Вы здесь

Газета – распространитель вируса, а деньги нет?

02 апреля 2020
588 просмотров
Наталья Жунгиету,
директор областной газеты «Expresul»
 
На этой неделе, точнее в понедельник утром, мы получили от государственного предприятия «Posta Moldovei» – крупнейшего национального оператора почтовых услуг – письмо, которым нас, как и другие редакции, уведомили о прекращении «на неопределенный срок» распространения газет и журналов.
 
«Posta Moldovei» ссылается на специальный режим работы, призванный защитить своих сотрудников в период чрезвычайного положения, введенного на основании распоряжения Комиссии по чрезвычайным ситуациям.  Более того, предприятие будет оказывать только «услуги первой необходимости». В этих условиях редакции не могут издавать газеты и журналы, потому что почтальоны не доставляют их подписчикам.
 

Всё это хорошо, но вот только я не могу понять одного: разве газета не является крайне необходимым источником информации? Разве информирование населения не является острой необходимостью, особенно в контексте сложной ситуации, вызванной пандемией? Разве можно вот так, взять и ограничить, запретить населению получать информацию? Как в таком случае обеспечивается право на доступ к информации? И почему почтальоны могут ходить от дома к дому, чтобы приносить пенсии, пособия, счета, но не газеты? Разве газета – распространитель вируса, а деньги нет? Разве газеты не оставляют в почтовом ящике или «в воротах», без прямого контакта с подписчиками? Может быть и деньги, которые почтовые работники приносят пенсионерам, тоже оставляют в воротах? Конечно же нет! Почтовый работник заходит во двор, а в некоторых случаях – даже в дом. Они напрямую контактируют с людьми, дотрагиваются до банкнот, ручек, списка, дверной ручки и т. д. Разве это не опаснее?

«Мы окажем всю необходимую поддержку пожилым людям, чтобы обеспечить их всем необходимым, только чтобы они оставались дома в этот трудный период для их здоровья», – заявил премьер-министр Ион Кику после того, как Комиссия по чрезвычайным ситуациям решила принять эти меры, по их словам, чтобы избежать скопления пожилых людей в почтовых отделениях или банках для получения этих выплат.
 
Какой смысл прекращать распространение газет и журналов? Вероятно, мы могли сделать единственный вывод – что преследуется конкретная цель: не информировать население надлежащим образом. Или, может быть, есть другая, о которой мы, журналисты печатных СМИ и не подозреваем?
 
Из-за этого «специального режима» тысячи, десятки тысяч подписчиков «Expresul», а также других независимых изданий, предоставляющих информацию корректно и беспристрастно, без цензуры, остались без достоверных источников информации. В основном речь идет о пожилых людях, у которых нет доступа к Интернету или к многочисленным телеканалам, чтобы иметь возможность выбрать, что смотреть.
 
Таким образом, прекращение процесса издания периодических изданий немедленно повлияет на степень информированности значительной части населения, особенно из сельской местности. Кроме того, приостановка редакционной деятельности приведет к финансовым потерям. В настоящее время большую часть наших доходов образует реклама. Как только газеты перестают публиковаться, реклама не поступает, и следовательно, денег на счету нет.
 
Кто-то может сказать, что спасение – это переход на вебсайты. Но они не приносят прибыль так как рекламодатели пока отказываются размещать рекламу на сайте. Кроме того, если люди не будут получать газеты, на которые они подписались на более длительный срок, они воздержатся от дальнейшей подписки. Таким образом, тиражи сократятся, что означает новый удар по редакциям. Если правительство решает «судьбу» печатных СМИ, почему бы ему не решить субсидировать их на время приостановления их деятельности?