В заявлении для прессы после принятия закона депутат от ЛДПМ, автор законопроекта Кирилл Лучинский признал, что этот документ очень важен для СМИ и общества, отметив роль гражданского общества, в том числе Центра независимой журналистики (ЦНЖ), которые активно продвигали идею принятия данного закона.
Говоря о поправке касающейся оффшорных зон, которая не была включена в закон, Кирилл Лучинский привел те же аргументы, которые изложил накануне в профильной парламентской комиссии. По мнению депутата, в Молдове «необходимо принять отдельный законопроект об оффшорных компаниях, не только в области масс-медиа, но и других сферах».
В то же время депутат от ЛП Корина Фусу назвала принятый закон «имитацией и пренебрежением здравого смысла», заявив, что в Молдове «очень сложно или практически невозможно доказать, кто является настоящим владельцем того или иного медийного учреждения». Корина Фусу обратила внимание на исключение из закона поправки об оффшорных зонах, которую предложили депутаты-либералы. «Поправка, запрещающая регистрацию компаний в оффшорных зонах, в которых нет финансовой прозрачности, была отклонена альянсом, который обещал проводить реформы и сохранить европейский курс развития страны», - заключила депутат от ЛП. Корина Фусу выразила сожаление по поводу решения некоторых политических сил входящих в парламентское большинство, которые посчитали, что наше государство может себе позволить «роскошь платить телеканалам и журналистам, выполняющие их политические команды».
Представители гражданского общества обещают вести мониторинг процесса внедрения закона. Директор ЦНЖ Надин Гогу выразила надежду, что принятые изменения не повторят судьбу изначально «мертвых» законов, призвав Координационный совет по телевидению и радиовещанию (КСТР) вести тщательный мониторинг исполнения закона. «КСТР должен обеспечить всеми имеющимися у него рычагами прозрачность данных о владельцах телеканалов и радиостанций Молдовы, а в случае концентрации медийных учреждений в одни руки принять меры для пресечения данного явления», - отметила Надин Гогу. «Мы будем внимательно следить за КСТР, чтобы убедиться в том, что эта структура исполняет роль гаранта общественного интереса», - добавила директор ЦНЖ.
На просьбу «Media Azi» прокомментировать ситуацию, исполнительный директор Ассоциации электронной прессы Ион Бундуки отметил, что принятие данного закона означает всего лишь «погашение прошлогодней задолженности». «Это больше, чем ничего, но не то, чего мы хотели и хотим – нового Кодекса телевидения и радио. Это обязательство включено уже в третий раз в программу правления», - отметил эксперт. «Принятый закон обеспечит прозрачность структуры собственников СМИ в той мере, в которой другие законы обеспечивают прозрачность собственности госчиновников», - сказал Ион Бундуки.
Закон, принятый голосами 79 депутатов, находился в парламенте с лета 2013 года. Только в 2014 году документ был утвержден в первом чтении. Все это время Центр независимой журналистики совместно с другими НПО в области масс-медиа организовали масштабную общественную кампанию для продвижения данного законопроекта.
Положения закона вступят в силу через шесть месяцев, после того, как документ будет опубликован в «Официальном мониторе».
Фото: www.privesc.eu