Паул Раду, исполнительный директор Проекта по проведению расследований об организованной преступности и коррупции (Organized Crime and Corruption Reporting Project (OCCRP)) и сообщества журналистов RISE Project из Румынии, предоставил интервью студентам кишиневской Высшей школы журналистики (ВШЖ) в ходе тренинга «Data Journalism Camp», прошедшего в период с 24 по 26 января. Наталья Сергеева и Дорин Галбен обсудили с ним тему использования открытых данных в Молдове, проблемы расследовательской журналистики и конкретные ситуации, с которыми сталкивались члены «RISE Project» при работе над опубликованными ими расследованиями.
ИНФОРМАЦИЯ против ДЕНЕГ
Паул Раду специализируется в трансграничных журналистских расследованиях и в течение нескольких лет являлся координатором департаментов журналистских расследований при румынских газетах «Evenimentul Zilei» и «Jurnalul Naţional». Расследования, публикуемые RISE Project, также широко известны и пользуются популярностью среди потребителей онлайн-СМИ в Румынии, Молдове, и не только. Студенты ВШЖ спросили у Паула о том, пытались ли те, о ком писали он и его коллеги, дать взятку за то, чтобы определенная информация не публиковалась.
«Были случаи, когда нам предлагали деньги за молчание. Не здесь, в Молдове, а в других странах региона. Нам предлагали сотни тысяч евро, нам предлагали должности, всевозможные другие чудеса. Конечно, мы не приняли предложений и предпочли опубликовать то, что мы получили в результате расследования определенных проблем. Однако есть и такие коллеги-журналисты, которые попали в эти сети и приняли крупные суммы от коррумпированных людей. Это фактически значило конец их карьере в журналистике. Как только ты принимаешь деньги, ты больше не являешься журналистом, и больше нет смысла работать в прессе», рассказал он.
ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ В МОЛДОВЕ
По словам Паула Раду, в Молдове есть проблемы в связи с доступом к информации в режиме оффлайн (в печатной, устной форме, и т.д.), но с точки зрения открытых данных страна находится в лучшем положении, чем Румыния. «У Молдовы есть аванс перед Румынией на уровне «электронного правительства» и в смысле обработки информации. Например, в смысле открытых данных Молдова и Словакия находятся в наилучшем положении среди стран Восточной Европы», сказал журналист.
ИНТЕРНЕТ И РАССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА
Журналист считает, что Интернет является лучшим инструментом для проведения журналистских расследований, а также наиболее эффективной платформой для опубликования материалов. «Если расследование публикуется на бумаге, оно становится статичным. Это слова, напечатанные на листке бумаги. А когда публикуешь расследование в Интернете, можно использовать элементы мультимедиа: прикреплять документы, аудио и видео файлы, представлять больше разъяснений о том, как было проведено расследование», добавил Паул Раду, подчеркнув также, что Интернет может добавить расследованию убедительности и прозрачности.
ЖУРНАЛИСТЫ И ХОРОШИЕ ХАКЕРЫ
Команда «RISE Project» известна также сотрудничеством с хакерами. Паул Раду объяснил, при каких условиях это происходит: «В нашей организации работают сотрудники-хакеры, но это то, что мы называем «гражданскими хакерами». Это не «плохие» хакеры, крадущие средства с банковских счетов или взламывающие сайты. Наши хакеры работают полностью легально. Они только обрабатывают информацию, уже ставшую публичной, и придают ей более практичную форму».
На вопрос о том, нет ли у него и его коллег соблазна получать информацию незаконно, при помощи хакеров, Паул Раду ответил так: «Мы не получаем информацию незаконно и не было таких ситуаций, когда информацию можно было получить незаконно. У нас, кажется, никогда не было желания получать информацию такими путями. Мы занимаемся журналистскими расследованиями; мы расследуем дела о тех, кто совершает незаконные действия. Абсурдно было бы самим делать что-либо незаконное. Кроме того, что это неэтично, это также рискованно и не стоит потраченных сил. Журналист должен делать свое дело честно. Проблема в другом: журналисты зачастую выбирают кратчайший путь к цели, оказывают услуги за материальную выгоду и принимают дела от полицейского, прокурора или кого-нибудь из секретных служб, вместо того, чтобы правильно делать свою работу».
Полный текст интервью можно прочесть здесь.