Вы здесь

Анета Гросу, главный редактор «Ziarul de Gardă»: Независимая журналистика представлена в основном женщинами

10 марта 2016
1217 просмотров
-Г-жа Анета Гросу, как вы объясняете тот факт, что в Молдове на руководящих должностях мужчин больше. Как обстоят дела по этому вопросу в прессе?

-Я считаю, что мы унаследовали эту ситуацию из советского периода. Тогда гендерное равенство проявлялось участием какой-нибудь успешной доярки в съездах КПСС или награждением ударной трактористки советскими орденами и медалями. За более чем 20 лет независимости нам не удалось избавиться от многих пороков из прошлого. С одной стороны, мы участвуем в мероприятиях и проектах, которые призваны показать, что в нашем обществе женщины занимают почетное место, а с другой стороны, у нас только 3-4 женщин-министров и всего 10-15 женщин-депутатов в парламентах, в которых доминируют мужчины. Возможно такая ситуация не напрягала бы так, если в Молдове не было бы дискриминации в оплате труда. Даже в ООН констатировали, что за один и тот же объем работы и за то же качество (или даже выше) женщины получают на 10% меньше мужчин. При трудоустройстве руководители учреждений или главы фирм предпочитают мужчин. В случае принятия на работу женщин предпочтение отдается молодым девушкам, «свободным» от семейных забот. А что делать остальным?

Как обстоят дела в прессе? Сначала было бы неплохо понять, сколько у нас в Молдове СМИ, и какого они качества. Если наши «медийные концерны» можно считать прессой, статистические данные будут одни, если исключить эти «концерны», данные будут наверное, другими. Независимая журналистика представлена в основном женщинами. В других учреждениях редакционную политику диктуют мужчины.

-В последнее время наблюдается массовая «феминизация» в области масс-медиа – на телеэкранах, на пресс-конференциях и других событиях женщины-журналисты составляют 90%. На факультетах журналистики поступают в основном девушки… Как вы объясняете это явление?

- В Молдове еще сохраняется искаженная концепция о профессии журналиста. Многие все еще думают, что журналистика – это означает вести новости или развлекательные передачи на телевидении. Все меньше людей заинтересованы в печатной журналистике. Если на факультетах журналистики проводился бы анонимный опрос, большинство студентов (на самом деле – студентки) ответили бы, что мечтают появиться на телеэкранах. Однако мало кто из респондентов задался бы вопросом о том, если ему есть о чем говорить людям.

- Опишите портрет-робот женщины-журналиста в Молдове

- Те немногие женщины-журналисты из Молдовы, которых я знаю, это настойчивые, упорные, независимые, начитанные и хорошо информированные люди. Они очень преданы профессии, и их можно даже считать лидерами общественного мнения. 

- Многие коллеги-журналисты считают, что «Ziarul de Gardă», это не просто еженедельник, а очень хорошая школа в сфере журналистских расследований. Как вам удалось создать эту команду? Какими качествами должны обладать те, кто желает заниматься журналистскими расследованиями, если есть желающие заниматься этим видом журналистики…

- Действительно, за 12 лет существования через «Ziarul de Gardă»прошли очень много молодых людей, которые впоследствии стали хорошими журналистами. Виктор Мошняг («Ziarul de Gardă»), Анастасия Нани (anticorupție.md), Диана Рэйлян («Свободная Европа»), Юрий Сэндуцэ («RISE Moldova») и другие пришли в «Ziarul de Gardă» после первого курса, на первую профессиональную стажировку. Они остались у нас, мы их приняли на работу еще во время их студенчества. И для них, и особенно для насэто был хорошим опытом. Работать с командой молодых специалистов - это нечто особенное.

- Работа журналиста предполагает мужество и риски. Расскажите о нескольких рискованных ситуациях, в которых оказались вы в качестве журналиста или главного редактора, или ваши коллеги    

- Не буду говорить о себе… В настоящее время для журналистов занимающихся расследованиями самые большие риски связаны с судебными процессами, к которым нас часто привлекают необоснованно. Эти процессы отнимают много времени, нервов, а в некоторых случаях и деньги. Процесс с одним бывшим депутатов длился несколько лет. Он подал иски против нашей редакции в нескольких судебных инстанциях Кишинева и Страшен. Решения не были в его пользу, но «потряс» он нас основательно. Хотя нам удалось доказать, что написанные о нем материалы были правдой, мы отказались подать на него в суд для возмещения ущерба, который он нанес нашей редакции за те 5 лет судебных разбирательств. В «Ziarul de Gardă» мы сталкивались и с угрозами в адрес редакции али авторов определенных журналистских расследований. Вместе с тем, есть повод для скрытой гордости, так как несмотря на наши неоднократные советы журналистам о том, чтобы в случае особенно рискованных статьей они защищали свою идентичность, все равно журналисты подписываются своими настоящими именами.

- Вы давно занимаетесь журналистикой.Когда власти страны были более отзывчивыми к проблемам, которые поднимаются в СМИ?

- Не помню такого периода. Часто приходит мысль, что мы наивные люди, думая, что смена власти изменит и отношение к проблемам, которые поднимаются в прессе, и само отношение к СМИ в Молдове. За это время всякое бывало: ограничение доступа к информации, представляющий общественный интерес; запрещение журналистам находиться в залах судах при рассмотрении резонансных дел; нахождение репортеров в парламенте в «загоне»; угрозы и даже насилие в адрес журналистов; иски против медийных учреждений со стороны коррумпированных чиновников или мафиозных судей; оскорбление журналистов партийными лидерами и др. Со всем этим мы сталкивались за более чем 20 лет независимости, когда у власти находились и левые, и правые, и пророссийские силы, и проевропейские силы, и центристы, и различные альянсы. Вместе с тем, «Ziarul de Gardă» пользуется своеобразным комфортом, так как ни одна власть не благоприятствовала нам и не благоприятствует. В этих условиях проще проявлять независимость, и она более ценна.

- Вы много лет проработали на национальном телевидении. Что вы можете сказать об этом периоде? Почему вы ушли из телевидения и что вы сейчас думаете об общественном телеканале?

- На «Телерадио-Молдова» я проработала ровно 15 лет. Всякое бывало, но думаю, что не смогу забыть, как начиналась программа «Месаджер». Я не ушла из компании «Телерадио-Молдова» - меня уволил аграрно-коммунистический режим. Это был трудным экзаменом для меня, который многому научил. Что сегодня можно увидеть на общественном телеканале? Это отдельная тема. Лично я чувствую отсутствие профессионалов и профессионализма.

- Что бы вы посоветовали молодым людям, которые хотят стать журналистами?

- Скорее всего, я могу сказать, что сделала бы я в их возрасте, если можно было вернуть время вспять. Я больше бы читала, учила больше иностранных языков, больше путешествовала бы, особенно по нашим селам, написала дневник о людях, с которыми встречалась по долгу службы. Несмотря на большую напряженность, связанную с этой работой, я бы уделяла больше времени семьи – родителям, супругу, детям.

- Чего не достает журналистике в Молдове, чтобы стать реальной четвертой властью?

- Упорства, настойчивости, силы убеждения и поля для утверждения. Говоря о поле для утверждения, я имею в виду те немногие независимые СМИ в Молдове, которые могут высказывать различные точки зрения, основываясь на аргументы.

- Было ли когда-нибудь у вас ощущение того, что журналистика может изменить мир, людей, нашу жизнь?

- Если у меня постоянно не было бы такой иллюзии, меня здесь не было бы.