За последнее время молдавская журналистика обрела некоторые новые черты, которые не могли не отразиться и на расследовательской журналистике.
1. Омоложение редакций, в которых иногда работают даже вчерашние подростки. В наши дни очень часто можно встретить главных редакторов, которым нет и 25 лет. Мне доводилось посещать редакции в десятках стран мира, но настолько юных «взрослых» журналистов я видела только у нас. Все-таки необходимо несколько лет работы на месте событий, общения с источниками, практической работы, чтобы прийти к пониманию того, что значит журналистское расследование.
2. Явление «звездности» в журналистике. Никогда прежде в нашей стране не было так много самых разных средств массовой информации и так много популярных журналистов, которых ценят (выставляя «лайки» в Фейсбуке). Но отнюдь не эти журналисты ведут расследования, выезжают на место событий, изучают десятки дел и проводят дни напролет в залах судебных заседаний. Популярными становятся журналисты-завсегдатаи светских мероприятий с оскандалившимися и малоизвестными «звездами».
3. Деньги и качество работы. Очень часто первое никак не зависит от второго. Журналист, использующий в работе несколько различных, часто противоречащих друг другу источников, поднимающий сложные социальные проблемы, зарабатывает не слишком много. Очень часто более высокие оклады получают «звезды», о которых было сказано выше.
И все же, кто такие журналисты-расследователи?
Журналисты, ведущие расследования, берут на себя, возможно, самое сложное обязательство перед обществом. Необходимость в расследованиях возникает ежедневно и даже по нескольку раз в день. Ведь в Коррумпированной Республике Молдова хищения бюджетных средств происходят ежечасно (это заявление основано не на официальных данных, а лишь на моих собственных умозаключениях).
Хороший журналист роет, получает самые разные угрозы, переживает, но не сдается. И радость, которую он испытывает от проделанной работы, не связана ни с высокими гонорарами, ни с сокрушительными последствиями его расследования. Мне не приходилось видеть более довольных собой журналистов-расследователей, чем те, кто слышит от граждан слова благодарности и высокой оценки их работы. Да, это единственная цена, которую общество платит за журналистское расследование – «лайк» в социальных сетях.
За чей счет?
Очевидно, что в наши дни, в условиях стремительного развития электронных средств связи, даже те немногие, кто раньше оформлял подписку на печатные издания, теперь от этого отказываются. Потребителям больше нет нужды оплачивать расследование. Они получают его бесплатно. На сайтах тех средств массовой информации, которые этим расследованием занимаются.
Средства массовой информации, занимающиеся журналистскими расследованиями, входят в категорию самых бедных из-за:
- более высоких расходов, так как даже за доступ к государственным базам данных приходится платить, причем необоснованно завышенные суммы;
- более низких доходов, поскольку рекламодатели не спешат размещать свою рекламу в изданиях, критикующих власти;
- постоянной опасности судебных разбирательств, которые, даже если суд вынесет решение в их пользу, предполагает значительные расходы, поэтому редакции необходим постоянный адвокат, представляющий ее интересы в суде (по нашему опыту, следствие может длиться в течение двух-трех лет, а отдельные дела рассматриваются и шесть лет);
- длительного времени, которое требуется для подготовки хорошего журналиста-расследователя, что занимает гораздо больше времени, чем подготовка хорошего журналиста-новостника.
В Республике Молдова нет учреждений или гражданских организаций, оказывающих финансовую поддержку расследовательской журналистике. Она почти полностью поддерживается финансирующими организациями из-за рубежа, правительствами других стран.
Кому она нужна и для чего?
Я считаю расследовательскую журналистику наряду с новостной одними из наиболее необходимых. Как показало время, некоторые журналистские расследования произвели более наглядный эффект и оказались более действенными, чем большинство усилий, предпринятых правоохранительными органами. Серия «Адские судьи» положила начало чистке судебной системы, благодаря серии «Дворцы чиновников» всего за несколько месяцев владельцы роскошных домов, занимающие высокие должности в судебной системе или в Правительстве, а также общественность, признали необходимость и важность обнародования имущества государственных служащих в средствах массовой информации.
Самым слабым звеном, по нашему мнению, является реакция власти на журналистские расследования. А на фоне политического контроля, которому подвергается значительная часть средств массовой информации Республики Молдова, и в частности телеканалы, где все сильнее укореняется самоцензура, политики, похоже, еще больше пренебрегают теми немногими из средств массовой информации, которые занимаются журналистскими расследованиями. Радует лишь то, что это пренебрежение не взаимно и журналисты-расследователи по-прежнему с особым вниманием следят за политиками, а также за всеми представителями власти.
_______________
Статья было опубликована в рамках проекта «Общественные кампании для обеспечения прозрачности структуры собственности СМИ, доступа к информации и продвижение ценностей ЕС и европейской интеграции», осуществляемого ЦНЖ, который, в свою очередь, является частью проекта «Партнерства для Устойчивого Гражданского Общества в Молдове», осуществляемого FHI 360.
Публикация данного материала стала возможной благодаря щедрой помощи американского народа, предоставленной через Агентство США по международному развитию (USAID). Мнения высказанные принадлежат автору и не отражают в обязательном порядке взгляды USAID или Правительства США.