Вы здесь

Манипулирование словом: кратко, в двух буквах

С 2009 года масштабы одурманивания потребителей средств массовой информации неизменно росли. Новая посткоммунистическая эпоха принесла с собой проевропейские альянсы, а также множество новых телеканалов, новостных порталов и других медийных институтов, в результате чего общество стало намного информатизированнее. Вместе с тем, число тех, кто стоит во главе средств массовой информации, сократилось до нескольких человек, а интересы их при этом значительно расширились. Как же можно понять, что нами манипулируют?

Во время избирательных кампаний сделать это довольно просто: наглядное изучение и краткий подсчет сюжетов о политиках в белых рубашках, окруженных детьми, помогают сделать определенные выводы. Трудности начинаются позже, когда закулисные игры и скрытые интересы ведут к возникновению самых невероятных «друзей» и альянсов. И все же есть несколько признаков, по которым можно догадаться, что авторы журналистских материалов намеренно нами манипулируют. Для большей эффективности нашего исследования коснемся только отечественных румыноязычных средств массовой информации, а зарубежными и русскоязычными займемся в следующей статье.

Из всех частей речи самые мелкие чаще всего остаются без внимания. А ведь бывает, что именно предлоги и определенные артикли, зачастую состоящие из двух-трех букв, играют решающую роль, и вполне заслуженно. В середине июля, когда все мы пребывали в полном неведении относительно избрания депутатами нового Правительства, многие средства массовой информации, касаясь темы крайнего срока формирования нового исполнительного органа, делали это довольно странным образом: «Кабинет министров должен приступить к исполнению своих полномочий до 12 сентября, то есть спустя три месяца после отставки Правительства Габурича» (Unimedia.info, 15 июля 2015 года). Портал Publika.md также упомянул о том, что новый кабинет министров должен приступить к исполнению своих полномочий до 12 сентября, то есть спустя три месяца после отставки правительства Габурича (Publika.md, 20 июля 2015 года).

Между тем, со стороны журналистов было бы уместнее использовать словосочетание «в течение трех месяцев», которое бы подтвердило и выделило крайний срок, а не «спустя три месяца», что означает прямо противоположное, и таким образом уменьшить влияние, оказываемое обозначением срока 12 сентября, тем более при том, что в августе депутаты не собираются на заседания, а вероятность досрочных выборов становилась все более реальной.

В других случаях употребление определенной формы существительного может изменить не только смысл всей новости, но восприятие информации. Так, в новости о заявлениях Сергея Мокану относительно возможной связи телеканала «Jurnal TV» с организациями «Достоинство и правда» и «Антифа», вышедшей в эфир на телеканале «Publika», эти предположения превратились в достоверный факт: «Лидер народного движения «Антимафия» Сергей Мокану сделал несколько разоблачающих заявлений о связях платформы «Достоинство и правда» с телеканалом «Jurnal TV» и экстремистской группировкой «Антифа» (Publika.md, 7 августа 2015 года). Употребив определенную форму существительного «связи», авторы материала представили сказанное как бесспорный факт, после чего зрителю оставалось лишь посмотреть новость, чтобы узнать, о каких именно связях шла речь. Предвкушение обещанных тайн было усилено словосочетанием «разоблачающих заявлений» в заголовке новости. Однако ожидания зрителей были обмануты, так как данный материал не содержал ни одного доказательства, а лишь заявления Сергея Мокану («Я не отделяю платформу «Достоинство и правда» от экрана со значком «Jurnal TV», так как это одно и то же. И я не могут провести линию раздела между ними и рвением, с которым они поддержали действия Петренко»).

Итак, «разоблачающих заявлений» не последовало, а все сказанное оказалось лишь уловкой для привлечения интереса зрителей и в какой-то степени для «создания» новости, при этом вместо слова «связях» следовало бы употребить словосочетание «предполагаемых связях», что позволило бы сохранить стилистическое единство, так как в этом случае прилагательное следовало бы употребить с определенным артиклем либо словосочетание «некоторых связях», без артикля.

Но и отсутствие определенного артикля в тех случаях, когда он необходим, также наводит на некоторые мысли. Манипулятивность новости, размещенной на портале Realitatea.md, подтверждает подпись под фотографией, сопровождающей материал: «Валерий Стрелец, премьер-министр Республики Молдова». В этом случае акцент делается на имени политика, а существительное «премьер-министр» употребляется в неопределенной форме. Таким образом, можно заметить перенос внимания с административной должности, на которую был назначен Валерий Стрелец, на личность политика. Для сравнения приведу альтернативную формулировку, использованную в другой похожей новости: «Республика Молдова обрела новое Правительство. Либерал-демократ Валерий Стрелец стал новым премьер-министром, кандидатура которого была утверждена сегодня Парламентом» (ProTV, 30 июля 2015 года). В этом случае акцент сделан на словосочетании «новым премьер-министром», а прилагательное «новым», употребленное в определенной форме, привлекает к себе внимание в новости, являясь новостным элементом.

Кристина МОГЫЛДЯ - ЛЕВА,
глава Департамента публикаций и исследований ЦНЖ

--------------
Этот материал опубликован в рамках проекта «Свобода выражения и развитие СМИ в Восточной Европе, Юго-Восточной Европе и на Южном Кавказе», внедренного ЦНЖ в период с мая по ноябрь 2015 года при поддержке «Deutsche Welle Akademie» и при финансовой поддержке Федерального министерства экономического сотрудничества и развития Германии.  Мнения, высказанные в материале, принадлежат авторам и не отражают в обязательном порядке точку зрения финансирующей стороны.