранными миссиями 

наблюдателей и т.д.) 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность  

Большинство новостей на RTR Moldova были беспристрастными, сбалансированными, 

и отделяли факты от мнений. Отношение редакции к большинству конкурентов на 

выборах было нейтральным. Чаще всего в новостях говорили о предвыборных 

обязательствах, представленных на встречах с избирателями, на теледебатах, пресс-

конференциях или митингах, прошедших в течение недели. В последний день кампании 

(9 июля) RTR Moldova кратко представил сообщения конкурентов накануне выборов, 

повторил их обещания и напомнил о предстоящем дне тишины. 

В каждом выпуске новостей было по одному или два репортажа, которые ставили ПП 

«Шор» в благоприятное положение. В этих материалах сообщалось о проектах по 

развитию инфраструктуры, осуществляемых или завершенных в Оргеевском районе 

силами местных властей и примаров ПП «Шор»: ремонт улиц, дворов жилых домов, 

благоустройство детских площадок, установка уличного освещения. RTR Moldova, 



            

например, отметил, что «модернизация Оргеева идет полным ходом», «работы такого 

масштаба не проводились там уже 40 лет. (…) Такой красоты и порядка здесь не было 

никогда», «работы по планированию были завершены примэрией в рекордные сроки». В 

конце, в репортажах о дорогах, телеканал уточнил, что «за последние шесть лет 

инвестиции в дорожную инфраструктуру Оргеева выросли в четыре раза». Эти 

материалы были дополнены заявлениями примаров и хвалебными высказываниями 

местных жителей. В пяти из семи случаев логотип на микрофоне был прикрыт. 

Тон освещения ПП «Шор» был положительным и в других 9 новостях, в 6 из которых 

были представлены предвыборные обязательства с брифингов, а в 3 речь шла о 

ходатайстве в Апелляционную палату Кагула об отмене постановления об аресте Шора. 

Тон освещения других кандидатов был нейтральным. 

В отчетный период RTR Moldova не представлял результаты предвыборных соцопросов. 

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников  

Проанализированные 69 новостей были подготовлены при помощи 106 источников. 

Журналисты ограничились цитированием конкурентов на выборах, представителей ЦИК 

и Правительства, а также нескольких граждан. 

Телеканал обеспечил доступ к новостям 20 из 23 кандидатов, участвующих в выборах. 

ПП «Шор» получила больше всего эфирного времени и больше всего появлялась в 

новостях – 16 раз и 702 секунды. Вдвое меньше цитировались прямо или косвенно 

представители ИБКС (313 секунд). 

 Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений / Топ-10  

Цитируемые/упоминаемые 

субъекты 
Частота 

Продолжительность 

прямых и 

косвенных 

появлений на 

экране, секунды 

ПП «Шор» 16 702 

ИБКС 6 313 

ПДС 5 259 

ИБРУ 6 192 

ПКД-ГК 3 175 

ППДП 3 140 

ППСН 2 93 

ПНЕ 2 90 

ПДД 3 82 

АОР 2 79 

 

Телеканал также цитировал по два раза представителей ПРОМ, ЭПЗ и независимого 

кандидата Вячеслава Валько, и по одному разу ПСЕД, ПЗС, ППМ, ПП NOI, ПППТ и 

ПППП. 

Новости об обязательствах и обещаниях кандидатов были короткими, основанными на 

одном источнике и без информации о контексте. Ни в одном из материалов, прямо или 

косвенно касавшихся выборов, не освещались конфликтные ситуации или обвинения. 

В проанализированных материалах цитировалось или упоминалось почти в четыре раза 

больше мужчин, чем женщин – 82 и 19 (18%), соответственно. 



            

Языковой стиль и видеоряд  

В проанализированных новостях RTR Moldova использовал адекватную и не 

дискриминирующую лексику, без применения ярлыков. Касательно видеоряда, в 

нескольких случаях телеканал позаимствовал кадры из предвыборных роликов 

некоторых конкурентов, сохранив звуковую дорожку, но не указал их источник, а в 

одной новости 5 июля о ИБРУ были показаны кадры с местом этого блока в 

избирательном бюллетене и печать Votat («Проголосовано»). 

 

 TV 6 

Освещение избирательной кампании 

В отчетный период телеканал TV6 передал в шести выпусках новостей Ora știrilor 53 

материала, прямо или косвенно касавшихся выборов, общим объемом 7312 секунд (2,03 

часа). Из них, 40 вошли в рубрику «Выборы 2021», а 13 были показаны вне ее. Более 

половины новостей на тему выборов (27) освещали деятельность ПП «Шор». В других 

новостях речь шла о предвыборной деятельности других партий, участвующих в 

выборах, в том числе об их взаимных обвинениях, о последних приготовлениях ЦИК к 

выборам, а также о решении Апелляционной палаты Кишинева об уменьшении 

количества избирательных участков на левом берегу Днестра и о реакции некоторых 

конкурентов на это решение. 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность  

В период мониторинга было замечено явное стремление TV6 освещать 

преимущественно предвыборную деятельность ПП «Шор». Более того, отобранные темы 

и подход к их освещению представляли в преимущественно положительном свете 

действия этого формирования. Так, журналисты TV6 ежедневно выпускали от трех до 

семи новостей с участием представителей ПП «Шор», в том числе лидера партии, Илана 

Шора, которого цитировали в контексте трансляций в Facebook или его онлайн-участия 

в запуске некоторых социальных проектов. 

Из 27 новостей на тему выборов, которые касались ПП «Шор», в шести на передний план 

были вынесены обязательства партии в разных областях, представленные чаще всего 

Иланом Шором. Он обещал, что «минимальная зарплата составит 3000 леев», 

«пенсионеры будут получать пенсию в 10 000 леев и смогут помогать своим внукам», 

«пенсионеры будут получать основные лекарства бесплатно, а остальные со скидкой в 

60%», «запустит программу, которая позволит гражданам покупать квартиры в 

кредит на 40 лет, с ежемесячными выплатами по 500 леев», «выступил с инициативой, 

чтобы село Пересечина получило статус города» и «пообещал диаспоре, что сделает 

из Молдовы страну, в которой они захотят остаться». 

В других пяти новостях речь шла о ситуации с постановлением об аресте на имя Илана 

Шора. Политик обратился в Апелляционную палату Кагула с ходатайством об отмене 

этого постановления, «чтобы он смог участвовать в выборах», а за день до того, как суд 

вынес решение, он заявил, что «если власти не боятся правды о банковском 

мошенничестве, то завтра постановление об аресте на мое имя будет отменено». 

После того, как суд решил оставить постановление об аресте в силе, Шор назвал это 

решение «издевательством» над ним и оспорил его в ВСП. 

Тенденциозность телеканала по отношению к ПП «Шор» была замечена и в новостях вне 

рубрики, посвященной выборам. Так, TV6 передал 11 материалов о достижениях 



            

местных властей, в частности, в муниципии Оргеев и в городе Тараклия, примарами 

которых являются представители ПП «Шор». Например, в Оргееве были восстановлены 

несколько дворов, отремонтированы второстепенные улицы, открыты детские 

площадки, а в Тараклии был открыт спортзал для детей и молодежи, закуплен мини-

трактор, начаты работы по реабилитации улицы Матросова и детского сада, который был 

заброшен восемь лет назад. Кроме того, в селе Исакова Оргеевского района было 

установлено уличное освещение. 

В этих новостях телеканал допустил смешивание фактов с мнениями, уточнив, что 

«теперь жители улицы Алексея Щусева в Оргееве будут жить в комфорте и 

безопасности», «в Оргееве быстрыми темпами продолжается модернизация дорог», 

«еще одна дорога была полностью восстановлена, став самым крупным проектом в 

этом году», «люди практически не узнают своих улиц», «люди со слезами на глазах 

смотрят, как меняется их улица», «Оргеевский район становится светлее», «каждую 

неделю в Оргееве открывается несколько детских площадок, доставляя радость все 

большему числу детей», «все это стало возможным благодаря участию депутата ПП 

“Шор” Вадима Фотеску, по просьбе примара города Вячеслава Лупова». В большинстве 

новостей цитировался и председатель Оргеевского района Дину Цуркану, который 

является членом ПП «Шор». 

Смешивание фактов с мнениями было замечено и в шести других новостях. Так, 2 июля, 

в материале о дне памяти Стефана Великого, репортер сказал, что «депутаты ПП 

“Шор”, вместе с представителями партии и платформы “За Молдову”, выразили 

уважение, почтение и признательность к тому, кто боролся за процветание Молдовы 

с 1457 по 1504 год».  5 июля, в контексте создания молодежной организации ПП «Шор» 

в Криулянах, ведущая сказала во вступлении, что «политическая семья ПП “Шор” 

растет и молодеет», а 7 июля назвала разногласия между социалистами и унионистами 

«самой настоящей дракой», уточнив, что «члены АОР, пришедшие протестовать к 

офису ПСРМ, подрались с представителями партии. Члены Молодой гвардии ПСРМ 

начали толкать людей от АОР, и страсти накалились. Манифестанты ползали по земле 

и раздавали друг другу тумаки, а у бывшего примара слетели очки, когда он получил 

пощечину от социалиста Александра Одинцова. После обмена репликами, ситуация 

вышла из-под контроля. Мирный протест превратился в поле боя, где члены обоих 

формирований раздавали друг другу тумаки. Ситуация переросла в насилие». В то же 

время, репортер сказал, что «в прошлое воскресенье во время марша ИБКС Дорин 

Киртоакэ набросился на лидера социалистов». 

Далее, 9 июля, когда Илан Шор представил инициативу, согласно которой село 

Пересечина Оргеевского района должно стать городом, репортер сказал, что 

«Пересечина будущего, которая выглядит впечатляюще, была представлена в 

графическом ролике». Также 9 июля, в другой новости, «фермеры жаловались, что не 

могут продать свой товар», что «кабачки будут отданы на корм животным», а «деньги 

оказались выброшенными на ветер». В той же новости была замечена тенденциозность 

по отношению к властям, которые «прикрываются законом, который якобы защищает 

местных производителей. (…) Однако этот закон собирает пыль на полках у главы 

государства. Майя Санду не промульгировала документ, потому что он нарушает 

обязательства по Соглашению об ассоциации с Европейским союзом и повлияет на 

экспорт на европейский рынок». Репортер не попытался узнать мнение главы 

государства об этом законе. 

Еще одна новость, в которой факты были смешаны с мнением и была замечена 

тенденциозность по отношению к партиям правого толка, выраженная в выбранных 

цитатах, сообщала о протесте сторонников ИБКС перед ВСП после решения 



            

Апелляционной палаты об уменьшении количества избирательных участков на левом 

берегу Днестра. Так, 9 июля, во вступлении к сюжету, ведущая объявила, что «после 

того как унионистские партии боролись за право диаспоры получить больше мест для 

голосования, пришло время политиков левого толка защитить своих избирателей». 

Перед протестующими кандидат в депутаты от ИБКС Богдан Цырдя заявил, что «сегодня 

мы пришли с флагами, завтра придем с вилами. Вы окажетесь в Днестре. Я 

предупреждаю господ Гросу, Алайба и других, чтобы приготовили купальники». 

По отношению к ПП «Шор» тон был явно положительным. ИБКС был представлен 

преимущественно в положительном свете, а также в контексте, когда он представлял 

других конкурентов в отрицательном свете, особенно ПДС и президента Майю Санду. 

Например, «ИБКС требует, чтобы Генеральная прокуратура открыла уголовные дела 

на имя Майи Санду и Игоря Гросу за соучастие в краже миллиарда» (2 июля); «ИБКС 

бросает перчатку и зовет ПДС на предвыборные дебаты» (5 июля); «ИБКС требует, 

чтобы Генеральная прокуратура расследовала информацию из прессы о 

финансировании ПДС странами из ЕС и США», а «лидер социалистов утверждает, что 

Майя Санду может отменить результаты парламентских выборов, если они не будут 

в пользу ПДС» (6 июля). 

TV6 также сообщил, что лидер ПСЕД Георгий Кавкалюк пригласил «Майю Санду и 

Аурелия Чокоя на публичные дебаты на тему национальной безопасности», а когда они 

отклонили приглашение, он заявил, что «безопасность страны находится под угрозой 

(…), и в этом виноваты Майя Санду и Аурелиу Чокой, в подчинении которых находится 

Высший совет безопасности, Армия и Правительство». 

По отношению к ПДС и Майе Санду (которые цитировались/упоминались в 18 

новостях), тон TV6 был в равной степени нейтральным и отрицательным (в девяти 

новостях они были представлены нейтрально, и еще в девяти – отрицательно). 

Тон TV6 по отношению к другим конкурентам был нейтральным, но телеканал 

предпочел особо подчеркнуть конфликтные ситуации – Георгий Кавкалюк утверждает, 

что Ренато Усатый хотел выйти из предвыборной гонки и баллотироваться как 

независимый кандидат (2 июля); на лидера ПДД Василия Костюк напал со слезоточивым 

газом один из сторонников ИБКС (8 июля); столкновение и драка с участием 

представителей АОР на КПП в Варнице (8 июля); молодые люди, которые расклеивали 

афиши, подрались (8 июля). 

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников  

В период мониторинга, для подготовки 53 новостей телеканал TV6 цитировал/упоминал 

175 источников, в основном конкурентов на выборах, представителей ЦИК, 

Правительства, местных властей, граждан. 

С точки зрения частоты и объема появлений на экране, у ПП «Шор» было больше всего 

эфирного времени (1736 секунд). Время, предоставленное этому конкуренту, было 

больше, чем у всех остальных формирований, процитированных/упомянутых на TV6, 

вместе (1328 секунд). На втором месте был ИБКС с 598 секундами, а на третьем – ПСЕД 

с 320 секундами. 

Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений 

Цитируемые/упоминаемые 

субъекты 
Частота 

Продолжительность 

прямых и 

косвенных 



            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДПМ была упомянута один раз, а президент Майя Санду и Президентура цитировались 

11 раз, с 49 секундами высказываний. 

В отчетный период, TV6 передал 19 новостей о конфликтных ситуациях, 4 из которых 

были несбалансированными, с формальными попытками сбалансировать новости с 

точки зрения источников, уточняя, что источники «не ответили на звонок», «не 

ответили на сообщения» или «не комментируют заявления конкурентов на выборах». 

Большинство новостей, освещавших деятельность ПП «Шор», были основаны на одном 

источнике (особенно цитировали и упоминали лидера партии Илана Шора) или на 

нескольких источниках, но выражавших одно мнение, без дополнения информацией о 

контексте. 

В период мониторинга TV6 не обеспечил гендерного баланса источников/действующих 

лиц в новостях. Телеканал цитировал/упоминал 95 мужчин и 41 женщину (30%). 

Языковой стиль и видеоряд  

Языковой стиль и видеоряд в отчетный период соответствовали нормам деонтологии.  

 

 TV8 

Освещение избирательной кампании 

В период мониторинга TV8 передал 33 материала, прямо или косвенно касавшиеся 

выборов, в восьми ежедневных выпусках новостей, общим объемом 4802 секунды или 

1,3 часа. Материалы были показаны в рубрике, посвященной выборам, и вне ее. 

Новости сообщали о ходе избирательного процесса, о расходах на кампанию, данные о 

кандидатах и их предвыборные приоритеты, представленные на предвыборных 

мероприятиях. Некоторые материалы на тему выборов были также основаны на дебатах, 

организованных на TV8. 

Репортеры также сообщали о конфликтных ситуациях, касавшихся некоторых 

конкурентов на выборах (задержание лидера ПСЕД, столкновение между 

представителями ИБКС и АОР, голодная забастовка, заявленная лидером ПРМ). 

Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность 

появлений на 

экране, секунды 

ПП «Шор» 28 1736 

ИБКС 15 598 

ПСЕД 4 320 

АОР 5 152 

ИБРУ 1 76 

ПРМ 1 65 

ППДП 4 63 

ПДС 7 34 

ПДД 1 20 



            

TV8 освещал деятельность конкурентов на досрочных парламентских выборах 11 июля 

корректно, нейтрально и беспристрастно. Новости были объективными, без нарушения 

норм деонтологии. 

Некоторая тенденциозность ощущалась по отношению к ИБРУ в новости о расходах 

конкурентов на кампанию (5 июля), когда этот блок был представлен как «конкурент, 

который сильнее всего вытряс свои карманы в этот период», и как «лидер по части 

расходов». Говоря о расходах ИБРУ, репортер уточнил, что «больше всего денег утекло 

на предвыборную рекламу (…)», а в случае других кандидатов было сказано, что они 

«инвестировали» (ПДС) или «потратили» (ПП «Шор», ИБКС). 

Неблагоприятное отношение было замечено и к ИБКС, в виде отбора тем для освещения, 

учитывая, что была непонятной информационная ценность подобных материалов 

(например, новость 7 июля об охоте на кабанов). 

Смешивание фактов с мнениями было замечено в новости об участии лидеров некоторых 

партий на церемонии в память о жертвах депортаций (6 июля). В начале сюжета, ведущая 

сказала: «Трагическая 72-я годовщина второй волны сталинских депортаций стала для 

некоторых политиков поводом быть услышанными и увиденными накануне досрочных 

парламентских выборов». 

В процессе мониторинга не было замечено явного намерения поставить каких-либо 

кандидатов в благоприятное или неблагоприятное положение. Тон телеканала по 

отношению к большинству кандидатов в новостях в этот период был нейтральным. 

5 июля телеканал показал новость о партиях, которые могли попасть в Парламент. 

Материал был составлен в соответствии с требованиями Положения об освещении 

избирательной кампании к досрочным парламентским выборам от 11 июля 2021 года 

средствами массовой информации Республики Молдова. 

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников  

В процессе документирования данных 33 новостей репортеры TV8 обратились к 169 

источникам: кандидатам, ЦИК, представителям государственных учреждений, 

экспертам и гражданам. 

Телеканал освещал 12 кандидатов из 23, участвующих в выборах. 

С точки зрения появлений на экране, наибольшее присутствие было у представителей 

ПДС, с 181 секундой прямых и косвенных высказываний. За ней следовали ПСЕД с 172 

секундами появлений и ИБКС с 171 секундой прямых и косвенных высказываний. 

Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений / Топ-10 

Цитируемые/упоминаемые 

субъекты 
Частота 

Продолжительность 

прямых и 

косвенных 

появлений на 

экране, секунды 

ПДС 10 181 

ПСЕД 4 172 

ИБКС 15 171 

ППДП 5 126 

ПП «Шор» 4 87 

АОР 5 66 

ПРМ 1 44 



            

ПДД 2 36 

ИБРУ 6 27 

ДПСН 1 20 

 

У ПКД-ГК было одно 16-секундное появление, а у ДПМ – одно 12-секундное. 

Из всех новостей (33), 12 были о конфликтных ситуациях. Во всех подобных материалах 

репортеры обеспечили сбалансированность мнений полностью или частично, доказав 

усилия, которые были приложены, чтобы обеспечить право на ответ. 

С гендерной точки зрения, источниками новостей в основном были мужчины (64), а 

количество женщин среди источников было меньше (20, или 23%). 

Языковой стиль и видеоряд 

Языковой стиль и видеоряд в выпусках новостей на TV8 соответствовали нормам 

деонтологии. Элементов дискриминации по отношению к кандидатам замечено не было, 

за одним исключением. В выпуске 5 июля, сообщая о результатах предвыборного 

соцопроса, репортер применил ярлык, назвав кандидата ПП «Шор» «беглым 

депутатом». 

 

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 
 

В период с 2 по 10 июля, 10 телеканалов, в отношении которых проводился мониторинг 

в рамках избирательной кампании, проявили следующие тенденции: 

 Телеканал Moldova 1 предоставил доступ к выпускам новостей большинству 

конкурентов на выборах, представляя их нейтрально, за исключением легкой 

поддержки ИБКС и представления в неблагоприятном свете ПДС и президента 

Майи Санду, которое проявилось в выборе тем и в тенденциозном подходе. 

Большинство материалов о конфликтных ситуациях были сбалансированными, а 

лексика и видеоряд соответствовали нормам деонтологии. С гендерной точки 

зрения, телеканал не обеспечил в проанализированных новостях баланса между 

источниками-мужчинами и женщинами. 

 

 NTV Moldova и Primul în Moldova предоставили эфирное время более чем 

половине конкурентов на выборах. Эти телеканалы проявили тенденциозное 

отношение и ангажированность в пользу ИБКС, которому было предоставлено 

больше всего эфирного времени для выступлений, а тон его освещения был 

положительным и нейтральным. ПДС ставили в неблагоприятное положение, как 

и президента Майю Санду. Чаще всего, тон NTV Moldova и Primul în Moldova по 

отношению к ПДС был отрицательным. Около половины новостей о 

конфликтных ситуациях были сбалансированными. Лексика и видеоряд были 

нейтральными, за несколькими исключениями. Гендерный баланс был нарушен в 

пользу источников-мужчин. 

 

 Телеканал Jurnal TV освещал предвыборную деятельность большинства 

конкурентов корректно и справедливо. Часть материалов была объективной и 

беспристрастной, с отделением фактов от мнений, но были и случаи 

тенденциозного и пристрастного отношения к некоторым конкурентам. Тон 

освещения большинства конкурентов на выборах был нейтральным, за 

исключением ИБКС и ПСЕД, которых телеканал представлял нейтрально, но 

также поставил в неблагоприятное положение относительно большим числом 



            

материалов с отрицательной тональностью. Телеканал обеспечил разнообразие 

источников, а лексика и видеоряд в большинстве случаев были нейтральными. С 

гендерной точки зрения, Jurnal TV не обеспечил баланса между источниками-

мужчинами и женщинами.  

 

 Pro TV предоставил эфирное время большинству конкурентов на выборах. 

Материалы были в основном объективными и беспристрастными, факты были 

отделены от мнений, а лексика и видеоряд были нейтральными, за несколькими 

исключениями. Тон освещения большинства конкурентов на выборах был 

нейтральным, за исключением ИБКС, которого телеканал поставил в 

неблагоприятное положение отрицательным тоном и выбором тем и подхода. 

Разнообразие источников и их гендерное равенство не были обеспечены. 

 

 Prime TV и Publika предоставили доступ к новостям менее чем половине 

конкурентов на выборах, освещая большинство из них нейтрально и 

беспристрастно. На Prime TV исключением была ПП «Шор», в отношении 

которой телеканал проявил положительный тон в материалах о развитии 

инфраструктуры в оргеевском районе. Оба телеканала, с точки зрения эфирного 

времени, выделенного для выступлений, проявили предпочтение к ИБКС, 

поставив его в слегка благоприятное положение выбором тем для освещения и 

подходом. Материалы о конфликтных ситуациях были сбалансированными. 

Лексика и видеоряд соответствовали нормам деонтологии. Гендерный баланс был 

нарушен в пользу источников-мужчин. 

 

 RTR Moldova освещал ход избирательной кампании в целом корректно, 

нейтрально и беспристрастно, не смешивая факты с мнениями и не допуская 

неадекватных выражений. Большинство конкурентов, участвующих в выборах, 

получили доступ к новостям телеканала, а тон в их отношении был нейтральным, 

за исключением ПП «Шор», которая была поставлена в благоприятное положение 

объемом прямых и косвенных высказываний и представлением в положительном 

свете. Телеканал не обеспечил гендерного баланса источников, цитируя или 

упоминая мужчин в четыре раза больше, чем женщин. 

 

 TV6 предоставил доступ к новостям менее чем половине конкурентов на выборах. 

Телеканал явно поддерживал ПП «Шор» частотой и объемом выступлений, а 

также положительным тоном материалов. В отношении ПДС, тон освещения был 

в нескольких случаях отрицательным. Этот конкурент был поставлен в 

неблагоприятное положение также отрицательными материалами о президенте 

Майе Санду, бывшем лидере ПДС. В новостях о конфликтных ситуациях 

источники были, как правило, сбалансированными. Лексика и видеоряд в 

материалах соответствовали нормам деонтологии. С гендерной точки зрения 

проанализированные новости были несбалансированными. 

 

 TV8 предоставил эфирное время менее чем половине конкурентов на выборах, 

проявив нейтральное отношение в большинстве случаев. По отношению к ИБКС 

была замечена тенденция ставить его в неблагоприятное положение выбором тем 

для освещения. Материалы о конфликтных ситуациях были сбалансированными. 

Лексика и видеоряд в материалах соответствовал нормам деонтологии. С 

гендерной точки зрения телеканал отдал приоритет источникам-мужчинам. 

 



            

Рекомендации: 

 

 Вещателям следует использовать отчеты о мониторинге как инструменты 

саморегулирования и устранить недостатки, чтобы их деятельность 

соответствовала законодательству и Деонтологическому кодексу журналиста. 

 Совету по телевидению и радио следует принять к сведению и использовать 

отчеты о мониторинге для оценки того, соблюдали ли телеканалы, в отношении 

которых проводился мониторинг, право на полное, объективное и достоверное 

информирование. 

 Совету по телевидению и радио следует разработать инструменты для 

вмешательства и применять их своевременно и эффективно в случае нарушений 

вещателями правовых норм при освещении избирательных кампаний, чтобы 

обеспечить адекватное информирование избирателей посредством 

аудиовизуальных программ. 

 


