Г-н Показной, в чем, по Вашему мнению, заключаются основные проблемы в сфере телевидения и радио в нашей стране?
Существуют пробелы в законодательстве, мешающие нам обеспечить прозрачность структуры собственников вещательных организаций. Были зарегистрированы две законодательные инициативы, которые могли бы изменить ситуацию, одну из которых предложила одна из партий правящей коалиции. Очень надеемся, что такой законопроект будет принят в ходе текущей парламентской сессии, чтобы после вступления в силу законодательных поправок была обеспечена прозрачность владельцев СМИ и потребители могли знать, кто стоит за каждым телеканалом или радиостанцией.
Другая проблема связана с продвижением отечественной медиапродукции. В конце 2012 года, КСТР обязал вещательные организации включить в свое эфирное время как минимум 30% отечественных программ, половина которых должна быть на румынском языке, в прайм-тайм. Решение, однако, заблокировано в суде, и процесс затягивается – мы выиграли дело в суде первой инстанции, в суде сектора Чентру Кишинэу, и сейчас мы находимся на этапе рассмотрения в Апелляционном суде.
Хотел бы также обратить внимание на необходимость включения в Кодекс телевидения и радио положений о механизмах, которыми КСТР мог бы обеспечить информационную безопасность страны. Я не говорю о полном прекращении вещания какого-либо телеканала или радиостанции, а о том, что КСТР должен иметь возможность быстрого реагирования и закрытия отдельных программ. Следует создать благоприятные условия для развития отечественного телевидения и радио.
Существуют угрозы информационной безопасности Молдовы?
Мы начали мониторинг пяти телеканалов: четырех местных («Prime», «TV7», «РТР Молдова» и «Рен ТВ Молдова»), ретранслирующих часть передач иностранных каналов, а также одного телеканала, ретранслируемого исключительно по кабелю – «Россия 24». Результаты мониторинга будут представлены в открытом заседании. Информация собрана, и сейчас осуществляется расшифровка данных мониторинга. Данные будут параллельно проверяться Ассоциацией независимой прессы и Центром независимой журналистики, чтобы не представлять исключительно точку зрения КСТР, но обеспечить участие как можно большего числа экспертов, которые поделились бы мнениями о том, что происходит на телеканалах, поступающих из Российской Федерации. Если будет обнаружено, что отдельные каналы покушаются на суверенитет и территориальную целостность какого-либо государства, их следует наказать, чтобы они не продвигали подобные темы.
Совет наблюдателей компании «Телерадио-Молдова» нефункционален в течение уже почти полугода по причине того, что Парламент задерживает назначение шести его членов. Как данная ситуация сказывается на деятельности государственного радио и телевидения?
Возникают многочисленные вопросы в связи с тем, почему Парламент никак не выберет 6 из 12 кандидатов, отобранных КСТР. По моему личному мнению, среди 12-ти существуют сильные кандидатуры, которые могли бы справиться с ситуацией на «Телерадио-Молдова». Не знаю, почему дело затягивается, наверное, идут переговоры…
Вы допускаете, что могут быть замешаны политические интересы?
Не исключено, но не могу утверждать однозначно. Наиболее компетентно по этому поводу мог бы высказаться председатель профильной парламентской комиссии Кирилл Лучинский. Конечно, это не хорошо. Закон четко предусматривает, что у государственной телерадиокомпании есть три органа руководства – Совет наблюдателей, президент компании и директора радио и телевидения, – поэтому не правильно, что один из этих органов руководства, у которого есть определенные обязанности, не действует. Надеемся, что Парламент в скором будущем выберет подходящих кандидатов.
Что Вы думаете о намерении властей Гагаузии выдавать лицензии на вещание телеканалам региона в обход КСТР?
В моем понимании, речь идет о некоторой форме сепаратизма. Мы имеем дело с этой проблемой в течение более пяти лет. Одно из учреждений гагаузской автономии – управление строительства и промышленности – выдает авторизации на ретрансляцию для поставщиков кабельных услуг. КСТР подал в суд на каждого хозяйствующего субъекта, получившего такую авторизацию. Мы выиграли дела, но затем оказались в ситуации, когда те же лица создали другие хозяйствующие субъекты и вновь получили авторизации на ретрансляцию. Тогда нам пришлось подать в суд на учреждение, выдающее подобные авторизации, и сейчас мы находимся на этапе рассмотрения дела в первой инстанции, в Комрате. Я уверен, что мы выиграем дело, поскольку власти Гагаузии действуют незаконно.
Идет год выборов. Каким образом КСТР, в качестве органа регулирования в области телевидения и радио и гаранта общественного интереса, будет следить за тем, чтобы СМИ соблюдали принципы справедливости, сбалансированности и беспристрастности при распространении информации?
Данные принципы предусмотрены Кодексом телевидения и радио, и каждая вещательная организация обязана их соблюдать. Кроме того, в начале каждой избирательной кампании КСТР разрабатывает концепцию ее освещения молдавскими вещательными организациями. Думаю, что и в этом году, если будут назначены выборы, мы справимся с ситуацией. Мы постараемся привлечь в осуществление мониторинга и эксперта со стороны Европы.
Каким Вы видите рынок телевидения и радио в Молдове в будущем? Каких новостей могут ждать потребители информации? Какие существуют риски и перспективы?
С внедрением цифрового телевидения, с 17 июня 2015 года, ситуация изменится радикально: каналы, желающие получить национальное покрытие через цифровую систему будут обязаны, после утверждения стратегии, как можно больше продвигать отечественные программы на румынском языке. Я очень надеюсь, что будущие члены КСТР при внедрении данного вида телевидения уделят внимание аспектам, с которыми мы сталкивались до сих пор. В будущем, думаю, технологии передачи сигнала, учитывая технический прогресс, будут намного более разнообразными, обеспечивая доступ потребителей к все большему числу телеканалов и получение ими объективной, беспристрастной и точной информации.
Благодарим Вас за интервью!
Источник фото: http://www.jurnal.md/