Ян Фельдман: Кампания «Добрые люди» была организована в ответ на необходимость помочь людям узнать и понять, что представляет собой дискриминация, как часто она встречается в Молдове, какие законы помогают дискриминируемым людям, и особенно, что делать, если нас дискриминируют. Эту кампанию, наверное, нужно было провести еще несколько лет назад, когда был проголосован Закон об обеспечении равенства, однако этого не произошло, и были созданы условия для возникновения предубеждений, неверных мнений о ее положениях. Так вместо закона, защищающего любого, подчеркиваю, ЛЮБОГО человека, находящегося на территории Молдовы, мы получили закон, воспринимаемый массами как закон только «для сексуальных меньшинств», закон «против традиционной семьи» или «ограничивающий права людей с религиозными убеждениями». Бороться с такими предубеждениями очень сложно, но жизненно необходимо.
- Как Вы считаете, пресса в достаточной мере участвует в продвижении Закона об обеспечении равенства? Насколько широко проблемы, связанные с равенством и дискриминацией, представлены в редакционных политиках молдавских СМИ?
- Думаю, «достаточный» уровень еще не был достигнут. Однако в последнее время определенно имеет место прогресс. Пресса сообщает о громких случаях дискриминации отдельных людей. Имеют место мероприятия, направленные на предотвращение дискриминации, которые с большим интересом освещаются в прессе. И проходящая сейчас кампания «Добрые люди» оказывает большое влияние, так как ее материалы распространяются различными медиаканалами. Все же нам хотелось бы чего-то большего. Хотелось бы иметь больше мероприятий с участием прессы для популяризации понятия равенство, мероприятий, продиктованных принципом корректности по отношению к финальной аудитории. Предоставляемая информация должна быть верной и полной. Нам нужно помогать друг другу не только для правильного информирования населения, но и для его просвещения.
- Как Вы сотрудничаете с местной прессой, чтобы идеи организуемых Вами кампаний имели как можно большее воздействие?
- Совет по обеспечению равенства находится в начале своего пути, в том числе по части кампаний. Самый надежный путь передачи идеи населению – это мероприятия Совета, которыми мы стараемся охватить различные территории страны. Организация мероприятий, открытых лекций, предназначенных для разных категорий населения, в некоторой степени находятся в объективе местной прессы, и нас радует, когда их освещение оправдывает ожидания. В последнее время растет интерес региональных медиаканалов. Один из них за короткий период времени произвел пять передач о дискриминации. То же происходит и с прессой на левом берегу Днестра, которая также предлагает различные передачи, освещающие работу Совета и решенные им случаи дискриминации. Другими словами, в стране растет как интерес к теме дискриминации, так и воздействие проводимых нами кампаний.
- Насколько подготовлены журналисты для работы над подобными темами? Насколько, на Ваш взгляд, компетентны представители прессы и что им может предложить в этом смысле Совет?
- Всегда есть место для лучшего. Дискриминация – часто встречающееся явление, и каждый из нас может стать предметом дискриминации как минимум по одному критерию. Однако такие случаи не часто замечает общество. К сожалению, сегодня наши СМИ больше реагируют на ситуации дискриминации. Правильнее было бы, если бы они были опорой для предупреждения этого явления, через распространение информации, участие в социальных кампаниях, направленных на увеличение осведомленности населения о дискриминации. У Совета есть возможность организовывать лекции и семинары на эту тему. Таким обучением уже воспользовались различные категории специалистов: преподаватели, полицейские, представители местных властей. Мы хотим разработать программу, посредством которой и представители прессы получили бы доступ к тренингам, круглым столам, семинарам, где они бы получали больше информации о дискриминации и о принципе равенства. Это позволит нам в будущем планировать общие мероприятия с прессой, увеличивая, таким образом, знания и участие журналистов в подобных вопросах.
- Вы могли бы привести примеры участия журналистов в конкретных ситуациях дискриминации и решения проблем при помощи прессы?
- Громких случаев, в решении которых участвовала бы пресса, думаю, не было. Однако благодаря интересу, проявленному представителями СМИ к одной ситуации, местные органы власти в одном из районов страны активизировались для предотвращения подобных случаев дискриминации. Это пример того, что возможно, что мы можем объединить усилия и привлечь внимание как можно большего числа людей, или даже решить некоторые случаи.
- В значительной степени проблемы, связанные с дискриминацией, возникают по причине определенного образа мышления людей. Что может сделать пресса, чтобы изменить такое мышление и сделать людей более терпимыми, более чуткими к нуждам других людей?
- Рискуя повториться, вернусь к тому, что уже говорил. Недостаточно того, чтобы пресса освещала на уровне новостей отдельные случаи дискриминации или инициативы, проголосованные в Парламенте. Нам всем нужно чувствовать ответственность, начать учиться самим, чтобы затем влиять, своими знаниями и отношением, на общественность. «Учить» ее, что можно и ПО-ДРУГОМУ, что независимо от национальности, языка, пола, семейного положения, у всех нас есть права, которые государство обязано гарантировать. Мы только обязаны искать информацию, знать свои права, а роль прессы в этом смысле имеет максимальное значение.
Фото истчник: Facebook.com
___________
Данный материал выполнен в рамках проекта ”Борьба с дискриминацией путем продвижения успешных практик, вовлечения граждан и увеличения ответственности прессы” выполняемого организацией Центром независимой журналистики внедряемого при поддержке проекта «Поддержка национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека в соответствии с рекомендациями международных договорных органов и УПО» финансируемого Министерством Иностранных Дел Норвегии, и реализуемого Программой развития Организации Объединенных Наций в Молдове (ПРООН) и Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ ООН).