Народный адвокат: подобные передачи могут оказать негативное влияние на детей
После того как передача «PRIME TV», в которой орган по регулированию телерадиовещания не нашёл нарушений прав ребёнка на прошедшем в пятницу 17 мая заседании, Media-azi.md также запросил мнение народного адвоката, который, однако, не разделил позицию Совета по телевидению и радио. По словам Майи Бэнэреску, вопросы, которые журналисты задавали девочке-подростку, нарушают этические нормы. Народный адвокат обратил внимание на то, что персональные данные должны быть защищены в подобных передачах и мы не должны допустить ревиктимизации ребенка.
«Очевидно, что кодекс этики журналиста и правила подачи информации о ребенке были нарушены. В целом, когда речь идет о сексуальном насилии над детьми, подобные материалы не должны быть обнародованы. Ребёнка необходимо опрашивать в специальных помещениях, в присутствии психопедагога, согласно списку вопросов, четко сформулированных следователями. Ведь речь идёт не о взрослом, а о ребёнке. Хуже всего то, что этого ребёнка вынудили на публике переживать чувства, которые он испытал при сексуальном контакте с взрослым», пояснила Майя Бэнэреску.
Омбудсмен добавила, что подобные программы могут оказать негативное влияние на других детей, и поэтому нужно не обсуждать отдельные случаи, а искать другие способы решения этой проблемы.
Майя Бэнэреску заявила, что продолжит следить за делом и ходом расследования, чтобы узнать, выполнили ли власти свои обязанности по данному делу.
Реакция Совета Прессы на решение СТР
Напоминаем, что в ходе мониторинга СТР установил, что несовершеннолетняя девушка, ее родители и бабушка, а также присутствующие в студии специалисты (священник, предпринимательница, адвокаты, сексолог и психологи) высказали своё мнение во время передачи. Были приняты меры по обеспечению защиты несовершеннолетней девушки, её имя было изменено на вымышленное и она отвечала на вопросы, находясь в студии за ширмой. Название населённого пункта, где проживает несовершеннолетняя девушка, не было обнародовано, а видеокадры, в которых присутствующие каким-либо образом упоминали определённые детали, способные привести к установлению её личности, были размыты. В конечном итоге, члены СТР только приняли к сведению мониторинг передачи.
Председатель Совета прессы была разочарована этим решением СТР, так как «Совет по телевидению и радио это первое из государственных учреждений, которое должно наказать и предотвратить подобные ситуации». По мнению Виорики Захария, при рассмотрении этого вопроса были нарушены по крайней мере два положения Закона о защите детей от негативного воздействия информации, за соблюдение которого отвечает СТР. Председатель СП напомнила, что статья 4, пункт 2, подпункты g) и h) указанного закона утверждают, что: «В радио- и телепередачах запрещается распространение информации, оказывающей негативное воздействие на детей, содержащей: g) реконструкцию преступлений, случаев жестокого обращения и других негативных ситуаций, в которых задействованы дети; h) интервью и заявления, в которых у детей спрашивают их мнения по поводу личных семейных проблем или вопросов, которые выходят за рамки полномочий судебной инстанции». «Девочку привели в студию, где задавали вопросы о её личной жизни и её родителей, что запрещено вышеуказанными положениями», отметила Виорика Захария.
По словам председателя СП, авторы этой передачи нарушили все возможные этические положения и некоторые правовые нормы. «На самом деле, личность девочки не была защищена, несмотря на то, что её лицо было скрыто, имя и название её родного населенного пункта были изменены, её личность можно определить, так как лица её родителей и других членов семьи не были скрыты в студии. Девочку можно легко узнать по её семье. Что касается письменного соглашения родителей и девочки, принять участие в программе, которая будет идти на телеканале, напоминаю, что оно не всегда решает проблему. Существуют случаи, когда родители не понимают, что соглашаясь с освещением случая, они подвергают своего ребенка дискриминации, стигматизации и другим страданиям. Журналисты были обязаны предвидеть возможные негативные последствия этой передачи для девочки и руководствоваться наивысшим интересом ребёнка», сказала Виорика Захария.
Журналистка считает, что авторы передачи воспользовались уязвимым положением этой семьи, чтобы снять «сенсационное ток-шоу». Виорика Захария отметила, что в действующий Деонтологический Кодекс было включено специальное положение для такого типа передач – «3.15 Журналист не использует уязвимое положение людей и их неосведомленность о своих правах и свободах, а также не побуждает их прибегать к унизительным действиям, ущемляющим человеческое достоинство».
Председатель Совета прессы утверждает, что если бы журналисты решили бы проанализировать подобный случай, им следовало бы сначала проконсультироваться со специалистами по защите прав детей, чтобы убедиться что они никаким образом не причиняют вреда несовершеннолетней девочке и её семье. «То, что этот случай в студии комментируют случайные люди показывает, что предполагалось снять тот материал, который любой ценой смотрели бы по телевизору, а не тот, который будет рассматривать реальную проблему, представляющую общественный интерес», – заключила Виорика Захария.
Следует отметить, что в декабре 2018 года Национальный центр по предотвращению жестокого обращения с детьми (CNPAC) обратился к Совету по телевидению и радио в связи с серьезными нарушениями прав детей в другом выпуске передачи «Vorbeste Moldova»: «От кого беременна Марианна?», транслировавшейся PRIME TV. Как и в этот раз, СТР принял к сведению это ходатайство и заключил, что телеканал PRIME не нарушал действующее законодательство о телерадиовещании.