Вы здесь

Журналисты, занимающиеся расследованиями: Исключение прессы из источников информирования НАЦ – это «ошибочный шаг» и «тревожный сигнал о деградации демократии»

17 августа 2016
2332 просмотра
В понедельник, 1 августа, вступил в силу пакет законов о реформировании Национальной антикоррупционной комиссии (НАК), которая будет реорганизована в Национальный антикоррупционный центр (НАЦ). Хотя эта реорганизация призвана повысить эффективность новой структуры, закон регулирующий деятельность НАЦ исключил важное положение из прежнего закона, обязывающее НАК реагировать на информацию, опубликованную в СМИ. Министр юстиции Владимир Чеботарь оправдывает это решение, а неправительственные организации в области масс-медиа считают, что «власти хотят снизить эффективность раскрытия в СМИ фактов коррупции, хищений и конфликта интересов».

Так, прежний Закон о НАК предусматривал в Главе VI «Контроль доходов и имущества, конфликта интересов и несовместимости» следующее: Контроль по собственной инициативе, в том числе вследствие публикаций в средствах массовой информации (подчеркнуто редакцией), осуществляется на основании протокола о проведении такого контроля, утвержденного Комиссией. Уточнение «в том числе вследствие публикаций в средствах массовой информации» в новом законе отсутствует. Это означает, что новая структура – НАЦ – больше не обязана реагировать на появившиеся в прессу сигналы.

Какие могут быть последствия исключения этого положения для журналистов, занимающихся расследованиями?

Председатель Центра журналистских расследований Корнелия Козонак считает, что исключение прессы из числа источников информирования НАЦ является «ошибочным шагом». По ее словам, на основе прежнего закона Национальная антикоррупционная комиссия провела больше всего проверок на базе материалов, появившихся в прессе, и наверное это не понравилось чиновникам, особенно депутатам. Корнелия Козонак допускает, что  именно по этой причине хотят ограничить СМИ в качестве источников информирования для новой структуры – Национального антикоррупционного центра.

«Не думаю, что у них что-то получится, это ошибочный шаг. Пресса все равно будет публиковать материалы о коррупции, граждане захотят сообщать о проблемах неподкупности чиновников, поэтому НАЦ и другие госструктуры будут вынуждены реагировать, так как новый закон, равно как и другие законы, обязывают проверять дела из любого источника, поэтому пресса никак не может быть исключена из списка источников информирования НАЦ и правовых органов», - считает председатель Центра журналистских расследований.

В свою очередь директор издания «Ziarul de Gardă», специализированного на журналистских расследованиях, Алина Раду отметила, что обычный поиск в Google выражения «НАК отреагировала» покажет, что существуют около 72 тыс. статьей в прессе, которые содержат это выражение.

Алина Раду: «Большинство СМИ Молдовы сообщали, что после публикации журналистских расследований об  имуществе чиновников «НАК отреагировала» и проводила собственное расследование, а впоследствии принимала решение. В действительности, и это признали тысячи читателей тех немногих оставшихся независимых СМИ, пресса предоставляла «на блюдце» НАК, НЦБК, прокуратуре, МВД, парламенту, политическим партиям аргументированную информацию, реализованную профессиональными репортерами, чтобы те могли очистить учреждения от коррупции, отмывания денег и любителей наживы за счет государственных средств. Заявления министра юстиции и внесение изменений в закон о деятельности НАЦ, которые вносят путаницу в том, что касается реакции на журналистские расследования, - это тревожный сигнал о деградации демократии. Это послание нынешней власти, которая дает понять, что журналисты не могут свободно проводить журналистские расследования, и они не хотят, чтобы кто-то говорил правду о коррупции и беззаконии нынешней власти. Это послание подрывает доверие к СМИ, это удар по всем журналистам, которые на протяжении десятков лет работали для того, чтобы создать несколько независимых СМИ, которые с большим трудом создали этот вид журналистики – «журналистское расследование», который больше ценится за рубежом, чем дома».

В интервью на прошлой неделе министр юстиции Владимир Чеботарь пытался оправдать исключение этого положения из нового закона тем, что «в последнее время СМИ раскололись по политическим предпочтениям и интересам». По словам чиновника, «пресса теряет доверие наравне с политическим классом и больше не может являться достоверным источником информирования». Заявления министра юстиции вызвали жесткую критику со стороны журналистов и гражданского общества. В заявлении неправительственных организаций в области масс-медиа слова Владимира Чеботаря расцениваются, как «беспрецедентные». Авторы заявления считают, что таким образом власть хочет «снизить эффективность раскрытия в СМИ фактов коррупции, хищений и конфликта интересов».

Фото источник: www.report.md