Итак, почему нужно сокращать состав регулирующего органа в области телевидения и радио от нынешних 9 членов до пяти?
В ответ на обращение портала «Media Azi», эксперт в области СМИ Ион Бундуки, один из авторов нового Кодекса телевидения и радио, сказал, что это положение включено, исходя из нескольких соображений. «Во-первых, мы подумали, что основная функция регулирующего органа, а именно лицензирование вещателей, в целом выполнена, поскольку спектр вещательных частот в общем-то исчерпан, и тогда мы подумали, что новый орган не обязательно должен состоять аж из 9 членов. Второе соображение: мы подумали, что, например, в США, стране побольше нашей, орган состоит из 5 комиссаров, так они там называются, а у нас девять. Третье соображение – из бесед с многими работниками данной сферы мы пришли к заключению, что за все время существования у нас регулирующего органа он не проявил особой эффективности. Поэтому, может было бы лучше, чтобы количество членов КСТР было меньше, а аппарат КСТР – более консолидированный».
По мнению продюсера Elita TV Анжелы Захаровой, в конечном итоге эффективность КСТР зависит от того, руководствуются ли его члены в своей деятельности публичным интересом или интересом партий, делегировавших их в регулирующий орган. «Если их количество будет меньше, но они будут политически подконтрольными в такой же мере, как сейчас, ибо именно это констатируют разные исследования и мониторинговые отчеты, ситуация не очень-то измениться в желаемом направлении. Сокращение количества членов КСТР – дело хорошее, но я бы поставила акцент на их свободе». В этом смысле Анжела Захарова считает, что в состав регулирующего учреждения в области телерадиовещания следовало бы включать представителей ассоциаций вещателей, медийных организаций, профильных экспертов, людей компетентных и опытных.
По мнению члена КСТР Марианны Ончану-Хадыркэ, в составе любой структуры, принимающей решения с влиянием на развитие сферы телевидения и радиовещания, должно быть больше пяти человек, поскольку в ситуации, когда «один заболевает или уходит в отпуск, остаются четыре члена, и тогда каким будет кворум – три или четыре человека? Какое большинство правомочно принимать решения? С моей точки зрения, идеальная цифра, если непременно нужно сократить количество членов, не может быть меньше 7 человек для того, чтобы совет или такая структура была функциональной. С учетом параметров рынка, количества вещателей и т.д.», - сказала Марианна Ончану-Хадыркэ.
Мы спросили Иона Бундуки, может ли увеличение количества членов до 15 человек обеспечить больше демократичности в КСТР. «Мы можем сформировать совет и из 101 члена, но значит ли это, что он станет демократичнее? Разве в США, где регулирующее учреждение сформировано из 5 комиссаров, меньше демократии в сфере телерадиовещания?», - вопросом на вопрос ответил нам эксперт. По его утверждениям, это положение было включено и для того, чтобы повысить ответственность учреждения по регулированию сферы телевидения и радиовещания. «В течение своей деятельности, начиная с 2006 года и поныне, КСТР неоднократно проявлял безответственность. И мы каждый раз ссылались на случай, когда, накануне конституционного референдума, члены КСТР в полном составе ушли в отпуск», - констатирует Ион Бундуки.
Напоминаем, что проект нового Кодекса телевидения и радио разработан гражданским обществом в 2010 году и представлен парламенту в порядке законодательной инициативы парламентской фракцией Либеральной партии в марте 2015 года. Парламентская Комиссия по средствам массовой информации организовала публичные консультации по этому документу, а 1 июля 2016 года законопроект № 53 был принят в первом чтении. Председатель парламентской Комиссии по средствам массовой информации Владимир Хотиняну заявил недавно порталу «Media Azi»: «Готовим к принятию во втором чтении проект 53 совмещено с означенными тремя проектами. Над этим работаем в комиссии. И очень хочется успеть в рамках нынешней летней сессии, чтобы у нас наконец-то был Кодекс телевидения и радио…».