Вы здесь

Анжела Фролов: «Никто больше не проявляет свою гомофобию открыто из страха перед законом»

19 ноября 2015
2530 просмотров
Согласно отчету, опубликованному Центром независимой журналистики в 2015 году, сексуальные меньшинства входят в число наиболее уязвимых групп, подвергающихся дискриминации и ненавистнической риторике, при этом LGBT-сообщество неизменно становится мишенью для словесных нападок в социальных сетях и электронных средствах массовой информации. Каков взгляд на это явление изнутри и каковы рычаги, способные снизить градус ненависти – об этом можно узнать из интервью с Анжелой Фролов, координатором программы «Lobby și Advocacy a Drepturilor LGBT».

- С тех пор, как в нашей стране был принят Закон об обеспечении равенства, прошло почти три года. Ощутили ли Вы изменения в отношении к LGBT-сообществу за это время?
- Да, теперь страсти утихли, и средства массовой информации уже не уделяют столько внимания LGBT-сообществу. И все же до сих пор встречаются комментарии вроде «теперь у них есть свой закон, их уже нельзя ударить или обозвать бранным словом». Никто больше не проявляет свою гомофобию открыто из страха перед законом. Думаю, это неплохо – в конце концов, если тебе самому недостает человечности, чтобы понять, что дискриминация – это зло, то пусть хотя бы сила закона удержит тебя от проявления дискриминации.

- Как проявляется ненавистническая риторика в отношении сексуальных меньшинств?
- Журналисты не позволяют себе открыто использовать ненавистническую риторику. Тем не менее, она проявляется либо в насмешливом тоне ведущего, либо при выборе в качестве музыкального сопровождения темы веселой мелодии, приуменьшающей важность освещаемой темы. Так проявляется скрытая ненавистническая риторика, используемая средствами массовой информации. Отношение, которое высказывают журналисты, на подсознательном уровне перенимают читатели или зрители данных репортажей, которые таким образом понимают, что проявление терпимости по отношению кLGBT-сообществу порочно. Стоит уточнить, что подобные материалы появляются в основном в русскоязычных средствах массовой информации, румыноязычные же проявляют большую терпимость, а их материалы на данную тему в основном нейтральны. Тем не менее, в последнее время можно заметить, как изменилось отношение журналистов, репортажи стали более нейтральными, а при освещении проходящего в нашей стране фестиваля больше не используются кадры карнавалов в Европе, а показывается только наш марш. Журналисты, которые берут у нас интервью, проявляют открытость, понимание, однако когда репортаж выходит в эфир или в печать его тональность полностью меняется. Можно предположить, что это последствие вмешательства редакторов или необходимости соблюдать редакционную политику.

- Если средства массовой информации в той или иной мере проявляют сознательность и стараются не допускать ненавистнической риторики и не распространять ее, то комментарии в электронных средствах массовой информации по-прежнему остаются ахиллесовой пятой. Кто, на Ваш взгляд, несет ответственность за призывы к насилию?
- Это верно, настоящую проблему представляют собой комментарии под статьями, публикуемыми в электронных средствах массовой информации. Вот где буйным цветом цветут не только ненавистническая риторика, но и подстрекательства к насилию. В этой связи можно выделить два источника возможных проблем: размещение подобных сообщений на одной из страниц с десятками тысяч просмотров, где их может прочесть множество людей (например, комментарии к некоторым репортажам) и появление ненавистнической риторики на странице авторитетного общественного деятеля, министра или депутата, с сотнями виртуальных друзей в социальных сетях. Сложившееся положение дел чревато серьезными последствиями, и ответственность за это должны нести не только те, кто пишут, но и модераторы и владельцы сайтов. Владелец или модератор сайта, на котором допускается размещение сообщений, содержащих ненавистническую риторику, должны обеспечить их модерацию, а если такой возможности нет, те, кто заходят на сайт и оставляют на нем свои комментарии, не должны делать это анонимно, чтобы их можно было найти и привлечь к ответу в случае подстрекательства к насилию.

- Какие меры предпринимаете Вы в качестве представителя неправительственной организации, защищающей праваLGBT-сообщества, когда обнаруживаете комментарии или материалы, содержащие ненавистническую риторику?
- Чаще всего мы направляем в Совет прессы обращение, в котором сообщаем о нарушении кодекса профессиональной этики журналиста, дальнейшее разбирательство ведут уполномоченные органы. Мы отнюдь не стремимся подавать в суд на все средства массовой информации, тем более что зачастую люди делают ошибки не по злому умыслу, а попросту не осознавая, что сказанное ими является, по сути, подстрекательством к насилию. В подобных случаях мы стараемся разрешить возникшую проблему мирным путем, однако, не видя никакой реакции со стороны представителей средства массовой информации, обращаемся в суд. Как, например, в случае с телеканалом «Pro TV». Дело в не подвергнутых модерации комментариях, содержащих подстрекательства к насилию и последовавших после репортажа, который сам по себе был вполне нейтральным, и к которому у нас нет никаких претензий. Судебные тяжбы с телеканалом длятся с 2014 года, а до этого мы направили его руководству три или даже четыре письма, на которые не получили ни одного ответа. Мы выиграли дело в суде первой инстанции, проиграли в Апелляционной палате, а теперь ожидаем решения Высшей судебной палаты.

- Одним из источников возникновения ненавистнической риторики является нетерпимость. Как можно воспитать терпимость?
- Информируя. В настоящее время представители LGBT-сообщества считаются не такими как все, люди не понимают, что представителями сексуальных меньшинств могут быть их соседи, коллеги по работе, родные и что эти люди ничем не отличаются от всех остальных. Когда средства массовой информации будут уделять больше внимания рассказам о жизни этих людей, будут освещать мнения ученых по данному вопросу, когда мы поймем, что люди гомосексуальной ориентации – не «чудовища», которых следует бояться, только тогда отношение к таким людям изменится. Наша организация «Genderdoc-M» ведет масштабную работу по информированию, мы организуем тренинги для студентов, врачей, журналистов, сотрудников неправительственных организаций, адвокатов. Мы проводим кампании по привлечению внимания, снимаем социальные ролики, фильмы, проводим лекции и беседы со студентами, издаем специальную литературу, брошюры, которые используем для информирования общественности.

_____________________
Этот материал опубликован в рамках проекта «Борьба с ненавистнической риторикой в электронных средствах массовой информации и социальных сетях», внедренного ЦНЖ при поддержке «Civil Rights Defenders» (Швеция), являющегося партнером ЦНЖ. Содержание данного материала не отражает в обязательном порядке точку зрения финансирующей организации.