С этой точки зрения, пресса не является исключением. Концентрация капитала благотворна и в этой сфере. Но только до определенной степени.
Во избежание чрезмерного накопления и централизации собственности, передовые демократические страны используют механизм регулирования. В США, например, антимонопольный закон распространяется и на СМИ.
Различные антимонопольные законы были приняты и в странах ЕС. Во Франции, например, одно лицо может контролировать не более чем 49% одного телеканала. В случае если у него имеются акции в двух телеканалах, во втором оно может владеть только 15%.
Несмотря на это, все еще существуют упущения и в старых демократиях. Неслучайно фраза «берлусконизация прессы» родилась в Италии, где бывший премьер-министр и миллиардер создал несколько телеканалов, доминируя на рынке телевидения и радио.
Тем не менее, недавняя ситуация в «итальянском сапоге» несравнима с нашей. В молдавской прессе положение намного серьезнее.
Империя Берлускони, образно говоря, была слоном, огромным млекопитающим, сильным, но все же травоядным. Доля его телеканалов была, конечно, чрезмерной. Однако они не уничтожали своих конкурентов, как это происходит у нас.
Империя Плахотнюка – огромная плотоядная акула, превращающаяся в белую смерть свободы выражения в Молдове. Она контролирует не только большую часть телеканалов, но и довольно много сайтов и радиостанций.
Пресса, эксперты, различные неправительственные организации в течение нескольких лет предупреждают об угрозе удушающей монополизации медиарынка. Например, в 2014 году Ассоциация по внешней политике провела исследование, показавшее, что дефицит прозрачности и все более явная концентрация прессы в руках ограниченного круга олигархов могут поставить под угрозу европейский курс Молдовы, что, к сожалению, и произошло.
Кодекс телевидения и радио и другие правовые акты нашей страны не способны сдержать акул из прессы. Однако решения существуют.
Есть и опыт, и рекомендации, и дебаты на европейском уровне в связи с антимонопольными мерами, необходимыми для ограничения числа телеканалов, которыми может владеть одно лицо. Необходимо скорейшее утверждение нормативных актов, запрещающих собственникам владеть несколькими СМИ на различных носителях (печать, цифровые СМИ, радио, телевидение). Другими словами, один человек не может одновременно владеть и телеканалом, и газетой. Или радиостанцией и отдельным онлайн-порталом.
Все эти законы конечно необходимы, но не достаточны. Чтобы улучшить ситуацию, необходим также более жесткий гражданский контроль над ситуацией в СМИ. Функции некоторых неправительственных организаций, таких как Совет по прессе или Центр независимой журналистики, необходимо расширить для постоянного мониторинга рисков монополизации прессы.