Является ли законным решение СТР?
Ответ: Согласно закону[1], СТР обязан осуществлять мониторинг поставщиков в отношении корректного освещения избирательной кампании. Выводы по итогам мониторинга, включенные в отчеты СТР, служат основанием для возможного применения санкций к телеканалам, допускающим невзвешенное освещение конкурентов на выборах.
Большинство решений СТР, вынесенных в период текущих выборов, относится к нарушению национальными поставщиками части (1) статьи 69 Кодекса о выборах[2], которая обязывает их соблюдать принципы справедливости, ответственности, равновесия и непредвзятости в освещении выборов. Отметим, однако, что применение санкций за нарушение данной статьи предполагает различные проблемные вопросы юридического характера.
Если говорить точнее, в статье 84 Кодекса об аудиовизуальных медиауслугах перечисляются случаи[3], когда СТР может применить к поставщику санкции за нарушение положений Кодекса о выборах, а часть (1) статьи 69 Кодекса о выборах в данном списке не упоминается.
Тем не менее, исходя из многочисленных решений, вынесенных СТР, орган разработал механизм применения санкций за несоблюдение данного положения Кодекса о выборах. Речь идет о применении санкций за нарушение п. 4.1 Условий получения лицензии на вещание, который обязывает поставщиков соблюдать положения Кодекса о выборах[4].
Сообщаем, что подобное толкование и применение законных положений противоречат закону, поскольку законодатель четко определил случаи, когда к поставщикам могут быть применены санкции за нарушения Кодекса о выборах.
Впрочем, данный вывод также содержится в Решении Высшей судебной палаты от 8 декабря 2020 года, в котором инстанция установила незаконность применения к телеканалу санкций и распорядилась отменить решение, вынесенное СТР.