Вы здесь

Суд Орхей отменил постановления прокуроров по делу журналиста Виктора Софрони, которого обвинили в ложном вызове полиции

05 марта 2019
799 просмотров
Суд Орхей 26 февраля 2019 г. отменил постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, вынесенные Прокуратурой Резина по делу Виктора Софрони, основателя независимого еженедельника «Cuvantul» из г. Резина и директора телеканала «Impuls TV» из г. Шолдэнешть. Прокуроры обвинили Виктора Софрони в преднамеренном ложном вызове полиции, тогда как журналист просто обратился к представителям закона с просьбой проверить поступившую из анонимного источника информацию о возможном преступлении. Несмотря на решение суда, адвокат журналиста Виталие Зама не исключает, что Прокуратура может вынести по этому делу другое постановление.

Анонимные фото из «Viber»
Все началось с того, что в конце 2017 неизвестный человек отправил Виктору Софрони по «Viber» несколько фотографий трупа, сообщая, что указанные фотографии были сделаны в лесополосе на границе между районами Резина и Орхей. Чтобы проверить эту информацию, журналист связался с начальником Полиции Шолдэнешть, который, в свою очередь, передал информацию в Инспекторат полиции Резина. Оперативная группа полиции проверила место предполагаемого преступления и не нашла никакого трупа, а впоследствии установила, что отправленные журналисту фотографии были позаимствованы из интернета и относились к случаю, произошедшему в Российской Федерации в 2016 году.

Полиция возбудила уголовное дело, а Прокуратура его переквалифицировала
На основании этих сведений 4 января 2018 года полиция Резина возбудила против журналиста уголовное дело по факту хулиганства. Тем не менее, 29 июня 2018 года уголовное судопроизводство было прекращено. В своем распоряжении прокурор Людмила Девдеря отметила, что совершенное деяние не является преступлением, предусмотренным Уголовным кодексом. Затем, 3 июля 2018 года в отношении Софрони было возбуждено дело о правонарушении за «умышленно ложный вызов полиции», предусмотренное Кодексом о правонарушениях.
Виктор Софрони обжаловал вынесенное Людмилой Девдеря постановление, посчитав возбуждение дела о правонарушении необоснованным и требуя его отмены. Тем не менее, 29 сентября 2018 года временно исполняющий обязанности главного прокурора района Резина Анатолие Малюта отклонил жалобу журналиста. Рискуя быть оштрафованным и будучи не согласен с решением прокуроров, Софрони обратился в судебную инстанцию. Он потребовал отменить постановление о возбуждении дела о правонарушении от 3 июля 2018 г., пункт 2 постановления от 29 июня 2018 г. и постановление, вынесенное прокурором Малюта от 24 сентября 2018 г.
Суд Орхей (с местонахождением в г. Резина) признал недействительным постановление прокурора Людмилы Деведеря, которая распорядилась о возбуждении дела о правонарушении в отношении Виктора Софрони; постановление прокурора Анатолие Малюта, посредством которого была отклонена жалоба Софрони на постановление прокурора Людмилы Деведеря. В Прокуратуру Резина было отправлено соответствующее определение и материалы уголовного дела для получения повторного обоснования прекращения уголовного дела.

Суд требует у Прокуратуры четкого высказывания
Фактически, суд Орхей засвидетельствовал, что в ходе уголовного преследования Виктор Софрони не обладал никаким процессуальным качеством: его не допрашивали ни в качестве подозреваемого, ни в качестве обвиняемого. В решении суда говорится, что прокурор установил, что действия Софрони содержали элементы правонарушения, однако не допрашивал его в качестве подозреваемого или обвиняемого. «Из содержания обжалуемого постановления следует, что действия Виктора Софрони содержат элементы правонарушения, но при этом выносится решение о прекращении уголовного дела по причине отсутствия факта преступления. Таким образом, так как прокурор неясно высказался о законных основаниях, послуживших причиной для принятия обжалуемого решения, суд считает необходимым аннулировать постановление от 29.06.2018 г.», – говорится в решении.
Таким образом, судья потребовал у прокурора четко и ясно назвать основание для прекращения уголовного дела – прекращение уголовного преследования, полное выведение Виктора Софрони из-под уголовного преследования или тот факт, что в уголовном деле он не является ни подозреваемым, ни обвиняемым. По этой причине суд посчитал, что обжалуемый документ от 29 июня 2018 года подлежит полной отмене. Что касается постановления о возбуждении производства о правонарушении (от 3 июля 2018 г.), суд установил, что в его компетенцию не входит изложение мнения касательно законности данного акта, так как право возбуждать такого рода процедуры принадлежит прокурору. Таким образом, действия суда ограничиваются его компетенцией. «В то же время, возбужденное в отношении Виктора Софрони производство о правонарушении является предметом другой правовой экспертизы, и по нему должна будет высказаться компетентная инстанция,» – говорится в решении суда.

«Не исключено, что Прокуратура вынесет другое постановление...»
Адвокат журналиста Виталие Зама объяснил Media-azi.md, что 26 февраля свое мнение изложил лишь судья Иван Парий. Магистрат отменил постановления прокуроров, вынесенные в отношении поданных Софрони жалоб, однако по делу о правонарушении также должен высказаться еще один судья. «Два постановления были отменены, а материалы были возвращены в Прокуратуру. Это все, что может сделать суд. В то же время, имеется и дело о правонарушении, которое находится в производстве судьи Вероники Купча из Орхей. Рассмотрение было завершено 4 марта, а 20 марта будет вынесено решение по делу о правонарушении», – отметил Виталие Зама. Вместе с тем, адвокат не исключает, что прокуроры могут вынести другие постановления по данному делу. «Они отменены до очередного постановления. Не исключено, что прокуратура вынесет еще одно постановление по этому же делу», – добавил Виталие Зама.
Юридическую поддержку журналиста в данном деле обеспечивает Центр независимой журналистики.
Ранее медийные НПО назвали основание для возбуждения данного дела и юридическую квалификацию предполагаемого «правонарушения» абсурдными, отметив, что Виктор Софрони всего лишь попросил у полиции проверить информацию, которую ему передали неизвестные лица. НПО потребовали прекратить дело.