Вы здесь

Женщины доминируют в медиасекторе, а мужчины им управляют. Десять общих тенденций в молдавских, грузинских и российских СМИ

22 апреля 2019
956 просмотров
Кто принимает решения в области СМИ? Получают ли равные льготы и шансы лица, работающие в этой области? Существует ли в медиаиндустрии разнообразие? – Ответы на эти и другие вопросы можно найти в сравнительном исследовании, проведенном экспертами «FOJO Media Institute» из Швеции. В документе освещаются некоторые общие проблемы, характерные для СМИ трех стран – Грузии, России и Молдовы, подчеркивается роль СМИ в искоренении стереотипов в обществе, а также гендерной дискриминации. Ниже мы рассказываем о десяти основных тенденциях, проанализированных авторами исследования.

1. Феминизация области 

Общей тенденцией во всех трех странах является феминизация области СМИ. Это явление коррелирует как со статистикой, согласно которой большинство студентов факультетов журналистики составляют женщины, так и со значительным сокращением числа мужчин в секторе, вызванным чрезвычайно низкой заработной платой и потерей престижа журналистской профессии. Парадокс заключается в том, что, хотя женщин в этой сфере больше, повестку дня составляют журналисты-мужчины, которые занимают в средствах массовой информации большинство руководящих должностей. Авторы исследования, однако, утверждают, что Молдова является здесь исключением, поскольку в нашей стране большинство руководящих позиций в средствах массовой информации занимают женщины.
 
2. Журналистика непрерывно «молодеет»
 
Исследования показывают, что штатных расписаниях СМИ количественно преобладают молодежь и сотрудники в возрасте 30-44 лет: от 46,0% в Грузии и 49,2% в России до 55,4% в Молдове, и что в целом журналистика непрерывно «молодеет». При этом, в России, например, выпускнику факультета, не имеющему опыта, очень трудно устроиться на работу в этом секторе, в то время как в Молдове возможно построить быструю карьеру в СМИ, особенно на независимых платформах, из-за миграции и ограниченного числа профессиональных специалистов на рынке. В результате, в Молдове можно встретить главных редакторов в возрасте всего 22–25 лет.

3. Если вы мужчина, журналистское образование не имеет значения

Почти 90% женщин в Грузии и Молдове имеют журналистское образование, тогда как в России этот показатель составляет всего 63,5%. Эксперты предполагают, что женщинам труднее утверждаться на рынке труда в этой области, а мужчинам двери открыты даже в отсутствие специального образования. Ценность журналистского образования падает, – отмечается в исследовании.

4. Карьерный рост женщин... останавливают стереотипы

В Грузии и России возможности сделать карьеру в журналистике для мужчин и женщин примерно одинаковы. В Молдове, однако, у женщин больше шансов на карьерный рост, чем у мужчин – около 37,2% респондентов женского пола и лишь 20,0% респондентов мужского пола получили повышение по службе за последние 5 лет. Однако исследование показывает, что для женщины в Молдове основным препятствием подняться по иерархической лестнице является стереотип о том, будто бы женщины созданы не для карьеры, а для семьи. Именно из-за этого препятствия Молдова отстает в этом отношении от России и Грузии. В России на карьерный рост рассчитывают куда больше женщин (46,5%), чем мужчин (35,4%), а в Грузии мужчины и женщины настроены оптимистично примерно поровну – на продвижение по службе надеются по 44% опрошенных обоих полов.

5. Политическая журналистика больше ценится, чем социальная

Исследование показывает, что в России и Молдове политическая журналистика скорее удел мужчин, а социальной журналистикой больше занимаются женщины. В Грузии и Молдове около четверти всех журналистов занимаются политической журналистикой, а в России немного меньше – примерно каждый пятый. Гендерное соотношение среди журналистов, пишущих на политические темы, различается: в Грузии и Молдове наблюдается гендерное равенство, тогда как в России преобладают мужчины (63,0%). Что касается социальной журналистики – в Грузии журналисты-мужчины и журналисты-женщины представлены равными долями (50% на 50%). В России социальными вопросами занимается каждая третья женщина-журналист, а в Молдове – 75 процентов. По мнению экспертов из Молдовы и России, журналисты обоих полов не хотят заниматься социальной тематикой несмотря на то, что граждане сталкиваются с множеством подобных проблем. Одна из причин – социальная журналистика не очень хорошо оплачивается.

6. Враждебность по отношению к журналистам

Согласно исследованию, относительно распространенным явлением является враждебность по отношению к сотрудникам СМИ. Проблема более выражена в Молдове, где почти две трети респондентов заявили, что постоянно сталкиваются с ненавистью, угрозами и преследованиями. В России и Грузии с определенной враждебностью журналисты сталкиваются время от времени. При этом, во всех трех странах почти каждый десятый респондент, работающий в средствах массовой информации, подвергался определенному моральному давлению.

7. Дискриминация по признаку пола

В Грузии присутствие гендерной дискриминации признают 24,1% журналистов мужчин и 35,9% журналисток, в Республике Молдова – 23,3% мужчин и 37,7% женщин, а в России соответствующие показатели составляют 12,9% и 33,1%.
Как следует из представленных данных, наибольшее количество свидетельств о наличии гендерной дискриминации (из всех трех стран) исходит от молдавских журналисток (37,7%), что может быть признаком существования явных проблем в части прав на труд и профессиональных прав у женщин, работающих в данной области, утверждают авторы исследования.

8. Социальная нестабильность чаще затрагивает женщин

В Молдове и России больше мужчин, чем женщин (86,7% и, соответственно, 90,7%) работают по трудовым договорам. Значительно меньшее количество женщин занимают социально защищенное положение (75,5% в Молдове и 85,4% в России). Разница между мужчинами и женщинами, работающими в условиях социальной защищенности, очевидна (12,0% и, соответственно, 5,3%). В Грузии каждый седьмой журналист работает в условиях социальной незащищенности. В Молдове число таких работников ниже, но количественная разница между мужчинами и женщинами, работающими в менее благоприятных условиях занятости, выше – 11,0% мужчин и 17,0% женщин имеют социально незащищенные рабочие места. В России эта разница не так велика – 7,0% мужчин и 9,8% женщин. Сравнительное исследование показывает, что во всех трех странах в условиях социальной нестабильности чаще работают женщины, чем мужчины.

9. Женщины-журналисты более консервативны, чем мужчины

В рамках исследования, были изучены самые распространенные гендерные стереотипы о карьерных перспективах мужчин и женщин, как то: «Семья важнее для женщины, чем рабочее место», «Женщины меньше думают о карьере» и т. п. Таким образом, из всех трех стран Грузия менее всего склонна следовать ошибочным гендерным стереотипам. Молдова занимает второе место в этом отношении, а Россия – последнее, так как российские респонденты больше всего придерживаются консервативных идей. К примеру, с утверждением «Семья важнее для женщины, чем рабочее место», в Грузии согласились 28,3% женщин и 13,0% мужчин, в Молдове 50,0% женщин и 50% мужчин, а в России – 58,2% женщин и 64,9% мужчин. Исследование показало, что женщины имеют более консервативные представления, чем мужчины.
 
10. Внушительное количество мужчин-журналистов в России не признает сексуальное домогательство

По результатам исследования, сексуальное домогательство наиболее распространено в России. В рамках исследования 28,9% женщин и 9,3% опрошенных мужчин заявили, что были жертвами сексуального домогательства. Этот показатель в 1,5–2 раза превосходит показатели в других странах: 17,0% женщин и 3,3% мужчин в Молдове и 12,5% и 3,4% соответственно в Грузии завили, что были жертвами сексуальных домогательств. В целом, результаты опроса подтверждают, что профессия журналиста более опасна для женщин, поскольку они рискуют подвергнуться сексуальным домогательствам либо на работе, либо при исполнении своих профессиональных обязанностей. Тем не менее, каждый пятый российский журналист (21,6%) не видит в сексуальных домогательствах нарушений прав человека и личного достоинства, утверждая, что это способ устроить шумиху в прессе. В ходе опроса российские журналисты отвечали подобным образом в семь раз чаще, чем их коллеги из Грузии (3,5%), а в Республике Молдова ни один из мужчин-журналистов не дал аналогичного ответа.

Исследование было проведено Институтом социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук по заказу «FOJO Media Institute» (Швеция), Университетом Линнея, при организационной поддержке «ANRI-Media» (Россия), «Media Development Foundation» (Грузия) и Ассоциации независимой прессы (АНП) из Республики Молдова.