Вы здесь

Так что же такое манипулирование?

Филипп Бретон в своей работе «Манипулирование словом» объяснял: «Манипулирование означает вероломное проникновение в мысли человека с целью сформировать у него определенное мнение или определенную модель поведения таким образом, чтобы он даже не заподозрил об этом проникновении. В отличие от физического насилия, сопряженного с очевидным воздействием, психологическое насилие или насилие над сознанием, которое подразумевает манипулирование, обязано своей эффективностью исключительно умелой маскировке. Технические механизмы построения манипулирующего послания преследуют двойную цель: определить, в какой мере ему может быть оказано сопротивление и замаскировать саму попытку манипулирования».

В эпоху коммуникаций, когда приходится сталкиваться с настоящим «обесцениванием информации», намного проще наделять слова желаемым нам смыслом.

Мишель Монтень, мыслитель эпохи Возрождения, писал в своих «Опытах»: «Произнесенные слова принадлежат наполовину говорящему, наполовину слушающему».

Семена клеветы, наветов пускают ростки тогда, когда падают на заранее подготовленную почву. «Клевещите, осуждайте, наговаривайте, в сознании людей всегда что-то останется! Убеждение – не что иное как неустанное забрасывание неточных фактов в заранее подготовленные головы. Рекомендуемое соотношение: 90-95% правды и 5-10% лжи. Увеличение доли правды не принесет желаемого эффекта, а ее уменьшение будет слишком очевидным – вот основной принцип причудливой алхимии лжи», писал Реми Коффер.

Другим аспектом, который необходимо учитывать при анализе положения дел в средствах массовой информации Румынии, является степень свободы журналиста.

Значение и необходимость соблюдения принципа свободы выражения мнения отражены в статье 19 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».

Но как же на самом деле обстоят дела в области средств массовой информации Румынии?

«Если попытаться одним словом описать положение дел в средствах массовой информации в 2014 году, то наиболее подходящим было бы слово «страх». Страх журналиста лишиться работы, остаться в конце месяца без зарплаты, страх перед начальством, перед политиками, перед властями. Страх руководства средств массовой информации, которое пытается выжить на идущем ко дну рынке, где очень часто нарушаются правила конкурентной игры, страх лишиться заказов на размещение рекламы, страх перед государственными институтами, которые в любой момент могут нагрянуть с проверками. А еще страх нарушивших закон, когда механизмы государственного контроля начинают работать. Сторожевые псы демократии сегодня, похоже, запуганы сильнее, чем когда-либо», говорится в отчете Независимого центра журналистики “Положение дел в области средств массовой информации Румынии в 2014 году: Проблемы и возможные варианты их решения».

И это не единственный документ, отражающий нынешнее положение дел. Еще две организации бьют тревогу по поводу происходящего на рынке средств массовой информации Румынии.

«Freedom House» обращает внимание на то, что средства массовой информации в Румынии свободны лишь частично. В мировом рейтинге страна находится на 84 месте из 199 стран, при этом опережают ее такие страны как Гана, Папуа – Новая Гвинея, Намибия или Венгрия.

В отчете «FreeEx» «Свобода прессы в Румынии 2014-2015», подготовленном организацией «ActiveWatch», отмечается, что средства массовой информации Румынии политизированы, коррумпированы и при этом недостаточно финансируются и подвергаются нападкам.

По данным опроса, посвященного изучению степени доверия общества к средствам массовой информации Румынии, проведенного «Kas & Market Links» по заказу Фонда имени Конрада Аденауэра, в котором приняли участие 1 000 человек, проживающих в городах и селах по всей стране и итоги которого были оглашены в феврале 2014 года, более половины опрошенных (52%) считают средства массовой информации «скорее зависимыми» или «зависимыми». Один из пяти румын считает средства массовой информации свободными («полностью независимыми» или «скорее независимыми»), а 24% участников опроса полагают, что средства массовой информации нельзя считать «ни независимыми, ни зависимыми».

«Превращение средств массовой информации в инструмент политической пропаганды сегодня очевиднее, чем когда-либо, особенно в свете избирательной кампании, пришедшейся на отчетный период. Прошедшая избирательная кампания ознаменовалась открытыми проявлениями политической ангажированности в телевизионных выпусках новостей, в которых явно прослеживались признаки манипулирования, дезинформации, перехода на личности и уязвлений национального или религиозного характера», говорится в отчете «FreeEx», опубликованном «ActiveWatch».

Одна из причин подобного положения дел – экономический кризис. Владельцы средств массовой информации вложили значительные средства в поддержание политических кампаний или кампаний по опорочиванию соперников. Те журналисты, которые пытались оставаться честными и соблюдать основные правила профессии, постепенно оказались не у дел. Рэзван Мартин, координатор программы «FreeEx», признал: «Журналист, которому постоянно урезается оклад и на которого оказывается внутреннее давление, легче идет на компромисс с редактором. Существует и определенная форма самоцензуры. Иногда запретные темы даже нет нужды оговаривать – журналисты сами определяют их для себя и стараются их избегать. Многие хорошие журналисты были вынуждены уйти из профессии, что неизбежно привело к падению профессионального уровня».

В отсутствие сильного органа, объединяющего всех представителей профессии, журналисты разрозненны. «Журналисты разобщены по причине политической разобщенности. Журналистов не объединяют ни общие ценности, ни экономические интересы, хотя они должны защищать свое право на достойную оплату труда. Профсоюзы также не в состоянии отстаивать права работников журналистского цеха и проявлять стойкость перед лицом работодателей. Большинство не понимают, насколько важно объединится и быть единым целым», сообщил в дополнение к отчету «FreeEx» Рэзван Мартин.

Свой анализ свободы средств массовой информации Румынии представил и Андрей Корня в издании «Revista 22». Он пишет: «В прежние годы у многих из нас создалось ложное впечатление о том, что электронные средства связи (электронные газеты и журналы, блоги, социальные сети) смогут повысить степень свободы слова. Однако этого, похоже, не произошло. Электронные средства массовой информации, как и все остальные, легко можно использовать для распространения лжи и манипулирования, проплаченные авторы работают над созданием ложного общественного мнения, а бесконечный поток электронной информации одурманивает и ограничивает возможность получения обобщенной и достоверной информации. Сам факт того, что в любое время дня и ночи нам доступно неограниченное количество новостей, и хороших, и плохих, дискредитирует представление о серьезной, честной, информативной прессе. На самом деле, когда мы не платим за получение информации напрямую (при том, что за газету платить приходится), мы платим за нее косвенно (ведь на самом деле ничего бесплатного не существует) и зачастую этой платой является поглощение скрытой пропаганды (пусть и коммерческой), созданной с целью манипулирования и в любом случае низкопробной. Таким образом, свобода средств массовой информации и свобода в целом являются исключениями, все реже встречающимися в сегодняшнем мире, которые почти невозможно отыскать на большей части земного шара и которым угрожает все больше опасностей даже в том «свободном мире», к которому мы все же принадлежим. Возможно, это еще один повод больше ценить их и, по возможности, оберегать».

Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что возможность манипулирования журналистом и обществом посредством медийного продукта вполне реальна.

Кристина ЛИБЕРИС,
журналист, бывший специальный корреспондент телеканала «TVR», Румыния
--------------
Этот материал опубликован в рамках проекта «Свобода выражения и развитие СМИ в Восточной Европе, Юго-Восточной Европе и на Южном Кавказе», внедренного ЦНЖ в период с мая по ноябрь 2015 года при поддержке «Deutsche Welle Akademie» и при финансовой поддержке Федерального министерства экономического сотрудничества и развития Германии.  Мнения, высказанные в материале, принадлежат авторам и не отражают в обязательном порядке точку зрения финансирующей стороны.