Вы здесь

Выявленные хозяева

18 ноября 2015
1604 просмотра

Дорин СКОБИОАЛА,
Генеральный директор CAT Studio, корреспондент Reuters Television

Закон не делает различий между владельцами радиочастот и телевидения, для Координационного совета по телевидению и радио все являются ”вещателями”. В случае если ссылаться на Владимира Плахотника, заявленного владельца 7 учреждений СМИ, установим, что количество имеющихся у него лицензий превышает количество, установленное законом. То, что до сих пор можно было толковать как спекуляцию или ложь, теперь официально является подтвержденной информацией. Данный факт позволяет учреждениям СМИ оспаривать законность владения одним лицом 7 лицензий.
После вступления в силу закона о прозрачности, «национальному» и государственному оператору Moldtelecom сложно будет объяснить то замечательное совпадение, что именно станции, принадлежащие олигарху Владимиру Плахотнику, были размещены на первых позициях в 4 ключевых пакетах цифрового телевидения. Только, опять же, никто не побеспокоится оправдываться: ничем не рискуют за покровительство одному из игроков рынка СМИ, а до тех пор, пока не применяются санкции, разрешено все.
Санкций следует ожидать PRO TV Chișinău и ACASĂ TV в Молдове, администраторы, которых посчитали, что и на этот раз могут скрыть личность настоящих владельцев за нескончаемой чередой оффшорных компаний с одинаковыми названиями, зарегистрированных в Кюрасао и Бермудских островах, которые принадлежат друг другу.

Узнали о том, что уже было известно
Jurnal TV не сделал неожиданных разоблачений, подтвердив то, что давно не отрицается - "немецкий инвестор" на самом деле является учредителем телевидения - компания, которая принадлежит Виктору Цопа. Кирилл Лучинский признал, что является владельцем двух телевидений - TV7 и BRAVO, которые транслируют два российских канала: NTV и, соответственно, - TNT. Илан Шор предпочел не выпячивать о своих двух телеканалах, которые он перенял у Валентина Бодиштяну, но и особо этого не скрывал. Официально, учредителем Euro TV и Alt TV является Рита Цвик, которая несколько лет тому назад управляла каналом NIT Бориса Бирштейна. Но, она работает от имени фирмы Klassika Media, бренд, который на протяжении многих лет принадлежит семье Шор.

Рука Москвы
Основным акционером телеканала РТР Молдова является РОСМЕДИАКОМ, основанный, в свою очередь, двумя крупнейшими банками РФ - Сбербанком России и Внешэкономбанком, а также всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компанией – ВГТРК. Таким образом, Кремль подтверждает, что владеет и финансирует телеканал со значительным покрытием в Республике Молдова. Многочисленные жалобы, поданные в КСТР в отношении пропагандистского содержания, а часто – враждебного, программ данного канала в адрес молдавского государства никогда не имело серьезных последствий. "Руку Москвы" мы находим и в рядах акционеров каналов РЕН ТВ Молдова и Accent TV, а также в редакционной политике данных телеканалов. Другими словами, Россия заботится о том, чтобы Республика Молдова не вышла из под своего пропагандистского зонтика, и до тех пор, пока наши органы по регулированию не замечают содержания ретранслируемых программ, а также тех, которые производятся в Кишиневе на российские денежные средства, она будет продолжать продвигать свои собственные ценности через учреждения средств массовой информации, которые она финансируют.
Также русские владеют контрольным пакетом STS Mega, во главе с Даном Лозовану. Речь идет о развлекательном канале, как и в случае ТНТ-Bravo Кирилла Лучинского, доля продукции пропагандистского характера транслируемого им является более низкой. Но из-за российских акционеров, даже немногие программы, произведенные в Кишиневе, создаются на русском языке (утреннее шоу, например, впрочем, как и на РТР-Молдова).

Пока у нас нет ... Но было бы хорошо
Таким образом, открыло ли нам глаза опубликование имен истинных владельцев молдавского телевидения? У нас есть конгломерат из 4 каналов с национальным покрытием, сосредоточенный в руках одного человека, с единой редакционной политикой, где плюрализм исключается. У нас есть каналы, которые принадлежат членам политических партий, что изначально делает их пристрастными. У нас есть телевидения, основанные и контролируемые финансовыми структурами и государственными СМИ Российской Федерации. У нас есть телевидение под названием "общественное", которое на самом деле принадлежит Правительству и финансируется государством (вспомним пословицу: не стоит кусать руку, которая тебя кормит) ...
Объявление окончательных бенефициаров аудиовизуальных учреждений средств массовой информации должно стать лишь первым шагом по созданию цивилизованных правил в данной области. Должно последовать строгое регулирование в отношении объема внутреннего продукта, но аутентичного, а не субтитры избитых сериалов из Москвы. Следует проводить мониторинг и применять санкции, вплоть до изъятия лицензий на вещание с несоблюдением квот на вещание на румынском языке. Следует прекратить пиратство. Следует, наконец, осуществить переход на цифровое телевидение, которое не принесет выгоду тем, кто окольными путями захватил наземные частоты и установил монополию. Телевидение должно стать бизнесом, а не средством пропаганды и политических расправ.
К сожалению должен констатировать, что и в дальнейшем, с «выявленными» владельцами, у молдавского телевидения будет редакционная политика, которая будет определяться интересами или убеждениями хозяина. Они  и в дальнейшем будут использоваться больше для создания и продвижения удобного и полезного мнения, чем для информации. К сожалению, тот факт, что в настоящее время мы знаем имена тех, кто отравляют нас информационно, никак не поможет нам изменить эти порочные практики. Поскольку у нас нет реальных рычагов влияния. В условиях, когда и сегмент измерения аудитории установлен монопольно, контролируется одним из игроков на рынке, даже пульт дистанционного управления больше не является оружием, при помощи которого зритель может взыскать за несовместимые продукты, и взывать к вещателям, пересмотреть свой подход. На практике, мы пока не можем говорить о телевизионном рынке Молдовы. Ретранслировать российский продукт 23 часа в сутки и всего лишь один час предоставлять на собственные передачи (иногда и они на русском языке) не означает делать телевидение. Льготный период, в течение которого вещателям было позволено получить мега выгоду, ничего не вкладывая, должен завершиться и необходимо начать создание здесь, в Молдове, собственного телевизионного рынка, который бы работал в соответствии с четкими и едиными правилами для всех игроков.
------------------
Статья было опубликована в рамках проекта «Общественные кампании для обеспечения прозрачности структуры собственности СМИ, доступа к информации и продвижение ценностей ЕС и европейской интеграции», осуществляемого ЦНЖ, который, в свою очередь, является частью проекта «Партнерства для Устойчивого Гражданского Общества в Молдове», осуществляемого FHI 360.
Публикация данного материала стала возможной благодаря щедрой помощи американского народа, предоставленной через Агентство США по международному развитию (USAID). Мнения высказанные принадлежат автору  и не отражают в обязательном порядке взгляды USAID или Правительства США