Вы здесь

«Хотим разумную политику в области масс-медиа, а не политиков несведущих в учреждениях, которые регулируют или осуществляют надзор в этой сфере»

17 марта 2015
1537 просмотров
Лидеры основных неправительственных организаций в области масс-медиа – Надин Гогу (Центр независимой журналистики), Петру Маковей (Ассоциация независимой прессы), Ион Бундуки (Ассоциация электронной прессы), а также эксперт Ион Тергуцэ на пресс-конференции 17 марта высказали свои критические замечания относительно того, как решаются проблемы СМИ в Молдове в рамках нынешней программы правления. В частности, участники пресс-конференции отметили отсутствие четких критериев назначения парламентом членов Наблюдательного совета (НС) Национальной общественной компании по телевидению и радиовещанию «Телерадио-Молдова», а также членов КСТР. Эксперты затронули и другие негативные моменты, которые, по их мнению, препятствуют развитию масс-медиа на профессиональных принципах.

Ион Бундуки констатировал, ссылаясь на исследование проведенное ранее представителями гражданского общества, что в последние годы правительство выполнило только 20% обязательств, взятых перед масс-медиа. «Мы задаемся вопросом, а что происходит тогда, когда работник получает полную зарплату, но при этом выполняет норму только на 20%? А вот в Молдове ничего не происходит, когда программа правления не выполняется», - заключил Ион Бундуки. По словам эксперта, от качества журналистики в Молдове зависит благополучие этой страны, потому что «невозможно действовать хорошо, если плохо информированы».

Надин Гогу выразила сожаление по поводу того, что после пяти лет демократического правления и объявленного курса на европейскую интеграцию приходится констатировать, что «все те принципы и ценности, о которых так часто говорят наши правители, учитываются только выборочно или о них и вовсе забывают, когда затрагиваются определенные политические интересы». «Красноречивым примером такого подхода является то, как были отобраны новые члены Наблюдательного совета общественной компании «Телерадио-Молдова», - отметила Надин Гогу.

По ее словам, начавшийся в конце 2013 года процесс затягивался из-за вмешательства политики. «Я и тогда заметила, что голосование было стратегическим. В первую очередь, были отобраны кандидаты с политическим покровительством, а для «начинки» были включены и другие, включая представителей гражданского общества», - отметила директор ЦНЖ. Надин Гогу считает, что именно по политическим мотивам за бортом остались некоторые кандидаты с большим опытом работы в области телевидения, радиовещания и деятельности НС. Иначе невозможно объяснить, почему парламент избрал только четверых из шести кандидатов в НС и попросил КСТР организовать повторный конкурс на оставшиеся два вакантных места. «Аргумент депутатов о том, что остальные кандидаты не соответствуют всем критериям, не выдерживает никакой критики.

В целом, приходится констатировать, что ни КСТР, ни депутаты не применили четкие и прозрачные критерии отбора. Соответственно, мы ожидаем, что и в рамках следующего конкурса, организованного КСТР, будут отобраны кандидаты пользующиеся политической поддержкой, которые впоследствии будут утверждены парламентом», - отметила Надин Гогу. По ее мнению, парламентарии не учли такие критерии, как профессионализм и опыт работы в соответствующей области. «В конечном итоге, я считаю, что они не хотят, чтобы в НС пришли люди, желающие проводить реформу на «Телерадио-Молдова», которая затягивается столько времени, или которые хотят изменить ситуацию. У них другие интересы, которым они и следуют», - отметила директор ЦНЖ. По словам Надин Гогу, в этих условиях необходимо разработать четкие и прозрачные критерии, и гражданское общество готово содействовать этому процессу. 

Директор Ассоциации независимо прессы и один из кандидатов на членство в НС Петру Маковей отметил отсутствие прозрачности при проведении конкурсов и голосовании в парламентской комиссии по СМИ, когда были отобраны те четыре кандидата, утвержденные парламентом в состав НС. «Мы точно не знаем, как происходило голосование, но с уверенностью можно сказать, что оно было по политическим критериям. Мы ожидаем, что этот же критерий будет применяться при отборе трех членов КСТР. К сожалению, и предыдущий опыт в КСТР доказывает, что в этой структуре применяются те же политические критерии отбора, как и в Наблюдательном совете», - резюмировал Петру Маковей.

В этой связи Надин Гогу представила еще один аргумент вмешательства политики в процесс отбора членов НС. «В прошлом году, когда мы спросили членов профильной парламентской комиссии, когда узнаем результаты, один из них ответил, что решение будет принято после консультации в парламентских фракциях. Почему кандидатов должны отбирать фракции, а не профильная парламентская комиссия, учитывая, что члены фракций не имели доступ к досье кандидатов и не участвовали в слушаниях? Это еще один аргумент того, что все распределяется по политическим критериям. В действительности, слушания были имитацией».

«Это действительно была имитация, ведь лидеры фракций указали на тех кандидатов, за которых должны были проголосовать члены профильной комиссии», - подтвердил Петру Маковей, который в качестве кандидата остался разочарованным тем, как проходил этот процесс.

В свою очередь Ион Бундуки рассказал, как происходит назначение членов КСТР. По словам эксперта, история показывает, что каждый раз в КСТР и НС люди назначались по политическим критериям. «По этой причине у нас сегодня монополизировано информационное пространство, рынок масс-медиа и коммерческой рекламы, при массовом засилье иностранных служб. «У нас есть или нет информационного суверенитета государства?», - задался вопросом Ион Бундуки, добавив, что «без информационного суверенитета нет государственного суверенитета». По мнению эксперта, мы проиграем любую информационную войну, которую может навязать нашей стране кто угодно, потому что мы никогда не смогли наладить дела так, чтобы это служило интересам наших граждан. «Медийное пространство не принадлежит политикам или партиям. Оно принадлежит нам, гражданам, поэтому мы обеспокоены и возмущены тем, что происходит», - отметил председатель Ассоциации  электронной прессы.

Ион Бундуки призвал политиков отказаться от пагубной практики назначения в таких структурах, как КСТР, удобных людей, по политическим критериям, и поставить на первом месте профессионализм, а не партийную услужливость, потому что только так можно внедрять реформы. «Хотим разумную политику в области масс-медиа, а не политиков несведущих в учреждениях, которые регулируют или осуществляют надзор в этой сфере», - озвучил Ион Бундуки главный посыл пресс-конференции.

Учитывая, что 17 июня 2015 года истекает срок, когда в соответствии с международными соглашениями Молдова должна перейти на цифровое телевидение, эксперт Ион Тергуцэ затронул этот вопрос. «Остается ровно три месяца до момента, когда в Молдове прекратит вещание аналоговое телевидение, а 75% населения останется без телевизионного сигнала. Это довольно большая цифра, учитывая, что телевидение является главным источником информации для граждан», - отметил эксперт. По мнению Иона Тергуцэ, до настоящего времени Молдова не приняла ни одной стратегии на правительственном или законодательном уровне относительно перехода к цифровому телевидению. Как отметил эксперт, ситуация усложняется тем, что КСТР не взял на себя роль использовать имеющуюся возможность для преобразования телевидение и радиовещание в Молдове, чтобы соответствовать критериям рынка. «Почему?  Да потому, что у нас не было хорошо продуманного разделения рынка, а наоборот, рынок создавался в зависимости от появления на нем. И скорее всего этот рынок создавался в зависимости от лицензии на ретрансляцию, которые получали определенные операторы из-за рубежа для вещания в информационном поле Молдовы», - объяснил эксперт.

Говоря о нерешительности властей в вопросе передачи цифрового сигнала телезрителям, Ион Тергуцэ выделил несколько аспектов. «Что в действительности означает передача сигнала посредством мультиплекса? Это прерогатива государства заниматься регулированием этой области, так как радиочастоты, независимо от их формы – аналоговое или цифровое – являются собственностью государства. Государство предоставляет эти сети и радиочастоты, которыми располагает, операторам радио и телевидения для удовлетворения потребностей населения в информации. Мы все платим налоги, чтобы государство предоставляло нам пакет минимальной, но достаточной информации, чтобы мы знали, в каком мире живем. Проблема состоит в том, что кто-то сейчас пытается заменить государство и превратить эту государственную собственность в частную. Здесь мы сталкиваемся с двумя большими проблемами: контроль над рынком распределения и контроль над рынком рекламы. Таким образом, мы получаем подконтрольное телевидение и радио, которые развиваются хаотично и нетипично, так как в настоящее время у КСТР нет стратегии развития этой области. В итоге, мы столкнулись с новой попыткой, которая наверное исходит в том числе из политической сферы, установления контроля на рынке распределения и рекламы в Молдове. А КСТР – это просто пассивный наблюдатель за происходящим в этой области», - отметил в заключении Ион Тергуцэ.

Организаторы пресс-конференции подписали заявление, в котором указали на эти и другие проблемы, с которыми сталкиваются СМИ. Гражданскому обществу предстоит обсудить и вести мониторинг затронутых проблем.  
                     
Фото: www.ipn.md