
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет по мониторингу 
 

 

Элементы пропаганды, дезинформации и 

нарушения норм журналистской этики в 

отечественном медиапространстве 
 

 

15 февраля – 15 мая 2021 г. 

Автор: Виктор Готишан 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка этого отчета стала возможной благодаря щедрой поддержке американского и 

британского народов при посредстве Агентства США по международному развитию (USAID) и 

UK. Ответственность за содержание этого материала несет Центр независимой журналистики, 

и он не обязательно отражает точку зрения UK, USAID или Правительства Соединенных 

Штатов Америки. 

 

 



 

2 

 

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ 

 

Введение и контекст. В период с 15 февраля по 15 мая 2021 г. Центр независимой 

журналистики (ЦНЖ) проводил мониторинг 12 СМИ – новостных порталов и телеканалов 

– с целью выявления возможных нарушений правил профессиональной этики и элементов 

дезинформации в опубликованных/транслировавшихся ими журналистских материалах. 

Мониторинг проводился на основе анализа того, каким образом выбранные СМИ освещают 

общественно значимые события из области внутренней и внешней политики, экономики и 

т.д., чтобы установить, соблюдают ли они профессиональные и этические нормы, такие как 

проверка информации по нескольким источникам, плюрализм мнений, обеспечение 

сбалансированности в случае новостей о конфликтных ситуациях и др. Сопоставление с 

Деонтологическим кодексом журналиста Республики Молдова и значимыми научными 

работами позволило также выявить техники информационного манипулирования, 

примененные в новостях, представленных указанными СМИ.1 

 

Учитывая контроль политиков над некоторыми медиаучреждениями и опасность, которую 

представляют недостоверные новости, манипулирование информацией и политическая 

пропаганда, важно, чтобы  журналисты добросовестно выполняли свою работу, 

информируя граждан корректно и беспристрастно. Основой мониторинга послужил тезис 

о том, что новости являются основным медиапродуктом, информирующим публику, 

поэтому, независимо от убеждений владельцев редакций по вопросам политики, в новостях 

должны присутствовать исключительно факты, а не мнения журналистов; они должны быть 

написаны нейтральным и доступным языком и как можно точнее отражать 

действительность, с соблюдением сбалансированности источников. Кроме того, 

журналисты должны обеспечивать точность при сборе информации; отделять факты от 

личных мнений; предоставить упомянутым в материалах лицам право на ответ. 

Несоблюдение журналистами этих принципов приводит к дезинформации и массовым 

манипуляциям общественностью.  

 

Цель мониторинга – установить, соблюдаются ли и каким образом СМИ в Республике 

Молдова нормы, предусмотренные Деонтологическим кодексом журналиста, при 

освещении тем, представляющих общественный интерес. Исходя из результатов отчетов о 

мониторинге, составленных Центром независимой журналистики в 2016-2020 гг. (см. 

публикации на Media-azi.md), данный мониторинг предназначен для того, чтобы 

отслеживать поведение СМИ в динамике и в дальнейшем разработать ряд рекомендаций 

как для журналистов, так и для общественности в целом. Вместе с тем исследование 

направлено на повышение бдительности потребителей в отношении рисков дезинформации 

в отечественных СМИ. 

 

Критерии отбора учреждений прессы для мониторинга: 

• Территория охвата – вся страна; 

• Языки – румынский и русский; 

• Воздействие – аудитория 

 

Медиаучреждения, в отношении которых проводился мониторинг:  

• Телевидение: Moldova 1, Jurnal TV, RTR Moldova, NTV Moldova, Accent TV, Primul 

în Moldova, Prime TV, Publika TV, TV6; 

• Онлайн-пресса: Unimedia.info, Sputnik.md, Kp.md. 

 
1 Bogdan Ficeac, Tehnici de manipulare, EdituraNemira 2004; Radu Herjeu, Oglinzimișcătoare.Tehnici de propagandă, 

manipulareșipersuasiuneînteleviziune, București 2000. 

http://media-azi.md/ro/publica%252525C8%2525259Bii


 

3 

 

Методология. Для мониторинга были отобраны события из политической, экономической 

и социальной сферы, представляющие значительный интерес для общественности, 

произошедшие с 15 февраля по 15 мая 2021 г., и было проанализировано то, как эти события 

освещались 12 медиаучреждениями. Мониторинг проводился как на основе 

количественного метода (например, эфирного времени, выделенного на послужившую 

предметом мониторинга тему в выпусках новостей; наиболее часто используемые 

источники и время, отведенное им в прямом эфире/для цитирования, и т. д.), так и особенно 

качественного метода, с помощью которого был проведен анализ содержания – с точки 

зрения соблюдения деонтологических принципов и использования техник дезинформации 

– количественных данных, накопленных во время мониторинга. В процессе работы 

использованные журналистами языковой стиль и изображения, корректность цитирования 

источников и тональность изложения были проанализированы сквозь призму 

Деонтологического кодекса журналиста 2 , а также определений манипулирования и 

пропаганды, сформулированных в Социологическом словаре.3 

 

• Манипулирование: «Использование приемов убеждения, намеренно искажающих истину, 

при этом создающих иллюзию свободы мысли и принятия решений, с целью заставить 

социальный элемент (лицо, группу, коллектив) думать и действовать в соответствии с 

интересами инициатора, а не с собственными интересами. В отличие от воздействия 

путем рационального убеждения, манипулирование направлено не на более точное и 

глубокое понимание ситуации, а на внушение подходящей идеи посредством введения в 

заблуждение при помощи поддельных аргументов и воздействия на эмоциональном, 

нерациональном уровне».  

• Пропаганда: «Систематическая деятельность по передаче, продвижению или 

распространению какой-либо доктрины, тезиса или идеи определенной социальной группы 

и идеологии с целью воздействия, изменения, формирования концепций, отношения, мнений, 

убеждений или поведения. Целью пропаганды является осуществление задач и интересов 

группы, которой она служит. Таким образом, не существует ценностно-нейтральной или 

объективной пропаганды».  

 

Основные темы, по которым проводился мониторинг в период с 15 февраля по 15 мая 

2021 г.: 

▪ Решение Конституционного Суда (КС) о повторном назначении Натальи Гаврилицы 

на должность премьер-министра (23 февраля 2021 г.); 

▪ Политические консультации президента Майи Санду с парламентскими партиями для 

определения кандидата на пост премьер-министра (16 марта 2021 г.); 

▪ Объявление чрезвычайного положения (31 марта 2021 г.); 

▪ Решение Конституционного суда о роспуске Парламента Республики Молдова (15 

апреля 2021 г.); 

▪ Учреждение избирательного блока ПСРМ-ПКРМ (12 мая 2021 г.).  

 

I. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ 

 

A. Некоторые СМИ продолжали предвзято освещать события, представляющие 

общественный интерес, исходя из политических предпочтений. Например, 

 
2
Coduldeontologic al jurnalistului din Republica Moldova, https://consiliuldepresa.md/ro/page/codul-deontologic-al-

jurnalistului-din-r-moldova.  
3
 Cătălin Zamfir, LazărVlăsceanu, Dicționar de Sociologie, București, 1998, p. 332, p. 457. 

http://vignette4.wikia.nocookie.net/nccmn/images/1/1c/Dictionar-de-Sociologie-Catalin-Zamfir-Lazar-

Vlasceanu.pdf/revision/latest?cb=20150813042511&path-prefix=ro 

https://consiliuldepresa.md/ro/page/codul-deontologic-al-jurnalistului-din-r-moldova
https://consiliuldepresa.md/ro/page/codul-deontologic-al-jurnalistului-din-r-moldova
http://vignette4.wikia.nocookie.net/nccmn/images/1/1c/Dictionar-de-Sociologie-Catalin-Zamfir-Lazar-Vlasceanu.pdf/revision/latest?cb=20150813042511&path-prefix=ro
http://vignette4.wikia.nocookie.net/nccmn/images/1/1c/Dictionar-de-Sociologie-Catalin-Zamfir-Lazar-Vlasceanu.pdf/revision/latest?cb=20150813042511&path-prefix=ro


 

4 

телеканалы NTV Moldova, Accent TV, Primul în Moldova и онлайн-платформы 

Sputnik.md, KP.md высказывались в поддержку Партии Социалистов Республики 

Молдова (ПСРМ), а TV6 – в поддержку Политической Партии «Шор»;  

B. За этот период мониторинга количество случаев навешивания ярлыков снизилось. 

С другой стороны, число случаев нечеткого представления информации и/или 

заявлений, тенденциозных заголовков и выборочного представления заявлений 

значительно возросло. СМИ, в работе которых эти деонтологические нарушения и 

техники манипуляции выявлялись при представлении информации чаще всего, –

NTV Moldova, Accent TV, Primul în Moldova и Kp.md;  

C. Общественный телеканал Moldova 1, каналы Jurnal TV, RTR Moldova и Publika 

TV освещали обсуждаемые темы преимущественно нейтрально и беспристрастно. 

Однако даже в их случае были выявлены некоторые деонтологические нарушения;  

D. Некоторые средства массовой информации предпочли пользоваться 

преимущественно одними и теми же источниками и предоставили чрезмерное время 

для трансляции их заявлений и мнений. Например, в случае NTV Moldova, Accent 

TV и Primul în Moldova, представители ПСРМ (в частности, лидер политического 

формирования Игорь Додон) стали основными источниками новостей, тогда как 

мнения других политических партий и/или политиков почти полностью 

игнорировались и не использовались в качестве источников, особенно когда их 

упоминали/обвиняли (непредоставление права на ответ);  

E. Наиболее частыми деонтологическими нарушениями, допущенными 

контролируемыми СМИ, являлись смешивание фактов с мнениями и 

непредоставление права на ответ (почти все 12 СМИ допустили хотя бы одно из 

этих двух нарушений), за ними следовали ироничные заголовки и ссылки на 

непроверяемые источники. СМИ, допустившие такие нарушения, – NTV 

Moldova, Accent TV, Primul în Moldova, Kp.md, Sputnik.md, Prime TV, Publika 

TV, Unimedia.info и TV6;  

F. Наиболее распространенными техниками манипуляции, используемыми 

контролируемыми СМИ, были нечеткое предоставление информации, 

обобщение и техника «внешнего/внутреннего врага» в совокупности с 

техникой «спасителя нации». Эти нарушения допустили NTV Moldova, Accent 

TV, Primul în Moldova и Kp.md; 

G. Если тема, рассматриваемая в новости, противоречила политическим 

предпочтениям медиаучреждения/автора (в отношении учреждения, политика или 

политической организации), то она либо была представлена нечетко (ее важность 

намеренно снижалась путем выборочного и неполного представления информации), 

либо акценты в отражении информации расставлялись произвольно, намеренно 

подчеркивались менее важные аспекты события/новости.  

 

II. АНАЛИЗ ДАННЫХ. 

 

Тема 1. Решение Конституционного Суда о повторном назначении Натальи 

Гаврилицы на должность премьер-министра 

 

Контекст: 16 февраля 2021 г. Конституционный суд (КС) вынес решение, согласно которому отклонил 

заявление о приостановлении действия указа президента Майи Санду от 11 февраля о повторном назначении 

Натальи Гаврилицы на должность премьер-министра. Решение судей высшей судебной инстанции является 

окончательным и опротестованию не подлежит. В то же время КС отметил, что 23 февраля 2021 г. 

рассмотрит по существу обращение, поданное депутатами-социалистами Василе Боля, Григоре Новаком и 

Александром Суходольским о конституционности указа президента Майи Санду. На заседании 23 февраля 

КС рассмотрел обращение парламентариев-социалистов и объявил указ неконституционным. 

 



 

5 

Общие выводы: Некоторые СМИ представили информацию нейтрально и 

беспристрастно (Moldova 1, RTR Moldova, Jurnal TV), тогда как другие прибегли к 

использованию некоторых техник манипуляции и допустили деонтологические нарушения 

(Accent TV, Primul în Moldova, NTV Moldova, KP.md). Отмечался и аналогичный подход к 

теме, судя используемым сценариям новостей, формулировкам и видеороликам, на Primul 

în Moldova, Accent TV и NTV Moldova с одной стороны  и Prime TV и Publika TV с другой. 

 

Moldova 1 транслировал две новости о решении КС в связи с указом президента Майи 

Санду о повторном назначении Натальи Гаврилицы на должность премьер-министра, в 

которых представил информацию нейтрально, беспристрастно, непредвзято, предоставляя 

право на ответ всем вовлеченным и/или упоминавшимся сторонам. 

 

Accent TV транслировал две новости по теме мониторинга, представив информацию 

тенденциозно. Были выявлены многие деонтологические нарушения, в том числе: 

• Тенденциозные заголовки: «Майя Санду нарушила Конституцию»; 

• Смешивание фактов с мнениями: «Согласно решению, Майя Санду обязана 

организовать новые консультации, а в их рамках – принять во внимание 54 подписи 

в пользу кандидата. Однако на данном этапе неясно, поступит ли так глава 

государства»; 

• Обобщение: «Конституционные эксперты высказались по поводу решения высшей 

судебной инстанции»; 

• Непредоставление права на ответ. Игорь Додон обвинил президента Майю Санду 

в «узурпации власти в государстве», однако ей не предоставили право на ответ; 

• Манипулятивная техника «внутреннего врага»/«козла отпущения». 

Посредством избранного способа предоставления информации, в том числе 

непредоставления права на ответ упомянутым лицам (Майе Санду и Партии 

«Действие и солидарность»), Accent TV совершил попытку демонизировать главу 

государства. 

 

Primul în Moldova транслировал три тематических новости, представляя информацию 

тенденциозно и пристрастно. Выявленные деонтологические нарушения: 

• Тенденциозные заголовки: «Урок для Майи Санду»; «КС заставил Майю Санду 

считаться с собой»; 

• Смешивание фактов с мнениями: «Президент Майя Санду получила урок 

конституционности от судей высшей судебной инстанции»; 

• Нечеткое представление информации/заявлений и выборочное и 

непропорциональное представление мнений. В транслировавшемся выпуске 

новостей Primul în Moldova не упомянул о том, что обращение ПСРМ в КС было 

удовлетворено «частично». Редакция также подчеркивала точку зрения 

представителей ПСРМ, однако включила и некоторые не относящиеся к делу 

заявления представителя Президентуры (Олеси Стамате). Вместе с тем 

представителям ПСРМ было предоставлено в 5 раз больше эфирного времени для 

прямого цитирования, чем другим упоминавшимся лицам: 3 выступления общей 

продолжительностью почти 2 минуты по сравнению с однократным выступлением 

продолжительностью 10 секунд; 

• Непредоставление права на ответ. Источником одной из новостей послужило 

только заявление Игоря Додона, в котором он обвинил президента Майю Санду и 

Партию «Действие и солидарность» (PAS) в «узурпации власти в государстве», а 

Primul în Moldova не предоставил права на ответ никому из упоминавшихся лиц; 

• Обобщение: «Эксперты по конституционному праву заявляют, что высшая 

судебная инстанция констатировала существенные нарушения Конституции, 

допущенные Майей Санду…»; 

http://trm.md/ro/mesager/mesager-din-23-februarie-2021
https://a-tv.md/sinteza-zilei-18-30-lansarea-oficiala-23-02-2021/
https://www.youtube.com/watch?v=A0th50l-_sQ&feature=emb_logo


 

6 

• Манипулятивная техника «внутреннего врага»/«козла отпущения». Судя по 

тому, каким образом были подготовлены новости, Primul în Moldova дал понять, 

что на Майю Санду возлагается вся вина в политическом кризисе. 

 

NTV Moldova подошел к теме в том же стиле, что и Accent TV и Primul în Moldova, 

допустив преимущественно те же деонтологические нарушения: 

• Тенденциозные заголовки: «Президент игнорирует Конституцию»; 

• Смешивание фактов с мнениями: «Конституционный суд заставил Майю Санду 

считаться с собой… Депутаты-социалисты привели необходимые аргументы, 

доказывающие, что глава государства принимает закон по собственной прихоти, 

а не согласно положениям Конституции»; 

• Непредоставление права на ответ. Игорь Додон обвинил Майю Санду в узурпации 

власти в государстве, при этом ей не было предоставлено права на ответ; 

• Обобщение: «Решение КС обязывает президента Майю Санду вернуться к 

соблюдению конституции. Так эксперты прокомментировали решение суда»; 

• Заимствование видеоизображений без указания источника. NTV Moldova 

заимствовал видеоизображения у другого медиаучреждения (Primul în Moldova) без 

ссылки на первоисточник. 

 

TV6 сослался на непроверяемые источники и в одном случае допустил обобщение: 

«Решение повлекло за собой волну критики. Политики и аналитики заявили, что глава 

государства нарушила решение суда…». 

 

Prime TV освещал тему мониторинга в трех новостях под ироничными заголовками: 

«Суд сказал президенту «PAS»; 

 

Publika TV освещал тему мониторинга по сценарию, аналогичному сценарию Prime TV. 

Тем не менее, в отличие от Prime TV, в случае Publika TV не было выявлено 

деонтологических нарушений. 

 

RTR Moldova и Jurnal TV освещали эту тему в 2 и 3 новостях соответственно в выпусках 

новостей от 23 февраля 2021 г. Оба телеканала представили информацию нейтрально, 

беспристрастно и без деонтологических нарушений или техник манипуляции. 

 

Unimedia.info опубликовал 11 новостей о решении КС относительно указа президента 

Майи Санду о повторном назначении Натальи Гаврилицы на должность премьер-министра. 

В некоторых из них редакция представила информацию пристрастно и проявила некоторое 

предпочтение ПСРМ, особенно щедрого предоставив место для цитирования высказываний 

представителей этой партии и представления ее в положительном свете. С другой стороны, 

президент Майя Санду и PAS были представлены в несколько отрицательном свете. 

Unimedia.info допустил случай использования ссылки на непроверяемые источники: 

«Некоторые эксперты прогнозируют конституционный кризис вдобавок к политическому 

кризису, кризису в сфере здравоохранения и экономики в Республике Молдова». 

 

Sputnik.md опубликовал 12 материалов по теме мониторинга, в которых выявлено 

несколько нарушений: 

• Обобщение: «Решение КС от 16 февраля прокомментировали эксперты в данной 

области»; 

• Непредоставление права на ответ. Игорь Додон обвинил Майю Санду и PAS в 

попытке узурпировать власть в государстве, и им не было предоставлено право на 

ответ; 

• Тенденциозные заголовки: «Домника Маноле поставила на место Майю Санду». 

https://www.youtube.com/watch?v=r1OHMpN4tHM&feature=emb_logo
https://www.youtube.com/watch?v=cHAdhE1TppU
https://primelestiri.md/ro/primele-stiri-23-februarie-2021-21-00---108113.html
https://www.publika.md/decretul-maiei-sandu-neconstitutional_3096523.html
https://rtr.md/vesti-moldova/102215447/
https://www.jurnaltv.md/news/10cfe65c4172c985/jurnalul-orei-19-23-februarie.html
https://unimedia.info/ro/news/1fe67eba7ab908de/video-maia-sandu-refuza-sa-mai-inainteze-vreun-canditat-la-functia-de-premier-la-anticipate-sau-la-referendum-oamenii-vor-decide.html
https://sputnik.md/politics/20210223/33731801/CC-examineaz-sesizarea-socialitilor---detalii-.html
https://sputnik.md/politics/20210223/33748384/Dodon-decizia-CC.html
https://sputnik.md/politics/20210223/33748504/Domnica-Manole-o-pune-la-punct-pe-Maia-Sandu-.html


 

7 

 

Kp.md опубликовал 4 материала о решении КС. Редакция осветила тему тенденциозно, 

предвзято и с несколькими деонтологическими нарушениями, в числе которых: 

• Смешивание фактов с мнениями: «Домника Маноле поставила на место Майю 

Санду»;  «С видом прокурора президент Санду вышла на брифинг после решения 

Конституционного суда»; 

• Тенденциозные заголовки: «Президент Молдовы продолжит воевать с 

парламентом»; 

• Манипулятивная техника «спасителя нации»/«мессии»: «Партия социалистов, 

как крупнейшая фракция в парламенте, по-прежнему готова сделать всё 

необходимое для быстрого выхода из этого кризиса». 

 

Тема 2. Политические консультации президента Майи Санду с парламентскими 

партиями для определения кандидата на пост премьер-министра 

 

Контекст: 15 марта 2021 г. президент Майя Санду пригласила парламентские фракции на новые 

консультации для определения кандидата на должность премьер-министра. Консультации были 

организованы на следующий день, 16 марта. Во время обсуждений между социалистами и главой 

государства Мариана Дурлештяну, кандидат от большинства ПСРМ- Pentru Moldova на пост премьер-

министра, заявила, что отзывает свою кандидатуру. По окончании консультаций Майя Санду назначила 

временно исполняющего обязанности председателя PAS Игоря Гросу кандидатом на должность премьер-

министра Республики Молдова.  

 

Общие выводы: Судя по тому, как СМИ подошли к информации, стали очевидны 

политические «предпочтения» некоторых из них. Некоторые СМИ в отрицательном 

свете представили президента Майю Санду и членов PAS. С другой стороны, те же 

учреждения в положительном свете представляют Игоря Додона и членов ПСРМ (Accent 

TV, NTV Moldova, Primul în Moldova, Kp.md). 

 

Общественный телеканал Moldova 1 транслировал новость о консультациях президента 

Майи Санду с парламентскими фракциями и назначении Игоря Гросу на должность 

премьер-министра, а также другую новость об объявлении Марианы Дурлештяну об отказе 

от роли кандидата на должность премьер-министра от парламентского большинства 

ПСРМ-Pentru Moldova. В обоих материалах Moldova 1 представил информацию 

нейтрально, беспристрастно и без нарушений. 

 

NTV Moldova транслировал две новости на указанную тему, в которых 

несбалансированно распределено по источникам эфирное время для прямых цитат. 

Например, NTV Moldova предоставил Игорю Додону почти в четыре раза больше эфирного 

времени для заявлений (около 2 минут в 2 выступлениях), чем другим политикам/лидерам 

парламентских фракций. 

 

Accent TV представил информацию тенденциозно и пристрастно, допустив: 

• Нечеткое представление информации. Accent TV ни в одной из новостей не 

упомянул о заявлении Марианы Дурлештяну о том, что она отказывается оставаться 

кандидатом на должность премьер-министра от парламентского большинства 

ПСРМ-Pentru Moldova; 

• Смешивание фактов с мнениями: «Первоначально Игорь Гросу, чьи заявления 

противоречат друг другу, сказал, что борьба с пандемическим кризисом будет 

приоритетной, после чего он объявил период, на его взгляд, благоприятный для 

проведения досрочных выборов». 

 

https://www.kp.md/daily/27243/4371970/?utm_campaign=internal&utm_medium=section_politics_page%25252525253D1&utm_source=quote_preview&utm_term=11
https://www.kp.md/daily/27243/4371970/?utm_campaign=internal&utm_medium=section_politics_page%25252525253D1&utm_source=quote_preview&utm_term=11
https://www.kp.md/daily/27241/4371993/?utm_campaign=internal&utm_medium=section_politics_page%25252525253D1&utm_source=quote_preview&utm_term=17
https://www.kp.md/daily/27241/4371993/?utm_campaign=internal&utm_medium=section_politics_page%25252525253D1&utm_source=quote_preview&utm_term=17
https://www.kp.md/daily/27241/4371993/?utm_campaign=internal&utm_medium=section_politics_page%25252525253D1&utm_source=quote_preview&utm_term=17
https://www.kp.md/daily/27243/4371946/?utm_campaign=internal&utm_medium=section_politics_page%25252525253D1&utm_source=quote_preview&utm_term=12
http://trm.md/ro/mesager/mesager-din-16-martie-2021
https://www.youtube.com/watch?v=Lte0iZ48Y0Y
https://a-tv.md/sinteza-zilei-18-30-lansarea-oficiala-16-03-2021/


 

8 

Primul în Moldova подошел к этой теме в стиле, во многом похожем на стиль каналов NTV 

Moldova и Accent TV. Информация была представлена пристрастно и со следующими  

нарушениями: 

• Смешивание фактов с мнениями: «Политическая ситуация и способы выхода из 

учрежденческого тупика обсуждались фракциями и парламентскими группами с 

президентом Майей Санду, хранившей молчание более месяца…»;  

• Ссылка на непроверяемые источники: «По словам некоторых участников 

дискуссий, сегодняшним жестом Майя Санду продемонстрировала, что она больше 

не настаивает на том, чтобы начать досрочные выборы, и даже стремится к 

назначению функционального правительства»; 

• Внушение/манипуляции посредством видеоизображений. Тогда как в случае 

лидеров фракций ПСРМ, Партии «Шор», ДПМ и Группы «Pro Moldova» по 

телеканалу транслировались кадры с организованных ими брифингов, в случае с 

представителями PAS Primul în Moldova проиллюстрировал сказанное 

видеокадрами с длинной очередью из машин скорой помощи в Центр скрининга для 

больных COVID-19 на Moldexpo, и, таким образом, внушается, что PAS является 

политическим формированием, ответственным за ситуацию, связанную с пандемией 

Covid-19. 

 

RTR Moldova и Jurnal TV транслировали 2 и 3 новости по теме мониторинга 

соответственно. Оба телеканала отражали информацию нейтрально и беспристрастно. 

 

TV6 при освещении 4 новостей по теме мониторинга прибегал к тенденциозным 

заголовкам («Президент нажимает на переключатель») и в одном случае допускает 

смешивание фактов с мнениями («В то же время кажется, что Майя Санду сменила 

приоритеты. Официально она утверждает, что справиться с пандемическим кризисом 

важнее, однако не отказывается и от идеи о досрочных выборах»). 

 

Prime TV транслировал 3 новости по теме мониторинга, в которых выявлены: 

• Тенденциозные заголовки: «Премьер-министр из рукава президента»; 

• Смешивание фактов с мнениями: «Любопытно и то, что Александру Слусарь 

отменил пресс-брифинг, назначенный на этот вечер…»; «Похоже, что политик 

ничего не знал о заявлении Дурлештяну…». 

 

Unimedia.info опубликовал 14 новостей по теме мониторинга. В одной из них портал не 

предоставил права на ответ президенту Майе Санду и представителям PAS, которых 

Игорь Додон обвинил в том, что «они продолжают сеять хаос в стране». 

 

Kp.md опубликовал 4 статьи, в которых осветил информацию поверхностно, предвзято, 

пристрастно и выборочно подходил к мнениям вовлеченных и упомянутых лиц. Редакция 

подробно представила реакцию ПСРМ и Игоря Додона на события того дня, полностью 

проигнорировав комментарии других партий или политиков. Таким образом, Kp.md 

нечетко (техника нечеткого представления информации) и выборочно представил 

информацию о теме мониторинга. Редакция также допустила следующие нарушения: 

• Тенденциозные заголовки и информация, представленная вне контекста: 

«Санду выдвигает Игоря Гросу, который обозвал приднестровцев сепаратистами, 

на пост премьер-министра Молдовы». В первом туре президентских выборов в 

ноябре 2020 г. Игорь Гросу назвал «сепаратистами» не жителей Приднестровья, а 

лидеров региона; 

• Смешивание фактов с мнениями: «Мариана Дурлештяну отозвала свою 

кандидатуру на должность премьер-министра, а президент Молдовы Майя Санду 

https://www.youtube.com/watch?v=uQfVlXb5SgE
https://rtr.md/vesti-moldova/102217977/
https://www.jurnaltv.md/news/f1ea428793e77b2b/jurnalul-orei-19-16-martie.html
https://www.youtube.com/watch?v=AbqaAstoFO8
https://primelestiri.md/ro/primele-stiri-16-martie-2021-21-00---108924.html
https://unimedia.info/ro/news/0844074217b6f868/f.html
https://www.kp.md/online/news/4223187/
https://www.kp.md/online/news/4223187/


 

9 

выдвинула кандидатом в премьер-министры лидера фракции PAS Игоря Гросу… 

Тоже мне – премьер для всех – называется…». 

 

Sputnik.md опубликовал 15 материалов на эту тему. Редакция тенденциозно освещала 

события в некоторых новостях, выставляя в положительном свете ПСРМ и Игоря Додона, 

а в отрицательном – президента Майю Санду, PAS и некоторых представителей этой партии 

(Игоря Гросу). В этом случае были выявлены:  

• Обобщение: «Эксперты: Каковы шансы Гросу стать премьер-министром и кто 

может оказать давление, чтобы за него проголосовали»; 

• Ссылка на непроверяемые источники: «Многие эксперты придерживаются 

мнения, что президент Майя Санду пытается вернуться к нормальному 

конституционному положению, судя по тому, что она снова пригласила фракции 

на переговоры». Эта фраза встречается в 3 из 15 новостей, опубликованных 

Sputnik.md; 

• Смешивание фактов с мнениями: «Лидер социалистов был скуп на слова и только 

уточнил, что провел беседу с Марианой Дурлештяну». 

 

Тема 3. Объявление чрезвычайного положения на территории Республики Молдова 

 

Контекст: 30 марта 2021 г. Правительство приняло постановление, призывающее Парламент объявить в 

стране чрезвычайное положение на 60 дней. На следующий день, 31 марта, проект закона о введении 

чрезвычайного положения был представлен в Парламенте тремя депутатами-социалистами, включен в 

повестку дня и утвержден 52 голосами парламентского большинства ПСРМ и Платформы «Pentru 

Moldova».  

 

Общие выводы: За исключением общественного телеканала Moldova 1   и каналов RTR 

Moldova, Prime TV и Publika TV, все другие СМИ допустили деонтологические нарушения 

и/или прибегли к методам манипуляции. Больше всего нарушений было выявлено в случае с 

NTV Moldova, Primul în Moldova, Accent TV, Kp.md и Sputnik.md: это смешивание фактов с 

мнениями, непредоставление права на ответ и выборочное представление заявлений. Что 

касается техник дезинформации, чаще всего применялись техники «спасителя нации»,  

«внутреннего врага» и нечеткое предоставление информации. 

 

NTV Moldova представил эту тему предвзято, несбалансированно и только с одной точки 

зрения – ПСРМ. NTV Moldova допустил следующие нарушения: 

• Нечеткое предоставление информации. Редакция не представила информацию 

полностью и всесторонне. NTV Moldova построил новость исключительно на 

основании заявлений временно исполняющего обязанности премьер-министра 

Аурелиу Чокоя, позвучавших в его речи с трибуны законодательного собрания. При 

этом NTV Moldova не упомянул о мерах, предусмотренных на время чрезвычайного 

положения  и указанных в принятом решении. 

• Выборочное освещение высказываний. NTV Moldova не приводил мнения какой-

либо парламентской фракции, кроме мнения ПСРМ, представленной Игорем 

Додоном. 

• Непредоставление права на ответ. NTV Moldova включил заявления лидера 

ПСРМ Игоря Додона, обвинившего президента Майю Санду в «противодействии 

полномочному правительству», при этом ей не было предоставлено права на ответ. 

• Манипулятивная техника «спасителя нации» и «внутреннего врага». NTV 

Moldova представил ПСРМ как партию, заботящуюся о людях и желающую для них 

только добра. С другой стороны, президент Майя Санду и PAS якобы заботятся  

только о собственном политическом имидже, принимая решения во вред людям. 

Пример: «[из-за пандемии – прим. автора.] ПСРМ, даже имея сильную поддержку 

https://sputnik.md/radio_podcasturi/20210316/33996192/Ce-se-va-intampla-astazi-la-discutiile-dintre-Sandu-si-fractiunile-parlamentare.html
https://sputnik.md/politics/20210316/34003429/Democratii-au-discutat-cu-Maia-Sandu-Ce-cred-despre-aceste-consultari.html
https://sputnik.md/politics/20210316/34007695/Cum-a-comentat-Dodon-refuzul-Durlesteanu-de-a-fi-desemnat-premier.html
https://www.youtube.com/watch?v=g2K6HIUlYD4


 

10 

в АТО Гагаузия, предложила перенести выборы в Народное Собрание». Напротив, 

PAS и Майя Санду «настаивают на проведении досрочных парламентских выборов 

во время пандемии». 

 

Primul în Moldova передал 2 новости, в которых информация была представлена так же, 

как и на NTV Moldova, с той разницей, что в них были включены мнения других 

парламентских фракций. Однако при освещении этой темы редакция проявила 

тенденциозность, выражая предпочтение ПСРМ и представив президента Майю Санду и 

членов PAS в отрицательном свете. В этом случае были выявлены:  

• Смешивание фактов с мнениями: «Легкомысленное поведение депутатов PAS 

оскорбило их коллег в Парламенте, напомнивших им, что каждый день десятки 

людей оплакивают близких, унесенных  вирусом-убийцей»; 

• Тенденциозные заголовки: «Санду выводит армию на улицы». 

 

 

Accent TV допустил следующие нарушения: 

• Смешивание фактов с мнениями: «Последняя капля в чаше терпения». Так 

временно исполняющий обязанности премьер-министра объяснил свое решение 

явиться в Парламент и потребовать объявить в стране чрезвычайное положение. 

Для большей убедительности чиновник приводил конкретные цифры…»; 

• Тенденциозный подбор высказываний/нечеткое представление информации: 

«Чокой также ответил депутатам, стремившимся провести политический пиар 

по поводу возможного локдауна». Вместе с тем ни в одной из новостей Accent TV 

не привел никаких заявлений, кроме заявлений временно исполняющего 

обязанности премьер-министра; 

• Манипулятивная техника «спасителя нации» и «внутреннего врага». «Лидер 

социалистов уточнил, что депутаты от ПСРМ не допустят проведения выборов, 

пока не остановится распространение вируса»,  тогда как «Майя Санду намерена 

организовать выборы». ПСРМ представлена в положительном свете (техника 

«спасителя нации»), а PAS и Майя Санду – в отрицательном (техника 

«внутреннего врага»). 

 

Moldova 1 и RTR Moldova передали одну и две новости соответственно об объявлении 

Парламентом чрезвычайного положения, с которых начался выпуск новостей. Оба 

телеканала передавали информацию нейтрально и беспристрастно, предоставив эфирное 

время всем парламентским фракциям. Аналогичным образом Prime TV и Publika TV 

освещали информацию нейтрально и беспристрастно, однако использовали один и тот же 

сценарий, текст и видеоизображения.  

 

TV6 передал 4 новости по теме мониторинга, допустив следующие нарушения: 

• Смешивание фактов с мнениями: «Тогда вопрос решили с помощью принуждения, 

и теперь действуют так же. Майя Санду выводит армию на улицы на время 

чрезвычайного положения, как сделал в прошлом году бывший президент Игорь 

Додон»; 

• Тенденциозные заголовки: «Санду выводит армию на улицы. Солдаты будут 

патрулировать улицы, как во времена Игоря Додона»; 

• Обобщение: «Новые ограничения, введенные с объявлением чрезвычайного 

положения, пугают граждан. Многие жители столицы сказали нам, что не 

представляют, на что они будут жить, если будет введен особый режим...». 

 

Jurnal TV нейтрально и беспристрастно проинформировал о событии. Однако редакция в 

одном случае допустила смешивание фактов с мнениями: «На трибуну вышел и один из 

https://www.youtube.com/watch?v=n_gtMxUAvzo
https://a-tv.md/sinteza-zilei-18-30-lansarea-oficiala-31-03-2021/
http://trm.md/ro/mesager/mesager-din-31-martie-2021
https://rtr.md/vesti-moldova/102219772/
https://primelestiri.md/ro/primele-stiri-31-martie-2021-21-00---109529.html
https://www.publika.md/parlamentul-a-votat-instituirea-starii-de-urgenta-in-moldova_3099084.html
https://www.youtube.com/watch?v=dJSGI6w3dYo
https://www.jurnaltv.md/news/842734eb79af0a2e/jurnalul-orei-19-31-martie.html


 

11 

авторов инициативы, депутат от ПСРМ Василе Боля, который, в том числе, морально 

поддержал народных избранников, проявив несерьезное отношение к своему проекту». 

 

Kp.md опубликовал 3 материала о введении чрезвычайного положения или с упоминанием 

о нем. Редакция представила информацию тенденциозно, выборочно и недостаточно 

беспристрастно, допустив несколько нарушений, в числе которых: 

• Техника «внутреннего врага»/Внушение. В одном из материалов KP.md 

упомянул об инициативе по введению чрезвычайного положения, обсуждавшейся 

на заседании ВСБ 13 марта, и предположил, что Майя Санду и PAS, «обладающая 

полноценным мандатом, не предприняла решительных действий для управления 

пандемическим кризисом»; 

• Непредоставление права на ответ. В другой новости министр юстиции Фадей 

Нагачевски обвинил Майю Санду и представителей PAS в отсутствии конкретных 

шагов по урегулированию кризиса, вызванного пандемией, при этом KP.md не 

предоставил указанным лицам права на ответ; 

• Нечеткое представление информации. KP.md представил информацию по теме 

мониторинга выборочно и неполно, не упомянув дискуссии и дебаты, проведенные 

в связи с решением о введении чрезвычайного положения. 

 

Sputnik.md опубликовал восемь новостей по теме мониторинга. Редакция представила 

информацию и высказывания выборочно. Судя по подходу к событиям, с одной стороны, 

Sputnik.md в положительном свете представил Правительство, временно исполняющего 

обязанности премьер-министра Аурелиу Чокоя, ПСРМ и ее представителей, а с другой 

стороны, нечетко представил информацию о других парламентских партиях, во многом 

игнорируя заявления представителей этих политических формирований (выборочное 

освещение заявлений и информации/нечеткое представление информации). Вместе с 

тем Sputnik.md допустил и случай смешивания фактов с мнениями: «Временно 

исполняющий обязанности премьер-министра Аурелиу Чокой представил в Парламенте 

апокалиптический сценарий на случай, если депутаты не поддержат голосованием 

объявление чрезвычайного положения». 

 

Unimedia.info опубликовал 5 материалов о введении Парламентом чрезвычайного 

положения. Преимущественно Unimedia.info рассматривает эту тему поверхностно, 

уделяя больше внимания сенсационным моментам (заявлениям депутата ПСРМ Василе 

Боля) и нечетко представляя определенную информацию – так, например, ни одна новость 

не содержит реакций парламентских фракций на установление чрезвычайного положения. 

В то же время в обеих новостях, касавшихся депутата Василе Боля, Unimedia.info допустил 

смешивание фактов с мнениями: «Ранее Боля вышел из себя и использовал нецензурные 

выражения во время выступления с трибуны Парламента»; «Председатель Юридической 

комиссии Василе Боля вышел из себя и использовал нецензурные выражения во время 

выступления с трибуны Парламента». 

 

Тема 4. Решение Конституционного суда о роспуске Парламента Республики Молдова 

 

Контекст: 29 марта 2021 г.  президент Республики Молдова Майя Санду подала обращение в 

Конституционный суд (КС) об установлении обстоятельств, оправдывающих роспуск Парламента. 15 

апреля 2021 г. судьи высшей судебной инстанции рассмотрели обращение, и голосованием 3 из 5 судей было 

установлено, что существуют обстоятельства для роспуска законодательного органа. 

 

Общие выводы: За исключением Prime TV, Publika TV и Unimedia.info, другие редакции 

допустили деонтологические нарушения и/или прибегли к техникам манипуляции. 

Некоторые средства массовой информации «забыли» осветить точку зрения 

https://sputnik.md/society/20210331/34201369/Ciocoi-vom-ajunge-la-80-100-de-mori-pe-zi-.html
https://sputnik.md/society/20210331/34201369/Ciocoi-vom-ajunge-la-80-100-de-mori-pe-zi-.html
https://sputnik.md/society/20210331/34201369/Ciocoi-vom-ajunge-la-80-100-de-mori-pe-zi-.html
https://sputnik.md/society/20210331/34201369/Ciocoi-vom-ajunge-la-80-100-de-mori-pe-zi-.html


 

12 

определенных политических партий на это решение, и нечеткое предоставление 

информации, особенно заявлений некоторых организаций, послужило одним из наиболее 

часто используемых методов манипулирования. Смешивание фактов с мнениями, 

непредоставление права на ответ и выборочное освещение заявлений стали наиболее 

часто выявлявшимися деонтологическими нарушениями. 

 

Primul în Moldova представил информацию тенденциозно и предвзято, допустив 

следующие нарушения: 

• Тенденциозный подбор высказываний/нечеткое представление информации. 

Юристов Парламента непосредственно цитировали трижды, общее время 

трансляции составляло одну минуту, а Майю Санду непосредственно цитировали 

только один раз, длительность ее речи составила около 20 секунд; 

• Непредоставление права на ответ. Игорь Додон обвинил судей КС Домнику 

Маноле, Любу Шову и Николае Рошку в «узурпации власти в государстве», а Майю 

Санду – в «перенимании методов олигарха Владимира Плахотнюка». Ни одному из 

упомянутых лиц Primul în Moldova не предоставил права на ответ; 

• Обобщение: «… конституционные эксперты утверждают, что сегодняшнее 

заседание было лишено всякой логики». 

 

NTV Moldova освещал тему мониторинга поверхностно и представил информацию 

выборочно (нечеткое представление информации), тенденциозно и предвзято. На этом 

канале были выявлены следующие нарушения: 

• Пристрастный подбор заявлений. NTV Moldova включил в новости только 

реакцию Игоря Додона на решение КС, проигнорировав реакцию Президентуры, 

политиков и парламентских политических партий (нечеткое представление 

информации); 

• Непредоставление права на ответ. Игорь Додон обвинил Майю Санду в 

«узурпации власти в государстве». NTV Moldova не предоставил главе государства 

права на ответ. 

 

Accent TV выразил предпочтение Игорю Додону и Партии социалистов и представил 

президента Майю Санду и PAS в отрицательном свете. Accent TV допустил следующие 

нарушения: 

• Непредоставление права на ответ. Игорь Додон обвинил президента Майю Санду 

в «узурпации власти в государстве», и ей не было предоставлено право на ответ; 

• Смешивание фактов с мнениями: ; «Хорошие люди» Майи Санду показали свое 

истинное лицо. (…) Вооруженные флагом ЕС, демонстранты восхваляли Санду, 

после чего сосредоточили свое внимание на депутате ПСРМ Василе Боля…»; 

• Обобщение: «Парламентарии утверждают, что Майя Санду рубит сук, на 

котором сидит не только она сама, но и все…»; 

• Техника «внутреннего врага. Майя Санду и Президентура представлены Accent 

TV как создающие хаос в стране; 

• Ирония: «Участники демонстрации приветствовали ее с улыбкой и собрались 

вокруг нее (Майи Санду – прим. автора.), явно игнорируя социальную дистанцию не 

менее одного метра». 

 

Moldova 1 транслировал 2 новости о решении КС о роспуске законодательного органа. 

Общественный телеканал прибег к обобщению: «Президент Майя Санду не может 

распустить Парламент, так как в стране действует чрезвычайное положение. Такого 

мнения придерживаются конституционные эксперты. Более того, они заявляют, что 

решение КС не означает обязательного проведения досрочных парламентских выборов». 

 

https://www.youtube.com/watch?v=dn33-qDsok8&t=1s
https://www.youtube.com/watch?v=gx3ZW5uZbgs
https://a-tv.md/sinteza-zilei-18-30-lansarea-oficiala-15-04-2021/
http://trm.md/ro/mesager/mesager-din-15-aprilie-2021


 

13 

RTR Moldova передал новость по теме мониторинга, в которой представил информацию 

нейтрально, но в завершение материала включил только реакцию лидера ПСРМ Игоря 

Додона на решение, не уравновешивая новость мнениями представителей других 

парламентских фракций (тенденциозный подбор высказываний/нечеткое 

представление информации). 

 

TV6 при освещении информации использовал тенденциозные заголовки: «Выборы во 

время борьбы с вирусом» и допустил случаи смешивания фактов с мнениями: «… 

Последовал ряд реакций со стороны депутатов. Большинство парламентских фракций 

раскритиковали это решение и выступили с обвинениями в адрес президента Майи Санду, 

одновременно бросая упреки в адрес Президентуры. Поддержали ее только бывшие 

однопартийцы». 

 

Jurnal TV выделил теме мониторинга почти 1/3 всего эфира выпуска новостей (4 новости). 

Редакция прибегла к использованию тенденциозных заголовков: «Гнев в лагере 

социалистов».  

 

Prime TV и Publika TV освещали тему мониторинга в основном одинаково. Обе редакции 

представляли информацию нейтрально и беспристрастно, предоставляя возможность 

высказать мнения и выступить с заявлениями всем участникам событий или 

заинтересованным сторонам. 

 

Unimedia.info опубликовал 14 новостей о решении КС, представив информацию 

нейтрально и беспристрастно, не допуская каких-либо деонтологических нарушений. 

 

Sputnik.md опубликовал 16 материалов по теме мониторинга или связанных с ней. 

Редакция предвзято и пристрастно представила тему, это особенно выражалось в том 

смысле, что она поддерживала тех, кто выступает против идеи роспуска законодательного 

собрания и организации парламентских выборов. В материалах, опубликованных на 

портале, выявлены следующие нарушения: 

• Непредоставление права на ответ. В одной из новостей лидер ПСРМ Игорь Додон 

обвинил Майю Санду в узурпации власти в государстве и в действиях по методам 

Владимира Плахотнюка, однако президенту и/или Президентуре не предоставили 

права на ответ; 

• Выборочное представление заявлений. Sputnik.md процитировал заявления 

ПСРМ, ППДП, ДПМ, Платформы «Pentru Moldova», «Нашей Партии» и Pro 

Moldova, игнорируя реакцию PAS. 

 

Kp.md опубликовал 3 статьи по теме мониторинга. Редакция изложила информацию 

поверхностно, тенденциозно и предвзято, представив Майю Санду в негативном свете, а 

членов ПСРМ – в положительном. Kp.md допустил следующие нарушения: 

• Смешивание фактов с мнениями: «Президент Молдовы Майя Санду лично 

пришла на заседание Конституционного суда сегодня, 15 апреля 2021. Как это 

называется в цивилизованном обществе? Давление на суд?»; 

• Тенденциозные и ироничные заголовки: «Удовлетворение Санду: 

Конституционный суд решил – досрочным парламентским выборам в Молдове 

быть, несмотря на пандемию»; 

• Ссылка на непроверяемые источники: «Стоит отметить, что президент Молдовы 

Майя Санду лично пришла на заседание КС, что было расценено как давление на 

суд». KP.md не упомянул, кто конкретно расценил участие президента Санду в 

заседании КС как вмешательство в правосудие. 

 

https://rtr.md/vesti-moldova/102221602/
https://www.youtube.com/watch?v=dWJsc20xVNc
https://www.jurnaltv.md/news/db6c2c91187268d3/jurnalul-orei-19-15-aprilie.html
https://primelestiri.md/ro/primele-stiri-15-aprilie-2021-21-00---110163.html
https://www.publika.md/cc-a-constatat-ca-sunt-intrunite-circumstantele-pentru-dizolvarea-parlamentului-_3100171.html
https://sputnik.md/politics/20210415/34396282/Ce-spune-liderul-PSRM-Igor-Dodon-despre-decizia-Curtii-Constitutionale-.html
https://www.kp.md/online/news/4259542/
https://www.kp.md/online/news/4259542/
https://www.kp.md/online/news/4259542/
https://www.kp.md/online/news/4260034/
https://www.kp.md/online/news/4260034/
https://www.kp.md/online/news/4260034/
https://www.kp.md/online/news/4260034/
https://www.kp.md/online/news/4260034/
https://www.kp.md/online/news/4260034/


 

14 

Тема 5. Учреждение избирательного блока ПСРМ-ПКРМ 

 

Контекст: 12 мая 2021 г. социалист Игорь Додон объявил в посте в Facebook, что после заседания 

Республиканского Совета ПСРМ было принято решение о том, что ПСРМ и ПКРМ создадут общий 

избирательный блок для участия в избирательной кампании и досрочных парламентских выборах 11 июля. 

Позже в тот же день лидер ПКРМ Владимир Воронин и лидер ПСРМ Игорь Додон подписали официальный 

документ об учреждении политформирования. 

 

Общие выводы: Телеканалы NTV Moldova, Accent TV, Primul în Moldova и онлайн-

платформа Sputnik.md придерживались одинакового подхода к этой теме, выражая 

предпочтение и представляя в положительном свете ПСРМ и представителей этого 

политического формирования. В числе наиболее частых нарушений в остальных случаях – 

тенденциозный и пристрастный выбор утверждений и смешивание фактов с мнениями. 

 

В телевизионном выпуске новостей NTV Moldova применил манипулятивную технику 

«внешнего и внутреннего врага». NTV Moldova освещал событие исключительно на 

основе опубликованного в Facebook заявления лидера ПСРМ Игоря Додона, где 

подчеркивается, что «…суверенитет Республики Молдова находится в опасности, а 

интересы молдавского народа менее приоритетны, чем интересы других стран, в том 

числе планы по преобразованию территории нашей страны в поле для военных маневров. 

Внешние факторы… Иностранная колония…», таким образом, внушая (техника 

внушения), что правые партии («внутренний враг»), не называемые конкретно, якобы 

виновны в таком положении дел. Вместе с тем на своей онлайн-платформе NTV Moldova 

опубликовал еще 3 новости по теме мониторинга. В них редакция допустила использовала 

манипулятивные заголовки, а также допустила случаи обобщения: «Молодежь 

приветствует решение двух формирований, ПСРМ и ПКРМ, учредить избирательный 

блок»; «Блок ПСРМ и ПКРМ может получить большинство в будущем Парламенте, по 

мнению аналитиков». 

 

При освещении темы Primul în Moldova применял тот же сценарий, использовал тот же 

текст и те же изображения, что и NTV Moldova. При этом редакция допустила следующие 

нарушения: 

• Техника «внешнего и внутреннего врага». Primul în Moldova выбрал и 

подчеркнул только заявления Игоря Додона и некоторых интервьюируемых, все из 

которых отметили, что «Молдова находится в опасности из-за зарубежных сил»  

(техника «внешнего врага»), «правые партии продвигают интересы других 

государств» (техника «внутреннего врага»); 

• Обобщение: «Решение политиков приветствуется жителями государства, 

желающими стабильности в нейтральной и независимой стране»; 

• Тенденциозный подбор мнений. Во время интервью и опроса общественного 

мнения журналисты Primul în Moldova выбирали и передавали только мнения тех, 

кто, с одной стороны, с радостью отзывался о создании этого избирательного блока, 

а с другой стороны, подчеркивал «опасность и иностранную агрессию», то, что 

«какой-то иностранец может явиться ко мне домой и указывать мне, что 

делать». 

 

Accent TV транслировал новость о создании блока социалистов и коммунистов, в которой 

представил информацию тенденциозно, открыто выразив поддержку ПСРМ и ПКРМ и 

описывая представителей двух партий в положительном свете. При этом редакция прибегла 

к обобщению: «Учреждение избирательного блока ПСРМ-ПКРМ еще на этапе 

переговоров вызвало волну реакций в общественном пространстве. Политологи считают, 

что вокруг этого блока может сплотиться левый электорат». 

https://www.youtube.com/watch?v=BDaEuecfOzY&t=66s
https://ntv.md/news/40986
https://ntv.md/news/40986
https://ntv.md/news/40986
https://ntv.md/news/40984
https://ntv.md/news/40984
https://www.youtube.com/watch?v=2K5M5VhgKV4&t=239s
https://a-tv.md/sinteza-zilei-18-30-lansarea-oficiala-12-05-2021/


 

15 

 

TV6 транслировал новость по теме мониторинга, также опубликованную на сайте. 

Телеканал допустил смешивание фактов с мнениями: «Соглашение о создании 

избирательного блока ПСРМ и ПКРМ было подписано председателем социалистов Игорем 

Додоном и лидером коммунистов Владимиром Ворониным, несмотря на то, что он 

бесчисленное количество раз критиковал Додона за предательство партии». 

 

RTR Moldova и общественный телеканал Moldova 1 транслировали по одной новости,, 

представив информацию нейтрально и без деонтологичских нарушений. 

 

Jurnal TV транслировал новость о создании избирательного блока ПСРМ-ПКРМ. Освещая 

эту информацию, канал в одном случае допустил смешивание фактов с мнениями: «За 

десять лет, прошедших с тех пор, как Игорь Додон покинул Партию коммунистов, 

Владимир Воронин десятки раз жестко критиковал его, обвинял в отсутствии 

достоинства и высмеивал его. Додон также не скупился на едкие замечания в адрес 

Воронина. Лейтмотивом словесных дуэлей между ними были предательства». 

 

Prime TV передал новость по теме, являющейся предметом мониторинга. Редакция 

представила информацию нейтрально и без деонтологических нарушений. Publika TV 

опубликовал новость на официальном сайте, сопровождавшуюся видеороликом, скорее 

напоминавшим предвыборную рекламу. В него вошли изображения подписания лидерами 

ПСРМ и ПКРМ соглашения об учреждении избирательного блока. Ролик сопровождается 

звуковой дорожкой, а логотип ПСРМ виден как в его начале, так и в конце. 

 

Портал Kp.md опубликовал три материала по теме мониторинга. Редакция освещала тему 

тенденциозно и необъективно, представляя ПСРМ и ПКРМ в положительном свете. Были 

выявлены следующие нарушения: 

• Смешивание фактов с мнениями: «Скорее всего, по многим вопросам будет общее 

видение…»; 

• Тенденциозный подбор заявлений. В одной из статей Kp.md указывал в заголовке, 

что Владимир Воронин будет включен в список нового избирательного блока 

первым, после чего новость преимущественно сводится к обвинениям Игоря Додона 

в адрес посла ЕС в Республике Молдова Петера Михалко: как указывается в статье, 

лидер социалистов обвинил его во «вмешательстве во внутренние дела 

государства» (техника «внешнего врага»). В этом случае Kp.md обязан был 

предоставить право на ответ упомянутому лицу, чего не произошло 

(непредоставление права на ответ). 

 

Sputnik.md опубликовал 4 новости о создании избирательного блока ПСРМ-ПКРМ или со 

ссылкой на него, где допустил случай смешивания фактов с мнениями: «Обе партии 

убеждены в необходимости объединения патриотических политических сил, способных 

победить на выборах и сформировать профессиональное, ответственное, опытное 

правительство, действующее в интересах граждан страны, а не в интересах внешних 

сил». 

 

Unimedia.info опубликовал 5 новостей о создании избирательного блока ПСРМ-ПКРМ и 

его регистрации в ЦИК. Тема была представлена нейтрально, без деонтологических 

нарушений.  

 

 

ВЫВОДЫ 

 

https://www.youtube.com/watch?v=IicjQKH6x8I&t=902s
https://rtr.md/vesti-moldova/102224798/
http://trm.md/ro/mesager/mesager-din-12-mai-2021
https://www.jurnaltv.md/news/c2d904e05796b876/jurnalul-orei-19-12-mai.html
https://primelestiri.md/ro/primele-stiri-12-mai-2021-21-00---111018.html
https://www.publika.md/igor-dodon-si-vladimir-voronin-au-semnat-documentul-oficial-de-creare-a-blocului-electoral-al-psrm-si-pcrm_3102041.html
https://www.kp.md/online/news/4291209/
https://www.kp.md/online/news/4291209/
https://sputnik.md/politics/20210512/34723623/PSRM-si-PCRM-au-depus-la-CEC-actele-pentru-unregistrarea-blocului-electoral.html


 

16 

В период мониторинга (15 февраля – 15 мая 2021 г.) все 12 учреждений, в отношении 

которых проводился мониторинг, допустили хотя бы одно нарушение деонтологических 

норм. Наиболее распространенными нарушениями остаются смешивание фактов с 

мнениями и непредоставление права на ответ упомянутым или обвиненным лицам. За ними 

следуют выборочное представление информации и/или заявлений, обобщение и ссылка на 

непроверяемые источники. 

 

С одной стороны, в отчетный период все чаще стали использоваться тенденциозные 

заголовки (NTV Moldova, Accent TV, Primul în Moldova и Kp.md). С другой стороны, 

навешивание ярлыков почти исчезло из списка деонтологических нарушений. 

 

В то же время за 3 месяца мониторинга значительно увеличилось количество случаев 

нечеткого представления информации, причиной которого служит тенденция некоторых 

СМИ преуменьшать важность той или иной темы, представляющей общественный интерес, 

и/или обходить вниманием заявления политиков или политических партий, не 

соответствующе разделяемым ими политическим предпочтениям (Accent TV, NTV 

Moldova, Primul în Moldova и Kp.md). 

 

Чаще всего применялись техники «внутреннего и внешнего врага» и «спасителя нации»  

(NTV Moldova, Accent TV, Primul în Moldova), а также обобщения (Accent TV, Kp.md, 

Televiziunea Centrală). Предвзятый выбор заявлений и источников новостей является 

одним из деонтологических нарушений, по-прежнему допускаемых многими СМИ, в 

отношении которых проводился мониторинг. Следующее по частоте за ним нарушение 

заключается в том, что редакции обычно цитируют представителей политических партий, 

которым они симпатизируют, и почти полностью игнорируют заявления представителей 

партий, сторонниками которых они не являются. По этой причине происходит политизация 

освещаемых тем. В частности, речь идет о телеканалах NTV Moldova, Accent TV, Primul 

în Moldova и онлайн-платформе Kp.md, открыто поддерживающих ПСРМ, и TV6, 

поддерживающее Партию «Шор».  

 

RTR Moldova, Jurnal TV и общественный телеканал Moldova 1 – медиаучреждения, 

допустившие наименьшее количество деонтологических нарушений. Однако в отдельных 

случаях они также прибегали к смешиванию фактов с мнениями (Jurnal TV), обобщениям 

(Moldova 1), нечеткому представлению информации (RTR Moldova).  

 

Prime TV и Publika TV одинаковым образом освещали информацию по темам 

мониторинга, основываясь на одном и том же сценарии и с использованием одних и тех же 

видеоизображений или формулировок, при этом допуская смешивание фактов с мнениями 

и формулируя тенденциозные заголовки. Также действовали и NTV Moldova, Accent TV и 

Primul în Moldova, аналогичным образом освещавшие информацию.  

 

В случае Sputnik.md сообщалось о таких нарушениях, как смешивание фактов с мнениями, 

непредоставление права на ответ, тенденциозные заголовки и обобщения, а в случае Kp.md 

– манипулятивная техника «внутреннего врага», нечеткое представление информации, 

смешивание фактов с мнениями, непредоставление права на ответ, обобщения, ироничные 

и тенденциозные заголовки, ссылки на непроверяемые источники. Unimedia.info прибегал 

к непредоставлению права на ответ и смешиванию фактов с мнениями, а TV6 – к 

обобщениям, смешиванию фактов с мнениями, тенденциозным заголовкам и ссылкам на 

непроверяемые источники.  

 

РЕКОМЕНДАЦИИ 

 



 

17 

• Совету по телевидению и радио (СТР), на основании ст. 75 (Полномочия Совета по 

телевидению и радио) и ст. 86 (Сотрудничество с гражданским обществом) 

Кодекса аудиовизульных медиауслуг Республики Молдова следует принять 

представленную здесь информацию к сведению и осуществлять мониторинг 

телеканалов, в отношении содержимого которых поступают сообщения о наличии 

манипулирующей информации. 

• Редакторам телеканалов рекомендуется следить за выпускаемым ими содержимым, 

чтобы оно соответствовало миссии прессы, заключающейся в информировании 

общественности и в надлежащем сообщении о фактах, а не в исполнении желания 

политических сил продвигать свои интересы и нападать на соперников. 

• Репортерам рекомендуется сообщать с мест событий обо всех значимых фактах, 

беспристрастно и с проверкой информации, а не выборочно и односторонне. В то же 

время следует понимать, что предоставление права на ответ лицам, упомянутым или 

обвиненным в новости, обязательно и является одним из основных правил 

журналистики. 

• Медиапотребителям рекомендуется обращаться за информацией к различным 

источникам во избежание риска получить ошибочную и манипулирующую 

информацию. 

http://lex.justice.md/md/378387/
http://lex.justice.md/md/378387/

