Валериу ВАСИЛИКЭ
директор-учредитель IPN
Если бы я знал тогда, в 2005 году, как учредитель нового агентства, сколько еще „клинических смертей” придется пережить этому детищу, я наверняка отказался бы от этой затеи. Но, может, это и хорошо, что нам не дано знать все наперед. Кстати, в 2005 году в Молдове насчитывалось более десятка функцмональных информационных агентств, из которых сегодня осталось, по разным критериям, лишь 2 или 2,5, или 2,5 +0,5, максимум 3 или что-то в этом роде. Соответственно, угроза исчезновения это одна их более характерных тенденций для новостных агентств Молдовы, за которой следуют отчаяные для адаптирования к новым условиям.
Я ничего не имею против естественного исчезновения средств массовой информации, если они не выдерживают конкуренцию, не способны адаптироваться к новым условиям информационного рынка, которые каждый день другие и все более безжалостные.
В частности, и информационные агентства Республики Молдова столкнулись с таким довольно характерным и серьезным вызовом на данном этапе – на который указывает и Европейский альянс информационных агентств – как способность этого вида СМИ строить новые отношения с клиентами в условиях, с одной стороны, полного и практически безграничного общения по интернету, в частности, в социальных сетях, а с другой стороны – в условиях кризиса экономической модели печатной прессы, которая в Европе составляет одну из главных категорий абонентов информагентств.
В этом смысле перед информационными агентствами Молдовы стоят и схожие задачи, и схожие решения с европейскими коллегами:
a) обеспечить равновесие между скоростью поставки медиапродукта и достоверностью этого продукта, степенью доверия к ним. В последние годы у нашего агентства следующий слоган: „IPN -este o agenţie de presă de bună credinţă” (IPN - добросовестное информационное агентство), который, на наш взгляд, в значительной степени отражает те задачи, которые мы ставим перед собой в плане сбалансированности между оперативностью и достоверностью. Продукт IPN стремится к оперативности, но не за счет качества, после него не должно оставаться места для неясности или кривотолков. Вот почему мы высоко ценим и считаем делом чести тот факт, что среди наших подписчиков известные имена в международных и дипломатических кругах, в том числе Делегация ЕС в Молдове, Представительство Совета Европы в Молдове, Представительство ВБ в Молдове, Представительство МВФ в Молдове, Миссия ОБСЕ в Молдове, Посольство США, Посольство Китая, Посольство Германии, Посольство Японии, Посольство Румынии, Посольство Польши, Посольство Литвы, Посольство Грузии, Посольство Латвии, Посольство Швейцарии и т.д.; публичные органы управления, среди которых Секретариат Парламента РМ, Аппарат Президента РМ, Канцелярия Правительства РМ. Также, среди наших подписчиков числится вся релевантная пресса с национальным покрытием и все местные вещатели Молдовы.
b) удостовериться в том, что медиапродукция помогает конечному потребителю, либо через подписчиков, либо напрямую со своего сайта, лучше понять события, происходящие в стране и в жизни, с тем, чтобы он, конечный потребитель, мог сделать осознанный выбор и принять важное решение. Для этого информационные агентства должны профессионально владеть различными инструментами медиа, формирующими глубинную иерархию: breaking news, факты, комментарии. В частности, медиа продукт IPN направлен на квалифицированного потребителя информации, готового платить за качественный, ответственный, беспристрастный продукт;
c) обеспечить равновесие между качеством тесктового материала и «картинкой», что имеет особое значение в процессе продвижения медиапосыла в эпохе интернета.
Но интернет и другие обстоятельства оборачиваются для информационных агентств Молдовы и дополнительными, „чисто молдавскими” вызовами, и именно они приводили и могут привести к исчезновению этих СМИ.
Многие из существовавших прежде агентств исчезли из-за „инвазии” так называемых „информационных ресурсов” или „информационных порталов”, размещенных в интернете. За последние несколько лет эти ресурсы превратились в масштабное явление, которое, казалось бы, не должно создавать никому никаких проблем, если бы не ряд обстоятельств, которые, в свою очередь, создают условия для крайне нелояльной конкуренции для СМИ с официальным статусом информационного агентства:
1. Многие из этих ресурсов созданы лицами или группами, связанные с определенными политическими, реже – экономическими интересами и преследующие определенные цели, далекие от собственно информационных. В то же время, низкий уровень информационной и политической культуры в обществе позволяет им использовать в собственных интересах эту путаницу между так называемыми „ресурсами” и информационными агентствами. В Республике Молдова мало кто помимо того самого „бесплатного сыра”, который вразнобой предлагают „ресурсы”, замечают и мышеловку – информационную – в которую помещен этот сыр. Мышеловку, в которую заманивают для дальнейшего манипулирования твоим сознанием, для информационной „интоксикации” всех, кто там оказался. В отличие от информационных агентств, которые продают свой продукт, но при этом дают гарантию и готовы отвечать за него, в том числе в суде, так как это проверенный и соответствующий действительности материал. К сожалению, даже среди, казалось бы, самых надежных клиентов информагентств находятся такие, что отказываются от оформленной уже подписки или от заключения новых контрактов, мотивируя тем, что „достаточно много информации в интернете”;
2. Деятельность, которой занимаются эти „ресурсы”, не относится к разряду экономической – в том смысле, чтобы существовать на заработанные финансовые средства. Как правило, у них нет подписчиков или клиентов, они не продают свой товар, а доходы от рекламы не могут обеспечить необходимый уровень финансирования, учитывая, что даже телеканалы в Молдове в нынешних условиях не в состоянии „прокормиться” за счет честной и прозрачной рекламы. Как правило, эти „ресурсы” содержатся патронами, а расходы, в частности, на зарплату, являются зачастую неофициальными, без уплаты налогов, в лучшем случае с указанием заниженных сумм, что на нормальном языке называется уклонением от налогов. В свою очередь, информационные агентства имеют статус хозяйствующих субъектов с официально оформленными доходами и расходами, и работают на договорных отношениях с клиентами, оплачивая все налоги. В этих условиях агентства не всегда в состоянии обеспечить своим сотрудникам оплату соразмерную с той, что предлагают „ресурсы”, а также другие СМИ с таким же поведением калибра. А это значит, что раз в несколько лет агентства – по крайней мере, это относится к IPN – вынуждены обновить свой контингент журналистов, потому что опытных сотрудников прельщают более высокими зарплатами – на условиях, о которых шла речь чуть выше.
3. Многие из этих „ресурсов” без зазрения совести пользуются, без должного разрешения и даже без соответствующих ссылок, медиапродуктом информационных агентств, потративших на его подготовку реальные и немалые человеческие, финансовые и материальные ресурсы. Из множества информационных порталов, существующих в Республике Молдова, можно по пальцам пересчитать те, у кого есть совесть заплатить за перепечатку. И это происходит потому, что и законы Молдовы, и сами информационные агентства позволяют так поступать.
Информационные агентства Молдовы работают в условиях повышенного риска для существования, но и определенных преимуществ.
Преимущества связаны с тем, что молдавские политики не рассматривают информационные агентства как выгодный „бизнес” для них, в отличие от ТВ и радиоканалов, печатных СМИ и уже упоминавшихся выше „информационных ресурсов”. Объясняется это просто – они понимают, что никто не станет покупать заведомо манипуляционный продукт. Для разного рода манипуляций годится только „бесплатный сыр”. Давно уже у нас не появлялось никакого информационного агентства, связанного с именем конкретного политика, олигарха или политика-олигарха. Напротив, они отказали в своей поддержке некоторым из бывших или существующих еще информационных агентств, а тех, кого продолжают финансировать, никто уже не считает Агентствами, никто на их продукт не подписывается, так что этим агентствам пришлось де-факто перейти в категорию „ресурсов”. Соответственно: информационные агентства представляют собой одну из немногочисленных областей молдавской медиа, где свобода прессы может реально себя проявить. Соответственно: информационные агентства представляют собой модель, по которой свободная пресса может существовать как бизнес.
Минусы и риски связаны с шаткой экономической, а также социальной, а также политической обстановкой в стране, которая не обеспечивает благоприятные условия для развития независимой прессы, в том числе из-за низкой покупательной способности потребителя информации, в целом, и абонентов информационных агентств, в частности, а также из-за их крайне узкого круга. Немного выше шла речь и о низком уровне информационной и политической культуры в молдавском обществе, что не позволяет потребителю информации быть более разборчивым в процессе отбора информации.
На этом общем фоне информационные агентства Молдовы подвергаются и определенной дискриминации по сравнению с другими СМИ. Порядок работы информационных агентств определяется теми же положениями Закона о печати, которые регулируют и деятельность периодических изданий. Самым странным и дискриминационным образом, периодические издания освобождены от НДС, а информационные агентства обязаны платить НДС в полном объеме. Возможно, ответ следует искать в отсутствии личной заинтересованности у тех, кто принимает и применяет законы, в этой зоне более свободной прессы, которую представляют информационные агентства …
Может, это естественные проблемы роста: молдавского общества, молдавских СМИ, молдавских информационных агентств как их составная часть. Может, процесс европейской интеграции поможет как-то со временем решить эти проблемы, поможет информационным агентствам развиваться в нормальных условиях. Но до тех пор информационные агентства Молдовы, в частности, IPN, „умирают” практически каждый месяц, если им не удается собрать достаточных средств на зарплату сотрудников, оплату услуг и налогов; „умирают” практически каждый день и каждый час, когда крадут их продукт, „умирают” раз в несколько лет, когда вынуждены растить новые команды журналистов.
____________
Публикация данного материала стала возможной благодаря щедрой помощи американского народа, предоставленной через Агентство США по международному развитию (USAID). Мнения высказанные принадлежат автору и не отражают в обязательном порядке взгляды USAID или Правительства США.