Вы здесь

Нужна ли школа журналистики в «эпоху копипаста»?

29 апреля 2015
1263 просмотра
Сорина ШТЕФЫРЦЭ, директор Высшей Школы журналистики

Вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи – парафраз названия старой театральной пьесы, а ее «обновленная версия» пришла мне на ум пару месяцев назад, когда я решила ответить на вызов судьбы и взять на себя руководство Высшей Школы журналистики. Таким образом, ответить на этот вопрос предстояло, прежде всего, мне самой…
 
В конечном итоге ответ оказался утвердительным, подтверждением чему служит и то, что сейчас я пишу эти строки. Однако вопрос не исчез. Он возникает у меня каждый раз при просмотре новостей или просто при попытке угадать, что таится в мыслях завтрашних выпускников второго выпуска Высшей Школы журналистики и какое будущее в профессии их ожидает.

 

Два лирических отступления
 
В мае этого года я отметила два десятилетия своей «законной» журналисткой карьеры. Я окончила Факультет журналистики Молдавского государственного университета, а Ион Бундуки, который в первый апрельский день здесь же, на www.media-azi, рассказывал о своем почти 20-летнем опыте преподавания на Факультете журналистики Молдавского государственного университета, был единственным, кто поставил мне шестерку на государственном экзамене летом 1995 года. Зачем на факультете журналистики нужно сдавать государственный экзамен, а не выполнять практическую работу, я до сих пор так и не поняла. Но очевидно, что эта отметка не помешала мне прийти в журналистику и в ней остаться. Однако я буду не до конца честной, если не упомяну о том, какую роль в этом сыграла редакция. И вот мое второе лирическое отступление: я стала журналистом благодаря двум выдающимся личностям отечественной журналистики и предоставленной ими возможностью работать в учреждениях, которые создали они сами или которые мы создали вместе.
 
В сотрудничестве с Валом Бутнару 23 мая 1995 года мы выпустили первый номер газеты «Flux». То время в моей памяти прочно связано и с первыми попытками освоить езду на автомобиле, когда вся уверенность в собственном водительском мастерстве разбивается вдребезги в первый же день на дороге. «Вот как дам тебе компьютером по голове!» - примерно так звучала первая «похвала» от Вала Бутнару, когда я написала свою первую статью. И он был прав, тогда я сделала ошибку. Зато это осталось в моей памяти навсегда, и такого я больше ни разу не допускала! Так начался мой второй университет.
 
Работа с Константином Тэнасе была настоящим соперничеством – между ним-редактором и мной-корреспондентом. До сих пор помню, как счастлива была, когда в июле 1998 года он первый раз не исправил ни слова в моей статье. Возможно, он просто спешил и бегло просмотрел текст… Но именно этот летний день ознаменовал поворотный момент в моей жизни, потому что именно с тех пор я стала иначе чувствовать текст. И вот так, имея за плечами уже три университета, я пришла в газету «Timpul»…

 

Университет после Университета
 
Я вспомнила обо всем этом не потому, что меня вдруг охватила ностальгия, а оттого что иногда при просмотре репортажей или чтении новостей в Интернете я спрашиваю себя, остались ли еще редакции и редакторы, способные научить тому, чему не учат в университете – практической журналистике.
 
Ведь за прошедшие 20 лет изменилось не так уж и много, стало лишь больше факультетов, «производящих» журналистов, большинство из которых практикующие журналисты вынуждены повторно обучать в своих собственных «университетах». Одним из таких университетов является и Высшая Школа журналистики – пилотная редакция сегодняшнего дня, в которой учат навыкам выживания в редакции дня завтрашнего.
 
Наша Школа была создана в 2006 году на основе концепции универсальной журналистики и за время своего существования подготовила более 120 слушателей, мечтающих о журналистской карьере. Более 90 из них сейчас работают по специальности и делают свою работу достойно и ответственно, так, как их учили преподаватели, многие из которых со временем стали и их коллегами по цеху. Таким образом, Школу можно считать настоящим университетом после Университета.

 

Универсальная школа для универсальных журналистов
 
Высшая Школа журналистики – это десять месяцев интенсивного обучения, в течение которых те, кто до того изучал право, экономику или приобрел одну из технических специальностей, а также выпускники Факультета журналистики, желающие пополнить багаж знаний, недополученных, по их мнению, во время учебы в университете, учатся быть журналистами. Для этого Школа старается привлечь лучших из ныне работающих сотрудников средств массовой информации, которые приносят в жертву свое время и переквалифицируются в преподавателей, будучи твердо уверенными в том, что пресса в Республике Молдова должна быть и может быть по-настоящему профессиональной.
 
Они учат наших студентов делать свою работу в соответствии с самыми высокими международными стандартами, корректно и беспристрастно, так, как иногда кажется, что можно прочесть только в учебниках по специальности. Наши слушатели учатся быть настоящими профессионалами, работая на радио, в газете, в Интернет-ресурсах или на телевидении. Они учатся работать одинаково эффективно и честно. Знать, что умение входить в окно, когда тебя гонят в дверь – ценное качество для журналиста, но всегда руководствоваться этическими принципами – великое достоинство. И, не в последнюю очередь, в Школе учат правильно писать и правильно оформлять свои мысли. А человек думающий не хочет, да и не может прибегать к копипасту.
 
__________________
Статья было опубликована в рамках проекта «Общественные кампании для обеспечения прозрачности структуры собственности СМИ, доступа к информации и продвижение ценностей ЕС и европейской интеграции», осуществляемого ЦНЖ, который, в свою очередь, является частью проекта «Партнерства для Устойчивого Гражданского Общества в Молдове», осуществляемого FHI 360.
Публикация данного материала стала возможной благодаря щедрой помощи американского народа, предоставленной через Агентство США по международному развитию (USAID). Мнения высказанные принадлежат автору  и не отражают в обязательном порядке взгляды USAID или Правительства США.