Вы здесь

«Сытый волк» российской пропаганды и «целая овца» свободы выражения

06 сентября 2017
658 просмотров

Николае Негру
 
Как мы можем противостоять враждебной российской пропаганде таким образом, чтобы не страдали свобода выражения, разнообразие мнений, идеологический плюрализм в нашем обществе? Это старая дилемма: как сохранить и козу, и капусту, найти способ накормить волка, чтобы он чувствовал себя «сытым», но не жертвовать при этом овцой, чтобы она оставалась «целой». В нашем случае «волк» – это российская пропаганда, которая угрожает нам и которую кажется невозможным устранить, изгнать или «нейтрализовать», не жертвуя при этом «овцой» – свободой выражения в Республике Молдова.
 
Рассмотрим недавний пример: в конце августа Правительство заявило о своем намерении включить в повестку дня Генеральной Ассамблеи ООН вопрос о выводе иностранных войск с территории Республики Молдова. (Между тем, по данным МИДЕИ, этот вопрос уже был включен в повестку дня Генеральной Ассамблеи и будет обсуждаться в октябре). Большинство российских телеканалов, в том числе транслируемых на территории Республики Молдова, осветили это событие как намерение Кишинэу обратиться к ООН с требованием вывести российских военных, находящихся с «миротворческой миссией» на Днестре, намеренно перепутав их (пять батальонов российских военных, находящихся в Зоне безопасности приднестровского конфликта на основании соглашения о прекращении огня, подписанного Снегуром и Ельциным 21 июля 1992 года) с подразделениями 14-й армии, оставшимися с советских времен, включая склады боеприпасов и вооружения в Кобасне, принадлежащие сегодня вооруженным силам России.

Хотя инициатива Кишинэу касается только российских войск, оружия и боеприпасов, оставшихся здесь с советских времен (более 40 тысяч тонн), которые Россия обязалась вывести до конца 2002 года на Стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 году (и вывела значительную их часть), российская пресса намеренно исказила послание Кишинэу, обвинив нынешнее правительство в нагнетании обстановки, «размораживании» приднестровского конфликта «по указке» Вашингтона. И МИД квалифицировало инициативу Кишинэу обратиться в ООН как «провокацию», а Сергей Лавров, выступая 1 сентября перед студентами МГИМО, поддержал это недоразумение. Истерия по поводу сохранения статус-кво, а на самом деле подготовка российских и молдавских граждан к новой войне на Днестре (к сожалению, местные политики, в том числе президент Додон, были вовлечены в эту кампанию), продолжилась и после того, как российский посол Фарид Мухаметшин был приглашен в МИДЕИ, где его внимание обратили на то, что инициатива Кишинэу в ООН не касается «миротворческой миссии» на Днестре.
 
Что можно сделать в этом случае? Кто отвечает за защиту информационного пространства, кто и как должен действовать, чтобы противостоять этой российской медиа-агрессии против Республики Молдова, в силу которой было искажено послание правительства, которое было обвинено в злых намерениях, а молдавских граждан на обоих берегах пугают возможной войной на Днестре (чтобы подготовить общественное мнение на случай вооруженного нападения на Республику Молдова)?
Первая реакция, естественная, инстинктивная, – как можно скорее перекрыть доступ враждебным, диверсионным источникам информации в наше информационное пространство, как было сделано в Украине, которая находится в состоянии войны с Россией. Ведь информация, превращенная в пропаганду, становится оружием. Военному нападению уже не предшествует, как в прошлом, артиллерийская атака, ее заменили промыванием мозгов, как выразился на недавней конференции «СМИ, аудитория и плюрализм в Республике Молдова», организованной в Кишиневе, Линас Линкявичюс, министр иностранных дел Литвы.

Однако хотя наше законодательство, Кодекс телевидения и радио, не предусматривает такой ситуации (понятие «пропаганда» даже не включено в Кодекс телевидения и радио, а изъятие лицензии за нарушение положений кодекса – длительная и довольно сложная процедура, которая может быть обжалована в судебном порядке), если мы заблокируем российские пропагандистские каналы, не только Москва, но и Вашингтон, и Брюссель начнут во всеуслышание заявлять, что «овца» плюрализма при смерти, и ее необходимо немедленно реанимировать. Случай с Украиной считается исключительным. Борьба с финансируемой из-за рубежа пропагандой в СМИ не должна затрагивать плюрализм: «все голоса должны быть услышаны», – таким было пожелание посла США Джеймса Петтита на открытии этой конференции.
(...)
Республике Молдова срочно требуются местная «оперативная группа», которая разработала бы адекватную, действенную и долгосрочную стратегию и оружие, чтобы с их помощью удерживать на расстоянии, «нейтрализовать» «волка» российской пропаганды так, чтобы мы не были вынуждены убивать «овцу» свободы выражения и плюрализма в стране.
Пока у нас не будет такой структуры (возможно, даже в рамках Координационного совета по телевидению и радио), все другие действия – корректировка законодательства в соответствии с новыми условиями, повышение уровня медиаграмотности граждан, особенно молодежи, демонополизация, десоветизация и консолидация независимых СМИ, местного медиапродукта, общественного телевидения, которое сегодня финансируется из скудных остатков бюджетных запасов, чтобы только никто не мог сказать, что оно не финансируется, и т.д. – не будут иметь надлежащего эффекта. Никто не ходит на охоту, экипировавшись до зубов, но оставив ружье дома. Без такого «ружья», как «оперативная группа», разговоры властей о защите информационного пространства и противостоянии российской пропаганде остаются пустыми словами.
-----------------
Статья было опубликована в рамках проекта «Общественные кампании для обеспечения прозрачности структуры собственности СМИ, доступа к информации и продвижение ценностей ЕС и европейской интеграции», осуществляемого ЦНЖ, который, в свою очередь, является частью проекта «Партнерства для Устойчивого Гражданского Общества в Молдове», осуществляемого FHI 360.
Публикация данного материала стала возможной благодаря щедрой помощи американского народа, предоставленной через Агентство США по международному развитию (USAID). Мнения высказанные принадлежат автору  и не отражают в обязательном порядке взгляды USAID или Правительства США.