Вы здесь

КС объявил правовую норму о налоговой тайне конституционной

10 августа 2021
1563 просмотра
Статья Налогового кодекса, регулирующая вопросы, связанные с налоговой тайной, является конституционной, согласно решению Конституционного суда (КС) от 10 августа. Судьи КС приняли это решение, получив уведомление от депутата Думитру Алайба, считающего, что эта норма нарушает право доступа к информации.

Судьи Конституционного суда частично удовлетворили обращение Думитру Алайба, депутата от Партии «Действие и солидарность», и признали конституционной статью Налогового кодекса о налоговой тайне «в той мере, в какой органы, отвечающие за налогообложение, и судебные инстанции могут проверить при рассмотрении дел о доступе к информации, с учетом наличия законной цели, связанной с ограничением доступа к информации, составляющей налоговую тайну, могущей уравновесить противоречащие друг другу принципы».

Вместе с тем КС отметил, что некоторая информация, находящаяся в распоряжении Государственной налоговой службы, не относится к категории налоговой тайны, и ее невозможно исключить из сферы общественных интересов. «Тем не менее, выводы зависят от фактических и юридических обстоятельств каждого случая, и к этим выводам могут прийти, с одной стороны, ответственные должностные лица налоговых органов, к которым обращаются с требованиями предоставить доступ к этой информации, а с другой стороны, судьи общего права в случае уведомлений об отказе должностных лиц предоставить доступ к информации», – указывается в решении КС.

Думитру Алайба обратился с уведомлением в Конституционный суд в феврале этого года после того, как Налоговая служба отказалась предоставить информацию о размере налогов, выплаченных Александру Додоном, братом бывшего президента Игоря Додона, и компаниями, учредителем или соучредителем которых он является, с 2017 по 2020 гг. Представители ГНС заявили, что эти данные не могут быть представлены, так как «являются налоговой тайной».

Согласно действующей норме, понятие налоговой тайны определяется как «любая информация, которой располагают органы, ответственные за налоговое администрирование, в том числе информация о налогоплательщиках, составляющая коммерческую тайну, за исключением информации о нарушениях налогового законодательства». Думитру Алайба считает, что понятие налоговой тайны «четкого юридического определения не имеет». «На многочисленные обоснованные с точки зрения закона запросы представителей СМИ, касающиеся деятельности и финансовых результатов некоторых государственных предприятий, к примеру, налогов, выплачиваемых ими в государственный бюджет, часто поступает один и тот же ответ со стороны властей – запрашиваемая информация представляет собой «налоговую тайну», в соответствии с определением в законодательстве. Доступ к информации, представляющей общественный интерес, для членов гражданского общества закрыт, при этом власти ссылаются на норму, нарушающую права», – указал Алайба в уведомлении, требуя признать эту статью неконституционной.

В этом контексте упомянем, что, согласно результатам внутреннего опроса, проведенного порталом Media Azi в мае, на коммерческую тайну часто ссылаются как на причину для отказа предоставить журналистам информацию по запросу.