Обеспокоенные судьбой пропавших молодых людей, люди выдвигали всевозможные предположения в социальных сетях – что они были похищены, что существуют соответствующие схемы и т.п. Некоторые СМИ воспроизвели эти сообщения, не поинтересовавшись, однако, мнением Министерства внутренних дел. Вот лишь некоторые из заголовков, появившихся в прессе на данную тему: «Схема похищения людей? Свидетельства одной девушки из Кишинева» (”Schemă de racolare a persoanelor? Mărturiile unei tinere din Chișinău”), «Тревога! Возможная схема, в результате которой из столицы таинственно пропадают люди» (”Alarmant! Iată o posibilă schemă cu ajutorul căreia dispar în mod misterios persoane din capitală”), «В Молдове людей похищают и продают на органы?».
Мы попросили председателя Совета прессы Людмилу Андроник высказать свое мнение о том, как данную тему осветила пресса. Вот ее комментарий:
«Когда речь идет об информации, представляющей интерес для общественности, пресса действительно является серьезной силой в смысле быстрого распространения информации. Но мне кажется неэтичным и следует избегать обсуждения о предполагаемых причинах исчезновения этих людей. Нам не следует высказывать предположения в новостях, это неэтично. Следует представлять факты, вместо того, чтобы спекулировать на эмоциях.
Предупреждение общества о том, что кто-то пропал и его не могут найти, особенно когда речь идет о ребенке, является примером гражданской активности. Но воспроизведение непроверенной информации и отсутствие усилий для ее проверки, т.е. распространение предположений, вызывающих отчаяние, являются нарушениями Деонтологического кодекса.
О том, что два из пропавших были найдены, должна была проинформировать полиция. Это ее ошибка, но и ошибка прессы, которая с момента принятия мысли о том, что они могли быть похищены и проданы на органы, не обращалась в полицию. Мне кажется, что ситуация форсировалась намеренно, но что это было и проявлением авантюризма, поскольку положение в стране настолько напряженное, что некоторые СМИ легко принимают апокалипсические сценарии.
Я считаю, что как только полиция нашла молодого человека, следовало сделать сообщение для прессы. Как и в случае девушки из Сорок. В конце концов, это в интересах полиции, и не понятно, почему она этого не сделала».