Вы здесь

Модернизация, единственное решение

25 августа 2017
1253 просмотра
 
 
 Алла Мындыкану,
Монреаль, Канада

В последние годы мы все являемся свидетелями упадка печатных СМИ в пользу онлайн-СМИ. Новости из социальных сетей, от информагентств и сайтов ошеломляют нас своим множеством, не гарантируя при этом объективности, достоверности и полноты информации.

Далее, мы попытаемся обозначить, по мере возможности и с учетом пространственных ограничений, причины такого положения дел и дальнейшие  перспективы не только печатных СМИ, но и оборота информации в целом.

В комментарии «Захват прессы: местные проблемы в глобальном контексте», недавно опубликованном на сайте Media Azi, Оливия Пырцак называет несколько причин «близкой смерти журналистики». Основной причиной упадка журналистики считается экономическая, т.е. деньги. «Оплачивать журналистику могут три источника: правительство или заинтересованные лица, рынок (реклама) и непосредственно люди. Журналистика, оплаченная рынком или непосредственно людьми, имеет большие шансы оставаться независимой. Однако медийный рынок постоянно меняется, и не в пользу журналистики: сегодня Facebook и Google зарабатывают больше на рекламе, чем все СМИ мира вместе взятые».Соглашусь с Оливией. Но вот вопрос: ПОЧЕМУ Facebook и Google зарабатывают больше, чем все СМИ мира вместе взятые?

Вы действительно верите, что лишь деньги решают судьбу газет?

Приведу несколько примеров, которые, я надеюсь, помогут понять, почему  печатная пресса больше не приносит денег.
Вот несколько наводящих на мысли заголовков. В 2016 году: «The Independent становится первой национальной газетой, которая будет выходить только в электронном виде». Я не читала нигде о том, что The Independent якобы стоит на пороге банкротства. Значит, причина в другом...

Или в 2011 году: «Gândul отказывается от печатной версии с 8 апреля и становится «исключительно электронным медиа-продуктом». К. Т. Попеску: Многоцелевая печатная газета отходит в прошлое».Или: «В 2009 году, компания Publimedia объявила, что местные газеты в ее портфеле станут исключительно электронными. Они станут продолжениями gandul.info. В конце того же года, газета Cotidianul отказывается от печатной версии, оставив только онлайн-версию, а сайт газеты Business Standard, упраздненный тогда же, превратился в платформу для блогов». 

Другими словами, «переход прессы на цифровой формат» начался несколько лет назад, и на это повлияли не только экономические аспекты. Чтобы лучше понять ситуацию, может следует прислушаться к деятелям науки. Например, среди работ аспирантов в области журналистики я нашла интересное исследование. Работа называется «Отзыв диктора службы новостей и взаимодействие с электронными и печатными газетами» /Newsreaders’ Recall and Engagement with Online and Print Newspapers/, и ее авторами являются несколько молодых исследователей из Университета штата Орегон (Артур Д. Сантана, Рэндол Ливингстон и Юуун Чо; Университет штата Орегон, Школа журналистики и коммуникаций, 2011 год).

Вот что они утверждают: «...Проект повышения квалификации в области журналистики Исследовательского центра Пью /Pew Research Center’s Project for Excellence in Journalism/ установил, что к концу 2010 года впервые больше людей получали новости из Интернета, чем из газет».

Иначе говоря, потребитель изменился уже с 2010 года. Он сам выбирает, где искать интересующую его информацию, и констатирует, что лучшее предложение дает именно Интернет. Он сам определяет, какие сайты посещать, какие считать надежными и какие предлагают ему решение.

Мне кажется, что в наших дискуссиях о свободе прессы отсутствует важнейший элемент, СОВРЕМЕННОСТЬ, которую нужно учитывать и в экономике, и в политике, и в обороте информации. (…)

Кто из членов правительства, парламента или аппарата президента сегодня выражает конкретные идеи по модернизации Республики Молдова, предлагая ясные эволюционные или революционные решения?

Сколько сегодняшних журналистов последовательно продвигают идею  модернизации современного социума, начиная с семьи и гражданского общества и заканчивая политикой?

Я была бы рада увидеть убедительные примеры и ощутимые результаты в  сегодняшнем обществе.Мы, однако, с сожалением отмечаем, что манипулирование, продвигаемое некоторыми радиостанциями, телеканалами, сайтами или в социальных сетях, а также негативизм и нетерпимость, эффективно осуществляют продуманную и коварную цель: удержать нас подальше от Европы, современности, демократии и свободы. (…)

У меня создается впечатление, что молдавское общество в целом, и журналистика в частности, не слишком эволюционировали за 25 лет так называемой независимости. Деревня и город, крестьянин и горожанин еще не отошли, к сожалению, от старого патриархального менталитета, и нет признаков того, что это может случиться в ближайшее время.

Отсюда и бесконечный переходный период, из которого, кажется, нет выхода, когда ни обычный человек, в стране или за рубежом, ни интеллектуал, ни журналист, ни политик не может понять, откуда он идет, куда пришел или куда направляется...
----------------------------------
Статья было опубликована в рамках проекта «Общественные кампании для обеспечения прозрачности структуры собственности СМИ, доступа к информации и продвижение ценностей ЕС и европейской интеграции», осуществляемого ЦНЖ, который, в свою очередь, является частью проекта «Партнерства для Устойчивого Гражданского Общества в Молдове», осуществляемого FHI 360.
Публикация данного материала стала возможной благодаря щедрой помощи американского народа, предоставленной через Агентство США по международному развитию (USAID). Мнения высказанные принадлежат автору  и не отражают в обязательном порядке взгляды USAID или Правительства США.