Вы здесь

Журналисты, свидетели в уголовных делах и делах о правонарушениях «С нашим правосудием порой опасно быть свидетелем»

02 июля 2018
918 просмотров
После публикации в прессе, прокуроры или сотрудники полиции могут привлечь журналистов в качестве свидетелей в уголовных делах или в делах о правонарушениях. Иногда, служители закона и журналисты проводят параллельные расследования, а если журналистам удается раскопать нечто новое, органы права могут вызвать их повесткой. Порой расследования правоохранительных органов возбуждаются в результате вскрытых авторами статей беззаконий. «Media Azi» выявило ряд журналистов, которые были вызваны по повестке в полицию, прокуратуру или в суд в качестве свидетелей. Некоторые из них утверждают, что почти вся соответствующая информация содержится в опубликованных материалах, так что, вызов по повестке в качестве свидетелей только отнимает у них время на объяснение того, что они уже сообщили.  
 
«Полиция захотела, чтобы я разгласил свои источники»

Виктория Додон из Центра журналистских расследований стала в одночасье свидетелем в деле о правонарушении, возбужденном полицией после публикации статьи «Игорь Додон и клеветнические листовки в адрес Maia Sandu» на сайте Anticoruptie.md. Журналистка сообщила о связях Союза офицеров и президента Игоря Додона в контексте распространения листовок, очерняющих Майю Санду.
«Полиция задала мне разные вопросы о том, как я добывала информацию по делу, как я узнала, что листовки были распространены именно там, в Союзе офицеров. Были заданы многие вопросы, на большинство которых я отказалась отвечать, потому что полицейские захотели узнать, из каких источников я получила информацию», - утверждает Виктория Додон.
Журналистка вспоминает, что сотрудники правоохранительных органов настаивали на том, чтобы она принесла им в полицию и свой ноутбук и дать им возможность получить фотографии и аудиозаписи в оригинале. «Я категорически отказалась, поскольку фотографии являются носителями информации: вы можете узнать, когда они были сделаны, каким аппаратом и пр. Я отказалась показывать им эту информацию. Адвокат Центра журналистских расследований привел законные положения, позволяющие мне поступать подобным образом», - утверждает Виктория Додон.

Впоследствии, дело о правонарушении, возбужденное по данному факту, было закрыто в связи с «отсутствием признаков правонарушений или административного правонарушения или нарушения положений ст. 70 (Клевета) Кодекса о правонарушениях». В то же время, согласно Определению,  исполнительный секретарь Союза офицеров Александр Малюга был оштрафован на 400 леев за распространение предвыборно-агитационных материалов, которые не содержат необходимую информацию.
«Все, что мы стремимся сказать, мы излагаем в своих материалах»

Другой журналист-расследователь, Марианна Рацэ, руководитель отдела новостей канала TV 8, была вызвана в суд в качестве свидетеля по нескольким делам. Несколько лет назад была вызвана в рамках дела экс-директора Службы информации и безопасности (СИБ) Валериу Пасата, подозреваемого в продаже нескольких самолетов типа MIG. Точнее, она была вызвана в прокуратуру, чтобы рассказать служителям закона, какие заявления сделал в беседе с ней Валериу Пасат.

Спустя несколько лет, журналистка вновь была вызвана в прокуратуру. На этот раз, по делу блоггера Эдуарда Багирова, подозреваемого в качестве участника событий в апреле 2009 года в Кишиневе. Мариана Рацэ отказалась тогда быть свидетелем и рассказала прокурорам только то, на каких сайтах и ​​в каких сетях нашла опубликованную информацию. «В общем и целом, журналисты не скрывают важных деталей и открыты к сотрудничеству с правоохранительными органами. Однако является абсолютно недопустимым, когда прокуроры или судьи требуют раскрыть им источники. Журналист, если хочет, раскрывает источники, но если хочет сохранить их анонимность, никто не может заставить его поступить иначе», - сказала Мариана Рацэ.

Журналист полагает, что, когда репортер является очевидцем определенных событий, для него важно засвидетельствовать это в качестве гражданина, но это не повод вызывать его по повестке в связи с тем, что было им написано по указанным событиям. «Это для журналиста потерянное время. Он должен являться на допросы, присутствовать на судебных заседаниях. У нас нет времени на все это. «Все, что мы стремимся сказать, мы излагаем в своих материалах» Будьте любезны получать информацию из этих публикаций», - отметила журналистка.

«Прокуратура запросила оригиналы некоторых документов»

Ион Пряшка, главный редактор портала MoldStreet и журналист-расследователь в команде RISE Moldova, вспоминает, как был вызван в прокуратуру по борьбе с коррупцией в 2011 - 2012 годах, когда состоялась так называемая  рейдерская атака  на ряд банков в Республике Молдова, а издание в котором он тогда работал - «Adevărul» Moldova, опубликовала информацию об этих случаях. «Мы писали, и Прокуратура потребовала от нас дать показания. Было возбуждено уголовное дело. Они потребовали, чтобы мы представили оригинальные версии некоторых документов. Я явился в прокуратуру, меня допросили, я предоставил документы, а затем в течение года я все звонил, чтобы узнать, что сталось с этим делом. Так я и не узнал, чем закончилось то расследование, - вспоминает Ион Пряшка.

«Будем осторожны, получая запросы от правоохранительных органов»

Ольга Чаглей, в настоящее время журналистка из RISE Moldova, один раз согласилась быть свидетельницей в процессе о торговле людьми, после того, как опубликовала расследование, в котором рассказала об инвалиде с тяжелыми увечьями, которого заставили побираться в Москве. После публикации статьи «Побираются в Москве, под приглядом бывшего кэгэбиста. Жертва, гражданин Молдовы, не может вырваться из когтей торговцев людьми» на портале Investigatii.md, полиция по борьбе  торговлей людьми возбудила расследование этого дела и попросила Ольгу Чеглей дать показания, чтобы облегчить процесс запроса международной правовой помощи по уголовным делам и репатриировать жертву торговли людьми. «Человека репатриировали, а дело рассматривалось в суде и поскольку я дала показания полицейским по борьбе с торговлей людьми, меня вызвали для дачи показаний и в судебную инстанцию», рассказывала Ольга Чеглей.
Она считает, что журналисты должны быть очень осторожны, прежде чем соглашаться свидетельствовать в уголовном процессе, потому что они несут ответственность перед источниками.

«С нашим правосудием согласие выступить свидетелем может таить угрозу» Иногда, целью тех, кто участвует в судебном разбирательстве является выявление источников. Вот почему мы, журналисты, должны быть внимательны, когда получаем приглашения от органов правопорядка относительно дачи показаний», добавила Ольга Чеглей.
Она утверждает, что труд журналистов состоит в документировании тем, представляющих общественный интерес, чтобы в итоге публиковать отчеты о расследовании незаконных деяний. «На данном этапе, журналистская деятельность должна прекращаться, а правоохранительные органы должны возбуждать собственное расследование», - утверждает журналистка.
«Пресс-юрист», о статусе журналиста-свидетеля

Недавно, данная тема поднималась в рубрике «Пресс-юрист» на Media Today. Юрист Центра независимой журналистики Зинаида Гяцэ уточнила, кто и при каких обстоятельствах не может быть заслушан как свидетель. В определенных обстоятельствах среди них числятся и журналисты. К примеру, Уголовно-процессуальной кодекс гласит, среди прочего, что журналиста нельзя вызывать  и допрашивать в качестве свидетеля, чтобы узнать имя лица, который предоставил ему информацию. Вместе с тем, журналист может быть вызван и допрошен только в случае, если эта информация является абсолютно необходимой для предупреждения или раскрытия особо опасных или чрезвычайно опасных преступлений.

Foto: Radio Europa Liberă, Alla Ceapai