Вы здесь

Журналист может раскрыть тайну усыновления?

03 сентября 2018
955 просмотров

Вопрос: На портале Media-azi.md Центра независимой журналистики я прочел ряд материалов о правах детей и о том, как должны мы, журналисты, писать на эту деликатную тему. Сейчас я работаю над статьей о тайне усыновления, и вот мой вопрос: могу ли я вообще писать об усыновленном ребенке?
Ответ: Закон не запрещает вам освещать эту тему в журналистских материалах. Журналиста нельзя привлечь к ответственности за разглашение тайны усыновления, поскольку он не является субъектом преступления.

Субъектом преступления является любое дееспособное физическое лицо старше 16 лет, обладающее особым статусом лица, обязанного хранить факт усыновления как профессиональную или служебную тайну. Никакое другое лицо (в том числе, один из родителей – усыновителей) не может быть субъектом преступления по разглашению тайны усыновления.
Разглашение тайны усыновления вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления как профессиональную или служебную тайну, уголовно наказуемо (ст. 204 Уголовного кодекса)

Статья 46 Закона о о правовом режиме усыновления № 99 от 28.05.2010 г. предусматривает, что компетентные лица, которым известно о факте усыновления, обязаны сохранять конфиденциальность полученных в процессе усыновления сведений, в том числе, относящихся к идентификационным данным усыновителя, а также биологических родителей. В противном случае они несут ответственность согласно действующему законодательству.

Ст. 57 того же закона предусматривает, что получение от физических или юридических лиц информации из отчетов о положении усыновляемых детей или предоставление такой информации физическим или юридическим лицам, не имеющим разрешения на доступ к соответствующей информации, наказывается в соответствии с законодательством Республики Молдова.

Как интересующийся данной темой журналист, вы должны знать, что право ребенка знать своих биологических родителей, предусмотренное Конвенцией ООН о правах ребенка, может быть осуществлено только с согласия усыновителя. В этот контекст вписывается и положение ст. 30 Конвенции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления, согласно которому компетентные власти Договаривающегося государства (в том числе, и Республики Молдова) обеспечивают доступ ребенка или его представителей к информации, которой они располагают относительно происхождения ребенка, в частности информации, касающаяся личности его родителей, а также данные из его медицинской карточки, под соответствующим руководством, насколько это разрешено законом данного государства.