Вы здесь

«Раковая опухоль» и враги молдавской журналистики

01 июля 2015
1409 просмотров

Виталий КЭЛУГЭРЯНУ,
журналист радиостанции «Deutsche Welle»

 

Эту статью я пишу, находясь в одной из стран Евросоюза. Отсюда положение дел Республики Молдова видится иначе. Прожив какое-то время нормальной жизнью, сопоставив определенные процессы, понимаешь, что нам, жителям Республики Молдова, ненормальное кажется чем-то совершено естественным.

 

Независимые средства массовой информации – качественная журналистика – здоровое общество
 
На встречах с коллегами по цеху в Кишиневе мы яростно и единогласно выступаем за запрет политического покровительства средствам массовой информации, говорим о том, что одной партии принадлежит контроль над 60% действующих средств массовой информации, что все телеканалы зависят от политиков и групп по интересам. Мы жалуемся иностранцам на отсутствие свободы средств массовой информации… Все это так! И во времена, когда я делал первые шаги в журналистике, молдавские политики пытались установить экономический контроль над средствами массовой информации. Итак, первый враг свободы средств массовой информации в Республике Молдова – голод. Прежде чем накинуться на меня с кулаками, изучите вопрос и выясните, кто кормит наших журналистов. Мы будем защищены от политического давления тогда, когда наша страна преодолеет статус страны с экономикой, основанной на потреблении, когда мы наладим собственное производство, когда у нас появятся богатые компании, выпускающие интересную продукцию, которую они захотят продать, а для этого должны будут проводить рекламные кампании на телевидении.
 
Теперь, проработав почти год в рекламном агентстве, я смею утверждать, что экономическая среда должна видеть в средствах массовой информации своего партнера, а рекламу воспринимать как вложение средств, а не как одолжение. Если бы финансовая помощь предоставлялась средствам массовой информации бескорыстно, если бы они были независимыми, то политика не имела бы над ними ровным счетом никакой власти. Потому что независимый журналист, не получающий зарплату от «хозяина», преследующего личные интересы, может создавать полностью взвешенные и равноудаленные материалы. Только когда средства массовой информации станут независимыми, у нас будет качественная журналистика и здоровое общество. Все сводится к деньгам.
 
Второй враг свободных средств массовой информации – взаимозависимость экономики и политики. Телевидение – бизнес, в основе которого лежит экономика, однако когда экономическая сфера зависит от политической и наоборот телевидение (и средства массовой информации в целом) не могут быть независимыми. Финансирование средств массовой информации обеспечивается компаниями, которые в свою очередь также зависят от политической сферы. Если телеканал не приносит прибыли, на что же он существует? На деньги бизнесменов, преследующих политические интересы. Каким образом? За счет договоров о размещении рекламы. Так покупается благосклонность средств массовой информации в странах с хрупкой демократией.

 

Мы в силах это изменить… Все зависит от нас самих!
 
И, наконец, третьим врагом свободы выражения мнения в Республике Молдова является… журналист или, точнее, журналисты, которые в своей работе руководствуются тем, откуда дует ветер в политической жизни страны. Независимость определяется, прежде всего, нормами профессиональной этики и способностью сохранять порядочность в условиях все более извращаемых ценностей. Другими словами, журналист, качественно выполняющий свою работу, умеет противостоять давлению, уважает свою профессию, исповедует нормы профессиональной этики и ни на минуту не забывает о своей роли – информировать общественность, а не служить орудием для манипулирования ею. Я не зря уделяю столько внимания вопросу профессиональной этики. Меня бы порадовало, если бы моя настойчивость в этом вопросе была воспринята вами как сигнал тревоги, поскольку с развитием электронных средств массовой информации наблюдается полная утрата какой бы то ни было ответственности со стороны журналистов. И это ужасно! Во время избирательных кампаний все журналисты будто сходят с ума. Даже самые уравновешенные из них начинают вести себя странно, что дает повод заподозрить их в небескорыстном служении определенным интересам.

 

«Раковая опухоль» средств массовой информации – монопатронат
 
Но еще более губительным для свободы выражения мнения является монопатронат. Это «раковая опухоль» молдавских средств массовой информации. Пять телеканалов, три из которых с национальным покрытием, подконтрольные одному-единственному политику, финансирующему политическую партию – уже слишком. И это не считая радиостанций, журналов, информационных порталов и блогеров, которых, как предполагается, он же тайно финансирует. Граждане практически лишены альтернативы и вынуждены подвергаться непрерывной агрессивной кампании по манипулированию и дезинформации. И это при том, что Кодекс телевидения и радио гарантирует в статье 7 «социально-политическое равновесие и плюрализм». Вместе с тем, первым в списке обязанностей Координационного совета по телевидению и радио указан «надзор за соблюдением плюрализма выражения идей и мнений в программах, распространяемых вещательными организациями, находящимися под юрисдикцией Республики Молдова» (Кодекс о телевидении и радио, статья 41, часть 1, литера «а»). Итак, зомбирование путем дезинформации и манипулирования происходит, в равной мере, как по вине послушных журналистов, так и по вине самого Координационного совета по телевидению и радио, деятельность которого почти незаметна и крайне политизирована.
 

_______________

Статья было опубликована в рамках проекта «Общественные кампании для обеспечения прозрачности структуры собственности СМИ, доступа к информации и продвижение ценностей ЕС и европейской интеграции», осуществляемого ЦНЖ, который, в свою очередь, является частью проекта «Партнерства для Устойчивого Гражданского Общества в Молдове», осуществляемого FHI 360.
 
Публикация данного материала стала возможной благодаря щедрой помощи американского народа, предоставленной через Агентство США по международному развитию (USAID). Мнения высказанные принадлежат автору  и не отражают в обязательном порядке взгляды USAID или Правительства США.