Вы здесь

"Миссия журналов о культуре заключается в содействии европеизации Молдовы"

28 ноября 2014
1164 просмотра
Интервью с Виталием Чобану, писателем и главным редактором журнала «Contrafort»

 

В октябре "Contrafort" отпраздновал юбилей - 20 лет со дня основания. Журнал читают на обоих берегах реки Прут; есть читатели, которые ищут вас не только в Молдове, но и в Румынии, а также везде, где говорят на румынском языке, благодаря Интернет-версии. Почему, все-таки, несмотря на качество, публикации о культуре не прибыльны? В чем, по Вашему мнению, заключаются их основные проблемы?

Основная проблема журналов о культуре, заключается в отсутствии финансирования. Они, как известно, не могут сами себя содержать, поскольку они не рентабельны. Журналы о культуре не «прибыльны» нигде в мире. Исходя исключительно из прагматических соображений, с точки зрения рынка, а именно спроса и предложения, они даже не должны существовать. Если бы они стремились к рентабельности, им бы пришлось предать свое предназначение, изменить свою суть, опустить на очень низкий уровень критерий ценности, которой они руководствуются, публиковать скандалы, непристойные истории, сплетни, слухи и тому подобное. Они перестали бы быть публикациями о культуре, а превратились бы в бульварную прессу – для такого «товара» всегда найдется достаточно потребителей.

Молдавское государство слишком мало оказывает поддержку письменной культуре. Только в последние два года можно сказать, что Министерство культуры оживилось, появился интерес к публикациям о культуре, были предоставлены несколько адресных грантов. Нам, журналу «Contrafort», также была оказана поддержка, за которую мы особенно благодарны в связи с прошлогодним кризисом, коснувшимся Румынского института культуры, который субсидировал несколько бессарабских журналов о культуре. Наши отношения с партнерами из Бухареста постепенно возвращаются к норме.

 

Какой должна быть редакционная политика публикаций о культуре и как ее реализует «Contrafort»?

Ценность и критический дух являются основами серьезной редакционной политики. И, как минимум в случае журнала «Contrafort», имеет место также синхронизация с современной румынской литературой и с лучшими западными моделями рецензирования. Мы много работали и работаем для сохранения высокого уровня стандартов. И мы вырастили своих авторов. Помимо наших состоявшихся сотрудников, писателей, известных на обоих берегах реки Прут, мы раскрыли и поддержали многих молодых, подающих надежды авторов. Мы часто принимали тексты для публикации, подвергая их серьезному редактированию, только потому, что видели потенциал этих молодых людей, их талант, трудолюбие, серьезность, усердие и восприимчивость к нашим рекомендациям.

 

«Contrafort» не существует за счет рекламы или политических партнерств. Как выживает журнал в эти времена, тяжелые для печатных СМИ?

Как я уже говорил, существование таких журналов нелегко. Оно предполагает жертвы, поиски спонсоров, предпочтительно не имеющих отношение к сомнительным внутренним играм. Мне хотелось бы, чтобы молдавские политики поняли, что культура не может быть «партийной», как во времена коммунистов; она – национальная. Интеллектуалы, люди искусства выступают за универсальные человеческие ценности. В цивилизованном мире это уже давно стало аксиомой. Поэтому существуют государственные программы для поддержки культуры, а также частные источники, фонды, меценаты, предоставляющие гранты, стипендии, субсидии для творческих людей. В Молдове не существует закона о спонсорстве, который способствовал бы частным инвестициям в культуру.  Журнал тиражом 1 000 экземпляров, который читает  интеллектуальная элита, не может привлекать рекламу, разве только из сферы культуры, например, от издательств. Вот если бы мы открыли телеканал, то предложения потекли бы рекой! При бедности Молдовы, материальной и духовной, заграничные партнеры остаются нашими основными союзниками.

 

В одной из Ваших статей Вы пишите, что «признаком нашего времени в этой части света является фальсификация, искажение признанных понятий, обладающих четким символическим и эмоциональным значением». Как это следует понимать?

В комментарии, из которого Вы приводите цитату и который был написан для радиостанции «Свободная Европа», я аргументирую эти утверждения конкретным примерами. В нем я говорю об агрессии России против Украины, присоединении Крыма и общей опасности, которую представляет собой политика Путина для Европы и человечества в целом. В пропагандистской войне России с остальным миром искажаются основные понятия демократии, такие как плебисцит, право народов на самоопределение, свобода выражения, политический плюрализм и т.п. Это ценности, на которые режим Путина ссылается с целью их дискредитации, представляя подлую инвазию как проявление «свобод», которые Запад должен соблюдать, чтобы не быть лицемерным. Подобная манипуляция и интоксикация успешна среди неинформированных, недостаточно образованных людей. На это рассчитывает российский империализм вчерашнего и сегодняшнего дня: на наивность и неспособность масс отличать добро от зла, правду от лжи, поэтому запускаются дымовые бомбы, наращивается спутанность мыслей, чтобы разбудит наиболее примитивные и низкие человеческие инстинкты и рефлексы. Роль интеллектуалов, гражданского общества, журналов о культуре, полагающихся на осмысление и способность к рассуждению, как я уже говорил, заключается в противостоянии этим монстрам пропаганды.

 

Пресса в целом и публикации об искусстве в частности могут нести ответственность за уровень культуры, мысли, поведение сегодняшнего общества?

Несомненно, несут ответственность, поскольку могут в равной степени способствовать как правильному информированию, воспитанию общества, так и его дезинформации и одурачиванию. Это действительно особенно для СМИ. Журналы о культуре и искусстве нацелены на высшую степень мышления и формирования личности. Они также могут представлять неверные взгляды, впадать, например, в продвижение ортодоксальности, панславизма, так называемых ценностей наших предков (неверно понятых) в ущерб европеизации и открытости миру. Хочу напомнить, что кровавые расправы в бывшей Югославии в 90-х годах оправдывались и в значительной степени стимулировались манифестами белградской академии, послужившими источниками вдохновения для Милошевича и других кровавых сербских лидеров. Не говоря уже о поведении интеллектуалов, оправдывающих нацизм и коммунизм, или же «молдовенизм» в случае Бессарабии. Вина интеллектуалов намного серьезнее, чем вина рядовых граждан, поскольку они имеют больше влияния на сограждан.  Именно потому, что они наносят вред намеренно – они знают, кому служат! – интеллектуалов следует и судить строже… В общих чертах, миссия журналов о культуре, сам смысл их существования, заключается в просвещении электората демократических партий. Теперь необходимо, чтобы и демократические партии это поняли. К сожалению, этого не происходит.

 

Насколько хорошо освещается в местной прессе мир искусства?

Довольно слабо. Культура и искусство – малозначительные темы для молдавских СМИ. Рубрики о культуре представляют различных поп-звезд, часто меняющихся, чей легкий «взлет» приводит к пустым мечтаниям многих молодых людей. И в нашей стране появились передачи, такие как „Moldova are talent” («В Молдове есть таланты»), но они приводят к жалким результатам: в таких телепередачах видно скорее обратное – в Молдове нет талантов. Вернее, наши таланты необходимо искать и отбирать не в таких безвкусных телешоу, а в результате усердного труда команд профессионалов, поощряя творческий подход, интеллектуальные способности, начиная с детского сада и школы. Конечно, передачи о культуре в нашей стране не дают «рейтинга», телевизионные рубрики, предназначенные для презентации книг, исчезли, а других передач – о театре, изобразительном искусстве, музыке – у нас и не было. Едва ли появляются скромные репортажи «об искусстве» в завершении выпусков новостей – спасибо г-же Сильвии Ходороджа с телеканала «Молдова 1»… Европеизацию невозможно представить себе без вклада интеллектуалов. Строительство цивилизации по европейскому типу предполагает осуществление глубокого процесса образования и культуры, изменение менталитета.

 

Почему в Молдове так мало публикаций об искусстве? Каким образом можно изменить ситуацию?
Квалифицированных людей, способных это сделать, – мало. К примеру, мы, редакторы «Contrafort», а именно Василе Гырнец и я, занимаемся всем: и редактированием, и графической концепцией, и распространением, и связями с общественностью, и фандрайзингом, как сейчас говорят, т.е. поиском источников финансирования. Все это очень сложно, требует огромных усилий, энергии и времени. Поэтому физических сил не остается на написание собственных книг, как писатель, автор произведений художественной литературы. И потом, как я уже говорил, государственные учреждения не заинтересованы в поддержке журналов о культуре – начало было положено, но этого мало для покрытия всех потребностей. Культура приносит много удовлетворения, но это не бизнес, поэтому мы скорее выживаем, чем живем. Люди не читают. Сидят, уткнувшись носами в компьютер. Посмотрите, как на улице говорят по-румынски, какие перлы выдает молодежь. Это издевательство, национальный позор! И это спустя 23 года после получения независимости. Для кого же мы пишем и выпускаем такие журналы? ...

Вы спрашиваете, как можно изменить ситуацию? Осуществляя демократическое, стабильное и последовательное развитие. И благодаря усилиям каждого человека, который должен преодолеть инерцию, лень мышления…

 

Кто читает публикации об искусстве? В Молдове существует потребитель прессы о культуре?

В первую очередь, это представители художественного сообщества, творческих союзов. Наши собратья. Затем, студенты специализированных учебных заведений, и, возможно, наиболее развитые, культурные лицеисты. В Румынии наша публика более многочисленна, чем в Молдове, но сложности, связанные с распространением, не позволяют нам присутствовать там в большей степени, как то было в первые годы существования журнала. Конечно, существует Интернет-версия журнала, но мы пока не чувствуем, что оказываем сильное влияние. И еще, сайтом должны заниматься профессионалы, которым нужно платить, а денег на это нет. Проблема журналов о культуре и культуры в целом также связана с уровнем жизни. Крепкий средний класс является потребителем продуктов культуры. А в Молдове среднего класса нет: большинство населения просто выживает, а богачам, олигархам культура не нужна. Они «довольствуются» Мерседесами, роскошными дачами, экзотическими отпусками. Зачем же им интересоваться фильмами Феллини, концертом музыки Баха или журналом «Contrafort»?

 

Занятие журналистикой помимо литературы дает писателю преимущества?

И да, и нет. Дает преимущество в том, что делает его более заметным, известным. И, в условиях Республики Молдова, является для него источником существования, деньгами, которыми он оплачивает ежемесячную квартплату, хотя в печатных СМИ гонорары небольшие, и только сотрудники телеканалов живут лучше, но их по пальцам можно пересчитать… В то же время, журналистика губительна для художественного творчества. По крайней мере, я так считаю, ощущаю это на себе. Конечно, она может предоставить тебе темы, персонажей, психологические портреты, ситуации из жизни, но она также меняет твой писательский стиль, деформирует мышление, портит язык и словарный запас. Литературное творчество предполагает медитации, мечтания, размышления, максимальное сосредоточение на смысле, нюансах, которые ты хочешь выразить. Будучи журналистом, ты не можешь позволить себе подобные изыски. Не хватает времени и, кроме того, от тебя ждут другого.

 

В 2013 году Вы были признаны одним из лучших писателей Европы по версии литературных критиков из США за роман, опубликование которого еще предстояло. Какие достижения Вам принес 2014 год?

Вы имеете в виду антологию «Best European Fiction 2013», опубликованную в США издательством Dalkey Archive Press, которое установило традицию опубликования ежегодных антологий под заголовком «Лучшие литературные произведения Европы» с целью популяризации европейских писателей на огромном книжном рынке Северной Америки. Я признателен за то, что меня отобрали для этого престижного проекта, координатором которого является Александр Хемон, тем более что финальный список авторов составляется комитетом, состоящим из важных американских литературных критиков, которые работают с тысячами текстов, поступающих из всех европейских стран.

В этом году я опубликовал новеллу «Engleza pentru cei care pleacă» в кишиневском журнале «Sud-Est cultural», и продолжаю работу над проектами, начатыми ранее. Надеюсь, что хотя бы один из них материализуется в 2015 году в виде книги, опубликованной одним серьезным издательством из Румынии. Кроме того, сборник моих эссе, «Scribul în grădina fermecată», был опубликован кишиневским издательством ARC. Мне бы хотелось, чтобы новый 2015 год был намного более плодотворным в литературном плане.