Репортеры «RISE» под слежкой «провокаторов»
Платформа «RISE Moldova» опубликовала 31 октября статью в которой сообщалось, что Люба Шевчук заметила слежку на второй день после публикации расследования «Заграничные виллы олигарха», о зарубежных особняках председателя Демократической партии Молдовы (ДПМ), Влада Плахотнюка.
Информацию о предполагаемой слежке за репортером предоставил журналистам «RISE Moldova» 28 сентября в Кишинэу человек, представившийся Вячеславом Галой, который в ходе бесед с журналистами из «RISE Moldova» представился агентом под прикрытием Национального центра по борьбе с коррупцией (НЦБК), заявив, что работает также и на другие силовые структуры. Он утверждал, что зам. начальника Генерального инспектората полиции Георге Кавкалюк якобы отдал приказ о слежке за журналистами «RISE». Галой заявил журналистам, что владеет и другой информацией, которую однако предоставит только если подпишет с ними секретное соглашение о сотрудничестве.
Ранее пресса писала, что он был замешан в ряде провокаций и ситуаций, которые приводили к задержанию лиц на государственной должности или бизнесменов.
Имя Вячеслава Галой фигурировало и в скандале о пожертвованиях компании «Dufremol» в пользу Партии «Действие и солидарность». Он до сих пор так и не представил публичных объяснений по поводу своего участия в деяниях, в которые предположительно был вовлечен.
Полиция приступила к рассмотрению обстоятельств по собственной инициативе после появления статьи
Сразу же после публикации статьи «RISE Moldova» полиция объявила о начале расследования с целью проверки этой информации.
В это же время представители НЦБК отрицали, что в их структурах действует такой агент под прикрытием, а Георге Кавкалюк через пресс-службу опроверг информацию о том, что это он приказал вести слежку за журналисткой.
После того как представители «RISE Moldova» обратились в Генеральный инспекторат полиции (ГИП) для получения информации о ходе первоначального расследования по факту публикации статьи, начальник ГИП Александру Пынзарь ответил 31 января 2018 года, что в адрес Антикоррупционной прокуратуры, в соответствии с подведомственностью, было направлено обращение с требованием вынести заключение о законности действий упомянутых сотрудников. Пынзарь отметил, что это было сделано потому, что в статье «говорилось о якобы незаконных действиях сотрудников полиции и Национального центра по борьбе с коррупцией которые, вопреки законодательству, предприняли ряд незаконных розыскных мер» и что, по закону, прокурор контролирует их законность и осуществляет контроль над соблюдением законодательства.
Почему прокуратура прекратила дело?
На запрос, направленный «RISE Moldova» в АП, Адриана Бецишор сообщила 7 мая, что 30 ноября 2018 года уголовное дело было прекращено.
Уголовное судопроизводство было прекращено прокурором АП Русланом Ботнару. Ботнару отметил, что в ходе рассмотрения уголовного дела он получил информацию от НЦБК о том, что Вячеслав Галой не работал в этом учреждении, в том числе, в качестве конфиденциального сотрудника. ГИП также отрицает, что данное лицо является штатным или нештатным сотрудником учреждения.
Он уточнил, что не может возбудить уголовное преследование, «поскольку слова Галой Вячеслава не подтверждены доказательствами, информацией, данными, которые в той или иной степени могут подтвердить сказанное» и, таким образом, «события преступления отсутствует».
Более того, прокурор напоминает, что репортеры «RISE Moldova» встречались с Вячеславом Галой за 33 дня до написания о встрече с ним. «В течение данного промежутка времени представители СМИ, посчитавшие, что подверглись каким-либо незаконным действиям со стороны сотрудников МВД и НЦБК, должны были обратиться в орган уголовного преследования в соответствии с положениями ст. 262–263 Уголовно-процессуального кодекса. Однако, обстоятельства встречи журналистов „RISE Moldova“ и Галоя Вячеслава по ряду причин были обнародованы, и в настоящий момент орган уголовного преследования не может проводить специальные следственные мероприятия с целью установления причин и цели, которую преследовал Галой Вячеслав в ходе встречи и бесед с представителями СМИ», – обосновал свое решение прокурор Руслан Ботнару.
Что думает об этом деле журналистка Люба Шевчук
На просьбу Media-azi.md прокомментировать то, как занимались этим делом правоохранительные органы, журналистка Люба Шевчук заявила, что похоже, власти просто имитировали деятельность. «По моему мнению, реакция правоохранительных органов скорее напоминала бездействие. Я думала, что меня вызовут для дачи показаний, чтобы я подробно объяснила, что же произошло. Предполагаю, что следовало допросить людей, участвовавших в слежке. Я вообще считаю, что предмет обращения должен был быть другим. Почему дело дошло до Антикоррупционной прокуратуры? Этого я никак не пойму. Полагаю, что власти просто имитировали деятельность, и это грустно. Потому что, в конечном итоге, я как журналист, не могу безопасно заниматься своим делом в Республике Молдова», – ответила Люба Шевчук.
Ранее журналистка утверждала, что за спиной Вячеслава Галой стоит фигура некого заказчика, обеспокоенного статьями «RISE Moldova».
Дело журналистки Любы Шевчук попало также в отчеты международных и местных организаций по мониторингу СМИ. В Докладе Госдепартамента США о положении с правами человека в 2018 году говорится, что в Республике Молдова продолжается запугивание и преследование журналистов-расследователей после публикации ими статей о политиках. В частности, в Докладе приводится случай слежки за журналисткой «RISE Moldova» Любой Шевчук – одной из авторов расследования о зарубежной собственности лидера Демократической партии Влада Плахотнюка.
В Меморандуме о свободе прессы в Республике Молдова (3 мая 2018 г. – 3 мая 2019 г.) говорится, что уровень безопасности журналистов за последние два года резко снизился. По словам экспертов, это обстоятельство обусловлено усугублением нападок, угроз и запугивания журналистов со стороны политиков и государственных служащих, а также отсутствием адекватной реакции на подобные случаи со стороны государственных учреждений.
Источник фото: «RISE Moldova»