



## **Мониторинг СМИ в ходе избирательной кампании к досрочным парламентским выборам 11 июля 2021 года**

Отчет № 1  
1-10 июня 2021 года



Kingdom of the Netherlands

*Данный отчет составлен при финансовой поддержке Бюро  
Посольства Нидерландов в Молдове.*

## **Общая информация**

**Цель и задачи проекта:** Мониторинг и информирование общественности о деятельности средств массовой информации в ходе избирательной кампании и о доступе конкурентов на выборах к СМИ. Задача мониторинга – провести анализ журналистских тенденций, которые могут повлиять на работу СМИ и поставить под угрозу их способность предоставлять общественности достоверную, беспристрастную и плюралистическую информацию.

**Период мониторинга:** 1 июня – 10 июля 2021 года

### **Критерии отбора средств массовой информации для мониторинга:**

- Аудитория / воздействие: национальное, региональное
- Тип СМИ: аудиовизуальные
- Форма собственности: государственная, частная
- Язык вещания: румынский, русский

### **Список СМИ, охваченных мониторингом:**

Moldova 1 (19:00) – государственный телеканал, национальное покрытие, вещает на румынском и русском;

Prime TV (21:00) – частный телеканал, национальное покрытие, вещает на румынском и русском;

Primul în Moldova (18:00) – частный телеканал, национальное покрытие, вещает на румынском и русском;

Publika TV (онлайн-версия) – частный телеканал, национальное покрытие, вещает на румынском и русском;

Jurnal TV (19:00) – частный телеканал, региональное покрытие, вещает на румынском и русском;

NTV Moldova (19:00) – частный телеканал, региональное покрытие, вещает на румынском и русском;

RTR Moldova (20:00) – частный телеканал, региональное покрытие, вещает на румынском и русском;

TV 8 (19:00) – частный телеканал, региональное покрытие, вещает на румынском и русском;

Pro TV (20:00) – частный телеканал, региональное покрытие, вещает на румынском;

TV6 (19:00) – частный телеканал, региональное покрытие, вещает на румынском и русском.

## **СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ**

ЦПА – центральная публичная администрация

МПА – местная публичная администрация

АОР – Альянс за объединение румын

ЦИК – Центральная избирательная комиссия

ИБКС – Избирательный блок коммунистов и социалистов

ИБРУ – Избирательный блок «Ренато Усатый»

ПКД-ГК – Партия коллективного действия – Гражданский конгресс

ПСЕД – Партия «Строим Европу дома»

ПДС – Партия «Действие и солидарность»

ПРОМ – Партия развития и объединения Молдовы

ПДД – Партия «Демократия – дома»

ДПМ – Демократическая партия Молдовы

ПЗС – Партия Закона и справедливости

ПП NOI – Политическая партия NOI

ППДП – Партия «Платформа Достоинство и правда»

ППСН – Политическая партия «Сила народа»

ПППП – Политическая партия «Партия за перемены»

ПП «Шор» – Политическая партия «Шор»

ПНЕ – Партия национального единства

ЭПЗ – Экологическая партия зеленых

ДПСН – Движение профессионалов «Speranța-Надежда»

## 2. Методология

Был проведен мониторинг всего содержимого главных ежедневных выпусков новостей на каждом телеканале и были проанализированы материалы, имеющие прямое или косвенное отношение к выборам. Материалы были подвергнуты оценке с точки зрения содержания и контекста, чтобы определить, ставят ли их авторы в выгодное или невыгодное положение отдельные партии/другие политические формирования. Материалы были также проанализированы в соответствии со следующими критериями объективного освещения:

**Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность.** Согласно Кодексу об аудиовизуальных медиауслугах (КоАМ), в силу основного права на информирование поставщики медиауслуг должны соблюдать следующие требования: а) обеспечение четкого различия между фактами и мнениями; б) информирование о факте или событии должно быть достоверным, а информация должна проверяться и представляться беспристрастно и добросовестно (ст. 13 (1)). В то же время, согласно нормам деонтологии, новости должны быть беспристрастными и объективными и не должны поддерживать отдельные партии/группы или отдельных людей в ущерб другим. Наличие дискриминационных элементов в репортажах и новостях свидетельствует о том, что действительность представлена с точки зрения журналиста. Фильтрация новостей и минимальный анализ истории и контекста также говорят о защите интересов отдельных субъектов, а не общественности в целом. А ст. 69 (5) Кодекса о выборах предусматривает, что средства массовой информации не должны проявлять привилегированное отношение к конкурентам на выборах в силу их социального статуса и/или должностей, занимаемых их кандидатами.

**Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников.** Чтобы быть корректными и сбалансированными, материалы должны представлять все задействованные стороны, особенно когда речь идет о конфликтных ситуациях, и проявлять равное отношение к оппонентам. Также, СМИ должны обеспечивать доступ к различным взглядам, чтобы помочь аудитории прийти к собственному мнению о событиях. КоАМ гласит, что в новостных аудиовизуальных программах, где точность и достоверность информации являются основополагающими критериями, сведения должны поступать из проверенных источников, быть документально подтвержденными фактами, обеспечивать правдивую и беспристрастную подачу событий и сбалансированно отражать различные мнения (ст. 13 (4)).

### **Языковой стиль и видеоряд**

Намеренное использование преувеличений и предосудительных выражений, таких как ругательства или ярлыки в адрес определенных лиц или организаций, а также обработка изображений таким образом, чтобы представить определенных персонажей в отрицательном свете, вызывают серьезные сомнения относительно соблюдения этических и профессиональных стандартов. Поведение журналистов выглядит неэтичным и тогда, когда изображения не соответствуют действительности, когда они подделаны, или когда новости сопровождаются кадрами, не имеющими отношения к тексту. КоАМ запрещает транслировать репортажи, в отношении которых имеются основания полагать, что они пропагандируют, разжигают, популяризируют или оправдывают расовую ненависть, ксенофобию, антисемитизм или другие формы ненависти, основанные на нетерпимости или дискриминации по признаку пола, расы, национальности, религии, ограничения возможностей или сексуальной ориентации (ст. 11 (2)).

## **3. Данные мониторинга**



### **Moldova 1**

#### **Освещение избирательной кампании**

В период с 1 по 10 июня 2021 года, в десяти выпусках новостей *Mesager*, телеканал Moldova 1 передал 72 новости на тему выборов, общим объемом 5293 секунд (около 1,5 часов). В этих материалах в основном освещались следующие темы: регистрация кандидатов и их вступление в кампанию к досрочным выборам; приоритеты кандидатов в разных сферах деятельности (экономика, здравоохранение, диаспора, судопроизводство); решения ЦИК; соцопросы на тему выборов; обвинения одних участников избирательного процесса против других; протесты, организованные некоторыми кандидатами в связи с недостаточным количеством избирательных участков за рубежом; увеличение налога на недвижимость; увеличение цен на топливо. Как правило, сюжеты на тему выборов содержали только информацию о действиях кандидатов, без дополнительной информации. Все соответствующие новости были включены в рубрику «Досрочные парламентские выборы 2021».

#### **Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность**

В течение отчетного периода, Moldova 1 освещал действия конкурентов на выборах корректно и беспристрастно, не смешивая факты с мнениями и не искажая информацию

с целью поддержать или поставить в неблагоприятное положение отдельных кандидатов. Исключение составили два материала, в которых ощущается доля пристрастности по отношению к Игорю Додону, ИБКС. Так, в выпуске *Mesager* 4 июня был показан сюжет, основанный на онлайн-передаче Игоря Додона, в которой он сказал, что «тенденции, которые мы отмечаем в наших внутренних опросах, а также в тех, которые публикуются ... после создания ИБКС мы растем, и видим, что основная партия, наш оппонент ПДС, снижается». Репортер не проверяет информацию и не ссылается на дополнительные данные, о результатах последних соцопросов, согласно которым ПДС получает 39% голосов избирателей, а ИБКС – 33,4% голосов, о чем Moldova 1 сообщил в выпуске новостей 1 июня. Новость дополнена выступлением Игоря Додона (не имеющим отношение к заголовку новости), о порте Джурджулешть, который якобы был продан Европейскому банку реконструкции и развития за 1000 евро: «Если я не ошибаюсь, в законе о статусе порта Джурджулешть (специальный закон), указано, что ни один стратегический объект, в том числе Джурджулешть, не может быть продан без согласия Правительства. Земля порта – государственная собственность, и если кто-то попытается использовать порт в ущерб интересам государства, любая операция может быть отменена». Поскольку защита государственности является одной из предвыборных идей, активно продвигаемых ИБКС, становится очевидным, что кандидат ИБКС представляется в благоприятном контексте, в роли защитника стратегических целей государства.

В выпуске 9 июня был показан сюжет о запросе депутатов ПСРМ в адрес Правительства возместить ущерб фермерам, пострадавшим от дождей. Новость сбалансирована, но включает дополнительную информацию, которая показывает намерение поддержать ИБКС: «Социалисты также констатируют, что за последние два года удалось остановить незаконную приватизацию, благодаря вмешательству бывшего президента Игоря Додона». Это утверждение дополнило высказывание кандидата ИБКС Влада Бэтрынчи, который, тем не менее, восхваляя достижения ПСРМ за последние годы, не упоминает Игоря Додона: «С 2019 года не было ни одного случая отчуждения движимого и недвижимого имущества, рейдерских атак. Мы считаем, что на эти важные изменения мы, социалисты, 35 депутатов в 2019 году, были серьезно настроены, и мы осуществили то, что обещали гражданам, а еще принесли и свободу, и доступ к информации». Следовательно, упоминание «вмешательства бывшего президента Игоря Додона» показывает намерение поддержать его.

Тон представления кандидатов в отчетный период на Moldova 1 был нейтральным.

Телеканал передал также 4 сюжета о предвыборных соцопросах (1 июня, 8 июня, 9 июня и 10 июня), соблюдая, при этом, *Положение об освещении избирательной кампании к досрочным парламентским выборам от 11 июля 2021 года средствами массовой информации Республики Молдова*<sup>1</sup>. Во всех этих сюжетах присутствовала информация о названии организации, проводившей опрос, о дате или периоде времени его проведения, о примененном методе, о размере выборки и максимальной погрешности, о заказчике и источнике финансирования. Информация об извещении ЦИК о проведении опроса

---

<sup>1</sup> *Положение об освещении избирательной кампании к досрочным парламентским выборам от 11 июля 2021 года средствами массовой информации Республики Молдова: Поставщики медиауслуг вправе сообщать о результатах опросов общественного мнения на предвыборную тематику не позднее 5 дней до дня выборов, только если они сопровождаются следующей информацией: название организации, которая проводила опрос; дата или период времени проведения опроса и примененный метод; размер выборки и максимальная погрешность; заказчик опроса и источник финансирования; доказательство извещения ЦИК о проведении опроса на предвыборную тематику в соответствии со ст. 70 ч. (10) Кодекса о выборах. В случае экзит-поллов, должно быть представлено решение ЦИК об их проведении.*

присутствовала только в одном материале, переданном 1 июня. В остальных 3 сюжетах не говорится, была ли ЦИК извещена о проведении этих опросов.

### **Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников**

Для документирования соответствующих 72 материалов Moldova 1 прямо и косвенно цитировал 130 источников. Как правило, основными источниками были кандидаты на выборах, ЦИК, представители центральной публичной администрации. Граждане были источниками в двух новостных сюжетах.

С точки зрения частоты, отмечается большее присутствие представителей ИБКС и ПДС, у которых было больше всего непосредственных появлений на экране и упоминаний и наибольший объем выступлений.

*Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений / Top-10*

Цитируемые/упоминаемые субъекты	Частота	Продолжительность прямых и косвенных появлений на экране, секунды
ИБКС	15	371
ПДС	18	359
ППДП	14	186
ПРОМ	5	162
АОР	8	112
ИБРУ	7	105
ПСЕД	4	104
ДПМ	5	90
ПНЕ	5	64
ППСН	2	58

ПЗС цитировали/упоминали 3 раза (38 с.), ПП «Шор» – 4 раза (24 с.), ПДД – 2 раза (20 с.), а ЭПЗ и ПП NOI – по одному разу.

Чаще всего, новости о регистрации кандидатов и их вступлении в кампанию включали только заявления первоисточников, без иных мнений на соответствующую тему и/или без дополнения материала справочной информацией.

В новостных сюжетах о конфликтных ситуациях было обеспечено право на ответ и сбалансированность источников (19 из 21 материала). В 2 сюжетах право на ответ не было обеспечено. В одном из них, в выпуске Mesagerul 7 июня, речь шла об обвинениях кандидата ИБКС Богдана Цырдя, по словам которого «ПДС состоит из коррумпированных чиновников и миллионеров», а «после кражи века, ЛДПМ сделала ребрендинг и стала ПДС. Теперь они хорошие, а главное, честные люди. Давайте взглянем на списки ПДС. Игорь Гросу, замминистра образования в 2013-2015 годах, первый в списках ПДС сегодня, участвовал в приватизации ВЕМ и в голосовании за кражу миллиарда. Наталья Гаврилицэ, вторая по списку, работала в Министерстве образования в 2013-2015 годах, также член команды ЛДПМ». Упоминание в завершении сюжета о том, что «официальный представитель фракции, Аурика Жардан, не ответила на телефон», не достаточно, чтобы сбалансировать новость, поскольку раз уж редакция сочла достаточно важными обвинительные высказывания одного из кандидатов на выборах, ей следовало предпринять достаточные усилия для фактического подтверждения и для сбалансированного представления разных мнений, в соответствии с Кодексом об аудиовизуальных медиауслугах (ст. 13 (4)).

Вторая новость, вышедшая в выпуске 8 июня, сообщает о протесте, организованном несколькими членами партии ПСЕД перед прокуратурой района Сынжерей, по словам которых «давление со стороны некоторых государственных учреждений усилилось после того, как лидер ПСЕД Георгий Кавкалюк сообщил о тайной встрече между прокурорами и политиками, на которой обсуждались возможные варианты исключения ПСЕД из предвыборной гонки». Сюжет дополнен аналогичным высказыванием кандидата ПСЕД Георгия Кавкалюка, и со стороны репортера не было заметно усилий для получения комментария у прокуратуры района Сынжерей.

Moldova 1 не обеспечил сбалансированности источников по гендерному принципу: мужчины цитировались/упоминались 76 раз, а женщины – 24 раза (24%).

### **Языковой стиль и видеоряд**

В новостных сюжетах об избирательной кампании Moldova 1 использовал нейтральный язык. Видеоряд соответствовал нормам деонтологии.



**Jurnal TV**

### **Освещение избирательной кампании**

В период мониторинга, телеканал Jurnal TV освещал избирательную кампанию в восьми выпусках новостей *Jurnalul orei 19.00*, передав 40 сюжетов, прямо или косвенно касавшихся выборов. Общий объем соответствующих новостей составил 4862 секунд (1,3 часа). Основными темами были деятельность ЦИК, регистрация конкурентов на выборах, их вступление в избирательную кампанию с представлением приоритетов, освещение результатов соцопроса и обвинений некоторых конкурентов против других. Кроме того, были показаны новости с реакцией конкурентов, граждан и экспертов в связи с количеством избирательных участков за рубежом и на левом берегу Днестра. В репортажах, непосредственно касавшихся выборов, освещалось большинство конкурентов на выборах, с кратким представлением их обещаний, однако без дополнительной информации, мнений граждан или экспертов, что позволило бы составить более полное впечатление о намерениях кандидатов.

### **Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность**

Все 40 новостей, имеющих прямое или косвенное отношение к выборам, были в целом объективными и беспристрастными, и в них не было замечено нарушений норм деонтологии. Материалы, непосредственно касавшиеся выборов (36 из 40), представляли информацию без предвзятости, смешивания фактов с мнениями или тенденциозного подхода. Телеканал сообщал о конкурентах на выборах как минимум в одном новостном сюжете в день, не отдавая предпочтения ни одному из них.

Jurnal TV проявил нейтральное отношение ко всем кандидатам, которые были действующими лицами в основном материалов о регистрации в ЦИК или вступлении в избирательную кампанию. В репортажах не было замечено попыток поддержать отдельных конкурентов или поставить их в неблагоприятное положение.

В отчетный период Jurnal TV показал репортаж о результатах соцопроса (8 июня), в котором предпочтения избирателей были представлены беспристрастно. Опрос был представлен в соответствии с *Положением об освещении избирательной кампании к*

досрочным парламентским выборам от 11 июля 2021 года средствами массовой информации Республики Молдова, с указанием его выборки, погрешности и источников финансирования. Телеканал не упомянул, был ли опрос утвержден в ЦИК.

### **Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников**

В период мониторинга, Jurnal TV обеспечил относительное разнообразие источников. В 40 сюжетах на тематику выборов было процитировано 99 источников, в основном кандидатов, членов ЦИК, иностранных наблюдателей, экспертов, граждан.

С точки зрения частоты появлений на экране, ИБКС, ПДС, ППДП и ПНЕ занимают первые позиции. В топ-3 по продолжительности прямых и косвенных появлений вошли ПЗС (123 с.), ПНЕ (106 с.) и ПДС (102 с.). ИБРУ, АОР, ПРОМ, ПНЕ, ПП NOI, ПДД и ПЗС были упомянуты по два раза, а ЭПЗ, ППСН, ПППП и ПКД-ГК имели по одному прямому или косвенному появлению на экране. В то же время, в нескольких новостях были перечислены все конкуренты, зарегистрированные в ЦИК для участия в досрочных парламентских выборах.

#### *Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений / Топ-10*

Цитируемые/упоминаемые субъекты	Частота	Продолжительность прямых и косвенных появлений на экране, секунды
ИБКС	5	79
ПДС	4	102
ППДП	3	95
ИБРУ	2	64
ПНЕ	3	106
ПЗС	2	123
ПДД	2	89
АОР	2	68
ПРОМ	2	59
ПП NOI	2	49

В новостях о регистрации кандидатов и их вступлении в кампанию цитировались только первоисточники, без других мнений. Репортеры ограничились представлением заявлений кандидатов, участвующих в предвыборной гонке, без дополнения материала справочной информацией.

В то же время, из 11 сюжетов о конфликтных ситуациях, в 10 была обеспечена сбалансированность источников. Только в одном подобном сюжете, 7 июня, в котором сообщалось, что «дело о посредниках в мошеннической схеме импорта электроэнергии в 2008 году было возобновлено», а «в отношении Игоря Додона и Владимира Плахотнюка будет проведено уголовное следствие», сбалансированность источников не была обеспечена. Новость представляет простой обзор событий, начиная с 2008 года и до решения прокуроров возобновить дело, и не включает мнение обвиняемых по этому делу.



С точки зрения обеспечения гендерного равенства, телеканал отдавал приоритет мужчинам, которые цитировались/упоминались 58 раз, а женщины – 24 раза (29%).

### **Языковой стиль и видеоряд**

В отчетный период, в выпусках новостей на Jurnal TV не было замечено использования выражений, способных дискриминировать конкурентов на выборах или ставить их в неблагоприятное положение. Ярлыки и кадры, не соответствующие действительности или этическим и профессиональным нормам, не использовались.



**NTV Moldova**

### **Освещение избирательной кампании**

В период с 1 по 10 июня 2021 года, NTV Moldova передал восемь выпусков новостей в 19:00, в которые вошло 69 сюжетов, прямо или косвенно касающихся выборов, общим объемом 12 080 секунд (более 3,3 часов). 46 из этих сюжетов вошли в рубрику «Выборы 2021». Новости, непосредственно касавшиеся выборов, освещали в основном достижения и намерения ИБКС, уличные опросы граждан, поддерживающих ИБКС, и лидеров партий, создавших блок. Часть новостей также освещали обвинения представителей ИБКС против их политических оппонентов, особенно ПДС, относительно их нечестности. Почти одна седьмая часть (10) предвыборных новостей освещала действия партий, участвующих в досрочных выборах, однако без дополнительной информации. В 7 новостях сообщалось о результатах трех соцопросов, а в 4 – о текущей деятельности ЦИК. Большинство сюжетов, имеющих косвенное отношение к выборам (15), показанные вне рубрики «Выборы 2021», сообщали о достижениях примаров, аффилированных ПСРМ, особенно при поддержке центральных властей. Почти все эти материалы дополнялись голосами граждан, которые поддерживали успехи примаров ПСРМ, подчеркнутые NTV Moldova.

### **Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность**

Вопреки Кодексу об аудиовизуальных медиауслугах, Кодексу о выборах, а также Деонтологическому кодексу журналиста Республики Молдова, в отчетный период NTV Moldova передавал в основном пристрастные новости (52 пристрастных сюжета из 69).

Представители ИБКС были представлены исключительно в положительном свете (32 раза), и 7 раз нейтрально. NTV Moldova в обширных материалах сообщал о предвыборных обещаниях ИБКС; о текущих законодательных предложениях (например, предложение о введении семейного капитала по инициативе экс-президента Игоря Додона); о предвыборных встречах в населенных пунктах и учреждениях; о достижениях правления ПКРМ или Игоря Додона в качестве президента Молдовы; о заявлениях политика в онлайн-передаче «Президент Игорь Додон отвечает», когда он утверждает, что после создания блока *«мы растем»*, а *«основная партия, наш оппонент ПДС, падает»*. В поддержку ИБКС, выпуски новостей дополнялись голосами граждан, которые *«вспоминают с ностальгией о временах, когда государственными делами занималась команда коммунистов под руководством Владимира Воронина»* (4 июня), или уличными опросами граждан, в которых *«Люди приветствуют социальные инициативы команды под руководством Владимира Воронина и Игоря Додона»*, такие как увеличение пенсий, открытие аптек и ремонт дорог в селах (9 июня).

В период с 1 по 10 июня, вне рубрики «Выборы 2021» NTV Moldova показал 14 репортажей из регионов Молдовы, сообщая о достижениях 14-ти примаров ПСРМ: ремонт дорог, особенно благодаря правительственной программе «Хорошие дороги»; ремонт сетей освещения; капитальный ремонт детских садов; оформление парков (как минимум в одном случае при поддержке благотворительного фонда Галины Додон Din suflet); строительство водопроводов; подключение к газораспределительной сети; и т.д. За несколькими исключениями, интервьюируемые примары были представлены как «примар ПСРМ». В большинстве случаев, они подчеркивали эффективное сотрудничество за время своего мандата с центральной публичной администрацией, с районной администрацией и некоторыми депутатами-социалистами. Например: *«Между Правительством и примэриями происходит очень продуктивное сотрудничество. Господин окружной депутат Савва Олег Якобич [Олег Савва, депутат ПСРМ], я говорю открыто, помогал, когда бы я ни обращался, и вечером, и утром, и ночью»* (Геннадий Грэдинарь, с. Пьетросу), или *«Нам очень нужна поддержка Правительства, депутатов, президента. (...) Без их помощи, с местным бюджетом, большие достижения невозможны»* (Алла Цэрану, с. Албинецул Векь).

Все репортажи сопровождалось уличными опросами людей, поддерживающих достижения примаров. В нескольких из этих материалов, NTV Moldova прибегнул к обобщению и смешиванию фактов с мнениями: *«Качество жизни людей из села Албинецул Векь района Фэлешть существенно изменилось за последний год»* (2 июня); *«Люди говорят, что все эти инициативы местных властей улучшают жизнь на селе»* (3 июня); *«(...) сумел внушить жителям надежду, что можно хорошо жить и в провинции»* (10 июня); и т.д. В некоторых случаях, новости сопровождалось надписями, усиливавшими текст о достижениях местных чиновников, такими как *«Изменения в облике Албинецул Векь»* (2 июня); *«Человек освящает место»* (4 июня); *«Изменения к лучшему в Пьетросу»* (7 июня); *«Судьба села в руках примара»* (9 июня); и т.д.

В то же время, в каждом выпуске новостей были сюжеты, в которых представители ИБКС обвиняли политических оппонентов в нечестности (ПДС); в продвижении «антинародных» законодательных инициатив, таких как увеличение пенсионного возраста, предоставление права иностранным гражданам покупать сельскохозяйственные земли в Молдове, ликвидация районов и примэрий (ПДС); в дискриминационном отношении к жителям с левого берега Днестра, когда противятся открытию избирательных участков в приднестровском регионе (ППДП и ПДС); и т.д. Чаще всего, представители ИБКС представлялись как спасители, а их оппоненты, в основном из ПДС, как враги ([метод манипулирования народного спасителя и врага](#)).

Тон представления ПДС был отрицательным во всех 9 случаях, когда речь шла об этом конкуренте. NTV Moldova проявил тенденциозность и отрицательный тон и в отношении президента Майи Санду, как минимум в 9 материалах, посвященных ей, или в которых она упоминалась. Например, 1 и 2 июня NTV Moldova показал развернутые материалы о визитах Майи Санду в регионы страны. 1 июня, в репортаже продолжительностью около 7 минут (пятая часть выпуска новостей), NTV Moldova осветил визит Майи Санду в Единец, где жители с севера страны *«протестовали против антинародных политик президентуры и пренебрежительного отношения президента к обычным людям»*. В репортаж включены кадры, на которых протестующие скандируют обвинения в адрес Майи Санду. Тенденциозное отношение NTV Moldova проявилось в обобщении, смешивании фактов с мнениями и несбалансированности источников: *«Без церемонии встречи, Майю Санду быстро провели в здание, куда заранее привели только сторонников и членов одной политической партии. Людей, которые не поддерживают Майю Санду, выгнали (...) Агрессивное и выборочное отношение к жителям города еще*

*сильнее усугубили напряженность»; «Жертвами ситуации были и дети из района Единец. В концертном зале Дома культуры была запланирована церемония по случаю Международного дня защиты детей. Майя Санду занимала зал в течение почти двух часов, а родители и дети оставались на улице»; «Когда закончилось заседание Районного совета, Майя Санду была вынуждена вновь узнать, что о ней думают люди» (за этой фразой последовали кадры, на которых мужчина скандировал: «Самый лживый президент!»); и т.д. В конце материала, репортер говорит, что до избирательной кампании Майя Санду очень редко бывала в районах. Президентуре право на ответ не было предоставлено.*

И 2 июня, в начале выпуска новостей, в трех последовательных материалах NTV Moldova проявил тенденциозность и отрицательный тон в отношении Майи Санду. В первом материале из выпуска, в продолжение событий из Единец, где Майя Санду сказала, что подала законодательную инициативу об увеличении минимальной пенсии, телеканал цитирует интернет-портал, утверждавший, что президент Молдовы сказала неправду. Материал сопровождался надписью: *«Говорит одно, а делает другое»*. Во втором материале журналисты утверждают, что *«Майю Санду заставили проявить уважение в Кэушень»*, где президент якобы попыталась вывести прессу из зала заседаний. В начале материала NTV Moldova напомнил о том, что Майя Санду взяла на себя обязательство перед прессой, пообещав, что президентура станет прозрачным учреждением. Телеканал утверждает, что *«вступив в должность, Майя Санду заговорила по-другому»*, уточняя, что *«Майя Санду уже отличилась как президент, который не организует пресс-конференции и отказывается отвечать журналистам»*. В третьем сюжете из этого выпуска новостей, журналисты NTV Moldova подчеркнули, что *«президент Майя Санду и партии правого толка намерены ликвидировать две трети районов и примэрий»*, процитировав депутатов ПСРМ.

Телеканал проявил тенденциозность и в отношении партий, продвигающих объединение с Румынией. Например, 7 июня, в материале о предвыборном мероприятии ПНЕ, журналисты отметили: *«У молдавского Парламента одна миссия – объединение с Румынией. Это стремление в будущем Парламенте будет продвигать ПНЕ, предвыборная программа которой состоит из одной цели – лишить Молдову независимости»*. Материал сопровождался тенденциозной надписью: *«Ликвидация государства – единственная цель»*. В выпуске новостей 7 июня NTV Moldova также передал новость о вступлении АОР в избирательную кампанию, упомянув Дорина Киртоакэ, который *«руководил примэрией столицы более десяти лет»* и *«заявил, что главными виновниками проблем страны являются политики, руководившие страной в последние годы»*.

В 4 сюжетах NTV Moldova проявил нейтральное отношение к трем конкурентам на выборах (ДПМ, ПСЕД и ПЗС). В выпусках новостей в 19:00 не было материалов о мероприятиях других конкурентов, что можно расценить как умалчивание.

В отчетный период телеканал передал 7 материалов о результатах трех предвыборных соцопросов (1, 8, 10 июня). Телеканал в целом учел требования *Положения об освещении избирательной кампании к досрочным парламентским выборам от 11 июля 2021 года средствами массовой информации Республики Молдова*. Однако в этих сюжетах NTV Moldova не сообщил о том, кто заказал опросы. В одном сюжете 10 июня о результатах опроса, проведенного Intellect Grup, телеканал подчеркнул, обобщая: *«Эксперты считают, что ПКРМ и ПСРМ смогут максимально мобилизовать электорат левого толка»*.

**Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников**

В отчетный период, 69 материалов, показанных NTV Moldova и проанализированных в рамках этого мониторинга, были документированы из 239 источников. В большинстве случаев основными источниками были представители ИБКС, местной публичной администрации, граждане.

NTV Moldova не обеспечил конкурентам на выборах равного доступа к новостям. В соответствующих материалах прямо или косвенно цитировались 9 кандидатов. Наибольшее присутствие в новостях было у представителей ИБКС, которые появлялись на экране в общей сложности 3280 секунд (0,9 часов), что составило четверть эфирного времени соответствующих материалов. ИБКС получил в 25-32 раза больше эфирного времени, чем другие процитированные или упомянутые конкуренты.

*Частота появления участников выборов в новостях и объем их выступлений*

Цитируемые/упоминаемые субъекты	Частота	Продолжительность прямых и косвенных появлений на экране, секунды
ИБКС	42	3280
ДПМ	3	134
ППДП	4	116
ПСЕД	3	89
ПНЕ	2	69
АОР	3	67
ПЗС	1	57
ПДС	12	54
ПППП	1	10

В 4 из 7 новостей о результатах предвыборных соцопросов была упомянута и ПП «Шор» или ее лидер Илан Шор.

28 новостей касались конфликтных ситуаций. Они содержали различные обвинения в адрес отдельных политических субъектов и участников выборов, и большинство из них (24) было несбалансированным.

Президентура и Майя Санду в качестве президента были упомянуты 11 раз, чаще всего в новостях о конфликтных ситуациях (за исключением сюжетов о результатах соцопросов), и в большинстве случаев им не было предоставлено право на ответ. Продолжительность прямых появлений на экране составила 82 секунды, а в нескольких случаях были включены более ранние цитаты Майи Санду с целью их опровержения. Были несбалансированными и 9 новостей о конфликтных ситуациях, в которых упоминалась ПДС, однако ей не было предоставлено право на ответ и не было предпринято достаточно усилий для обеспечения этого права. Например, в новости «Рыльце в пушку» (9 июня), в которой два кандидата ПДС обвиняются в нечестности, журналисты утверждают, что представитель ПДС Аурика Руснак-Жардан не ответила на телефон, чтобы прокомментировать. В одном материале 7 июня NTV Moldova цитирует депутата ПСРМ Богдана Цырдя, который утверждает, что несколько представителей ПДС проходят по уголовным делам: «В этом списке каждый второй либо миллионер, либо коррумпирован, либо имеет поддельный диплом». Согласно NTV Moldova, в этом случае Аурика Руснак-Жардан отказалась предоставить комментарий.

Была замечена несбалансированность и в уличных опросах граждан, которые либо критиковали деятельность Майи Санду, либо поддерживали инициативы ИБКС или достижения примаров, аффилированных с ПСРМ.

С точки зрения обеспечения гендерного равенства, отмечается относительная сбалансированность источников: мужчины цитировались/упоминались 114 раз, а женщины – 96 раз (45%).

### **Языковой стиль и видеоряд**

В отчетный период, NTV Moldova не применял в новостях дискриминирующих или ругательных выражений по отношению к кандидатам на выборах. Видеоряд в основном соответствовал этическим и профессиональным нормам. Тем не менее, как минимум в одном случае (9 июня), телеканал воспользовался архивной записью, где Майя Санду показана рядом с бывшим премьером Владом Филатом, обвиненным за коррупцию, чтобы проиллюстрировать новости о конфликтных ситуациях, таких как кража миллиарда или отчуждение государственного имущества, т.е. был использован [метод переноса образа](#).



### **Prime TV**

#### **Освещение избирательной кампании**

В период с 1 по 10 июня 2021 года, в восьми выпусках новостей *Primele Știri*, охваченных мониторингом, телеканал Prime TV передал 61 новостной сюжет, прямо или косвенно касающийся выборов, общим объемом 5659 секунд (около 1,5 часов), и два интервью, с Игорем Гросу от ПДС и Ионом Кику от ПРОМ. В значительной части проанализированных новостей сообщалось о регистрации кандидатов и их вступлении в кампанию к досрочным выборам, о деятельности ЦИК, соцопросах по поводу выборов, обвинениях одних участников выборов против других, о протестах некоторых кандидатов в связи с недостаточным количеством избирательных участков за рубежом и т.д. На Prime TV также было 6 материалов, имевших косвенное отношение к выборам, о деятельности представителей центральной и местной публичной администрации, о действиях президента Майи Санду, которые могли способствовать переносу положительного или отрицательного образа на определенных кандидатов на выборах. Как правило, репортажи на тему выборов не были развернутыми, и включали в основном информацию о действиях кандидатов, без дополнительной информации или мнений экспертов, которые помогли бы составить более четкую картину обещаний кандидатов.

#### **Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность**

В отчетный период, Prime TV в целом освещал действия конкурентов на выборах корректно. Большинство предвыборных новостей (57 из 61) представляли информацию беспристрастно, без нарушений по части отделения фактов от мнений или существенных отклонений от норм деонтологии, которые могли бы исказить информацию. В четырех сюжетах ощущалась некоторая тенденциозность, проявившаяся в выборе тем для освещения и цитат. Так, в выпуске новостей 4 июня был показан сюжет, освещающий две разные темы: первая часть сюжета включала мнение кандидата ИБКС Игоря Додона о помощи, которая будет предоставлена Молдове Европейским союзом. Была выбрана цитата *«Эти деньги важны для инфраструктуры, но я надеюсь, что они не будут использованы для гражданского общества, неправительственных организаций, которые будут отмывать эти деньги»*, которая дополняет более ранние инсинуации и домыслы ПСРМ о молдавском гражданском обществе и поддерживает идею о том, что эти субъекты замешаны в незаконной деятельности. Во второй части сюжета показано мнение Игоря Додона в связи с указом президента Санду об отставке Владислава Клина,

председателя Апелляционной палаты Кишинева. Додон оспаривает законность указа, заключая, что «Невозможно попасть в рай, занимаясь делами, за которые попадают в ад», и телеканал включает мнения экспертов, критикующих этот указ. Другая новость, показанная 2 июня, представляет мнение Игоря Додона о возможности решения политического кризиса в будущем Парламенте. Учитывая, что материал не включает мнения других партий, имеющих шансы попасть в Парламент, не понятен информационный повод этой темы, позаимствованной из другой телепередачи, и создается впечатление о поддержке Игоря Додона.

Тон представления кандидатов на выборах был нейтральным в абсолютном большинстве случаев. В то же время, было замечено предпочтительное отношение к представителям ИБКС, которые были поставлены в благоприятное положение большим числом появлений на экране (15), а в пользу ПП «Шор» была новость, имеющая косвенное отношение к выборам. Так, сюжет 7 июня о возобновлении работы детского парка развлечений в Оргееве явно носит рекламный характер, причем включает цитаты председателя оргеевского района и примара муниципия (оба – представители ПП «Шор»), а в конце говорится, что OrheiLand был открыт в то время, когда примаром был Илан Шор.

Телеканал показал в отчетный период 2 материала о предвыборных соцопросах (1 и 8 июня), в целом с учетом требований *Положения об освещении избирательной кампании к досрочным парламентским выборам от 11 июля 2021 года средствами массовой информации Республики Молдова*, однако в новости 1 июня не были указаны источники финансирования и заказчик исследования, что не соответствует требованиям.

#### **Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников**

Prime TV обеспечил в отчетный период относительно разнообразие источников. Для подготовки 61 проанализированного новостного сюжета было задействовано 150 источников. Основными источниками для большинства новостей были кандидаты на выборах, члены ЦИК, представители центральной публичной администрации, граждане.

С точки зрения частоты появлений на экране, отмечается большее присутствие в новостях представителей ИБКС, у которых было больше всего появлений или упоминаний и наибольший объем прямых и косвенных цитат по сравнению с другими кандидатами.

#### *Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений / Top-10*

Цитируемые/упоминаемые субъекты	Частота	Продолжительность прямых и косвенных появлений на экране, секунды
ИБКС	15	615
ПДС	14	225
АОР	11	187
ПРОМ	6	160
ДПМ	5	155
ППДП	7	145
ИБРУ	5	145
ПДД	5	120
ПП «Шор»	6	115
ППСН	4	107

ПЗС была процитирована/упомянута 3 раза (70 секунд), а ПНЕ, ЭПЗ и ПП NOI – по одному разу. Несколько раз в новостях были перечислены все конкуренты, зарегистрированные для выборов.

В большинстве новостей о регистрации кандидатов и их вступлении в кампанию мнения были представлены с одной точки зрения, без включения других мнений на тему и/или дополнения материала справочной информацией. В то же время, в большинстве новостей о конфликтных ситуациях, с прямыми обвинениями в адрес кандидатов на выборах, партий или местных и центральных властей, было обеспечено право на ответ и сбалансированность источников (30 из 35 подобных материалов). В пяти случаях телеканал не представил обе стороны конфликта. Например, осталась несбалансированной новость 4 июня о реакции Игоря Додона от ИБКС на указ президента об отмене указа о назначении председателя Апелляционной палаты, а также новость 2 июня о мнении ПСРМ в связи с *«административно-территориальными реформами, которые будут реализованы после выборов партиями правого толка и президентом Майей Санду по требованию международных финансовых организаций»*. Телеканал цитирует Игоря Додона, сообщая, что *«после такой реформы будут ликвидированы две трети районов и сел, а гражданам придется преодолевать десятки километров, чтобы решить свои проблемы с пенсиями, социальными выплатами или поиском работы»*. Prime TV включает и общее мнение представителей президентуры, однако не цитирует независимых экспертов, чтобы сбалансировать новость.

С точки зрения обеспечения гендерного равенства, телеканал отдавал предпочтение мужчинам, которые были процитированы/упомянуты 100 раз, в то время как женщины были процитированы/упомянуты 36 раз (26%).

### **Языковой стиль и видеоряд**

В новостях, переданных в отчетный период, Prime TV не использовал дискриминационных выражений в адрес конкурентов на выборах. Видеоряд был нейтральным и соответствовал этическим и профессиональным нормам.



**Primul în Moldova**

### **Освещение избирательной кампании**

В период с 1 по 10 июня 2021 года телеканал Primul în Moldova передал 54 новости на тему выборов, в восьми выпусках новостей в 18:00. Часть из них была включена в рубрику *«Выборы 2021»* (особенно сюжеты, непосредственно касавшиеся выборов). Общий объем соответствующих новостей составил 8936 секунд (около 2,5 часов). В значительной части проанализированных материалов сообщалось о предвыборных обещаниях ИБКС и о визитах представителей блока в разные населенные пункты, а также о вступлении в кампанию и предвыборных целях некоторых других формирований, о критике некоторых инициатив, об обвинениях ИБКС в адрес ПДС и Майи Санду, о деятельности ЦИК, о соцопросах. В число материалов, имеющих косвенное отношение к выборам, вошел ряд репортажей из населенных пунктов, руководство которых осуществляют примары от ПСРМ и в которых осуществляются проекты по развитию инфраструктуры. В то же время, в нескольких новостях говорилось о действиях президента Майи Санду в тесной связи с действиями ПДС.

В целом, в большинстве случаев новости были развернутыми, дополнялись прямыми цитатами, уличными опросами граждан, комментариями экспертов/аналитиков.

### **Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность**

В отчетный период *Primul în Moldova* осветил более половины предвыборных новостей тенденциозно и смешивая факты с мнениями, что запрещено Кодексом об аудиовизуальных медиауслугах (ст.13 (1) предусматривает обязательство отделять факты от мнений и информировать о событиях достоверно и беспристрастно). С одной стороны, телеканал поддержал ИБКС и представителей блока, представляя их в положительном свете, а с другой стороны, ставил в неблагоприятное положение и представлял в отрицательном свете ПДС и главу государства Майю Санду. Из 54 новостей, 32 (60%) были тенденциозными и не отделяли факты от мнений журналистов.

Телеканал *Primul în Moldova* в каждом выпуске новостей продвигал предвыборные цели и обещания ИБКС (некоторые из них были представлены как свершившийся факт), передав всего 22 положительных сюжета об этом формировании. В материалах сообщалось об обещаниях в рамках предвыборных встреч Игоря Додона с сотрудниками некоторых предприятий или учреждений, о мероприятиях по вступлению ИБКС в кампанию, о публикациях лидера ПСРМ в социальных сетях и его выступлениях в телепередачах. Некоторые инициативы, о которых сообщалось сначала в одном сюжете с цитированием первоисточников, повторялись в выпусках новостей в последующие дни, но с другим подходом. Один такой пример – проект учреждения так называемого материнского капитала, о котором 1 июня объявил кандидат ИБКС Владимир Односталко. 2 июня телеканал передал другой сюжет, с уличным опросом людей, хваливших эту инициативу, в котором было допущено смешивание фактов с мнениями и обобщение: *«[Инициативу] поддерживают молодые семьи из нашей страны»; «По мнению людей, правление социалистов заложило основы хороших проектов»; «За время правления социалистов были предприняты меры для поддержания семей с детьми».* Такой же сценарий был применен, например, в случае обещаний об индексации пенсий, продвигаемых на второй неделе мониторинга.

Еще один пример обобщения был замечен 3 июня в сюжете об обещании Игоря Додона, что *«ИБКС вернется к законам, заблокированным президентом Майей Санду, уже на первых заседаниях нового Парламента».* Ведущая сказала, что *«избиратели также считают, что эти приоритетные проекты необходимо поддержать».* 9 июня *Primul în Moldova* сообщил о *«положительных изменениях, происходящих в стране после падения режима Плахотнюка»*, которые случились *«благодаря вмешательству Игоря Додона»*, который в то время был президентом страны.

В положительном тоне были представлены сюжеты, имеющие косвенное отношение к выборам, в которых сообщается о проектах инфраструктуры в селах и коммунах, возглавляемых примарами социалистами: ремонт дорог, подключение к газораспределительной сети и водопроводу, ремонт школ и детских садов и т.д. Значение в них имели и сопровождающие надписи: *«Еще один пример возрождения населенного пункта»*, *«Инвестиции в благополучие людей».*

Следует отметить, что большинство положительных новостей об ИБКС заканчивалось фразой: *«В бюллетенях для голосования на досрочных выборах 11 июля ИБКС будет под номером 6».*

С другой стороны, тон представления ПДС и президента Санду был отрицательным в 31 сюжете из 54, которые вошли в мониторинг. Телеканал передал несколько новостей, наводящих на вывод о том, что районы страны будут ликвидированы и будут приняты



законы, позволяющие иностранцам покупать сельскохозяйственные земли, что служило поводом для дискредитации главы государства и переноса отрицательного образа на ПДС. Распространялись такие идеи, как «*Майя Санду не предприняла никаких мер, чтобы увеличить уровень минимальной пенсии в стране*», «*ропуск Парламента и инициирование досрочных выборов президентом Майей Санду лишило работников системы здравоохранения увеличения зарплат на 40%*», «*Майя Санду подозревается в том, что она пользуется проблемами в сфере юстиции для приобретения политического капитала в ходе текущей кампании*». Касательно ПДС, 4 июня телеканал начал один новостной сюжет с утверждения, что «*ПДС не является монополистом на правом фланге, и значительная часть граждан разочаровалась в этом формировании*», причем источник этого утверждения не был указан. Вместо этого, цитировались лидеры других формирований правого толка, которые в одной телепередаче заявили, что не откажутся от избирательной кампании в пользу ПДС.

В другой тенденциозной новости, 1 июня, сообщалось о визите Майи Санду в Единец, где ее освистала группа людей, причем факты были смешаны с мнениями: «*Трудный день для Майи Санду*»; «*Антинародные политики и невежество президента*»; «*Агрессивное и выборочное отношение*»; «*Жертвами ситуации стали и дети*»; «*Забаррикадировалась за сотней полицейских*»; и т.д.

В сюжете 7 июня о протесте, организованном несколькими формированиями перед зданием ЦИК, редакция не сообщила о требованиях протестующих, сместив акцент на дорожные пробки, создавшиеся из-за митинга: «*Нервы и потерянное время в дороге в районе офиса ЦИК*»; «*Протестующие незаконно заблокировали дорогу*»; «*Адские пробки*»; «*Нервы натянуты до предела*».

Primul în Moldova проявил нейтральное отношение к нескольким другим конкурентам на выборах, упоминаемых в новостях (ПНЕ, АОР, ДПМ). Следует отметить, что новости о регистрации политических формирований и мероприятия по вступлению в кампанию отсутствовали в выпусках, охваченных мониторингом, что можно расценить как умалчивание (например, мероприятия по вступлению ПДС и ИБРУ в предвыборную гонку, предвыборная деятельность ПРОМ).

В отчетный период телеканал показал 3 материала о двух соцопросах (1 и 8 июня), в целом с соблюдением *Положения об освещении избирательной кампании к досрочным парламентским выборам от 11 июля 2021 года средствами массовой информации Республики Молдова*. В сюжете 8 июня редакция прибегла к манипулированию: по части «*Самые уважаемые политики*» в опросе первой была Майя Санду, за которой следовали Игорь Додон и Владимир Воронин. Однако в начале сюжета Primul în Moldova сообщил: «*Лидеры Блока коммунистов и социалистов в совокупности пользуются наибольшим доверием среди молдаван, и за ними следует глава государства Майя Санду*».

### **Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников**

В 54 материалах на соответствующую тематику было прямо или косвенно процитировано 207 источников, в основном кандидаты (как правило, представители ИБКС), члены ЦИК, представители центральной и местной публичной администрации, юристы, врачи, граждане.

В отчетный период была замечена существенная разница между частотой и продолжительностью появлений ИБКС на экране по сравнению с другими конкурентами на выборах. У представителей ИБКС было больше всего прямых/косвенных появлений или упоминаний и самый большой объем прямых и косвенных цитат. Продолжительность появлений составила 2156 секунд – ¼ от общего времени новостей,

вошедших в мониторинг, а некоторые сюжеты были особенно большими, например, сюжет от 7 июня об «инвестициях в благополучие людей» (400 с.) или сюжет от 1 июня о визите президента Санду в Единец, где ее освистали (340 с.). Представители ПДС в основном упоминались (10 раз), а также у них было 6 прямых или косвенных цитат. Соответственно, президент Майя Санду была упомянута 17 раз в новостях, с 3 непосредственными высказываниями.

*Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений*

Цитируемые/упоминаемые субъекты	Частота	Продолжительность прямых и косвенных появлений на экране, секунды
<b>ИБКС</b>	29	2156
<b>ППДП</b>	4	158
<b>ДПМ</b>	3	143
<b>ПНЕ</b>	2	133
<b>АОР</b>	3	98
<b>ПДС</b>	16	92
<b>ПСЕД</b>	1	36
<b>ПППП</b>	1	11

В большинстве новостей о конфликтных ситуациях, которые содержали прямые обвинения в адрес определенных субъектов, не было обеспечено право на ответ – 19 из 22 подобных материалов были несбалансированными. Примеры несбалансированных новостей: новость от 1 июня о реакции Ассоциации судей на указ президента об отмене указа о назначении председателя Апелляционной палаты; новость от 2 июня о том, что «Майя Санду не предприняла никаких действий для увеличения уровня минимальной пенсии в стране»; новость о том, что «ИБКС не допустит ликвидации районов и сокращения количества сел»; новость от 7 июня о том, что большинство кандидатов от ПДС – бывшие члены ЛДПМ, в период правления которой «произошло больше всего экономических и финансовых преступлений»; новость от 9 июня о том, то «Майя Санду злоупотребляет законом, удерживая в должностях советников, которые являются кандидатами на выборах по спискам ПДС».

В одних случаях ответ отсутствует, а в других журналисты говорят, что ПДС не ответила на телефон, чтобы прокомментировать, или что президентура «пока не прокомментировала информацию, опубликованную ИБКС». Таким образом, очевидно, что журналисты не приложили усилий, чтобы предоставить право на ответ обвиняемым источникам, как того требуют нормы деонтологии и закон, т.е. телеканал не учел требования ст. 13 (4) Кодекса об аудиовизуальных медиауслугах, а именно, обязательство сбалансированного представления разных мнений.

Несбалансированность источников отмечается и в исключительно хвалебных уличных опросах людей в новостях, представляющих ИБКС в положительном свете, и в исключительно отрицательном/критическом отношении в тенденциозных новостях о ПДС/Майе Санду.

В отчетный период телеканал обеспечил относительную сбалансированность источников с гендерной точки зрения: мужчины цитировались/упоминались 106 раз, а женщины – 74 раза (41%).

## Языковой стиль и видеоряд

В новостях, переданных за отчетный период, *Primul în Moldova* не применял дискриминационных или оскорбительных высказываний в адрес конкурентов на выборах. Видеоряд также соответствовал этическим и профессиональным нормам, но было замечено, что в некоторых случаях на микрофоне репортера был логотип телеканала NTV Moldova.



**Pro TV**

## Освещение избирательной кампании

Телеканал Pro TV освещал кампанию к досрочным парламентским выборам от 11 июля в 40 новостных сюжетах, имевших прямое или косвенное отношение к выборам, переданных в девяти ежедневных выпусках новостей. Общий объем таких новостей составил 4616 секунд (1,2 часа), а их темами были регистрация конкурентов для участия в парламентских выборах и их вступление в избирательную кампанию, решения ЦИК об утверждении и затем дополнении количества избирательных участков за рубежом, протесты граждан по поводу этих решений, соцопросы о предпочтениях избирателей и т.д.

## Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность

В репортажах было представлено большинство кандидатов, участвующих в выборах, и эфирное время им было предоставлено в зависимости от организованных предвыборных мероприятий. Большинство новостей в рамках мониторинга (35) были корректными, с отделением фактов от мнений и нейтральным представлением конкурентов, без нарушений норм деонтологии.

Тем не менее, в отчетный период было замечено 5 материалов, в которых акцент был не столько на предвыборных программах и обещаниях конкурентов, сколько на сенсационности и несущественных моментах с мероприятий, что говорит о некоторой тенденциозности. Например, 3 июня, в новости о вступлении ИБРУ в избирательную кампанию акцент был сделан на моментах, не имеющих отношения к выборам. Журналист уточнил, что *«Ренато Усатого встретили аплодисментами»*, констатировал, что *«предложения текли рекой»*, а *«между тем, гости в зале, похоже, скучали, так что каждый нашел себе занятие – одни играли в телефонах, другие бродили в Интернете»*.

В репортаже 7 июня аналогично освещалось и вступление в избирательную кампанию АОР. В начале новости, ведущая сказала, что *«мероприятие прошло на вокзале, куда участники прибыли на желтом автобусе»*, а когда *«установили две колонки, Дорин Киртоакэ (...) позаботился о том, чтобы звук работал»*. Репортер также сказал, что *«некоторые действия не были синхронизированы»*, а *«после мероприятия участников попросили войти в автобус (...), однако автобус не двинулся с места, пока не сделали фотографию со всеми членами и сторонниками АОР»*. Таким образом, из 115 секунд сюжета, только 22 секунды было отдано представителям АОР для представления своей избирательной программы, а остальное эфирное время заняли моменты, не имеющие отношения к избирательному процессу.

Представление избирательной программы ИБКС к досрочным парламентским выборам также не было лишено нюансов. В начале новости репортер сообщил, что социалисты и коммунисты представили свою программу *«на заводе, в окружении тракторов и цистерн»*, а в конце сказал, что *«последним на трибуну медленно вышел Владимир Воронин»*, намекая на то, что ему сложно двигаться. Смешивание фактов с мнениями было замечено, когда репортер в том же сюжете отметил, что *«за бедность Молдовы обвинили бывшие правительства, но не сказали, что они также входили в них»*, а также когда тот уточнил, что *«другие члены [блока] сказали, что, если попадут в будущий Парламент, они выделяют деньги на проекты по инфраструктуре, построят детские сады и увеличат пенсии и зарплаты – все то, что социалисты обещали и в предыдущих кампаниях, но так и не было реализовано»*. Констатация *«так и не было реализовано»* является общим выводом репортера, который выступает в роли эксперта.

Вступление в предвыборную гонку ПРОМ 8 июня было освещено тенденциозно, с упоминанием моментов, не имеющих никакого отношения к избирательному процессу. Так, в начале новости ведущая подчеркнула, что *«мероприятие состоялось в офисе формирования, в здании, арендуемом за 300 000 леев в год»*. В начале сюжета, репортер сказал, что *«после того, как члены команды выстроились перед прессой, Виорика Думбрэвяну (...) пошла пригласить Иона Кику из соседнего кабинета»*. Не имело отношения к теме и уточнение, что *«бывший премьер прочел свою программу с листа»*, и что *«другие кандидаты, произносившие речь, также сделали себе заметки»*, причем Pro TV выделил несколько секунд на то, чтобы проиллюстрировать, как кандидат вынимает лист из кармана. Из 120 секунд, выделенных на эту новость, только 13 секунд было отдано лидеру партии Иону Кику для сообщения нескольких тезисов из предвыборной программы партии, и еще 6 секунд было поделено на трех кандидатов. Остальное время было отдано моментам, не имеющим особого значения.

10 июня, в материале о вступлении в кампанию ПЗС, репортер сказал, что *«без особой агитации и только с эмблемой партии на заднем фоне, ПЗС вступила в избирательную кампанию»*. В сюжете было сказано, что *«хотя они и хвалились своей командой, на мероприятии присутствовало только первые три кандидата»*, а *«при представлении своих речей, все три кандидата несколько раз противоречили друг другу»*.

Подход к большинству конкурентов на выборах был нейтральным. Два материала представили в отрицательном свете ИБКС, а еще 4 конкурента – АОР, ПРОМ, ПП «Шор» и ПЗС – были действующими лицами одной отрицательной новости каждый.

Телеканал сообщал о выборе избирателей, представив результаты трех соцопросов (1, 8 и 9 июня). В целом, они соответствовали требованиям *Положения об освещении избирательной кампании к досрочным парламентским выборам от 11 июля 2021 года средствами массовой информации Республики Молдова*: в них упоминалась выборка, погрешность и источники финансирования, но не говорилось, были ли опросы утверждены ЦИК.

### **Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников**

В процессе подготовки материалов, Pro TV воспользовался 113 источниками, чаще всего конкурентами на выборах и представителями ЦИК, которые цитировались прямо или косвенно. Новости на тему выборов были основаны на заявлениях, сделанных в рамках пресс-конференций или на мероприятиях по вступлению в предвыборную гонку.

В период мониторинга не было замечено, чтобы Pro TV оказывал предпочтение какому-либо конкуренту. В то же время, больше всего появлений в качестве источников было у представителей ПДС, ИБКС и ППДП, которые цитировались прямо или косвенно 11, 10

и 8 раз, соответственно. С точки зрения предоставленного эфирного времени, не было замечено явной разницы между освещаемыми конкурентами. ПЗС и ПП NOI, ЭПЗ, ДПМ и ПСЕД были упомянуты один раз.

*Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений / Топ-10*

Цитируемые/упоминаемые субъекты	Частота	Продолжительность прямых и косвенных появлений на экране, секунды
ПДС	11	99
ИБКС	10	57
ППДП	8	75
АОР	5	38
ИБРУ	4	72
ПНЕ	4	108
ПЗС	3	63
ПП «Шор»	3	19
ППСН	2	36
ПРОМ	2	56
ПДД	2	14

Из 18 новостей о конфликтных ситуациях телеканал обеспечил сбалансированность источников в 17-ти. В репортаже 9 июня Pro TV сообщил о том, что «один примар демократ утверждает, что получал письма от Василия Боля (ПСРМ) с требованием дать объяснения по поводу расходования государственных денег». Вся новость основана на заявлениях примара, а в конце материала репортер сказал, что «ни Василий Боля, ни пресс-секретарь МВД не ответили сегодня на телефон, чтобы прокомментировать». Телеканал не попытался найти другие источники, чтобы обеспечить сбалансированность, хотя этого требуют нормы деонтологии.

В новостях о регистрации политических формирований для участия в выборах, Pro TV перечислял все партии, уже зарегистрированные или которые ожидают регистрации в ЦИК.

По части гендерного равенства, Pro TV отдавал предпочтение источникам-мужчинам (73), а источники-женщины (18) освещались в меньшей степени (20%).

**Языковой стиль и видеоряд**

В целом, языковой стиль новостей о выборах на Pro TV соответствовал нормам деонтологии, и телеканал избегал оценочных и дискриминирующих выражений. Использованные видео и фото соответствовали действительности.



**Publika TV**

**Освещение избирательной кампании**

Телеканал Publika TV передал в период мониторинга 63 новости о выборах, общим объемом 5664 секунд (1,6 часов). В основном данные материалы освещали следующие темы: регистрация конкурентов в ЦИК и их вступление в избирательную кампанию;

предвыборные задачи, заявленные кандидатами; протесты; данные соцопросов, опубликованных в этот период; дискуссии по поводу количества избирательных участков, которые предстоит открыть за пределами страны, или по поводу указа президента об отмене назначения председателя Апелляционной палаты Кишинева. Большинство сюжетов было основано на первоисточниках информации, без дополнения другими мнениями, экспертами или подробностями о контексте, а справочная информация была включена в основном в новости о конфликтных ситуациях.

### **Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность**

Большинство новостей (61 из 63) были нейтральными, нетенденциозными и соответствовали принципу отделения фактов от мнений. В двух случаях была замечена легкая тенденциозность в повествовании и в надписях на экране. Сюжет 7 июня о протесте членов АОР перед офисом ПСРМ сопровождался надписями: «*Скандал между АОР и ПСРМ*»; «*Страсти накалились*». Также о «скандале», но «*вокруг кандидатов*», телеканал говорит в новости 9 июня об обвинениях некоторых кандидатов по поводу конфликтов интересов с участием одного из кандидатов ПДС на парламентских выборах.

Еще одна тенденциозная новость была показана 5 июня. Телеканал косвенно цитировал Игоря Додона, который заявил на встрече с американским чиновником о том, что он сожалеет о попытках внешних сил оказать влияние на внутренние дела Молдовы и установить контроль в Кишиневе. Редакция не указала источник этой информации, Игорь Додон не цитируется напрямую, отсутствует любое другое мнение на эту тему. Кроме этого случая, представитель ИБКС был представлен в положительном свете в 3 других сюжетах, основанных на заявлениях, которые Игорь Додон сделал либо в видео на Facebook (новость 6 июня, в сопровождении аудиозаписи), либо в интервью для других СМИ. В этих новостях источник уверен, что ИБКС получит большинство в Парламенте, имеет успех в соцопросах, ПСРМ и ПКРМ объединили силы, чтобы «*руководить вместе*», «*для граждан*». Тон представления других конкурентов на выборах был нейтральным.

Publika TV сообщил в этот период о результатах трех соцопросов (1, 8 и 9 июня), в трех сюжетах. Акцент был сделан на формированиях, которые попали бы в Парламент, согласно данным опросов, и кратко были упомянуты все эти конкуренты. Информация соответствовала требованиям *Положения об освещении избирательной кампании к досрочным парламентским выборам от 11 июля 2021 года средствами массовой информации Республики Молдова*.

### **Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников**

Для подготовки 63 новостей, Publika воспользовался 172 источниками. В большинстве случаев это были лидеры и члены формирований, участвующих в выборах, а также цитировались представители ЦИК, центральной публичной администрации, государственных учреждений и правовых органов, граждане. Новости на тему выборов в период мониторинга были в основном короткими и из одного источника (первоисточники с мероприятий).

Больше всего появлений на Publika было у представителей ИБКС, которые упоминались или цитировались, прямо или косвенно, 15 раз, а общее эфирное время составило 354 секунды. В случае ПДС, хотя упоминаний и цитат было немного больше (18), эфирное время было почти вдвое меньше – 197 секунд.

*Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений / Топ-10*

Цитируемые/упоминаемые субъекты	Частота	Продолжительность прямых и косвенных появлений на экране, секунды
ИБКС	15	354
ПДС	18	197
ППДП	9	167
ПСЕД	3	158
АОР	9	148
ПРОМ	6	147
ДПМ	3	84
ПНЕ	3	61
ПЗС	2	58
ППСН	3	51

ПДД, ИБРУ, ПП NOI и ЭПЗ цитировались или упоминались 1-4 раза, а объем эфирного времени был менее 50 секунд.

Из 18 новостей о конфликтных ситуациях, 6 были несбалансированными, и право на ответ в них не было обеспечено. Например, в одной новости 6 июня Игорь Додон утверждает, что уверен в том, что ИБКС получит большинство в Парламенте, ссылаясь на соцопросы, согласно которым популярность ПДС падает. В другой новости в тот же день, о количестве избирательных участков, которые будут открыты для диаспоры, Георгий Кавкалюк обвиняет ППДП и ПДС в том, что они не внедрили электронное голосование, пока были у власти, намекая на то, что они ответственны за текущую ситуацию. В другой новости на эту тему, секретарь ЦИК Максим Лебединский обвиняет Министерство иностранных дел в «обмане» и «популистских требованиях». В то же время, 7 июня, сообщая о протесте, организованном несколькими формированиями перед зданием ЦИК, Publika представил недовольства и доводы протестующих, цитировал лидеров АОР, ПДС, ППДП, которые требовали, помимо прочего, отставки ЦИК, но не сбалансировал новость мнением представителей ЦИК. Во всех этих сюжетах отсутствует ответ упоминаемых/обвиняемых.

С точки зрения гендерного равенства, отмечается существенная разница между количеством цитируемых мужчин и женщин – 104 против 35 (25%), соответственно.

### **Языковой стиль и видеоряд**

Языковой стиль в новостях, охваченных мониторингом, соответствовал нормам этики и деонтологии, с отсутствием ярлыков и характеристик. В сюжете 3 июня о протесте, организованном перед примэрией муниципия Кишинев, сначала Владимир Митру цитируется непосредственно в качестве муниципального советника от ПДС, а затем тот же Митру был представлен как советник примара Чебана, что вводит в замешательство.

Корректность соблюдена и в использованных видео, которые соответствовали теме и на которых был указан их источник.



**RTR Moldova**

**Освещение избирательной кампании**

В период мониторинга, телеканал RTR Moldova показал 45 материалов на тему выборов в 8 ежедневных выпусках новостей, общим объемом 3822 секунды (1,1 часов). Регистрация кандидатов в ЦИК для участия в досрочных выборах, представление предвыборных программ и предвыборной деятельности кандидатов были основными темами новостей о выборах. Новости о кандидатах вошли в рубрику «Досрочные парламентские выборы 2021» (41). Другие новости о процессе выборов (4 материала) были показаны вне этой рубрики (информация от ЦИК, меры по предотвращению COVID-19 во время организации и проведения досрочных парламентских выборов).

### **Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность**

Телеканал обеспечил доступ к новостям большинству кандидатов, освещая их деятельность корректно. Не было замечено нарушений норм деонтологии. Информация на тему выборов в новостях была представлена беспристрастно, нейтрально, а факты были отделены от мнений. Не было выявлено предпочтения к отдельным конкурентам или оказания им поддержки/представления их в неблагоприятном свете, а тон освещения был нейтральным ко всем конкурентам.

В выпусках новостей, охваченных мониторингом, не было материалов о предвыборных соцопросах.

### **Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников**

Репортеры RTR Moldova воспользовались 98 источниками для подготовки новостей на тему выборов. Чаще всего цитировались конкуренты с предвыборных мероприятий, из интервью для других СМИ или из публикаций в социальных сетях. В двух новостях были опрошены и граждане.

У представителей ИБКС было больше всего появлений на экране, общим объемом 207 секунд эфирного времени. С такой же частотой цитировались и представители ППДП – 193 секунды.

*Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений / Топ-10*

Цитируемые/упоминаемые субъекты	Частота	Продолжительность прямых и косвенных появлений на экране, секунды
ИБКС	5	207
ППДП	5	193
ПДС	4	137
ДПМ	3	134
ПКД-ГК	5	133
ПНЕ	4	108
ИБРУ	3	96
ПСЕД	2	66
АОР	2	64
ППСН	2	62

У ПДД было два появления (52 с.), ПРОМ – одно (46 с.), у ПП «Шор» было одно появление (30 с.) и одно упоминание, ЭПЗ – одно появление (28 с.) и одно упоминание, ПЗС – одно появление (10 с.).



Из всех новостей, две были о конфликтных ситуациях и несбалансированными. Первый материал, вышедший 8 июня, сообщал о намерении ПКД-ГК опротестовать решение ЦИК о регистрации кандидата АОР для участия в выборах. По мнению Марка Ткачука, лидера партии, АОР – экстремистское формирование, открыто продвигающее ликвидацию молдавского государства. Новость не представляет реакцию АОР или ЦИК по поводу этих обвинений, а в финале было сказано, что пока никто не прокомментировал эти заявления.

Во втором материале, вышедшем 10 июня, кандидат ИБКС Раду Мудряк требует, чтобы Правительство оказало помощь фермерам, пострадавшим от града и дождей. Кандидат сказал, что власти могли бы оказать поддержку гражданам из резервного фонда, который в настоящее время составляет 28 миллионов леев, но еще ничего не предприняли. Не ясно, попытался ли репортер узнать и мнение Правительства, при том, что было сказано, что Правительство не прокомментировало заявления кандидата ИБКС.

Соотношение источников с точки зрения гендерного равенства было в пользу мужчин (80 мужчин против 11 женщин (12%).

### **Языковой стиль и видеоряд**

Языковой стиль и видео, использованные в выпусках новостей на RTR Moldova, соответствовали нормам деонтологии, без нарушений и элементов дискриминации.



### **Освещение избирательной кампании**

Телеканал TV6 освещал кампанию в 44 новостях, прямо или косвенно касавшихся выборов, включенных в рубрику «*Выборы 2021*» в выпуске новостей *Ora Știrilor*. Общий объем соответствующих материалов составил 4888 секунд (1,3 часов), и в них освещались следующие темы: регистрация кандидатов в ЦИК для участия в выборах; мероприятия по вступлению кандидатов в кампанию и представление их приоритетов; проблемы количества избирательных участков за рубежом и протесты, организованные некоторыми политическими субъектами; деятельность местной публичной администрации из Оргеева; и т.д. Предвыборные репортажи представили большинство кандидатов, сообщая кратко о их предвыборных заявлениях и обещаниях. Присутствовали также материалы об обвинениях и домыслах одних кандидатов в адрес других.

### **Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность**

Большая часть (31) материалов, вошедших в мониторинг, были объективными, отделяли факты от мнений, представляли темы нейтрально. В то же время, в отчетный период был замечен тенденциозный подход в 13 материалах, которые освещали либо действия представителей публичной администрации из Оргеева, управляемой представителями ПП «Шор», либо представляли обвинения в коррупции в адрес кандидатов ПДС. Структура обвинительных новостей указывает на пристрастное отношение телеканала к ПДС: информация была отобрана из разных источников, причем в отношении других конкурентов на выборах этого не было. Обвинительные новости были подробными, с информацией о других депутатах, снявших свои кандидатуры из списка ПДС, когда появилась информация об их участии в незаконной деятельности. Некоторые из

подобных новостей частично представляли мнения упомянутых лиц, а иногда упоминалось, что данные лица не ответили на телефон, чтобы прокомментировать. В материалах, в которых источниками были представители ПП «Шор», отношение канала было положительным. Например, в новости, цитирующей Руксанду Главан, кандидата ПП «Шор», которая критиковала действия властей по поводу пандемии и предлагала решения, в финале было сказано, что у партии было несколько подобных инициатив (9 июня). Беспристрастность и объективность также отсутствовали в материалах с участием представителей местных властей (возобновление работы парка развлечений OrheiLand (4 июня), о подарках детям по случаю Международного дня защиты детей (1 июня), о ремонте дорог (7, 8 июня), дворах в Оргееве (11 июня), причем в некоторых новостях факты не были отделены от мнений. Например, репортеры подчеркивают в новостях, *как люди радуются развитой инфраструктуре*, говорят, что *люди счастливы, что увидят свой двор отремонтированным*, что *жители в восторге от того, как идут работы*, что *жители ценят выделение денег, благодарят за сделанное*, что *ремонтные работы в Оргееве продолжают радовать глаз*, и т.д.

Касательно отношения телеканала к участникам выборов и политикам, оно было выражено положительным к ПП «Шор» (в 8 новостях) и отрицательным к ПДС (в 5 новостях о кандидатах ПДС и 2 отрицательных новостях о президенте Майе Санду). Тон представления других кандидатов был в основном нейтральным.

TV6 передал в отчетный период 2 материала о предвыборных соцопросах (1 и 8 июня), которые в целом соответствовали требованиям *Положения об освещении избирательной кампании к досрочным парламентским выборам от 11 июля 2021 года средствами массовой информации Республики Молдова*, но не были указаны источники финансирования и заказчики исследования, что противоречит этим требованиям.

### **Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников**

При подготовке новостей, TV6 воспользовался 92 источниками, которые цитировались прямо и косвенно. Материалы TV6 в отчетный период чаще всего цитировали представителей ЦИК, кандидатов, представителей центральной и местной публичной администрации, а также граждан, особенно в новостях, имеющих косвенное отношение к выборам. Источники в предвыборных новостях не были разнообразными; телеканал в основном полагался на заявления первоисточников с мероприятий для прессы, из телепередач или с интернет-порталов.

Больше всего появлений в качестве источников на TV6 было у представителей ПП «Шор», которые упоминались/цитировались прямо или косвенно 12 раз, объемом 587 секунд эфирного времени. ПДС цитировалась/упоминалась 12 раз, с 6 прямыми или косвенными появлениями объемом 98 секунд.

*Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений / Топ-10*

Цитируемые/упоминаемые субъекты	Частота	Продолжительность прямых и косвенных появлений на экране, секунды
ПП «Шор»	12	587
ПСЕД	6	360
ИБКС	9	245
ПДС	12	98
ПЗС	4	95

ППСН	3	50
ПРОМ	2	45
ИБРУ	5	40
АОР	4	35
ППДП	3	20

ПДД, ПКД-ГК, ЭПЗ, ПП NOI упоминались/цитировались по одному разу, а список всех кандидатов был включен как справочная информация в несколько новостей.

Большая часть (15) из всех предвыборных материалов о конфликтных ситуациях, переданных TV6 в отчетный период (22), соответствовали принципу сбалансированности источников, а в 7 случаях репортеры нарушили правило представления обеих сторон конфликта. В 5 из них репортеры сообщили, что соответствующие лица не ответили на телефон, чтобы прокомментировать, что не освобождает редакцию от обязанности сбалансировать мнения. Если редакция решила выпустить материалы с обвинениями, журналисты должны были предпринять больше усилий, чтобы получить второе мнение, особенно если речь идет о серьезных и порочащих обвинениях. Например, в выпуске новостей 9 июня телеканал показал материал, основанный на информации из Интернета, согласно которой один кандидат ПДС замешан в махинациях, нанесших государству ущерб на миллионы леев. Репортер связался с официальным представителем ПДС, которая посоветовала обратиться непосредственно к обвиняемому. Хотя она пообещала передать контактные данные, этого не случилось, говорится в новости, где так и не были представлены другие мнения, которые могли бы подтвердить или опровергнуть информацию из Интернета. Согласно принципам ответственной журналистики, задача документального подтверждения новостей ложится не на источники, а на СМИ, которые должны приложить достаточные усилия для обеспечения сбалансированности источников.

Гендерная сбалансированность источников/действующих лиц не была обеспечена в достаточной мере в новостях на данную тематику. TV6 цитировал/упоминал чаще мужчин, чем женщин – 72% против 28%, соответственно.

### Языковой стиль и видеоряд

В большинстве случаев языковой стиль соответствовал нормам деонтологии, не содержал эпитетов и отрицательных характеристик в адрес действующих лиц, и не было замечено случаев манипулирования заявлениями, сделанными конкурентами. Только в одном случае телеканал показал кадры, не соответствующие теме – в новости 7 июня о протесте, организованном представителями нескольких кандидатов перед ЦИК, включены кадры с другого протеста, организованного в тот же день перед Советом по конкуренции. Текст на плакатах протестующих не соответствуют протесту перед ЦИК.



Скриншот/TV6, Ora Știrilor, 7 июня 2021 года

В одном случае, в материале с пресс-конференции, организованной в режиме онлайн лидером партии, Иланом Шором (7 июня), надпись на экране была не точной и вводила в заблуждение, сообщая о вступлении партии в кампанию, при том, что в материале представлялись заявления на другие темы и было объявлено, что начало кампании состоится 11 июня.



### **Освещение избирательной кампании**

В период с 1 по 10 июня 2021 года, в восьми выпусках новостей в 19:00 телеканал TV8 передал 36 материалов, имеющих прямое или косвенное отношение к выборам, общим объемом 6318 секунд (около 1,7 часов). В этот период на TV8 не было отдельной рубрики, посвященной выборам. Телеканал освещал деятельность конкурентов на выборах, текущую деятельность ЦИК, протесты у здания ЦИК, судебный процесс в отношении ЦИК в связи с тем, что она открыла меньше избирательных участков за рубежом, чем было нужно по мнению некоторых партий, выводы Ассоциации Promo-LEX о нарушениях, допущенных тремя формированиями с начала избирательной кампании. TV8 не сообщал о результатах соцопросов, опубликованных с 1 по 10 июня. В нескольких новостях сообщалось об уголовных делах в отношении представителей некоторых политических формирований, участвующих в выборах, и о заявлениях некоторых политиков из этих партий о громких уголовных делах.

### **Беспристрастность и объективность. Политическая ангажированность**

В отчетный период, в большинстве случаев TV8 освещал деятельность конкурентов на выборах корректно. Материалы об избирательном процессе и об участии в кампании кандидатов, присутствующих в новостях (около 20), были нейтральными. Телеканал не оказал явной поддержки и не ставил в невыгодное положение ни одного конкурента. TV8 упомянул в новостях о выборах, выпущенных в период мониторинга, все партии, зарегистрированные ЦИК, а также количество заявок, находящихся на рассмотрении.

В одном случае, в новости о вступлении в кампанию ППДП (2 июня), TV8 смешал факты с мнениями и проявил легкую тенденциозность: *«Мероприятие, организованное по всем правилам, с колонками, камерами и двумя большими экранами»*, *«похвастался достижениями партии»*. И в другой новости, 8 июня, освещающей вступление в кампанию ПРОМ, TV8 подчеркнул, что *«обещания текли рекой»*.

### **Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников**

В отчетный период TV8 обеспечил разнообразие источников. Для документального подтверждения 36 новостей, TV8 процитировал/упомянул 179 источников: кандидатов, членов ЦИК, представителей центральной публичной администрации, граждан, экспертов.

С точки зрения предоставленного эфирного времени, было замечено большее присутствие представителей ППДП, у которой было больше всего прямых появлений и упоминаний, и больше всего эфирного времени для прямых или косвенных цитат, по сравнению с другими кандидатами (около 5 минут).

*Частота появлений участников выборов в новостях и объем их выступлений / Топ-10*

Цитируемые/упоминаемые субъекты	Частота	Продолжительность прямых и косвенных появлений на экране, секунды
ППДП	12	294
ИБКС	13	170
ПДС	13	136
ИБРУ	4	106
ПЗС	1	68
ПРОМ	2	46
ПП «Шор»	6	21
ППСН	2	19
АОР	2	6
ПСЕД	2	5

Из 36 материалов, прямо или косвенно касавшихся выборов, 29 были о конфликтных ситуациях, и за исключением одного случая, в материалах присутствовали мнения всех сторон конфликта или были очевидными усилия журналистов по сбору мнений всех сторон.

10 июня телеканал показал сюжет, основанный на заявлениях врио премьер министра Аурелиу Чокой в передаче *Cutia Neagră* на TV8, о том, что депутаты нескольких партий оказывали на него давление, требуя, чтобы Правительство наложило мораторий на европейские стандарты по укладке асфальта: «*и из ПДС, и из ПСРМ, и из Платформы ДА*». Для обеспечения права на ответ, журналисты ограничились публикацией депутата ППДП в Facebook. В новости не было заметно других усилий журналистов по части получения реакции или обеспечения права на ответ.

С точки зрения обеспечения гендерного равенства, мужчины цитировались/упоминались 105 раз, а женщины – 51 раз (32%).

### **Языковой стиль и видеоряд**

В отчетный период, TV8 не применял в новостях дискриминирующих выражений в адрес конкурентов. Изображения были нейтральными и соответствовали этическим и профессиональным нормам.

## **ОБЩИЕ ВЫВОДЫ**

В период с 1 по 10 июня, 10 телеканалов, в отношении которых проводился мониторинг в рамках избирательной кампании, проявили следующие тенденции:

- Общественный телеканал Moldova 1 действовал сбалансированно, предоставив доступ к новостям большинству конкурентов на выборах, не поддерживая и не ставя в неблагоприятное положение ни одного кандидата. Большинство материалов на тему выборов были корректными и беспристрастными, но ограничивались одним источником информации, не рассматривая темы подробно, с предоставлением дополнительной информации и включением других уместных источников. Новости о конфликтных ситуациях чаще всего были сбалансированными, а гендерное равенство источников не было обеспечено.

- Частные телеканалы Jurnal TV, Pro TV, RTR Moldova и TV8 предоставили эфирное время большинству кандидатов, проводивших предвыборные мероприятия, не поддерживая и не ставя в неблагоприятное положение ни одного конкурента на выборах. Материалы на тему выборов основывались чаще всего на первоисточниках, а материалы о конфликтных ситуациях в большинстве случаев были сбалансированными, с обеспечением права на ответ. Цитируемые источники не были сбалансированными с гендерной точки зрения, с преобладанием источников-мужчин.
- NTV Moldova и Primul în Moldova не предоставили равного доступа к новостям всем конкурентам на выборах, освещая темы, касающиеся выборов, тенденциозно и не сбалансировано. Телеканалы массивно поддерживали Избирательный блок коммунистов и социалистов, как частотой и эфирным временем, отданным на прямые высказывания, так и положительным тоном освещения. Партию «Действие и солидарность» явно ставили в неблагоприятное положение, упоминая/цитируя ее только в отрицательном контексте. Телеканалы обеспечили относительную гендерную сбалансированность цитируемых источников, но не обеспечили разнообразия источников в материалах о выборах и права на ответ в большинстве новостей о конфликтных ситуациях.
- Телеканалы Prime TV и Publika TV предоставили доступ к новостям большинству кандидатов, представляя их в основном корректно и объективно. Чаще всего в новостях цитировались/упоминались представители ИБКС, в пользу которого были частота и объем эфирного времени для выступлений на Prime TV и положительный тон на Publika. Остальные конкуренты чаще всего были представлены нейтрально, с обеспечением относительного плюрализма мнений, которые, в новостях о конфликтных ситуациях, как правило были сбалансированными. Источники были несбалансированными с гендерной точки зрения – мужчины цитировались/упоминались чаще, чем женщины.
- Телеканал TV6 корректно и беспристрастно освещал деятельность большинства кандидатов на выборах, за исключением ПП «Шор», ПДС и ПСЕД. ПП «Шор» была оказана поддержка посредством положительных новостей, в том числе о деятельности председателя района и примара Оргеева, представителей ПП «Шор». Представители ПДС и президент Санду были поставлены в неблагоприятное положение посредством большого количества обвинительных новостей, основанных либо на заявлениях кандидатов, либо на информации из Интернета. Цитированные/упомянутые источники были недостаточно разнообразными, а часть новостей о конфликтных ситуациях не была сбалансированной. Весы гендерного равенства склонялись в сторону источников-мужчин.

### **Рекомендации:**

- Вещателям следует использовать отчеты о мониторинге как инструменты саморегулирования и устранить недостатки, чтобы их деятельность соответствовала законодательству и Деонтологическому кодексу журналиста.
- Совету по телевидению и радио следует принять к сведению и использовать отчеты о мониторинге для оценки того, соблюдали ли телеканалы, в отношении которых проводился мониторинг, право на полное, объективное и достоверное информирование.
- Совету по телевидению и радио следует разработать инструменты для вмешательства и применять их своевременно и эффективно в случае нарушений

вещателями правовых норм при освещении избирательных кампаний, чтобы обеспечить адекватное информирование избирателей посредством аудиовизуальных программ.