Вы здесь

Какую правильную терминологию мы можем использовать в журналистских материалах, посвящённых лицам с особыми потребностями?

28 августа 2020
495 просмотров
Вопрос: Наша редакция создаёт журналистский материал о профессиональной деятельности людей с физическими и умственными нарушениями. В обычном языке имеется ряд терминов, используемых в отношении этой категории лиц, таких как «инвалиды», «лица с отклонениями», «лица с нарушениями» или «лица с особыми потребностями».

Какие термины необходимо использовать, чтобы избежать дискриминационных формулировок? Что закон предусматривает в этом отношении?

Ответ: После ратификации Республикой Молдова Конвенции ООН о лицах с ограниченными возможностями[1] национальная законодательная база претерпела ряд изменений[2]. К их числу относится и принятие в 2012 году Закона о социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями[3].

Согласно закону, ограничение возможностей определенного лица может проявляться в физических, умственных, интеллектуальных или сенсорных нарушениях, которые при взаимодействии с различными барьерами/препятствиями могут мешать полному и эффективному участию этого лица в жизни общества наравне с другими лицами[4].

Следует отметить, что данный нормативный акт приведен в соответствие с международными стандартами и оперирует такими понятиями, как «лица с ограниченными возможностями» и «степень ограничения возможностей».

При этом, национальное законодательство все еще содержит некоторые законы, постановления Правительства и положения, которые еще не приведены в соответствие с требованиями Конвенции. Например, в Правилах дорожного движения[5] содержатся такие дискриминационные понятия, как «инвалиды», «инвалидные коляски», «глухие водители» или «глухонемые».

Несмотря на наличие данных несоответствий в законодательстве, предупреждаем, что использование в журналистских материалах понятий «инвалид», «глухой», «немой» или «лицо с отклонениями» является дискриминационной практикой, недопустимой в журналистской деятельности.

В этом отношении, Закон об обеспечении равенства предусматривает, что любая форма дискриминации запрещена, а продвижение политики или осуществление действий, нарушающих равенство прав лиц, должны устраняться компетентными органами публичной власти и наказываться в соответствии с законодательством[6].

Вместе с тем, Деонтологический кодекс журналиста устанавливает недопустимость распространения дискриминационных посылов[7].

В этой связи, для того чтобы правильно сообщать факты, касающиеся лиц с особыми потребностями, мы предлагаем вам придерживаться следующих рекомендаций:

  • Вместо «инвалиды», «больные», «слепые», «глухие», «немые», «лица с отклонениями» ​​используйте словосочетание «люди с особыми потребностями» или «люди с ограниченными возможностями»;
  • Вместо выражения «инвалидности I-III степени» используйте термины «тяжелое/ выраженное/среднее ограничение возможностей». Внимание! Используйте данные словосочетания только в том случае, если они абсолютно необходимы и относятся к теме;
  • Избегайте представления журналистских материалов в форме, которая может нанести вред чести и достоинству лиц с особыми потребностями;
  • Сохраняйте сбалансированный и беспристрастный подход, чтобы не допустить создания каких-либо стереотипов.

 
Рубрика «Юрист прессы» была создана Центром независимой журналистики (ЦНЖ), с целью поддержать деятельность журналистов и средств массовой информации, предоставляя им правовые решения, адаптированные к каждому конкретному случаю. В каждую пятницу Вы можете узнать ответы на вопросы, связанные с защитой чести, достоинства и профессиональной репутации, доступом к информации, правом на частную жизнь, с правовым статусом СМИ, авторским правом и т. д. 

Рубрика освещает юридическую точку зрения ознакомительного характера и не является подлинным источником правосудия. ЦНЖ не несет ответственности за ущерб, понесенный получателями консультирования в результате принятия решений, основанных на представленной информации.

Ответы, которые были даны в рамках этой рубрики ранее, Вы можете найти здесь.
                                                                            
 

 


[1] Конвенция о правах лиц с ограниченными возможностями;
[2] Закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты № 201 от 28 июля 2016 года: «слова „тяжелой инвалидности” заменить словами „тяжелого ограничения возможностей”, слова „инвалидности, которая наступила” заменить словами „ограничения возможностей, которое наступило”, а слова „пенсия по инвалидности” – словами „пенсия по ограничению возможностей”»;
Постановление Правительства № 592 от 24 июля 2017 года об утверждении изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые постановления Правительства: «слово „инвалидам” заменить словами „лицам с ограниченными возможностями»;
[3] Закон № 60 от 30 марта 2012 года о социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями;
[4] Статья 2 Закона о социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями: «лицо с ограниченными возможностями – лицо с физическими, умственными, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами/препятствиями могут мешать полному и эффективному участию этого лица в жизни общества наравне с другими лицами»;
[5] Постановление Правительства № 357 об утверждении Правил дорожного движения
[6] Статья 6 Закона № 121 от 25 мая 2012 года об обеспечении равенства;
[7] Деонтологический кодекс журналиста: «1.6. Профессиональная деятельность журналиста несовместима с распространением запрещенных законом месседжей (дискурс, подстрекающий к ненависти, гомофобии, антисемитизму, дискриминации и др.), а также с политической, религиозной пропагандистской деятельностью и электоральной агитацией. 3.18 Журналист одинаково относится ко всем людям, с которыми общается в процессе профессиональной деятельности, не дискриминирует кого-либо по признаку пола, возраста, национальности, инвалидности, вероисповедания, социального положения или сексуальной ориентации и др.»;