В КСТР обратилась гражданка Маргарита Порецкая, которая сообщила о несоответствующем качестве перевода на жестовый язык новостных выпусков в эфире «Ren Moldova». Кроме того она утверждала, что окошко с изображением переводчика настолько мало, что его жесты нельзя различить, и сравнила его с «бессмысленно жестикулирующим роботом».
Результаты мониторинга КСТР подтверждают, что квадратное окошко для переводчика действительно очень мало. КСТР также обратился к Обществу глухих с просьбой прокомментировать качество перевода. «Артикуляция рук и губ не соответствует тексту устной информации; язык жестов на экране телевизора совершенно непонятен и отличается от языка жестов, практикуемого на территории Республики Молдова. Ни один эксперт по жестовому языку не смог перевести то, что пытался сообщить „телевизионный переводчик“», – отмечается в отзыве Общества глухих.
В направленном КСТР письме администрация «Ren Moldova» утверждает, что это не их проблема, а, возможно, все дело в телевизоре обратившейся к Совету гражданки, и что до настоящего времени ни один телезритель не жаловался на переводы информационных бюллетеней на жестовый язык.
Уточним, что ранее портал Media-azi.md писал о нехватке в Республике Молдова переводчиков на жестовый язык.
По данным Общества глухих, в Республике Молдова проживает около 5000 человек с нарушениями слуха, а специалистов, лицензированных в этой области, – только 17.
По данным, предоставленным нам Министерством образования, культуры и исследований, в общеобразовательных учреждениях страны числятся 164 ребенка с нарушениями слуха, а еще 138 учатся в специальных учебных заведениях для детей с нарушениями слуха, где им помогают три специалиста в области жестового языка и 16 педагогов-психологов.
Подготовкой специалистов по жестовому языку занимается Государственный педагогический университет им. Иона Крянгэ, в рамках первого, лицензионного цикла по специальности «Специальная психопедагогика», а также в рамках магистерских программ «Логопедия и альтернативная коммуникация. Система Брайля. Жестовый язык».
Тем не менее, университетские преподаватели признали, что количества часов недостаточно для того, чтобы студенты могли эффективно овладеть этим языком.