После того как ряд СМИ и неправительственных медийных организаций обратились в Минздрав с просьбой возобновить пресс-конференции, на которых представители ведомства отвечали онлайн на вопросы журналистов, министр здравоохранения, труда и социальной защиты Виорика Думбрэвяну, пообещала, что ведомство «возобновит проведение брифингов и пресс-конференций в обновленном формате». Она добавила, что информирует общественность, в том числе «путем участия представителей ведомства в передачах и интервью, а также путем предоставления ответов на все запросы журналистов о предоставлении информации», в то время как информация о Covid-19 «постоянно обновляется на веб-сайте и официальной странице министерства в Facebook».
Виорика Думбрэвяну напомнила, что в настоящее время министерство проводит еженедельный брифинг, на котором представляет обновленную сводку об эпидемиологической ситуации с коронавирусной инфекцией Covid-19.
ЖУРНАЛИСТЫ: У МИНИСТЕРСТВА СЕЛЕКТИВНЫЙ ПОДХОД К ПРЕССЕ
Одна из основателей медиапроекта Cu Sens Люба Шевчук утверждает, что предоставление интервью и участие в некоторых передачах недостаточно для полного информирования, потому что министерство «не может ответить на все вопросы, представляющие общественный интерес». «По собственному опыту могу сказать, что иногда уходит несколько недель на то, что чтобы представители Министерства здравоохранения согласились на интервью, а иногда нам просто отказывали в нем. Мы же должны информировать граждан сегодня, поэтому возобновление онлайн-конференций — необходимость», —привела свои аргументы Люба Шевчук.
В свой черед, директор новостей TV8 Мариана Рацэ заявила, что министерство якобы избирательно относится к медийным учреждениям, когда принимает решения к какому СМИ идти. «Самый оперативный способ информирования граждан — это пресс-конференции, на которых журналисты имеют возможность задать вопросы и сразу же получить ответы. Также журналисты видят напрямую реакцию властей. К сожалению, представители министерства селективно относятся к тому на какие передачи и телеканалы они решают идти. Письменные ответы — хороший способ коммуникации только для печатных СМИ и даже в этом случае на это уходит много времени. Если они проявляют открытость, то почему же не полностью ? », - спрашивает представитель TV8.
Moldova.org считает, что журналистам по-прежнему нужно задавать вопросы властям на прямую, «особенно, учитывая пандемическую ситуацию в стране, когда почти каждый день регистрируется рекордное количество новых случаев заражения». «Нам хотелось бы высказаться и об организации брифингов и пресс-конференций “в обновленном формате”. Мы хотели бы знать, когда они начнутся, с какой периодичностью они будут проводиться и в каком формате будут проходить. Уточняем, что с представителями СМИ могут быть проведены консультации по поводу форматов данных мероприятий », - уточнила Анастасия Кондрук, главный редактор Moldova.org.
ПРЯМОЕ ОБЩЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ НА ГРАЖДАН
Журналистка утверждает, что от прямого общения ведомства с прессой зависит, какой эффект возымеет данная тема на граждан. «Мы повторим, что у СМИ есть острая необходимость напрямую задавать вопросы властям в целях информирования общественности о различных аспектах данной проблемы. Информационный вакуум может привести к снижению интереса населения к этой теме, мерам безопасности и, таким образом, могут способствовать еще более стремительному распространению Covid-19 », - подчеркнула Анастасия Кондрук.
Исполнительный директор Центра независимой журналистики (ЦНЖ) Надин Гогу отметила, что журналисты нуждаются в ответах из первого рук, чтобы правильно и равноудаленно информировать о ситуации с Covid-19 - «актуальные ответы из источников, которые можно цитировать.прямым текстом, как в аудио/видео формате». «Учитывая, что ситуация меняется день ото дня, журналисты не могут целыми днями сидеть и ждать ответов на свои вопросы. Они же должны написать оригинальные, многосторонние материалы, затрагивающие тему пандемии», - сказала Надин Гогу.
20 апреля 2020 года пресс-служба Минздрава сообщила, что оно будет еженедельно проводить пресс-конференции онлайн с ответами на вопросы журналистов в прямом эфире, в контексте пандемии Covid-19, после того, как кризисная ячейка журналистов попросило об этом представителей ведомства. Впоследствии министерство приостановило проведение этих мероприятий.