ZdG опубликовала ряд статей о проекте Спортивной арены, с презентацией которого выступил спикер Андриан Канду, использовавший для этого видеоматериал, взятый из Интернета и сопроводивший его рассказом о том, как будет функционировать будущая Спортивная арена, которую правители возведут в Кишинэу.
Тогда многие Интернет-пользователи упрекнули спикера Парламента в том, что он не указал в ходе презентации источник видео и, таким образом, ввел в заблуждение граждан, предположивших, что проект спортивной арены был разработан в Кишинэу. ZdG провела дальнейшее расследование, добравшись до представителей французской компании, которой по праву принадлежит проект. Они заявили ZdG, что представленное спикером видео принадлежит им, и что по поводу использования этого ролика к ним никто не обращался.
После появления материала, уже 20 марта, на своей странице Facebook спикер Парламента Андриан Канду обвинил журналистов из «Ziarul de Garda» в манипулировании. «На пресс-конференции я предельно ясно сказал, что это видео – иллюстрация, взятая из интернет-пространства, чтобы граждане могли увидеть и понять, как работает многофункциональная арена: что такое телескопические трибуны, как арена для спортивных соревнований в течение нескольких часов может превратиться в площадку для проведения концертов, выставок и т. д. Нигде и никогда я не говорил, что это архитектурный проект, дизайн арены, как это манипуляционным образом вытекает из якобы состоявшейся беседы между представителями «Ziarul de Garda» и какими-то архитекторами из Франции», – написал Канду.
Впоследствии, на другой пресс-конференции, отвечая на вопросы репортера Zdg, Андриан Канду сказал, что впредь политики будут штрафовать журналистов, как только посчитают, что те прибегли к манипуляции.
Отвечая на вопрос Media-Azi.md об этом, Виорика Захария, председатель Совета прессы (СП), квалифицировала эпизод как «попытку подорвать доверие к газете и ее авторитет».
«ZdG заявила, на основании доказательств, что представленный г-ном Канду проект был заимствован у французской компании без разрешения. Подтверждением тому служит ответ компании, воспроизведенный полностью. Андриан Канду игнорирует данное обстоятельство и насмешливо заявляет, что у ZdG «якобы состоялась беседа» с «какими-то архитекторами из Франции». До тех пор, пока он не докажет, что эта дискуссия состоялась только «якобы», а не на самом деле, данное утверждение остается голословным и манипуляционным, недостойным уважающего себя человека. Тот факт, что на конференции он сказал: «То, что вы увидите, взято из публичных источников», не освобождает его от обязанности ответить на вопрос: «Откуда у вас данное видео, и как вы получили право/разрешение на его показ?» Андриан Канду этот вопрос игнорирует. В противном случае, ему пришлось бы признать, что ДПМ несанкционированно использовала кадры, сделанные за немалые деньги другими, чтобы придать вес обещанию построить подобную арену», – отметила Виорика Захария.
Что касается заявления спикера о том, что политики будут штрафовать журналистов по одному только подозрению в манипуляции, то председатель СП расценила его как угрозу. «„Мы будем штрафовать вас“... разумеется звучит угрожающе, и вовсе выходит за рамки нормальных отношений с прессой, которые должны выстраивать политики, в том числе, находящиеся у власти. В условиях нынешней молдавской действительности можно ожидать, что все это „штрафование“ примет реальные и конкретные формы – судебные процессы, препоны в распространении газеты или нападки целью очернения. Надеюсь, что ничего подобного не произойдет, и что такое „штрафование“ зависнет „в воздухе“, впрочем, как и другие заявления-обещания политиков», – подчеркнула Виорика Захария.
Председатель Совета прессы добавила в интервью Media-azi.md, что в этом случае журналисты ZdG не нарушили никаких деонтологических норм. «Элементы манипулирования в статье ZdG отсутствуют. Команда процитировала заявление Андриана Канду о том, что „то, что вы увидите, взято из публичных источников“, и затем опубликовала позицию французской компании. Я не вижу никаких недосказанностей или вырванной из контекста информации. Налицо раздражение человека, которого опубликованная информация задела за живое», – утверждает Захария.