Ответ: Закон[1] определяет оскорбление как устное, письменное или несловесное выражение, намеренно унижающее лицо и не соответствующее общепринятым в демократическом обществе нормам поведения.
Чтобы привлечь лицо к ответственности за оскорбление, необходимо, чтобы оскорбляющее выражение отвечало в совокупности следующим условиям[2]:
✔ оно должно быть изложено в устной, письменной или несловесной форме;
✔ оно должно быть высказано намеренно;
✔ данное выражение противоречит общепринятым нормам поведения в демократическом обществе;
✔ данное выражение позволяет идентифицировать лицо, которого оно касается.
В случае соответствия этим условиям, лицо, считающее себя ущемленным в правах, может через суд потребовать принесения извинений и компенсации причиненного ему морального и материального вреда[3].
В отличие от других наносящих ущерб действий[4], оскорбление не может быть «возмещено» посредством опровержения[5], поправки[6] или ответа[7], поскольку в случае ответа это было бы аморально, а в случае опровержения – абсурдно[8]. Вот почему единственной не денежной формой[9] восстановления ущемлённого права является принесение извинений. Обратите внимание, что ущемление прав путем оскорбления является одним из немногих случаев, при котором суд может обязать автора выражения извиниться[10]. Тем не менее, в подавляющем большинстве дел по диффамации[11], юридически автора клеветнической информации невозможно обязать сделать заявления, выражающие его сожаление о содеянном.
Что касается данного случая, мы подчеркиваем, что действующая законодательная база[12] устанавливает особый режим защиты лиц, осуществляющих свою свободу выражения в юмористическом и сатирическом стиле. Таким образом, никто не может быть привлечен к ответственности за комический и памфлетный стиль, если его использование не вводит общественность в заблуждение относительно фактов.
По своей природе, юмористический и сатирический жанр допускает большую степень преувеличения и даже провокации. Таким образом, авторы и распространители карикатур, памфлетов и пародий будут пользоваться защитой в спорах, связанных с диффамацией. Единственное необходимое условие – не вводить общественность в заблуждение относительно фактов.
Обращаем ваше внимание на то, что закон не содержит прямые упоминания о включении карикатур в категорию средств нанесения оскорбления. В то же время мы считаем, что определенные типы графических изображений являются формами выражения, способными ввести общественность в заблуждение относительно фактов и, как следствие, могут быть приравнены к оскорблению.
Таким образом, в данном случае телеканал может быть привлечен к ответственности в зависимости от того, была ли общественность введена в заблуждение в отношении фактов содержанием и посылом распространенного изображения, значительно нарушив пределы допустимого в карикатуре[13].
Впрочем, в судебной практике ЕСПЧ[14] также есть случаи[15], когда определенные карикатуры и сатиры были признаны недопустимыми в демократическом государстве не потому, что они порочат или вводят в заблуждение, а потому, что их посыл разрушителен и содержится в других предосудительных действиях.
Рубрика «Юрист прессы» была создана Центром независимой журналистики, с целью поддержать деятельность журналистов и средств массовой информации, предоставляя им правовые решения, адаптированные к каждому конкретному случаю. В каждую пятницу Вы можете узнать ответы на вопросы, связанные с защитой чести, достоинства и профессиональной репутации, доступом к информации, правом на частную жизнь, с правовым статусом СМИ, авторским правом и т. д. Ответы, которые были даны в рамках этой рубрики ранее, Вы можете найти здесь.