Вы здесь

Телерадиовещание: Правила новые, игроки старые

21 февраля 2018
637 просмотров
 Дорин Скобиоалэ, журналист, директор продюсерской компании «СAT STUDIO»

Много лет подряд молдавские вещательные организации пользовались двусмысленностью законодательных положений и отсутствием жесткого наказания за нарушения, играя по собственным правилам. Однако, за последние полгода государство издало ряд актов ограничительного характера, направленных на регулирование области телерадиовещания. Прежде всего, Координационный совет по телевидению и радио установил, что начиная с 1 октября 2017 года, отечественная аудиовизуальная продукция должна составлять не менее 8 часов от ежедневного объема вещания, с 06:00 по 24:00, и при этом не менее 6 часов ее будут транслироваться в наиболее востребованное эфирное время, из которых не менее 4 часов – на государственном языке. Привыкшие ретранслировать чужие продукты, получать миллионы от рекламы и не вкладывать почти ничего в развитие местного медиарынка, молдавские владельцы лицензий и на этот раз схитрили: формальное количество отечественного продукта продолжает обеспечиваться за счет ретрансляций и даже трансляции одних и тех же передач по нескольким каналам.

12 февраля 2018 г. вступил в силу Закон о внесении дополнений в Кодекс телевидения и радио Республики Молдова в виде норм, относящихся к безопасности информационного пространства. Координационный совет по телевидению и радио обязал вещательные организации и распространителей программ в Молдове привести свои программы телерадиовещания в соответствие с законом об «анитипропаганде». (...)

Первая неделя без пропаганды

Скрипя зубами, больше по необходимости, чем добровольно, под угрозой значительных штрафов и даже потери лицензии, владельцы молдавских каналов, ретранслировавшие почти полностью программы некоторых российских телеканалов, были вынуждены основательно пересмотреть свои сетки вещания. Так, уже в первую неделю вступления в силу новых правил, вместо нескончаемых рассказов Игоря Прокопенко о российской армии, самой сильной и хорошо оснащенной на свете, которая запросто обращает в бегство горе-солдатов из НАТО одним только звуком двигателей своих танков, молдавские телезрители получили возможность посмотреть по «REN TV» сериал «Star Trek». После 12 февраля уже и Дмитрий Кислелев не будет больше рассказывать с телеэкрана в Республике Молдова о том, что Россия – единственная сверхдержава, способная превратить Америку в кучу радиоактивного пепла. С этого дня шутки Тиграна Кеосаяна будут забавлять на 3 миллиона меньше телезрителей. (...) Все же, в отличие от Украины, которая ввела полный запрет на трансляцию российских каналов на своей территории, молдавские телезрители сохраняют возможность радоваться передачам «Comedy Club», «Давай поженимся», «Пусть говорят», «Модный приговор», «Поле чудес», и другим проектам, не имеющим ярко выраженную политическую или пропагандистскую подоплеку. Помимо этого, программы передач некоторых «отечественных» каналов почти полностью состоят из фильмов о героической Красной Армии и российских сериалов о бандитах и милиционерах.

Деньги из воздуха

Парламентские инициаторы и авторы «антипропагандистского закона», наряду с членами КСТР, которые привели положения Кодекса телевидения и радио в соответствие с положениями этого закона, неоднократно подчеркивали необходимость таких ограничений. Возникает, однако, вопрос: когда тот же КСТР предоставлял лицензии на ретрансляцию для «REN TV», «NTV», «Первого Канала», «RTR», разве было тайной, что все эти каналы являются пропагандистскими инструментами, субсидированными и контролируемыми государством, которое проявило себя по меньшей мере «недружелюбно» по отношению к Республике Молдова, начиная с поддержки сепаратизма в левобережье Днестра и заканчивая бесчисленными эмбарго на молдавские товары? Какую идеологию и какие ценности могут продвигать эти телеканалы? Доступность и привлекательность медиапродукта из России делают его продаваемым товаром, приносящим огромные доходы. Вот почему ретрансляция российского контента до настоящего времени была выгодным бизнесом для кого угодно – от политиков с про-российскими убеждениями до пламенных борцов за европейскую интеграцию и даже передовиков борьбы с российской пропагандой.

Расчищаем место местному продукту?

Теоретически, два норматива (один, относящийся к росту удельного веса отечественного продукта в общем объеме вещания, а второй – запрещающий иностранную пропаганду) призваны возродить отечественную продукцию, которая на данный момент практически отсутствует. Как и во всем цивилизованном мире, в Молдове могут возникнуть независимые телестудии, способные производить и продавать проекты вещательным организациям или создавать их по заказам последних. Сейчас, однако, телеканалы предпочитают забивать свой эфир ток-шоу, отснятыми в павильонах с ведущим и несколькими дежурными приглашенными, которые делятся впечатлениями о событиях прошедшего дня/прошедшей недели, анализируют, или (реже) – делают прогнозы на будущее. «Дешево и сердито», – как любят говорить молдаване. О качестве говорить не приходится. Конечно, обстановка в виде стола и трех стульев не требует особых вложений. Но без натурных съемок, без монтажа, без интервью и бесед с людьми на улице – получается не телевидение, а телевизионное радио. В последние годы, глядя на то, что выдают в эфир наши каналы в коротких промежутках между российскими передачами и рекламными блоками, я испытываю своего рода клаустрофобию. Ведь настоящая жизнь начинается за пределами телестудии. (...)

Заменяем внешнюю пропаганду на внутреннюю?

Интересно, а после запрещения внешней пропаганды доживем ли мы до того времени, когда будет у нас принят закон, запрещающий использование телеканалов политическими лидерами для продвижения партий и собственного имиджа? Нынешнее положение дел, когда телеканалы стали практически органами пропаганды отдельных политических формирований, просто недопустимо и возмутительно. Информация, распространяемая подобным образом, даже более вредоносна, чем послания, получаемые из-за рубежа. Программы этих партийных телеканалов, манипулирующие общественным мнением и очерняющие политических конкурентов финансирующего лидера (в этом смысле, показателен случай с 30 тысячами сирийцев), опускающиеся вплоть до откровенного хамства («беглый уголовник», «рейдер №1 в СНГ», «балабол»...) с одной стороны, и медоточивые до тошноты, когда речь идет о личности хозяина, не упускающие ни одного мероприятия родственной благотворительной организации, ни одного выхода лидера и его свиты «в народ», озабочены не информированием общественности, а формированием определенных мнений.

Наличию подобных механизмов промывания мозгов миллионам людей позавидовал бы сам Йозеф Геббельс. Ведь пока и члены КСТР, и члены Наблюдательного совета компании «Телерадио-Молдова» будут назначаться из политических соображений, ничто не изменится – законы будут приниматься «с посвящением», а санкции – раздаваться избирательно и по указанию свыше.

------
Статья было опубликована в рамках проекта «Общественные кампании для обеспечения прозрачности структуры собственности СМИ, доступа к информации и продвижение ценностей ЕС и европейской интеграции», осуществляемого ЦНЖ, который, в свою очередь, является частью проекта «Партнерства для Устойчивого Гражданского Общества в Молдове», осуществляемого FHI 360.
Публикация данного материала стала возможной благодаря щедрой помощи американского народа, предоставленной через Агентство США по международному развитию (USAID). Мнения высказанные принадлежат автору  и не отражают в обязательном порядке взгляды USAID или Правительства США.