
 

1 

 
 

 
 
 
 

Отчет о мониторинге 
 

MOLDOVA 1 
 

Период: 31 августа – 6 сентября 2020 г. 
 

Автор: Виктор Готишан 
 

 

 

 
 
 
 
 
 
Создание данного отчета стало возможным благодаря щедрой поддержке американского 
и британского народа посредством Агентства США по Международному Развитию (USAID) 
и UK aid. Высказанные мнения принадлежат авторам и не отражают в обязательном 
порядке взгляды UK aid, USAID или Правительства США. 
 

  



 

2 

I. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ 
 
В период с 31 августа по 6 сентября 2020 г. Центр независимой журналистики (ЦНЖ) проводил 
мониторинг общественного телеканала Moldova 1 с целью выявления элементов 
дезинформации и нарушений правил профессиональной этики в транслировавшихся 
журналистских материалах. Проводился анализ того, каким образом общественный телеканал 
освещает о события из области политики, экономики, социальные вопросы и т. д., чтобы 
установить, соблюдаются ли профессиональные и этические нормы, такие как проверка 
информации по нескольким источникам, плюрализм мнений, обеспечение сбалансированности 
в случае новостей о конфликтных ситуациях и др.  
 
Для мониторинга были выбраны основные выпуски новостей дня. Мы исходили из того, что 
новости государственного медиаучреждения должны содержать исключительно факты, а не 
мнения журналистов, должны быть изложены нейтральным и понятным языком, а также 
максимально точно отражать реальность, соблюдая баланс источников. 
 
Цель мониторинга 
 
Мониторинг направлен на установление того, в какой степени  общественный телеканал 
Moldova 1 достоверно, корректно и беспристрастно с журналистской точки зрения информирует 
граждан о деятельности Правительства по отношению к политической оппозиции в периоды 
конфликтов и/или кризиса. Для этого проводился количественный и качественный анализ 
содержания основных выпусков новостей («Mesager»), которые оценивались с точки зрения 
соответствия принципам достоверности информации, предусмотренных как кодексом 
поведения общественного медиаучреждения, так и Кодексом об аудиовизуальных медиауслугах 
Республики Молдова. Особое внимание уделялось освещению деятельности политиков и/или 
политических организаций (особенно официальных/правительственных).  
 
Методологическая основа 
 
Исходя из цели исследования – оценки того, в какой степени Moldova 1 соблюдает принципы 
корректности, беспристрастности, справедливости и политического нейтралитета, а также и из 
гипотезы о том, что канал Moldova 1 склонен адаптировать свой медиаконтент к 
правительственным сообщениям, количественный и качественный анализ является 
обязательным для оценки новостей и аналитических программ, способных повлиять на 
общественное мнение. Таким образом, методология исследования объединяет два метода: 
количественное и качественное/сравнительное исследование медиапродукта. Вместе с тем 
новости анализировались с точки зрения наличия в них техник манипуляции и дезинформации. 
Это делалось для того, чтобы помочь потребителям отличить манипулятивный журналистский 
продукт от продукта, беспристрастно отражающего реальное положение дел. 
 
С помощью количественного анализа были изучены тренды освещения тем, представляющих 
общественный интерес, за выбранный период. Это метод исследования включает мониторинг, 
выборку и кодирование журналистских материалов с тем, чтобы уловить политическую 



 

3 

тенденцию, если таковая существует (количество материалов, представляющих в том или ином 
свете определенных политических деятелей), того, как принципы беспристрастности и баланса 
применяются на практике в информационных и аналитических материалах (количество 
корректных и беспристрастных материалов), того, обеспечен ли баланс источников (количество 
сбалансированных материалов), того, какие источники обладают приоритетом в новостях 
(количество источников, цитируемых прямо или косвенно/упомянутых), того, каким образом 
предоставляется эфирное время для политиков и политических организаций (количество 
выделенного времени в секундах), а также другие аспекты. Качественный/сравнительный 
методологический аспект направлен на интерпретацию данных и информации, полученных в 
результате количественного анализа. Материалы СМИ тщательно исследованы, чтобы 
определить, соблюдает ли Moldova 1 принципы объективности, беспристрастности, 
корректности и политического нейтралитета. 
 
Период мониторинга: 31 августа – 6 сентября 2020 г. 
 
Основные медиапродукты, мониторинг которых осуществлялся на канале Moldova 1. 

▪ 7 выпусков основного выпуска новостей «Mesager» с 31 августа по 6 сентября 2020 г. 
 
Общие тенденции 
Данные мониторинга выявляют, что в основных выпусках новостей  «Mesager»: 

➢ COVID-19 был самой обсуждаемой новостной темой. Из 138 новостей (за исключением 
новостей из рубрики «Спорт») 37 были прямо или косвенно связаны с пандемией COVID-
19, что составляет около 27%; 

➢ Более половины из 138 новостей не содержали ссылок на прямо цитируемые источники; 

➢ Центральные органы власти по-прежнему являются одними из наиболее часто 
упоминаемых в новостях Moldova 1. Однако по сравнению с предыдущим периодом 
мониторинга (9-15 марта 2020 г.) доля прямых или косвенных цитирований центральных 
органов власти (Президентура, Правительство, Парламент) снизилась. С другой стороны, 
увеличилось количество случаев, когда прямо или косвенно цитировались слова 
представителей местных властей, особенно представителей муниципия Кишинева; 

➢ Чаще всего в качестве источников, цитируемых прямо или косвенно в новостях Moldova 1, 
упоминаются или цитируются Президент Игорь Додон, премьер-министр Ион Кику, 
министр образования, культуры и исследований Игорь Шаров и представители Примэрии 
муниципия Кишинева; 

➢ По сравнению с предыдущим отчетным периодом наблюдается большее разнообразие 
источников новостей;  

➢ Президент Игорь Додон чаще всего цитируется и упоминается в новостях Moldova 1. 
Глава государства упоминался или цитировался прямо или косвенно по меньшей мере в 
16 новостях из 138, что составляет 11%. Иными словами, в каждой девятой новости 
упоминается Президент Игорь Додон. При этом в большинстве из них глава государства 
был представлен в положительном свете;  



 

4 

➢ С деонтологической точки зрения в новостях Moldova 1 выявлены некоторые нарушения, 
в том числе техника манипулирования, «спасителя нации» / «мессии», 
непредоставление права на ответ, неукказание источника заимствованных 
видеоизображений, внушение; 

➢ В своих новостях Moldova 1 представляет Президента Игоря Додона в положительном 
свете (некоторые новости находятся на грани политической рекламы и больше 
напоминают новости избирательной кампании);  

➢ Moldova 1 нейтрально и беспристрастно освещает информацию об оппозиционных 
партиях и политиках (Партия «Действие и солидарность»; Политическая Партия 
«Платформа «Достоинство и правда»; Политическая Партия Pro-Moldova, Политическая 
Партия «Шор»; Политическая партия «Наша Партия»; Либеральная Партия Молдовы и 
др.). 

 
 
 

II. АНАЛИЗ ДАННЫХ 
 

Выпуск новостей «Mesager» 
 
31 августа 2020 г. 
 
Количественный анализ 
В главном выпуске новостей «Mesager» общественного телеканала Moldova 1 от 31 августа 2020 
г. было 20 новостей, за исключением рубрики «Спорт» (4 новости) и «Погода». Все новости 
были информативными, ни в одной из них не присутствовало элементов конфликта, что 
потребовало бы предоставления права на ответ упомянутому и/или обвиняемому лицу. 4 из 20 
новостей вошли в раздел «Новости короткой строкой». 8 из 20 новостей прямо или косвенно 
касались такой проблемы, как пандемия COVID-19, а 5 новостей из общего числа были 
посвящены муниципию Кишиневу или содержали упоминания о нем. 
 
В 9 новостях из 20 присутствовали напрямую цитируемые источники, а в еще 8 новостях 
источники цитировались или упоминались только косвенно, в то время как 3 новости были 
подготовлены на основе прямых действий журналистов (в прямом эфире), в котором они 
предоставляли информацию со ссылкой на определенные источники, сведения и/или 
заявления. Таким образом, одна новость содержала отсылку на один прямой источник, 2 
новости – на 2 прямых источника, 2 новости – на 4 источника, 2 новости – на  6 источников, 2 
новости – на 7 прямых источников и одна новость – на 9 источников. 
 

http://trm.md/ro/mesager/mesager-din-31-august-2020


 

5 

 
 
 
Слова вице-примара муниципия Кишинева Анжелы Кутасевич цитировались непосредственно в 
двух новостях, а общее время трансляции составило 48 секунд. Остальные источники 
(представители власти или политики) цитировались непосредственно в новостях: Андрей 
Нэстасе, (Политическая партия «Платформа «Достоинство и правда», ПППДП) – 13 секунд; Дорин 
Киртоакэ (Либеральная Партия Молдовы, ЛП) – 16 секунд; Валериу Мунтяну (Союз Salvați 
Basarabia, USB) – 20 секунд; Моника Бабук (Демократическая Партия Молдовы, ДПМ) – 10 
секунд; Петер Михалко, Посол Европейского Союза (ЕС) в Республике Молдова – 33 секунды; 
Олег Цуля, министр иностранных дел и европейской интеграции (МИДЕИ) – 29 секунд; Игорь 
Шаров, министр образования, культуры и исследований – 23 секунды. Президент Игорь Додон и 
Председатель Парламента Зинаида Гречаный стали главными действующими лицами новости, в 
которой они поздравили граждан Республики Молдова с праздником «Limba Noastră». Кроме 
того, лидер Партии «Действие и солидарность» (PAS) Майя Санду стала главным действующим 
лицом новости на ту же тему. Слова всех троих были процитированы косвенно на основании 
текстов, опубликованных ими в Facebook. 
 
Качественный анализ 
COVID-19 стал главной темой большинства новостей в «Mesager» от 31 августа 2020 г. При этом 3 
новости были посвящены празднику «Limba Noastră». Moldova 1 включил в новости различные 
источники, отведя им равное эфирное время. В новостях в этом выпуске не было выявлено 
никаких деонтологических нарушений и/или техник манипуляции.  
 
1 сентября 2020 г. 
 
Количественный анализ 
«Mesager» от 1 сентября 2020 г. включал 20 новостей, из которых 16 в разделе «Главные 
новости» и 4 в разделе «Новости короткой строкой». Большинство новостей в качестве 
прямой или косвенной темы содержали отсылку на COVID-19 (5 новостей). Президент Игорь 

8

2
1

2

2

2

1

Количество источников, непосредственнно цитируемых в 
новостях 

Нет прямо процитированных источников

2 источника

1 источник

4 источника

6 источников

7 источников

9 источников

http://trm.md/ro/mesager/mesager-din-1-septembrie-2020


 

6 

Додон и примар муниципия Кишинева Ион Чебан стали главными действующими лицами двух 
новостей, в то время как премьер-министр Ион Кику, Председатель Парламента Зинаида 
Гречаный и министр образования, культуры и исследований Игорь Шаров упоминались в одной 
новости. Что касается политиков, Андрей Нэстасе (ППППД), Тудор Делиу (Либерал-
демократическая партия Молдовы, ЛДПМ) и Ренато Усатый (Политическая партия «Наша 
Партия», НП) стали источниками и главными действующими лицами одной новости о подаче 
документов в Центральную Избирательную  Комиссию (ЦИК) для регистрации инициативных 
групп, которым предстоит собирать подписи в поддержку кандидатов на должность Президента 
Республики Молдова.   
 
Чуть более половины новостей – 11 – не содержали ссылок на напрямую цитируемые источники 
(4 из них включены в рубрику «Новости короткой строкой»), в двух из них репортеры 
выступали в рамках прямого включения.  
 

 
 
Что касается эфирного времени, предназначенного для прямого цитирования, слова Игоря 
Додона дважды цитировались в двух разных новостях, с общим временем трансляции 37 секунд, 
мнение министра Игоря Шарова цитировалось непосредственно на протяжении 36 секунд, а 
также высказывание лидера ПППДП Андрея Нэстасе в другой новости звучало на протяжении 24 
секунд. 
 

11

2

1

1

2

1

1
1

Количество источников, непосредственно цитируемых в 
новостях

Нет прямо 
процитированных 
источников

1 источник

2 источника

3 источника

4 источника

5 источников

6 источников

10 источников



 

7 

 
 

Качественный анализ 
Moldova 1 представил в положительном свете Президента Игоря Додона и примара муниципия 
Кишинева Иона Чебана в новостях, в которых они были главными действующими лицами. 
Предпочтение наблюдалось особенно в том смысле, как эти новости были построены, в 
контексте, в котором они были представлены, и особенно в выборе непосредственных 
заявлений. Так, Moldova 1 начал одну из новостей с того, что «19 школ не открыли двери для 
учащихся сегодня», в новости шла речь о процессе дистанционного обучения. Впоследствии 
журналисты немного сменили озвученную тему и передали поздравление Президента Игоря 
Додона по случаю начала нового учебного года. Он подчеркнул, что «в настоящее время 
каждый член общества, у которого ребенок учится в школе, осознал в гораздо большей 
степени, чем в начале пандемии, роль и важность профессии педагога». Далее говорится и о 
мнении премьер-министра Иона Кику, заверившего, что власти создадут надлежащие условия 
«для защиты здоровья детей и молодежи Молдовы». Затем авторы новости вернулись к 
основной теме – 19 школам, которые не начали работать, – и к заявлению министра Игоря 
Шарова, упомянувшего об открывшихся и не начавших учебный процесс заведениях. Новость 
заканчивается, опять же, непосредственной цитатой из поздравления Президента Игоря Додона, 
по мнению которого, «у нашей страны есть будущее». 
 
В другой новости Moldova 1 упомянуто, что с 1 по 11 сентября 2020 г. можно подавать 
документы для регистрации в ЦИК инициативных групп, которые будут собирать подписи в 
поддержку кандидатов в президенты Республики Молдова. Первые 3 кандидата, представившие 
досье, цитировались напрямую: Тудор Делиу (ЛДПМ), Ренато Усатый (НП) и Андрей Настасе 
(ПППДП). Вместе с тем в продолжении новости журналисты Moldova 1 отметили, что «тем 
временем глава государства Игорь Додон призвал кандидатов, борющихся за президентское 
кресло, действовать корректно в ходе этой избирательной кампании», цитируя его прямое 
заявление в этом контексте. Цитирование слов главы государства в данном случае было 
неуместным и было направлено только на то. чтобы представить Президента в положительном 
свете.  
 
В новости «Сотни тысяч леев за место на кладбище. 6 человек, администраторы и 
сотрудники столичного кладбища Св. Лазаря, были задержаны за то, что якобы брали 
взятки за продажу или бронирование мест вечного упокоения», журналисты Moldova 1 

37

11

24 23
21

36

0

10

20

30

40

Игорь Додон (2) Ион Чебан Андрей Нэстасе Ренато Усатый Тудор Делиу Игорь Шаров

Непосредственные заявления, в секундах



 

8 

отметили, что «отреагировал на происшествие и примар столицы Ион Чебан, который 
уточнил, что будет бороться с коррупцией в городе, и призвал граждан сообщать ему о 
коррупционных действиях среди государственных служащих... Он считает, что все должны 
быть равны перед законом» (манипулятивная техника «спасителя нации»). И в данном случае 
это упоминание должно было представить Иона Чебана в положительном свете. В то же время в 
этой новости Moldova 1 использовались видеоизображения со сценами получения взятки, но не 
указывался источник заимствованных видеоизображений.  
 
2 сентября 2020 г. 
 
Количественный анализ 
В выпуск «Mesager» от 2 сентября 2020 г. было включено 23 новости, 5 из которых вошли в 
раздел «Новости короткой строкой». Пять из общего количества новостей были о COVID-19 
(прямо или косвенно), большинство из них были включены в рубрику «Главные новости». Среди 
других новостных тем значились следующие: столичные детские сады будут работать по 
расширенной программе; накануне Дня национальной армии многие военные сдали кровь; 
гимназия села Алуату Тараклийского района получила набор компьютерной техники из 
Румынии; еще 5 кандидатов в Президенты Республики Молдова подали документы в ЦИК для 
регистрации инициативных групп по сбору подписей; запрос, поданный в Генеральную 
прокуратуру (ГП) депутатом-социалистом Олегом Липски о расследовании  в отношении  
компании, связанной с лидером Политической Партии «Шор» Иланом Шором, который, по 
мнению депутата, якобы спонсировал избирательную кампанию Майи Санду перед 
президентскими выборами в 2016 г.; запрос депутата PAS Галины Сажин в Национальный орган 
по неподкупности (НОН) относительно якобы роскошного отдыха Президента Игоря Додона; 
обвинения депутата ПППДП Юрия Реницэ в связи с назначением трех новых послов и др.  
 
В качестве источников чаще всего упоминались представители центральных и/или местных 
властей (7). Среди них Александр Пынзарь, министр обороны; Марина Головач, 
государственный секретарь Министерства здравоохранения, труда и социальной защиты; 
Александру Холостенко, государственный секретарь МИДЕИ; Борис Гылкэ, глава управления 
Примэрии Кишинева; Анжела Куташевич, заместитель примара муниципия Кишинева. 
Президент Игорь Додон и премьер-министр Ион Кику были упомянуты в одной новости. Что 
касается политиков, Майя Санду (PAS) упоминалась в двух новостях, а Андриан Канду (Pro-
Moldova), Дорин Киртоакэ (Избирательный Блок «Unirea»), Октавиан Цыку (Партия 
национального единства, ПНЕ), Галина Сажин (PAS), Олег Липски (ПСРМ), Игорь Гросу (PAS), 
Ренато Усатый (НП), Илан Шор (Политическая Партия «Шор») упоминались в одном новости (в 
виде собственно упоминания или цитирования, прямого или косвенного).   
 
12 новостей не содержали напрямую цитируемых источников, 4 новости содержали отсылку на 1 
прямой источник цитирования, 4 новости – на 2 источника каждая, 3 новости – на 4 источника, 
одна новость содержала 5 напрямую цитируемых источников.  
 
Что касается времени цитирования заявлений, больше всего эфирного времени получили 
представители Примэрии муниципия Кишинева: заместитель примара Анжела Куташевич – 40 

http://trm.md/ro/mesager/mesager-din-2-septembrie-2020


 

9 

секунд; Борис Гылкэ, заместитель главы Управления здравоохранения Примэрии Кишинева – 40 
секунд. Что касается политиков, слова Юрия Реницэ (ПППДП) цитировались напрямую 40 секунд, 
Игоря Гросу (PAS) – 33 секунды, Игоря Время (ДПМ) – 30 секунд.  
 

 
 

Качественный анализ 
2 из 23 новостей, переданных Moldova 1 в «Mesager» от 2 сентября 2020 г, носили конфликтный 
характер. Одна из них касалась жалобы депутата-социалиста Олега Липски в ГП, в которой он 
просит расследовать деятельность компании, якобы аффилированной с лидером Политической 
Партии «Шор» Иланом Шором. По утверждениям Липски, компания якобы спонсировала 
избирательную кампанию перед президентскими выборами в мае 2016 г. Репортеры Moldova 1 
предоставили право на ответ упомянутому лицу, напрямую процитировав представителя PAS 
Игоря Гросу.  
 
Еще одной конфликтной новостью стало заявление депутата PAS Галины Сажин, обратившейся в 
НОН с требованием предоставить ответ «по поводу якобы роскошного отдыха Президента 
Игоря Додона». И в этом случае журналисты Moldova 1 предоставили Игорю Додону право на 
ответ, процитировав высказывания его пресс-секретаря Кармены Стерпу. 
 
В то же время Moldova 1 транслировал новость, в которой говорилось, что МВД в Москве 
завершило уголовное расследование по «делу ландромата», связанному с бывшим лидером 
демократов Владом Плахотнюком, председателем НП Ренато Усатым и бизнесменом 
Вячеславом Платоном. Согласно коммюнике учреждения, Плахотнюк и Платон якобы 
разработали план, и реализовать его предполагалось с помощью примара Бэлць Ренато Усатого. 
Учитывая серьезные обвинения, выдвинутые против них со стороны Министерства внутренних 
дел Российской Федерации, Moldova 1 обязан был предоставить им право на ответ, чего не 
произошло (непредоставление права на ответ).  
 
3 сентября 2020 г. 
 
Количественный анализ 
В «Mesager» от 3 сентября 2020 г. транслировалась 21 новость. Первые 3 из них были посвящены 
пандемии COVID-19, а 4 материала вошли в рубрику «Новости короткой строкой». 
 

40 40 40

33
30

21
24 24

20

0

10

20

30

40

50

Анжела 
Кутасевич

Борис Гылкэ Юрие 
Реницэ

Игорь Гросу Игорь Время Майя Санду Андриан 
Канду

Октавиан 
Цыку

Дорин 
Киртоакэ

Непосредственные заявления, в секундах

http://trm.md/ro/mesager/mesager-din-3-septembrie-2020


 

10 

Общественный телеканал  чаще всего ссылался на центральные или местные органы власти как 
на источники новостей. В 9 материалах из 21 минимум одно должностное лицо или 
высокопоставленное лицо упоминалось или цитировалось прямо или косвенно. Президент 
Игорь Додон цитировался и/или упоминался в 3 новостях, как и премьер-министр Ион Кику. 
Среди других официальных лиц и высокопоставленных лиц, упомянутых и/или цитируемых 
непосредственно в новостях, были министры Александру Пынзарь, Олег Цуля, Игорь Шаров и 
заместитель примара муниципия Кишинева Илие Чебан.  
 
Что касается эфирного времени, предоставленного для заявлений,  прозвучали два прямых 
заявления премьер-министра Ион Кику общей продолжительностью 41 секунда; Президент 
Игорь Додон – прямое выступление общей продолжительностью 20 секунд; министр Александру 
Пынзарь – прямое выступление продолжительностью 18 секунд; посол по особым поручениям 
Андрей Попов – прямое выступление продолжительностью 45 секунд; заместитель примара 
муниципия Кишинева Илие Чебан – прямое выступление продолжительностью 41 секунда. 
Точно так же генеральный прокурор Александр Стояногло упоминался в одной новости, в 
которой его слова цитировались напрямую, его заявление длилось 40 секунд.  
 
Что касается политиков, прямые заявления Андрея Нэстасе (ПППДП) звучали 38 секунд; Игоря 

Гросу (PAS) – 18 секунд; Генадие Вердеш (Pro-Moldova) – 19 секунд; Думитру Мариана (PAS) – 9 

секунд. 

 
 
 

12 новостей из 21 (включая 4 новости в рубрике «Новости короткой строкой») не содержали 
отсылок на непосредственно цитируемые источники; 3 ссылались на 1 источник; остальные 3 – 
на 2 источника; 2 новости – на 3 источника и одна новость – на 4 источника и, соответственно, 6 
прямо процитированных источников.  
 

20

41

18

45

41 40
38

18 19

9

0

13

25

38

50

Игорь Додон Ион Кику Александру 
Пынзарь

Андрей Попов Илие Чебан Александр 
Стояногло

Андрей 
Нэстасе

Игорь Гросу Генадие 
Вердеш

Думитру 
Мариан

Непосредственные заявления, в секундах



 

11 

 
 

 
Качественный анализ 
В «Mesager» от 3 сентября 2020 г. центральным и/или местным властям выражалось 
предпочтение, судя как по эфирному времени, отведенному на непосредственное цитирование, 
так и по значительному количеству новостей, в которых они упоминались и/или цитировались. 
Некоторые чиновники представлены в положительном свете, что явствует из используемых 
формулировок или контекстных деталей, предоставленных журналистами. Например, в новости 
в рубрике «Новости короткой строкой»: «659 000 получателей пенсий и социальных пособий в 
октябре получат единовременную финансовую поддержку в размере 900 леев. 
Правительство увеличило помощь, которая первоначально планировалась в размере 700 
леев, на 200 леев... Премьер-министр Ион Кику заявил, что решение было принято после 
применения коэффициента индексации пенсий и социальных пособий на 1,07% с 1 октября», 
журналисты подчеркнули, что «правовая норма предложена Президентом Игорем Додоном и 
вступит в силу с 1 октября. Глава государства ранее заявлял, что эта помощь должна 
предоставляться два раза в год», в новость было также включено прямое заявление премьер-
министра Иона Кику. Таким образом, упоминание Игоря Додона можно считать неуместным в 
данном контексте, поскольку Правительство было упомянуто как организация, 
осуществлявшая/производившая это повышение, и заявление премьер-министра Иона Кику в 
новость уже было включено. Упоминание Президента Игоря Додона имело целью только 
привлечь к нему внимание и представить его в положительном свете. 
 
При этом из 21 новостей 5 были конфликтными. Первая касается заявления генерального 
прокурора Александра Стояногло о завершении уголовного расследования по делу о 
причастности коммерческого банка к банковскому мошенничеству и хищениям в банковской 
системе, конечным бенефициаром которых якобы был бизнесмен Влад Плахотнюк. Другая 
касалась обвинений в адрес лидера ПППДП Андрея Нэстасе, связанных с тем, что несколько 
местных советников PAS и Pro-Moldova из сел Чутешть и Вулкэнешть якобы поспособствовали 
закрытию двух гимназий. Третья новость касается обвинения социалиста Александра 
Нестеровски против депутата Pro-Moldova Георге Брашовски в связи с его декларацией об 
имуществе. Как утверждает первый из них, в документе присутствует ряд упущений и 

12

3

3

2

1 1

Количество источников, непосредственно цитируемых в 
новостях

Нет прямо 
процитированных 
источников
1 источник

2 источника

3 источника

4 источника

6 источников



 

12 

неточностей. Четвертая новость сообщает о флешмобе, организованном молодыми 
сторонниками PAS, отправившими «свадебный калач премьер-министру Иону Кику», а пятая – о 
намерении посла по особым поручениям Андрея Попова подать в суд на депутата ПППДП Юрия 
Реницэ за клевету и ложь. В первых 4 новостях Moldova 1 предоставил право на ответ 
упомянутым лицам, чего не произошло в случае с последним, тогда как Юрие Реницэ был 
упомянут и обвинен основным источником новости (непредоставление права на ответ).  
 
4 сентября 2020 г. 
 
Количественный анализ 
«Mesager» от 4 сентября 2020 г. состоял из 20 новостей (без учета спортивных – 3 новостей), из 
которых 4 в рубрике «Новости короткой строкой». Шесть новостей – прямо или косвенно – 
были посвящены пандемии COVID-19. Среди других тем – новые назначения в судебной 
системе, отказ ЦИК включить политическую партию PACE в список формирований, имеющих 
право выдвигать кандидатов на президентских выборах, урожай подсолнечника в этом году, 
сократившийся вдвое, задержание на молдавско-румынской границе молдаван, занимавшихся 
контрабандой сигарет, ремонтные работы на улице Албишоара, анонс передачи «Președintele 
răspunde» и др. 
 
В пяти из 20 новостей Президент Игорь Додон являлся главным действующим лицом и/или 
источником. Другими высокопоставленными лицами и официальными лицами, которые чаще 
всего упоминались и/или цитировались непосредственно в новостях, стали Марина Головач, 
государственный секретарь Министерства здравоохранения, труда и социальной защиты, 
министры Игорь Шаров и Павел Войку, глава Управления производственной политики 
Министерства сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды (МСХРРОС) 
Василе Шарбан. Что касается политиков, то Андрей Нэстасе (ПППДП) и Серджиу Литвиненко 
(PAS) были главными героями одной новости, а Георге Кавкалюк (PACE) упоминался в другой 
новости.  
 
3 прямых заявления Президента Игоря Додона были включены в 2 новости общей 
продолжительностью 114 секунд, за ним следует госсекретарь Марина Головач с 2 цитатами по 
73 секунды; министр Павел Войку – с выступлением длительностью 31 секунда; министр Игорь 
Шаров с выступлением длительностью 25 секунд и глава управления Василе Шарбан с двумя 
выступлениями общей продолжительностью 50 секунд.  
 
Из политиков Андрей Нэстасе (ПППДП) цитировался в новостях с прямым заявлением 
продолжительностью 42 секунды, а из экспертов Виорел Киструга цитировался напрямую 
дважды, общее время трансляции составило 60 секунд.  
 

http://trm.md/ro/mesager/mesager-din-4-septembrie-2020


 

13 

 
 
 

10 из 20 новостей содержали прямые ссылки на источники: 4 из них – на один источник; две – на 
2 источника; одна новость – на 3 источника; одна новость – на 4 источника; две новости – на 5 
источников. 10 новостей из числа основных (в том числе 4 из рубрики «Новости короткой 
строкой») не содержали напрямую цитируемого источника.  
 

 
 

Качественный анализ 
В «Mesager» от 4 сентября 2020 г. Moldova 1 выражает предпочтение Президенту Игорю Додону 
как по количеству новостей, в которых его слова цитировали, так и по эфирному времени, 
отведенному ему, а также косвенно и судя по тому, как журналисты освещали новости, в 
которых он упоминался. В этом смысле Moldova 1 представляла Президента Игоря Додона в 
положительном свете, и в некоторых новостях его слова цитировались напрямую, даже если его 
заявления / мнения не имели отношения к теме / не добавляли ценности информации.  
 
Например, в новости под названием «Сотрудники медицинской системы борются с COVID-19 
вот уже шесть месяцев» журналисты начали освещать тему с упоминания проблем, с которыми 

114

73

25
31

50
42

60

0

30

60

90

120

Игорь Додон (3) Марина Головач 
(2)

Игорь Шаров Павел Войку Василе Шарбан 
(2)

Андрей Нэстасе Виорел Киврига 
(2)

Непосредственные заявления, в секундах

10

3

2

2

1

2

Количество источников,непосредственно цитируемых 
в новостях Нет прямо 

процитированных 
источников
1 источник

2 источника

3 источника

4 источника

5 источников 



 

14 

сталкиваются медицинская система и ее сотрудники с началом пандемии, а затем подчеркнули 
тот факт, что «в целях поддержки медицинских работников, а также молодых специалистов, 
Правительство распорядилось увеличить в три этапа заработную плату медицинского 
персонала. (…) Проект поправки к регламенту об оплате труда сотрудников учреждений 
здравоохранения предложил Президент Игорь Додон. (…) Инициатива по повышению 
заработной платы медицинских работников является признанием работы, проделанной 
молдавскими врачами». Далее авторы новости непосредственно процитировали трех врачей, 
которые радостно отозвались об инициативе по повышению заработной платы, и дополнили их 
высказывания мнением примара села Конгаз на этот счет. В этом контексте репортер 
неоднократно отмечал, что «с 30 сентября зарплата сотрудников системы здравоохранения 
повышена на 30 процентов. По словам Президента страны Игоря Додона, решение о 
двукратном увеличении заработной платы в сфере здравоохранения утверждено законом и 
предусматривает 3 этапа», – и непосредственно процитировал слова главы государства. 
Новость завершилась упоминанием журналиста: «Глава государства Игорь Додон намерен 
выступить с аналогичной инициативой в сфере образования. Предложение Президента 
предусматривает повышение заработной платы всем работникам системы образования в 
два раза. Президент страны утверждает, что двукратное повышение зарплат остановит 
массовый уход сотрудников из этого сектора». 
 
В другой новости говорится о возможной отмене пособия в размере 16 000 леев для персонала, 
заразившегося COVID-19 на рабочем месте. В материале авторы подчеркивают, что за эту 
инициативу не будет голосовать в Парламенте фракция ПСРМ, поскольку «заверения на этот 
счет сегодня прозвучали со стороны Президента Игоря Додона. (…) Реакция последовала 
после того, как бывший министр здравоохранения Ала Немеренко написала на своей странице 
в Facebook, что принятый вчера Правительством пакет законов (…) якобы предусматривает 
отмену этой компенсации». И в этом случае, судя по тому, как была подготовлена новость, 
Игорь Додон был представлен в положительном свете, как единственное авторитетное лицо, 
способное решить любую проблему или сложную ситуацию (манипулятивная техника «спасителя 
нации»).  
 
Третья новость, в которой выражено предпочтение Президенту Игорю Додону, включенная в 
рубрику «Новости короткой строкой», касается «нового раунда переговоров о заключении 
кредитного соглашения с Российской Федерацией», состоявшегося за неделю до мониторинга, 
где прозвучало, что «глава государства Игорь Додон заявил в передаче «Președintele răspunde», 
что несколько статей из этого документа уже были рассмотрены. Игорь Додон убежден, 
что переговоры завершатся в октябре, и в скором времени наша страна получит 200 
миллионов евро. Молдова нуждается в российском кредите, чтобы вступить в новый год с 
финансовыми резервами, как добавил глава государства».  
 
Канал Moldova 1 также транслировал новость, в котором была кратко анонсирована передача 
«Președintele răspunde», еженедельно публикуемая в социальных сетях главы государства. В 
материале автор сосредотачивает внимание на мнении Игоря Додона, согласно которому 
«нынешний Парламент не соответствует результатам выборов 2019 г. и должен быть 
распущен. Об этом заявил Президент Игорь Додон во время традиционной программы 



 

15 

«Președintele răspunde». Новость была основана исключительно на непосредственном 
высказывании Игоря Додона, заимствованном из вышеупомянутой передачи, и на него 
пришлось более половины эфирного времени всей новости. Moldova 1 поддержал главу 
государства, включив неуместные и тенденциозные прямые заявления, например: «Как и было 
обещано, мы, социалисты, не приняли никаких перебежчиков. Мы не приняли ни одного 
депутата из других фракций, который желал бы перейти к нам».  
 
5 сентября 2020 г.  
 
Количественный анализ 
«Mesager» от 5 сентября 2020 г. состоял из 20 новостей, 6 из которых прямо или косвенно 
касались пандемии COVID-19. В числе прочих тем – работа и график деятельности учреждений 
дошкольного образования; местные выборы должны быть организованы в таких населенных 
пунктах, как Тырнова, Дондушень и Нукэрень, Теленешть; о кыргызских юртах, построенных в 
Республике Молдова; работы в парке «La Izvor» в столице; о том, что Партия коммунистов 
Республики Молдова (ПКРМ) не представит кандидата на президентских выборах; кандидатура 
бывшего вице-премьера Константина Оборока на президентских выборах, а также новость, в 
которой «мать главы государства Галина Додон впервые рассказала о дорожно-
транспортном происшествии в сентябре 2018 г. с участием двух президентских 
автомобилей». 
 
В этом выпуске новостей Moldova 1 напрямую цитировал различные источники, чаще всего 
рядовых граждан, экспертов, примаров, сотрудников полиции, ИТ-специалистов, операторов 
службы 112, политиков и т. д. Только в двух новостях Moldova 1 напрямую цитировал 
представителей центральной и/или местной власти. Что касается эфирного времени, 
предоставленного для прямых выступлений, Виталий Тарлев, государственный секретарь 
Министерства экономики и инфраструктуры (МЭИ) выступал с прямой речью на протяжении 35 
секунд, а примар муниципия Кишинева Ион Чебан – с 25-секундным заявлением. Из политиков 
Елена Боднаренко (ПКРМ) выступила с прямым 24-секундным заявлением, а возможный 
независимый кандидат на президентских выборах Константин Оборок выступил с 34-секундной 
речью. 
 

 

35

25

34

24

0

9

18

27

36

45

Виталие Тарлев Ион Чебан Константин Оборок Елена Боднаренко

Непосредственные заявления, в секундах

http://www.trm.md/ro/mesager/mesager-din-5-septembrie-2020


 

16 

 

11 новостей не содержали упоминаний напрямую цитируемых источников, 4 новости содержали 
ссылку на один напрямую цитируемый источник, 2 новости – на 2 источника, 2 новости – на 3 
источника, одна новость – на 7 напрямую цитируемых источников.  
 

 
 

 
Качественный анализ 
Moldova 1 транслировал тенденциозную новость, которую можно охарактеризовать как 
политический пиар в пользу Президента Игоря Додона. Точнее, журналисты общественного 
канала транслировали кадры из опубликованного Президентом Игорем Додоном фильма (без 
указания источника видеоизображения), в котором «... мать главы государства Галина Додон 
впервые рассказала о дорожно-транспортном происшествии в сентябре 2018 г. с участием 
двух президентских машин. В тот день глава государства вместе с матерью и одним из 
сыновей возвращался из монастыря. Эти откровения прозвучали в фильме, опубликованном 
Игорем Додоном в конце его первого президентского срока на посту Президента Республики 
Молдова». В этой новости Moldova 1 проявил тенденциозность и отсутствие беспристрастности, 
поскольку эта информация не является актуальной и не представляет общественного интереса, 
она продвигает и представляет Игоря Додона в положительном свете. В то же время Moldova 1 
взывает к эмоциям (особенно путем включения непосредственных заявлений Галины Додон, в 
которых она плачет и с ужасом вспоминает об аварии), что противоречит строгим 
деонтологическим правилам о корректности и нейтральности новости, которая должна 
содержать только факты (а не мнения), не обращаясь к эмоциям потребителя новостей.  
 
6 сентября 2020 г. 
 
Количественный анализ 
В выпуск «Mesager» от 6 сентября 2020 г. было включено 14 новостей. Темой трех из них была 
пандемия COVID-19. Другие темы включали засуху, которая «продолжает разорять всю 

11

4

2

2
1

Количество источников, непосредственно цитируемых в 
новостях

Нет прямо 
процитированных 
источников

1 источник

2 источника

3 источника

7 источников

http://trm.md/ro/mesager/mesager-din-6-septembrie-2020


 

17 

страну»; объявленные Правительством социальные пособия пенсионерам; официальное 
открытие кольцевой развязки в селе Оксентя Дубэсарского района, где также присутствовал 
Президент Игорь Додон; новый Фестиваль бука, организованный в селе Рэдений Векь 
Унгенского района; ремонтные работы в нескольких детских садах; новый проект по 
безопасности дорожного движения в столице и т. д. 
 
Наиболее часто цитируемыми источниками были представители местных властей (как первого, 
так и второго уровня): примар Рэдень (Унгенского р-на) Олег Касьян – 28-секундное 
выступление; председатель Дубэсарского р-на Григоре Филипов – 20-секундное выступление; 
примар села Оксентя Валериу Русу – два выступления общей продолжительностью 40 секунд; 
примар села Конгаз Михай Есир – 22-секундное выступление; вице-председатель Унгенского р-а 
Татьяна Лазэр – 15-секундное выступление и заместитель примара муниципия Кишинева Виктор 
Киронда –23-секундное выступление. Президент Игорь Додон упоминался в новостях, в которых 
его слова цитировались напрямую, прозвучало его с 20-секундное заявление. При этом 
непосредственно цитировались слова рядовых граждан, экологов, народных мастеров, 
предпринимателей, фермеров и т. д.  
 

 
 
Что касается количества прямо цитируемых источников, то в 7 новостях таких источников не 
указывалось; в одной новости – один прямой источник; в одной новости – 2 источника; в одной 
новости – 4 источника; в 2 новостях – 6 источников; в одной новости – 8 источников и в одной 
новости – 9 источников с прямым цитированием.  
 

28

20

40

15

22 23
20

0

10

20

30

40

50

Олег Касьян Григоре Филипов Валериу Русу Татьяна Лазэр Михай Есир Виктор Киронда Игорь Додон

Непосредственные заявления, в секундах



 

18 

 
 

 
 
Качественный анализ 
Тема COVID-19 меньше освещалась в «Mesager» от 6 сентября 2020 г. Только 3 новости из 14 
были посвящены этой теме и размещались в начале выпуска. При этом местные власти 
упоминались в основном как источники, с цитированием в 5 материалах.  
 
Что касается деонтологического аспекта содержания, 2 из 14 новостей представляли 
информацию тенденциозно и избирательно и/или выражали предпочтение и представляли в 
положительном свете Президента Игоря Додона или ПСРМ.  
 
Так, в одном из выпусков новостей Moldova 1 содержится заголовок о том, что «пенсионеры и 
получатели социальных пособий, особенно с ежемесячным доходом до 3000 леев, получат в 
реальные сроки одну из самых высоких совокупных индексаций годовой пенсии, около 8,1%», 
подчеркнув, что «об этом заявил председатель фракции ПСРМ Корнелиу Фуркулицэ в своем 
посте в Facebook». Далее журналисты Moldova 1 отметили, что «назначенное Правительством 
повышение с 700 леев до 900 леев эквивалентно индексации пенсии на 3,3 %, если принять во 
внимание, что она на 1,07 % индексируется с 1 октября. Напоминаем, что впервые в этом 
году индексация пенсий происходит дважды в год. На 1 апреля она составляла 4,8%, а 3,3% 
означает фактическую индексацию более 8%». Во-первых, в контексте этой темы Moldova 1 не 
должен был предполагать (внушение), что эта инициатива принадлежит определенному 
депутату (Корнелиу Фуркулицэ), цитируя его заявление в Facebook. Во-вторых, Moldova 1 
представил Правительство в положительном свете. Для обеспечения баланса перед 
журналистами стояла задача ознакомиться с особым мнением независимого эксперта 
(экономического аналитика), который объяснил бы суть этой инициативы. 
 
В другой новости («Новые инвестиции в дорожную инфраструктуру в стране») Moldova 1 
освещал официальное событие – торжественное открытие кольцевой развязки на въезде в село 

7

1
1

1

2

1
1

Количество источников, непосредственно 
цитируемых в новости

Нет прямо 
процитированных 
источников
1 источник

2 источника

4 источника

6 источников

8 источников

9 источников



 

19 

Оксентя Дубэсарского района. Согласно представленной информации, проект реализован в 
рамках программы «Drumuri bune pentru Moldova». То, как были построены новости, и то, как 
цитировались источники, демонстрируют, что Moldova 1 одобряет и представляет Президента 
Игоря Додона в положительном свете. Например, примар села Оксентя Валериу Русу выступил с 
прямым заявлением о том, что этот проект оказалось возможным осуществить, потому что он 
«обратился с заявлением к Президенту страны, чтобы поддержать нас и создать этот 
объезд. Мы очень рады, что эта огромная проблема решена», – эту идею подхватили 
журналисты, которые неоднократно подчеркивали, что «... проект стоимостью более 220 000 
леев был осуществлен при поддержке Президента страны Игоря Додона. Присутствовавший 
на инаугурации глава государства отметил, что, несмотря на то, что для нас всех наступил 
нелегкий год, все же работающие и хозяйственные люди умеют создавать красивые вещи», – 
говорится в заявлении, дополненном прямой цитатой из выступления главы государства.  
 
ВЫВОДЫ 
 
В период с 31 августа по 6 сентября 2020 г. общественный телеканал Moldova 1 в значительной 
степени нейтрально освещал информацию в основных выпусках новостей за день. Однако в ходе 
мониторинга были выявлены некоторые деонтологические нарушения, относящиеся, в 
частности, к отсутствию беспристрастности и/или представлению в положительном свете 
некоторых высокопоставленных лиц (например, Игоря Додона) – и то, и другое в силу 
предоставления большего количества эфирного времени для трансляции прямых заявлений со 
стороны этих лиц, а также частоты их появления в выпусках новостей и того, что они были 
представлены как главные действующие лица ряда новостей.  
 
В количественном отношении наиболее часто обсуждаемой темой новостей общественного 
телеканала стала пандемия COVID-19. Каждый выпуск «Mesager» начинался с новостей, прямо 
или косвенно затрагивающих эту тему (от 3 до 8 новостей на один выпуск). На их долю 
приходилось 27% от общего количества новостей каждого выпуска новостей, это означает, что 
каждая четвертая новость прямо или косвенно касалась пандемии COVID-19. В то же время 
почти в каждом выпуске «Mesager» содержалось не менее двух новостей, где упоминалась 
Примэрия муниципия Кишинева. 
 
Более половины из 138 новостей, транслировавшихся за период мониторинга, не содержали 
отсылок к источникам прямого цитирования, они лишь косвенно упоминались и/или 
цитировались ведущими или репортерами телеканала. На уровне учреждений органы власти по-
прежнему являются одними из организаций, к которым чаще всего обращаются в качестве 
источников, которые цитируются или упоминаются в новостях. Однако по сравнению с 
предыдущим периодом мониторинга (9-15 марта 2020 г.) частота прямого или косвенного 
цитирования центральных органов власти в качестве прямых источников снизилась. С другой 
стороны, увеличилась доля прямых или косвенных цитирований представителей местных 
властей, особенно администрации муниципия Кишинева. По сравнению с предыдущим 
периодом мониторинга (9-15 марта 2020 г.) наблюдалось большее разнообразие источников 
прямого цитирования. Упоминаемым и/или цитируемым лицом – прямо или косвенно – чаще 
всего является президент Игорь Додон, за ним следуют премьер-министр Ион Кику, министр 



 

20 

образования, культуры и исследований Игорь Шаров и представители Примэрии муниципия 
Кишинева (например, заместитель примара Анжела Кутасевич). Президент Игорь Додон 
упоминался и/или цитировался прямо/косвенно минимум в 16 новостях, то есть в каждой 9-й 
новости.  
 
Что касается политического элемента в новостях Moldova 1, общественный телеканал выражал 
предпочтение и представлял в положительном свете Президента Игоря Додона (некоторые 
новости даже находятся на грани политической рекламы и предвыборного пиара, например, 
новость от 6 сентября 2020 г. об официальном открытии кольцевой развязки в селе Оксентя 
Дубэсарского района или от 5 сентября 2020 г. о заявлениях матери главы государства Галины 
Додон через два года после аварии, в которую она попала вместе с Президентом). 
 
Что касается качественного аспекта, Moldova 1 допустил несколько деонтологических 
нарушений: 

▪ Непредоставление права на ответ. 
a. Новость от 3 сентября 2020 г., в которой упоминается о намерении Андрея Попова, 

посла по особым поручениям, подать в суд на депутата ПППДП Юрия Реницэ за 
клевету и ложь. Учитывая тот факт, что это конфликтная новость, задача Moldova 1 
состояла в том, чтобы предоставить право на ответ упомянутому парламентарию, чего 
не произошло.  

b. Новость от 2 сентября 2020 г., в которой упоминается, что Министерство внутренних 
дел в Москве завершило уголовное расследование по «делу ландромата», в котором 
фигурируют Влад Плахотнюк, Ренато Усатый и бизнесмен Вячеслав Платон. Учитывая 
серьезность обвинения, выдвинутого против трех главных упомянутых лиц 
Министерством внутренних дел Российской Федерации, Moldova 1 должен был 
предоставить им право на ответ, чего не произошло.  

▪ Отсутствие ссылки на источники заимствованных видеоизображений. В новость от 1 
сентября 2020 г. о 6 сотрудниках кладбища Св. Лазаря в Кишиневе, задержанных за 
возможную коррупцию, Moldova 1 включил изображения со сценами получения взяток, 
но не указал источник заимствованных видеоизображений. 

▪ Внушение. В новости от 6 сентября 2020 г. Moldova 1 указал, что «пенсионеры и 
получатели социальных пособий, особенно с ежемесячным доходом до 3000 леев, 
получат в реальные сроки одну из самых высоких совокупных индексаций годовой 
пенсии, около 8,1%», подчеркнув, что «об этом заявил председатель фракции ПСРМ 
Корнелиу Фуркулицэ в своем сообщении в Facebook». Таким образом, Moldova 1 внушает, 
что это достижение принадлежит депутату Корнелиу Фуркулицэ и ПСРМ как 
политической партии. 

▪ Техника «спасителя нации»/«мессии». В большинстве новостей Президент Игорь Додон 
был представлен в положительном контексте, часто создавалось впечатление – особенно 
благодаря формулировкам журналистов, – что он способен решить любую проблему и 
все контролирует: «...глава государства Игорь Додон призвал кандидатов, борющихся 
за президентское кресло, действовать корректно в ходе этой избирательной 
кампании» (1 сентября 2020 г.); «Правовая норма предложена Президентом Игорем 



 

21 

Додоном и вступит в силу с 1 октября. Глава государства ранее заявлял, что эта 
помощь должна предоставляться два раза в год» (3 сентября 2020 г.); «в целях 
поддержки медицинских работников, а также молодых специалистов, Правительство 
распорядилось увеличить в три этапа заработную плату медицинского персонала. (…) 
Проект поправки к регламенту об оплате труда сотрудников учреждений 
здравоохранения предложил Президент Игорь Додон. (…) Глава государства Игорь 
Додон намерен выступить с аналогичной инициативой в сфере образования. 
Предложение Президента предусматривает повышение заработной платы всем 
работникам системы образования в два раза. Президент страны утверждает, что 
двукратное повышение зарплат остановит массовый уход сотрудников из этого 
сектора» (4 сентября 2020 г.); Игорь Додон заверил, что за отмену пособия в размере 
16000 леев для персонала, инфицированного COVID-19 на рабочем месте, не будет 
голосовать фракция ПСРМ в Парламенте (4 сентября 2020 г.), Игорь Додон убежден, что 
переговоры с Российской Федерацией  завершатся успешно, и в скором времени наша 
страна сможет получить 200 млн евро. Молдова нуждается в российском кредите, чтобы 
вступить в новый год с финансовыми резервами, также заявил глава государства (4 
сентября 2020 г.) и др. 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ 
 

 Совету по телевидению и радио (СТР), на основании ст. 13 (Обеспечение достоверного 
информирования), ст. 75 (Полномочия Совета по телевидению и радио) и ст. 86 
(Сотрудничество с гражданским обществом) Кодекса об аудиовизульных медиауслугах 
Республики Молдова следует принять представленную здесь информацию к сведению и 
осуществлять мониторинг телеканала Moldova 1 с тем, чтобы констатировать нарушения 
деонтологических правил и/или законодательства и применить жесткие санкции в 
обоснованных случаях.  

 Членам Наблюдательного совета Общественного учреждения «Компания «Teleradio-
Moldova» (ТРМ) на основании ст. 45 (Полномочия Совета по надзору)  Кодекса об 
аудиовизульных медиауслугах Республики Молдова, а также на основании ст. 17 

Регламента об организации и функционировании Наблюдательного совета 
Общественной национальной телерадиоорганизации, Компании «Teleradio-Moldova», 
для надзора за деятельностью Moldova 1 для выполнения своей миссии, а также анализа 
производимого контента в целях предоставления необходимых рекомендаций. 

 Директору и редакторам Moldova 1 рекомендуется следить за выпускаемым 
содержимым, чтобы оно соответствовало миссии общественного средства массовой 
информации, достоверно отражало реальное положение дел, не отдавая предпочтение 
или не выражая недовольство в отношении того или иного лица, той или иной 
организации, того или иного учреждения, политической партии/политического деятеля.  

 Репортерам Moldova 1 рекомендуется выносить на первый план общественный интерес 
при выборе тем новостей, сообщать с места событий все соответствующие факты, 
беспристрастно и проверяя информацию. Исходя из того факта, что Moldova 1 является 
общественным средством массовой информации, а не «государственным» или 
«официальным», журналисты и сотрудники этого учреждения должны осознавать, что 

http://lex.justice.md/md/378387/
http://lex.justice.md/md/378387/
http://lex.justice.md/md/378387/
http://lex.justice.md/md/378387/
http://trm.md/files/documente/Regulamentul%25252525252520de%25252525252520organizare%25252525252520si%25252525252520functionare%25252525252520a%25252525252520Consiliului%25252525252520de%25252525252520Supraveghere.PDF
http://trm.md/files/documente/Regulamentul%25252525252520de%25252525252520organizare%25252525252520si%25252525252520functionare%25252525252520a%25252525252520Consiliului%25252525252520de%25252525252520Supraveghere.PDF
http://trm.md/files/documente/Regulamentul%25252525252520de%25252525252520organizare%25252525252520si%25252525252520functionare%25252525252520a%25252525252520Consiliului%25252525252520de%25252525252520Supraveghere.PDF


 

22 

они служат общественности / гражданам Республики Молдова, которые финансируют 
деятельность канала, выплачивая налоги. 


