
Мониторинг СМИ в предвыборной кампании к всеобщим местным
выборам 14 июня 2015 года

Доклад № 2 

15 -30 мая 2015

Данный доклад выполнен Центром независимой журналистики при поддержке Фонда
Восточной Европы, из ресурсов, предоставленных Правительством Швеции через
Шведское агентство международного сотрудничества для развития (Sida) и
Министерством иностранных дел Дании/DANIDA. Мнения авторов доклада могут не
совпадать с мнением Фонда Восточной Европы, Правительства Швеции, Sida или
Министерства иностранных дел Дании/DANIDA.



1. Общие данные 

1.1 Задача проекта: Мониторинг и информирование общественности о поведении СМИ  в
предвыборной кампании, включая доступ конкурентов к СМИ и обеспечение плюрализма
мнений. Задача мониторинга заключается в анализе журналистских тенденций, которые
способны повлиять на работу СМИ и повредить их способности предоставлять
общественности достоверную, объективную и плюралистическую информацию.

1.2 Период мониторинга:  1 мая – 14 июня 2015 

1.3 Критерии отбора СМИ для мониторинга:

• Публика-воздействие: национальные, квазинациональные

• Тип СМИ: аудиовизуальные, онлайн

• Форма собственности: государственная, частная

• Язык вещания: румынский, русский

1.4 Список СМИ, подвергнутых мониторингу: 

Аудиовизуальные СМИ

Moldova 1 («Mesager», 21.00) – государственный канал, национальное покрытие, вещание
на румынском и русском;

Prime («Primele Ştiri», 21.00) – частный канал, национальное покрытие, вещание на
румынском и русском;

Canal 2  («Reporter», 19.00) – частный канал, национальное покрытие, вещание на
румынском;

TV 7 («Ştiri», 20.30) – частный канал, региональное покрытие, вещание на румынском и
русском;

Accent TV («Accent info», 20.00) – частный канал, вещает на румынском и русском. 

Печатные онлайн-СМИ:

www.unimedia.info (онлайн-портал, румынский язык);

www.omg.md (онлайн-портал, русский язык); 

www.publika.md (онлайн-портал, румынский язык); 

www.pan.md (онлайн-версия публикации «Панорама», русский язык); 

http://www.pan.md/
http://www.publika.md/
http://www.omg.md/
http://www.unimedia.info/


www.timpul.md (онлайн-версия национальной публикации «Timpul de dimineaţă»,
румынский язык).

2. Методология 

Был проведен мониторинг полного содержания онлайн-публикаций и по одному
ежедневному выпуску новостей с анализом материалов прямого и косвенного
предвыборного характера. Материалы были оценены с точки зрения содержания и
контекста, чтобы определить, оказывают ли они предпочтение или ставят в невыгодное
положение какие-либо партии или другие политические формирования. Кроме того,
материалы анализировались по следующим критериям объективного освещения:

Беспристрастность/объективность: Согласно Деонтологическому кодексу журналиста,
новости должны быть беспристрастными и объективными; они не должны оказывать
предпочтение отдельными партиям/группам/лицам в ущерб других. Наличие
дискриминационных элементов в репортажах и новостях является первым показателем
того, что реальность представляется с точки зрения журналиста. Фильтрация новостей и
минимальный анализ события и контекста также говорят о защите интересов
определенных лиц, а не общества в целом1.

Корректность и баланс источников/плюрализм мнений:  Материалы считаются
корректными и сбалансированными, если в них представлены все стороны, имеющие к
ним отношение (в особенности когда речь идет о конфликтах), и если отношение к
оппонентам в них равное. 2 Кроме того, СМИ должны обеспечивать доступ к различным
мнениям, помогая публике составить собственное мнение о событиях.

Формулировки и изображения: Намеренное использование преувеличений и некорректных
выражений, например, бранные выражения или ярлыки, применяемые к отдельным лицам
или организациям, а также манипуляции с изображениями, показывающие определенные
стороны в отрицательном свете, ставят под сомнение соблюдение этических и
профессиональных стандартов. Этическое поведение журналистов вызывает сомнение
чаще всего тогда, когда изображения показывают аспекты, не соответствующие
действительности, когда они особым образом обрабатываются, и  когда новости
сопровождаются изображениями, не имеющими отношение к тексту

3. Данные мониторинга

Включение в предвыборную кампанию
В период с 15 по 30 мая 2015 года общественный телеканал Moldova 1 напрямую или
косвенно распространил в общей сложности 54 сюжета предвыборного характера.
Большинство из них освещали различные мероприятия, организованные электоральными
конкурентами в рамках кампании, а также деятельность ЦИК и организаций гражданского
общества. Среди вопросов, имеющих косвенное отношение к выборам, были новости о
реставрации крепости Сорока, с участием спикера Андриана Канду, о расследованиии по
делу Banca de Economii, инспектировании министром транспорта дорожных покрытий

1 Simona Ştefănescu, Riscurile comunicării mediatice în timpul conflictelor
2  Fico, Sofin, and Dragger, 2007. Fairness and defamation in the reporting of local issues. 

http://www.timpul.md/


республики, находящихся в процессе ремонта, о переговорах с фермерами,  решениях,
принимаемых Парламентом, и т.д. 
 
Непредвзятость и объективность. Политические пристрастия 
Подавляющее большинство новостей, носивших прямой или косвенный предвыборный
характер и выпущенных в эфир каналом Moldova 1 в отчетный период, были
объективными и беспристрастными, отклонений от деонтологических норм не выявлено.
Лишь в некоторых выпусках новостей имелись проблемы с пристрастностью и
отделением фактов от комментариев - в тех, например, где содержались  новость о « новом
скандале с участием депутатов-социалистов, решивших творить закон при помощи
кулака» (15 мая),  сюжет о праздновании Дня спортсмена в Хынчештах (18 мая), где
пристрастность выразилась  в отсутствии акцента на организуемых мероприятиях и
мнениях участников соревнований, в то время как   упоминалось о о планах примэрии в
будущем, с точки зрения развития сектора, а также  новость о намерении муниципальных
советников Бельц организовать консультативный референдум для  получения большей
финансовой автономии (26 мая). 
 
Moldova 1 предоставил доступ к новостям 11 кандидатам. Чаще всего появлялась в эфире
и упоминалась Демократическая партия (ДПМ), сюжеты с прямым участием
представителей этой партии были в 11 выпусках новостей, а еще в трех о них  упоминали,
причем в положительном (10) и нейтральном (4) контекстах.  Большее количество
появлений по сравнению с другими кандидатами объясняется тем, что происходило
освещение вопросов, носящих косвенный предвыборный характер, в которых главными
героями были представители ДПМ (бывший министр транспорта и дорожной
инфраструктуры, председатель Парламента).  Остальные кандидаты появлялись реже, в
различных контекстах. Либерально-демократическая партия (ЛДП) появлялась в 4-х
сюжетах и упоминалась тоже в 4-х (положительный и нейтральный контекст),
Либеральная партия (ЛП) появлялась в 2-х выпусках новостей и упоминалась в  5-ти
(положительный, нейтральный и негативный контекст), Партия социалистов (ПСРМ) –
прямые появления - в 4-х выпусках новостей и упоминание - еще в 4-х (нейтральный,
негативный и положительный контекст), Избирательный блок «Европейская народная
платформа Молдовы – Юрие Лянкэ» (ЕНПМ) – появление в 3-х сюжетах и одно
упоминание (преобладает нейтральный контекст), Партия коммунистов (ПКРМ) – 1
появление и 4 упоминания (в основном. нейтральный контекст), Движение «Равноправие»
(ДР) – 1  появление и 3 упоминания (преобладает негативный контекст), «Наша Партия»
(НП) – 2 появления и 1 упоминание (нейтральный и положительный контекст).
_____________________________________________________________________________
1 Simona Ştefănescu, Riscurile comunicării mediatice în timpul conflictelor 
2 Fico, Sofin, and Dragger, 2007. Fairness and defamation in the reporting of local issues.

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников 
За отчетный период общественный телеканал частично обеспечивал плюрализм и
разнообразие мнений в соответствующих сюжетах.  Наиболее часто цитируемыми
источниками на канале Moldova 1 были политики, которых прямо или косвенно
цитировали 35 раз в соответствующих новостях. 

Ссылки на государственных чиновников прозвучали 18 раз, на экспертов – 9 раз, и на
граждан – 13 раз.  На другие источники Moldova 1 ссылался 16 раз.  Следует отметить, что
из общего количества источников (91), только 10 были женского пола, что составляет
около 9%. Этот показатель, демонстрирующий явный дисбаланс источников по гендерным
показателям, снизился по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда он
составлял около 20%.



За отчетный период канал Moldova 1 выпустил 6 репортажей, освещающих конфликтные
вопросы, в трех из которых не были представлены обе стороны конфликта.  В качестве
примеров несбалансированного подхода может послужить сюжет от 15 мая о
столкновениях между депутатами ПСРМ и сотрудниками строительной компании;  сюжет
от 20 мая о заявлениях премьера Габурича по поводу несправедливых условий договора
концессии Международного аэропорта Кишинева;  сюжет от 26 мая о намерении
советников ПКРМ из Бельц провести консультативный референдум о расширении
финансовой автономии муниципия.

Язык и используемые видеоизобра жения 
Язык и видеоизображения, используемые общественным телеканалом Moldova 1 в период
с 15 по 30 мая соответствовали деонтологическим нормам.
 
В заключение отметим, что эфир общественного телеканала Moldova 1 был относительно
сбалансирован, частично обеспечивая плюрализм мнений, разнообразие и
сбалансированность источников.  Вместе с тем очевидно некоторое   предпочтение,
отдаваемое электоральному конкуренту партии ДПМ, с наибольшим количеством сюжетов
и упоминаний в положительном контексте.

Включение в предвыборную кампанию 
Телевизионный канал с национальным покрытием, Prime TV, активно освещал
предвыборную борьбу как за пост примара Кишинева, так и за должности в примэриях
многих других населенных пунктов республики.  В общей сложности, за отчетный период
канал предоставил 53 сюжета, большинство из них носило прямой электоральный
характер. В меньшем объеме  освещались темы, не относящиеся к выборам, но их
информационная нагрузка могла  повлиять на восприятие электората в отношении
конкретного кандидата, как, например, сюжет в новостях о строительстве  европейских
дорог при участии министра транспорта и дорожной инфраструктуры (представитель
ДПМ); сюжеты о решениях проблем фермеров, со ссылкой на председателя Парламента
(представитель ДПМ);  а также репортажи о различных акциях благотворительности,
организованных фондом «Эдельвейс».  Подавляющее большинство репортажей о выборах
в республике, освещают, как правило, различные проблемы, с которыми сталкиваются
некоторые населенные пункты, после чего следует рассказ о людях, знающих, как  решить
эти проблемы, как правило, кандидатах от партии ДПМ.  Prime TV не всегда упоминает
политическую принадлежность кандидатов в примары.  Необходимо отметить, что данный
канал не отразил результаты опроса общественного мнения, проведенного центром CBS-
AXA, согласно которым ДПМ, ЛДПМ и ПКРМ вместе собрали меньше голосов, чем одна
только ПСРМ.

Объективность и беспристрастность. Политические  пристрастия  
По сравнению с первым отчетным периодом, с 15 по 30 мая, на Prime TV было
зарегистрировано большее количество предвзятых сообщений  – 8, в которых было явно
выражено  отношение журналиста к герою. В большинстве случаев это новостные сюжеты
о включении в кампанию различных кандидатов в примэрии населенных пунктов
республики, в сюжеты включена  восхваляющая информация о  кандидатах , а заголовки,
бегущие строки и тексты сообщений  изобилуют прилагательными, призванными
представить их действия в розовом цвете, таких, как, например, это : « общинный центр,
современные образовательные учреждения и места развлечений.  Звучит как описание



населенного пункта в европейской стране, тем не менее, это село Старые Фундуры
Глодянского района.  Местные жители говорят, что здесь можно прилично жить,
можно найти работу и есть места для отдыха» (22 мая).  Некоторые сюжеты
представляют кандидатов в (слегка) ироничной манере, как, например, сюжет об
исполнении песни кандидатом в мэры столицы от КПРМ Василием Киртока (21 мая).
Ярким примером неспособности отделить факты от мнений служит  сюжет о вступлении в
предвыборную гонку команды НП (26 мая), в котором автор делает определенные выводы
о списке НП и выступает с собственными контраргументами по поводу отсутствия
честности у кандидатов из списка.  Более подробная информация о предвзятости канала
изложена в Исследовании конкретной ситуации № 4 Приложения.

Соответствующие сюжеты имели отношение к деятельности 8 электоральных
конкурентов. С точки зрения присутствия в эфире электоральных конкурентов, явное
преимущество имела ДПМ, представители этой партии появлялись напрямую в 28
информационных сюжетах  и  упоминались  еще в 3-х. В абсолютном большинстве
контекст этих появлений был положительный – 27 (!) и нейтральный – 4. ЛДПМ и ПКРМ
цитировались напрямую в 5-ти и, соответственно, в 4-х сюжетах, были упомянуты 1, и,
соответственно, 2 раза. Контекст был больше положительный и нейтральный для ЛДПМ и
более негативный и нейтральный для ПКРМ.  ПСРМ и ДП были упомянуты по 2 и 5 раз
каждый, имея по одному прямому появлению, контекст был преимущественно негативный
для обоих конкурентов.  Также в новостях канала Prime появлялись ЕНПМ, НП и ЛП,
преимущественно в нейтральном свете.

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников. 
Большая часть сюжетов о выборах, транслируемых Prime TV за отчетный период,
представляли информацию с одной точки зрения, без контекста и мнений экспертов,
которые могли бы  предоставить комплексную информацию о процессе выборов.  При
оформлении сюжетов цитировались, в основном, политики – 50, большинство  которых
были из ДП!  Таким образом, не был соблюден принцип разнообразия источников.
Государственные чиновники были процитированы 21 раз, граждане - 32 раза, эксперты - 5
раз. Ссылки на другие источники прозвучали 9 раз.  Необходимо отметить рост количества
источников более, чем в четыре раза, начиная от категории граждан, которых цитировали в
поддержку действий местных кандидатов. С точки зрения обеспечения гендерного баланса
цитируемых источников отмечается небольшой рост количества источников женского
пола, составивших  25 процентов, против 21 процентов в  предыдущий отче тный период.
Процент возрос в связи с  большим у количеством  источников из числа граждан.

За отчетный период Prime TV выпустил в эфир 5 спорных сюжетов, ни разу   не
предоставив права на реплику оппонентам в споре. Таким образом, отсутствовал баланс в
выпуске новостей от 15 мая о столкновениях на стройплощадке, в которых приняли
участие несколько депутатов-социалистов, равно как и в сюжете от 19 мая о требовании
муниципальных советников-коммунистов Кишинева лишить депутатской
неприкосновенности пять депутатов-социалистов за их поведение  в Муниципальном
совете Кишинева и на столичной стройплощадке.  В выпуске новостей от 19 мая, в одном
из последних сообщений  было заявлено, что социалисты пока еще не
прокомментировали обвинения,  без уточнения того, попытался ли репортер связаться с
ними. 22 мая кандидат в примары столицы от ЕНПМ, Оазу Нантой критикует инициативу
избранных советников-коммунистов из Бельц, требующих большей автономии для
муниципия. Он заявляет, что своими действиями и инициативами они вместе с ПКРМ и
ПСРМ ставят под угрозу государственность страны, однако обеим партиям не было
предоставлено право на реплику.



Язык и используемые видеоизображения 
В отчетный период мониторинг телеканала Prime TV не выявил отклонений, касающихся
использования допустимого языка новостей.

В заключение отметим, что у Prime TV были  некоторые отклонения от профессиональных
и деонтологических стандартов, он допускал партийность телевидения и выступал в роли
рупора  Демократической партии. Возросло количество тенденциозных сюжетов, снизился
плюрализм мнений, а также разнообразие и сбалансированность источников.

 
В период с 15 по 30 мая 2015 года телеканал Canal 2 выпустил в эфир в общей сложности
35 сюжетов прямого или косвенного электорального характера.  Подавляющее их
большинство  освещали пресс-мероприятия, организованные некоторыми кандидатами на
выборах, будь то их реакции на отдельные заявления или обвинения со стороны
соперников. Канал не затронул деятельность ЦИК или гражданское образование.
Необходимо отметить , что, за немногими исключениями, вопросы освещались в том же
ключе, что и на канале Prime TV, с тем же углом подхода и с использованием тех же
источников. Кроме того, та же формула применялась для первичной демонстрации
проблем определенных населенных пунктов с тем, чтобы позднее представить кандидатов,
способных решить эти проблемы. Необходимо отметить, что Canal 2 не отразил
результаты опроса общественного мнения, проведенного центром CBS-AXA, согласно
которым ДПМ, ЛДПМ и ПКРМ вместе собрали меньше голосов, чем одна только ПСРМ.

Объективность и беспристрастность. Политические  пристрастия  
Из 35 соответствующих сюжетов 10 имели проблемы с объективностью. .  В числе
сообщений , в которых заметно  более или менее субъективное отношение автора,  назовем
те, где рассказывается о проблемах и решениях кандидатов, поддерживаемых ДПМ,
например, информационный сюжет о кандидатах на пост примара села Шофрынканы
Единецкого района, и на пост примара города Единцы (17 мая);  сюжет, озаглавленный
Успешные проекты в Яловенах -  об успехах кандидата на пост примара Яловен и
приоритетах примара села Костешты, Яловенского района, освобожденного от должности;
сюжет о достижениях за 16 лет примара села Рубленица, Сорокского района (19 мая)  и т.д.
Необходимо отметить, что 16 мая Canal 2 выпустил в эфир 3  сообщения электорального
характера, и все они поддерживали исключительно 6 кандидатов от партии ДПМ!

Было зарегистрировано несколько случаев, когда репортер не отделял факты от мнений.  В
качестве примеров могут служить: информационный  сюжет про декларацию о доходах
Илана Шора, кандидата на пост примара города Оргеев (26 мая), который начинался со
слов: « Миллионер и не очень ...»,  а в финале прозвучало заявление, что он станет
участником по делу БЕМ;  сообщение  от 14 июня 2015 года о вступлении НП в
предвыборную кампанию, под названием «Кандидаты честные  и не очень»  (26 мая),
сюжет о столкновениях на строительной площадке с участием депутатов-социалистов (15
мая), новости о вступлении кандидата ЛП в предвыборную борьбу (17 мая).  Того же 17
мая Canal 2 передал новость о Фестивале семьи, состоявшемся в Калараше.  В этом сюжете
не упоминалось ни об одном кандидате или партии, организовавшей фестиваль, однако на
видеоряде мы можем видеть на сцене логотип ДПМ и надпись: Примары надежды!
Больше примеров приводится  в Исследовании конкретной ситуации № 4, в Приложении.

В соответствующих сюжетах   говорилось о 8 кандидатах , первенство принадлежит ДП
(прямые появления - в 25 сюжетах, большинство – 16 – в положительном контексте,
остальные – в нейтральном).  Другие конкуренты появлялись гораздо реже: ПКРМ –



появление в 3-х новостях и упоминание - еще в 2-х, контекст отрицательный и
нейтральный, ЛП – 2 появления в положительном и нейтральном контексте, ЛДПМ – 1
появление и упоминание, нейтральное и положительное, ЕНПМ – появление в 3-х
сюжетах новостей в нейтральном контексте, НП – появление в 2-х выпусках новостей и 1
упоминание в новостях, контекст нейтральный.  ПСРМ и ДП появлялись в 1 выпуске
новостей и были упомянуты в 2-х и, соответственно, 4-х новостях, контекст в основном
отрицательный.

Корректность и сбалансированность источников / плюрализм мнений
Соответствующие новости, выпущенные на Canal 2 за отчетный период, имели проблемы
с разнообразием и плюрализмом мнений.  В большинстве случаев при записи сюжетов
журналисты этого канала обращались в качестве источников к политикам – 39, большая
часть которых состоит в ДП.  Государственные чиновники были процитированы 12 раз,
эксперты – 1 раз, граждане – 55 раз, ссылка на другие источники – - 11 раз.  Источники
женского пола составили 37%, большая их часть  - из числа граждан.  Следует отметить
семикратное увеличение числа цитируемых граждан и незначительное  число экспертов,
хотя мнения последних были необходимы в большинстве случаев.   Во многих случаях
информация требует уравнивания акцентов при помощи деталей, предоставляемых
экспертами, комментаторами и политологами, с тем, чтобы перспектива, предлагаемая
телезрителям, помогла лучше понять рассматриваемый вопрос.

За отчетный период, на канале  Canal 2 было 6 спорных сюжетов. Три из них были
сбалансированы, а в трех не было предоставлено право на реплику.  Речь идет об
информационном  сюжете от 15 мая об участии депутатов-социалистов в столкновениях
на строительной площадке и в Муниципальном совете Кишинева, сюжете от 19 мая о
требовании ПКРМ лишить иммунитета депутатов-социалистов, вовлеченных в эти
столкновения, информационном сообщении  об обвинениях кандидата от ЕНПМ Оазу
Нантоя а адрес ПКРМ и ПСРМ по поводу инициативы Бельцких муниципальных
советников о проведении референдума (22 мая).

Язык и используемые видеоизображения 
В период мониторинга сюжеты телеканала Canal 2 не содержали видеоизображений с
отклонениями от деонтологических и профессиональных стандартов.  Используемый язык
был приемлемым, репортеры не использовали ярлыки, присвоенные кандидатам.  Эти
наблюдения также относятся к элементам монтажа, не имевшим нарушений
деонтологических и профессиональных стандартов.

В заключение отметим, что Canal 2 отошел от профессиональных стандартов и занялся
предвыборной агитацией в пользу ДПМ.  Поведение канала носило предвзятый характер,
не был обеспечен плюрализм мнений, разнообразие и, частично, сбалансированность
источников.

TV 7

Включение в предвыборную кампанию 
За отчетный период телеканал с региональным покрытием TV 7 выпустил в эфир 45
сюжетов, в которых шла речь о разных политических силах.  Большинство из них были
напрямую связаны с предвыборной кампанией: включение в кампанию по выборам в
примэрию Кишинева кандидатов от нескольких партий (ЛДП, ЛП, ЕНПМ и т.д.),



агитационные мероприятия, заявления и обвинения конкурентов в адрес соперников,
деятельность ЦИК, изучение общественного мнения на предмет настроений электората в
последний месяц кампании и т.д.  Другие темы, включенные в программы новостей на TV
7, носили косвенный электоральный характер и освещали, в том числе , деятельность
парламентариев в контексте протестов, объявленных фермерами, ход расследования дела
Banca de Economii и т.д.

Объективность и беспристрастность. Политические пристрастия 
Из 45 новостей, подвергшихся мониторингу, тех, что носили прямой или косвенный
электоральный характер,  проблемы с объективностью были у пяти.  Один из случаев
касается темы хроники от 18 мая о слушании по делу БЕМ, в котором фигурировал Илан
Шор, ДР. В суде две протестующие группы – одна состояла из сторонников Шора, другая
требовала, чтобы Шора держали под стражей.  Первой группе дали больше времени (всего
19 секунд), имело место прямое появление одного из фигурантов.  Другой группе дали
всего лишь 4 сек, вкратце отмечалось , что «другие требуют, чтобы Шор был помещен в
изолятор», в сопровождении изображения протестующих, скандировавших «Воров в
тюрьму». В сводку от 18 мая включен новостной сюжет, в котором Игорь Додон (ПСРМ)
высказывает свое мнение в отношении платформы унионистов. Голос за кадром,
цитирующий Додона на русском языке, опускает момент, когда прямо нападает на
«примарчика» (оригинальный вариант на румынском языке – primăraş). Другой
предвзятый новостной сюжет, где очевидно отношение автора к затронутой теме – это
инициатива коммунистов из Муниципального совета Бельц по инициированию
референдума (26 мая) для получения больших прав. Новость содержит комментарий
репортера, а в качестве голосового сопровождения были включены мнения только тех
граждан, которые не поддерживают идею референдума.

По данным статистики, в период с 15 по 30 мая канал представил  11 кандидатов, которые
либо появились напрямую, либо были упомянуты в различных контекстах.  Самое большое
количество появлений и упоминаний пришлось на долю ЛДПМ (8 и, соответственно, 6),
предвыборная деятельность этого участника имела нейтральный (7) или положительный
(6) отзыв.  Так, например, только 20 мая были выпущены 3 информационных  сюжета, в
которых ЛДП была представлена  в положительном свете.  Несмотря на то, что в одном из
сюжетов  прямо не упоминались  ни ЛДПМ, ни  примар Крикова,  открывший аллею с
бюстами правителей Молдовы , преимущество этой новости для примара, представителя
ЛДПМ, состояло  в том, что, как он отметил,  расходы покроет примэрия города Крикова.
Далее следует ПКРМ – прямые появления и упоминания в 5 выпусках новостей  и ПСРМ –
появления в 5 сюжетах и упоминания в 6.  Контекст для этих двух электоральных
конкурентов был, в основном, нейтральный (6 и 5, соответственно) , негативный (по 3 для
каждого) и положительный (1 и, соответственно, 3).  За ними идет НП, представители
которой имели прямое появление в 4-х новостных сюжетах и были упомянуты еще в 3-х (в
основном в нейтральном и положительном свете), ЕНПМ – появление и упоминание в 3-х
новостях (в основном в нейтральном контексте), ДПМ – появление в 2-х новостных
сюжетах и упоминание в одном (в основном в нейтральном контексте)  и ЛП – появление в
2-х новостных сюжетах и упоминание в 6 (большей частью, в положительном контексте).

Плюрализм мнений. Корректность и сбалансированность источников 
В цитируемых источниках в соответствующих сюжетах, выпущенных в эфир TV 7,
частично отсутствовало разнообразие. Большую часть источников составляли  политики, к
ним прибегали 45 раз, далее  - государственные чиновники – 10 и эксперты – 5.
Необходимо отметить увеличение числа опрошенных граждан, их цитировали 18 раз, к
другим источникам обращались 10 раз.  Количество источников женского пола составило



18 (8%), а мужчин – 84, факт, демонстрирующий очевидный дисбаланс источников по
гендерным показателям!

В целом, журналисты TV 7 соблюдали требования по плюрализму мнений и
сбалансированности источников, дисбаланс заьечен только в трех из 14 конфликтных
новостей. Так, 21 мая, новость, озаглавленная ППО обнародовала имена 22 человек,
подозреваемых в причастности к краже миллиарда,  содержит только обвинения в адрес
лидера ППО. Другие несбалансированные сюжеты отражают решение о продлении ордера
на домашний арест на  имя Илана Шора, ДР (18 мая), обвинения Игоря Додона (ПСРМ), в
том, что ЛДПМ и ДПМ, через ЦИК, попытаются снять его с предвыборной гонки (27 мая)
и т.д.

Язык и используемые видеоизображения 
Язык, используемый TV 7 в сюжетах, выпущенных в эфир за отчетный период, был
приемлем. Отсутствовали случаи манипулирования видеоизображениями.

В заключение отметим: TV 7 демонстрировало относительно сбалансированное,
объективное и беспристрастное отношение.  Тем не менее, каналу не всегда удавалось
обеспечить плюрализм мнений и разнообразие источников, в том числе по критериям
гендерного равенства.  По сравнению с другими конкурентами, незначительное
предпочтение отдавалось ЛДПМ, количество появлений было большим, преимущественно
в положительном контексте.

Включение в предвыборную кампанию 
Данные мониторинга телеканала Accent TV показывают, что он продолжает активно
участвовать в кампании, охватывая множество тем и политических событий, имеющих
отношение к электоральной конкуренции. В период с 15 по 30 мая 2015 года Accent TV
выпустил в общей сложности 70 новостных сюжетов, носящих прямой или косвенный
избирательный характер.  Преимущественно, канал информировал о различных
мероприятиях, проводимых в основном ПСРМ как в Кишиневе, так и за пределами
столицы, различные действия НП, обвинения представителей ПНДМ, а также о
включении в кампанию или видение  решений определенных проблем города Кишинева
такими конкурентами, как Дорин Киртоакэ (ПЛ), Оазу Нантой (ЕНПМ), Серафим Урекян
(ЛДПМ), Олег Брега (Партия «Демократия – дома» (ПДА)), Марчел Дарие (Партия «Закон
и справедливость» (ПЗС)), Василий Киртока (ПКРМ).  Другие затронутые темы освещали
споры вокруг принятия муниципальным советом Кишинева пакета законов, попытки
ПСРМ приостановить их принятие, вовлечение депутатов-социалистов в дебаты,
связанные со строительством многоквартирного дома, развитие в случае банковского
кризиса и т.д.

Непредвзятость и объективность. Политические пристрастия 
В общей сложности из 70 соответствующих новостей, подвергнутых мониторингу, 18 или
каждая 4-я новость носила пристрастный характер.  В большинстве сюжетов,
представленная информация носила однобокий характер. Так, 18 мая Accent TV сообщил о
включении Дорина Киртоакэ в кампанию, сюжет содержал прямое включение кандидата, с
положительным отношением к тому, что он сделал в то время, когда занимал должность
генерального примара Кишинева.  Однако в о второй части, в закадровом тексте репортер
сослался  на «скандал» в 2011 году, связанный с приобретением троллейбусов, с участием
румынской компании. Репортер не указал источник, откуда получена информация, однако



тот факт, что он решил включить информацию негативного характера, демонстрирует его
предвзятость. Или, в случае с другими кандидатами, будь то включение в  кампанию или
другие действия в рамках кампании, репортер не вмешивается для того, чтобы усомниться
в утверждениях кандидатов.

Другие новости, демонстрирующие отношение репортера к герою, касались включения в
кампанию Василия Киртока (кандидат от ПКРМ) (15 мая), заявлений Илана Кашу (НП),
направленных в адрес  его соперника, Дорина Киртоакэ, репортер, со ссылкой на
анонимных экспертов, выставил Киртоакэ в негативном свете (22 мая), акция протеста
членов ПНДМ и их лидера Григоре Петренко, проведенная перед гостиницей Nobil (28
мая). Сюжет включает в себя продолжительное видеоизображение, демонстрирующее
попытки Петренко войти в отель и его драку с охранниками.  Он выглядит как герой,
сражающийся с олигархами (28 мая).  Другая новость предвзятого характера имеет
отношение к обвинениям, выдвинутым независимым кандидатом на пост муниципального
советника Олегом Черней (27 мая), где он обвиняет Дорина Киртоакэ в том, что тот
спровоцировал хаос в общественном транспорте.  В информации в контексте журналист
напомнил о решениях Киртоакэ об изменениях маршрутов  общественного транспорта и
отметил, что примар на этом не успокоился, и в течение ночи, без предупреждения,
несколько раз вносил изменения в маршруты микроавтобусов, доставив, таким образом,
большое неудобство жителям столицы.  Еще один новостной сюжет, в котором факты не
были отделены от мнений, относится к обвинениям в адрес Серафима Урекяна (кандидат
от ЛДПМ), который даже не приостановив свою деятельность в Счетной палате, уже начал
предвыборную кампанию (28 мая ).

Предвзятость проявляется и в том, как выбираются отрывки из заявлений электоральных
конкурентов, чтобы не освещались их предвыборные платформы, а в новостях содержатся
высказывания/обвинения в коррупции (смотри, например, заявления, сделанные Оазу
Нантой (кандидат от ЕНПМ) во время телепередачи (22 мая), обвинения в адрес Киртоакэ,
выдвинутые Михаем Кырлиг, кандидатом от НПРМ (26 мая).

В некоторых случаях в новостных сюжетах содержится информация, основанная на
заявлениях кандидатов во время телевизионных передач (на Accent TV или на других
каналах), и опровергаемая в той же новости, с косвенной ссылкой на анонимных
экспертов. Так, например, в конце новостного сюжета, представляющего точку зрения
Марчела Дарие, кандидата от ПЗС, в отношении руководства столицы (26 мая) по
проблеме мансард,  репортер ссылается на анонимных экспертов, которые будут против
мансард! Эти примеры ясно показывают тенденциозный подход телеканала к различным
электоральным конкурентам. Больше примеров есть в Исследовании конкретной ситуации
№ 3, в Приложении.

С точки зрения доступа кандидатов к Accent TV необходимо отметить присутствие в
новостях относительно большого количества конкурентов.  За отчетный период канал
освещал деятельность 15 электоральных конкурентов, в том числе кандидатов в
муниципальные советники.  Главным образом, новости касались кампании за места в
Примэрии Кишинева, исходя из частоты появлений и контекста, предпочтение отдавалось
партии ПСРМ, о которой упоминалось в новостных сюжетах как с прямым предвыборным
характером, так и косвенным.  Представители ПСРМ имели 18 прямых появлений в
новостях и были упомянуты еще в двух, в подавляющем большинстве случаев в
положительном (14) и нейтральном (6) контексте.  Ярким примером сюжетов,
подтверждающих предпочтение ПСРМ, стал новостной сюжет об участии Игоря Додона в
Днях славянской культуры в Твардице (25 мая), где лидер ПСРМ, стоя рядом с
несколькими священнослужителями и обращаясь к прихожанам, говорит в помещении



церкви о своей партии.  Еще один сюжет, выпущенный в эфир в тот же день, относится к
маршу, организованному в целях продвижения христианских ценностей представителями
Митрополии Молдавии.  Игорь Додон говорит о семейных ценностях и намерении
отменить Закон об обеспечении равных возможностей, когда ПСРМ получит
законодательное большинство.  26 мая  Accent TV информирует об исследовании
общественного мнения, проведенном CBS AXA, и неоднократно повторяет, что ПСРМ
соберет больше голосов, чем правящие партии все вместе.

Партия Наш Дом Молдова (ПНДМ), во главе с Григоре Петренко, имела относительно
большое количество появлений (7) и упоминаний (1) в нейтральном и положительном
контексте – 6 и, соответственно, 2.  Новости об этом электоральном конкуренте основаны
на заявлениях, сделанных на пресс-конференциях, посвященных содержанию под арестом
2-х лиц из числа кандидатов от партии ПНДМ (18, 22 и 29 мая), запрету на баннеры,
имеющие электоральный характер,  решению Суда, дающему разрешение на размещение
предвыборных панно (25 мая), а также  акции протеста, организованной перед офисом
Влада Плахотнюка, и решению Суда о запрете манифестаций перед гостиницей Nobil (28
мая).

НП имела 5 появлений и 1 упоминание в положительном или нейтральном контексте (4 и
2, соответственно).

Остальные электоральные конкуренты появлялись в нейтральном или негативном
контексте, реже в положительном. Самое неблагоприятное отношение было по отношению
к кандидату от ЛП на пост примара Кишинева Дорину Киртоакэ. Он чаще всего
упоминался в негативном контексте – 16 раз, а прямые появления носили, чаще всего,
нейтральную окраску (5 из 6). ЛДПМ появлялась напрямую в 5 новостных сюжетах,
упоминалась 7 раз, в основном, в негативном контексте – 6 раз, а также в положительном –
4 и нейтральном – 2 раза. ДП упоминалась 6 раз в негативном контексте, а ПКРМ
появлялась напрямую в 8 новостных сюжетах и упоминалась 2 раза, в положительном
контексте (3 раза), отрицательном (3 раза) и нейтральном (4 раза).

Корректность и сбалансированность. Плюрализм мнений 
За отчетный период, Accent TV не обеспечил разнообразие источников, в
соответствующих новостях цитировали в основном политиков – 87 раз. Чиновников
цитировали 7 раз, экспертов - 6 раз, граждан - 12 раз, а на источники других категорий
ссылались 10 раз. В большинстве случаев это были источники мужского пола – 77 (%),
хотя источники женского пола составляют 23 (%), что в 2 раза больше по сравнению с
предыдущим отчетным периодом!

В случае тем, касающихся конфликтных ситуаций,  принцип информирования из
нескольких источников не соблюдался. Из 34 спорных сюжетов, содержащих обвинения и
нуждавшихся во втором мнении, только 9 были сбалансированы, остальные – 23 -
представляли лишь одну сторону, как правило, представителей ПСРМ и ПНДМ. Яркими
примерами несбалансированных сюжетов могут служить сообщения  о действиях ПСРМ
против самовольных построек (15 мая), об обвинениях в коррупции, выдвинутых ПСРМ в
адрес Примэрии (19 мая), о заседании муниципальных советников Кишинева (19 мая), об
обвинениях Михая Кырлиг (НПРМ) в адрес Киртоакэ (20 мая), о точке зрения Илана Кашу
(НП) о Киртоакэ (22 мая), сюжет о содержании под арестом кандидатов ПНДМ (18, 22 и 29
мая),  сюжет об обвинениях в адрес Киртоакэ, вызвавшего хаос с маршрутами
общественного транспорта (27 мая), сюжет о манифестации, организованной Григоре
Петренко перед гостиницей Nobil (28 мая), где в конце говорилось , что на данный момент
Владимир Плахотнюк никоим образом не прокомментировал произошедшее и т.д.



Необходимо отметить, что в некоторых случаях в конце новости отмечают, что каналу
Accent TV не удалось найти компетентных  лиц, которые  смогли бы дать комментарий,
чтобы предоставить им право на реплику! Это расплывчатая формулировка, из которой
не ясно, действительно ли журналисты приложили усилия для обеспечения баланса
источников.

Язык и используемые видеоизображения 
В сюжетах с электоральным характером, прямо или косвенно распространенных Accent
TV, не отмечены проблемы, связанные с изображением или звуком, способные исказить
сообщения и т.д.

В заключение отметим, что поведение телеканала Accent TV изменилось , возросло
количество сюжетов, имеющих тенденциозный, предвзятый и несбалансированный
характер. Канал обнаружил явную партийную предвзятость в пользу ПСРМ,
одновременно с этим выставляя в неблагоприятном свете кандидата от ЛП.

ПРЕССА-ОНЛАЙН 

www.omg.md

Включение в предвыборную кампанию 
За отчетный период omg.md опубликовал 121 статей, имевших прямое или косвенное
отношение к избирательной кампании, сайт по-прежнему остается наиболее активным в
плане количества соответствующих текстов. Наиболее продуктивным днем стало 22 мая,
когда на сайте были опубликованы 15 новостей с электоральным контекстом. Как правило,
статьи Omg.md – это короткие или подробные новости (65 текстов), очень часто
освещающе конфликтные ситуации или обвинения, выдвинутые  в адрес электоральных
конкурентов (55 случаев), а 1 текст был посвящен электоральному образованию (новость
об организации телефонной линии ЦИК для вопросов, касающихся выборов). Темы,
выбранные для публикации, в основном, подвергали критике действия партий власти;
касались избирательной кампании «Нашей партии» Ренато Усатого и Илиана Кашу;
проведения судебного разбирательства в отношении граждан Амерберг и Григорчук,
которых сайт назвал «политическими заключенными»; акции протеста перед гостиницей
«Nobil»,  кампании «Ни одного голоса партиям власти!», начатой противниками нынешней
власти, и т.д.

Непредвзятость и объективность 
Как и в предыдущий период, каждая третья новость, опубликованная Omg.md, была
тенденциозной , а большая часть остальной информации не соответствовала критериям
беспристрастности. Зачастую  новости содержали  оценочные суждения авторов,
использовались прилагательные и ярлыки, передающие личное отношение к указанному
электоральному конкуренту.

Тексты, опубликованные Omg.md, в небольшом количестве касаются политических партий
и электоральных конкурентов. В период с 15 по 31 мая 2015 года, ДПМ  стала
политическим образованием, наиболее часто упоминаемым в статьях на сайте (69 раз), в
том числе 56 раз в негативном контексте и еще 13 раз – в нейтральном контексте. По
частоте появлений и упоминаний далее следует ЛДПМ (35 раз, в том числе 32 в
негативном контексте), ЛП (32 раза, в том числе 28 раз в негативном контексте). В
абсолютном большинстве случаев (22 из 26) в неблагоприятном свете была представлена и
ПКРМ. А также Движение «Равноправие», появившееся 20 раз в негативном контексте
(всего 27 упоминаний). Напротив, «Наша партия» и ее лидеры Ренато Усатый и Илиан

https://translate.google.com/translate?hl=ru&prev=_t&sl=ro&tl=ru&u=http://www.omg.md/


Кашу почти каждый раз представали в положительном свете (19 из 24 статей, касающихся
их, в остальных случаях контекст презентации имел нейтральную окраску).

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 
Как и в предыдущий период мониторинга, большая часть новостей Omg.md была из
одного источника, таким образом, имел место дисбаланс и противоречие принципу
плюрализма мнений.

121 соответствующие статьи, подвергнутые мониторингу, основывались на заявлениях /
утверждениях 101 источника, в том числе 49 политиков, 37 экспертов, 13 государственных
должностных лиц и 2 рядовых гражданина. Принцип гендерного баланса не был
соблюден: из 101 источника было только 9  женщин, что составляет 8,9% от общего
количества. Все политики, цитируемые Omg.md в этот период, были мужчинами. Портал
не обеспечил настоящего плюрализма мнений ни в одной из новостей со спорной
тематикой. Таким образом, 45 из 55 сюжетов, содержащих обвинения или конфликты, то
есть  81,8% от общего числа, отражали одно мнение / позицию, в еще в 10 текстах
плюрализм мнений носил более формальный характер, а источникам-оппонентам не было
предоставлено достаточно места.

Например, 15 мая 2015 года сайт опубликовал новость «ПКРМ: Мы будем «мочить» всех,
кому симпатизируют русскоязычные избиратели», со следующим подзаголовком, без
объявления какого-либо источника и без подтверждения в тексте: «Партия коммунистов
объявляет о своей новой стратегии предвыборной борьбы на муниципальном уровне:
сегрегации электората по национальному признаку». В основе текста лежат заявления
муниципального советника от ПКРМ Виктора Гурэу, в интерпретации и с догадками
автора. В тот же день на сайте была опубликована новость: «Кашу: Проблемы Кишинева
являются следствием прогнившей от коррупции муниципальной власти», которая, по сути,
является рекламным предвыборным текстом, где  выдвигаются серьезные обвинения в
адрес действующих муниципальных властей. Право на реплику причастные лица не
получили.

Язык и видеоизображения 
Язык, используемый авторами статей Omg.md, изобилует инсинуациями и унизительными
выражениями, используемыми с целью выставить в невыгодном свете и дискредитировать
оппонентов политических партий, которым благоволит этот сайт. Как и в предыдущий
период мониторинга, в статьях были использованы ярлыки и обобщенные обвинения,
иногда авторы прибегали к личным нападкам. Например, в новости «Структуры
Плахотнюка считают, что болгары составляют меньшинство в Тараклийском районе», в
сопровождении коллажа без подписи, с логотипом Publika TV и надписью «Есть такая
профессия – лгать каждый вечер», опубликованной 27 мая 2015 года, в адрес гостей этого
телеканала были использованы ярлыки и предметные прилагательные, такие как «главный
эксперт телеканала является участником уголовного дела о педофилии в Румынии»,
«редакторы канала, который каждый день передает лживую пропаганду Плахотнюка», и
т.д.

www.pan.md

Включение в предвыборную кампанию 
В период с 15 по 30 мая 2015 года, Pan.md опубликовал в общей сложности 66 сюжетов,
имевших прямое или косвенное отношение к избирательной кампании, в том числе 45
обычных  новостей, 20 сюжетов спорной тематики и один текст, который можно отнести к
электоральному образованию граждан (открытие колл-центра ЦИК). Основные темы,

https://translate.google.com/translate?hl=ru&prev=_t&sl=ro&tl=ru&u=http://www.pan.md


выбранные администраторами сайта, были: общественный опрос в контексте выборов;
презентация кандидатов на пост генерального примара столицы; реакции на проводимое
RISE расследование в отношении медиа-империи Плахотнюка и причастность Андриана
Канду; деятельность и заявления партии социалистов и «Нашей партии», акции протеста,
проводимые противниками нынешней власти, и т.д.

Непредвзятость и объективность 
Pan.md информирует об ограниченном числе электоральных конкурентов, политические
партии и их кандидаты представлены выборочно и в разных контекстах, часто без
соблюдения принципов беспристрастности. Таким образом, ПСРМ и «Наша партия»
являются фаворитами сайта и появляются, преимущественно, в положительном или
нейтральном контексте: ПСРМ – 15 упоминаний в положительном и 8 – в нейтральном
контексте; «Наша партия» - 10 появлений в положительном контексте и 9 в нейтральном.
В то же время электоральный конкурент ДПМ был назван чаще (30), как правило, в
нейтральном (17 случаев) или негативном контексте (12). ЛДПМ, ЛП и ПКРМ также
упоминались часто, в основном, в нейтральном контексте, реже – в негативном (ЛДПМ: 13
– нейтральный, 6 – отрицательный, 1 – положительный; ПКРМ: 12 – нейтральный, 4 –
негативный, 5 – положительный; ЛП: 12 – нейтральный, 5 – отрицательный, 2 –
положительный). ЕНПМ – Юрие Лянкэ в период мониторинга упоминалась только в
нейтральном контексте.

Большинство статей Pan.md (52 текстов или 78,8% от общего количества в 66
тематических сюжетах) были беспристрастными, в остальных 14 случаях (21,2%) статьи
носили пристрастный характер, мнение авторов легко воспринимается читателями,
поскольку были вставлены как оценочные суждения, заголовки и прилагательные,
выставляющие в выгодном свете, или, наоборот, принижающие электоральных
конкурентов. Примером предвзятого отношения является новость «Молдавские консервы
вернутся на российский рынок» от 28 мая 2015 года. Название новости ошибочно,
утверждение «вернутся» наводит на мысль, что решение уже было принято, хотя в тексте
есть ссылка на сообщение российской службы «Роспотребнадзор», в котором говорится,
что в настоящее время происходит только изучение документации, представленной
несколькими молдавскими компаниями. Тем не менее подзаголовок демонстрирует цель
публикации новости, а именно продвижение электорального конкурента ПСРМ: «При
активном участии Игоря Додона в рамках деятельности Межправительственной комиссии
по экономическому сотрудничеству между Республикой Молдова и Российской
Федерацией установлено рабочее взаимодействие по вопросу возобновления поставок в
РФ консервированной продукции из Молдовы». 
 
Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 
Из общего количества цитируемых источников большинство составляли политики (38 из
67  или 56,7% от общего числа), еще 16 источников были из экспертного сообщества, 10 –
должностные лица различных уровней, 3 – рядовые граждане. Не было обеспечено
соблюдение принципа гендерного баланса: всего 6 женщин были процитированы, что
составляет 9% от общего количества источников.

13 из 20 статей, связанных с различными конфликтными ситуациями или обвинениями в
адрес электоральных конкурентов не представили мнение заинтересованных сторон, что
свидетельствует о дисбалансе. Некоторые новости были основаны исключительно на
заявлениях, ставящих в невыгодное положение конкретных электоральных конкурентов,
тем не менее, их мнение/реакция представлены не были, что снижает объективность
информации, показывает отсутствие плюрализма мнений. Так, 19 мая 2015 года, портал
Pan.md опубликовал новость «Социалисты отменят решения КМС по недвижимости –



Чебан», основанную на заявлении депутата-социалиста Иона Чебана, заявившего, что все
решения, принятые КМС 19 мая 2015 года в отношении продажи и аренды земли, будут
оспорены в суде, нельзя не упомянуть и утверждение кандидата на пост генерального
примара от ПСРМ Зинаиды Гречаной, которая якобы говорила ранее, что через три месяца
после выборов самовольное строительство будет прекращено. Чебан прямо обвинил
муниципальных советников в краже, утверждая, что каждый муниципальный советник,
проголосовавший за принятие этих решений, является настоящим вором. Мнение
голосовавших за принятие решений представлено не было. В новости «Наша партия»
проведет 10 июня марш «За честные выборы», опубликованной Pan.md 27 мая 2015 года,
речь шла о пресс-конференции Ренато Усатого, на которой он объявил об акции на
национальном уровне под названием «За честные выборы». В тексте  содержались
обвинения Усатого в адрес ЛДПМ, пытавшейся скомпрометировать «Нашу партию» для
последующих обвинений в привлечении финансирования из-за рубежа. Позиция ЛДПМ в
отношении этих серьезных обвинений представлена не была. 
 
Язык и видеоизображения 
В большинстве случаев, язык авторов статей в Pan.md вписывался в деонтологические
нормы,  случаи использования изображений с целью проведения пристрастной
политической кампании зарегистрированы не были. В некоторых текстах (как правило, это
редакционные или авторские статьи), использовались  уничижительные выражения и
ярлыки, которые, тем не менее, не выходили за   рамки политического памфлета.

www.publika.md

Включение в предвыборную кампанию 
За отчетный период Publika.md разместил 76 статей с прямым или косвенным
избирательным характером, в том числе 69 новостей, 5 сюжетов, которые затрагивали
спорные вопросы, и 2 текста, которые можно отнести к электоральному обучению граждан
(открытие колл-центра ЦИК и сообщение ЦИК о возможности проверки списков
избирателей). Предпочтительной темой Publika.md была  деятельность Демократической
партии и ее кандидатов в разных населенных пунктах страны, контент сайта выглядит как
дневник избирательной кампании ДПМ.

Непредвзятость и объективность 
Publika.md соблюдала принцип журналистской беспристрастности только в половине из
соответствующих статей за отчетный период. Так, из в общей сложности 76 сюжетов
беспристрастными были только 39 (51,3% от общего числа). Подавляющее большинство
сюжетов опубликованы исключительно в поддержку кандидатов от ДПМ на должности
примара и/или советника, освещают их предложения по решению проблем сообщества,
планы по улучшению жизни граждан , таким образом, эти статьи демонстрируют
политическую предвзятость портала. Так, за отчетный период, ДПМ и представители этой
партии были в поле зрения Publika.md 52 раза, в том числе 37 раз в положительном и 15
раз в нейтральном контексте. В топе освещаемых электоральных конкурентов с большим
отрывом следует Движение «Равноправие» и его кандидат на пост примара Оргеева Илан
Шор – 12 упоминаний, в основном в негативном контексте (8). Гораздо реже в новостях
Publika.md в различных контекстах упоминались остальные электоральные конкуренты:
(ЛП: 5 нейтрально, по 2 раза - положительно и отрицательно; ПКРМ: 5 – нейтрально, 3 -
отрицательно, «Наша партия»: 4 – нейтрально, 2 - отрицательно; ПСРМ: 4 – отрицательно,
1 – нейтрально, ЕНПМ - Юрие Лянкэ: 3 – нейтрально, 2 - положительно; ЛДПМ: 3 -
нейтрально, 1 - положительно).

https://translate.google.com/translate?hl=ru&prev=_t&sl=ro&tl=ru&u=http://www.publika.md


Каждый день Publika.md размещал сюжеты о кандидатах от ДПМ на должности примара и
советников, тогда как  кандидаты от других партий не были героями опубликованных
сюжетов. В сущности, эти сюжеты представляли собой завуалированную предвыборную
рекламу ДПМ и кандидатов от этой партии, сделанную по одному и тому же сценарию:
отражаются самые актуальные проблемы общества и решения, предлагаемые
единственным кандидатом на пост примара, как правило, без упоминания того факта, что
этот кандидат поддерживается ДПМ.

Вот некоторые примеры впечатляющих строк сюжетов такого рода:
15 мая 2015 года – новость «Они возлагают надежды на будущего примара. Жители села
на севере страны без воды и природного газа», о решениях, предлагаемых кандидатом на
пост примара Баласинешт Бричанского района, Олега Гарабажиу, для поставки
сообществу воды и природного газа;
16 мая 2015 года – новость «Детские сады и инфраструктура остаются серьезной
проблемой города Окница. Как ее решить» о проблемах жителей города Окница, но и об
«эффективных решениях», предлагаемых кандидатом на пост примара Игорем Воляк;
16 мая 2015 года – новость «Команда ДП из Ниспорен включилась в местные выборы.
Какие приоритеты она предлагает», в которой отмечается, что «инвестировали миллионы
евро в развитие инфраструктуры населенных пунктов Ниспоренского района и продолжат
начатые проекты»;
17 мая 2015 – новость «ГЛУШЬ». Жители села в Единецком районе не имеют доступа к
элементарным услугам, взамен слышат ОБЕЩАНИЯ» о проблеме водоснабжения в селе
Шофрынканы Единецкого района и решения, предлагаемые кандидатом в примары от
ДПМ Валерием Шипитка, о котором автор говорит, что «Десять лет он успешно управляет
бизнесом в сельском хозяйстве и хочет, чтобы и проблемы его родного села  разрешались
так же быстро и эффективно, как и дела, которые он ведет»;
17 мая 2015 года – «РЕШЕНИЯ до выборов. Жители Чимишлии еще надеются убрать
свалку», о проблеме расширения свалки в городе Чимишлия и решения кандидата Ольги
Копту, которая «намерена развивать сотрудничество с неправительственными
организациями».
Подобные примеры прямого продвижения кандидатов ДПМ на Publika.md
регистрировались  практически ежедневно.

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 
В числе исследованных сайтов Publika.md обращался к самому большому количеству
источников. Так, в 76 сюжетах прямой или косвенной избирательной направленности,
были процитированы, в общей сложности, 243 источника. Одновременно с этим, многие
приведенные источники не обеспечили плюрализм мнений во всех случаях, так как одно и
то же сообщение исходило из многих источников. Необходимо отметить, что почти
половина источников (114 или 46,9% от общего числа) были рядовыми гражданами, еще
59 – политиками, 23 – государственными служащими, 20 – экспертами, 27 составили
другие источники. В целом, в новостях портала Publika.md соблюдался принцип
гендерного баланса: из 243 источников 93 были женщины, что составляет 38,3% от общего
числа, что является лучшим гендерным показателем.

За отчетный период Publika.md избегал тем спорной тематики в контексте выборов, были
опубликованы только 5 сюжетов такого рода, в 3 случаях было соблюдено правило двух
источников, еще два имели дисбаланс, потому что представляли только одну
позицию/мнение.



Язык и видеоизображения 
Язык статей избирательной тематики, размещенных на Publika.md за отчетный период,
был честный, без гипербол, ярлыков или оскорбительных выражений в адрес героев и/или
электоральных конкурентов.

www.timpul.md

Включение в предвыборную кампанию 
За отчетный период Timpul.md разместил 47 статей с прямым или косвенным
избирательным характером, большинство текстов (33) были простой информацией, 12
сюжетов освещали конфликтный вопрос или включали в себя некоторые обвинения в
адрес кандидатов и электоральных конкурентов,  еще 2 текста можно отнести к
электоральному обучению граждан (сообщение ЦИК о возможности проверки списков
избирателей, видеоролики, призывающие к участию в голосовании, созданные
организацией Promo-LEX). С точки зрения тематики, статьи касались некоторых видов
деятельности в ходе избирательной кампании, результатов общественного опроса, мнений
разных людей о зарегистрированных кандидатах и т.д. 
 
Непредвзятость и объективность 
Большинство текстов, опубликованных на Timpul.md (38 из 47, или 80,9% от общего
количества) соответствовали критериям беспристрастного представления темы, но 9
статей были тенденциозны  в заголовках и текстах, отражавших оценочные суждения
авторов. Часто критикуемым электоральным конкурентом была ПСРМ, из 15 появлений на
сайте этой партии 10 имели негативный контекст. ЛП и ДПМ освещались в нейтральном
или положительном контексте (по 7 нейтральных появлений, 5 – положительных и 1 –
негативное), ЛДПМ представала чаще всего как в нейтральном контексте (9 из 14
упоминаний), так и в негативном (4 случая), равно, как и ПКРМ (8 появлений в
нейтральном и 4 – в негативном контексте), и «Наша партия» (7 нейтральных появлений и
2 – в негативном контексте), в то время как ЕНПМ-Юрие Лянкэ освещалась реже, в
основном в нейтральном контексте.
 
Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 
Источники сайта были, как правило, из числа политиков (21 источник или 61,8% от
общего количества), было процитировано 7 экспертов, 5 должностных лиц и 1 рядовой
гражданин. Timpul.md абсолютно пренебрег принципом гендерного баланса: только 2
источника были женского пола, что составляет 5,9% от общего числа, демонстрируя один
из самых низких гендерных показателей среди исследованных сайтов. 
 
На Timpul.md отмечается тревожная ситуация относительно плюрализма и баланса
источников. Так, все тексты, имевшие отношение к конфликтным ситуациям, за
исключением 1 текста (11 из 12), имели дисбаланс, представляя лишь одну из сторон
конфликта / обвинений. 
 
17 мая 2015 года Timpul.md опубликовал статью «Архивы не горят. «Зина Карабин» хочет
стать примаром Кишинева», в которой выдвигались обвинения в адрес Зинаиды Гречаной,
кандидата от ПСРМ на пост генерального примара столицы, в том числе, что она, якобы
незаконно захватила винзавод в Кожушне, и это предприятие якобы получило миллионные
кредиты от Banca de Economii, которые не были возвращены, напомнив, что «после 7
апреля 2009 года, подстрекаемая коммунистами, она пообещала по телевидению матерям,
что полиция будет стрелять в их детей, если они выйдут на улицы... После этого народ
прозвал ее Зина Карабин...». По всей видимости, в этой статье излагается лишь одно из
мнений, тем не менее, текст был опубликован в рубрике «Политика», при этом не было

https://translate.google.com/translate?hl=ru&prev=_t&sl=ro&tl=ru&u=http://www.timpul.md


предоставлено право на реплику и не были упомянуты предыдущие заявления кандидата
от ПСРМ в отношении этих обвинений.
 
Язык и видеоизображения 
Язык новостей электорального характера, размещенных на Timpul.md за отчетный период,
был относительно корректным, хотя в некоторых случаях  использовались
уничижительные выражения, которых можно было избежать.
 
www.unimedia.info 
 
Включение в предвыборную кампанию 
Прямо или косвенно сайт Unimedia.info освещал тему общих местных выборов в 78
статьях, среди них были 65 простых или развернутых новостей, 9 сюжетов, затрагивавших
спорные  вопросы, и 4 сюжета, которые можно отнести к электоральному образованию
граждан (запуск колл-центра ЦИК, возможность проверки правильности списков
избирателей, созданная Unimedia интерактивная карта с избирательной тематикой).
Тематический спектр опубликованных новостей был разнообразен и включал в себя
освещение предвыборной деятельности  многих электоральных конкурентов, тем не
менее, чаще всего на сайте упоминались представители ЛДПМ. 
 
Непредвзятость и объективность 
В большинстве сюжетов, опубликованных Unimedia.info (69 из 78, или 88,5% от общего
числа) позиция/мнение автора не указывались , эти статьи были, как правило,
беспристрастны. Однако в  9 статьях содержалась оценочное суждение авторов, что делало
их предвзятыми. В то же время, частота и контекст представления кандидатов, лидеров и
представителей электорального конкурента ЛДПМ наглядно демонстрирует предпочтение,
отдаваемое Unimedia.info этой партии. Таким образом, из 30 появлений, ЛДПМ была
представлена в положительном свете 18 раз, 11 раз – в нейтральном контексте и один раз –
в негативном. ПСРМ освещалась больше в нейтральном (9 случаев) или негативном (6)
контексте, Движение «Равноправие» и его кандидат Илан Шор, ЛП, ПКРМ, ДПМ и «Наша
партия» –в разных контекстах, в основном нейтральных. Чаще всего, кандидаты и
политические партии были представлены в нейтральном контексте. ЕНПМ - Юрие Лянкэ
имел 3 появления и все в нейтральном контексте. 
 
Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений 
Подавляющее большинство цитируемых источников (51 или 83,6% от общего числа) были
политики, также  цитировались  7 должностных лиц и 3 эксперта. За отчетный период
Unimedia.info пренебрег принципом гендерного равенства (в числе процитированных
источников всего одна женщина), что составляет 1,6% от общего числа и является худшим
результатом из всех исследованных средств массовой информации.
 
Две трети текстов, касавшихся конфликтных ситуаций (6 из 9), были несбалансированы по
вине редакции, поскольку представляли одну точку зрения/мнение по конфликту или
выдвинутому обвинению. Например, новость «Реакция ПСРМ на обвинения, выдвинутые
коммунистами: ПКРМ – участник кражи века из примэрии», опубликованная 19 мая,
включает в себя обвинения депутата от ПСРМ Иона Чебана, в адрес муниципальных
советников от ПКРМ, которых он называет участниками кражи, произошедшей в
примэрии. В подзаголовке новости есть утверждение, что эти обвинения являются
реакцией ПСРМ на обвинения представителей ПКРМ в Кишиневском муниципальном
совете, но новость не упоминает о том, что это были за обвинения (со стороны ПКРМ в
адрес ПСРМ). Кроме того, отсутствуют реплика советников, обвиненных в пособничестве
хищениям, и реплика представителей примэрии. 

https://translate.google.com/translate?hl=ru&prev=_t&sl=ro&tl=ru&u=http://www.unimedia.info


Язык и видеоизображения 
Язык новостей предвыборного характера, размещенных на Unimedia.info за отчетный
период, был корректным, не  зарегистрировано преувеличений на языковом уровне или
фальсификации изображений.
 
4. Общие выводы 
 

 Результаты мониторинга за период с 15 по 30 мая 2015 года отмечают деградацию
поведения большинства средств массовой информации, которые были в большей
степени тенденциозны, не освещали предвыборную кампанию в комплексе и не
обеспечивали в необходимом объеме плюрализм мнений, сосредоточившись на
интенсивном продвижении некоторых электоральных конкурентов в некоторых
случаях, и на выставлении в невыгодном свете/дискредитации политических
оппонентов кандидатов-фаворитов:

- Телевизионные каналы Moldova 1 и TV 7 отличались относительно
сбалансированным и беспристрастным поведением, частично обеспечивая
плюрализм мнений и разнообразие источников. С точки зрения частоты и контекста
появлений в новостях электоральных конкурентов, Moldova 1 демонстрирует
незначительное предпочтение в пользу электорального конкурента
Демократической партии Молдовы, а канал TV 7 - незначительное предпочтение в
пользу Либерально-демократической партии Молдовы;

- Телеканалы с национальным покрытием Prime TV и Canal 2 явно
покровительствовали электоральному конкуренту Демократической партии
Молдовы, ее представители стали героями большинства сюжетов, чаще всего, в
положительном контексте. Во многих случаях исследованные сюжеты можно
классифицировать как прямую предвыборную агитацию в пользу электорального
конкурента; 

- Телеканал Accent TV оказал масштабное покровительство Партии социалистов
Молдовы, выпуская положительные новости в ответ на их предвыборные
мероприятия. Одновременно с этим, Accent TV открыто проявлял негативное
отношение к Либеральной партии, представители именно этой партии представали
чаще всего в негативном свете; 

- Портал Omg.md агитировал за «Нашу партию» и ее кандидатов Ренато Усатого и
Илиана Кашу, критикуя при этом правящие партии, особенно ДПМ, а также
нынешнюю администрацию Кишинева; 

- Сайт Pan.md открыто поддерживал ПСРМ и «Нашу партию», представляя их,
преимущественно, в положительном контексте;

- Publika.md интенсивно продвигала кандидатов Демократической партии на
должности примара и советника, в том числе размещая скрытые избирательные
рекламные сюжеты;

- Timpul.md часто критикует ПСРМ и электоральных конкурентов этой партии, также
подверглись критике некоторые кандидаты ПКРМ; 

- Unimedia.info открыто поддерживает ЛДПМ, что подтверждает частота и контекст
появления кандидатов, лидеров и представителей этого электорального конкурента;

 Плюрализм мнений страдает от редакционной предвзятости и однобокого
освещения тем, без альтернативных мнений;

 Большинство сюжетов, освещавших спорные вопросы, не обеспечили
сбалансированность источников и не предлагали права реплики для обвиненной
стороны;



 Исследованные СМИ выпустили крайне незначительное количество сюжетов с
электоральным образованием граждан;

 Часть исследованных СМИ демонстрировали  лучшие показатели в том, что
касается обеспечения гендерного равенства, однако тенденция к цитированию
источников преимущественно мужского пола продолжает сохраняться. 

 
ПРИЛОЖЕНИЕ 
 
Исследование конкретной ситуации № 3. Accent TV выпускает в эфир специальную
рубрику «Electorala 2015» с грубыми нарушениями правовых и деонтологических
норм 
 
Данное исследование основано на существующей правовой базе, регулирующей
освещение в СМИ избирательной кампании по местным выборам от 14 июня 2015 года, и
на количественном / качественном анализе содержания основных информационных
выпусков дня телеканала Accent TV в период с 15 по 30 мая этого года. 
 
Нормативно-правовая база: 
 
Кодекс о выборах , ст. 64 (1) Вещательные организации во всех своих программах и
печатные средства массовой информации, учрежденные органами публичной власти,
обязаны соблюдать принципы справедливости, ответственности, равновесия и
непредвзятости в освещении выборов. 
Положение об освещении избирательной кампании по всеобщим местным выборам от 14
июня 2015 года  телерадиоорганизациями Республики Молдова , п. 10. Электоральные
конкуренты участвуют в избирательной кампании на принципах равенства, в
недискриминационных условиях при предоставлении эфирного времени или рекламной
площади для предвыборной рекламы в средствах массовой информации. 
п. 19. В информационных выпусках телерадиоорганизаций события избирательной
кампании будут отражены в соответствии со ст. 47, 64 и 64 Кодекса о выборах и ст. 7
Кодекса телевидения и радио. 
п. 21. Освещение предвыборных мероприятий в информационных выпусках и печатных
средствах массовой информации будет осуществляться в сопровождении комментариев,
таким образом, чтобы избежать искажения сообщений электоральных конкурентов и
Центральной избирательной комиссии. 
 
Из Заявления о редакционной политике на период избирательной кампании ,
утвержденного КСТР: 
 
Accent TV : 21. Мероприятия в рамках избирательной кампании могут быть отражены в
выпусках новостей (информационных бюллетенях) только в соответствии с положениями
закона и способом, позволяющим избежать искажения сообщений электоральных
конкурентов. 
 
Выводы из анализа содержания: 
 

За отчетный период Accent TV в главном информационном выпуске дня «Accent
info» распространил множество новостей и тем в специальной рубрике «Electorala 2015», в
которой, за несколькими исключениями, были отмечены кандидаты на пост генерального
примара муниципия Кишинев. Анализ того, как вели соответствующую рубрику, а также
информационный выпуск в целом, позволяет установить следующее: 



- Accent TV демонстрирует избирательное отношение к героям посредством
составления заголовков, длительности тем, комментариев заявлений фигурантов,
отсутствия соответствующих источников в конфликтных вопросах, с помощью
некоторых приемов, имеющих отношение, скорее, к дезинформации и пропаганде,
чем к журналистике и так далее. 

Некоторые примеры: 
а) в выпуске от 18 мая Accent TV выпустил сюжет «ПСРМ запускает кампанию:
Молдова без олигархов, Молдова без унионистов», продолжительностью 2 мин. 07
сек., но не в рамках избирательной рубрики, хотя ПСРМ является электоральным
конкурентом; 
б) в том же выпуске, в специальную рубрику включена  тема – «Урекян обещает
уволить всех сотрудников примэрии», продолжительностью 1 мин и 18 сек. Однако
из сюжета мы узнаем, что Урекян намерен уволить некомпетентных чиновников, а
не всех. Напрашивается вопрос: автор сюжета хотел проинформировать или
дезинформировать зрителей?! В пропаганде есть такой прием – обманное
использование заголовков. Тем, кто пользуется таким приемом, хорошо известно,
что в спешке люди часто читают только заголовки; 
в) среди 5 сюжетов в специальной рубрике есть один, озаглавленный «Киртоакэ
гордится дорогами столицы», продолжительностью 2 мин. и 18 сек. В завершение
репортер считает необходимым напомнить «масштабный» скандал с
приобретением новых троллейбусов, ссылаясь, вероятно, для большего веса и
авторитета, на анонимных экспертов, якобы считавших, что имело место
мошенничество. Репортер не обращается к компетентным органам для
подтверждения или опровержения предполагаемого мошенничества. Очевидно, что
репортер имеет право дополнить сюжет дополнительной информацией, только
было бы справедливо действовать подобным образом во всех случаях. Или, в
выпуске от 18 мая упомянуты и другие электоральные конкуренты – Гр. Петренко,
З. Гречаная, В. Киртока – в свое время все были участниками скандалов; 
г) в информационном выпуске от 20 мая было распространено 5 сюжетов, 2 из
которых – в сопровождении изображений, позаимствованных из передачи
«Главное» на телеканале ТВ 21. Для канала Accent TV такая практика – обычное
дело. Мы не знаем, при каких условиях были «позаимствованы» изображения, но
создается впечатление, что телеканал нарочно хочет «втиснуть» в специальную
рубрику как можно больше сюжетов. И часто делает это неловко. Например, один
из сюжетов называется «Черней: примэрии нужен кто-то, как Олег Черней»,
когдагерой баллотируется на пост муниципального советника. Или «Бюджет
зависит от уровня счастья кишиневцев – Киртока» – в конце сюжета репортер
считает необходимым повторить обязательства, отметив «амбициозность»
кандидата; 
д) В выпуске от мая первый сюжет специальной рубрики называется «Урекян
обещает новые школы и детские сады» и в завершение репортер напоминает
обещания увеличить зарплаты и пенсии, данные героем в 2009 году. Было бы
справедливо, если бы тот же прием был использован в отношении всех героев,
особенно в ситуациях, когда во время проведения каждых выборов обещания
лились рекой; 
е) В выпуске от 22 мая 9! сюжетов носили избирательный характер. Выпуск
соотносится с ситуационным исследованием по нескольким соображениям.
Приведем несколько названий: «Кого первым выпустят из-под ареста: Шора или
Амерберга с Григорчуком?», «Гречаная: наша гордость – это команда
профессионалов», «ЛП нарушила положения Кодекса о выборах. 
Еще в одном выпуске мы узнаем, что есть «Национальный антикоррупционный
Совет», а не «Центр» и т.д. А главный приз достается сюжету «Нантой призывает



людей не голосовать за партии власти», с изображениями из передачи на канале
«1+1», и в то время, как герой говорит на русском, отсутствуют субтитры перевода
на румынский язык, как и в других аналогичных ситуациях – новость,
рассказывающая об озабоченности лидера «Партия Наш Дом Молдова» Гр.
Петренко о судьбе Амерберга и Григорчука, которые еще не были освобождены из-
под ареста, чтобы выставить свою кандидатуру в муниципальные советники; 
ж) из 7 сюжетов в рубрике «Electorala 2015» в выпуске от 27 мая следует отметить
несколько случаев. Например, первый сюжет начинается с утверждения репортера:
«В разгар избирательной кампании на ПСРМ обрушился вал провокаций», так что
можно усомниться, не принадлежат ли эти слова адвокату партии. В другом
сюжете, в завершение, репортер говорит: «Даже если в будущем Урекян планирует
возродить процветание столицы, бесспорно и то, что политик избегал заявлений,
где он изыщет достаточные финансовые ресурсы для запуска упомянутых ранее
проектов». Уточним, что в этом же выпуске, в предвыборном сюжете, созданном на
базе подборки из передачи «1+1», еще один кандидат на пост примара (М. Дарие)
также говорит о планах на будущее, но его не спросили, где он возьмет деньги на
остановки, на внедрение быстрых и удобных видов транспорта, на компенсации
бедным, когда тарифы будут расти, хотя во время программы можно было указать
на это. В другом избирательном сюжете с участием кандидата на должность
муниципального советника О. Черней, прозвучали обвинения в адрес трех человек:
сотрудника примэрии (В. Бутучел), советника (Ю. Топал.) и экс-примара (Д.
Киртоакэ). Однако репортер говорит: «Телеканалу Accent TV не удалось связаться с
Д. Киртоакэ (только?), чтобы он прокомментировал обвинения». Вместо этого
репортер вновь напоминает о том, как примар без предупреждения внес изменения
в несколько маршрутов, создав массу неудобств жителям столицы, – тема, которую
в сюжете затронул и Черней. Но венцом выпуска стал сюжет «Бесплатный
общественный транспорт решит проблему пробок – Брега». В сюжете использован
фрагмент передачи «Главное» телеканала ТВ 21. Герой во время прямого репортажа
говорит о транспорте, а репортер заполняет паузы информацией о ...
необходимости, чтобы примар по должности был членом Правительства (???). О.
Брега – о транспорте, а репортер - о том, кем в настоящее время являются члены
правительства по долгу службы. Это ошибка или сделано намеренно?
Практически каждый выпуск Accent TV, содержавший специальную рубрику
«Electorala 2015», изобилует примерами неадекватного освещения выборов, но мы
и впредь будем настаивать на одном случае, который, по нашему мнению, не
вписывается в строгие рамки журналистики. Дело касается двух избирательных
сюжетов, выпущенных в эфир в программе «Accent info» 29 мая. 
Первый сюжет, под названием «Прозвенел последний звонок в гимназии «Садова»,
продолжительностью 5 минут и 16 секунд. (самый длинный на сегодняшний день),
отражает, большей частью, участие лидера ПСРМ И. Додона в праздновании
последнего звонка в родном селе. Отметим факт, что в сюжете директор гимназии,
Людмила Додон, выступает в течение 1 мин, а И. Додон – 1 мин. и 30 сек. Лидер
ПСРМ не только поздравляет присутствующих с завершением учебного года, но и
вручает дипломы «Игорь Додон» лучшим ученикам. Что вызывает беспокойство?
Телевидение должно отражать события такого рода, но нехорошо идти на поводу у
политиков и, особенно, массово выпускать их в эфир во время избирательной
кампании. Справедливый подход будет означать наличие или отсутствие в эфире
Accent TV всех партийных лидеров, вступивших в гонку, в противном случае
телеканал демонстрирует политическую ангажированность  и поэтому поведение,
которое противоречит правовым нормам и собственной редакционной политике,
которой он обязался следовать в соответствующий период.



Еще один сюжет называется «Предвыборная агитация даже на последнем звонке?»
длительностью 2 мин. и 30 сек. Видимо, сюжет будет о последнем звонке в
кишиневском лицее Г. Асаки. Тем не менее, авторы причудливо и неуклюже
«вплели» изображения директора Б. Волосатого, сделанные неделю назад, и
представляющие его в качестве «ярого» сторонника ЛДПМ, который во время
запуска избирательной кампании Урекяна произнес хвалебную речь. Туда вставили
и речь. Затем, авторы сюжета все-таки возвращаются в лицей, и говорят нам, что
этот же директор «обратился с речью, имеющей  более или менее яркую
политическую окраску». И правда, директор прочел «мирное» и невинное
четверостишие. На последнем звонке присутствовал экс-примар Д. Киртоакэ,
выступивший с аполитичной речью. 
Способ, которым был создан этот сюжет, вызывает серьезные вопросы, на которые
есть только один ответ: авторы дезориентируют и дезинформируют зрителей.
Сюжет, скорее всего, является политическим заказом, исполненным «топорно» и
без всяких доказательств, приведенных журналистами. А название меняет местами
две ситуации: активная предвыборная агитация была проведена в гимназии в
Садова, а не в лицее Г. Асаки. Нам, однако, представили реалии, как в кривом
зеркале. 

 
Заключительная часть: 
- Accent TV, способом, реализуемым в большей части сюжетов, распространенных в

рамках рубрики «Electorala 2015», создает впечатление, что телеканал вступил в
партию, что его предназначение, вопреки журналистской профессии, поддерживать
нескольких электоральных конкурентов и освещать в неблагоприятном свете
других, нанося, тем самым, вред адекватному информированию избирателей,
вопреки его собственным обязательствам, вопреки профессиональным правилам и
положениям нормативно-правовой базы; 

- Пусть некоторые предвыборные сюжеты, распространенные Accent TV за отчетный
период, были неуклюжи, телеканал использовал методы из области дезинформации,
которые, возможно, принесли дивиденды некоторым электоральным конкурентам,
но никоим образом не помогли избирателю в его попытках разобраться в
предложениях кандидатов; 

- Способ, которым действовал Accent TV, демонстрирует низкую эффективность
действий, направленных на демонстрацию КСТР, ЦИК и публике, заявления о
своих обязательствах в предвыборной  кампании. Этот, сам по себе очень хороший
механизм, скомпрометирован, поскольку не налагает ответственность на авторов
подобных заявлений. 

 
Рекомендация: Accent TV должен вернуться к взятым обязательствам, заявив о
редакционной политике на период Выборов 2015 год, и в точности им следовать,
демонстрируя, таким образом, уважение к закону, профессии и телезрителям. 
 
Исследование конкретной ситуации № 4. В избирательной кампании Prime TV и
телеканал Canal 2 остаются рупорами ДПМ 
 
Данное исследование основано на существующей правовой базе, регулирующей
освещение в СМИ избирательной кампании по местным выборам от 14 июня 2015 года, и
на количественном / качественном анализе содержания основных информационных
выпусков дня двух телеканалов – Prime TV и Canal 2 в период с 15 по 30 мая этого года.
 



Нормативно-правовая база: 
Кодекс о выборах, ст. 64 (4) Социальный статус и/или должности кандидатов не могут
служить основанием для привилегированного отношения к конкурентам на выборах со
стороны средств массовой информации. 
(5) В избирательный период вещательные организации и печатные средства массовой
информации должны четко разграничивать в своих журналистских сюжетах исполнение
должностных обязанностей лицами, не подпадающими под действие части (3) статьи 13, и
их избирательную деятельность. 
 
Положение об освещении избирательной кампании по всеобщим местным выборам от 14
июня 2015 года телерадиоорганизациями Республики Молдова, п.  20. Деятельность
органов центрального и местного публичного управления, в том числе деятельность
примэрии / примара, сельского / коммунального / городского совета и районного /
муниципального совета освещается отдельно от предвыборных дебатов и рекламы с
соблюдением норм Кодекса о выборах, Кодекса телевидения и радио и правил настоящего
Положения. Ни один конкурент на выборах не имеет преимуществ в силу занимаемой
должности. 
21. Предвыборные мероприятия освещаются в программе новостей и в печатной прессе
без комментариев во избежание искажения сообщения конкурентов на выборах и
Центральной избирательной комиссии. 
 
Из Заявлений о редакционной политике на период избирательной кампании,
утвержденных КСТР: 
 
Prime TV: 4. Телеканал «Prime» будет освещать избирательную кампанию по всеобщим
местным выборам 14 июня 2015 года, обеспечивая справедливое, сбалансированное и
беспристрастное освещение, будет строго соблюдать Положение об освещении
избирательной кампании по всеобщим местным выборам от 14 июня 2015 года в
средствах массовой информации, утвержденное решением Центральной избирательной
комиссии № 3266 от 17 апреля 2015 года, и Концепцию освещения избирательной
кампании по всеобщим местным выборам 14 июня 2015 года вещательными
организациями Республики Молдова, утвержденной Решением КСТР. 
TV Canal 2 : 4. Телеканал «Canal 2» будет освещать избирательную кампанию по
всеобщим местным выборам 14 июня 2015 года, обеспечивая справедливое,
сбалансированное и беспристрастное освещение, будет строго соблюдать Положение об
освещении избирательной кампании по всеобщим местным выборам от 14 июня 2015 года
в средствах массовой информации, утвержденное решением Центральной избирательной
комиссии № 3266 от 17 апреля 2015 года, и Концепцию освещения избирательной
кампании по всеобщим местным выборам 14 июня 2015 года вещательными
организациями Республики Молдова, утвержденной Решением КСТР. 
 
Выводы из анализа содержания: 
 
Prime TV, 22 мая, "Primele stiri», время 21.00. 
 
Рубрика «Местные выборы 2015» содержит: 
- Сюжет про кандидата от ПКРМ на пост генерального примара муниципия Кишинев

В. Киртока, под названием «Зажигай… DJ Василий» («Hai dă-i bătaie... DJ Vasili»),
продолжительностью 1 мин. 56 сек., в котором главный герой представлен просто в
качестве любителя и исполнителя песен.

- Сюжет про кандидата от ЕНПМ на пост генерального примара муниципия
Кишинев под названием «Нантой набросился на бельцких советников-



коммунистов», продолжительностью 54 сек., в котором герой критикует
инициативу получения автономии муниципия Бельцы через референдум. 

- Сюжет об инициативе женщин-демократов о проведении ярмарки куличей,
озаглавленный «Благотворительная ярмарка в Кишиневе», продолжительностью 2
мин. и 05 сек. Первая героиня – молодая участница, бенефициар благотворительной
акции, в субтитрах указывают только ее имя. Кандидат от ДП на пост генерального
примара муниципия Кишинев М. Бабук появляется два раза, в одной и той же
картинке, умильно поглаживая первую героиню сюжета. Далее следует прямое
выступление М. Бабук и лидера ДПМ Мариана Лупу. 

- Сюжет под названием «Европейские условия в молдавском селе». Речь идет о
Старых Фундурах Глодянского района. Сюжет длится 1 мин. 38 сек. Вступление:
«Общинный центр, современные образовательные учреждения и места
развлечений. Звучит как описание населенного пункта в европейской стране, тем не
менее, это село Старые Фундуры Глодянского района. Местные жители говорят, что
здесь можно прилично жить, можно найти работу и есть места для отдыха». Далее
следуют выступления трех героев – от дома культуры, детского сада и общинного
центра, их имена не указаны ни в субтитрах, ни в устной форме. В тексте
журналистки представлена только последняя героиня – Эмилия Виеру, восемь лет
назад ставшая во главе села, за это время были успешно реализованы более 20
инфраструктурных проектов с общим бюджетом в 16 миллионов леев. Ни слова о
кандидате от ДП в примэрию на третий срок, за автора сюжета говорит
стилизованный партийный значок на груди героини. 

Таким образом, 2 из 4 сюжетов посвящены кандидатам от ДП, один из сюжетов можно
классифицировать как скрытая агитация. Способ составления заголовков также придает
определенную окраску содержанию сюжетов. 
 
Телеканал Canal 2, 22 мая, «Репортер», время 19.00, рубрика «Местные выборы 2015»: 
Сюжет 1 – «Нантой критикует бельцких советников-коммунистов» - длительность 52 сек. 
Сюжет 2 – «Музыкальный талант Василия Киртока» - длительность 2 мин. 03 сек. 
Сюжет 3 – «Благотворительная ярмарка, организованная женщинами-демократами» -
длительность 2 мин. 41 сек. До этого места практически все сюжеты были взяты из Prime
TV, только в другом порядке, с другими заголовками, а иногда и с изменениями в
содержании. Например, в сюжете № 3, кроме кандидата от ДП М. Бабук, лидера ДПМ
Мариана Лупу, среди других героев появляется и Д. Парфентьев, заместитель министра
ИТС. 
Сюжет 4 – «Талмазские проекты» (Штефан-Водский район), длительность – 2 мин. 31 сек.
В 4 сюжете, хотя он и размещен в рубрике «Местные выборы 2015», не уточняется, что
Вл. Плешка, примар села последние 6 лет, снова баллотируется от ЛП. И с его стороны
также не прозвучало уточнение о том, что он баллотируется. Вместо этого, в тот же день
на канале Publika TV из сюжета «В селе Штефан-Водского района полно проблем. Дети
замерзают в школах, а дороги очень плохие», мы узнаем, что « ремонт лицея является
одним из приоритетов кандидата в примары Владимира Плешка», но нет ни слова от
претендента на пост в населенном пункте, где в лицее, построенном 30 лет назад, не
заменены окна, дороги плохие, а кандидату за 6 лет получилось провести ремонт в двух
детских садах. Таким образом, расшифрованное сообщение будет звучать следующим
образом: в селе Старые Фундуры, где примар - демократ, европейские условия жизни, а в
Талмазе, где примар – либерал, проблем полный воз. И, поскольку сюжеты,
транслируемые на национальных каналах, в первую очередь, имеют отношение к
упомянутым населенным пунктам, то мы вправе полагать, что преследовалась цель
оказать влияние на жителей двух коммун, чтобы они проголосовали «как надо». 
 



Prime TV, 25 мая, «Primele stiri», время 21.00, рубрика «Местные выборы 2015»: 
Сюжет 1 и единственный - «Образование - приоритет демократов», длительность 1 мин.
55 сек., о встрече кандидата на пост генерального примара муниципия Кишинев от ДПМ
Моники Бабук с преподавателями Института педагогических наук. 
Canal 2, 25 мая, «Репортер», время 19.00, рубрика «Местные выборы 2015»: 
Сюжет 1 – «Проверки перед выборами", длительность 35 сек, новость из ЦИК. 
Сюжет 2 – «Будут отдыхать в современном лагере», длительность 2 мин. 08 сек. Этот
показной сюжет, как и название, о селе Бобейка, Хынчештского района, где примаром
Лилиан Мустяцэ от партии ДПМ. 

 
Уточняем, что год назад, 1 июня 2014 года,  телеканал Publika TV объявил, что «К

концу года жители коммуна Бобейка Хынчештского получат воду из водопровода. Сегодня
был запущен проект по строительству водопровода и канализации для этого населенного
пункта» и «Начало работ стало возможнымблагодаря помощи парламентариев от
Демократической партии». В то же время был процитирован депутат от ДП Михаил
Солкан, который сказал: «Благодаря нам, депутатам от Демократической партии, на этот
проект из республиканского бюджета было выделено 2 миллиона 700 тысяч леев. Мы
также получили финансовую поддержку от Экологического фонда. Мы оказываем помощь
нескольким примарам, а не только нашему».
(http://www.publika.md/motiv-de-bucurie-pentru-locuitorii-comunei-bobeica--raionul-hancesti-
in-curand--oamenii-vor-avea-apa-potabila-la-robinet_1952651.html)   

Уточняем, что 17 января 2015 года газета Ziarul Național опубликовала статью, в
которой, среди прочего, было написано, что «В 2014 году самые большие доходы от
договоров с государственными учреждениями были у депутата-демократа Михаила
Солкан» и что «Самый прибыльный договор был подписан в апреле 2014 года, с
примарией села Бобейка, Хынчештского района», с целью реализации проекта по
водоснабжению,  сбросу и очистке сточных вод. Издание отмечает, что, хотя работы
должны были завершиться осенью, «у жителей коммуны Бобейка до сих пор нет воды в
домах, а канализации – и подавно».
(http://ziarulnational.md/interese-licitatii-de-125-de-milioane-de-lei-castigate-de-deputati-si-
ministri/) 

3 апреля 2015 года председатель НПО в селе обеспокоен сигналом, поступившим
на платформу anticorupţie.md: «Сомнительные махинации с землей в примэрии села
Бобейка Хынчештского района» с участием «SRL Mirconcord из Бобейка (фирма находится
в очень хороших отношениях с примаром Бобейка Лилианом Мустяцэ)».
(http://anticoruptie.md/sesizare/scheme-dubioase-cu-terenuri-la-primaria-bobeica-hancesti/ ) 
 

При наличии обязательных разъяснений, зададим риторический вопрос: как
выбрать подход и героев, и получать информацию, если соответствующий медиапродукт
является результатом журналистских усилий или заказа со стороны партии! 
 
Prime TV, 26 мая, «Primele stiri», время 21.00, рубрика «Местные выборы 2015»: 
Сюжет 1 - « Ключевые решения проблем Бельц» - длительность 1 мин. 15 сек., о Сергее
Киселеве, кандидате от ДПМ на пост примара Бельц. Наличие имени прилагательного в
названии позволяет предположить, что герой располагает лучшими решениями всех
проблем города (если в определенной форме). И, поскольку герой не слишком долго
находится в кадре, ведущий дополняет сюжет серией великих дел, предложенных
кандидатом. 
Сюжет 2 – «Наша партия» вступила в предвыборную гонку», продолжительность - 1 мин.
06 сек. Сюжет заканчивается высказываниями И. Кашу, кандидата на пост генерального
примара муниципия Кишинев, о своей команде, которую он считает единой. Ведущий
подвергает сомнению высказывания кандидата и напоминает о том, что член команды, Ал.

https://translate.google.com/translate?hl=ru&prev=_t&sl=ro&tl=ru&u=http://anticoruptie.md/sesizare/scheme-dubioase-cu-terenuri-la-primaria-bobeica-hancesti/
http://ziarulnational.md/interese-licitatii-de-125-de-milioane-de-lei-castigate-de-deputati-si-ministri/
http://ziarulnational.md/interese-licitatii-de-125-de-milioane-de-lei-castigate-de-deputati-si-ministri/
http://www.publika.md/motiv-de-bucurie-pentru-locuitorii-comunei-bobeica--raionul-hancesti-in-curand--oamenii-vor-avea-apa-potabila-la-robinet_1952651.html
http://www.publika.md/motiv-de-bucurie-pentru-locuitorii-comunei-bobeica--raionul-hancesti-in-curand--oamenii-vor-avea-apa-potabila-la-robinet_1952651.html


Петков, например, был оштрафован за оскорбление прокурора и выражение агрессии в
отношении полицейских. 
 
Телеканал Canal 2, 26 мая, «Репортер», время 19.00, рубрика «Местные выборы 2015»: 
Сюжет 1 – «Миллионер Шор с годовым доходом в 25 тысяч леев», продолжительность 1
мин 08 сек. 
Сюжет 2 – «Кандидаты честные и не слишком», продолжительность 1 мин. 12 сек., сюжет,
выпущенный в эфир на канале Prime TV под названием: «Наша партия» вступила в
предвыборную гонку». 
Сюжет 3 – «Решения проблем Бельц», продолжительность 1 мин. 18 сек., сюжет,
выпущенный в эфир на канале Prime TV под названием  «Ключевые  решения проблем
Бельц». 
Сюжет 4 – «Успешные проекты в Яловенах», продолжительность 2 мин. 47 сек.,
хвалебный сюжет о Г. Карачуян, освобожденном от должности примара, сообщившем, что
каждый год расходовалось 8-10 млн. леев и что «результаты видны». Не уточняется, что в
2011 году Г. Карачуян баллотировался как независимый кандидат. 

Сравнив названия, понимаем, что в случае с НП кандидаты «честные и не очень», и
яловенские проекты «успешны». 

Сделаем работу за телевидение и вспомним, что в прошлом году на платформе
moldovacurata.md была размещена статья «Хлеб от фирмы зятя», в которой упоминалось,
что «в конце 2013 года примэрия города Яловены организовала открытый тендер,
вследствие которого были отобраны экономические агенты, которые на полгода обеспечат
продуктами питания три детских сада города. Только один агент представил на конкурс
предложение по хлебу. Это была SRL «Ialpanis», которой руководит зять примара». Болеее
того, на  этот случай обратила внимание и Национальная антикоррупционная комиссия,
установившая, что примар «в случае подписания договора на закупку допустил ситуацию
с конфликтами интересов».  ( http://www.moldovacurata.md/interese-avere-la-
vedere/integritatea-persoanelor/contractele-de-achizitionare-a-painii-semnate-de-primarul-
orasului-ialoveni-cu-ginerele-sau-ar-putea-fi-anulate)
 

Как явствует, телеканал не заинтересован во всей информации и преследует другую
цель. Поэтому из Яловен обратимся к другому близлежащему населенному пункту, в
Костешты, где последние 4 года инвестиции достигли цифры в 37 миллионов леев, а В.
Бортэ, освобожденный от должности примара, который баллотируется на второй срок
неизвестно от какой партии, конечно, «не остановится на достигнутом». Уточним еще раз:
примар Костешт был избран по спискам ЛП. В 2013 году Счетная палата обвинила его в
том, что приобрел автомобиль стоимостью 250 000 леев, эти деньги предназначались
Дневному центру для детей с особыми потребностями. Отчего же столько почета примару
ЛП? Может быть, потому что решение о приобретении автомобиля «Шкода», принимали
советники ЛП и ДП?! ( http://www.jc.md/sa-pricopsit-cu-skoda-din-banii-destinati-
copiilor/comment-page-1/) Остается только строить предположения, поскольку по
телевизору нам не дают всей информации. 
 
Выводы: 
- Вопреки правовым и деонтологическим нормам, Prime TV и Canal 2 демонстрирует

избирательное отношение к героям сюжетов предвыборной тематики; 
- В рамках рубрики «Местные выборы 2015» Prime TV и Canal 2 по-прежнему

предлагают эфирное время несоразмерно, отдавая предпочтение кандидатам от
ДПМ; 

- В рамках рубрики «Местные выборы 2015» Prime TV и Canal 2 по-прежнему
сознательно прибегают к отражению половинчатой правды, факт, который, в
конечном счете, приравнивается к неправде, распространяемой на национальном

https://translate.google.com/translate?hl=ru&prev=_t&sl=ro&tl=ru&u=http://www.jc.md/s-a-pricopsit-cu-skoda-din-banii-destinati-copiilor/comment-page-1/
https://translate.google.com/translate?hl=ru&prev=_t&sl=ro&tl=ru&u=http://www.jc.md/s-a-pricopsit-cu-skoda-din-banii-destinati-copiilor/comment-page-1/
http://www.moldovacurata.md/interese-avere-la-vedere/integritatea-persoanelor/contractele-de-achizitionare-a-painii-semnate-de-primarul-orasului-ialoveni-cu-ginerele-sau-ar-putea-fi-anulate
http://www.moldovacurata.md/interese-avere-la-vedere/integritatea-persoanelor/contractele-de-achizitionare-a-painii-semnate-de-primarul-orasului-ialoveni-cu-ginerele-sau-ar-putea-fi-anulate
http://www.moldovacurata.md/interese-avere-la-vedere/integritatea-persoanelor/contractele-de-achizitionare-a-painii-semnate-de-primarul-orasului-ialoveni-cu-ginerele-sau-ar-putea-fi-anulate


уровне, нанося, таким образом, тяжкий вред корректной информированности
избирателей; 

 
Повторная рекомендация : Телеканалам Prime и Canal 2 следует использовать частоты,
являющиеся национальным, а не партийным, достоянием, чтобы служить народу, а не
партии.


