В конце августа исполняется 25 лет со дня провозглашения независимости Республики Молдова, а также отмечается праздник «Лимба ноастрэ». 25 лет – это возраст зрелости. А как развивалась и взрослела в этот период пресса в Молдове? Как можно охарактеризовать ситуацию в области масс-медиа по прошествии 25 лет независимости Республики Молдова?
Почему сейчас у нас пресса «частично свободная», а Молдова продолжает опускаться в международных рейтингах свободы прессы? Почему при наличии сотен медийных учреждений в Молдове нельзя говорить о настоящем плюрализме СМИ? Как объяснить тот факт, что после десятилетий тоталитаризма и цензуры мы продолжаем сталкиваться с концентрацией СМИ? Сколько времени еще нужно для того, чтобы у нас прессу признали в качестве четвертой власти, как во всем цивилизованном мире?
Портал «Media Azi» обсудил эти вопросы со своими приглашенными – экспертами в области масс-медиа, лидерами общественного мнения, руководителями медийных учреждений, журналистами. В этом месяце мы ежедневно представим вам их мнения, чтобы вместе очертить как можно более реалистичную картину отечественных СМИ по прошествии 25 лет независимости.
«Media Azi»: Журналистике, которая занимается расследованиями, возможно лучше всего подходит синтагма «сторожевая собака», которая приписывается профессии журналиста. Расскажите о самых больших вызовах для «Ziarul de Gardă» за эти 12 лет работы.
Алина Раду: Главным вызовом была и остается проблема документирования хороших расследований и доведения их до сведения граждан. В эти 12 лет мы постоянно сталкивались с проблемами доступа к информации, представляющей общественный интерес. Это информация об имуществе, интересах, бизнесе чиновников. Были и сложности связанные с тем, чтобы наша газета дошла до наших читателей и подписчиков. Сегодня, после 12 лет борьбы за права журналистики, которая специализируется на проведение расследований в Молдове, репортеры еще платят огромные суммы за информацию, которая на законодательном уровне является публичной. Следует отметить, что впервые госучреждения удвоили цену за доступ к информации (в декабре 2015 года). С некоторых пор пришлось вернуться к дискуссиям о реакции властей на журналистские расследования, так как министерства и силовые ведомства пытаются привить идею о том, что журналистика, занимающаяся расследованиями, скомпрометировала себя, поэтому не стоит больше реагировать на материалы о коррупции, отмывании денег, превышении должностных полномочий. Такая реакция является признаком высокой оценки и вызовом одновременно. Только коррумпированные люди не хотят, чтобы пресса писала о коррупции, и мы это учтем.
«Media Azi»: Антикоррупционная кампания, которую вы проводите через вашу газету, вызывает у вас больше оптимизма или пессимизма? Насколько солидарна пресса в борьбе с этим явлением?
Алина Раду: Мы в «Ziarul de Gardă» вылечились от мечтательности. Уже не надеемся на немедленную реакцию властей на наши расследования, не верим популистским действиям по симулированию борьбы с коррупцией. Так мы себя защищаем и не теряем время на утешение. Мы преданы журналистским расследованиям и выявлению крупной коррупции, и эту преданность мы развивали 12 лет. За последние десять лет было много публичной реакции, что является признанием нашего труда. Это была и яростная реакция некоторых политиков прямо в зале парламента, и агрессивные высказывания из правительства, и многочисленные иски в суд от публичных людей, и угрозы по телефону или через электронную почту. «Ziarul de Gardă» за 12 лет не проиграл ни одно судебное разбирательство, а в жизни большинства коррупционеров, о которых писалось в прессе, благодаря нашему труду произошло много изменений. Да, они не сидят в тюрьме, не вернули все украденные из бюджета деньги. Но рано или поздно все правительства уходят, некоторые навсегда. Они уходят с испорченным имиджем в первую очередь из-за собственных действий, но и благодаря мужеству репортеров, которые расследовали эти дела. Даже в странах с самым низким уровнем коррупции борьба с этим явлением не прекращалась никогда. Борьба с коррупцией должна продолжаться до тех пор, пока есть публичные деньги, общее имущество. Мы настолько любим этот вид журналистики, что готовы продолжать работу столько, сколько будет нужно.
«Media Azi»: Как можно объяснить, что после 25 лет независимости страны наша пресса остается частично свободной?
Алина Раду: Объяснение простое. Несвобода прессы – это проблема властей и политических партий. Партии и высокопоставленные чиновники контролируют большую часть прессы, а власти государства не хотят обеспечить полную свободу СМИ, потому что контролируются теми же партиями. Это провал руководства страны, которое должно это признать и согласиться с тем, что пресса является составной частью жизни государства, а не партийной игрушкой.