- Г-жа Влах, в Кишиневе в последнее время все чаще говорят о концентрации СМИ и манипулировании через прессу. Насколько эти отрицательные явления влияют на прессу в гагаузской автономии?
И.В.: Феномен концентрации средств массовой информации жители Гагаузской автономии сполна ощутили на себе в ходе выборов Башкана-2015. Тогда ряд центральных телеканалов и он-лайн СМИ упорно искали в Гагаузии «очаг сепаратизма», а в жителях автономии – «пятую колонну». Впрочем, когда выборы прошли демократично и без эксцессов, интерес этих СМИ к Гагаузии резко упал. Но сам сценарий повторяется вновь и вновь. Стоит башкану или депутатскому корпусу поднять вопрос об ущемлении со стороны Кишинева особого правового статуса – в ряде СМИ вновь начинают искать внутренних врагов и находят их среди жителей Гагаузии.
К сожалению, сегодня почти все ведущие центральные СМИ связаны с теми или иными политическими силами и активно работают на создание требуемого информационного фона, не считаясь с нормами деонтологического кодекса журналиста и морали.
Пока эта негативная тенденция в меньшей степени затронула региональную прессу – в том числе и в Гагаузии. В автономии действует Общественная компания «Телерадио Гагаузии», работает ряд частных телеканалов и радиостанций, активно развивается интернет-журналистика. Регулярно звучит критика в адрес различных органов власти, ведутся журналистские расследования. Следовательно, в значительной степени наша пресса сохраняет редакционную свободу и объективность.
- В преддверии выборов в марте 2015 года о Вас говорили, что Вы являетесь «кандидатом Москвы», в том смысле, что Вас массивно поддерживали российские СМИ. Насколько российская пропаганда влияет на население региона, и каким образом это сказывается на менталитете людей?
И.В.: В кабельных сетях автономии вещают молдавские, европейские, турецкие, российские телеканалы. Свободно распространяется печатная пресса. А говорить о какой-то цензуре в интернете – не приходится. Жители автономии обладают доступом к самому широкому спектру источников информации и имеют право на собственное мнение о происходящих в стране и регионе событиях. И если это коллективное мнение по каким-то позициям идет в разрез с политическим мэйн-стримом в Молдове – не следует списать его на «пропаганду извне». Лично я считаю подобный подход деструктивным. Мы являемся гражданами одной страны и должны не вешать ярлыки, а пытаться слышать и понимать друг друга, стремиться к общественному согласию относительно нашего общего будущего в Республике Молдова.
- Какие газеты, телеканалы или радиостанции Вы чаще всего смотрите и слушаете в качестве башкана?
И.В.: В машине приемник чаще настроен на GRT (общественное радио Гагаузии). Всегда читаю наши региональные газеты «Вести Гагаузии» и «Знамя», ведущие республиканские печатные издания на русском и государственных языках. Телевизор смотрю мало, чаще перед сном. Стараюсь «попасть» на политические ток-шоу и новостные выпуски. Новостные порталы просматриваю в начале и конце рабочего дня и когда нахожусь в дороге. В моем браузере в закладках несколько десятков молдавских и зарубежных сайтов.
Петру Маковей, исполняющий директор Ассоциации независимой прессы:
- Как Вы оцениваете ситуацию свободы и независимости СМИ в автономии?
Ион Бундуки, исполняющий директор Ассоциации электронной прессы:
- Каково положение дел в СМИ АТО Гагауз Ери с точки зрения экономичекой, политической и редакциoнной независимости?
И.В.: В Гагаузской автономии протекают те же общественно-политические процессы, что и во всей Республике Молдова. Следовательно, региональные СМИ пользуются той же свободой и сталкиваются с теми же трудностями, что их коллеги из других уголков страны.
Могу добавить, что за последний год ни одно региональное СМИ не пожаловалось на трудности с получением информации в органах власти автономии. Надеюсь, навсегда ушли в прошлое позорные ситуации, когда на публичные заседания местных советов и Народного собрания пытались допускать только «лояльную прессу». Во всяком случае, наша команда с первых дней работы выстраивает открытый и равноправный диалог со всеми средствами массовой информации, заинтересованными в освещении событий в регионе.
Насколько журналистика свободна в Гагаузии? Полагаю, ответ на этот вопрос, прежде всего, должны давать сами сотрудники СМИ. Как глава автономии, да и простой зритель/слушатель, я наблюдаю сегодня широкий плюрализм мнений в региональной прессе. Журналисты из Гагаузии подымают острые темы, ведут смелые расследования, не боятся задавать неприятные вопросы чиновникам. Следовательно, гагаузские редакции пользуются достаточной свободой и политически над ними никто не довлеет.
Другой аспект – насколько наши СМИ свободны в действиях. Прежде всего – финансово. В частных беседах со мной редактора жалуются, что в сегодняшних экономических реалиях СМИ напоминают скорее хобби, нежели бизнес. Местный рекламный рынок мизерный. А рекламные бюджеты крупных компаний (операторы мобильной связи, национальные торговые сети и пр.) оседают в Кишиневе. Из-за невысоких доходов редакции не в состоянии платить достойные заработные платы и технически переоснащаться.
Петру Маковей, исполняющий директор Ассоциации независимой прессы:
- Медийные неправительственные организации критиковали новый закон Гагаузии о телевидении и радио, в том числе за то, что он продвигает интересы некоторых местных политиков и групп интересов, ограничивая редакционную независимость региональной общественной вещательной компании. Тем не менее, Вы подписали этот закон, хотя НПО требовали его возвращения Народному собранию. Какие аргументы заставили Вас подписать этот закон, и считаете ли Вы мнение медиа-экспертов несущественным?
Ион Бундуки, исполняющий директор Ассоциации электронной прессы
- Вы промульгировали закон АТО о телевидении и радиовещании, игнорируя мнение гражданского общества. Так часто бывает и на центральном уровне. Почему Вы берете плохой пример с Кишинева?
Екатерина Терзи, специальнный репортер государственной компании «Телерадио-Молдова» в Гагаузии
- Создаст ли этот закон должные условия для развития Общественной компании "Телерадио Гагаузии"?
Михаил Сиркели председатель молодежного центра «Пилигрим-Демо»:
- Гражданское общество направило Вам открытое письмо с просьбой направить этот закон на повторное рассмотрение Народному собранию, но Вы никак не отреагировали. Почему Вы промульгировали его?
И.В.: С момента преобразования ОК «Телерадио Гагаузии» (далее GRT – прим. Ред.) из государственной компании в публичную прошло без малого десять лет. И все эти годы компанию постоянно преследуют громкие скандалы, компрометирующие саму идею общественного телерадиовещания в автономии. Менялись люди, а ситуации повторялись по одному и тому же сценарию: председатель компании не мог выстраивать работу с директором телевидения и радио, а все они, в свою очередь, не находили общий язык с Наблюдательным советом.
Из-за кризиса менеджмента на GRT накопился ряд критических проблем, под грузом которых компания могла рухнуть. Обозначу лишь некоторые из них.
Первое. Республика Молдова находится на пороге цифрового телевидения. В GRT нет стратегического видения перехода на цифровое вещание и непонятны источники финансирования этого дорогостоящего, но неизбежного технологического скачка. Если оставить все на самотек (как это было до сих пор), GRT TV лишится аналоговых частот, но и не попадет в региональный мультиплекс. Возможность войти в республиканский мультиплекс, увы, уже упущена. Сюда же можно отнести и проблему глубокой изношенности основных мощностей компании – прежде всего, вышек и ретрансляторов.
Второе. Я с огромным уважением отношусь к редакционному и техническому коллективу GRT, но из-за неэффективного использования средств 90% новостей и программ компании производятся в Комрате. Жизнь гагаузской глубинки почти не видна на экране гагаузского общественного ТВ.
Третье. Как это не парадоксально звучит, но сегодня в Кишиневе GRT смотрят больше, чем у нас, в Гагаузии. GRT не доступен в кабельных сетях Комрата, Вулканешт, многих сел автономии, но зато присутствует в оферте национального оператора MOLDTELECOM. Исполнительный комитет заинтересован в том, чтобы сигнал GRT TV был в доме каждого жителя автономии, но для этого нужны более активные действия и со стороны руководства компании.
Четвертое. У нас есть серьезные вопросы, насколько эффективно тратятся финансовые средства, выделяемые из бюджета на нужды компании. Из-за чехарды в руководстве на GRT сложилась порочная практика, когда того или иного сотрудника увольняли с грубейшими нарушениями трудового кодекса. После чего сотрудник, естественно, обращается, в суд, восстанавливается на работе и требует с компании положенную ему зарплату и компенсацию. В конечном счете, судебные исполнители взыскивают эти средства со счетов компании (в каждом случае это десятки тысяч леев!). Или другой пример. В компании в прошлом году в аренде находились семь автомобилей, при этом журналисты практически лишены транспорта.
Конечно, эти и многие другие проблемы в компании возникли не вчера – они копились годами. Но так не могло продолжаться вечно. Год-два, и мы бы потеряли компанию. Депутатский корпус взял на себя политическую ответственность и принял Закон о телерадиовещании в новой редакции, в котором устранены пробелы и неточности, вносящие сумятицу в структурное управление компанией. На основании нового закона избраны новый Исполнительный директор компании и его заместители – главные редактора общественного ТВ и радио. И меня, как главу региона, радует, что ситуация на GRT стабилизировалась, и компания уже не является предметом политических споров и общественных дискуссий.
Говорить о том, что новый закон продвигает «скрытые интересы определенных политических групп», на мой взгляд, можно, только опираясь на конкретные факты. Впереди – выборы президента Республики Молдова и в Народное собрание Гагаузии. Эти электоральные циклы и станут экзаменом на объективность и беспристрастность для нового руководящего состава GRT.
Считаю также неоправданным говорить, что при разработке и принятии Закона о телерадиовещании не учитывалось мнение общественности. Насколько я знаю, многие поправки, предложенные сотрудниками компании и медиа-сообществом автономии, были приняты авторами законопроекта.
Петру Маковей, исполняющий директор Ассоциации независимой прессы:
- Какие СМИ в регионе принадлежат Вам? Имеете ли Вы какое-либо влияние на редакционную политику портала Gagauzinfo или другого СМИ?
И.В.: Ни я лично, ни мои близкие и родные не являются учредителями каких-либо СМИ. Тем не менее, это никогда не мешало оппонентам приписывать мне влияние на самые разные телеканалы, радиостанции и интернет-порталы. В действительности я являюсь владелицей персонального сайта www.vlah.md, который администрирует моя дочь. Собственно, этот сайт и создавался по ее настойчивым рекомендациям.
Ион Бундуки, исполняющий директор Ассоциации электронной прессы
- Как часто Вы отказываете просьбам журналистов дать комментарии или интервью по разным значимым событиям?
И.В.: Нахожусь в политике уже более десяти лет и никогда не избегала контактов с прессой. Даже если знала, что меня ждут провокационные вопросы. С избранием на пост главы Гагаузии во взаимоотношениях с прессой ничего не изменилось. Случается, что из-за напряженного рабочего графика не могу принять приглашение или дать интервью. Но кто проявляет настойчивость – со второго, третьего раза обязательно получает результат.
- Достаточны ли Вам СМИ АТО, чтобы узнать обо всем, правдиво что происходит в автономии?
И.В.: За последние четыре-пять лет региональные СМИ совершили качественный скачок в плане оперативности и информативности. Заметно увеличился интерес и столичных СМИ к региону. Но, как читателю, мне не хватает новостей из отдаленных населенных пунктов Гагаузии. Хотелось бы больше социальных и культурных новостей «с мест».
- Когда будете давать первое интервью на госязыке?
Знание государственного языка позволяет мне эффективно работать на заседаниях правительства и с документами. Но, к сожалению, пока я не настолько чувствую язык, чтобы делать на нем официальные заявления, хотя последовательно к этому иду.
Екатерина Терзи, специальнный репортер государственной компании «Телерадио-Молдова» в Гагаузии
- Оцените перспективы развития региональных СМИ в сфере продвижения языкового равенства. В чем приоритеты?
И.В: Для GRT стратегическая задача вытекает из самой целесообразности существования компании – это постепенное увеличение объема собственных программ на гагаузском языке за счет снижения объема ретранслируемых передач. В случае частных вещателей перспективу развития каждого СМИ должен определять исключительно учредитель и редакционный коллектив.
- Почему региональная газета "Вести Гагаузии" уже несколько лет не печатает материалы на гагаузском языке?
И.В.: Мы обсуждали этот вопрос с и.о. редактора и коллективом газеты. Проблема сугубо техническая. Редакция нуждается в современном компьютерном оборудовании и лицензионном программном обеспечении, чтобы осуществлять верстку на гагаузском языке. К сожалению, привлечь грантовые средства в издание невозможно из-за его подвешенного юридического статуса. Будем работать над решением этого вопроса вместе с учредителем – Народным собранием. В то же время, хочу отметить, что в этом году увеличено бюджетное ассигнование «Вестей Гагаузии», в том числе запланированы средства на приобретение собственного автотранспорта.
Елизавета Ротар, ATV Comrat:
- Наличие СМИ: газет, радио и телевидения – имеющих возможность расследовать деятельность властей автономии и сообщать результаты гражданам – это один из принципов демократического общества. Можно ли говорить о свободной и независимой журналистике в автономии?
И.В.: Со всей уверенностью могу заявить, что сегодня в Гагаузии работает ряд свободных и независимых средств массовой информации. И яркое тому доказательство – это работа Вашего телеканала.
- Право на информацию гарантировано Конституцией РМ и Законом о доступе к информации. Насколько реально обеспечивается в Гагаузии доступ к общественно значимой информации?
И.В.: Исполнительный комитет открыт для прессы. Для работы журналистов на заседаниях Исполкома даже не требуется аккредитация. Протокола заседаний оперативно публикуются на официальном сайте www.gagauzia.md. Гагаузия – регион небольшой и я знаю лично практически всех журналистов и их телефоны, а они, соответственно, знают мой телефон. Проблем связаться со мной, получить комментарий – нет.
- Каким образом наказываются чиновники, которые препятствуют в доступе информации СМИ?
В начале работы нашей команды некоторые начальники профильных управлений избегали общения со СМИ. До назначения на ответственные должности это были непубличные люди. И контактам с журналистами мешали их внутренние страхи и отсутствие опыта контактов с прессой. Хватило устного замечания с моей стороны, чтобы исправить эту ситуацию.
- Как обеспечивается лояльная конкуренция в СМИ Гагаузии? Почему СМИ, получающие государственное финансирование (Общественный канал GRT) функционируют на рекламном рынке в тех же условиях, что и частные каналы, не разделяя рекламу на коммерческую и на некоммерческую, что ставит в неравные условия СМИ Гагаузии?
И.В.: Вопрос получения коммерческой выгоды из деятельности GRT не так прост. Конечно, мы могли бы пойти по пути европейских общественных СМИ (к примеру, BBC) и лишить GRT права размещать коммерческую рекламу. Но при этом нам бы пришлось автоматически взять на себя обязательства в полной мере покрывать все расходы компании из бюджетных средств. К такой нагрузке бюджет Гагаузии не готов.
Кроме того, GRT несет ряд обязательств, которых нет у частных региональных СМИ. А именно, производство новостей и программ на трех официальных языках автономии (гагаузский, русский, молдавский), освещение деятельности региональных органов власти, создание авторских передач и документальных фильмов и многое другое. Все это требует серьезных финансовых ресурсов, которые частично привлекаются благодаря работе с рекламодателями.
В то же время, мне понятны доводы и частных региональных вещателей, которым приходится выживать в условиях жесточайшей конкуренции. При сохранении финансирования GRT Исполнительный комитет и Народное собрание в будущем могут инициировать государственные заказы по производству передач и короткометражных фильмов, раскрывающих нашу культурную самобытность. Как это уже делает Координационный совет по телевидению и радио Республики Молдова.
Михаил Сиркели, председатель молодежного центра «Пилигрим-Демо»:
- Г-жа Влах, почему ни Вы, ни Исполнительный комитет не отвечаете на запросы организаций гражданского общества о доступе к информации? Все запросы Piligrim-Demo, направленные начиная с ноября 2015 года, остались без ответа Исполнительного комитета.
И.В.: Позиция Исполнительного комитета будет озвучена в рамках судебных заседаний, инициированных по иску Piligrim-Demo.
Евгений Рыбка, эксперт по законодательству в области СМИ:
- На днях, профильная парламентская комиссия рассмотрела и предложила для утверждения в первом чтении проект нового Кодекса телевидения и радио. В этом проекте предусмотрены положения, связанные с созданием Наблюдательных советов государственных вещательных компаний – «Телерадио-Молдова» и гагаузской общественной компании GRT. Авторы предусмотрели определенные общие процедуры создания этих советов. Как Вы считаете, является ли своевременным и целесообразным участие КСТР в процедуру назначения членов Наблюдательного совета гагаузской компании?
И.В.: Процедура избрания членов Наблюдательного совета при ОК «Телерадио Гагаузии» определяется Законом о телерадиовещании Гагаузии. Это исключительная прерогатива учредителя компании – Народного собрания Гагаузии. С проектом нового Кодекса о телевидении и радио Республики Молдова я знакома, но не нашла там каких-то новшеств, относительно участия КСТР в процедуре избрания членов НС при ОК «Телерадио Гагаузии».
- Считаете ли Вы удачной формулу, по которой минимум 20% от объема программ гагаузской вещательной компании должны транслироваться на гагаузском языке? Возможно ли увеличить объем продукции на гагаузском языке в АТО Гагаузия?
И.В.: Полагаю, что применять одни и те же требования и к частных, и к общественным вещателям - было бы несправедливо. GRT, несмотря на ряд внутренних проблем, обладает огромным кадровым и творческим потенциалом. В силах компании – производить 50% и более программ на гагаузском языке. Что касается частных телеканалов и радиостанции - при наличии доброй воли со стороны их учредителей, уместной была бы формула 20% на гагаузском, 20% на молдавском (как того требует Аудиовизуальный кодекс Республики Молдова) и оставшееся эфирное время – на других языках.
Виорика Захария, контент-менеджер платформы MediaForum.md:
- Как Вы считаете, население Гагаузии достаточно информировано о Европейском Союзе? Нужны ли кампании по информированию?
И.В.: Жители Гагаузской автономии информированы о Европейском Союзе в той же мере, что и все граждане Республики Молдова и нуждаются, скорее, в проектах, направленных на решение конкретных социальных и инфраструктурных проблем.