В том, как прекрасен и как ужасен этот мир, у всех нас был повод убедиться за прошедшие дни на румынских страницах в сети Фейсбук и еще раз увериться в том, какой огромной силой обладает этот ресурс, которому мы зачастую не уделяем должного внимания.
В результате пожара, вспыхнувшего 30 октября в бухарестском клубе «Colectiv Club», погибли 32 человека и пострадали более 140. Эта трагедия заставила Румынию содрогнуться и поставила ее перед лицом множества испытаний. Она подвергла серьезной проверке ее санитарную систему, систему оказания неотложной медицинской помощи, способность к самоорганизации гражданских властей и набожность властей религиозных. Но прежде всего произошедшее стало испытанием на человечность и солидарность для граждан страны, проверкой того, насколько способны они позаботиться о ближнем.
Пожар начался в пятницу поздно вечером, после того как прошли главные выпуски новостей и все готовились отпраздновать Хэллоуин как полагается, с традиционными вечеринками и развлечениями.
Поэтому первые сообщения о произошедшем появились в Интернете, в социальных сетях. Фейсбук (самая популярная социальная сеть в Румынии с более чем 7 миллионами пользователей, что составляет примерно треть населения страны) стал главным источником информации и одновременно средством общения. В Фейсбуке появились первые списки погибших, пострадавших и больниц, где они находятся. В Фейсбуке родные и друзья задавали вопросы и там же обменивались новостями, радостными или печальными. В Фейсбуке была организована группа по оказанию помощи семьям жертв, врачам и медсестрам, дни напролет работавшим в больницах: собирались компании, доставлялись фрукты, вода и продукты, возникло предложение организовать профессиональную психологическую помощь.
Так же, в Фейсбуке, родилась инициатива пройти по улицам города маршем молчания в память жертв и в знак протеста против коррупции в органах власти, из-за которой отрываются заведения, не отвечающие минимальным требованиям безопасности, в которых расстояние от жизни до смерти так близко. В марше приняли участие десятки тысяч людей, и он стал одной из крупнейших уличных манифестаций, которые видел Бухарест.
И там же, в Фейсбуке, появились фотографии с места трагедии, на которых видны обгоревшие тела жертв. «Ты должен увидеть фотографии тех, кто погиб в «Colectiv»-е», убедительно призывал пост, который разместили у себя многие пользователи. Были и отзывы вроде «так им и надо, сатанистам и рокерам, веселящимся в Хэллоуин», сомнительные «шуточки» и бестактные замечания по поводу «зажигательного шоу».
Социальные сети настолько глубоко проникли в нашу жизнь, что мы даже не задумываемся о степени их открытости. В десятках тренингах по медийной грамотности, которые мы провели за последние годы с учащимися румынских лицеев, неизменно возникала проблема социальных сетей. Если спросить современных молодых жителей Румынии о том, читают ли они газеты, они рассмеются в ответ. Газеты? Вот еще! Но они отлично осведомлены о том, что происходит в окружающем мире, знают «на каком свете живут». А на вопрос, откуда они все это знают, те сразу же отвечают, снисходительно глядя на тебя, как на человека, безнадежно отставшего от жизни: «Из Фейсбука!».
Но если попытаться спросить, откуда именно «из Фейсбука», ответ заставит серьезно задуматься. У нашей молодежи и, боюсь, у многих взрослых, отсутствует малейшее представление о том, кто размещает в виртуальном пространстве информацию, которую они считают полезной или важной. Их совсем не интересует, заслуживает ли доверия этот источник; по их мнению, все, что размещено в сети – правда. Похоже, они даже не осознают, что за каждой ссылкой, по которой они переходят, за каждой фотографией, которую они, не раздумывая, используют, стоит труд человека, а иногда и целых редакций, определенная редакционная политика и расходы, особенно расходы.
Они не знают, что в Интернете есть свои правила поведения, что законы действуют и в кибернетическом пространстве так же, как и в «реальной жизни».
Но откуда же им это знать, если им никто об этом не рассказывал? В школах Интернет рассматривается чаще всего как полезный инструмент (пусть он и используется иногда в роли инструмента для списывания, но, по сути, это не такое уж и страшное преступление). Но при помощи этой «нечисти» дети могут говорить, что хотят. Чаще всего и школа, и родители реагируют на это одинаково – пытаются контролировать, установить цензуру. Ученики, с которыми мы работали, рассказывали, что подверглись наказанию за посты в Фейсбуке (весьма невинные, но нелестно характеризующие школу): от них потребовали удалить все сообщения и пригрозили исключить из школы, если они продолжат вести виртуальную хронику школьной жизни.
Не так давно я принимала участие в дебатах с участием нескольких кинопродюсеров, которые жаловались на растущее число случаев пиратства во всем мире и требовали ввести жесткие меры по выявлению и наказанию тех, кто таким образом сокращает их доходы. При этом были озвучены меры от запрета доступа к Интернету по требованию компании-правообладателя (чтобы не связываться с неповоротливым правосудием) до возбуждения уголовных дел против пользователей и ограничения скорости передачи данных, что сделает незаконное скачивание долгим и нудным. Все это служит подтверждением суровой истины: там, где замешаны крупные экономические интересы, индустрия старается защитить их. Так что нам еще предстоит стать свидетелями «приватизации полиции и/или правосудия» в области авторских прав, а усилия, направленные на наказание, пользуются гораздо большей поддержкой, нежели усилия по обучению.
Существует лишь один способ сохранить чистоту и свободу Интернет-пространства: научить людей им пользоваться. Научить тому, что действовавшие до сих пор правила журналистики – освещать события так, как тебе о них известно, не ущемлять никого умышленно и формулировать свое мнение честно – применимы ко всем тем, кто, как и журналисты, используют открытые площадки для общения. Научить тому, что не существует абсолютной свободы, что правила созданы для того, чтобы их соблюдать. Что воровство – это воровство, неважно, воруешь ли ты яблоко или пиксели. Что любой труд достоин уважения, даже если его результат «лишь» виртуальный. И что если технологии помогают тебе стать сильнее, они же должны заставить тебя быть ответственнее.
Под этими правилами пользователи должны подписаться, прежде чем получить право на доступ в Интернет. А еще лучше чтобы дети осваивали их в школе, учась писать, читать и считать. Ведь в наши дни это тоже «жизненные навыки».
Иоана АVADANI,
исполнительный директор Центра независимой журналистики Румынии
---------------------
Этот материал опубликован в рамках проекта «Свобода слова и развитие средств массовой информации в Восточной, Юго-Восточной Европе и на Южном Кавказе», внедренного ЦНЖ в мае-ноябре 2015 года при поддержке «Deutsche Welle Akademie» и финансировании Федерального министерства экономического сотрудничества и развития Германии. Мнения, высказанные в материале, принадлежат авторам и не отражают в обязательном порядке точку зрения финансирующей организации.