



Centrul pentru Jurnalism Independent

Центр независимой журналистики

coalitia 2009



coalitia civică  
pentru alegeri libere și corecte

Гражданская коалиция  
за свободные и честные выборы

## Мониторинг СМИ в рамках предвыборной кампании по всеобщим местным выборам 14 июня 2015 года.

Отчет № 3

31 мая – 7 июня 2015 года

*Данный доклад выполнен Центром независимой журналистики при поддержке Фонда Восточной Европы, из ресурсов, предоставленных Правительством Швеции через Шведское агентство международного сотрудничества для развития (Sida) и Министерством иностранных дел Дании/DANIDA. Мнения авторов доклада могут не совпадать с мнением Фонда Восточной Европы, Правительства Швеции, Sida или Министерства иностранных дел Дании/DANIDA.*



## 1. Общая информация

**1.1 Цель проекта** : Мониторинг и информирование общественности о поведении СМИ в рамках избирательной кампании, включая доступ кандидатов к СМИ и обеспечение плюрализма мнений. Задача мониторинга заключается в анализе журналистских тенденций, способных повлиять на качество работы СМИ и их способность предоставлять достоверную, непредвзятую и плюралистическую информацию.

**1.2 Период осуществления мониторинга:** 1 мая – 14 июня 2015 года

**1.3 Критерии отбора СМИ для осуществления мониторинга:**

- Воздействие на аудиторию: национальное, квазинациональное
- Тип СМИ: аудиовизуальные СМИ, Интернет-издания
- Форма собственности: государственные, частные
- Язык вещания: румынский и русский

**1.4 Список СМИ, подвергнутых мониторингу:**

### *Аудиовизуальные СМИ:*

**Moldova 1** (программа «Mesager», 21:00) – государственный телеканал, национальное вещание на румынском и русском языках

**Prime TV** (программа «Primele Ştiri», 21:00) – частный телеканал, национальное вещание на румынском и русском языках

**Canal 2** (программа «Reporter», 19:00) – частный телеканал, национальное вещание на румынском языке

**TV 7** (программа «Ştiri», 20:30) – частный телеканал, национальное вещание на румынском и русском языках

**Accent TV** (программа «Accent info», 20:00) – частный телеканал, вещание на румынском и русском языках

### *Интернет-издания:*

[www.unimedia.info](http://www.unimedia.info) (Интернет-портал на румынском языке)

[www.omg.md](http://www.omg.md) (Интернет-портал на румынском и русском языках)

[www.publika.md](http://www.publika.md) (Интернет-портал на румынском языке)

[www.pan.md](http://www.pan.md) (онлайн-версия издания «Панорама» на русском языке)

[www.timpul.md](http://www.timpul.md) (онлайн-версия национального издания «Timpul de dimineață» на румынском языке)

## 2. Методология

Был проведен мониторинг всего содержания Интернет-изданий и по одному ежедневному выпуску новостей, при этом анализировались материалы прямого или косвенного предвыборного характера. Материалы оценивались с точки зрения содержания и контекста с целью определить, оказывают ли они предпочтение или ставят в невыгодное положение какие-либо партии или другие политические

формирования. Кроме того, материалы анализировались на основании следующих критериев:

*Непредвзятость и объективность:* Согласно Кодексу журналистской этики новости должны быть непредвзятыми и объективными, не отдавать предпочтение определенным партиям, группам или лицам в ущерб другим. Наличие элементов дискриминации в репортажах и новостях является первым признаком того, что реальность освещается с точки зрения самого журналиста. Отсев новостей и минимальный анализ события и контекста также свидетельствуют о защите интересов определенных лиц, а не общественности<sup>1</sup>.

*Корректность и равное представление источников (плюрализм мнений):* Для обеспечения корректности и сбалансированности материалы должны представлять позиции всех затрагиваемых сторон, особенно, когда речь идет о конфликтах, и отражать равное отношение ко всем оппонентам.<sup>2</sup> Также СМИ должны обеспечить доступ к множеству различных мнений, что позволит аудитории сформировать собственный взгляд на происходящие события.

*Используемый язык и видеоизображения:* Преувеличения и умышленно допускаемые вольности, например, навешивание ярлыков или уничижительные высказывания в адрес определенных лиц или организаций, а также искажение фактов с целью выставления некоторых сторон в невыгодном свете вызывает серьезные сомнения в соблюдении норм профессиональной этики. Чаще всего вопрос об этичности журналистов возникает, когда репортажи не соответствуют действительности, не являются правдивыми или содержат иллюстрации, не имеющие отношения к информативной части новости.

### 3. Данные мониторинга



#### ***Вовлеченность в избирательную кампанию***

В период с 31 мая по 7 июня в главный семичасовой выпуск новостей общественного телеканала Moldova 1 было включено 32 сюжета, прямо или косвенно связанного с темой выборов. Большинство сюжетов освещали различные мероприятия, организованные кандидатами в рамках предвыборной кампании, а также деятельность Центральной избирательной комиссии (ЦИК), организаций гражданского общества и Координационного совета по телерадиовещанию (КСТ). Также был включен и ряд материалов, косвенно касающихся выборов, таких как, например, сюжет о празднике для детей – пациентов одной из кишиневских больниц, на котором присутствовал спикер Андриан Канду (член ДПМ), репортаж об открытии участка дороги национального значения, восстановленного из средств Национального фонда регионального развития, где присутствовал министр регионального развития и

---

<sup>1</sup>Симона Штефэнеску, «Риски медийного сообщения во время конфликтов»

<sup>2</sup>Фико, Софин и Дрэггер, 2007 г. Справедливость и клевета при освещении проблем на местах.

строительства (кандидат от ДПМ), или сюжет о проведенной министром транспорта и дорожной инфраструктуры (кандидат от ДПМ) инспекции участка трассы Кишинев – Унгены, восстановленного при поддержке европейских организаций.

### ***Непредвзятость и объективность. Политическая пристрастность***

Подавляющее большинство новостных сюжетов, прямо или косвенно освещающих выборы, показанных телеканалом Moldova 1 в отчетный период, отличались объективностью и непредвзятостью, отклонений от этических норм отмечено не было. Лишь в двух случаях была очевидна позиция автора: в новости от 31 мая под названием «Решения с примесью сепаратизма на севере страны» и в материале от 2 июня, где рассказывалось о том, что еще две молдавские компании смогут экспортировать вина в Российскую Федерацию.

В отчетный период государственный телеканал освещал фигуры девяти участников избирательной кампании: представители и выдвиженцы от ДПМ непосредственно появились в шести материалах, из них четыре с положительным и два с нейтральным контекстом, от ЛДПМ – появлялись в пяти и упоминались еще в трех материалах, из них четыре с положительным и четыре с нейтральным контекстом, от ПКРМ – появлялись в четырех и упоминались еще в двух материалах преимущественно с нейтральным контекстом (четыре раза с нейтральным и по одному разу с отрицательным и положительным контекстом). Далее следует ЕНПМ с тремя появлениями и двумя упоминаниями в новостях в нейтральном контексте. Представители ЛП три раза появлялись и четыре раза упоминались в различном контексте – нейтральном (три раза), отрицательном (три раза) и положительном (один раз). Представители СПРМ дважды цитировались и дважды упоминались в различных контекстах – два раза в нейтральном, один раз в положительном и один раз в отрицательном. Кроме того, в нейтральном контексте упоминались НП, ПЗС, а также независимые кандидаты на пост муниципального советника в Кишиневе.

### ***Плюрализм мнений. Корректность и равное представление источников***

В материалах, которые транслировал государственный телеканал в отчетный период, плюрализм и разнообразие источников были обеспечены частично. При создании новостных сюжетов репортеры телеканала чаще всего ссылались на мнение политиков, которые прямо или косвенно цитировались 26 раз. Далее следуют государственные служащие, которые упоминались 16 раз, граждане – 13 раз, и эксперты – три раза. К прочим источникам журналисты Moldova 1 обращались семь раз. Из всех 58 источников 11 были женского пола, что составляет около 18% – больше по сравнению с предыдущими отчетными периодами.

В течение отчетного периода на Moldova 1 было показано пять сюжетов на тему конфликтов, и во всех из них источники были равно представлены.

### ***Используемый язык и видеоизображения***

Язык и видеоизображения, использованные телеканалом Moldova 1 в отчетный период, соответствовали этическим нормам.

В заключение, в период с 31 мая по 7 июня 2015 года вещание общественного телеканала в рамках избирательной кампании было корректным и справедливым, с представлением разнообразных источников и частичным соблюдением плюрализма мнений. В новостных программах канала Moldova 1 отсутствовало явно положительное или отрицательное отношение к какому-либо из кандидатов.



### ***Вовлеченность в избирательную кампанию***

В отчетный период в главные новостные выпуски частного телеканала национального вещания Prime TV был включен 21 видеосюжет прямого или косвенного предвыборного характера. Это были главным образом сюжеты о предвыборной деятельности некоторых кандидатов либо взаимные обвинения кандидатов в коррупции, но также освещались и косвенные предвыборные мероприятия, такие как празднование Международного дня защиты детей с участием председателя парламента Андриана Канду (члена ДПМ), запуск строительства жилья для социально уязвимых семей в г. Яловены при участии министра регионального развития и строительства (кандидата от ДПМ), восстановление дорог в Штефан-Водэ при поддержке министра регионального развития и строительства и министра транспорта и дорожной инфраструктуры (кандидатов от ДПМ). Следует отметить, что в отчетный период сократилось число предвыборных репортажей, освещающих проблемы и предложения по их решению от кандидатов ДПМ.

### ***Непредвзятость и объективность. Политическая пристрастность***

Шесть (или 28%) из 21 новостного выпуска отличались предвзятостью, информация в них подавалась с определенным умыслом. Особенно это касается материалов, в которых на первый план выставлялись достижения и успехи некоторых примаров из ДПМ. Так, 31 мая телеканал сообщал об «отремонтированных дорогах, действующем Доме культуры и освещенных улицах» в г. Ниспорены – все это благодаря бывшему примару. Также были представлены и планы на будущее, включая «ремонт стадиона, восстановление парка, создание зон отдыха» и т.д. 3 июня был показан сюжет о проектах, осуществленных в течение нескольких лет примаром села Моловата-Ноуэ в Дубоссарском районе, который «отремонтировал детсад, восстановил Дом культуры, обеспечил освещение улиц, обустроил Музей села, открыл Центр семейной медицины». В некоторых случаях факты не отделялись от мнений, например, в новости о пресс-конференции лидера ПКРМ Владимира Воронина от 4 июня под названием «Перлы от Воронина», или в сюжете о протестах на мусорной свалке в Бубуечь от 5 июня. 7 июня телеканал рассказал о протестах на Площади великого национального собрания, сместив акцент с заявлений протестующих в адрес правительства и ДП на взаимоотношения между представителями ЛП и Гражданской платформы «Достоинство и правда». Отсеивание информации с целью защиты определенных фигур свидетельствует о манипуляции и дезинформации в данном вопросе.

В отчетный период Prime TV освещал фигуры восьми кандидатов на выборах, притом наибольшее внимание уделялось ДПМ. Представители этой партии непосредственно

появлялись в шести сюжетах и упоминались еще в одном. Шесть раз контекст был положительным и один раз – нейтральным. Среди сюжетов в поддержку ДПМ можно упомянуть сюжет о сюрпризах, которые подготовила для детей кандидат от демократов на пост примара г. Кишинева Моника Бабук (1 июня), о подарках детям одной из столичных больниц от председателя Парламента Андриана Канду (1 июня), о запуске строительства жилых домов для социально уязвимых семей г. Яловены (2 июня), о ходе кампании «Примэрия твоей семьи» (2 июня) и т.д. Представители ЛДПМ и ПКРМ непосредственно фигурировали в четырех новостях и упоминались по одному разу, в основном (три раза) в нейтральном контексте. Члены ЛП появлялись в новостях два раза и упоминались пять раз – четыре раза в отрицательном и трижды в нейтральном контексте. Также фигурировали – в нейтральном контексте – представители НПРМ, ЗЭП и ЕНПМ.

В сравнении с предыдущим отчетным периодом было отмечено снижение числа положительных сюжетов о ДПМ и небольшое увеличение числа сюжетов о других кандидатах на выборах. Чаще всего материалы о других конкурентах содержали больше обвинений в их адрес и меньше сведений об их предвыборных программах или деятельности. Так, например, кандидаты от ЛП, ПЗС, ЕНПМ и ПКРМ в основном фигурировали в отрицательных сюжетах, в которых подвергались обвинениям со стороны других кандидатов.

#### ***Плюрализм мнений. Корректность и равное представление источников***

Предвыборные сюжеты, показанные каналом Prime TV в отчетный период, представляли события с точки зрения граждан и политиков, которые цитировались 16 и 12 раз, соответственно. На госслужащих журналисты ссылались шесть раз, на прочие источники – также шесть раз. 25% из цитируемых источников – женщины, в основном из категории граждан.

В течение отчетного периода Prime TV показал восемь сюжетов на тему конфликтов, большинство из них (семь сюжетов) оставляли возможность ответа со стороны героев сюжета.

#### ***Используемый язык и видеоизображения***

В течение периода мониторинга телеканал Prime TV соблюдал нормы профессиональной этики, касающиеся используемого языка и изображений.

В заключение, в отчетный период телеканал Prime TV освещал предвыборную кампанию менее предвзято, чем в предыдущий период мониторинга, обеспечивая частичный плюрализм мнений и равное представление, но не разнообразие источников. Отмечался небольшой перевес в пользу ДПМ в виде более частых появлений представителей и выдвиженцев этой партии в сюжетах телеканала в положительном контексте.



Частный телеканал национального вещания Canal 2 в течение отчетного периода показал 19 новостей на тему, составляющую предмет данного мониторинга, включая сюжеты о мероприятиях, приуроченных к празднованию 1 июня Международного дня защиты детей с участием кандидата от ДПМ Моника Бабук и спикера Андриана Канду, о предвыборной работе некоторых кандидатов, о деятельности НПО по предвыборному мониторингу и ЦИК, о протестах на Площади великого национального собрания и т.д. Некоторые сюжеты показаны в том же ключе, что и на канале Prime TV, с той же точки зрения и со ссылкой на те же источники. Следует отметить сокращение числа новостей, содержащих предвыборную агитацию, и увеличение присутствия других кандидатов – как правило, в сюжетах на конфликтные темы.

***Непредвзятость и объективность. Политическая пристрастность***

Из 19 изученных сюжетов шесть (примерно 30%) отличались предвзятостью, чаще всего журналисты не могли отделить факты от мнений. В качестве примера можно привести сюжет от 1 июня о регистрации двух кандидатов с одинаковыми именем и фамилией на пост примара г. Яловены, названный «Война клонов», новость от 1 июня под названием «Результаты с самого начала» о количестве лиц, обратившихся в службу «Примэрия твоей семьи», созданную командой ДПМ, или сюжет от 7 июня об открытии фитнес-клуба в селе Пухой Яловенского района. Еще один сюжет, показанный 2 июня, был посвящен выдвинутым одним из представителей ПКРМ обвинениям в коррупции в адрес СПРМ, при этом журналист утверждал, что СПРМ пляшет под дудку действующего правительства и «играет» в оппозицию. В новости от 3 июня под названием «Цитируя Воронина...» из заявлений лидера ПКРМ Владимира Воронина были отобраны обвинения и критика в адрес министра обороны (члена ЛДПМ) и кандидата от ЛДПМ Серафима Урекяна, при этом автор сюжета заявил, что Воронин не стеснялся в выражениях. Новость от 7 июня о протестах на Площади великого национального собрания больше описывала конфликт, возникший между представителями ЛП и Гражданской платформы «Достоинство и правда», отставив заявления протестующих в адрес правительства и ДП на второй план. Таким образом, Canal 2 спекулировал событиями, отсеивая информацию.

В целом, в сюжетах фигурировало восемь участников избирательной кампании. Чаще всего непосредственно в кадре появлялись члены ДПМ – шесть раз, из них пять раз в положительном контексте и один раз в нейтральном. Среди сюжетов в пользу ДПМ была новость от 31 мая о праздничной программе, подготовленной для детей по случаю первой годовщины открытия малого зала Цирка, а также Международного дня защиты детей с участием Моника Бабук из ДП. В том же выпуске был представлен сюжет о проблемах, с которыми сталкиваются жители села Пелиния Дрокиевского района, и решениях, предложенных кандидатом на пост примара села. 1 июня был показан репортаж об акции «Город детей» и сюрпризах, подготовленных для детей в их праздник Моникой Бабук – по словам репортера, команда Бабук подарила детям сказочный день. 2 июня в новостном выпуске рассказывалось о

количестве людей, обратившихся в службу «Примэрия твоей семьи», открытую командой ДПМ совместно с Моникой Бабук.

Представителей ПКРМ цитировали в четырех сюжетах (преимущественно – три раза – в нейтральном контексте), а члены ЛДПМ дважды появлялись в кадре и также дважды упоминались, из них два раза контекст был нейтральным, один раз положительным и один раз отрицательным. ЛПП получила четыре упоминания, в основном (три раза) в отрицательном контексте. Также фигурировали члены ПЗС, НПРМ, СПРМ и ЕНПМ, которых цитировали в новостях по одному разу, каждый раз в нейтральном контексте.

### ***Плюрализм мнений. Корректность и равное представление источников***

Источники, используемые телеканалом Canal 2 в отчетный период, не отличались разнообразием. Явно возросло количество источников из категории граждан, которые вышли на первое место по числу ссылок. Так, мнение граждан приводилось 27 раз, за ними следовали политики – 16 раз. Также цитировался один госслужащий и один источник из другой категории. В 16 случаях цитировались источники женского пола, что составило 35%.

В пяти из шести сюжетов на тему конфликтов было обеспечено равное представление источников, будучи представлены обе стороны конфликта. Исключение составила новость от 2 июня об акции протеста, организованной Марчелом Дарие от ПЗС и его сторонниками перед домом секретаря Кишиневского муниципального совета. Последнего обвиняли в коррупции и в том, что участок под строительство своего дома он получил незаконным путем, а Дорин Киртоакэ, по заявлениям протестующих, прикрыл воровство секретаря КМС. Автор сюжета упоминает, что ни с Киртоакэ, ни с Диденко не удалось связаться, чтобы они смогли ответить на обвинения.

### ***Используемый язык и видеоизображения***

В течение периода мониторинга в сюжетах телеканала Canal 2 отсутствовали видеоизображения, не отвечающие стандартам профессиональной этики.

В заключение, деятельность Canal 2 была более сбалансированной, чем в предыдущие отчетные периоды. На канале были равно представлены источники в сюжетах на тему конфликтов, однако не были обеспечены плюрализм мнений и разнообразие источников. Canal 2 оказал незначительную поддержку кандидатам от ДПМ, которые фигурировали в новостях относительно чаще и всегда в положительном контексте.



TV 7

### ***Вовлеченность в избирательную кампанию***

В отчетный период, с 31 мая по 7 июня, в главные выпуски новостей телеканала TV 7 были включены 25 сюжетов, связанных с темой данного мониторинга. Темой сюжетов



в основном стала различная предвыборная деятельность кандидатов, работа Центральной избирательной комиссии, Координационного совета по телерадиовещанию и неправительственных организаций, а также результаты опросов, проведенных в рамках предвыборной кампании.

### ***Непредвзятость и объективность. Политическая пристрастность***

подавляющее большинство сюжетов, прямо или косвенно связанных с выборами, были непредвзятыми и освещали события объективно и справедливо.

Канал TV 7 следил за деятельностью десяти кандидатов на выборах, которые, как правило, появлялись непосредственно в сюжетах, но также и просто упоминались. Чаще других фигурировали представители ЛДПМ – четыре появления (в положительном контексте) и еще два упоминания (в нейтральном контексте). Материалы из первой категории включали сюжет от 1 июня под названием «Серафим Урекян обещает молодым семьям доступное жилье», сюжет от 4 июня под заголовком «Серафим Урекян обещает сделать реку Бык судоходной», новость от 5 июня «Серафим Урекян: Экологическую бомбу под Бубуечь можно обезвредить» и сюжет из того же выпуска под названием «Все меньше женщин претендуют на пост примара». Члены ЕНПМ четырежды появлялись в кадре и один раз упоминались, всегда в нейтральном контексте, а представители ПКРМ удостоились двух появлений и одного упоминания (в положительном, отрицательном и нейтральном контекстах). ЛП появлялась лишь один раз, однако пять раз упоминалась, преимущественно (три раза) в отрицательном контексте. Речь идет о сюжете от 3 июня, в котором Дорина Киртоакэ и ЛП обвинили в использовании административных ресурсов для создания препонов другим кандидатам, под заголовком «Оазу Нантой: На наших кандидатов оказывается давление», новости от 3 июня о протесте, организованном ПЗС перед домом секретаря Кишиневского муниципального совета: «Секретаря КМС обвиняют в присвоении общественных денег», и сюжете «Члены Зеленой экологической партии обеспокоены проблемой свалки в Бубуечь» от 5 июня.

### ***Плюрализм мнений. Корректность и равное представление источников***

Канал TV 7 частично обеспечил плюрализм мнений и разнообразие источников в своих материалах. 25 проанализированных сюжетов были записаны на основании множества разных источников, в основном из категории политиков (17 сюжетов). Возросло число цитируемых граждан (10 раз), за ними следуют госслужащие (6 раз), эксперты (3 раза) и источники из других категорий (3 раза). Часть этих источников была мужского пола (28 человек), а 11 были женского пола, что составляет 28% – больше, чем в предыдущие отчетные периоды.

Существует проблема неравного представления источников в конфликтных сюжетах. Так, из семи сюжетов о конфликтах лишь в двух была предоставлена возможность ответа, а в одном случае было обеспечено частичное равенство возможностей. В числе сюжетов, в которых была показана только одна сторона конфликта, был сюжет от 3 июня о пикетировании кандидатом от ПЗС дома секретаря КМС. Журналист утверждает, что попытался получить комментарий секретаря КМС, но не смог. При этом автор не попытался связаться с Дорином Киртоакэ, которого Марчел Дарие также обвинял в том, что тот покрывал коррупционные схемы секретаря КМС в

примерии. Еще два сюжета отличались неравным представлением источников: сюжет от 4 июня под заголовком «Воронин: Министры не подчиняются кабмину» и материал от 5 июня под названием «Члены Зеленой экологической партии обеспокоены проблемой свалки в Бубучь».

### ***Используемый язык и видеоизображения***

В выпусках новостей, показанных каналом TV 7 в отчетный период, использовался приемлемый язык. Также отсутствовали случаи спекуляции видеоизображением.

В заключение, в отчетный период TV 7 корректно и справедливо освещал в новостях предвыборную кампанию, однако не обеспечил равенство источников в конфликтных сюжетах. Канал не оказывал предпочтения какому-либо из кандидатов посредством более частых появлений и упоминаний, однако ЛДПМ чаще всех упоминалась в положительном контексте.



### ***Вовлеченность в избирательную кампанию***

В отчетный период телеканал Accent TV выпустил 27 сюжетов прямого или косвенного предвыборного характера. В поле зрения канала попадали разные фигуры, которые участвовали в организации предвыборных мероприятий либо делали заявления в рамках различных телепередач, на основании которых были созданы короткие новостные сюжеты. Также канал рассказывал о результатах опросов населения, об отчетах неправительственных организаций, участвовавших в мониторинге предвыборной кампании, об обвинениях одних кандидатов в адрес других и т.д.

### ***Непредвзятость и объективность. Политическая пристрастность***

Из 27 предвыборных сюжетов телеканала Accent TV десять (или около 40%) были предвзятыми, что больше в сравнении с предыдущими отчетными периодами. Чаще всего авторы материала не отделяли факты от мнений, позволяли себе делать собственные выводы, выступая в роли экспертов. Так, например, 2 июня Accent TV не без иронии сообщил, что, по словам Василия Киртока (члена ПКРМ), он вернет утраченные семена и засеет всю Молдову семенами экологически чистых овощных культур. В том же выпуске цитировались обещания Серафима Урекияна о строительстве жилья в случае победы на выборах. В качестве контекста репортер привел статистические данные в доказательство того, насколько дорогостояще данное предвыборное обещание и во сколько оно обойдется муниципальному бюджету. Такой подход отмечается не во всех новостях – другие сюжеты в подробностях передавали обещания кандидатов без какого-либо анализа со стороны репортеров (например, сюжеты о Зинаиде Гречаной и СПРМ от 4 и 5 июня, соответственно).

Пристрастность часто заметна в новостях, которые основаны на заявлениях, сделанных некоторыми кандидатами в рамках телепередач. Так, например, в случае

представителей СПРМ из передач были тщательно отобраны их высказывания о методах решения насущных проблем столицы (например, в выпусках от 4 и 5 июня), а в случае других кандидатов на первый план выносились их обвинения в адрес конкурентов. 3 июня Assent TV показал сюжет, основанный на сказанном кандидатом от Партии «Демократия дома» на пост примара столицы Олегом Брегой в телепередаче «1 plus 1» на Assent TV. Из передачи были выбраны моменты, где Брега советует Дорину Киртоакэ запастись сухарями, так как он, вероятно, отправится в тюрьму за преступления, совершенные им на посту примара Кишинева. Не обошлось без личного мнения автора и в сюжете от 5 июня, в котором цитируется заявление Василия Киртока о том, что некоторые конкуренты воруют его идеи.

Всего Assent TV осветил фигуры 12 кандидатов на выборах, включая кандидатов на пост муниципальных советников Кишинева. Чаще всего в новостях Assent TV фигурировали представители СПРМ, ЛДПМ и ПКРМ, на которых пришлось по четыре цитаты и одному упоминанию. Контекст для СПРМ был преимущественно положительным (четыре раза) и один раз нейтральным, для ЛДПМ – два раза положительным, два раза нейтральным и один раз отрицательным, для ПКРМ – четыре раза нейтральным и один раз отрицательным. Кроме того, представители Партии «Наш дом – Молдова» появлялись в двух новостях и упоминались в одной, всегда в нейтральном контексте, члены ЕНПМ – появлялись три раза и упоминались один раз, также в нейтральном контексте. ДПМ упоминалась в трех сюжетах – дважды в отрицательном контексте и один раз в нейтральном. ЛП упоминалась семь раз, из них шесть – отрицательно. Остальные кандидаты – ПДД, ПЗС, ЗЭП, НП – цитировались или упоминались в нейтральном контексте.

### ***Плюрализм мнений. Корректность и равное представление источников***

В предвыборных материалах канала Assent TV в течение отчетного периода не был обеспечен плюрализм и разнообразие источников. Наиболее часто в новостях, прямо или косвенно связанных с темой выборов, цитировались политики (25 раз), оставив далеко позади экспертов (4 раза), граждан (2 раза) и другие категории (1 раз). Подавляющим большинством были мужчины (25 человек), таким образом, семь источников женского пола составили 21%.

Около 40% сюжетов освещали вопросы конфликтов, при этом в большинстве случаев (шесть из 11) не была предоставлена возможность ответа. Так, например, в выпуск от 2 июня была вставлена новость об обещаниях Серафима Урекияна построить жилые дома в случае победы на выборах. Он утверждал, что Дорин Киртоакэ, который обещал построить десять тысяч домов, не построил ни одного, однако ответ Киртоакэ в сюжете не приводился. В другой новости от 2 июня независимый кандидат на пост примара г. Унгены заявлял, что его бывшие однопартийцы из ЛДПМ создают ему препятствия, а журналист утверждал, что телеканалу не удалось связаться с указанными лицами. В новости от 3 июня об обвинениях в коррупции, выдвинутых Марчелом Дарие из ПЗС в адрес секретаря Кишиневского муниципального совета и Дорина Киртоакэ, журналист сообщает, что, по словам Марчела Дарие, «Диденко был дома, однако не пожелал выйти, чтобы прокомментировать ситуацию». Таким образом, автор не приложил никаких усилий, чтобы узнать мнение названного лица. Односторонней была и новость от 3 июня о предложении Олега Бреги Дорину

Киртоакэ «запасаться сухарями». В конце сюжета сообщается, что на данный момент Киртоакэ никак не прокомментировал данное заявление, хотя репортер не сделал попытки с ним связаться. В материале от 3 июня, в котором сообщается мнение Григория Петренко из ПНДМ о решении ЦИК запретить российский канал «Россия 24», ПКРМ выставляется в невыгодном свете, при этом Asscent TV утверждает, что связаться с ними не удалось.

### ***Используемый язык и видеоизображения***

В сюжетах прямого или косвенного предвыборного характера, показанных каналом Asscent TV, не было отмечено проблем, связанных с использованием изображений или звукового сопровождения таким образом, чтобы исказить их смысл.

В заключение, телеканал Asscent TV не обеспечил беспристрастность новостей, плюрализм мнений, разнообразие и равное представление источников. В то же время отмечается сокращение числа сюжетов в пользу СПРМ, однако данный кандидат по-прежнему чаще других фигурирует в новостях в положительном контексте.

## **ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯ**

### **www.omg.md**

#### ***Вовлеченность в избирательную кампанию***

В отчетный период портал Omg.md опубликовал 58 материалов, прямо или косвенно связанных с выборами, больше всего 1 июня (11), 2 июня (15) и 5 июня (13). Почти две трети всех статей (37 или 63,8%) являлись краткими или подробными новостями, освещавшими предвыборный процесс и деятельность кандидатов, в 20 случаях материалы освещали какую-либо конфликтную ситуацию или содержали определенные обвинения в контексте выборов, а один текст был посвящен воспитанию электората (кампании по информированию избирателей «Голосую – значит, живу», организованной ЦИК).

#### ***Непредвзятость и объективность***

Редакционная политика Интернет-портала Omg.md не претерпела изменений в сравнении с предыдущими отчетными периодами. Так, редакция отбирает для публикации темы, касающиеся определенных соперников на выборах, а угол, под которым эти темы рассматриваются, свидетельствует о том, что редакционная политика направлена не на всестороннее информирование об избирательной кампании, а на продвижение определенных кандидатов и выставление других кандидатов в невыгодном свете. Каждая третья новость, опубликованная Omg.md в течение отчетного периода, была стопроцентно предвзятой, а большинство остальных новостей представляли только один взгляд на ту или иную проблему. Таким образом, материалы портала не отвечают характеристикам беспристрастной и объективной информации.

В период с 31 мая по 7 июня 2015 года в новостях Omg.md освещалось ограниченное число кандидатов на выборах (восемь фигур). ДПМ и ее выдвиженцы упоминались чаще всего, однако почти всегда в отрицательном контексте (в 28 из 30 новостей, в которых она фигурировала, ДПМ подвергалась критике и (или) выставлялась в невыгодном свете). ЛДПМ, ЛП и ПКРМ также часто освещались в отрицательном контексте, однако реже, чем ДПМ (ЛДПМ упоминалась 22 раза, в том числе 18 раз в отрицательном контексте; ЛП упоминалась 17 раз, в том числе 15 раз в отрицательном контексте; ПКРМ фигурировала 18 раз (4 непосредственных появления и 14 упоминаний), в том числе 12 раз в отрицательном контексте). Движение «Равноправие» и Илан Шор чаще всего фигурировали в связи с различными обвинениями и критикой, каждый раз в отрицательном контексте (семь раз). В то же время, Omg.md активно продвигает «Нашу партию», ее лидера Ренато Усатого и других кандидатов от этой партии (в 13 из 14 статей, в которых цитировались или упоминались члены партии, контекст был положительным). Заголовки статей и содержащиеся в них ценностные суждения свидетельствуют о том, что авторы пристрастны и не намерены предоставлять объективную информацию по тому или иному вопросу. Так, многие заголовки являются спекуляцией, некоторые утверждения основаны на предположениях, на обсуждаемых лиц навешиваются ярлыки и т.д. Упомянув Владимира Плахотнюка, Omg.md часто подчеркивает – без прямой связи с темой материала, – что он является бизнесменом с сомнительной репутацией и практически владеет Демократической партией (2 июня 2015 года, новость «Унионисты объявили о начале беспорядков»). В отношении же Ренато Усатого и «Нашей партии» используются хвалебные выражения и эпитеты, свидетельствующие о пристрастности авторов и портала (1 июня 2015 года в новости «Жители Бельц оказали Ренато Усатому беспрецедентный прием» говорится о «беспрецедентной встрече с избирателями», а со ссылкой на анонимных наблюдателей утверждается, что «ни на одной встрече с избирателями, когда-либо проведенной молдавскими политиками, не присутствовало столько людей»).

### ***Плюрализм мнений. Корректность и равное представление источников***

Все 58 статей, посвященных теме выборов, основывались на заявлениях 58 источников, включая 27 политиков, 22 экспертов и 9 государственных служащих. Лишь шесть из цитируемых источников являются женщинами (10,4%, при этом ни одной женщины не было среди источников из категории политиков). Таким образом, в указанный период Omg.md не обеспечил равенство полов. Материалы, в которых описывались конфликтные ситуации или выдвигались обвинения в адрес кандидатов, чаще всего не отвечали принципу равного представления сторон. Примеры: в новости «Урсаки: Власти намерены дискредитировать акцию протеста» (1 июня 2015 г.) со ссылкой на заявления адвоката Анны Урсаки говорится о «дешевых трюках» господина Кавкалюк (главы Генеральной инспекции полиции), при помощи которых предполагается дискредитировать мирный протест. О реакции ГИП или других правовых структур в статье не сообщается. 5 июня 2015 года сайт опубликовал новость «Ренато Усатый узнал о новой провокации в отношении «Нашей партии» со ссылкой на запись Усатого в социальной сети Facebook, где он заявляет о том, что «Нашу партию» собираются исключить из предвыборной гонки, и дает понять, что за этим

предполагаемым действием стоят лидер ЛДПМ Влад Филат, которого сайт называет «бывшим премьером, уволенным за коррупцию», и кандидат от ПКРМ на пост примара г. Бельцы Октавиан Маху – главный соперник Усатого на выборах. Мнения упомянутых лиц не приводятся, таким образом, новость не обеспечивает равное представление источников. Те же спекуляции допускаются и в других статьях, опубликованных на Omg.md. В новости «Структуры, подчиненные Плахотньюку, готовятся сфальсифицировать списки избирателей» (5 июня 2015 года) заявляется, что власти искусственно увеличили количество избирателей – примерно на 500 тысяч в сравнении с 2003 годом – с целью подделать результаты выборов, и сделано это было при содействии Министерства связи и информационных технологий, которое Omg.md называет «подконтрольным бизнесмену с сомнительной репутацией Владимиру Плахотньюку». Ответ лиц, обвиненных в подготовке фальсификации результатов выборов, в статье отсутствует, что делает ее односторонней. Часто сайт публикует заявления некоторых экспертов, которые критикуют руководство страны и обвиняют правящие фракции в различных нарушениях законодательства, однако Omg.md не пытается узнать реакцию объектов этих обвинений, то есть, принцип плюрализма мнений не соблюдается.

### ***Используемый язык и видеоизображения***

Язык, используемый авторами статей на Omg.md, изобилует уничижительными выражениями и нелестными эпитетами, высмеивающими некоторых кандидатов на выборах, другие публичные фигуры и даже некоторые государственные учреждения.

В заключение, большинство репортажей на Omg.md были предвзятыми, направленными на продвижение одних кандидатов на выборах и выставление других в невыгодном свете. Так, ДПМ и ее выдвиненцы почти каждый раз фигурировали в отрицательном контексте, ЛДПМ, ЛП, ПКРМ, Движение «Равноправие» и Илан Шор также подвергались критике и часто упоминались в неблагоприятном контексте. В то же время, сайт активно поддерживал «Нашу партию» и ее лидера Ренато Усатого. Статьи, посвященные конфликтам или содержащие обвинения в предвыборном контексте, чаще всего представляли только одно мнение, без возможности ответа другой стороны конфликта.

### **www.pan.md**

#### ***Вовлеченность в избирательную кампанию***

В период с 31 мая по 7 июня 2015 года Pan.md опубликовал в целом 26 материалов, прямо или косвенно связанных с выборами, в том числе 12 новостей 12 июня 2015 года. Большинство материалов (16) являлось обычными новостными и авторскими статьями, а девять материалов были посвящены какому-либо конфликту или содержали обвинения в предвыборном контексте. Статьи воспитательного характера для электората в этот период не публиковались.

#### ***Непредвзятость и объективность***

Сайт освещал предвыборную кампанию избирательно, рассказывая в своих новостных и авторских статьях о небольшом числе кандидатов. Всего в новостях, опубликованных на Rap.md в течение отчетной недели, фигурировало десять кандидатов – большинство из них лишь упоминались, а не цитировались, и только «Наша партия», СПРМ и ПКРМ непосредственно цитировались в материалах сайта. Правящие партии часто подвергались критике (ДПМ и ЛДПМ – по 11 отрицательных упоминаний из 16), так же как и ЛП (шесть из 11 упоминаний – в отрицательном контексте). ПКРМ появлялась несколько в ином контексте – больше отрицательном и нейтральном (по пять раз из 12, оставшиеся два упоминания были в положительном контексте). В то же время «Наша партия» и СПРМ получили поддержку благодаря почти постоянному упоминанию в положительном контексте (по шесть раз из девяти и восьми, соответственно).

В целом статьи, опубликованные в этот период, отвечали принципу беспристрастного освещения событий, однако избирательность выбора тем и специфические точки зрения свидетельствуют о стремлении повлиять на мнение читателей.

### ***Плюрализм мнений. Корректность и равное представление источников***

26 изученных статей основывались на заявлениях 32 источников, включая 15 политиков, восемь госслужащих, шесть экспертов и три рядовых гражданина. Лишь в трети статей конфликтные ситуации рассматривались с обеих позиций, обеспечивая относительное равенство возможностей, а шесть статей опирались только на один источник, то есть, были односторонними. Rap.md полностью проигнорировал принцип равенства полов: из 32 процитированных источников только один был женского пола, что составляет 3, 1%. Все источники из политических кругов, государственной администрации и сообщества экспертов были мужского пола. В некоторых материалах намеренно был представлен один единственный взгляд на ту или иную ситуацию, что позволяло манипулировать сознанием читателей. Так, 4 июня 2015 года была опубликована новость «Додон: Киртоакэ – шпион олигархов» с подзаголовком «ЛП получила приказ действовать», взятым из заявления, которое лидер СПРМ Игорь Додон разместил в своем блоге, о намерении ЛП организовать предвыборную акцию в центре Кишинева одновременно с протестом Гражданской платформы «Достоинство и правда». В тексте же самой статьи целиком приводится заявление Додона, в котором он спекулирует о «панике олигархов в связи с митингом граждан, запланированным на 7 июня» и о приказе, якобы данным ими ЛП, Гимпу и Киртоакэ, помешать акции протеста и вызвать смуту в обществе, спровоцировав «идеологический конфликт с Платформой ДП с целью скомпрометировать их». Хотя в тексте содержатся серьезные обвинения в адрес ЛП и ее выдвиженцев (Гимпу, Киртоакэ и Дрэгуцану), Rap.md не обратился к ним за комментариями. 5 июня 2015 года сайт Rap.md опубликовал статью «Для дестабилизации ситуации в Кишинев прибыло более 500 румынских граждан» с подзаголовком «Партии Филата и Гимпу готовы поддержать провокации». Однако текст содержит только заявления Ренато Усатога, сделанные им в одной телепередаче, о якобы планируемом государственном перевороте с участием ЛП и ЛДПМ, подконтрольных В. Плахотнюку, и румынских граждан, специально для этого прибывших в Молдову. При этом Rap.md даже не попытался получить дополнительные свидетельства и не сообщил мнение лиц, обвиненных в подготовке противозаконного действия. Более

того, утвердительным заголовком и подзаголовком сайт поддержал данную информацию как заслуживающую доверия. Таким образом, Rap.md нарушил принцип равенства источников и плюрализма мнений.

### ***Используемый язык и видеоизображения***

Чаще всего язык статей Rap.md вписывался в рамки журналистской этики, хотя в некоторых авторских статьях были допущены некоторые лингвистические отклонения и навешивание ярлыков. Статья «Рынок для «своих»», опубликованная на сайте 7 июня 2015 года, в которой автор рассказывает, в целом, беспристрастно о событиях, произошедших на Площади великого национального собрания, сопровождалась, очевидно, фотоколлажем, на котором под фотографиями Влада Филата, Илана Шора и Владимира Плахотнюка размещен лозунг «Воров – за решетку». Данным изображением сайт выразил собственное отношение к указанным лицам.

В заключение, сайт Rap.md отражал предвыборную кампанию избирательно, а выбор тем и методы их обсуждения свидетельствуют о желании манипулировать мнением читателей. Правящие партии (ДПМ и ЛДПМ), а также ЛП часто подвергались критике, ПКРМ была представлена больше в отрицательном и нейтральном контексте, в то время как «Наша партия» и СПРМ поддерживались за счет упоминания почти всегда в положительном контексте. В некоторых статьях Rap.md был нарушен принцип равного представления источников и плюрализма мнений.

### **www.publika.md**

#### ***Вовлеченность в избирательную кампанию***

В течение отчетного периода сайт Publika.md разместил 50 статей прямого или косвенного предвыборного характера, в том числе 41 статью, восемь материалов на спорную тему и один материал воспитательного характера для электората (условия доставки мобильной урны для голосования избирателям на дом). Наиболее продуктивным днем было 2 июня 2015 года, когда сайт Publika.md разместил десять тематических статей, а в другие дни отчетного периода публиковалось от четырех до восьми статей на тему выборов.

#### ***Непредвзятость и объективность***

Почти в половине статей Publika.md (23 из 50) не был соблюден принцип журналистской беспристрастности из-за использованных заголовков или личного мнения, выраженного автором той или иной статьи. В основном это отмечалось в ознакомительных статьях о кандидатах на пост примара или муниципального советника. Как и в предыдущие отчетные периоды, Publika.md продолжил продвигать кандидатов от ДПМ. Всего за отчетную неделю партия и ее члены фигурировали в материалах сайта 27 раз (из них 23 раза в положительном контексте), включая 25 непосредственных появлений (то есть, цитат и (или) заявлений) кандидатов от ДПМ. Далее с большим отрывом следует ЛДПМ с семью статьями, в том числе три раза в



нейтральном контексте и по два раза в отрицательном и положительном контексте. Исходя из числа кандидатов, упомянутых сайтом Publika.md в данный период (всего десять), сайт не заинтересован во всестороннем информировании общественности о предвыборной кампании. Так, большинство кандидатов не упоминаются вовсе или упоминаются крайне редко в сравнении с ДПМ.

Сайт продвигает кандидатов от ДПМ на выборные должности в районах республики, часто в качестве аргумента подчеркивая (а в некоторых случаях и преувеличивая) их прошлые достижения, отбирая только положительные отзывы, чтобы продемонстрировать массовую поддержку, которую эти кандидаты могут получить в соответствующих районах, а также используя заглавные буквы или жирный шрифт, чтобы привлечь внимание читателей к некоторым идеям, ключевым словам и заявлениям. Так, 31 мая 2015 года сайт опубликовал новость «МИЛЛИОННЫЕ инвестиции в город Ниспорены. Люди гордятся достижениями последних четырех лет», в которой рассказывается о достижениях действующей администрации города, приписываемых Иону Гангану, бывшему примару и кандидату от ДПМ. В другой новости под заголовком «Стратегии РАЗВИТИЯ молдавских сел. Какие решения предлагает кандидат от ДПМ на пост примара» сайт пишет о прошлых достижениях и планах на будущее кандидата от ДПМ на пост примара села Пелиния Дрокиевского района Василия Морогай. 1 июня 2015 года был опубликован материал «Местные выборы 2015 года: Питьевая вода и канализация остаются мечтой для жителей Циганешт», в котором приводятся решения проблем села, предложенные лишь одним из кандидатов на пост примара, Валентином Цакой. 2 июня 2015 года в статье «МЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ 2015. Команда ДПМ призывает людей голосовать за надежных примаров» приведены предвыборные обещания примаров некоторых городов и сел Новоаненского района. Статья «МЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ 2015: Планы двух кандидатов на кресло примара в Глодянском районе» от 3 июня 2015 года продвигает кандидатов от ДПМ в селах Балатина и Дану Глодянского района. В другие дни в течение отчетного периода редакционная линия косвенной предвыборной агитации в пользу выдвиженцев ДПМ была продолжена, а сайт подробно рассказывал о «достижениях» кандидатов от ДПМ на текущий момент и предлагаемых ими «решениях» насущных проблем некоторых населенных пунктов страны: 4 июня 2015 г. – с. Лунга Флорештского района (статья «Сбывшаяся надежда жителей одного флорештского села. До сих пор они потребляли «горючее»), г. Криуляны (статья «МЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ 2015: Чудо-проект, изменивший жизнь 70 семей из Криулян»), с. Кожушна Страшенского района (статья «Проблемы жителей Кожушны будут решены! Какое решение предлагает один из кандидатов в примары»); 5 июня 2015 г. – с. Куболта Сынжерейского района (статья «МЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ 2015: Молдавское село, жители которого довольны работой примара»), с. Минжир Хынчештского района (статья «МЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ 2015: Жители села Минжир ДОВОЛЬНЫ переменами последних лет»). Несмотря на то, что заголовки некоторых статей содержат фразу «Местные выборы 2015», по сути, эти материалы несут скрытую предвыборную рекламу, поскольку представляют в положительном контексте лишь одного из кандидатов на пост примара или советника – как правило, выдвиженца ДПМ или кандидата, поддерживаемого этой партией.

В некоторых материалах Publika.md продвигал кандидата от ДПМ на пост примара мун. Бельцы Сергея Киселева (1 июня 2015 г., статья «Музыка, развлечения и подарки. Исключительное шоу для сотен бельцких детей» об участии кандидата в

мероприятиях, посвященных Международному дню защиты детей; 2 июня 2015 г., статья «МЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ 2015: Кандидат в главы муниципия Бельцы обещает открыть тысячи рабочих мест» о предвыборных обещаниях кандидата, включая «приоритетную задачу» создать 20 тысяч рабочих мест в последующие четыре года). В то же время конкуренты Киселева выставляются в невыгодном свете. Так, 3 июня 2015 года в статье «Референдум как повод для ПРОДВИЖЕНИЯ кандидата на пост примара Бельц. Что говорят власти» бельцких коммунистов и кандидата от ПКРМ на пост примара города Бельцы Октавиана Маху обвиняют в том, что они нарушили закон, инициировав местный консультативный референдум, чтобы получить особый статус для города и использовать его в предвыборных целях при помощи рекламных щитов. При этом ПКРМ не была предоставлена возможность ответить на обвинения. Как и в предыдущие отчетные периоды, Publika.md ежедневно освещал деятельность и появления на публике кандидата от ДПМ на пост генерального примара муниципия Кишинева Моника Бабук, рассказывая о ней исключительно в положительной и хвалебной манере. Так, 31 мая 2015 года был опубликован репортаж под названием «В канун Великого Воскресенья кандидат от ДПМ в примары столицы Моника Бабук навестила своих родителей»; 1 июня 2015 года – новость «В Международный день защиты детей Кишинев превратился в город СКАЗОК», в которой рассказывается, что «команда Моника Бабук подарила детям сказочный день»; 2 июня 2015 года – новость «Примэрия твоей семьи» набирает популярность. Моника Бабук подвела итоги десяти лет работы» об акции, запущенной в рамках предвыборной кампании; 3 июня 2015 года – новость «Моника Бабук хочет сделать Кишинев более красочным: жителям нужен зеленый, чистый и светлый город» об участии кандидата от ДПМ в акции «Раскрасим Кишинев!»; 4 июня 2015 года – новость «Моника Бабук посетила фабрику «Букурия». Обещания кандидата от ДПМ на пост примара Кишинева». В статье «Меньше политики, больше добрых дел! ДПМ готова к всеобщим местным выборам», опубликованной 6 июня 2015 года, Publika.md осветил форум муниципальной организации ДПМ в Кишиневе с участием лидеров партии и кандидатов на посты примаров и муниципальных советников. 7 июня 2015 года Publika.md опубликовал ряд статей о событиях на Площади великого национального собрания с фотографиями и периодическим обновлением информации, однако точка зрения на предмет статей свидетельствовала о желании сместить акценты, поскольку репортаж был посвящен исключительно конфликту между протестующими из Гражданской платформы «Достоинство и правда» и сторонниками ЛП, при этом публиковались только лозунги и высказывания в адрес ЛП, но не ДПМ, ЛДПМ и их лидеров. Так, в новости «Пикировки в центре столицы. Полиция образовала кордон между манифестантами Платформы ДП и сторонниками ЛП» автор подчеркивает: «Манифестанты, пришедшие поддержать Платформу ДП, смешались с либерально настроенной толпой и скандируют «Позор!», «Долой Гимпу!», «Позор Киртоакэ!». Кроме того, манифестантов со стороны Либеральной партии, которые собрались на Площади великого национального собрания, освистывают собравшиеся на митинг представители Платформы ДП». Тем не менее, читателей не знакомят с целями акции протеста, организованной Платформой ДП, и лозунгами протестующих в адрес правительства и Плахотнюка. В новости «Митинг в центре столицы. Что скандировали протестующие», опубликованной в тот же день, также присутствуют элементы информационной манипуляции. Так, хотя сообщается, что на Площади великого национального

собрания состоялся митинг, организованный Платформой ДП, а также встреча ЛП с избирателями, авторы лишь мимоходом отмечают, что звучали антиправительственные лозунги, взамен сосредоточившись на заявлениях лиц, не согласных с позицией Платформы ДП и, соответственно, с ее лозунгами, опущенными в материале Publika.md. Автор ссылается на заявления председателя НЛП Виталии Павличенко, которая участвовала в митинге Платформы ДП с группой унионистов, однако ушла, «когда с трибуны прозвучал призыв превратить митинг в политическое движение», а также председателя ЛП Михая Гимпу, по словам которого большинство участников протеста не были гражданами, выступающими за европейский курс – это всего лишь люди, которых «использовали», «привезли на автобусе» на акцию протеста, организованную бизнесменами Виктором и Виорелом Цопа, СПРМ и ЛДПМ. Таким образом, сайт осветил события от 7 июня 2015 года, однако сделал это предвзято с целью создать ложное впечатление о том, что случившееся на Площади великого национального собрания было конфликтом между ЛП и Платформой ДП, спровоцированным Виктором и Виорелом Цопа, СПРМ и ЛДПМ. В то же время, ДПМ и Владимир Плахотнюк не были упомянуты в связи с протестом, а лозунги протестующих в их адрес отсутствовали на переднем плане фотографий и видеозаписей, размещенных на Publika.md.

### ***Плюрализм мнений. Корректность и равное представление источников***

В 50 материалах на предвыборную тему авторы Publika.md ссылались на 129 источников – это лучший показатель среди пяти сайтов, подвергнутых мониторингу. Большинство процитированных источников являлись рядовыми гражданами (68), затем шли политики (42) и госслужащие (7). Также в этот период были использованы мнения одного эксперта и 11 человек из других категорий источников. Publika.md занял первое место по показателю равенства полов: 54 из 129 источников были женщинами, что составляет 41, 9%. Следует отметить, что большинство источников женского пола (38) входили в категорию простых граждан, а их слова приводились в связи с представлением кандидатов от ДПМ на посты примаров или советников. Новости, касающиеся спорных тем, в целом содержали равное соотношение мнений.

### ***Используемый язык и видеоизображения***

Язык предвыборных статей, размещенных на сайте Publika.md в течение исследуемого периода, был корректным, без неприемлемых выражений, навешивания ярлыков или использования оскорбительных выражений в адрес главных героев статей и (или) их конкурентов на выборах.

В заключение, сайт Publika.md по-прежнему остается глашатаем ДПМ, активно продвигая выдвиженцев от этой партии и отбирая только положительные отзывы, демонстрирующие массовую поддержку, которую кандидаты от ДПМ могли бы получить на местах. Многие из этих материалов являются предвзятыми и, по сути, являются скрытой предвыборной агитацией и (или) замаскированной предвыборной рекламой. В материалах сайта было упомянуто сравнительно небольшое число кандидатов на выборах, а большинство кандидатов вообще не появляются или упоминаются крайне редко по сравнению с ДПМ.

**[www.timpul.md](http://www.timpul.md)**

### ***Вовлеченность в избирательную кампанию***

В период мониторинга Timpul.md опубликовал 14 статей, прямо или косвенно связанных с выборами, при этом больше всего (шесть статей) – 3 июня 2015 года. Большинство материалов (11) представляли собой новости, подробную информацию и авторские статьи, а остальные три были посвящены каким-либо конфликтам или обвинениям в адрес конкурентов. Материалы по воспитанию электората в этот период не публиковались.

### ***Непредвзятость и объективность***

За одним единственным исключением, опубликованные на Timpul.md тексты (13 из 14) отвечали принципу непредвзятости освещения. В статьях фигурировало очень малое число кандидатов на выборах (всего шесть), чаще всего ЛП (три цитаты и три упоминания). Затем следует ДПМ (одна цитата и два упоминания), ЛДПМ (две цитаты) и другие участники предвыборной гонки (СПРМ и Партия «Наш дом – Молдова»), упомянутые по одному разу. ЛП чаще упоминалась в отрицательном контексте (в трех из шести случаев), а остальные кандидаты появлялись в различных контекстах.

### ***Плюрализм мнений. Корректность и равное представление источников***

В 14 изученных публикациях авторы Timpul.md ссылались на 12 источников, большинство из них (семь человек) – политики, а также три эксперта, один госслужащий и один простой гражданин. Все процитированные источники были мужского пола, таким образом, Timpul.md полностью проигнорировал принцип равенства полов.

В одной из трех статей, посвященных конфликтной ситуации или обвинениям, была представлена позиция только одной из сторон. Речь идет о новости под заголовком «Примар Бачоя задержан антикоррупционным центром после того, как потребовал у местного жителя несколько участков земли», взятой с Publika.md. В статье говорится об обыске, проведенном в доме примара в ходе одного расследования. По словам автора, Примар подозревается в том, что потребовал у местного жителя несколько участков в обмен на подписание акта окончательной приемки строительства дома. Комментарии примара или его адвоката по поводу этих серьезных обвинений отсутствуют.

### ***Используемый язык и видеоизображения***

Язык, использованный в предвыборных статьях Timpul.md в период мониторинга, был относительно корректным, без неприемлемых выражений.

В заключение, сайт Timpul.md рассказывал о крайне немногих кандидатах на выборах, чаще всего об ЛП, которая фигурировала в различном контексте, в некоторых случаях – отрицательном, а в других – нейтральном.

### ***Вовлеченность в избирательную кампанию***

В отчетный период Unimedia.info осветила тему всеобщих местных выборов в 53 статьях, включая 33 простые или развернутые новости, 18 статей на тему конфликтов и две статьи по воспитанию электората (сообщение о том, что заявления о голосовании по месту нахождения могут подаваться до 13 июня 2015 года, и о запуске нового мотивационного ролика от «Promo-Lex» с призывом голосовать на выборах). Самыми продуктивными днями были 3 и 4 июня 2015 года, когда Unimedia.info опубликовал 13 и, соответственно, 10 статей на предвыборную тему.

### ***Непредвзятость и объективность***

Из всех сайтов, подвергнутых мониторингу в течение отчетной недели, Unimedia.info представил наибольшее количество кандидатов на выборах и опубликовал материалы (новости и интервью), представляющие многих кандидатов на пост генерального примара мун. Кишинева. За одним единственным исключением, все опубликованные на сайте Unimedia.info статьи были непредвзятыми (52 из 53). Всего была освещена деятельность 17 кандидатов, три из них фигурировали чаще всего (ЛП – 13 раз, включая пять появлений и восемь упоминаний; ЛДПМ и ПКРМ – по 11 раз, включая семь появлений и четыре упоминания). Контекст, в котором фигурировали соперники в предвыборной гонке, был разным, преимущественно нейтральным. Это свидетельствует о том, что в период с 31 мая по 7 июня 2015 года Интернет-ресурс Unimedia.info не поддерживал и не стремился дискредитировать ни одного из кандидатов.

### ***Плюрализм мнений. Корректность и равное представление источников***

В 53 изученных материалах сайта Unimedia.info были процитированы 50 источников, из них абсолютное большинство (42) составили политики, в том числе кандидаты на должности примаров и (или) советников. Кроме того, цитировались пять государственных служащих и три эксперта. Принцип равенства полов, однако, редакцией Unimedia.info также не был соблюден: из 50 процитированных источников лишь пять были женского пола, что составляет 10%.

Только половина всех статей на тему конфликтов или содержащих обвинения кандидатов на выборах (девять из 18) опирались на сведения из разных источников и предоставляли возможность ответа. В остальных девяти случаях статьи были более или менее односторонними. Так, 1 июня 2015 года в новости «Кандидат от Партии «Возрождение» на должность генерального примара признает, что солгала 7 апреля 2009 года», основанной на данном Интернет-порталу интервью, говорится, что Елизавета Москальчук, по ее собственному признанию, солгала 7 апреля 2009 года, представившись ученицей лицея, которую преподаватели заставили выйти на акцию протеста. По ее словам, солгать ее вынудили тогдашний президент Владимир Воронин и бывший советник президента Марк Ткачук. Мнение указанных лиц в статье не приводилось. 4 июня 2015 года Unimedia.info опубликовал ряд новостей с

пресс-конференции лидера ПКРМ Владимира Воронина, на которой он выдвинул обвинения в адрес нескольких лиц, в том числе кандидата от ЛДПМ на пост генерального примара Кишинева Серафима Урекияна и лидера ДПМ Мариана Лупу. Право на ответные заявления данным лицам обеспечено не было, лишь в одной из статей было сказано, что «Мариан Лупу пока никак не прокомментировал заявления лидера ПКРМ», хотя СМИ не должны ждать комментариев, а должны самостоятельно обращаться за ними, чтобы обеспечить равновесие в материале. 7 июня 2015 года в репортаже «Михай Гимпу обвиняет Платформу «Достоинство и правда» в том, что она вывела членов СПРМ на площадь» приводится цитата лидера ЛПМ Михая Гимпу, утверждающего, что люди, которые вышли в воскресенье на площадь протестовать вместе с Платформой ДП, не поддерживают европейский курс Республики Молдова. «На самом деле это были члены Партии социалистов – их узнали люди из нашей партии, их односельчане. Были и люди из «Долой мафию!» во главе с Мокану», – добавил Гимпу. Редакция Unimedia.info не связалась с названными лицами, чтобы обеспечить равновесие мнений в статье.

### ***Используемый язык и видеоизображения***

Язык предвыборных статей, опубликованных на сайте Unimedia.info в период мониторинга, был корректным, лингвистических вольностей или поддельных фотографий отмечено не было.

В заключение, из всех сайтов, подвергнутых мониторингу в течение отчетной недели, сайт Unimedia.info обеспечивал наиболее добросовестное освещение кандидатов на выборах без явных редакционных предпочтений. За одним исключением, все материалы, опубликованные Unimedia.info в этот период, были непредвзятыми, однако не во всех было обеспечено равное представление источников.

## **ОБЩИЕ ВЫВОДЫ**

В период с 31 мая по 7 июня 2015 года в предвыборной работе СМИ было отмечено небольшое улучшение в том, что касается непредвзятости и объективности, плюрализма мнений, разнообразия и равного представления источников. Кроме того, часть СМИ, подвергнутых мониторингу, достигли успехов в плане равенства полов, хотя тенденция цитирования источников преимущественно мужского пола сохраняется.

Часть СМИ – в частности, компании по телерадиовещанию – изменили свою редакционную политику освещения предвыборной кампании, отказавшись от практики агрессивного продвижения определенных кандидатов. В то же время, большинство сайтов продолжают активно участвовать в политической игре и поддерживать кандидатов от определенной партии в ущерб другим кандидатам, а их статьи часто представляют собой скрытую предвыборную агитацию.

В отчетный период были отмечены следующие тенденции освещения событий:

- Государственный телеканал Moldova 1 освещал предвыборную кампанию корректно и непредвзято, обеспечивая равное представление источников и

частично плюрализм мнений. В новостных выпусках Moldova 1 не было отмечено положительного или отрицательного отношения к какому-либо кандидату на выборах.

- Частные телеканалы национального вещания Prime TV и Canal 2 имели сходную редакционную политику, освещая предвыборную кампанию менее предвзято, чем в предыдущий период мониторинга. Эти каналы обеспечили частично плюрализм мнений и равное представление, но не разнообразие источников. Исходя из частоты и контекста появления кандидатов на каналах Prime и Canal 2, становится явным небольшое предпочтение по отношению к ДПМ, которая получила преимущество благодаря более частому появлению в новостях, прямо или косвенно связанных с выборами.
- Телеканал регионального вещания TV 7 отличался сравнительной уравновешенностью и непредвзятостью, обеспечив частично плюрализм мнений и разнообразие, но не равное представление источников. Канал не отдавал предпочтения какому-либо из кандидатов за счет частого упоминания в новостях.
- Канал Accent TV не обеспечил беспристрастность и объективность новостей, плюрализм мнений, разнообразие и равное представление источников. Отмечается сокращение числа репортажей в пользу СПРМ, однако этот кандидат по-прежнему чаще всего фигурировал в благоприятном контексте. В то же время, сохранилось значительное количество сюжетов, играющих против ЛП.
- Сайт Omg.md освещал ограниченное число кандидатов, часто выставляя в невыгодном свете Демократическую партию и ее выдвиженцев. В то же время, Omg.md продвигал «Нашу партию».
- Rap.md освещал предвыборную кампанию избирательно, рассказывая в публикуемых новостных и авторских статьях о малом числе кандидатов. Правящие фракции часто подвергались критике, так же как и ЛП, а «Наша партия» и СПРМ получили поддержку, поскольку упоминались почти всегда в положительном контексте.
- Publika.md продолжил активно продвигать кандидатов от ДПМ, подчеркивая их прошлые достижения и демонстрируя массовую поддержку этих кандидатов на местах за счет отбора положительных отзывов.
- Timput.md опубликовал мало статей на тему выборов, в которых фигурировало ограниченное число кандидатов. Соответственно, сайт не проявил признаков положительного или отрицательного отношения к кому-либо из баллотирующихся конкурентов.
- Unimedia.info обеспечил наибольшее разнообразие кандидатов в материалах сайта, статьи на предвыборную тематику были уравновешенными, а сведения о кандидатах не свидетельствовали о явных редакционных предпочтениях.

## Приложение

### Анализ ситуации №5: Заголовки репортажей как средство манипулирования телезрителями

Настоящий анализ основывается на положениях действующей нормативно-правовой базы, регулирующей освещение предвыборной кампании по всеобщим местным выборам 14 июня 2015 года в СМИ, и анализе заголовков – в сравнении с содержанием – сюжетов на тему выборов, включенных телеканалами Canal 2, Prime TV, Accent TV и TV 7 (телеканал Moldova 1 показывает сюжеты без заголовков) в специальную рубрику главного новостного выпуска дня в период с 31 мая по 7 июня 2015 года.

#### Нормативная база:

**Кодекс о выборах**, ст. 64 (1). Вещательные организации во всех своих программах и печатные средства массовой информации, учрежденные органами публичной власти, обязаны соблюдать принципы справедливости, ответственности, равновесия и непредвзятости в освещении выборов.

**Положение** об освещении средствами массовой информации Республики Молдова избирательной кампании по всеобщим местным выборам 14 июня 2015 года:

п. 10. Конкуренты на выборах участвуют в избирательной кампании на равных условиях и располагают одинаковыми возможностями по использованию эфирного времени и пространства в средствах массовой информации.

п. 19. События избирательной кампании отражаются телерадиоорганизациями в информационных передачах в соответствии со ст. 47, ст. 64 и ст. 64<sup>1</sup> Кодекса о выборах и ст. 7 Кодекса телевидения и радио.

п. 21. Предвыборные мероприятия освещаются в программе новостей и в печатной прессе без комментариев во избежание искажения сообщения конкурентов на выборах и Центральной избирательной комиссии.

Из Заявлений о редакционной политике в период избирательной кампании, утвержденных ЦИК:

**Canal 2** : 4. Телеканал «Canal 2» будет освещать ход предвыборной кампании по всеобщим местным выборам 14 июня 2015 года, обеспечивая справедливость, равновесие и беспристрастность, и будет неукоснительно соблюдать Положение об освещении средствами массовой информации Республики Молдова избирательной кампании по всеобщим местным выборам 14 июня 2015 года, утвержденное Постановлением Центральной избирательной комиссии №3266 от 17 апреля 2015 года, и Концепцию освещения телерадиоорганизациями Республики Молдова избирательной кампании по всеобщим местным выборам 14 июня 2015 года, утвержденную Постановлением ЦИК.

**Prime TV**: 4. Телеканал «Prime» будет освещать ход предвыборной кампании по всеобщим местным выборам 14 июня 2015 года, обеспечивая справедливость, равновесие и беспристрастность, и будет неукоснительно соблюдать Положение об освещении средствами массовой информации Республики Молдова избирательной кампании по всеобщим местным выборам 14 июня 2015 года, утвержденное



Постановлением Центральной избирательной комиссии №3266 от 17 апреля 2015 года, и Концепцию освещения телерадиоорганизациями Республики Молдова избирательной кампании по всеобщим местным выборам 14 июня 2015 года, утвержденную Постановлением ЦИК.

**Accent TV** : 21. События предвыборной кампании могут освещаться в информационных (новостных) выпусках (выпусках новостей) только с соблюдением положений законодательства и во избежание искажения сообщений кандидатов на выборах.

**TV 7**: В информационных и новостных программах события предвыборной кампании будут освещаться в соответствии со ст. 47, ст. 64 и ст. 64<sup>1</sup> Кодекса о выборах и ст. 7 Кодекса телевидения и радио.

### **Заголовок: теоретические принципы**

«Заголовок – самая сложная часть профессии журналиста. Хороший заголовок отвечает пяти требованиям:

1. заголовок четко выражает идею;
2. идея происходит из основной, а не второстепенной информации в статье;
3. существует тесная взаимосвязь между текстом и заголовком;
4. заголовок правильно и понятно сформулирован;
5. заголовок интригует, побуждает прочесть текст.

Статья, даже составленная в соответствии с принципами классической стилистики Аристотеля (ясность, краткость, оригинальность, дикция), еще не является законченным продуктом, готовым к публикации. Требуется еще целый ряд других элементов, которые, хоть и не являются частью самой статьи, дополняют, очерчивают ее и придают ей завершенность. Эти элементы – заголовок, вводная часть, подзаголовок, иллюстрации, легенда, окошки». (<http://www.usefs.md/PDF/Cursuri%20electronice/Jurnalismul.pdf>)

«В журналистском творении заголовок выполняет не просто декоративную функцию. Заголовок, как и иллюстрация, представляет собой первый уровень чтения: потребитель медийной продукции может решить, продолжать или не продолжать читать статью или смотреть передачу, в зависимости от заголовка. Таким образом, заголовок – та часть текста, которая привлекает внимание и передает суть.

Определение сути заголовка почти всегда дается в связи с содержанием, которому он придает индивидуальность. Лео Х. Хоук отмечает, что заголовок представляет собой «набор графем, обозначающих лингвистические элементы, которые служат для указания контекста и действуют как собственное имя текста»<sup>3</sup>. Заголовок играет роль своеобразной визитной карточки, и согласно Шнайдеру и Эсслингеру, на которых ссылается М. Коман, к нему выдвигаются следующие требования:

- 1) заголовок должен ясно отражать идею;
- 2) идея должна происходить из основной, а не второстепенной информации в тексте;
- 3) должна существовать тесная взаимосвязь между текстом и заголовком;

---

<sup>3</sup> «Справочник по журналистике» под руководством Михая Комана, Яссы, Изд. «Полиром», том II, 1999 г.

- 4) заголовок должен быть правильно сформулированным, доступным для понимания и недвусмысленным;
- 5) заголовок должен побуждать к чтению текста.

Хороший заголовок отличается краткостью, уникальностью, оригинальностью, может содержать только хорошо знакомые сокращения и никогда не начинается с неопределенного артикля. Авторы «Справочника для журналистов стран Центральной и Восточной Европы» определяют четыре функции заголовка: «передает суть новости; отражает значение статьи; является элементом страницы, привлекающим внимание; побуждает читателя прочесть статью»<sup>4</sup>.

### **Выводы по результатам анализа заголовков:**

В период с 31 мая по 7 июня было проанализировано 76 заголовков сюжетов (в сравнении с их содержанием) на предвыборную тему, вышедших на четырех телеканалах из пяти, подвергнутых мониторингу (Moldova 1 выпускает сюжеты без заголовков) (*Приложение 1*).

Проведенный анализ позволяет установить следующее:

Canal 2 и Prime TV «ознаменовали» Международный день защиты детей предвыборной агитацией в пользу кандидата от ДПМ на пост генерального примара Кишинева. Так, при помощи привлекательных заголовков («Сюрпризы ко дню защиты детей», «Волшебное шоу...») названные телеканалы улучшили имидж кандидата от ДПМ, равно как и Фонда «Эдельвейс», принадлежащего одному из членов ДПМ.

Используя заголовки к сюжетам об одном и том же предвыборном событии, телеканалы по-разному подавали информацию телезрителям. Например, мероприятие, организованное кандидатом от ЛДПМ Серафимом Урекьяном, было освещено четырьмя телеканалами следующим образом:

Canal 2 – «Планы Урекьяна». По сути, данный заголовок не несет в себе информации, и, не посмотрев сюжет, телезритель ничего не узнает о предвыборных обещаниях кандидата, в то время как суть специальных рубрик как раз и заключается в ознакомлении электората с программами кандидатов на выборах.

Prime TV – «Урекян хочет снести Центральный рынок». Этот заголовок уже дает больше информации, однако без самого сюжета создает впечатление, что Урекян планирует разрушения. Вероятно, именно эту цель и преследовали авторы, хотя заголовок передает только половину сути сюжета. Таким образом, исходя из заголовка, авторов нельзя обвинить во лжи (возможно, на то и был расчет), лишь в недосказанности.

Accent TV – «Урекян: Мы снесем центральный автовокзал и построим парковки».

---

<sup>4</sup> «Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы», издание «World Press Freedom Committee», 1992 г., стр. 100

TV 7 – «Серафим Урекян: Мы построим многоэтажные парковки на месте центрального автовокзала». Последние два заголовка отвечают требованиям правильной журналистики, поскольку максимально передают содержание сюжетов.

Еще одно предвыборное мероприятие – проект «Примэрия твоей семьи», запущенный кандидатом от ДПМ Моникой Бабук, – было освещено только каналами Canal 2 и Prime TV. Первый назвал сюжет «Результаты с самого начала», а второй – «Примэрия твоей семьи» набирает популярность». Первый заголовок размыт и вызывает любопытство телезрителя, поскольку не говорит о сути сюжета, в отличие от второго. Однако, по существу, оба заголовка манипулируют публикой. Посмотрев сюжеты, мы узнаем, что проект «Примэрия твоей семьи» оказался необходим и пользуется большим успехом, поскольку всего лишь через несколько дней после его запуска люди повалили в службу с самыми разными проблемами. Некоторые из этих проблем решаются «на месте». Сюжеты пошли на пользу имиджу кандидата. Однако настоящие журналисты должны были либо проигнорировать событие, как это сделали другие телеканалы, либо задаться вопросом: откуда столько проблем у семей? Почему ДПМ хочет их решить во время предвыборной кампании? С каких пор семьи сталкиваются с таким количеством проблем? Кто занимался их проблемами до сих пор, министр от какой партии? Безусловно, авторы сюжетов не захотели углубляться в эту тему, ведь тогда им бы пришлось констатировать очевидное: раз «Примэрия твоей семьи» так востребована, значит, до сих пор дела в этом сегменте шли плохо, и авторов проекта следует не хвалить, а либо критиковать, либо игнорировать. Таким образом, при помощи искусства манипулирования можно вывернуть ситуацию, превратить черное в белое в расчете на сниженную способность потенциальных избирателей критически оценивать сказанное по телевизору.

В предвыборных сюжетах встречались заголовки, которые ввиду своей формулировки играли в пользу или против героев сюжета. Например, Canal 2 и Prime TV в сюжетах, посвященных каким-либо кандидатам кроме ДПМ, используют в заголовках слова и фразы, которые по расчету авторов вызывают отрицательные эмоции. Например: «Социалистов обвиняют в незаконном обогащении», «Протест перед домом чиновника», «Давление со стороны конкурентов на выборах», «Мамы с колясками протестуют», «Протест с колясками в Кишиневе», «Диденко обвиняют в коррупции», «Незаконные щиты с предвыборной рекламой», «Блок Юрия Лянкэ выдвинул обвинения» и т.д.

Телеканал Accent TV, рассказывая о кандидатах от СПРМ, использует заголовки, улучшающие их имидж: «Гречаная лидирует в предвыборной гонке по Кишиневу – результаты опроса», «Гречаная: микроавтобусы должны остаться. Люди ждут стабильности», «Опрос: Зинаида Гречаная – лидер во всеобщих местных выборах», «Бэтрынча: СПРМ вернется к большинству социальных программ» и т.д.

Приведем для сравнения несколько заголовков к сюжетам Accent TV, посвященным другим кандидатам: «ЕНПМ обвиняет ЛП в давлении на ее кандидатов», «Дарие: коррумпированных чиновников в примэрии покрывает Киртоакэ», «НП обвиняет Киртоакэ в незаконном строительстве киосков (?)» и т.д.

Само собой разумеется, каждый кандидат на выборах в чем-то обвиняется, и если телеканал встает на чью-либо сторону и начинает его защищать, он перестает надлежащим образом информировать избирателей и уже не может считаться медийным учреждением.

Среди заголовков сюжетов отмечаются некоторые с явным оттенком насмешки в адрес героев сюжета. Например: «Война клонов в Яловенах», «Цитируя Воронина...», «Протест и предвыборная агитация среди мусора», «Киртоакэ тоже нужны лодки на реке Бык» (Canal 2), «Битва тезок в Яловенах», «Перлы от Воронина», «Хозяин» на лодке на реке Бык», «Протест среди мусора», «Два кандидата с одинаковой мечтой» (Prime TV), «ПКРМ начала считать деньги социалистов», «Воронин раскритиковал правительство, за которое сам голосовал» (Accent TV).

Для сравнения, TV 7 озаглавил свои сюжеты на те же предвыборные темы следующим образом: «Серафим Урекян обещает обустроить реку Бык», «Воронин подготовил альтернативный вариант первых 100 дней работы правительства Габурича», «Члены Зеленой экологической партии обеспокоены проблемой свалки в Бубуечь», «Серафим Урекян: Экологическую бомбу под Бубуечь можно обезвредить». Единственное, но существенное различие между этими двумя способами формулировки заголовков заключается в цели, которую преследуют телеканалы – информировать аудиторию или манипулировать ею.

#### **Выводы:**

- Четыре из пяти телеканалов (кроме Moldova 1) озаглавливают свои сюжеты на предвыборную тему.
- Canal 2 и Prime TV часто прибегают к неблагоприятным методам формулирования заголовков сюжетов, позволяющим манипулировать телезрителями. Подобная достойная осуждения практика, хотя и менее часто, встречается и у канала Accent TV.
- Используя заголовки, Canal 2 и Prime TV в своих сюжетах о кандидатах от ДПМ и Accent TV в сюжетах о кандидатах от СПРМ способствуют положительному восприятию освещаемых событий. Остальные события, также при помощи заголовков, подаются с более нейтральным или же отрицательным оттенком.
- Создавая заголовки для сюжетов на предвыборную тему, Canal 2 и Prime TV (чаще), а также Accent TV (реже) преследуют скорее идеологические, нежели информационные цели.
- Заголовки предвыборных сюжетов канала TV 7 отвечают требованиям корректной журналистики, если не считать четырех появлений одного из кандидатов (Серафима Урекяна) в пяти информационных выпусках.

#### **Рекомендации:**

- Каналам Accent TV и, в особенности, Canal 2 и Prime TV отказаться от практики манипулирования аудиторией при помощи специальных заголовков к сюжетам на тему выборов;

- TV 7 продолжать практику использования заголовков, содержащих достаточную достоверную информацию.

### Приложение 1

#### Заголовки показанных телевизионных сюжетов на предвыборную тему

Дата	Телеканал / заголовки			
	Canal 2	Prime TV	Accent TV	TV 7
<b>31 мая</b>	Стратегии развития молдавских сел (кандидат от ДПМ на пост примара села Пелиния Дрокиевского района)			
	Новое шоу в столичном цирке (кандидат от ДПМ Моника Бабук в цирке)			
<b>1 июня</b>	Луч надежды в день защиты детей (Андриан Канду с подарками для маленьких пациентов из Кишинева)	Сюрпризы ко дню защиты детей	Киртока хочет возродить сельское хозяйство в городе	Илан Шор включился в предвыборную кампанию за пост примара Оргеева
	Война клонов в Яловенах (два кандидата по имени Георгий Каракуян)	Битва тезок в Яловенах	Урекян: муниципальный бюджет пойдет на квартиры для нуждающихся	Серафим Урекян обещает молодым семьям доступное жилье
	Сюрпризы ко дню защиты детей (Моника Бабук в рамках акции «Город детей», три непосредственных появления)	Отметили день защиты детей в больнице (Андриан Канду)	Юрий Тома – независимый кандидат на пост примара Унген (один источник)	

		Волшебное шоу в столичной гимназии-интернате («организованное Фондом «Эдельвейс»)	Кэлдаре: совет гражданских активистов будет бороться с коррупцией	
			Экологи хотят детектор лжи	
			Петренко: давление на «Наш дом – Молдова» продолжается	
<b>2 июня</b>	Планы Урекяна	Кров для нуждающихся из Яловен (с участием ДП)	Российский рынок сбыта приоткрылся, производители недовольны (Ренато Усатый)	Серафим Урекян: «Мы построим многоэтажные парковки на месте центрального автовокзала»
	Результаты с самого начала (Моника Бабук принимает заявки от граждан...)	Урекян хочет снести центральный рынок	Гречаная предлагает внести изменения в работу муниципальных советников (предвзято)	ЕНПМ: нынешнее правительство боится пленарных заседаний парламента
		ЕНПМ: Закон о городах Кишиневе и Бельцах от 2019 года	Урекян: Мы снесем центральный автовокзал и построим парковки	Еще две молдавские компании смогут экспортировать вино в Россию – Ренато Усатый
		«Примэрия твоей семьи» набирает популярность	Черней: юристы примэрии замешаны в продаже участков	Олег Черней: чиновники из примэрии способствовали незаконному отчуждению участков
			Парламент взял паузу из-за своей недееспособности	

			– Карпов	
<b>3 июня</b>	Социалистов обвиняют в незаконном обогащении (В. Гурэу)	Диденко обвиняют в коррупции	Гречаная лидирует в предвыборной гонке по Кишиневу – результаты опроса	Нантой: На наших кандидатов оказывается давление (в Бачое)
	Протест перед домом чиновника (В. Диденко)	Давление со стороны конкурентов на выборах (Бачой)	ПКРМ начала считать деньги социалистов (Гурэу)	Секретаря КМС обвиняют в строительстве дома на общественные деньги
	Блок Юрия Лянкэ обвиняет ЛП (Бачой)	Незаконные щиты с предвыборной рекламой (ПКРМ)	ЕНПМ обвиняет ЛП в давлении на ее кандидатов (Бачой)	Серафим Урекян обещает обустроить реку Бык
		Без заголовка (?), о Валерии Санду, бывшем примаре села Моловата-Ноуэ от ДП	Дарие: коррумпированных чиновников в примэрии покрывает Киртоакэ	Воронин подготовил альтернативный вариант первых 100 дней работы правительства Габурича
			Петренко: закрытие канала «Россия 24» незаконно	
			Брега: микроавтобусы создают черную дыру в муниципальном бюджете	
<b>4 июня</b>	Мамы с колясками протестуют	Перлы от Воронина	Воронин раскритиковал правительство, за которое сам голосовал	Серафим Урекян: Экологическую бомбу под Бубуечь можно обезвредить
	Цитируя Воронина...	Протест с колясками в Кишиневе	Гречаная: микроавтобусы должны остаться.	Василий Киртока хочет решить проблемы столицы

			Люди ждут стабильности	по Интернету
		«Хозяин» на лодке на реке Бык	Урекян: река Бык – с судами и зоной отдыха	Ренато Усатый утверждает, что власти хотят исключить его партию из предвыборной гонки
		В кранах Кожушны будет питьевая вода	Нантой и Киртока не пройдут тест на детекторе лжи	Члены Зеленой экологической партии обеспокоены проблемой свалки в Бубуечь
				Юрий Лянкэ призывает возродить Альянс за европейскую интеграцию
<b>5 июня</b>	Протест и предвыборная агитация среди мусора	Протест среди мусора (шахта Пурчел)	Опрос: Зинаида Гречаная – лидер во всеобщих местных выборах	
	Киртоакэ тоже нужны лодки на реке Бык	Два кандидата с одинаковой мечтой (Урекян и Киртока)	Бэтрынча: СПРМ вернется к большинству социальных программ	
		Европейские дороги в Карахасанах	Юрий Лянкэ: в отчете премьера Габурича отсутствует консенсус (?)	
			Черней: независимые кандидаты подвергаются дискриминации в прессе	
			Киртока обвиняет своих оппонентов	



			в плагиате	
			Урекян обещает построить завод по переработке отходов	
			«Зеленые» требуют ликвидировать карьер Пурчел	
			НП обвиняет Киртоакэ в незаконном строительстве киосков (?)	
<b>6 июня</b>	Началась печать бюллетеней	Площадь великого национального собрания – предмет споров		«Наша партия» заявила в правоохранительные органы о готовящихся против нее провокациях
	Ролик Киртоакэ	Предвыборная кампания набирает ход		В. Яроцкий баллотируется на пост муниципального советника, чтобы изменить город к лучшему
	ЛП и Платформа ДП не могут поделить Площадь великого национального собрания			Муниципальная организация ДПМ в Кишиневе провела форум
	Предвыборная кампания в разгаре			