В мае 2015 года ЦЖР обратился к администрации президента с двумя запросами информации. Журналисты хотели узнать о том, кто и за какие заслуги получил государственные награды в период с 2001 года до настоящего времени. Они также запрашивали у администрации президента информацию о лицах, предложенных на должность судьи, кандидатуры которых были отклонены. В этом смысле, ЦЖР хотел получить доступ к документам, переданным главами государства в период 2001-2015 годов в Высший совет магистратуры, которыми отклонялись кандидаты на должности судей, председателей и заместителей председателей судов, и те, кому предстояло повышение в апелляционные суды.
В обоих случаях администрация президента отказался предоставить информацию, ссылаясь на защиту персональных данных.
В первой инстанции, журналисты обратились в Суд сектора Буюкань, которые отклонил иск ЦЖР. Далее, дело рассматривал Апелляционный суд, который обязал администрацию президента предоставить журналистам только информацию о лицах, получивших государственные награды.
Решением от 29 июня текущего года, ВСП отменил в полном объеме решение апелляционной инстанции и оставил в силе решение Суда Буюкань. Кассационная инстанция постановила, что «доступ к информации, запрошенной Центром журналистских расследований, ограничен, поскольку она охраняется Законом о государственной тайне. Следовательно, вышесказанное указывает, что информация, запрошенная письмом № 20-05 от 14 мая 2015 года (о судьях – прим. ред.), содержит персональные данные, доступ к которым ограничен, и недопустимо раскрывать причины отклонения кандидатов в судьи, что также нарушит принцип соблюдения прав и репутации кандидатов в судьи…»
По просьбе Media Azi, директор ЦЖР Корнелия Козонак прокомментировала решение ВСП:
Корнелия Козонак: Решение ВСП пренебрегает правом граждан на информацию, представляющую интерес для общественности
«Это первый процесс по проблеме доступа к информации за последние десять лет, который Центр журналистских расследований проиграл. В данном случае запрашиваемая информация представляла повышенный интерес для общественности, так как шла речь об информации о судьях, продвижение которых было отклонено администрацией президента, а в условиях, когда над судьями нависло столько подозрений в коррупции, наличие повышенного интереса общественности естественно. Опубликование этой информации, чтобы граждане знали, какие судьи продвигаются или отклоняются от продвижения, также и в интересах властей.
Одно журналистское расследование показало, что судьи, отклоненные президентом по причине проблем с профессиональной этикой, были продвинуты в системе Высшим советом магистратуры. Так что администрация президента не может не предоставить эту информацию. И теперь судьи, рассматривавшие дело, оправдывают действия главы государства?
Я понимаю, что судьи защищаются – так я объясняю это решение. Во втором случае речь шла об информации о лицах, получивших государственные награды. Если спросить любого гражданина, хочет ли он знать о тех, кто получил государственные награды за особые заслуги перед отечеством, ответ будет положительным. Так что это некорректное решение, а скорее пренебрежение правом граждан на информацию, представляющую интерес для общественности, и нормами международного права и свободы прессы, и оно противоречит принципам демократии. Нашим следующим шагом, думаю, будет ЕСПЧ, куда мы обратимся для востребования своего права на доступ к информации, представляющей интерес для общественности».
Фото источник: www. cyd.ro
Фото источник: www.anticoruptie.md